12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лебина Ольга Сергеевна27

 

Урок № 65

Происхождение млекопитающих. Первозвери. Сумчатые.

Урок – творческая мастерская

Цели:

Познакомить учащихся со знаниями о происхождении млекопитающих;

Выяснить особенности строения и жизнедеятельности Первозверей и Сумчатых.

Задачи:

Образовательные:

Дать современное представление о происхождении млекопитающих и особенностях строения и жизнедеятельности Первозверей и Сумчатых;

Развивающие:

Продолжить формировать умения логически мыслить и рассуждать, работать с текстом учебника и дополнительной литературой.

Воспитательная:

Воспитать бережное отношение к природе через знакомство с млекопитающими.

Оборудование:

видеоролики, учебник, справочная литература, карточки – задания, маркеры, ватман, рабочие карты, газета по теме урока.

Ход урока:

1.Организационный момент.

1. Посадка учащихся по группам (2 группы)

2. Изучение нового материала.

1. Рассказ с элементами беседы.

Учитель. Ребята, я хочу сегодня вас пригласить в мастерскую. Я буду вашим мастером, а вы моими подмастерьями и вместе мы будем мастерить знания. И заносите их в рабочие карты, которые лежат на ваших столах (ПРИЛОЖЕНИЕ №1). Но начать работу в мастерской я хочу с представления замечательного животного. Ваша задача догадаться о ком идет речь, не торопитесь с выводами все версии после прослушивания.

Крупное животное высотой до 2 метров, проживающее в Австралии.

С языка аборигенов название этого животного переводится, как «я вас не понимаю».

Особенно хорошо изучены два вида этого животного: рыжий и серый.

Детеныши у животного рождаются очень маленькими, слабыми и беспомощными, величиной с грецкий орех.

Оно передвигается, прыгая на задних лапах, а передние конечности служат только для подачи ко рту травы и веток.

Для донашивания потомства имеет специальный орган – сумку.

Этот зверек

В сумке носит кошелек

И лихо прыгает в длину

Австралийский … КЕНГУРУ.

(видеоролик http://www.youtube.com/watch?v=iPLEV3AVeG0)

Верно это кенгуру, пусть это животное станет символом нашей мастерской и поможет разобраться в важных биологических вопросах, которые я вынесла в название нашего занятия. Нам предстоит знакомство с интересными группами млекопитающих животных.

2. Социоконструкция.

Мастер. А сейчас подумайте и запишите на листочках, какие вопросы, касающиеся данной группы животных вам хотелось бы обсудить. (Вопросы обсуждаются в группах и записываются на черновике).

3. Социализация.

(вопросы зачитываются вслух, черновики отдаются мастеру).

Мастер. Ответить на все вопросы невозможно, для сегодняшнего разговора мы отберём только те, которые созвучны нашей теме.

(Записывают вопросы на доске и в рабочих картах).

От кого произошли млекопитающие?

Первозвери. Чем они так необычны?

Сумчатые. Почему их так назвали?

Какие животные из этих групп самые интересные?

4. Социоконструкция.

Мастер. Начнем с первого вопроса «От кого произошли млекопитающие?»

Есть ли у вас какие – нибудь дополнения на этот счет?

Обсудите в группах.

5. Социализация.

Выслушиваем ответы.

Мастер. Как убедится что вы правы.

6. Разрыв.

Мастер. Обратится к справочной информации. В качестве такой предлагаю: учебник, стр. 234.

Ребята говорят о происхождении млекопитающих. Конечный вариант записывают на доску и в рабочую карту.

Схема «Происхождение млекопитающих».

Происхождение млекопитающих.

Триасовый период

Ископаемые предки млекопитающих - зверозубые ящеры.

200-230 млн. лет назад.

Первозвери

Юрский период (160—172 миллиона лет назад)

Ехидна и утконос

Сумчатые

Кенгуру

Коала

Вомбат

Сумчатый волк

?

?

Современные млекопитающие

7. Индукция.

Мастер.

Итак, млекопитающие произошли от пресмыкающихся. И доказательством этого служат первозвери и сумчатые животные.

8. Социоконструкция.

Мастер. Сейчас вы приступаете к работе над вопросами 2 и 3.

9. Разрыв.

Группа. Изучить особенности первозверей. (стр. 234-235) и дополнительная литература.

Группа. Изучить особенности строения и жизнедеятельности сумчатых (стр. 234 – 235) и дополнительная литература.

Особенности строения и жизнедеятельности первозверей и сумчатых заносятся в таблицу (ватман для каждой группы). Краткие записи делают маркером или фломастером.

10. Афиширование и социализация.

Вывешивают таблицы на магнитную доску.

Комментируют записи (если есть вопросы).

Все переносят записи в рабочие карты.

11. Индукция.

Мастер. Обращаемся к вопросу №4. Какие животные из этих групп самые интересные? (Сообщения учащихся).

Я не птица и не ёж

Хоть на них я и похож

Меня Дарвин описал

Когда в Австралии искал. (Ехидна)

(видеоролик http://www.youtube.com/watch?v=o0m3qcCAp64)

Странное творение природы

Тело, как у жирного щенка

Клюв утиный, хвост бобриный

А две лапы как у барсука

На других двух лапах перепонки

У самца две ядовитых шпорки

Шкурка у зверька великовата

Догадались кто это, ребята? (Утконос)

(видеоролик http://www.youtube.com/watch?v=ET_iP55Nbvg_)

Медленно тянется день 

Мишке двигаться лень,

Этот медвежонок водички некогда не пьёт,

А только на обед и ужин листочки эвкалиптовые жуёт. (Коала)

(видеоролик http://www.youtube.com/watch?v=KT5oB70bHJQ)

12. Социализация.

Мы с вами познакомились с замечательными животными из разных групп (первозвери и сумчатые).

Интересная страна Австралия! Почти все животные там с сумками на животе бегают. В них они детенышей выкармливают. Каких сумчатых животных вы знаете?

13. Социализация.

Называют животные, которые относятся к сумчатым и первозверям. И записываются на доску и рабочую карту.

14. Индукция.

Мастер. Вы знаете, что знания сохраняются в памяти только тогда, когда они применяются. Поэтому давайте все о чем мы говорили сейчас, осмыслим еще раз. Представьте себе каждый, что вы учитель. Вы это знаете (показывает на доску), а ваши ученики знают ли вам не известно. Какие бы вы вопросы им задали, чтобы проверить их знания. Очень хотелось, чтобы к постановке вопросов вы подошли творчески.

15. Самоконструкция.

Над вопросами пусть подумает каждый и запишет их на листочке.

16. Самоконструкция.

Обсудите командой, какой из них вы зададите другой команде.

17. Рефлексия.

Подошла к концу наша мастерская.

-какие эмоциональные состояния вы пережили? (скуку, интерес, радость, волнение).

- за что вы хотели бы себя похвалить?

- что пожелаете мастеру?

Домашнее задание: ребята домашним заданием для вас будет вопросы и задания газеты «Это мы не проходили», которая составлена на основе материала находящегося «между строчек» нашего школьного учебника.

Домашнее задание

с. 234 – 235, приготовить сообщение об одном представителе Сумчатых животных.

 
Опубликовано


Комментарии (1)

Евгений Алексеевич, 02.12.16 в 20:26 0Ответить Пожаловаться
Ольга Сергеевна! У Вас хорошая задумка, но хотелось бы почитать и самоанализ этого урока. Не увидел приложения №1. А откуда термины - самоконструкция, социализация, социоконструкция" и что по-Вашему они означают? С уважением Е.Стручков

Отредактировано 02-12-2016 20:27

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.