12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Румбешт Роза Фидаиловна5296 Люблю путешествия, детей и путешествовать с детьми) Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа элективного курса «Школа бережливого мышления» в 9 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по __ «Школа бережливого мышления»__________________
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень образования (класс) 9 класс
_________ основное общее образование _______________________________
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов __34___ Уровень ____ предпрофильный____________ (базовый, профильный)
Учитель ___Румбешт Роза Фидаиловна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 (ФКГОС-2004),
Основными целями курса является:
Формирование представления об особенностях кайдзен-технологияхх и инструментах бережливого производства;
Воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;
Формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам нашей страны.
Курс «Школа бережливого мышления» курс составлен для знакомства с методологией кайдзен, зарубежным и российским опытом ее применения.
Учащиеся познакомятся с международным и российским опытом в этой области, узнают о различиях в японском и западном подходе к инновациям, об эффективной адаптации производственных предприятий к насыщенному рынку.
Материал курса делает акцент на практическую часть. Учащиеся освоят метод «Наблюдение», научатся разрабатывать контрольный листок, проводить тайминг, разрабатывать полезные устройства и приспособления, использовать стандарт выполнения операции. На тренингах учащиеся научатся оценивать степень выполнения поставленной цели и степень удовлетворения ожиданий участников.
Таблица тематического распределения количества часов в 8 классе
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
теория | практика | ||
1 | Введение. История и философия кайдзен. | 1 | - |
Раздел 1 Основы бережливого мышления. Методы кайдзен. | 4 | 3 | |
2 | Раздел 2. Семь инструментов Кайдзен. Характеристики инструментов Лин: система 5S, система общего производительного обслуживания оборудования, система Канбан. КОНЦЕПЦИЯ 5 S. | 5 | 3 |
3 | Раздел 3. Основы агробизнеса. | 4 | 2 |
4 | Раздел 4. Кайдзен в агробизнесе. Повышение эффективности использования оборудования. Создание мотивирующей среды. Система непрерывного совершенствования. | 4 | 2 |
5 | Раздел 5. Потери. Виды потерь. Методы выявления и устранения скрытых потерь. СЕМЬ «ПРОСТЫХ» ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА. | 4 | 2 |
Итого: | 22 | 12 |
2. Общая характеристика учебного курса.
Обучение бережливому мышлению сегодня играет большую роль. Оно нужно не только для того, чтобы учащиеся овладели новыми приемами, методами, но и для пропаганды идей, воспитания нового стиля мышления, для улучшения взаимодействия в кайдзен-команде.
Элективный курс «Школа бережливого мышления» разработан для учащихся 9 классов с использованием материалов программы «Кайдзен-технологии» и дополнен материалами: «Словарь Кайдзен», «Система 5S», «. Он позволяет расширить и углубить знания по экономической географии, систематизировать полученные знания.
В рамках курса учащиеся ознакомятся с методами кайдзен в следующих сферах:
- выявление и устранение скрытых потерь,
- повышение эффективности использования оборудования,
- повышение качества,
- создание мотивирующей среды,
- создание системы непрерывного совершенствования.
На занятиях курса учащиеся познакомятся с философией кайдзен, узнают новое о потерях на производстве и в офисе, научатся видеть потери, научатся устранять потери из каждой операции и каждого процесса, начнут применять методы бережливого производства в быту, в школе, во внеурочной деятельности.
Учащиеся ознакомятся с использованием инструментария кайдзен применительно к реальным задачам своего образовательного учреждения (в реальной зоне вмешательства: например, на выбранном участке). При работе курса учащиеся получат теоретические знания, достаточные для выполнения практических действий, освоят конкретные инструменты и приемы, будут работать над реальной задачей/задачами, научатся вырабатывать реальные предложения по улучшению.
В этом курсе особая роль отводится практическим работам. На уроках учащиеся будут учиться анализировать статистические материалы, добывать их самостоятельно и применять в практических работах; делать выводы из полученных данных.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
По базисному плану курс «Школа бережливого мышления» в основной школе изучается в 9 классе. На изучение географии в 9 классах отводится 34часа (1 час в неделю).
В соответствии с базисным учебным планом курсу на ступени основного общего образования предшествует курс «Обществознание» и «История», включающий определенные экономические и политические знания сведения.
В свою очередь, содержание курса «Школа бережливого мышления» в основной школе является базой для изучения общих географических, исторических понятий , теорий, закономерностей, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой звено в системе профессиональной подготовки и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Введение. История и философия кайдзен. 1 час.
Раздел 1. Основы бережливого мышления. Методы Кайдзен. 8 часов.
Основы бережливого мышления. Методы Кайдзен. Ориентация на потребителя. TQC(всеобщий контроль качества). Всеобщий уход за оборудованием. Система предложений. Работа малых групп и кружки качества. Система «Точно вовремя» и «Канбан». Автоматизация и роботизация. Дисциплина на рабочем месте. Повышение качества, постоянные улучшения. Отношения сотрудничества между менеджерами и работниками. Повышение производительности и Ноль дефектов. Развертывание политики.
Практикум 1 Основы бережливого мышления. Составления подробной инструкции дежурного по классу с учетом философии кайдзен.
Практикум 2. Работа в малой группе над решением командной задачи. Распределение обязанностей в группе.
Практикум 1 Основы бережливого мышления. Составления подробной инструкции дежурного по классу с учетом философии кайдзен..
Раздел 2. Семь инструментов Кайдзен. 8 часов.
Семь инструментов Кайдзен:
1. Диаграммы Спагетти.
2. Диаграммы причин и результатов.
3. Гистограммы.
4. Контрольные карты.
5. Диаграммы разброса.
6. Графики.
7. Контрольные листки.
Характеристики инструментов Лин: система 5S, система общего производительного обслуживания оборудования, система Канбан.
КОНЦЕПЦИЯ 5 S: SEIRI – СЕЙРИ – (Сортировка); SEITON – СЕЙТОН – (Упрощение); SEISO – СЕЙСО – (Уборка); SEIKETSU –СЕЙКЕТСУ – (Стандартизация); SHITSUKE – СИТСУКЕ – (Поддержание и улучшение).
Практикум 4. Составление контрольных карт и листков по решению учебной задачи. Установка контрольных точек.
Практикум 5. Тренинг. Составление плана достижения целей.
Практикум 6. Сортировка SEISO – СЕЙСО – (Уборка). Метод «Как было, как стало».
Раздел 3. Основы агробизнеса. 6 часов.
Использование бережливых технологий на предприятиях Усть-Лабинска. Отношение к кадрам на производстве при традиционной системе управления и при кайдзен. Бережливые технологии в организации технологических процессов при традиционной системе работы и при кайдзен. Сравнение системы управления при традиционной системе работы и при использовании методов кайдзен.
Практикум 7. Посещение пекарни Агролдинга «Кубань». Практическое применения кайдзен технологий в производстве.
Практикум 8. Деловая игра. Разработка системы мотивациию
Раздел 4. Кайдзен в агробизнесе. 6 часов.
Кайдзен в агробизнесе. Повышение эффективности использования оборудования. Создание мотивирующей среды. Система непрерывного совершенствования. Технологические процессы в агробизнесе. Структура предприятия. Составление карты процесса. Доска достижений с фото и видеоматериалами.
Практикум 9. Доска достижений с фото и видеоматериалами.
Практикум 10. Составление карты процесса. Разработка иерархической структуры работ.
Раздел 5. Потери. Виды потерь. 6 часов.
Методы выявления и устранения скрытых потерь. СЕМЬ «ПРОСТЫХ» ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА:
1. контрольный листок;
2. диаграмма Исикавы;
3. диаграмма Парето;
4. гистограмма;
5. диаграмма разброса;
6. стратификация;
7. контрольные карты.
Практикум 11. Составление диаграммы Исикавы школьного процесса с учетом инструментов качества.
Практикум 12. Использование диаграммы Парето и контрольных карт в образовательном процессе при подготовке к экзаменам.
4. Практические работы
1 | Практикум 1 Основы бережливого мышления. Составления подробной инструкции дежурного по классу с учетом философии кайдзен.. |
2 | Практикум 2. Работа в малой группе над решением командной задачи. Распределение обязанностей в группе. |
3 | Практикум 3. Повышение производительности на рабочем месте. Организация рабочего места (в быту, в классе, в школе). |
4 | Практикум 4. Составление контрольных карт и листков по решению учебной задачи. Установка контрольных точек. |
5 | Практикум 5. Тренинг. Составление плана достижения целей. |
6 | Практикум 6. Сортировка SEISO – СЕЙСО – (Уборка). Метод «Как было, как стало». |
7 | Практикум 7. Посещение пекарни Агролдинга «Кубань». Практическое применения кайдзен технологий в производстве. |
8 | Практикум 8. Деловая игра. Разработка системы мотивациию |
9 | Практикум 9. Доска достижений с фото и видеоматериалами. |
10 | Практикум 10. Составление карты процесса. Разработка иерархической структуры работ. |
11 | Практикум 11. Составление диаграммы Исикавы школьного процесса с учетом инструментов качества. |
12 | Практикум 12. Использование диаграммы Парето и контрольных карт в образовательном процессе при подготовке к экзаменам. |
5. Тематическое планирование
№п/п | Разделы программы | Темы, входящие в данный раздел | Содержание по темам. |
Введение. История и философия кайдзен. 1 час | |||
1 | Введение | Введение. История и философия кайдзен. | |
Раздел 1 Основы бережливого мышления. Методы кайдзен.(4т+3пр) | |||
2 | Основы бережливого мышления. | Основы бережливого мышления. Методы Кайдзен. Ориентация на потребителя. TQC(всеобщий контроль качества). Дисциплина на рабочем месте. | |
3 | Система «Точно вовремя» и «Канбан». | Работа малых групп и кружки качества. Система «Точно вовремя» и «Канбан». Автоматизация и роботизация. | |
4 | Основы бережливого мышления. | Практикум 1 Основы бережливого мышления. Составления подробной инструкции дежурного по классу с учетом философии кайдзен.. | |
5 | Всеобщий уход за оборудованием. Система предложений | Всеобщий уход за оборудованием. Система предложений Повышение качества, постоянные улучшения. Отношения сотрудничества между менеджерами и работниками. | |
6 | Работа в малой группе над решением командной задачи. | Практикум 2. Работа в малой группе над решением командной задачи. Распределение обязанностей в группе. | |
7 | Повышение производительности и Ноль дефектов. | Повышение производительности и Ноль дефектов. Развертывание политики повышения производительности. | |
8 | Повышение производительности на рабочем месте | Практикум 3. Повышение производительности на рабочем месте. Организация рабочего места (в быту, в классе, в школе). | |
Раздел 2. Инструменты Кайдзен КОНЦЕПЦИЯ 5S. (5т+3пр) | |||
9 | Семь инструментов Кайдзен: | Семь инструментов Кайдзен: 1. Диаграммы Спагетти. 2. Диаграммы причин и результатов. 3. Гистограммы. 4. Контрольные карты. 5. Диаграммы разброса. 6. Графики. 7. Контрольные листки. | |
10 | Составление контрольных карт и листков | Практикум 4. Составление контрольных карт и листков по решению учебной задачи. Установка контрольных точек. | |
11 | Характеристики инструментов 5S | Характеристики инструментов 5S, система общего производительного обслуживания оборудования, система Канбан. | |
12 | КОНЦЕПЦИЯ 5 S | КОНЦЕПЦИЯ 5 S. SEIRI – СЕЙРИ – (Сортировка SEISO – СЕЙСО – (Уборка); | |
13 | Метод «Как было, как стало». | Практикум 6. Сортировка SEISO – СЕЙСО – (Уборка). Метод «Как было, как стало». | |
14 | Разработка ключевых показателей(Упрощение). . | КОНЦЕПЦИЯ 5 S:; SEITON – СЕЙТОН – (Упрощение). Разработка ключевых показателей. | |
15 | Стандартизаци); Тренинг «Свинья стандартов». | SEIKETSU –СЕЙКЕТСУ – (Стандартизация); Тренинг «Свинья стандартов». | |
Раздел 3. Основы агробизнеса.(4т+2пр) | |||
16 | Использование бережливых технологий на предприятиях Усть-Лабинска | Использование бережливых технологий на предприятиях Усть-Лабинска. Отношение к кадрам на производстве при традиционной системе управления и при кайдзен. | |
17 | Бережливые технологии в организации технологических процессов | Бережливые технологии в организации технологических процессов при традиционной системе работы и при кайдзен | |
18 | Практическое применения кайдзен технологий в производстве | Практикум 7. Посещение пекарни Агролдинга «Кубань». Практическое применения кайдзен технологий в производстве. | |
19 | Сравнение системы управления | Сравнение системы управления при традиционной системе работы и при использовании методов кайдзен. | |
20 | Система мотивации | Система мотивации для повышения производительности технологического процесса. | |
21 | Разработка системы мотивации | Практикум 8. Деловая игра. Разработка системы мотивации | |
Раздел 4. Кайдзен в агробизнесе. (4т+2пр) | |||
22 | Кайдзен в агробизнесе. | Кайдзен в агробизнесе. Повышение эффективности использования оборудования. | |
23 | Создание мотивирующей среды. | Создание мотивирующей среды. Система непрерывного совершенствования. | |
24 | Карта потоков создания ценностей. | Система мотивации и совершенствования. Карта потоков создания ценностей. | |
25 | Доска достижений | Практикум 9. Доска достижений с фото и видеоматериалами. | |
26 | Структура предприятия. | Технологические процессы в агробизнесе. Структура предприятия. | |
27 | Разработка иерархической структуры работ. | Практикум 10. Составление карты процесса. Разработка иерархической структуры работ. | |
Раздел 5. Потери. Виды потерь. Методы выявления и устранения скрытых потерь. СЕМЬ «ПРОСТЫХ» ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА.(4т+2пр) | |||
28 | Виды потерь. | Виды потерь. Методы выявления и устранения скрытых потерь. | |
29 | Инструменты качества | СЕМЬ «ПРОСТЫХ» ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА: 1. контрольный листок; 2. диаграмма Исикавы; 3. диаграмма Парето; 4. гистограмма; 5. диаграмма разброса; 6. стратификация; 7. контрольные карты | |
30 | Нахождение потерь | Виды потерь. Определение потерь при просмотре видеороликов. | |
31 | Диаграммы Исикавы | Практикум 11. Составление диаграммы Исикавы школьного процесса с учетом инструментов качества. | |
32 | Определение потерь | Виды потерь. Определение потерь при просмотре видеороликов. | |
33 | Диаграммы Парето | Практикум 12. Использование диаграммы Парето и контрольных карт в образовательном процессе при подготовке к экзаменам. | |
34 | Определение наиболее эффективных форм развития учащихся. | Определение наиболее эффективных форм развития учащихся. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Печатные пособия
- рабочей программы «География России», 8-9 классы( авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, издательство «Дрофа».
- учебник «География России» - 8 класс, автор В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе.
- учебник «География России» - 9 класс, автор В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе.
Экранно-звуковые пособия
Презентации для проведения уроков:
3. Технические средства обучения
- мультимедийная установка
- компьютер
4. цифровые и электронные образовательные ресурсы
Ссылки на ролики :
5. демонстрационные пособия.
- Виды потерь
- Инструмент 5S
- Стандартизация
- Инструмент Пока-йэкэ
- «Семь простых» статистических инструментов