12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
БАБАНСКАЯ ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА61 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа внеурочной деятельности технического направления
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ Кичкинская СОШ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по ВР директор МБОУ Кичкинской СОШ ______ О.С. Бабанская ___________ Решетников И.А.
2023 г. Приказ № ___от_______2023г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФОТОКРУЖОК «ВЕКТОР»
технической направленности
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 10 – 16 лет Срок реализации: 2 года
Кичкино,2023
Оглавление
Комплекс основных характеристик программы 3
Планируемые результаты и способы определения результативности 10
Комплекс организационно-педагогических условий 12
Примерный календарный учебный график 12
Мониторинг результатов обучения 12
Условия реализации программы 14
Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в реализации программы 16
У современного подростка умение работать с фотокамерой (даже в сотовом телефоне), с графическими редакторами и социальными сетями (например, ВКонтакте), является важной частью владения информационными технологиями. В это же время, нельзя игнорировать проблему излишней увлеченности «виртуальной реальностью». Поэтому данная программа дает возможность решать эту задачу через активизацию познания к окружающему миру с помощью современных «гаджетов», при разумных затратах времени и усилий.
Процесс фотосъемки предполагает активный поиск сюжетов, образов, работу с цветом и светом (преимущественно с естественным освещением). Задания, разработанные по методике НФТМ-ТРИЗ (непрерывное формирование творческого мышления, теория решения изобретательских задач) направлены на творческую самореализацию личности ребенка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа фотокружка
«ZOOM» составлена в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся";
Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3);
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196»;
Концепция развития ДОД до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
Приказ Министерства просвещения России от 03.09.2019 №467 «Об утверждении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей»;
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации N 996-р от 29.05. 2015 г.);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
Письмо Минпросвещения России от 30.12.2022 N АБ-3924/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями "Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации");
Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ-976/04 «О реализации внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий (вместе с
«Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»).
Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Устав МАОУ ДО ДДТ «Искорка» г. Томска от 27.04.2022 г.;
Рабочая программа воспитания Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества «Искорка» г. Томска;
Положение о дополнительной общеобразовательной программе МАОУ ДО ДДТ
«Искорка» г. Томска;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации МАОУ ДО ДДТ «Искорка» г. Томска.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа фотокружка
«ZOOM» («Зум») относится к технической направленности. Обучающиеся по данной программе, не только осваивают искусство фотографии, они проводят опыты и мастерят специальные приспособления для фотосъемки, изучают свойствах света как физического явления, узнают и применяют на практике приемы художественной выразительности.
Программа является модифицированной, составлена на основе программы кружка
«Искусство фотографии» (автор – Назаренко О.П.). Программа предназначена для работы в системе дополнительного образования, составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Актуальность программы обусловлена тем, что, в настоящее время, фотография, как современный способ самовыражения, пользуется популярностью у детей разного возраста. Наличие фотокамер в смартфонах, практически у всех детей, тоже делает обучение по программе доступным и интересным.
Новизна программы состоит в том, что при освоении учебного материала не только прививаются навыки и умение работать с фототехникой, но и уделяется большое внимание развитию мотивации для решения сложных творческих задач, формируется эстетическая культура.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что традиционно дополнительные образовательные программы данного направления ориентированы на пользователей зеркальных цифровых фотоаппаратов. Наряду с этим, данная программа позволяет достигать результата обучения при работе с любой фотокамерой (цифровые компактные камеры есть практически в каждой семье). Акцент сделан на творчество и эстетические свойства фотографии, а не на технические составляющие.
В курс занятий включены такие темы как: мобилография, обработка фото в приложениях – они не предполагают использование фотоаппарата в принципе.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что занятия фотографией способствуют развитию логики, внимания, памяти, системного мышления, что в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие ребенка.
Обучающимся предлагается решать творческие задачи, что помогает развивать не только креативность, но и такое качество характера, как целеустремленность. Дети учатся планировать свою работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, обучающиеся могут применить в различных видах деятельности, а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области фото и видео творчества, анимации, графического моделирования.
Все образовательные блоки программы предусматривают формирование деятельностно-практического опыта. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию фотографий разных жанров. Практические занятия по программе также связаны с работой в формате мастерской – обучающиеся изготавливают специальные устройства для съемки: фотофильтры, лайтбоксы, фотокамеры без объектива.
Адресат программы. Программа фотокружка «ZOOM» рассчитана на средний школьный возраст - от 10 до 16 лет. Данный возраст считается наиболее благоприятным для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности синзетивного периода, нужно постоянно предлагать детям решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные связи. Такая возможность заложена в данной программе, так как она предполагает анализ фотокомпозиции, системный подход к фотографии, в том числе к фототехнике, в программе используются приемы ТРИЗ-педагогики.
Возрастные особенности среднего школьного возраста. Психологи отмечают, что в данном возрастном диапазоне происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. В этой связи можно отметить, что занятие фотографией поддерживает развитие мыслительной деятельности, ведь хорошая фотография требует взвешенного подхода к выбору объекта и момента съемки, фотограф стремится предать идею при помощи средств художественной выразительности
Цель программы: создание условий для приобретения навыков фотосъемки и развития творческого самовыражения.
Обучающие:
дать представление об основных жанрах фотографии;
познакомить с основным правилам экспонометрии;
познакомить с мировым художественным наследием в области фотографии, в том числе с историей отечественной фотографии;
сформировать представление о фотографии, как о самостоятельном виде искусства;
формировать умения и навыки работы в графическом редакторе;
развивать пользовательский навык работы с фотоаппаратом.
Развивающие:
способствовать развитию познавательного интереса к фотографическому творчеству;
развивать логику, внимание, память;
способствовать развитию системного и критического мышления;
развивать умение работать в коллективе и индивидуально;
развивать стремление достичь результата деятельности.
Воспитательные:
формировать установку на позитивную социальную деятельность в информационном обществе;
воспитать бережное отношение к технике;
воспитывать навыки самоорганизации учебного процесса.
Срок реализации - 2 года Объем:
год обучения – 144 часа.
год обучения – 144 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (продолжительность одного учебного занятия – 45 мин. с обязательным перерывом до 10 мин. между занятиями).
Наполняемость группы: 10 -12 человек.
Формы организации занятий:Основная форма занятий – групповая работа с дифференцированным подходом к выбору заданий практической части.
В некоторых заданиях используются индивидуальная и парная формы, как наиболее эффективные в определенной ситуации.
Коллективная и фронтальная используются в моменты проблемно-поискового взаимодействия и объяснения нового материала.
Формы занятий по особенностям коммуникативного взаимодействия:творческий марафон;
практикум; игра;
подготовка к выставке;
просмотр работ;
пленэр.
вводное и итоговое занятия;
теоретическое;
практическое;
занятие по закреплению знаний;
занятие по систематизации и обобщению знаний;
комбинированные формы занятий.
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Формы контроля | |||
Теория | Практика | Всего | ||||
1. | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 | Опрос | |
2. | История возникновения и развития фотографии в России и мире. | 2 | 2 | 4 | Опрос | |
3. | Устройство фотоаппарата. Основы экспонометрии. | 4 | 6 | 10 | Викторина, наблюдение | |
4. | Композиция. Эстетические свойства фотосъемки. | 10 | 30 | 40 | Викторина, самостоятельная работа | |
5. | Фотографические жанры. | 1 | 3 | 4 | Тестирование | |
| Натюрморт. Фуд фотография | 4 | 10 | 14 | ||
| Пейзаж. | 1 | 2 | 3 | ||
| Портрет. | 4 | 16 | 20 | ||
| Репортаж. | 4 | 16 | 20 | ||
| Специальные приемы в фотографии. | 2 | 10 | 12 | ||
6. | Основы обработки фото в AdobePhotoshop и Snapseed. | 1 | 7 | 8 | Творческая работа, наблюдение, анализ | |
7. | Организация и подготовка выставки. | 1 | 3 | 4 | Коллективная рефлексия | |
8. | Итоговые занятия | 2 | 2 | 4 | Викторина | |
| Итого часов: | 36,5 | 107,5 | 144 | |
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1. | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 | Опрос |
2. | Практика фотосъемки | - | 10 | 10 | Наблюдение |
3. | Этика фотографа | 4 | 13 | 17 | Моделирование ситуации, коллективная рефлексия |
4. | Обработка фото в Lr, Ph. | 5 | 17 | 22 | Творческая работа |
5. | Мультипликация Stopmotion | 7 | 13 | 20 | Творческая работа |
6. | Съемка видео | 4 | 26 | 30 | Творческая работа |
7. | Программы монтажа видео | 4 | 26 | 30 | Творческая работа |
8. | Организация выставки/просмотра видео | 1 | 9 | 10 | Коллективная рефлексия |
9. | Итоговые занятия | 2 | 2 | 4 | Викторина. Презентация фотопроекта. |
| Итого часов: | 27,5 | 116,5 | 144 | |
№ п/п | Раздел, тема | Содержание | |
Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | Знакомство с учебной фотозоной. Техника безопасности на занятиях. Правила поведения в кабинете, на пленэре и экскурсии. | Пробная работа на свободную тему (с целью определения уровня развития умения). |
2 | История возникновени я и развития фотографии в России и мире | История и виды фотографии. Знакомство с работами знаменитых фотографов и художников. Дискуссия на тему современной фотографии на примере фотонатюрмортов и пейзажей. | Опыт с камерой-обскура, фотосъемка. Групповая игра (примы ТРИЗ). |
3 | Устройство фотоаппарата. Основыэкспон ометрии | Чем отличаются фотоаппараты. Основные составляющие цифровой камеры, настройки. | Работа с глубиной резкости и фокусировкой. Длинная выдержка. Наблюдение: распространение |
| | Объективы. Фотовспышки. Свойства света. Экспозиция, экспозамер, экспокоррекция, цветопередача. Источники света | света в разных средах (вода, лед, дым и др.). Опыт: фотография без фотоаппарата – фотограмма. Изготовление лайтбокса |
4 | Композиция. Эстетические свойства фотосъемки | Выразительные средства: композиция, светотень, колорит, перспектива, точка съемки, планы, контраст. Основные аспекты композиционного построения. Смысловой центр. 12 композиционных приемов. Кадрирование. Основы работы с цветом. | Творческое задание на применение выразительных средств – «можно ли сфотографировать музыку?» Коллективная игра. Групповое/индивидуальное творческое задание. |
5 | Фотографичес кие жанры. | Выбор сюжета, работа со светом и настройками камеры. | Пробная фотосъемка. Творческое задание – создание «диптиха» из фото разных жанров. |
6 | Натюрморт Фуд фотография | Особенности жанра. Декоративный и жанровый натюрморт. Особенности съемки еды. | Упражнение – съемка стеклянных и отражающих свет объектов. Натюрморт на тему русского народного творчества. Творческое задание по методике ТРИЗ. |
7 | Пейзаж | Воздушная и линейная перспективы. Съемка водной поверхности. Особенности съемки пейзажа в различное время суток. | Пленэр.Творческое задание по методике ТРИЗ. |
8 | Портрет | Освещение и композиция. Особенности съемки женского и мужского портретов. Высоки и низкий ключ. Освещение Рембрандта. Психология портрета. Создание образа. Визаж/грим. Костюм. | Съемка портрета в естественном освещении. Упражнение со схемами освещения. |
9 | Репортаж | Особенности жанра. | Экскурсия, съемка репортажа на свободную тему. Решение ситуационных задач. |
10 | Специальные приемы в фотографии | Фризлайт (рисование светом). Технология съемки, настройки камеры. Источники света. Пинхол. Устройство камеры, принцип работы. | Изготовление «кистей» для рисования светом. Практика фотосъемки. Индивидуальный/групповой творчески проект. Презентация работ. |
11 | Основы обработки фото в AdobePhotosho | Инструментарий фоторедакторов. Основы обработки изображений. Кадрирование. Управление | Автопортрет с элементами фотомонтажа в AdobePhotoshop. Обработка фото в Snapseed. |
| p и Snapseed | слоями. Создание многослойного изображения. Коллаж. Дискуссия – хорошая фотография без «фотошопа» возможна? | |
12 | Организация выставки | Критерии оценки фотографий | Просмотр работ Индивидуальный/групповой проект Отбор, оформление и размещение работ |
13 | Итоговое занятие | Аттестационные мероприятия. Обсуждение результатов работы. |
Содержание программы
№ п/п | Раздел, тема | Содержание | |
Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | Техника безопасности на занятиях. Правила поведения в кабинете. | Пробная работа на свободную тему. |
2 | Практика фотосъемки | Повторение материала: режимы съемки, настройки, ракурс, точка съемки, композиция в фотографии разных жанров и т.д. | Практика съемки, участия в мероприятиях, пленэры, экскурсии и т.п. Отработка навыков съемки. |
3 | Этика фотографа | Авторское право. Этические нормы работы фотографа. | Съемка портрета. Общение с моделью. Дидактическая игра. |
4 | Обработка фото в Lr, Ph. | Использование и доработка «пресетов». | Съемка и обработка фотоLr, Ph. |
5 | Мультиплика ция Stop motion | Понятие Stopmotion, технические особенности съёмки. | Съёмка мультфильмов. |
6 | Съёмка видео | Видеотехника, технология съемки | Съемка видеоролика. |
7 | Программы монтажа видео | Теория монтажа. Интерфейс программы SonyVegasPro, инструменты, приёмы монтажа, хромакей. | Работа в программе SonyVegasPro. Видеосъемка с использованием хромакея. |
8 | Организация выставки/про смотра видео |
| Просмотр работ. Отбор, оформление и размещение работ. |
9 | Итоговое занятие. | Аттестационные мероприятия. Обсуждение результатов работы. |
К концу первого года обучения обучающиеся будут ознакомлены с:
устройством цифрового фотоаппарата;
историей развития фотографии;
назначением и важностью композиции, света, фокусировки;
жанрами фотографии;
способами построения простой композиции;
структурой инструментальной оболочки графических редакторов;
основными понятиями о формировании цифровых изображений, цветовые модели RGB и CMYK.
Получат навыки:
настаивать фотоаппарат для съемки в условиях естественного освещения;
выстраивать простую композицию;
использовать свет для передачи объёма и фактуры снимаемых объектов;
выполнять фотосъемку в различных жанрах;
осуществлять отбор фотографий на основе выбранных критериев;
пользоваться основными инструментами программы AdobePhotoshop;
планировать свою работу.
получат возможность для формирования творческого воображения, эстетического и художественного восприятия, образного мышления.
получат возможность для формирования личностных качеств:
умения грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки; работать самостоятельно и в коллективе.
К концу второго года обучения дети ознакомятся с:
композиционными и другими приемами художественной выразительности в разных жанрах фотографии;
позами портретной фотографии;
технологией разработки фотопроекта;
приемами обработки фотографий в программах AdobePhotoshop и Lightroom;
технологией монтажа видео.
Получат навыки:
настаивать фотоаппарат для съемки в различных условиях освещенности;
выстраивать более сложную композицию;
выбирать цветовое и композиционное решение для передачи идеи;
снимать и монтировать видео;
общаться с портретируемыми людьми, объяснять творческую задумку.
редактировать изображения.
получат возможность для формирования:
творческого воображения, фантазии, чувства цвета;
эстетического и художественного восприятия, образного и творческого мышления. потребности к творческому самовыражению при помощи фотографии.
получат возможность для формирования личностных качеств:
инициативности, любознательности, целеустремелнности.
1 четверть | 1 сентября-28 октября |
Осенние каникулы | 29 октября-05 ноября занятия по расписанию, организация работы лагерей с дневным пребыванием, проведение культурно-массовых мероприятий |
2 четверть | 06 ноября-27 декабря |
Зимние каникулы | 28 декабря-08 января Проведение культурно-массовых мероприятий |
3 четверть | 09 января- 16 марта |
Весенние каникулы | 17 марта-24 марта занятия по расписанию, организация работы лагерей с дневным пребыванием, проведение культурно-массовых мероприятий |
4 четверть | 25 марта- 25 мая |
Летние каникулы | 26 мая - 31 августа организация работы лагерей с дневным пребыванием, проведение культурно- массовых мероприятий. |
Аттестация обучающихся МАОУ ДО ДДТ «Искорка г. Томска»:
промежуточная аттестация по итогам полугодия 27 ноября – 16 декабря;
по результатам освоения дополнительных общеразвивающих программ 15 апреля – 11 мая.
Продолжительность учебного года с 01.09. по 25.05.-36 учебных недель.
Предметные результаты
Параметры оценивания | Высокий уровень развития | Средний уровень развития | Низкий уровень развития |
Овладение техническим навыками и умениями | Полностью владеет техническим навыками и умениями. Владеет ключевыми настройками фотоаппарата. Умеет настроить камеру в разных условиях освещенности. | Испытывает затруднения в применении технических навыков и умений. | Пользуется помощью педагога. |
Развитие композиционны х умений | Самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел. Использует композицию для привлечения внимания к смысловому центру кадра. | Испытывает затруднения в композиционн ом решении. | Не объединяет элементы кадра единым содержанием. |
Развитие цветового восприятия | Использует свет для передачи объёма и фактуры снимаемых объектов. Использует цвет для передачи идеи и настроения фотографии. | Испытывает затруднения для передачи объёма и | Пользуется помощью педагога. |
| | фактуры снимаемых объектов. Неуверенно использует цвет, как инструмент художественн ой выразительнос ти. | |
Овладение навыками фотосъемки в различных жанрах | Выполняет фотосъемку в жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт, репортаж. Создает образы самостоятельно, используя приобретенные навыки. | Выполняет фотосъемку в жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт, репортаж. Испытывает затруднения в передаче идеи через образы. | Пользуется помощью педагога. |
Овладение навыками отбора фотографий | Осуществляет оценку фотографий на основе определённыхкритериев(композиционн ое, световое, цветовое решение). | Испытывает затруднения в оценке фотографий | При отборе критериев пользуется помощью педагога |
Овладение навыками работы в графическом редакторе AdobePhotoshop | Видит необходимость использования графической обработки в конкретной ситуации. Представляет результат обработки. Пользуется основными инструментами программы AdobePhotoshop для передачи идеи и настроения фотографии. | Видит необходимост ь использования графической обработки в конкретной ситуации. Испытывает затруднения при выборе инструментов AdobePhotosh op для передачи идеи и настроения фотографии. | Пользуется помощью педагога при выборе инструментов для передачи идеи и настроения фотографии. |
Умение планировать свою работу | Частично планирует работу самостоятельно | Планирует с помощью педагога | Не умеет планировать свою работу |
Виды контроля
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Входная диагностика | ||
В начале учебного года | Определяется мотивация к занятиям | Беседа, опрос |
Текущий контроль | ||
В течение всего учебного года | Выявляется степень усвоения нового материала, отмечаются ошибки, ведется поиск способов их предупреждения и исправления. Для закрепления полученных знаний и умений, и также для развития навыков самоконтроля и самонаблюдения, большое значение имеет коллективный анализ работ обучающихся. | Наблюдение, анализ творческих заданий |
| В процессе просмотра происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, при этом, дети сами отмечаются наиболее удачные работы, объясняют свое решение и, с поддержкой педагога, разбирают характерные ошибки. Подобное обсуждение проводится регулярно после каждого практического занятия. | |
Промежуточный контроль | ||
По окончании изучения темы | Определяется степень усвоения материала | Выставка, конкурс творческих работ, презентация работ |
Итоговый контроль | ||
В конце учебного года | Определение изменения уровня развития | Выставка, конкурс |
| знаний детей о технике и искусстве | творческих работ, |
| фотографии | презентация работ, |
| | коллективная |
| | рефлексия, |
| | коллективный |
| | анализ работ |
Реализация программы обеспечивается педагогом дополнительного образования соответствующей направленности.
Материально-техническое обеспечение программы:мультимедийное оборудование (компьютеры с калиброванными мониторами, проектор, экран);
цифровая фото техника;
программное обеспечение (Photoshop, Lightroom);
учебный кабинет;
штатив;
фоны для фотосъемки;
осветительные приборы;
натюрмортный фонд;
лазерный цветной принтер;
картон, карандаши, ножницы, бумага, фотобумага и т.п.
Методическое обеспечение учебного процесса по программе фотокружка «ZOOM» включает:
Разработки мультимедийных презентаций к занятиям по всем темам учебно- тематического плана;
Мультимедийные викторины для итоговых занятий и мероприятий (деловая игра, игра с Кубиком Блума и др.);
Раздаточный и наглядный материал по разделам«Основы экспонометрии»,«История возникновения и развития фотографии» (камера обскура), «Композиция.Эстетические свойства фотосъемки»;
Симулятор зеркальной камеры:
Видеосюжеты к темам, предполагающим использование технологии Stopmotion, видеосюжеты по стрит-фотографии;
Аудиофрагментыдля задания к теме «Можно ли сфотографировать музыку?»;
Аудио сопровождение для монтажа stopmotion анимации;
Мониторинговые карты (Приложение 1);
Разработки занятий (технологические карты).
При реализации программы «ZOOM используются следующие методы и приемы обучения:
Метод наблюдения: фотосъемка, изучение характеристик света(рассеянный/направленный/отраженный) и воздействия на объекты.
Словесные методы: лекция, объяснение, беседа, консультация.
Наглядный метод: просмотр работ известных фотографов, репродукций картин, наглядные пособия и схемы, таблицы, демонстрационный материал, предметы, аудио-видео материалы.
Практический метод: упражнения в освоении технических или изобразительных умений.
Метод проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, эвристическая беседа, поиск и отбор обучающимися аргументов, доказательств для решения поставленной проблемы.
Проектный метод: моделирование ситуаций, разработка и реализация творческих фотопроектов.
Метод игры: игры на развитие внимания, памяти, воображения, деловая игра.
Методы и приемы ТРИЗ-технологии:мозговой штурм;
метод противоречий;
системный оператор;
бином и полином фантазии;
морфологический анализ;
метод фокальных объектов;
составление загадок.
Методы дистанционного обучения (ДО).
В программе «Фотокружок «ZOOM» применяются следующие методы дистанционного обучения: асинхронное обучение, смешанное обучение.
Виды теоретических занятий:
Демонстрация материала в виде презентации, обучающих видео, Мастер-класс в видеоформате - видеозапись процесса фотосъемки;
краткий текстовый материал, инфографика – инструкции и «шпаргалки».
Самостоятельное изучение темы происходит обучающимися также в формате видеоуроков из свободных и проверенных педагогом источников из сети Интернет.
Проверка усвоения материала:
Тесты - автоматическая проверка;
Проверка вручную - фото, серии фото, фотопроекты. Виды практических занятий.
Индивидуальная синхронная работа;
Самостоятельная асинхронная работа обучающегося.
Электронная почта;
Мессенджеры;
Социальные сети;
СМС и телефонные звонки.
Инструменты синхронного обучения: Skype, Видеозвонки в WhatsApp. Инструменты асинхронного обучения:
Официальный сайт образовательной организации
Электронная почта
Социальная сеть «ВКонтакте»
Инструменты совместного использования Яндекс: презентации, хранилища файлов(облачные хранилища), документы Яндекс-формы.
Продолжительность занятий при дистанционном обучении составляет 30 минут.
Методика организации условно полной дистанционной реализации программы. Вид ДО | Инструмент дистанционного обучения и общения с обучающимися | Метод ДО | Используемые при ДО ресурсы | Способы оценки результатов обучения |
Теоретическое занятие, тестирование | Группы в социальной сети: Официальный сайт учреждения, инструменты Google для тестирования. Мессенджер WhatsApp телефонные звонки | Асинхронное обучение | Собственные разработки и презентации. Проверенные материалы и презентации с образовательных порталов, YouTube. «Симулятор зеркальной камеры»: | Тестирование; задания в виде практических работ. |
Практические упражнения и задания | Синхронное и асинхронное обучение | Собственные разработки и презентации. | Задания в виде творческих работ. Педагог дает оценку в виде письменной рецензии. | |
Проектная работа | Синхронное и асинхронное обучение | Собственные разработки и презентации. | Проектная работа выполняется в виде серии фотографий. Защита проекта в виде видеоролика – презентации проекта. |
Контроль результатов обучения при условно полной дистанционной реализации программы.
Контроль за выполнением заданий ведется синхронно и асинхронно следующими средствами:
Альбом сообщества социальной сети– обучающиеся вкладывают фотографии;
МессенджерWhatsApp: сообщения, видеозвонки;
Яндекс-формы;
Телефонные звонки, сообщения.
Мониторинг результатов обучения (по ЗУНам) и виды контроля описаны в пункте 5 данной программы. В целом, методика контроля результатов адаптируется к дистанционному формату.
Все выставки и конкурсы проводятся в дистанционном формате на страницах в социальной сети «ВКонтакте»:
Также обучающиеся могут принимать дистанционное участие в конкурсах районного, городского, областного, всероссийского масштаба.
Дни недели | № группы, год обучения | |
Гр. № 1 | Гр. № 2 | |
Понедельник | | |
Вторник | | |
Среда | 10:00 – 10:30 10:40 – 11:10 | 16:00 – 16:30 16:40 – 17:10 |
Четверг | | |
Пятница | | |
Суббота | 11:00 – 11:30 11:40 – 12:10 | 13.00 – 13.30 13.40 – 14.10 |
Воскресенье | | |
Задание обучающиеся всех группа получают на странице в социальной сети: группа фотокружка VK:
Для выполнение практического задания и самостоятельного изучения теории дается время, как правило, до следующего занятия. Время на подготовку может быть увеличено в зависимости от сложности задания.
На выполненное обучающимся задание педагог дает развернутую рефлексию письменно или ауди(видео)-сообщением в мессенджере.
Дистанционная форма реализации программы возможна. Но, качественная и полная её реализация должна происходить в аудиторной форме при контактной работе с обучающимся.
Список литературы для педагогов:
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука./ Г.С. Альтшуллер. — М.: Советское радио, 1979.
Гейлер М. Основы композиции и художественной фотосъемки : профессиональный подход к творчеству / Марк Гейлер; [пер. с англ. С. В. Корсакова]. — Москва: NT Press, 2005 (Самара : Самарский Дом печати).
Гин С. Мир фантазии. / С. Гин. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. Издание второе, переработанное и дополненное. / Л.П. Дыко. — М.: Высшая школа, 1989.
Ефремов А. Фотография без Photoshop. Секреты профессиональной фотосъемки. / А. Ефремов. — СПб: Питер, 2008.
Курский Л.Д., Фельдман Я.Д. Иллюстрированное пособие по обучению фотосъемке. / Л.Д. Курский Я.Д. Фельдман. — М.: "Высшая школа", 1991.
Мосин И.Г. Мировое Искусство. Иллюстрированная энциклопедия. / И.Г. Мосин. — СПб: СЗКЭО "Кристалл", 2006.
О'Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О'Коннор и Иан Макдермотт. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
Фрост Ли. Творческая фотография: Учебник/ Ли Фрост. — М., 2004.
Список литературы для детей и родителей:
Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. Издание второе, переработанное и дополненное. / Л.П. Дыко. — М.: Высшая школа, 1989.
Гин С. Мир фантазии. / С. Гин. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Мосин И.Г. Мировое Искусство. Иллюстрированная энциклопедия. / И.Г. Мосин. — СПб: СЗКЭО "Кристалл", 2006.
Фрост Ли. Творческая фотография: Учебник/ Ли Фрост. — М., 2004.
Список интернет-ресурсов:
https:/
https://zen.yandex.ru/media/id/5c062b78fc96e4040efb4a59/20-metodov-kompozicii- kotorye-uluchshat-vashi-fotografii-5c0636ef756af603ec031210
https://prophotos.ru/lessons/21430-kak-sdelat-vsyo-v-kadre-rezkim-prosto-o-slozhnom
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей программе «ZOOM»
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
Теоретическая подготовка ребенка: Теоретические знания (по основным разделам учебно- тематического плана программ) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½); максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) | 1 5 10 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
1.2. Владение специальной терминологией. | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием | 1 5 10 | Собеседование |
II. Практическая подготовка ребенка 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно- тематического плана программы). | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½) максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками , предусмотренными программой за конкретный период) | 1 5 10 | Контрольное задание |
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога) максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1 5 10 | Контрольное задание |
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) | 1 5 10 | Контрольное задание |
III. Общеучебные умения и навыки ребенка: 3.1. Учебно- | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); | 1 | Анализ исслед. работы |
интеллектуальные умения 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу | | средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей); максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 5 10 | |
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | уровни – по аналогии с п. 3.1.1 | | |
3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) | Самостоятельность в учебно- исследовательской работе | уровни – по аналогии с п. 3.1.1 | | |
Учебно- коммуникативные умения: Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | уровни – по аналогии с п. 3.1.1 | | наблюдение |
3.2.2. Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации | уровни – по аналогии с п. 3.1.1 | | |
3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств | уровни – по аналогии с п. 3.1.1 | | |
Учебно-организационные умения и навыки: Умение организовать свое рабочее (учебное) место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой | уровни – по аналогии с п. 3.1.1 | | наблюдение |
3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более ½); максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период) | 1 5 10 | |
3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | Удовлетворительно-хорошо-отлично | |
ТАБЛИЦА 2.
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной общеразвивающей программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностики |
I. Организационно- волевые качества: 1.1. Терпение | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности | терпения хватает меньше чем на ½ занятия; терпения хватает больше чем на ½ занятия; терпения хватает на все занятие | 1 5 10 | Наблюдение |
1.2. Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям | волевые усилия ребенка побуждаются извне; иногда – самим ребенком; всегда – самим ребенком | 1 5 10 | Наблюдение |
1.3. Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия) | ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне; периодически контролирует себя сам; постоянно контролирует себя сам | 1 5 10 | Наблюдение |
II. Ориентационные качества: 2.1. Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижением | завышенная; заниженная; нормальная | 1 5 10 | Анкетирование |
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | Осознанное участие в освоении образовательной программы | интерес к занятиям продиктован извне; интерес периодически поддерживается самим ребенком; интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно | 1 5 10 | Тестирование |
III. Поведенческие качества: 3.1. Конфликтность (отношение к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации | периодически провоцирует конфликты; сам в конфликтах не участвует, старается их избежать; пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты | 0 5 10 | Тестирование, метод незаконченного предложения |
3.2. Тип сотрудничества (отношение к общим делам детского объединения) | Умение воспринимать общие дела как свои собственные | избегает участия в общих делах; участвует при побуждении извне; инициативен в общих делах | 0 5 10 | Наблюдение |
Карточка учета динамики личностного роста обучающихся
Учебный год
Объединение
№ группы, год обучения Педагог
| ФИ обучающегося | Организационно-волевые качества | Ориентационные качества | Поведенческие качества | Личностные достижения | Результат | |||||||||||||||||||||||||||
| | Терпение | Воля | Самоконтроль | Самооценка | Интерес | Конфликтность | Тип сотрудничества | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | | | | | | | | | | | 1 | 2 | ||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Вывод:
Примечания:
– на начало учебного года
– на конец учебного года
Ведомость учета результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Учебный год Объединение
№ группы, год обучения Педагог
Показатели ФИ обучающегося | I.Теоретическая подготовка ребенка: | II.Практическая подготовка ребенка: | III.Общеучебные умения и навыки ребенка: | IV. Предметные достижения обучающегося: | V. Результат | |||||||||||||||||
Теоретичес кие знания (указать, какие) | Владение специальной терминоло гией | Практически е умения и навыки, предусмот ренные программой (указать, какие) | Владение специальным оборудовани ем и оснащением (указать, каким) | Творческие навыки | Учебно- интеллектуа льные умения: | Учебно- коммуникати вные умения: | Учебно- организацио нные умения и навыки: | (Участие в выставках, конкурсах, соревнованиях и др.) | | |||||||||||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | |||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Вывод: