12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ткаченко Александр Николаевич153 Работаю учителем физкультуры. Очень люблю свою работу и семью. Общий стаж работы 10 лет. Учитель – не профессия, а образ жизни, сообразно которому я живу, спеша изо дня в день в любимую школу. Мои мысли постоянно о школе: вечером, ночью, во время каникул. Россия, Ставропольский край, с. Арзгир |
Рабочая программ для 7 класса. Учебник «Физическая культура» под редакцией Т.Ю. Петрова. Ю.А. Копылова и др.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897), на основании Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края, программы Т.Ю. Петрова. Ю.А. Копылова и др. «Физическая культура» (программа 5-9 классы), Москва, «Вентана-Граф» 2012г. и обеспечена учебным комплексом для учащихся Петрова Т.Ю., Ю.А. Копылова и др. «Учебник для 5-7 классов».
Конкретизация целей основного общего образования с учетом специфики физической культуры
Целью предмета «Физическая культура» в основной школе является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Учебный предмет «Физическая культура» в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
Обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
Воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
В соответствии с Примерной программой по физической культуре в основной школе на предметную область «Физическая культура» выделяется 105 ч. (3 часа в неделю). В рабочей программе количество часов, отведенных на каждый раздел программы пропорционально увеличено за счет введения третьего часа.
Из-за отсутствия условий для изучения программного материала "Лыжная подготовка", часы, отведенные на этот раздел отданы на усиление раздела "Легкая атлетика" и "Спортивные игры". Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).
Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.
Курс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательная цель предполагает формирование у школьников представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление с основными положениями науки в области физической культуры. Социокультурная цель подразумевает формирование компетенций учащихся в области выполнения основных двигательных действий как показателя физической культуры человека.
Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на формирование физической культуры, общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, а также на личностное развитие и формирование учебной самостоятельности школьников (умения учиться). Особенностью программы учебного предмета «Физическая культура», согласно ФГОС является выделение основных образовательных направлений для каждой ступени обучения (личностные, метапредметные и предметные). Основными направлениями являются:
формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание основ умений учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах развития индивидуальной личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, а также в области саморегуляции своего организма (телесных, интеллектуальных и психофизических особенностей) для повышения качества жизни.
Программа и учебники для обучающихся 5-7 классов подготовлены в соответствии с материалами ФГОС ООО и концепцией физического воспитания, что позволяет реализовать все заложенные в них требования. В процессе освоения учебного материала данной области достигается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его в окружающем мире, социокультурном пространстве, адаптации в образовательной среде. Программа ориентирована на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. В учебниках учтены гигиенические требования СанПиН Минздравсоцразвития РФ, требования ст.3 ФЗ «О благополучии населения Российской Федерации» в сфере образования и Конституции РФ, гарантирующие право каждого на образование «общедоступность, бесплатность и качество основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях». Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы. Общая цель обучения учебному предмету «Физическая культура» в начальной школе — формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
Курс учебного предмета «Физическая культура» реализует познавательную и социокультурную цели.
1. Познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о физической культуре.
2. Социокультурная цель подразумевает формирование компетенции детей в области выполнения основных двигательных действий, как показателя физической культуры человека.
В соответствии с целью учебного предмета «Физическая культура» формулируются задачи учебного предмета:
- формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих ее культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
- совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, их вариативного использования в игровой деятельности и самостоятельных учебных занятиях;
- расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми, с повышенной координационной сложностью
- формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
- расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
- формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, групповому взаимодействию, посредством подвижных игр и элементов соревнования.
Сформулированные цель и задачи базируются на требованиях «Обязательного минимума образования по физической культуре» и отражают основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретической, практической и физической подготовкой школьников.
Программа по учебному предмету «Физическая культура» разработана с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья учащихся 5-х классов. К таким факторам относятся:
• неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья учащихся;
• формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек и навыков здорового образа жизни;
• особенности отношения учащихся младшего школьного возраста к своему здоровью.
В процессе занятий по образовательной программе учебного предмета «Физическая культура» будет реализовано:
- формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих ее культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
- совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, их вариативного использования в игровой деятельности и самостоятельных занятиях;
- расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми, с повышенной координационной сложностью;
- формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой нарушений здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
- расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
- формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, групповому взаимодействию, посредством подвижных игр и элементов соревнования.
Материал программы направлен на реализацию приоритетных задач образования — формирование всестороннего гармоничного развития личности при образовательной, оздоровительной и воспитательной направленности; на реализацию творческих способностей обучающихся, их физическое совершенствование, а также развитие основных двигательных (физических) жизненно важных качеств — гибкости, ловкости, быстроты движений, мышечной силы и выносливости. Учебный материал позволяет сформировать у школьников научно обоснованное отношение к окружающему миру, с опорой на предметные, метапредметные результаты и личностные требования. Принципы, лежащие в основе построения программы:
1) личностно-ориентированные: двигательного развития, творчества, психологической комфортности;
2) культурно-ориентированные: целостного представления о физической культуре, систематичности, непрерывности, «овладения основами физической культуры»;
3) деятельностно-ориентированные: двигательной деятельности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной физкультурной деятельности младшего школьника.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Физическая культура» изучается в 7 классе из расчёта 3 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 102 часа один год обучения (по 3 часа в неделю).
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения физической культуры
Программа и учебники для учащихся 7 классов разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, предъявляющим следующие требования к основным образовательным программам основного общего образования.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества: участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
- угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
- расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
- овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;
- расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
5. Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре (4 часа)
История физической культуры
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура (основные понятия)
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Спортивная подготовка
Физическая культура человека
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.
Физическое совершенствование (98 часов)
Физкультурно-оздоровительная деятельность (в процессе уроков).
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Комплексы упражнений физкультминуток и физкультпауз.
Комплексы упражнений на формирование правильной осанки.
Индивидуальные комплексы адаптивно (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показателями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, органов зрения).
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленности.
Гимнастика с основами акробатики (15 час)
Организующие команды и приемы:
- построение и перестроение на месте;
- выполнение команд "Пол-оборота направо!"
- "Пол-оорота налево!", "Полшага!", "Полный шаг!".
Акробатические упражнения и комбинации:
Мальчики: кувырок вперед в стойку на лопатках; стойка на голове с согнутыми руками.
Акробатическая комбинация: и.п.- основная стойка- упор присев-кувырок вперед в стойку на лопатках-сед, наклон к прямым ногам-упор присев- стойка на голове с согнутыми ногами- кувырок вперед- встать, руки в стороны.
Девочки: кувырок назад в полушпагат.
Акробатическая комбинация: и.п.- основная стойка. Равновесие на одной ноге (ласточка)- упор присев-кувырок вперед-перекат назад-стойка на лопатках-сед, наклон вперед к прямым ногам-встать- мост с помощью-встать-упор присев-кувырок назад в полушпагат.
Ритмическая гимнастика (девочки)
- стилизованные общеразвивающие упражнения.
Опорные прыжки:
Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в ширину , высота 100-115 см).
Девочки: прыжок ноги врозь(козел в ширину, высота 105-110 см).
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки)
- передвижения ходьбой, приставными шагами, повороты стоя на месте, наклон вперед, стойка на коленях с опорой на руки, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись); зачетная комбинация.
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине(мальчики)
подъём переворотом в упор толчком двумя ногами правой (левой) ногой в упор вне - спад подъём- перемах правой (левой) назад - соскок с поворотом на 90 °.
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях
Мальчики (на параллельных брусьях): размахивание в упоре-сед ноги врозь- перемах во внутрь- упор- размахивание в упоре- соскок махом назад.
Девочки: махом одной и толчком другой ноги о верхнюю жердь - подъём переворотом в упор на нижнюю жердь- соскок назад с поворотом на 90 °
Прикладно-ориентированная подготовка (в процессе уроков)
Прикладно-ориентированные упражнения:
- лазанье по канату (мальчики);
- лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, по диагонали лицом и спиной к стенке (девочки);
- приземление на точность и сохранение равновесия;
- преодоление полос препятствий.
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка:
- физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.
Развитие гибкости
- наклон туловища вперед, назад в стороны с возрастающей амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны;
- упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности плечевого сустава (выкруты);
- комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности позвоночного столба.
- комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений;
- упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост).
Развитие координации движений
- преодоление препятствий прыжком с опорой на руки;
- броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и не подвижную мишень, с места и разбега;
- разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением;
- прыжки на точность отталкивания и приземления.
Развитие силы
- подтягивание в висе и отжимание в упоре;
- подтягивание в висе стоя (лежа) на низкой перекладине (девочки);
- отжимание в упоре лежа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног;
- поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты;
- метание набивного мяча из различных исходных положений;
- комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения).
Легкая атлетика (52 часов)
Беговые упражнения:
- ускорение с высокого старта от 30 до 40 м;
бег с ускорением от 40 до 60 м;
скоростной бег до 60 м;
на результат 60 м;
- высокий старт;
- бег в равномерном темпе: мальчики до 20 минут, девочки до 15 мин.
- кроссовый бег; бег на 1500м.
- варианты челночного бега 3х10 м.
Прыжковые упражнения:
- прыжок в длину с 7-9 шагов разбега способом «согнув ноги»;
- прыжок в высоту с 3-5 шагов разбега способом «перешагивание».
Метание малого мяча:
- метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены;
- метание малого мяча на заданное расстояние; на дальность;
- метание малого мяча в вертикальную неподвижную мишень;
- броски набивного мяча двумя руками из-за головы с положения сидя на полу, от груди.
Прикладно-ориентированная подготовка (в процессе уроков)
Прикладно-ориентированные упражнения:
- передвижение ходьбой, бегом по пересеченной местности;
- преодоление полос препятствий.
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка:
- физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.
Легкая атлетика:
Развитие выносливости
- бег с максимальной скоростью в режиме повоторно-интервального метода;
- бег с равномерной скоростью в зонах большой и умеренной интенсивности.
Развитие силы
- прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны);
- запрыгивание с последующим спрыгиванием;
- комплексы упражнений с набивными мячами.
Развитие быстроты
- бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры;
- повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой);
- прыжки через скакалку в максимальном темпе;
- подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Спортивные игры (39 часов)
Баскетбол (24 часа)
- стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- остановка двумя шагами и прыжком;
- повороты без мяча и с мячом;
- комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)
- ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; по прямой, с изменением направления движения и скорости;
- ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте;
- передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении;
- передача мяча одной рукой от плеча на месте;
- передача мяча двумя руками с отскоком от пола;
- броски одной и двумя руками с места и в движении(после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м
- штрафной бросок;
- вырывание и выбивание мяча;
- игра по правилам.
Волейбол (14 часов)
- стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.);
- прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку;
- прием и передача мяча сверху двумя руками;
- нижняя прямая подача;
- игра по упрощенным правилам мини-волейбола.
Прикладно-ориентированная подготовка (в процессе уроков)
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка:
- физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.
Развитие быстроты
- ходьба, бег в различных направлениях с максимальной скоростью с внезапными остановками и выполнением различных заданий (прыжки вверх, назад, вправо, влево; приседания и т.д.);
- выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой;
- челночный бег (чередование дистанции лицом и спиной вперед);
- прыжки вверх на обеих ногах и на одной ноге с места и с разбега;
- подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие выносливости
- повторный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся интервалом отдыха.
Развитие координации движений
- броски баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной мишени;
- бег с «тенью» (повторение движений партнера);
- бег по гимнастической скамейке;
- броски малого мяча в стену одной рукой (обеими руками) с последующей его ловлей одной рукой (обеими руками) после отскока от стены (от пола).
Развитие силы
многоскоки; прыжки на обеих ногах с дополнительным отягощением (вперед, в приседе).
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Тема | Основное содержание по теме | Характеристика | ||||||||||
деятельности учащихся | ||||||||||||
Раздел 1. Знания о физической культуре (3 ч) | ||||||||||||
Олимпийское движение в | Летние Олимпийские игры в | Определить место нашей страны в | ||||||||||
советской и современной | Москве в 1980 г. Олимпийские | мировом олимпийском движении в | ||||||||||
России. | игры в Сочи в 2014 г. Наиболее | XX .; | ||||||||||
известные отечественные | Устанавливать связь между ходом | |||||||||||
олимпийские чемпионы. | истории нашей страны в XX в. и | |||||||||||
развитием отечественного | ||||||||||||
олимпийского движения; | ||||||||||||
Характеризовать значения | ||||||||||||
Олимпийского комитета России; | ||||||||||||
Описывать Олимпийские игры на | ||||||||||||
территории нашей страны; | ||||||||||||
Характеризовать вклад | ||||||||||||
отечественных олимпийских | ||||||||||||
чемпионов в истории мирового | ||||||||||||
спорта. | ||||||||||||
Раздел 2. Организация здорового образа жизни (2 ч) | ||||||||||||
Показатели физического | Понятие «физическое | Раскрывать понятие «физическое | ||||||||||
развития человека | развитие».Основные | развитие»; | ||||||||||
двигательные качества | Определить понятия «сила мышц», | |||||||||||
человека | «быстрота», «выносливость», | |||||||||||
«гибкость», «ловкость», | ||||||||||||
Назвать основные показатели | ||||||||||||
физического развития человека | ||||||||||||
Осанка человека | Понятие «осанка». Причины | Определять понятие «осанки»; | ||||||||||
нарушений осанки. | Объяснять связь между | |||||||||||
Профилактика нарушений | прямохождением и формой | |||||||||||
осанки. Упражнения для | позвоночника человека; | |||||||||||
поддержания правильной | Характеризовать значение | |||||||||||
осанки. | правильной осанки; | |||||||||||
Объяснять причины | ||||||||||||
возникновения неправильной | ||||||||||||
осанки; | ||||||||||||
Называть правила хорошей | ||||||||||||
осанки; | ||||||||||||
Составлять и варьировать | ||||||||||||
комплекс упражнений для | ||||||||||||
профилактики нарушений осанки; | ||||||||||||
Выполнять упражнения для | ||||||||||||
поддержания правильной осанки. | ||||||||||||
Раздел 3. Планирование занятий физической культурой (3 ч) | ||||||||||||
Выбор упражнений для развития двигательных качеств. | Критерии отбора упражнений | Определять назначение | ||||||||||
для составления | физических упражнений по их | |||||||||||
индивидуального комплекса. | функциональной направленности; | |||||||||||
Противопоказания для занятий | описывать виды упражнений для | |||||||||||
физическими упражнениями. | развития разных двигательных | |||||||||||
качеств; раскрывать зависимость | ||||||||||||
между заболеваниями различных | ||||||||||||
систем органов | ||||||||||||
и упражнениями, оказывающими | ||||||||||||
негативное воздействие на | ||||||||||||
организм человека, страдающего | ||||||||||||
такими заболеваниями | ||||||||||||
Составление комплекса | Состав тренировочного занятия | Называть и характеризовать | ||||||||||
физических упражнений для | основные части тренировочного | |||||||||||
самостоятельных занятий | занятия; | |||||||||||
физической культурой | отбирать по изученным критериям | |||||||||||
упражнения для составления | ||||||||||||
индивидуального комплекса; | ||||||||||||
составлять план индивидуальных | ||||||||||||
занятий физической культурой | ||||||||||||
Выбор одежды и обуви для pанятий физической культурой | Выбор одежды и обуви в | Формулировать правила выбора | ||||||||||
| зависимости от сезона и | одежды и обуви для занятий | ||||||||||
погоды. Правила подбора | физическими упражнениями в | |||||||||||
обуви | зависимости от температуры в | |||||||||||
помещении и (или) погодных | ||||||||||||
условий; | ||||||||||||
объяснять младшим школьникам | ||||||||||||
принципы подбора спортивной | ||||||||||||
одежды и обуви | ||||||||||||
Раздел 4. Физкультурно-оздоровительная деятельность (4 ч) | ||||||||||||
Досуг и физическая культура | Занятия в закрытых | Определять понятие | ||||||||||
помещениях: единоборства, | «оздоровительный»; называть | |||||||||||
шейпинг. | способы проведения досуга | |||||||||||
Занятия на открытом воздухе: | средствами физической культуры; | |||||||||||
оздоровительная ходьба, | характеризовать такие виды | |||||||||||
оздоровительный бег, пешие | занятий, как оздоровительная | |||||||||||
оздоровительные прогулки | ходьба, оздоровительный бег, | |||||||||||
пешие оздоровительные прогулки; | ||||||||||||
определять возможности для | ||||||||||||
проведения досуга средствами | ||||||||||||
физической культуры в своей | ||||||||||||
местности; | ||||||||||||
выбирать виды спортивных | ||||||||||||
занятий для проведения | ||||||||||||
собственного свободного времени; | ||||||||||||
подбирать собственную нагрузку с | ||||||||||||
оздоровительной | ||||||||||||
направленностью; договариваться | ||||||||||||
со сверстниками о совместных | ||||||||||||
тренировках и занятиях | ||||||||||||
спортивными играми в закрытом | ||||||||||||
помещении и на свежем воздухе | ||||||||||||
Раздел 5. Спортивно-оздоровительная деятельность (90 ч) | ||||||||||||
Гимнастика с основами акробатики (15 ч) | Организующие команды и | Знать и соблюдать правила | ||||||||||
приёмы (повторение ранее | техники безопасности при | |||||||||||
изученного материала). | выполнении акробатических | |||||||||||
Акробатические упражнения | упражнений и упражнений на | |||||||||||
(кувырок назад в группировке в | спортивных снарядах; | |||||||||||
упор присев, кувырок назад в | описывать технику кувырков в | |||||||||||
полушпагат — девушки, два | упор присев и в полушпагат, | |||||||||||
кувырка вперёд в упор присев, | прыжков через гимнастического | |||||||||||
«мост» из положения стоя). | козла; | |||||||||||
Упражнения и комбинации на | анализировать технику кувырков | |||||||||||
спортивных снарядах ( прыжок | своих сверстников и выявлять | |||||||||||
на гимнастического козла с | ошибки; различать и выполнять | |||||||||||
последующим спрыгиванием, | строевые приёмы и команды; | |||||||||||
вис лёжа, вис присев, сгибание | выполнять акробатические | |||||||||||
и разгибание рук в висе ), | упражнения, упражнения и | |||||||||||
ходьба по гимнастической | комбинации на гимнастическом | |||||||||||
скамейке и бревну) | коне, гимнастическом козле, | |||||||||||
гимнастической перекладине, | ||||||||||||
гимнастической скамейке, | ||||||||||||
гимнастическом бревне | ||||||||||||
Лёгкая атлетика (26 ч) | Беговые упражнения (бег на | Знать и соблюдать правила | ||||||||||
короткие дистанции 10–60 м, | техники безопасности при | |||||||||||
на выносливость | выполнении беговых и прыжковых | |||||||||||
на дистанцию до 1500 м, | упражнений, метаний малого мяча; | |||||||||||
эстафеты). Прыжковые | описывать технику прыжка в | |||||||||||
упражнения (прыжок в длину | длину способом «согнув ноги»; | |||||||||||
с разбега способом «согнув | выполнять беговые и прыжковые | |||||||||||
ноги», прыжок | упражнения, метания малого мяча; | |||||||||||
в высоту способом | бегать на дистанцию 60 м с | |||||||||||
«перешагивание»). Метание | максимальной скоростью и 1500 м | |||||||||||
малого мяча на дальность с | на время; | |||||||||||
разбега | метать малый мяч на дальность и | |||||||||||
на точность; | ||||||||||||
включать прыжки в длину с | ||||||||||||
разбега, бег на короткие дистанции | ||||||||||||
и бег на выносливость в | ||||||||||||
индивидуальный комплекс занятий | ||||||||||||
физической культурой | ||||||||||||
Спортивные игры (39 ч) | Баскетбол. Техника игры | Соблюдать правила техники | ||||||||||
( стойки и перемещения, | безопасности во время игры в | |||||||||||
передача ловля мяча, | баскетбол | |||||||||||
ведение мяча, ведение | знать и объяснять другим | |||||||||||
мяча с изменением | школьникам правила игры в | |||||||||||
направления, броски мяча | баскетбол, способы передач, | |||||||||||
по кольцу) . Правила игры | способы остановки и ведения | |||||||||||
в баскетбол. | мяча, основные технические | |||||||||||
ошибки; | ||||||||||||
развивать знания, навыки и | ||||||||||||
Волейбол. Правила игры, | умения игры в баскетбол; | |||||||||||
размеры игровой площадки и | организовывать игры в | |||||||||||
разметка, размеры | баскетбол со сверстниками и | |||||||||||
волейбольной сетки, техника | участвовать в этих играх. | |||||||||||
игры в волейбол — нижняя | ||||||||||||
прямая и верхняя прямая | Выполнять правила техники | |||||||||||
подачи, способы приёма и | безопасности во время игры в | |||||||||||
передачи мяча двумя руками | волейбол; | |||||||||||
сверху и снизу. | пересказывать правила игры в | |||||||||||
Подвижные игры с | волейбол; | |||||||||||
элементами спортивных | называть различные игровые | |||||||||||
игр. | действия в волейболе; | |||||||||||
описывать технику элементов | ||||||||||||
волейбола. | ||||||||||||
Лёгкая атлетика (22 ч) | Беговые упражнения (бег на | Знать и соблюдать правила | ||||||||||
короткие дистанции 10–60 м, | техники безопасности при | |||||||||||
на выносливость | выполнении беговых и прыжковых | |||||||||||
на дистанцию до 1500 м, | упражнений, метаний малого мяча; | |||||||||||
эстафеты). Прыжковые | описывать технику прыжка в | |||||||||||
упражнения (прыжок в длину | длину способом «согнув ноги»; | |||||||||||
с разбега способом «согнув | выполнять беговые и прыжковые | |||||||||||
ноги», прыжок | упражнения, метания малого мяча; | |||||||||||
в высоту способом | бегать на дистанцию 60 м с | |||||||||||
«перешагивание»). Метание | максимальной скоростью и 1500 м | |||||||||||
малого мяча на дальность с | на время; | |||||||||||
разбега | метать малый мяч на дальность и | |||||||||||
на точность; | ||||||||||||
включать прыжки в длину с | ||||||||||||
разбега, бег на короткие дистанции | ||||||||||||
и бег на выносливость в | ||||||||||||
индивидуальный комплекс занятий | ||||||||||||
физической культурой |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
К физкультурному оборудованию предъявляются специальные гигиенические, педагогические и эстетические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания учащихся.
Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям школьников. Его количество определяется из расчёта активного участия всех учащихся в процессе занятий. Оборудование должно соответствовать требованиям ФГОС и СанПиН 2.4.2.2821—10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Важнейшее требование — безопасность спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Для выполнения требований безопасности необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Все спортивные снаряды и инвентарь проверяются учителем физической культуры перед уроком.
Объекты и средства материально-технического обеспечения: бревно напольное (3 м), козёл гимнастический, перекладина гимнастическая (пристеночная), стенка гимнастическая, скамейки гимнастические жёсткие (4 м, 2 м), комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты), мячи (набивные 1 кг и 2 кг, малые теннисные, малые мягкие, баскетбольные, волейбольные, футбольные), палки гимнастические, скакалки детские, маты гимнастические, акробатическая дорожка, коврики (гимнастические, массажные), кегли, обручи пластиковые детские, планка для прыжков в высоту, стойки для прыжков в высоту, флажки (разметочные с опорой, стартовые), лента финишная, дорожка разметочная резиновая для прыжков, рулетка измерительная, набор инструментов для подготовки прыжковых ям, щит баскетбольный тренировочный, сетка для переноса и хранения мячей, жилетки игровые с номерами, волейбольные стойки универсальные, сетка волейбольная, оборудование для игры в настольный теннис (стол, сетка, ракетки, мячи), шахматы, шашки, контейнер с комплектом игрового инвентаря, станок хореографический, палатки туристические, аптечка.
Также необходимо вспомогательное оборудование для оснащения мест хранения спортивного инвентаря.
8. Планируемые результаты изучения физической культуры.
Учебный раздел "Знания о физическом здоровье"
Ученик научится:
планировать режим дня, характеризовать его основное содержание и правила планирования.
Ученик получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
Учебный раздел "Способы двигательной (физкультурной деятельности)
Ученик научится:
проводить самостоятельные занятия по физической культуре.
Ученик получит возможность научиться:
вести дневник самонаблюдения и самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.
Учебный раздел "Гимнастика с основами акробатики"
Ученик научится:
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические 'комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
Ученик получит возможность научиться:
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учѐтом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
Учебный раздел "Легкая атлетика"
Ученик научится:
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
выполнять метания различных снарядов с места и в движении, на дальность и в цель.
Ученик получит возможность научиться:
• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Учебный раздел "Спортивные игры"
Ученик научится:
• выполнять основные технические действия и приёмы игры в волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Система оценки планируемых результатов.
Оценка успеваемости - одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она помогает контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности учеников, стимулирует их активность на занятиях физическими упражнениями.
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания.
По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и с несколькими ответами на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т. п.
По технике владения двигательными действиями (умения ми, навыками).
Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.