12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сержантова Е.И.19

Путешествие по родному краю

Пояснительная записка

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки» 
Д.С. Лихачев

      В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой Родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что «малая Родина», отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

      «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места родного села, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава края.
     Сегодня все больше регионов  России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей «малой Родине», отчему краю.

     Одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности школьника является краеведческая деятельность.  Данный факультатив имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

     Школьное краеведение – это всестороннее изучение учащимися, под руководством учителя природных, социально – экономических и исторических условий родного края.

     Важность данной проблемы отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

     Программа патриотического воспитания обучающихся на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы. 
   Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать детей на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Программа направлена на создание условий для развития личности обучающихся; развитие мотивации к познанию и творчеству; приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям; создание условий для творческой самореализации личности детей; взаимодействие с семьёй.

Цели и задачи программы

Цель – развитие нравственно-патриотических чувств, формирование    патриотического сознания учащихся через краеведческую деятельность:

воспитание интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного края;

воспитание любви к природе родного края;

формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижение земляков;

стремление к творческой деятельности по изучению, сохранению, и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.

Задачи:

расширить и углубить знания учащихся об истории своей семьи, села, края;

формировать знания, умения, навыки в краеведческой работе,

содействовать гармоничному развитию личности;

совершенствовать духовные и физические потребности;

формировать жизненную самостоятельность и деловые качества,

формировать гуманное отношение к окружающей среде и любовь к родному краю.

Учебно-тематическое планирование

раздела

Тема урока

Количество часов

Практические работы

Экскурсии

 

Введение

1

   

 

Растительный и животный мир Удмуртии

4

 

1

 

Удмуртская поэзия

7

   

 

Достопримечательности Удмуртии

7

1

3

 

Музыкальный фольклор. Особенности удмуртской народной песни.

5

1

 

 

Никто не забыт, ничто не забыто…

6

 

1

 

Декоративно-прикладное искусство

3

2

 
   

34

4

5

Учебная программа

п.п.

Тема урока

Количество часов

1.

Введение

1

Растительный и животный мир Удмуртии

2.

Лекарственные растения в лесах и лугах Удмуртии

1

3.

Растения Удмуртии, занесенные в Красную книгу

1

4.

Животные Удмуртии, занесенные в Красную книгу

1

5.

Экскурсия в лес с. Первомайский

1

Удмуртская поэзия

6 – 7

Ф. Васильев «Мир один, и жизнь одна

2

8

А. Гребенкин «Догорает заря над землею…»

1

9

А.Гребенкин «Довелось повидать мне не мало…»

1

10 – 11

Г.Верещагин

2

12 – 13

Удмуртские сказки

2

Достопримечательности Удмуртии

14 – 15

Воткинск – родина П.И.Чайковского. Экскурсия в музей-усадьбу П.И. Чайковского

2

16 – 17

М.Т. Калашников. Экскурсия в Музей М.Т.Калашникова

2

18

Удмуртский дед Мороз – Тол Бабай.

1

19

Поездка в с. Шаркан резиденцию Тол Бабая

1

20

П.р. Составление презентации «Памятники Удмуртии»

1

Музыкальный фольклор. Особенности удмуртской народной песни.

21 – 22

Удмуртские обрядовые песни: календарные, гостевые, песни семейно-родовых обрядов.

2

23

Творческие портреты композиторов Удмуртии: Г.А.Корепанов, А.Г.Корепанов, Г.М.Корепанов-Камский.

1

24 – 25

Музыкальные инструменты. П.р. Составление презентации «Музыкальные инструменты»

2

Никто не забыт, ничто не забыто…

26 – 27

Суровый приказ выполняя. Герои Чечни, Афганистана

2

28 - 30

Воинская слава Удмуртии

3

31.

Экскурсия к памятнику неизвестного солдата

1

Искусство

32

Удмуртский народный орнамент

1

33 – 34

П.р. «Эскиз удмуртского орнамента»

2

Методическая литература

  • Васильев Флор. Вкус солнца: Стихи/Пер. с удмуртского. – М.: Современник, 1983. – 302 с.

    Гребенкин Александр. Российская Голгофа.Книга стихотворений. – Пермь, 2003

    Карпова Л.И. Суровый приказ выполняя. Кн.2. – Ижевск: Медиа Группа «Парацельс», 2010. – 326 с.

    Карпова Л.И. Суровый приказ выполняя. Кн.2. – Ижевск: Парацельс Принт, 2012. – 336 с.

    Козлова Н.Т., Украинцева А.Ю. Наш край. – Ижевск: Удмуртия, 2006. – 152 с.

    Кузнецов Н.С. Воинская слава Удмуртии. – Ижевск: Удмуртия, 2009. – 416с.

    Михаил Тимофеевич Калашников. Человек века. Фотоальбом. – Ижевск, 2009.

    Климов К. Удмуртское народное искусство. – Ижевск «Удмуртия», 1988г.

    Семенов В.А. Удмуртский народный орнамент. – Ижевск, 1964 г.

    Туганаев В.В. и др. «Редкие и исчезающие виды растений и животных Удмуртии. – Ижевск: Удмуртия, 1988. – 144 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.