12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Геннадьевна9532
Учитель-логопед, тифлопедагог, учитель начальных классов.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Интересное о птицах. Загадки строения клюва птиц. Ассоциации.

Птицы и их удивительные клювы. Материал с фото и кроссвордами.

Автор: Битюгова Татьяна Геннадьевна, учитель-логопед, г.Санкт-Петербург

Назначение: данный материал может быть использован в полном объёме для старших классов как часть урока, частично, с детьми дошкольного, младшего школьного возраста; будет полезен для воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования, для любителей птиц.

Цель: обогащение знаний о птицах

Задачи:

- расширить знания детей о птицах

- развивать наблюдательность, воображение, память, ассоциативное мышление

- развивать мелкую моторику, глазомер…

- воспитывать интерес к решению занимательных задач

- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам и ко всему живому.

 

 

Рассматривая птиц, мы всегда обращаем внимание не только на её размер и окрас, но и на её клюв. У каждой птицы клюв особенный. Его строение зависит от того, в какой среде живёт птица и чем, а главное как она питается.

У хищных птиц обычно крючковатые, острые клювы, способные разрывать добычу.

У зерноядных птиц, клювы короткие, крепкие, помогающие птице разбивать и раздавливать семена и зёрна.

У насекомоядных птиц, клювы острые и достаточно тонкие.

Птицы, живущие в воде, отличаются плоскими клювами с пластинками и зубцами.

И есть птицы, у которых очень необычные клювы. Птиц с такими клювами не перепутаешь ни с кем и сразу запомнишь.

Во время беседы с детьми о птицах можно предложить сравнить клювы птиц с предметами, на которые они похожи, а также подвести детей к особо запоминающимся ассоциациям.

Клёст: клюв похож на ножницы с загнутыми концами. Клёст вытаскивает семена из шишек, поднимая чешуйки концами крестообразного клюва.

 

 

Фламинго: клюв похож на дуршлаг. Птица сквозь клюв процеживает воду в поисках ракообразных, водорослей, моллюсков, личинок насекомых.

 

 

Удод: клюв напоминает пинцет. Своим клювом удод ковыряется в земле и после того, как находит насекомых, личинок, червей, он долго разминает их своим «пинцетом» и только после этого глотает целиком.

 

 

Дятел: клюв похож на отбойный молоток. Дятел долбит кору деревьев в поисках насекомых и их личинок, а также клюёт шишки, орехи «обрабатывая» их на пнях.

 

 

Снегирь: клюв напоминает плоскогубцы. Он раздавливает семена, почки и ягоды растений.

 

 

Попугай: клюв, как кусачки. Он раскусывает клювом орехи и семена.

 

 

Колибри: клюв, как соломинка для коктейля. С его помощью птица всасывает нектар цветов.

 

 

Цапля: клюв напоминает хирургический зажим. Клюв острый с пильчатым краем помогает птице выхватывать из воды рыбу и амфибий.

 

 

Козодой: клюв, как большой сачок. Птица в полёте широко раскрывает клюв и ловит насекомых с помощью окружающих клюв щетинок.

 

 

Пеликан: клюв, как ковш. Пеликан ловит рыбу, зачерпывая её своим клювом, как ковшом.

 

 

Колпица: клюв напоминает ситечко. Птица водит своим клювом под водой из стороны в сторону в поисках добычи и захватывает мелких водных обитателей.

 

 

Беркут: клюв, как секатор. Беркут разрывает свою добычу, отрывая и заглатывая небольшие куски.

 

 

Шилоклювка: клюв похож на щуп сапёра. Шилоклювка ищет в воде беспозвоночных, а также насекомых, рачков, семена водных растений. Своим клювом она водит из стороны в сторону и ощупывает илистые места мелких водоёмов.

 

 

Зимородок: клюв, как пика, копьё. Птица высматривает мелкую рыбёшку, насекомых, иногда лягушек, головастиков с воздуха, затем ныряет и чаще не просто ловит, а прокалывает свою добычу клювом, затем снимает её с клюва, подбрасывает, ловит клювом и затем поедает целиком.

 

 

Тупик: клюв напоминает сеть с крючками. Удивительно, но тупик может продолжать ловить рыбу, не выпуская из клюва уже пойманную. Своим языком он направляет рыбку вглубь клюва, как бы нанизывая её на шампур и цепляя на крючки-шипы, находящиеся на верхней части клюва и продолжает охоту на следующую рыбку.

 

 

 

Задание №1

Для тех, кто был очень внимательным во время изучения данного материала, не составит труда решить следующую головоломку.

 

 

Для её решения, необходимо вписать в клеточки названия птиц, чьи клювы похожи на изображённые предметы.

Затем найти начало головоломки (стрелку) и, двигаясь по линиям от буквы к букве, прочитать народную мудрость.

 

 

Для того, чтобы было легче читать, можно выделить буквы красным карандашом.

 

 

«Всякая птица своим клювом сыта» – вот, как гласит народная мудрость.

Задание №2

Назови восемь птиц, изображённых на рисунках, и впиши их названия в клеточки.

 

 

Затем обрати внимание на буквы в сиреневых квадратиках и впиши их отдельно по порядку. Ты прочитаешь название девятой птицы – одной из самых загадочных существ на земле.

 

 

Это китоглав или королевская цапля. Эта птица питается рыбой, ловит лягушек, змей и молодых черепах. Китоглав обладает огромным терпением. Без движения, с опущенной в воду головой он терпеливо поджидает, когда невдалеке появится рыба.

Иногда он очень медленно и осторожно прохаживается в зарослях тростника, пока на поверхности не появится будущая добыча. Тогда он немедленно расправляет крылья и бросается вперёд, стараясь поймать жертву своим большим клювом с острым крючком на конце. После успешной охоты птица вначале отделяет добычу от растений, а затем глотает съедобную часть.

 

 

Задание №3

Можно предложить детям пофантазировать и нарисовать картинки с изображением предметов, на которые похож клюв китоглава.

 

Опубликовано


Комментарии (12)

сменить сортировку
Ивлиева Наталия Алексеевна, 27.10.16 в 07:33 2Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное! Очень нужный материал для меня. Готовлю мероприятие о птицах.

Татьяна Геннадьевна, 27.10.16 в 15:22 2Ответить Пожаловаться
Наталия Алексеевна, благодарю за первый комментарий. Очень рада, что вам пригодится данный материал. Удачи вам в проведении мероприятия!
Роман Николаевич, 03.11.16 в 12:56 1Ответить Пожаловаться
Очень познавательно, спасибо!
Кушнарева Татьяна Николаевна, 07.11.16 в 12:44 1Ответить Пожаловаться
Ярко, познавательно и очень интересно! Спасибо!
Карине Рафаеловна, 24.04.17 в 17:05 1Ответить Пожаловаться
Спасибо,очень интересно!!!
Евгений Алексеевич, 25.04.17 в 19:47 1Ответить Пожаловаться
Комментарий биолога - СУПЕР!!!!!!!
Татьяна Геннадьевна, 30.10.17 в 21:33 1Ответить Пожаловаться
Благодарю Евгений Алексеевич, мне ОЧЕНЬ приятно!!!
Евгений Алексеевич, 30.10.17 в 21:50 1Ответить Пожаловаться
Ещё раз просмотрел. Замечательно. Старшие ученики посмотрели бы это с удовольствием
Татьяна Геннадьевна, 30.10.17 в 22:02 1Ответить Пожаловаться
Моим деткам, в подготовительной к школе группе, очень понравилась эта презентация. Теперь у них самые любимые птицы - пеликан, фламинго и китоглав. Ещё раз благодарю за комментарий!
Евгений Алексеевич, 30.10.17 в 21:51 1Ответить Пожаловаться
Ещё раз просмотрел. Замечательно. Старшие ученики посмотрели бы это с удовольствием
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.