Презентация на тему «Прямая и косвенная речь»
ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ. ДИАЛОГ Лекция-практикум
ЗАДАЧИ обобщить сведения о предложениях с прямой речью и косвенной речью. различать прямую и косвенную речь, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. закрепить умения перестраивать предложения из прямой речью в косвенную; закрепить навыки правописания. закрепить понятия «диалог», «реплика». уяснить различия между диалогом и прямой речью; закрепить знаки препинания при диалоге.
1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык». 1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык». 2.Учитель сказал нам, что быстрое чтение – очень важный навык. 3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ это высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п. Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего, например: «Ты сказал: «Вернусь поздно». Для сравнения в косвенной речи: «Ты сказал, что вернёшься поздно». Обычно, прямая речь выделяется в тексте кавычками либо дается отдельным абзацем, в начале которого ставится тире. К прямой речи в качестве её разновидности относятся цитаты. Прямая речь не является членом предложения.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ Прямая речь состоит из двух частей: Речи чужого лица Слов автора Эти части связываются бессоюзно, объединяются интонацией и смыслом. «Ты что тут делаешь?»- спросил другой детский голос.
Прямая речь перед словами автора: «П»,-а «П?»-а «П!»-а Прямая речь после слов автора: А: «П». А: «П!» А: «П?» ОФОРМЛЕНИЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ Наклонился я к нему и тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» «Прощай, Улечка!» -она заплакала в голос. П –прямая речь А – слова автора
Если прямая речь разрывается словами автора «П,- а, - п». «П,- а. - П!» «П,- а,- п?» «П, -а. - П». «П!- а.- П». «П?- а. - П». ОФОРМЛЕНИЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ
ОФОРМЛЕНИЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ Если прямая речь внутри слов автора А: «П», — а. А: «П?» — а. А: «П!» — а. А: «П...» — а.
НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ. 1.Что с вами приключилось, малыши? 2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите. 3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост… 4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит. 5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада? 6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей. 7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире. 8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.
а) Ага попался теперь я вижу его насквозь заключил он про себя. б) Неужели я такой трус сказал он себе Я боюсь отпустить змея. в) Отныне внушал себе самому Жюльен я буду полагаться только на те черты моего характера которые я уж испытал на деле. Найди предложение, соответствующее схеме «П? – а. – П».
НАЙДИТЕ ПАРУ! ЗАПИШИ ЦИФРА+БУКВА 1. Прочти мне стихи, друг мой 2. Александр хлопал и кричал 3. Судьба твоя устроена 4. Что называете вы поэзией? 5. Он сказал без всякой аффектации фразу, которую недавно слышал, но не вполне понимал 6. Шпаг у них не было, но Монфор пришёл в такой азарт, что крикнул Александру а. Вы убиты! б. В глупости его есть нечто высокое. в. спросил я. г. сказал он Александру. д. попросил он. е. Браво! 1-д 2-е 3-г 4-в 5-б 6-а
СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ Это гений вскричал мальчик он знает всё. «Это гений!- вскричал мальчик. Он знает всё!» Да вот пошёл семнадцатый годок отвечала матушка. «Да вот, пошёл семнадцатый годок», - отвечала матушка.
КОСВЕННАЯ РЕЧЬ чужое высказывание, переданное не точно, а пересказанное. Предложения с косвенной речью состоят из двух частей: одна часть представляет собой слова автора; другая часть выражает содержание чужой речи (косвенную речь) и присоединяется к первой союзами что, будто, чтобы, местоимениями и наречиями кто, что, как, какой, где, когда, почему и др. или частицей ли. Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.
КОСВЕННАЯ РЕЧЬ В предложениях с косвенной речью кавычки не ставятся. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится. Я спросил, который час.
ЗАМЕНА ПРЯМОЙ РЕЧИ КОСВЕННОЙ Командир приказал: «Огонь!» Командир приказал, чтобы открыли огонь. Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!» Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество. Врач спросил: «Какая у вас была температура?» Врач спросил, какая у меня была температура.
УКАЖИТЕ, КАКИЕ ОШИБКИ ДОПУЩЕНЫ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ КОСВЕННОЙ. 1) Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали. 2) Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана. 3) Когда мать спросила у сына, что зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать. 4) Базаров говорит Аркадию, что твой отец – человек отставной. 5) Корчагин твёрдо заявил, что к буденовцам я всё равно перейду.
ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЗАМЕНИВ ПРЯМУЮ РЕЧЬ КОСВЕННОЙ. 1) Он заметил: «Я знаю твою историю». Он заметил, что знает его историю. 2) «Волки хитрее охотников»,– добавил он. Он добавил, что волки хитрее охотников. 3) Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!» Командир строгим голосом сказал, чтобы к нему привели сержанта.
1. Уж сколько раз твердили миру: «Что лесть гнусна, вредна…» Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна… 2. Лисицу спрашивал Сурок, что куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки. Лисицу спрашивал сурок: «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?» 3. Осёл увидел Соловья и говорит ему, что ты, дружище, сказывают, петь великий мастерище. Осёл увидел Соловья и говорит ему: «Ты, дружище, сказывают, петь великий мастерище? Найдите речевые и пунктуационные ошибки.
ДИАЛОГ - разговор двух или нескольких лиц. Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами Слова автора могут сопровождать реплику или нет, если и без них понятно, кому принадлежит прямая речь. И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал: – Здорово! И я сказал: – Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. – Ого! – сказал Мишка. – Где достал? Дашь мне его домой? – Нет, домой не дам. Подарок. Самый удобный способ оформления беседы – это диалог.
ПУНКТУАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ДИАЛОГА Каждая новая реплика диалога пишется с новой красной строки Перед каждой новой репликой ставится тире Кавычки как при прямой речи не ставятся Остальные знаки препинания сохраняются, как и при прямой речи.
– Р. – Р, – а. А: – Р. ОФОРМЛЕНИЕ ДИАЛОГА Р – реплика А – слова автора