12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Александровна Устименко1049
Россия, Луганская Народная Респ., Луганск

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЕВРАЗИИ"

ВОСПИТАТЕЛЯ: УСТИМЕНКО АННЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

ЛУГАНСК

2016

Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЕВРАЗИИ


 

Цель: расширить знания детей о домашних животных, их способе жизни, значении, развивать связную речь детей, звукоподражание, пополнить словарный запас, формировать представления об окружающем мире, воспитывать доброе, чуткое отношение к животным, природе в целом, приобщать к искусству.

Задачи:

  • обобщить знания детей о домашних животных, формировать умение работать в группах;
  • развивать интерес к окружающему миру, речь детей, память, наблюдательность,
  • логическое мышление, любознательность;
  • воспитывать экологическую культуру, дружелюбие, взаимопомощь, любовь к животным, природе в целом.

Форма совместной деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оборудование: глобус, репродукции картин русских художников: Ф.Васильева "Мокрый луг","Возвращение стада",  Н.Дубовского"Сумерки",М.Клодта"На пашне", И.Шишкина"Зима", В.Поленова"Золотая осень", В.Орловского"Пейзаж", Н.Богдано-Бельского"На работу",  иллюстрации домашних животных, книги В.Зорик "Мир природы", Н.Дроздова, А.Макеева "Домашние животные", картинки "Что нам дают животные?", настольная игра "Собери животное", пазлы "Мамы и детеныши", физическая карта Земли, Евразии, иллюстрация светофора, фигурки животных, домика, мягкие игрушки, иллюстрации жилищ, загадки, стихи, песни (авторы указаны в ходе занятия).


 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

- Дети, где мы живем?

- Да, на Земле. А что есть на Земле? (Показывает глобус)

-Да, океаны, реки, горы, леса, пустыни...

-Как все это можно назвать одним словом?

- Природа!

-Дети, а что такое природа?

- Посмотрите на эти репродукции пейзажей известных русских художников. Репродукция - это  воспроизведение предметов искусства путём фотографии. А что такое пейзаж?
 

- Правильно, пейзаж- это жанр живописи,  в котором основным предметом изображения является природа.

- Что изображено на этих пейзажах?

- Растения, животные, птицы, реки... Все это -природа.

- Послушайте стихотворение В. Зорик "Мир природы"

Что такое "Мир природы"?

Этот мир большой и разный.

От земли до небосвода

Мир природы - будто праздник,

Праздник звуков, праздник красок,

Праздник чудных ароматов.

Мир природы, он, как сказка...

Сохраним его, ребята!

(Рассматривание книги В. Зорик "Мир природы")

Беседа:

- Что природа дает человеку?

- Воздух, воду, тепло, пищу...

- Дети, а как можно сохранить природу?

- Не загрязнять водоемы, не жечь костры ,подкармливать зимой птиц, заботиться о животных...

- А откуда мы можем узнать о животных?

- Верно, из книг, энциклопедий, журналов, атласов, передач... А знаете, ли вы , что 4 октября - День защиты животных! Запомните эту дату. А что животные дают человеку?

 

Дидактическая игра "Что нам дают животные?" (По картинкам)

Корова-молоко (масло, сметану...)

Курица - яйца(перья)

утка-пух (для подушек, курток...)

лошадь - помогает в хозяйстве(перевозит грузы, помогает вспахивать землю)

собака - охраняет дом

ко т- ловит мышей

пчелы - мед

овца – шерсть (для пряжи ,ткани...)

коза- сыр, творог...

 

Рассматривание иллюстраций "Домашние животные" (Чем отличаются ,чем похожи, как называются части тел...) А знаете ли вы, что не всегда домашние животные были домашними? Изначально, все животные были дикими, а люди их приручили, одомашнили.

Стихи детей:

М. Яснов

По лужайке с травкою
Я хожу и чавкаю.
У забора с дыркою
Я стою и фыркаю.
У реки с осокою
Я лежу и чмокаю.
Хвостик закорюкою,
Радуюсь и хрюкаю!

 

О. Афанасьев

Прибежал щенок домой,
В миску ткнулся головой,
А потом упал на бок - 
Хулиганистый щенок.
Возле, маминых, у ног
Спит задиристый щенок,
А приснилось в сладком сне,
Что верхом он на коне!
В луже белой молока
Своего нашла щенка.
Любит наш Пушок играть,
Плутовать и баловать.

 

Л. Коротаева
У моей коровушки
Рыжая головушка,
Теплый, влажный, мягкий нос.
Я ей травушку принес
И водицы два ведра, Я поглажу ей бока. Будь коровушка щедра,
Дай парного молока.

 

А.Вайнер

Меж кустов блестят глаза – 
Листья кушает коза. 
Ветку чисто обгрызёт, 
А потом как запоёт! 
«Ме – ме - ме, ещё кусток 
Ощипаю за часок, 
Вкусно как, листва сладка, 
А взамен дам молока!»

 

С. Олексяк
"И-го-го! - кричит скакун. - 
У меня друзей - табун! 
В выходные мы на поле 
Весело резвимся вволю! 
Ну, а по рабочим дням Не до отдыха коням. 
День за днём мы на ногах - 
На параде, на бегах, 
В парке и на стадионе, 
И в кино в лихой погоне! 
Потому что у людей 
Что за жизнь без лошадей?!" .
 

Т.Гусарова
У реки, у речки
Белые овечки
Щиплют травку на лужку,
Травушку-муравушку.
Шерстка будет мягкой гладкой,
Свяжем варежки ребяткам.

Дидактическая игра "Кто как говорит?" (Звукоподражание c мягкими игрушками)

 

Физкультминутка по стихотворениям Н.Никитиной "Здравствуй, солнышко", "Что дает корова","Серебристые колечки", "Ночной сторож", "Преданный друг"

Не будильник и не мама
Поднимает утром рано.
Будит Петя-петушок - Самый звонкий голосок... КУ-КА - РЕ-КУ!

Раньше всех встает корова -
молочко уже готово
Для ребят и для котят.
Аппетитно все едят... МУУУ-МУУ!

У барана и овечки
Серебристые колечки 
Называются "руно" - 
Вяжут из него давно... БЕЕ-БЕЕ-БЕЕ!

Кот всю ночь гонял мышей,

Нагулялся вдоволь,

Лег с улыбкой до ушей -

Сам собой доволен!...МЯУ - МЯУУ - МЯУУ!

Тузик по ночам не спит:

Двор и дом он сторожит.

На чужих с угрозой лает,

А с друзьями днем играет.. . ГАВ - ГАВ - ГАВ!

- Дети, а чем питаются домашние животные? 

 

Дидактическая игра "Кто что ест? Корова - траву, сено коза - траву, листья кролик - овощи, сено лошадь - овес, сено поросенок - кашу, овощи кот - любит рыбу собака - косточки

Дидактическая игра в группах "Отгадай и собери" (Дети отгадывают загадки и собирают из геометрических фигур животных, которых отгадали)

Загадки:

О. Волохов

Ей до грязи бы добраться,
Любит в ней она валяться,
Вся в щетинке её спинка,
Кто визжит  так громко? …(Свинка)


 

Г. Ступников

Даёт молоко нам, хотя не корова,
Шерстью своею делиться готова. 
Она непоседа и егоза...
Как называем её мы? … (Коза)

Т. Ефимов

Ест морковку, длинноухий Не обидит даже мухи!
В страхе спрячется под столик!
Он похож на зайца! .. (Кролик)

М. Шаповалова

На лету поймал колбаску,
Перед сном он просит ласку,


Мышку в норке сторожит,
От собаки убежит
Мяу-мяу!!!! нам споет
Отгадаешь? Это -....(Кот)

Д. Полоновский

Охраняет дом, хозяйство,
И чужого не допустит. 
Никакого разгильдяйства,
Начеку – всегда укусит.
Может ластиться, играться,
Ведь она не забияка.
Ты не вздумай удивляться,
На цепи сидит? (Собака)

 

Дидактическая игра "Семьи животных" (Раскладывание детенышей и их мам, называние их)

Корова - теленок

лошадь - жеребенок

коза - козленок

овца - ягненок

собака - щенок

кошка - котенок

курица - цыпленок

утка - утенок

гусыня - гусенок

Дидактическая игра "Один - много"

Корова - коровы

коза - козы

теленок - телята

щенок - щенята

утенок - утята

собака - собаки

индюк -индюки

лошадь - лошади

Дидактическая игра "Кто где живет?"

Собака - в конуре, будке, во дворе

кот - в доме, корзине

корова - в коровнике

лошадь - в конюшне

свинья - в свинарнике

кролик - в крольчатнике

курица - в курятнике

овечка - в овчарне

Воспитатель (Показывает физическую карту Земли):

- Дети, вы уже знаете, что мы живем на планете Земля. На ней есть вода( это океаны, моря, реки, озера) , есть - суша( леса, горы, пустыни ,поля).Есть места на Земле, где очень холодно, а есть - где очень жарко, но везде есть жизнь! Есть такие животные, которые не живут в нашем регионе, давайте отправимся в путешествие по Евразии, чтобы их увидеть! Евразия - это континент, материк, на котором мы живем (Показывает карту Евразии)

Дети ставят стулья друг за другом и садятся на них.

Воспитатель:

- Перед тем как отправится в путешествие, давайте вспомним правила дорожного движения (Показывает светофор) Стихотворения "Светофор", "Пешеходный переход"

Все:

Светофор
Только вышел я за двор –
И увидел светофор. 
Загорелся красный свет –
Нам вперёд дороги нет. 
Я стою и жду, когда же 
Можно мне идти, но даже 
Жёлтый свет, на удивленье. 
Не даёт мне разрешенья. 
Говорит мне:
- Стой и жди! 
На зелёный свет - иди! 
Свет зелёный ярко светит –
Проходите смело, дети!
(Виктор Верёвка)

Пешеходный переход
Если видишь, что немного 
Разрисована дорога 
Полосами в белый цвет. 
Словно крашеный паркет. 
Значит, нас всегда здесь ждёт 
Пешеходный переход. 
И теперь все дружно, вместе. 
Переходим в этом месте. 
Стой, машина, подожди. 
Пешеходов пропусти!
(Виктор Верёвка)

Воспитатель:

- Путешествие начинается! (Дети изображают движения поезда под песню из мультфильма" Паровозик из Ромашкова") муз. В. Юровский, сл. Г. Сапгир, Г. Цыферов

"Паровозик из Ромашкова"
Поле большое, зеленый лесок,
Сколько весною путей и дорог!
Хорошо на свете! Солнышко, свети,
Пожелай нам, ветер, доброго пути!
Доброго, доброго, доброго пути,
Самого, самого доброго пути! Все интересно - на что ни взгляни,
Дружная песня над миром звенит!
Хорошо на свете! Солнышко, свети,
Пожелай нам, ветер, доброго пути!
Доброго, доброго, доброго пути,
Самого, самого доброго пути!

Воспитатель:

- Вот и приехали! Первая остановка - Крым (Показывает на карте). Это- полуостров, окруженный Черным и Азовским морями, здесь живут разные домашние животные, но есть одно особенное животное. Попробуйте его угадать:

У него большие уши,
Он хозяину послушен.
И хотя он невелик,
Но везет, как грузовик! (осел)

 

- Он невысокий, очень трудолюбив, перевозит грузы, на кого он похож?

- Да, на лошадь, но ослик выносливее, дольше может обходиться без пищи и воды. Здесь находится ферма "Чудо ослик", на которой выращивают осликов, где даже можно на них покататься. Давайте прикрепим фигурку осла на карту. Едем дальше. Приехали! Это засушливые раены - пустыни и полупустыни, где почти нет деревьев и скудная растительность (Показывает на карте) Днем здесь очень жарко, а ночью - холодно. Здесь живут люди, которые занимаются хозяйством, а помогают им - животные. Угадайте, кто здесь живет?

Идет с бархана на бархан
Двугорбый желтый великан.
Нести поклажу – тяжкий труд
В пустыне может лишь …
(верблюд)

- Да, это верблюд. Есть два вида верблюдов :одногорбые и двугорбые. Одногорбые - обитают в жарких странах. Домашних двугорбых верблюдов разводят в Монголии, Узбекистане, Казахстане, Бурятии... Питаются верблюды полынью, верблюжьей колючкой, любят соль. Животных используют, как транспортное средство. Они могут проходить по 100 километров в день. Используют верблюжье молоко и шерсть .Для этого стригут верблюдов весной(Ребенок прикрепляет фигурку. Традиционное занятие населения в зоне полупустынь и пустынь — это скотоводство. Здесь разводят овец, верблюдов, крупный рогатый скот. Посмотрите: люди заботятся о животных, а они дают им молоко, шерсть, помогают перевозить грузы, вспахивать землю. Ю́рта — переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у тюркских и монгольских народов.

Ну что, едем дальше. В центре континента - природа похожа на нашу .Здесь люди выпасают коров, коз, овец, лошадей, свиней. Кого мы видим на полях и лугах

КТО ПАСЕТСЯ НА ЛУГУ? Музыка А. Пахмутовой, слова Ю. Черных

Загадка-песенка

- Далеко, далеко 
На лугу пасутся ко… 
- Кони? 
- Нет, не кони!

- Далеко, далеко 
На лугу пасутся ко… 
- Козы?
- Нет, не козы!

- Далеко, далеко 
На лугу пасутся ко…
- А, коровы! 
- Правильно, коровы!

Пейте, дети, молоко — 
Будете здоровы!
Пейте, дети, молоко — 
Будете здоровы! (Дети прикрепляют на карту фигурки животных)

Воспитатель: В Евразии много гор, где тоже живут люди, выпасая животных. Их жилье называется - сакля (каменное сооружение жителей гор). Это обычно небольшой дом из дерева, глины, кирпича с плоской крышей. Часто располагаются на горных склонах.

- Вот мы добрались до бескрайних неприветливых просторов тундры, где на расстоянии нескольких дней пути даже животное встретишь не часто, но и эти земли стали родным домом для самых выносливых и сильных народов Севера. С давних времен здесь живут и трудятся, занимаются охотой и рыболовством, чукчи ,ненцы, саами...Здесь очень мало животных, но без них людям здесь не выжить. Угадайте, что это за животные?

В тундре он бродит большими стадами,

Словно короной, красуясь рогами.

Важен он в жизни полярных народов -

Транспорт надежный для дальних походов (Северный олень)

Распространен в настоящее время в Европе и Азии, севернее обитает на Таймыре, в Северной Якутии, реже встречается в Восточной Сибири, на Сахалине и Камчатке. Олени имеют огромное значение в жизни северных народов: они служат транспортом, из их шкур люди шьют одежду, чтобы не замерзнуть, строят жилища - яранга, чум, юрта.

Еще дальше, еще холоднее. У берегов Северно - Ледовитого океана и Беренгова моря, на полуострове Аляска, вдоль реки Юкон живут эскимосы. Их верными и преданными друзьями так же есть северные олени. Эскимосы строят свои жилища из снега, а называются они - иглу(Ребенок прикрепляет фигурку оленя). Дети, на всех территориях, где мы побывали, везде живут незаменимые помощники человека - собаки. Они служат и средством передвижения, и поводырями человека, и спасателями, водолазами, помогают охотиться, пасти стада, охранять дома... (Показывает иллюстрации)
- Дети, а кто еще живет на Севере со своими незаменимыми помощниками - северными оленями?

В  красной  шубе  с  бородой
В  гости  к  нам  спешит  домой
На  оленях  радость  вез
Кто  он  дети? (Дедушка Мороз)

- Дети, а вы помните, как называется город, в котором живет Дедушка Мороз?

Ребенок рассказывает отрывок из стихотворения А.Чекулаева "Ты откуда, Дед Мороз? "

Есть город на свете – Великий Устюг.

Там царство морозов, пристанище вьюг,

И там, среди сосен и белых берёз, В бревенчатом доме живёт Дед Мороз. Весною и летом, в осеннюю тьму Снегурка подарки пакует ему, Чтоб эти подарки в трескучий мороз В упряжке оленей он детям повез.

Воспитатель: - Дети, посмотрите на карту, вот здесь находится город Великий Устюг, в котором живет Дедушка Мороз! А вот его терем! (Ребенок прикрепляет на карту терем)

- Вот и подошло к концу наше путешествие, ребята, нам пора возвращаться домой, где нас ждут наши любимые животные. Поезд, в путь! (Звучит песня "Паровозик из Ромашкова") - Приехали, выходите, давайте вспомним, кого мы повстречали в пути. - Верблюда, оленя, ослика, коров, овец, коз, свиней, лошадей... Воспитатель рассказывает стихотворение " Домашние животные" И.Гуриной Домашние животные
Такие беззаботные.
Их люди кормят, берегут, 
Ласкают, любят, стерегут.
Я тех домашними зову,
С кем вместе в комнате живу:
Котёнка, рыбок, хомяка
Морскую свинку и щенка,
И в клетке попугая
Домашним называю.
Ещё домашними зову
Животных, что живут в хлеву:
Овцу, козу, осла, быка,
Корову, лошадь, индюка,
Гусей, утят, крольчат, свинью
И кур весёлую семью!

Опубликовано


Комментарии (3)

Алчинова Екатерина Леонидовна, 03.05.16 в 14:15 2Ответить Пожаловаться
Занятие хорошее, но перегружено стихами и затянуто. Много полезной информации, в 20 минут по нормам СанПин вы не уложитесь. Данное занятие можно разбить на 2 части (2 занятия), тогда будет больше пользы для воспитанников.
Ильина Оксана Геннадьевна, 09.07.17 в 14:09 1Ответить Пожаловаться
Интересный материал ! Большое спасибо!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.