Урок русского языка «Путешествие в страну Морфологии»
«Путешествие в страну Морфологии».
Закрепление по теме «Причастие и деепричастие»
Цели: обобщение ранее изученного материала, проверка усвоения материала учащимися, формирование предметных умений, навыков и способов деятельности учащихся, воспитывать коллективность в работе, культуру поведения, ответственное отношение к делу, привить интерес к русскому языку. Задачи: активизация познавательной деятельности учащихся; развитие творческого воображения, эмоционального настроя, развитие интереса учащихся к учёбе, развитие навыков логического и абстрактного мышления, коммуникативных способностей учащихся; воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности, бережного отношения к книгам; формирование навыков групповой работы.
Оборудование: иллюстрации, карточки, рисунки детей..
Тип урока: закрепление по теме «Причастие».
Форма проведения: лингвистический КВН
Место проведения: кабинет русского языка и литературы.
Приемы: игровые, индивидуальные, групповые.
Приглашены: администрация школы, жюри, психолог, учитель русского языка и литературы.
Ход мероприятия.
Организационно-мотивационный момент. Приветствие.
Звучит музыка «Мы начинаем КВН…»
Ведущий (учитель): Здравствуйте, ученики, уважаемое жюри.
Я очень рада видеть вас в нашем кабинете русского языка. Сегодня мы с вами находимся в царстве великого, могучего властелина –Русского Языка. Его владения не имеет границ, его сила беспредельна. Здесь мы попробуем доказать, что хорошо умеем ориентироваться в этом огромном царстве. А наблюдать за вами будет уважаемое жюри.
1 Кузякина Татьяна Александровна – старшая пионервожатая;
2 Шапошникова Ольга Владиславовна – учитель русского языка и литературы;
3 Косачева Елена Александровна- учитель начальных классов.
Итак, сегодня в кабинете русского языка встречаются 2 команды:
1. Деприна
2. Орфограммка
2. Основная часть. Приветствие команд.
Команды готовы и мы переходим к нашему первому конкурсу «Знакомство»
Каждая команда готовила домашнее задание, и сейчас они представят свои визитные карточки, эмблему, девиз и приветствие жюри.
Команды готовы и нам пора начинать. Первой выступает команда(по жребию)
А наше жюри внимательно наблюдает за командами, так как им предстоит очень трудное задание. Оцениваются все конкурсы по пятибалльной системе.
Выступление команд.
Учитель:. Следующий конкурс «Разминка» За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (Жетончики). Команда поднимает номер с правильным ответом: 1,2,3, если среди вариантов нет правильного ответа, то команда поднимает 0.
Глагол – это часть речи, которая обозначает:
1) добавочное действие
2) признак предмета
3) действие предмета
2. Существительное – эта часть речи, которая указывает на:
1)предмет
2)признак предмета
3)качество предмета
3. Прилагательное- это часть речи, которая обозначает:
1)признак предмета по действию
2)предмет
3)признак предмета
4. Местоимение – это часть речи, которая обозначает:
1)качество предмета
2)признак предмета
3)действие предмета
5. Причастие – это часть речи, которая указывает на:
1)действие
2)признак действия
3)признак предмета по действию
6. Деепричастие – часть реи, которая обозначает:
1)предмет
2)добавочное действие к основному глаголу
3)качества предмета
Наречие указывает на:
1)качества предмета
2)признак действия
3)предмет
8. Причастие отвечает на вопросы:
1)как? Каким образом?
2)какой? Что делающий?
3)что делать?
Учитель: Молодцы! Вы знаете многих жителей Морфологии. А помогли вам знания, которые вы получаете на уроках русского языка.
Следующий конкурс «Сыщики». Вам предстоит отыскать главных жителей Морфологии – его величества Причастие и Деепричастие. Каждая команда получает столько баллов, сколько найдет слов в тексте. Команды выписывают слова и отдают жюри. Время на работу 2 минуты.
Петляя в разросшемся горном лесу,
Шумит по ущельям река кара-Су.
Вода ее сини небесной синей,
Напьёшься – и станет на сердце ясней.
И бодрость вселит в тебя каждый глоток.
Когда же сюда завернула зима,
Метель зашипела, плюясь, как верблюд
Железным копытом ударил мороз.
Речушки, спасаясь, нырнули под лед,
Река Кара-Су не замерзла одна.
Все так же шумит, устремляясь вперед,
На белом снегу, точно выдра, темна.
Зима пришла.
Ещё вчера , на солнце млея,
Последним лес дрожал листом.
И озимь, пышно зеленея.
Лежала бархатным ковром.
Глядя надменно, как бывало,
На жертвы холода и сна,
Себе ни в чем не изменяла
Непобедимая сосна
Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и лето – все одето
Каким-то тусклым серебром.
Учитель: Жюри наше засиделось, пора им подсчитать заработанные баллы. Пока жюри считает, мы обратимся к тем, кто ведёт команду за собой – капитанам. Ведь именно от них зависит успех команды.
Не будем от правил и мы отступать,
Пора на бой капитанов вызывать .
Конкурс капитанов «Заполни паспорт». Капитанам предстоит заполнить все сведения о той части речи, которая им достанется. Своей команде они могут принести 3 балла.
(Капитаны тянут билет, на обратной стороне, которого написана часть речи, садятся за отдельные столы и заполняют все сведения об этой части речи)
Причастие
2. Деепричастие
Жюри оглашают результат за 2 конкурса.
Учитель: Пока работают капитаны, команды в это время становятся участниками конкурса «Строители». Каждая команда получает слова для разбора по составу и слова для словообразовательного разбора. Количество баллов соответствует количеству правильно выполненных заданий. (Тянут по карточкам)
Побывать, водолаз, красиво, созреют, улыбаясь.—морфемный разбор
Придорожный, травка, пароход -------- словообразовательный разбор.
Добывать, загорала, сначала, прыгая, луноход. -----морфемный разбор
Подберезовик, лесник, землемер. ------- словообразовательный разбор
Работа выполняется в течение 2 минут.
Учитель: Следующий конкурс «Что бы это значило». Команды обмениваются иллюстрациями, в которых зашифрована пословица или поговорка, содержащая причастие или деепричастие. На отгадывание 2 минуты. Оценивается в 3 балла.
Учитель: Слово предоставляется жюри . баллы за два последних конкурса. Общая сумма
Настало время проверить капитанов (капитаны защищают «паспорт» свое части речи).
Учитель:. Без истории мы с вами никуда,
Надо всем знать, что, где и когда.
Язык наш не стоял на месте,
А шагал с народом вместе.
Следующий конкурс «Собери пословицу». В карточках разбежались пословицы. Требуется их собрать и подчеркнуть причастные и деепричастные обороты, причастия и деепричастия как член предложения.
Неиспытанный друг………………………не догонишь
Выговоренное слово………………………скользить не будет
Подкованная лошадь………………………если зрячий на возу сидит
И слепая лошадь везет……………………..что нерасколотый орех
Запоздалый совет…………………………..все равно, что дождь после жатвы.
С мастерством люди не родятся…………съешь, что причитается
Отработав что полагается………… но приобретенным мастерством гордятся.
Не сиди сложа руки…………. то и твоё
Из горящего дома что вынесешь……… .. так не будет и скуки
Испытанная дружба……….. в огне не горит и в воде не тонет.
Учитель:. Это что за чудо чудеса
Посмотрите в небеса
Гости к нам спускаются
И смущенно улыбаются
Как найти им нужный дом
Чтоб своих увидеть в нем.
Следующий конкурс «Пантомима». От команды приглашается один человек самый веселый, артистичный. Задание участники должны одновременно изобразить.
выжатый лимон
набитый карман
кипящее молоко
гашёную соду.
Учитель: Подведение итогов двух конкурсов. Общий счет.
Учитель: Все мы чудо искали, все сравнивали
Много видели и слыхали
Кое –что себе приобретали.
Но никак не можем разобрать,
Как же русский нам понять.
Вот команда и спеши,
Мысль на полную включи.
Постарайся все толково объяснить,
Чтобы строгое жюри удивить.
Учитель:Существует такая шутка, что иностранец принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика за его сына. Вам предстоит ответить на интересные вопросы. Правильный ответ - один балл. Противоположная команда может заработать дополнительный балл, если команда соперников не дает правильного ответа. Команды отвечают по очереди. На обдумывание 20 секунд.
В чем разница между словами «одеть» и «надеть»?
Почему «подарок КолЕ» и «подарок КолИ»?
Что означает выражение «блоху подковать»?
какого цвета лазоревый цветок?
Учитель:
Но хозяин будет царь такой
Если не устроит пир горой.
Для гостей желанных, дорогих и званных.
Блюда разные мы увидим тут,
Но какие подадут ?
Участники команд стараются,
А жюри удивляются.
Учитель:
Мы песни с вами слушали, задания выполняли, теперь пора и обед готовить.
Конкурс «Поварёнок –грамотей». Приглашаются командиры команд, вытаскивают карточку с заданием. Команда готовится 5 минут. Затем участник объясняет.
1 рецепт.
Клубника co сливками.
Способ приготовления.
Выраще…..ную собстве…..ыми руками клубнику помыть и очистить от зелё….ых хвостиков. Заметьте, что лучше не использовать клубнику купле…ую на ярмарке, а также не подойдет для этого изыска…..ого блюда мороже…..ая клубника. Очище…ые ягоды перемеша…ые со взбитыми сливками, уложит в чашечки и полить клюкве…ым сиропом. Подавать охлажде..ными.
2 рецепт.
Фруктовый салат.
Способ приготовления.
Очище….ые , нареза….ые кубиками консервирова…..ые ананасы уложите на серебря….ое блюдце. Возьмите банан смеша…ый с мандаринами привезенными из-за границы и добавьте к ананасам. После этого добавьте в салат только что среза….ую с дерева грушу. Все это ассорти заправьте витоминезирова….ым йогуртом.
Команды работают, а потом защищают и объясняют.
Учитель:Жюри подводит итог двух последних конкурсов и объявляют общий счет.
Командам было дано домашнее задание. Готовили по 3 вопроса. Конкурс называется» Ты – мне, я –тебе».
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Учитель:
Вот и подходит к концу наше состязание, но последний конкурс решит, кто же станет победителем. Конкурс «Дальше, дальше…» Команды получат столько баллов,
Сколько даст правильных ответов за 1 минуту. Если команда не знает правильного ответа, она может сказать: «Дальше».
Вопросы для конкурса «Дальше, дальше….»
1 команда.
1. Слова, имеющие одно лексическое значение. Однозначные.
2.Любимый праздник котов. Март
3.Синоним слова АЛФАВИТ. Азбука
4.какой раздел науки о языке, изучает его звуковую сторону. Фонетика
5.Антоним к слову СУХОЙ. Мокрый
6.корень в слове расстилается СТИЛ
7.Какую строчку не может прочитать ни один ученый Пустую
8.Что вы делаете, когда доедете на автобусе до нужной остановки ВЫХОДИТЕ или СХОДИТЕ. Выходите
9.Какое окончание пишется в слове ДЫШИМ. ИМ (2 спряжение)
10.Какого рода существительное ЗАБИЯКА. Общего рода
11.Часть слова, стоящее перед корнем и служит для образования новых слов. ПРИ
12.Какую часть слова можно найти в земле. Корень
13.Какое наречие пишется с двумя мягкими знаками ТОЧЬ- в-ТОЧЬ.
2 команда
1.Слова, имеющие несколько лексических значений. Многозначные
2.Одежда для селедки. Чешуя
3.Синоним слова БЕГЕМОТ. Гиппопотам
4.Слова, имеющие противоположное значение. Антонимы
5.Какой ячмень нельзя молотить. На глазу
6.Антоним к слову «Быстрый» Медленный
7.Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими. Имя
8.Какого цвета «неопытная молодежь». Зеленого
9.Какое окончание пишется в слове СТЕЛЮТ ЮТ
10.Какого рода слова «ШАМПУНЬ» М.р.
11.Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Суффикс.
12.Какой камень не найдешь в море? Сухой.
13.Как превратить слово по весеннему в наречие? Задать вопрос от глагола.
3. Итог урока. Заключительное слово учителя. Рефлексия.
Учитель:. Вот и подошёл к концу наш урок. Наше компетентное жюри объявит счет за последние два конкурса. Затем подведет общий счет и объявит победителей. Жюри подсчитывает полученные баллы.
Учитель: подводит итог. Говорит о значимости изучения причастий и деепричастий в речи, о постоянном обращении к этим частям речи для дальнейшей работы при сдаче ГИА .
Вопросы: Нужно ли нам изучать причастия и деепричастия? Какую роль они выполняют в тексте? (Ответы учеников)
Рефлексия: что было интересно, что сложно, я что легко, понравилось или нет. Какие конкурсы вам запомнились и понравились. Почему? Обмениваются впечатлениями.
ИТОГ,
Награждение. 1 место. Грамоты «Знатоку русского языка» «Деприна»
2 место. Медали «Кандидату в знатоки русского языка.».»Орфограммка».