12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кобзарева Елена Александровна8668 Работаю в ГКОУ РО Красносулинской школе-интернате №1 для детей с умственной отсталостью. Учитель класса "Особый ребенок" (обучающиеся с ТМНР и РАС). Стаж работы 23 года. Россия, Ростовская обл., город Красный Сулин Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика» |
Рабочая индивидуальная образовательная программа по чтению и развитию речи для учащегося 9 класса
Календарно-тематическое планирование
по чтению и развитию речи, 9 класс 3 часа в неделю
I четверть (25 часов)
№ | Раздел программы | Тема | Количество часов | ЗУНы | Тип урока | Вид контроля Педмониторинг | Дата проведения | |
1 | Родина краше солнца, дороже золота | М.Матусовский «С чего начинается Родина?» | 1 | уметь осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя; трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам; отвечать на вопросы по прочитанному; высказывать своё отношение к поступку героя, событию; пересказывать содержание прочитанного; устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся. Учащиеся должны знать наизусть 5-8 стихотворений Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова). Активно участвовать в анализе произведения. Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план. Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана («Как зовут героя рассказа?», «Куда он пошел?», «Что делал?»). Правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов. Соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста. Пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно-символическому плану к каждому предложению; Выразительно читать наизусть 3-4 не Уметь: Читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией; читать про себя; отвечать на вопросы по прочитанному; выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение; определять главную мысль произведения; читать отрывки по ролям; пересказывать прочитанное полностью и выборочно. Знать: знать наизусть 7-8 стихотворений. | Комбинированный | Текущий | ||
2 | По К. Ушинскому «Наше Отечество» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
3 | По С.Романовскому «Светлое место» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
4 | Л.Татьяничева «Малахит» (внеклассное чтение) | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
5 | Н Кончаловская «Славен, славен град Москва!» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
6 | По Л.Кассилю «Москва – столица России» Обобщение по разделу | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
7 | Ученье – главное богатство | А.Горская «Звёздный калейдоскоп» (внеклассное чтение) | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
8 | По Ю. Яковлеву «Слова – сорняки» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
9-10 | Л.Толстой «Филиппок» | 2 | Комбинированный | Текущий | ||||
11 | А.Гайдар «Совесть» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
12-14 | По Е.Шварцу «Сказка о потерянном времени» | 3 | Комбинированный | Текущий | ||||
15 | Обобщение по разделу | 1 | ||||||
16 | По К.Ушинскому «Осень» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
17 | М.Чехов «Всё дождь и дождь» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
18 | А.Майков «Осенние листья» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
19 | Л.Татьяничева «Лучшее время года» (внеклассное чтение) | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
20 | Н. Сладков «Синичкин запас» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
21 | Л.Толстой «Лебеди» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
22 | А.Горская «Будет планета жить» (внеклассное чтение) | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
23-25 | В.Гаршин «Лягушка-путешественница» | 3 | Комбинированный | Текущий | ||||
II четверть (21час) | ||||||||
1 | Без хлеба не прожить | По Ю. Яковлеву «Хлеб» | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
2 | Ю. Ждановская «Нива» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
3 | Э. Шим «Жатва» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
4-5 | Укр. сказка «Колосок» | 2 | Комбинированный | Текущий | ||||
6-7 | Бел. сказка «Лёгкий хлеб» | 2 | Комбинированный | Текущий | ||||
8 | Внеклассное чтение. Чтение книг о труде людей | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
9 | Н.Рубцов «Хлеб» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
10 | Внеклассное чтение. Чтение сказок о труде | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
11 | Обобщение по разделу | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
12 | Здравствуй, гостья – зима | Н.Никитин «Встреча зимы» | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
13-14 | Н.Некрасов «Мужичок с ноготок» | 2 | Комбинированный | Текущий | ||||
15-16 | Н.Сладков «Всему своё время» | 2 | Комбинированный | Текущий | ||||
17 | Е. Трутнева «Времена года» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
18 | С.Школьникова «Зачарованный лес» (внеклассное чтение) | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
19-20 | В. Голявкин «Как я встречал Новый год» | 2 | Комбинированный | Текущий | ||||
21 | Обобщение по разделу | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
III четверть (31 час) | ||||||||
1-3 | Где правда, там счастье. Где ум, там и толк | В.Осеева «Почему?» | 3 | Комбинированный | Текущий | |||
4 | А.Кушнир «Кто разбил большую вазу?» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
5 | Мой любимый литературный герой (внеклассное чтение) | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
6-8 | Д.Драгунский «Тайное становится явным» | 3 | Комбинированный | Текущий | ||||
9 | П. Дудочкин «Рубль» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
10 | Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться (внеклассное чтение) | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
11-13 | Сказка «Лев, Щука и Человек» | 3 | Комбинированный | Текущий | ||||
14 | В.Безбородов «Кошки-мышки» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
15 | Обобщение по разделу. | 2 | ||||||
16 | На страже Родины | М.Исаковский «День защитника Отечества» | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
17 | Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет (внеклассное чтение) | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
18-19 | По Л.Кассилю «Твои защитники» | 2 | Комбинированный | Текущий | ||||
20-22 | По Л. Пантелееву «Честное слово» | 3 | Комбинированный | Текущий | ||||
23-24 | Обобщение по разделу. | 2 | ||||||
25 | Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна! | К. Паустовский «Однажды утром» | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
26 | Стихи о весне (Внеклассное чтение) | 1 | ||||||
27 | И.Никитин «Полюбуйся, весна наступает» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
28 | Е.Бокова «8 Марта» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
29 | Лес не школа, а всему учит (внеклассное чтение) | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
30-31 | И. Соколов-Микитов «Весна» | 2 | Комбинированный | Текущий | ||||
VI четверть (22часа) | ||||||||
1-3 | Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна! | В.Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Весна» | 3 | Комбинированный | Текущий | |||
4-5 | Р.н.с. «Снегурочка» | 2 | Комбинированный | Текущий | ||||
6 | Необычный календарь (внеклассное чтение) | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
7 | Обобщение по разделу | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
8 | О добре и дружбе, о мире и труде | Е. Бокова «О труде» | 1 | Комбинированный | Текущий | |||
9 | В.Осеева «Сыновья» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
10 | Л. Преображенская «Жароптицево перо» (внеклассное чтение) | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
11 | Д. Родари «Чем пахнут ремёсла» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
12 | С.Баруздин «Когда люди радуются» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
13 | Л. Преображенская «Дедушко Слышко» (внеклассное чтение) | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
14 | Н.Носов «Заплатка» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
15 | Е.Бокова «День Победы» | 1 | ||||||
16 | Л.Кассиль «Никто не знает, но помнят все» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
17 | «Идёт война народная…» (внеклассное чтение) | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
18 | Ю. Яковлев «Багульник» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
19 | К.Ушинский «Ветер и Солнце» | 1 | Комбинированный | Текущий | ||||
20-21 | По В.Катаеву «Цветик-семицветик» | 2 | Комбинированный | Текущий | ||||
22 | «В путь, друзья! » (внеклассное чтение) Обобщение по разделу | 1 | Комбинированный | Текущий |
Пояснительная записка
Рабочая индивидуальная программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида под редакцией
В. В. Воронковой;
2.Учебного плана образовательного учреждения.
Цель курса: создать условия для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.
Задачи:
научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;
формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
развитие артикуляционной моторики;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
расширение представлений об окружающем мире;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Специфика программы
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения навыками чтения, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.
Учащиеся читают произведения о нашей Родине, о мудрости и героизме простого народа, о наших современниках, о картинах родной природы.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на протяжении всего учебного года.
Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которыми учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Особое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом как с одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи. С этой целью используются вопросы, готовый план, коллективно составленный план.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Владос», 2012,включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год.
Согласно действующему учебному плану школы программа предусматривает обучение чтению в объеме 3 часов в неделю, всего ____ часа.
2. Содержание тем учебного курса
Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, внеклассное чтение, примерная тематика.
Техника чтения. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Понимание читаемого. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Развитие устной речи. Самостоятельный и полный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Внеклассное чтение. Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и газетных журналов, журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Примерная тематика. Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы и стихотворения о героизме народа во времена войны. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.