Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по УМК под ред. В.В. Пасечника, В.В. Латюшина
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
х. МАЛООРЛОВСКИЙ
«Утверждаю»
Директор МБОУ – СОШ №4
х. Малоорловский
---------------------- /Гончарова Т. А./
Приказ от 28.08.2019г. № 173
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
Уровень общего образования (класс): основное общее (7)
Количество часов: 34
Учитель: Дацюк Наталья Валерьевна
Рабочая программа разработана на основе программы В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова «Программа курса биологии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений».- М.: «Дрофа» 2014 г.
2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана на основе:
Конституции РФ
Законов:
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).
Приказов:
- приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609);
- приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018г. №345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 08 мая 2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
Устава школы
Локального акта «Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»
Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Пасечника, В.В. Латюшина,. Г.Г. Швецова. - М.: «Дрофа» 2014г. и учебника по биологии для 7 класс «Животные», разработанного В. В. Латюшиным, В.А. Шапкиным - М.: «Дрофа» 2015 г
На изучение предмета «Биологии» в 7 классе в учебном плане отводится 1час в неделю, в год - 34 часа.
В соответствии с Уставом школы, учебным планом, годовым календарным учебным графиком данная рабочая программа рассчитана на 35 часа.
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета.
В 6-7 классах учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Они должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Оцениваются лабораторные и практические работы обобщающего типа, за лабораторные работы при изучении нового учебного материала оценка ставится выборочно.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Биология» 7 класс.
Ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Содержание учебного предмета.
Введение. Общие сведения о животном мире
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Раздел 1. Простейшие.
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Раздел 2. Многоклеточные животные.
Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип Плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №1: многообразие кольчатых червей.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация. Многообразие моллюсков и их раковин
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип Членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №2: Знакомство с разнообразием ракообразных.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №3: Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №4: Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №5: Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсия: Изучение многообразия птиц.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильмов.
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Лабораторная работа №6: Изучение особенностей различных покровов тела
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Раздел 4. Индивидуальное развитие животных
Продление рода. Органы размножения. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа №7: Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных Земле.
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
Раздел 6. Биоценозы
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека
Влияние человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Планируемые результаты освоения программы курса «Биология. Животные » в 7 классе.
Предполагаемые результаты обучения структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно - иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы в учебе и познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметные результаты обучения :
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
выделение существенных признаков биологических объектов;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных; опасных для человека;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
Система оценки индивидуальных достижений
обучающихся.
Оценка устного ответа учащихся
Отметка «5» ставится в случае:
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка «4»
Знание всего изученного программного материала.
Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий)
Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «2»
Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
Правильно определил цель опыта.
Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если ученик:
Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
Или было допущено два-три недочета.
Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Или эксперимент проведен не полностью.
Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:
Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
Тематическое планирование
Предмет: Биология
Класс: 7
Номер п/п | Наименование раздела. | Кол-во часов |
Введение. | 1 | |
Простейшие | 2 | |
Многоклеточные животные | 19 | |
Эволюция строения и функций органов и их систем у животных. | 7 | |
Индивидуальное развитие животных. | 2 | |
Развитие и закономерности животных на Земле. | 1 | |
Биоценозы. | 2 | |
Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 1 | |
ИТОГО: | 35 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 7 КЛАСС | |||||||
№ урока | Раздел учебной программы по предмету | Тема урока | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Текущий контроль | Дата проведения | |
План | Коррек- Ция | ||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | Зоология- как наука | 1 | Определяют понятия «систематика», «зоология», «систематические категории». Описывают и сравни-вают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Класси-фицируют животных, отра-батывают правила работы с учебником. | Фронтальный опрос. | 05.09 | | |
ПРОСТЕЙШИЕ часа) | Общая характеристика Простейших | 1 | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учителем и одноклассниками при обсуждении особенностей строения и жизнедеятель-ности простейших. Выпол-нение лабораторной работы. | Индивидуальные задания. | 12.09 | | |
Многообразие и значение простейших | 1 | Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Рассматривание микро-препаратов. Работа с цифровым микроскопом. | Комбинирован-ный опрос. | 19.09 | | ||
МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (19 часов) | Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные | 1 | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, обсуждение особенностей строения и жизнедея-тельности губок. | Индивидуальная работа по карточкам | 26.09 | | |
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, образ жизни, значение. | 1 | Работа в парах или малых группах; изучение текста и иллюстративного материала, описание кишечнополостных разных классов, составление таблицы. | Проверка таблица | 03.10 | | ||
Черви. Общая характеристика и многообразие. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви | 1 | Составление краткого плана-конспекта параграфа, заполнение таблицы «Сравнительная характеристика классов плоских червей» с последующей самопроверкой; | Обучающий тест | 10.10 | | ||
Тип Кольчатые черви. | 1 | Парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой. | Фронтальный опрос. | 17.10 | | ||
Тип Моллюски. Образ жизни, многообразие | 1 | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учителем и одноклассниками при обсуждении особенностей строения и жизнедеятельности и значении червей. Выпол-нение лабораторной работы. | Индивидуальные задания. | 24.10 | | ||
Тип Иглокожие. | 1 | Изучение текста параграфа и иллюстративного материала, заполнение сравнительной таблицы «Классы типа Иглокожие» | Биологический диктант | 07.11 | | ||
Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. | 1 | Парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя | Лабораторная работа. | 14.11 | | ||
Тип Членисто-ногие. Класс Насекомые. | 1 | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение индиви-дуальных заданий, сотруд-ничество с одноклас-сниками и учителем при изучении особенностей строения, процессов жизнедеятельности, значении насекомых. | Фронтальный опрос. | 21.11 | | ||
Отряды насекомых. | 1 | Определение многообразия, среды обитания, образа жизни. Выявление биологи-ческих и экологических особенностей. Просмотр видеоролика. | Обучающий тест. | 28.11 | | ||
Тип хордовые. Общая характеристика, многообразие, значение. | 1 | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, изучение особенностей строения, процессов жизнедеятельности ланцетника. | Индивидуальные задания по карточкам. | 05.12 | | ||
Классы рыб: Хрящевые, Костные | 1 | Заполнение сводной таблицы «Особенности строения органов и систем органов рыб в связи с обитанием в водной среде». Выполнение лабораторной работы. | Проверка таблица | 12.12 | | ||
Основные систематические группы рыб. | 1 | Составление плана-конспекта параграфа совместно с учителем с последующей взаимопроверкой, поиск и отбор дополнительной информации из разных источников. | Биологический диктант. | 19.12 | | ||
Проектная работа: «Класс Земноводные, или Амфибии». | 1 | Поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, классификация данных для подготовки сообщений о представителях отрядов земноводных (безногих, хвостатых и бесхвостых) | Проект | 26.12 | | ||
Класс Пресмы-кающиеся, или Рептилии. | 1 | Составление сводной таблицы «Представители отряда Чешуйчатые» с опорой на рассказ учителя. | Комбинирован-ный опрос. | 09.01 | | ||
Класс Птицы. | 1 | Изучение текста параграфа и иллюстративного материала, составление и заполнение сводной таблицы «Особенности тела птиц в связи с приспособленностью к полету», выполнение лабораторной работы. | Фронтальный опрос. | 16.01 | | ||
Многообразие птиц. | 1 | Работа в группах по изучению многообразия птиц, сотрудничество с учителем и одноклас-сниками при обсуждение вопросов. | Сообщения обучающихся | 23.01 | | ||
Класс Млекопи-тающие, или Звери. Общая характеристика, образ жизни. | 1 | Работа с текстом учебника, составление сводной таблицы «Отряды млекопитающих» | Проверка таблицы. | 30.01 | | ||
Экологические группы млекопитающих. | 1 | Поиск и отбор дополнительной информации из разных источников для подготовки сообщений о представите-лях отрядов млекопитаю-щих; составление и заполнение сводной таблицы «Отряды млекопитаю-щих» | Сообщения обучающихся | 06.02 | | ||
Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Важнейшие породы домашних млекопитающих | 1 | Определение многообразия, среды обитания, образа жизни. Выявление биологи-ческих и экологических особенностей. Просмотр видеоролика. | Комбинированный опрос. | 13.02 | | ||
ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И ИХ СИСТЕМ У ЖИВОТНЫХ. (7 часов) | Покровы тела. | 1 | Работа с учебником, работа с цифровым микроскопом, составление и заполнение сводной таблицы «Эволюция покровов тела животных»; парное или групповое выполнение лабораторной работы; | Лабораторная работа. | 20.02 | | |
Опорно-двига-тельная система животных. Спо-собы передви-жения и полости тела животных | 1 | Составление плана-конспекта параграфа, составление и заполнение сводной таблицы «Эволюция опорно-двигательной системы». Выполнение лабораторной работы. | Комбинирован-ный опрос. | 27.02 | | ||
Органы дыхания и газообмен | 1 | Работа с учебником, описание значения дыхания для организмов; составление схемы «Эволюция дыхательной системы» | Биологический диктант. | 05.03 | | ||
Органы пище-варения. Обмен веществ и прев-ращение энер-гии. | 1 | Составление плана-конспекта параграфа, описание усложнения органов пищеварения в процессе эволюции: составление таблицы «Эволюционные преобразования отделов пищеварительной системы позвоночных животных» | Фронтальный опрос. | 12.03 | | ||
Кровеносная система. Кровь | 1 | Работа с текстом и иллюстрациями учебника, Описание кровеносных систем животных разных систематических групп. Составление схемы. | Обучающий тест. | 19.03 | | ||
Органы выделения. | 1 | Составление плана-конспекта параграфа, составление таблицы «Эволюция выделительной системы животных» | Проверка таблицы. | 02.04 | 09.04 | ||
Нервная систе-ма. Рефлекс. Инстинкт. Орга-ны чувств. Регу-ляция деятель-ности организма | 1 | Работа с учебником, составление таблицы «Эволюция нервной системы», групповое выполнение лабораторной работы. | Индивидуальные задания. | 09.04 | 16.04 | ||
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ (2 часа) | Продление рода. Органы размно-жения, | 1 | Составление плана-конспекта параграфа, описание типов размножения и органов половой системы животных, составление схемы «Способы размножения животных» | Фронтальный опрос. | 16.04 | 23.04 | |
Развитие живот-ных с превраще-нием и без прев-ращения. Перио-дизация и про-должительность жизни. | 1 | Составление плана конспекта параграфа, поиск и отбор дополнительной информации из разных источников, составление сводной таблицы «Характеристика периодов развития животных» | Проверка таблицы. | 23.04 | |||
РАЗВИТИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ (1 час) | Доказательства эволюции жи-вотных. Ареалы обитания. Миг-рации. Законо-мерности размещения животных | 1 | Составление плана конспекта параграфа, поиск и отбор дополнительной информации из разных источников для подготовки сообщений о палеонтологи-ческих находках, о случаях проявления атавизмов. | Сообщения обучающихся. | 07.05 | | |
33-34 | БИОЦЕНОЗЫ (2 час) | Биоценоз. Пищевые взаимосвязи, факторы среды | 2 | Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Работа в группах по изучению биоценоза. | Комбинирован-ный опрос. | 14.05 21.05. | |
35 | ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА (1 час) | Воздействие человека и его деятельности на животный мир. | 1 | Поиск и отбор допол-нительной информации из разных источников для подготовки сообщений Выявление исчезающих, редких и охраняемых видов животных. Просмотр видеофильма. | Сообщения обучающихся. | 28.05 | |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________/Колбасина Е.В./
___ ____________ 2019 года