12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Татьяна20 |
Рабачая программа по хоровому пению
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ «ЭВРИКА» ИМ. В.А.СУХОМЛИНСКОГО
| | УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета протокол №1 от августа 2020 года Председатель педсовета __________ Е.В. Попова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(дополнительное образование)
По хоровому пению (коллективное музицирование)
Уровень образования (класс): начальное общее 1-2
Количество часов: 66 - 1 класс; 68 – 2 класс
Учитель – Бабенко Татьяна Сергеевна
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты
Базовый уровень:
овладеть навыками сотрудничества (общаться, взаимодействовать) с участниками хора при решении различных творческих задач;
проявлять эмоциональную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.
Повышенный уровень:
самостоятельность в поиске решения различных творческих задач;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования при воплощении музыкальных образов;
самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
участвовать в музыкальной жизни школы.
Метапредметные результаты
Базовый уровень:
передавать эмоциональные состояния в процессе коллективного музицирования;
решать проблему творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения;
участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов.
Повышенный уровень:
проявлять способность к саморегуляции в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, корректировать свои действия.
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание изобразительных возможностей музыки;
умение определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыкальных произведений;
исполнение вокальных произведений с настроением, подходящим к содержанию текста;
понимание значений понятий вариации, вариационный цикл;
знание основ музыкальной грамоты;
способность слышать и определять разные музыкальные интонации в изучаемых произведениях;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать изученные музыкальные произведения из наследия русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
способность передавать заданный ритмический рисунок в исполняемых вокальных произведениях;
овладение вокально-хоровыми навыками;
умение рассуждать и высказывать свои размышления о музыке;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Содержание учебного предмета, курса.
Раздел 1. Введение.
Диагностика уровня развития музыкального слуха и певческих данных. Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. Знакомство с физическими данными учащихся. Определение природы голосового аппарата: звонкости, полетности, эмоциональности, диапазона, индивидуальном характере звучания. Расстановка участников в хоре.
Раздел 2. Вокально-хоровая работа.
Ознакомление с основами вокального искусства. Виды вокального искусства. Понятие опоры, диафрагмы. Строение голосового аппарата певца. Артикуляционный аппарат и его составляющие. Процесс звукообразования и звуковедения. Певческая установка. Унисон. Дикция. Работа в ансамбле. Строй. Артикуляционный аппарат.
Работа над чистотой интонации:
1. Определение примарной зоны звучания;
2. Работа над мелодическим слухом;
3. Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы;
4. Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октавы;
5. Работа над расширением певческого дыхания;
6. Совершенствование дикции.
Раздел 3. Музыкально - теоретическая подготовка.
Основы музыкальной грамоты:
Лад. Мажор. Минор. Ритм – основа жизни и музыки. Темп – скорость музыки Тембр – окраска звука Динамика – сила звука. Пластическое интонирование.
Раздел 4. Дыхание.
Знакомство с главными принципами дыхательной гимнастики А.Стрельниковой. Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. В течении года у учеников воспитывается смешанное дыхание, с преобладанием то грудного, то брюшного типа. Работа над свободным, естественным дыханием, с мышечным и слуховым ощущением.
Дикция.
Раздел 5. Дикция. Артикуляция.
Работа органов речи: губ, языка, мягкого неба, голосовых связок. Артикуляция - важнейшая часть в вокально-хоровой работе. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонированием и так далее. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя.
Раздел 6. Концертная деятельность.
Сценическое движение.
Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.
Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение образа.
Репетиционная работа. Подготовка концертных номеров. Концертные выступления. Формирование культуры исполнительской деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
1 -2 класс:
развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а также, мимике;
развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
формирование навыков элементарного музицирования на
простейших инструментах;
освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
В результате обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:
- правильно сидеть;
- петь по дирижерскому жесту;
- соблюдать певческое дыхание;
- правильно формировать гласные в сочетании с согласными;
- петь простые мелодии разными штрихами в разных темпах;
- слушать унисон, следить за чистотой интонации;
- иметь навык пения унисона с элементами двухголосия и канона.
В течение учебного года необходимо проработать:
- 2 несложные народные песни;
- 3 – 6 несложные произведения или современные песни.
Во 2 классе должны изучаться как одноголосные, так и двух-голосные произведения с сопровождением и без сопровождения, с динамикой от «p» до «mf» с включением образцов музыки, написанной в более быстрых и более медленных темпах. Диапазон исполняемых сочинений – от «с» 1 октавы до «е» второй.
Во 2 классе, учащиеся должны уметь:
- Равномерно расходовать дыхание при исполнении продолжительных мелодических построений;
- петь в диапазоне от «с» 1 октавы до «е» второй октавы;
- активизация работы артикуляционного аппарата;
- петь упражнения на двух-голосие в различных его видах
– подголосочное, имитационное, гармоническое;
- иметь навыки исполнения гармонического двухголосия;
- понимать указания дирижера, касающиеся агогических и динамических изменений.
В течение учебного года прорабатывается: - 2-3 народных песни;
- 2-3 произведений композиторов-классиков;
- 2-4 произведений современных композиторов;
- 1 духовное песнопение.
Виды контроля:
- входной, текущий, итоговый;
- фронтальный, комбинированный, устный.
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по партитуре, школьные мероприятия, отчётный концерт.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:
Класс 1 | ||||
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) |
Раздел 1. Ведение. Раздел 2. Вокально-хоровая работа. | 3 12 18 | Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. | 1 | Развивать устойчивый интерес к музыкальным занятиям; знакомство с правилами поведения и техникой безопасности на уроке. |
Диагностика уровня развития музыкального слуха и певческих данных. | 2 | Получение информации о реальном состоянии и тенденциях изменения музыкальных способностей детей. | ||
Певческая установка | 2 | Анализировать положение корпуса при пении. | ||
Все мы дружим с песней. Мелодия. Нотная грамота. | 2 | Анализировать соотношение вокальной партии с аккомпанементом; петь, не выделяясь из общего звучания, одновременно вступая и заканчивая фразу. | ||
Работа над унисоном в хоре при развитом фортепианном аккомпанементе. | 2 | Прислушиваться к голосам, поющих в хоре; сравнивать мелодический рисунок фортепианной партии с вокальной мелодией. | ||
Вокальные навыки. | 2 | Анализировать особенности мелодического рисунка мелодии; давать понятие, что мелодия - главная мысль музыкального произведения. | ||
Освоение дирижерского жеста. | 2 | Учащиеся должны усвоить и распознавать некоторые особенности дирижерского жеста: тактирование, ауфтакт, внимание, дыхание, снятие, legato, staccato, marcato, forte, piano, crescendo, diminuendo | ||
Певческие навыки. | 2 | Анализировать текст и музыку данного произведения; определять характер мелодической линии. | ||
Раздел 3. Музыкально- теоретическая подготовка. | Связь музыки со словом | 2 | Грамотное, осмысленное исполнение текста в хоровом произведении. Выделение главных слов. | |
Вокально-хоровая работа | 2 | Добиваться ровности звучания партий, чистоты интонации, в частном и общем ансамбле; рассуждать об общности и различии таких понятий, как звук, нота, мелодия, ритм; раскрывать в голосе особенности элементов стиля данного произведения. | ||
Работа над вокально-хоровыми трудностями. | 2 | Петь стройно: в интонационном, ритмическом и уравновешенном по силе звука отношении; уметь анализировать особенности голосовых тембров. | ||
Понятия куплет, фраза, мотив. | 2 | Понимать, что такое песня; раскрывать особенности звучание лирических песен; анализировать мелодическую структуру данного произведения. | ||
Первоначальная работа над цепным дыханием. | 2 | Задерживать дыхание перед началом пения; не допускать ключичное, верхнее дыхание. | ||
Вокально-хоровая работа | 2 | Анализировать текст и музыку данного произведения; определять характер мелодической линии. | ||
Сценическая культура. | 3 | Правильно передавать художественный образ музыкального произведения; выявлять этапы развития мелодии. | ||
Знакомство с произведениями разных жанров. | 3 | Рассуждать об общности и различии песен разных жанров; проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к народным праздникам, рождественским песням, духовной жизни. | ||
Раздел 4. Дыхание. Раздел 5. Дикция. Артикуляция. Раздел 6. Подготовка и концерт-ная деятель- ность | 9 9 15 | Знакомство с главными принципами дыхательной гимнастики А.Стрельниковой. | 3 | Познакомиться с главными задачами дыхательной гимнастики. |
Упражнения: «ладошки», «погончики». | 3 | Должен уметь: - расслабляться, -дышать диафрагмой (животом), -снижать пульс на выдохе. | ||
Упражнения: «насос», «кошка». | 3 | |||
Работа над дикцией. | 3 | |||
Постановка и развитие артикуляционного аппарата обучающегося по средствам отработки правильного произношения слова в пении в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях. | ||||
Пропевание скороговорок на одном звуке. | 3 | |||
Использование певческих навыков во взаимосвязи со скороговорками. | 3 | Оценивать собственное исполнение и общее звучание всего хора; выявлять степень понимания роли музыки в жизни человека; узнавать певческие голоса. | ||
Работа над нюансами в произведениях. Осмысленное артистическое исполнение программы. | 2 | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов; воспринимать красоту родной земли в музыке, поэзии, живописи. | ||
Использование при работе с хором особых ритмических фигур - пунктирного ритма. | 2 | Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись; ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций; анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. | ||
Работа над legato, возможно освоение приемов nonlegato. | 2 | Применять знания основных средств музыкальной выразительности; наблюдать за исполнительскими приёмами и способами передачи музыкально – поэтической речи; понимать терминологию штрихов. | ||
Различный характер дыхания в зависимости от темпа и стиля исполняемого сочинения. | 2 | Применять знания основных средств музыкальной выразительности при исполнения музыкального произведения; проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения. | ||
Красочность моего голоса. Тембр. Фальцетное пение. | 2 | Сравнивать и анализировать голоса первых и вторых голосов; изучать специфические черты различных тембров; воспринимать выразительные возможности детских голосов. | ||
Петь чисто и слаженно в унисон несложные двухголосые каноны. | 2 | Выработать чистый ясный унисон; научиться исполнять двухголосные каноны. | ||
Все мы дружим с музыкой и песней. Подготовка к концерту. | 2 | Повторить, закрепить и углубить приобретенные ранее знания, навыки и умения; закрепить сознательное отношение учащихся к своей певческой деятельности и певческой деятельности товарищей, к соблюдению правил пения, гигиены голоса. | ||
Урок-концерт. Обобщающий урок. | 1 | Работать в сценическом образе, уметь вести себя на сцене; умеет петь в ансамбле, слушать других детей в процессе пения. |
Итого: 66 часов.
Итого: 68 часов.
Комментарии (1)
Я ... Без комментария...
Отредактировано 09-02-2022 21:17