12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лемясева н.н.32 Россия, Мордовия респ. |
Рабочая программа
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе следующих документов: Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897; Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык», рекомендованные Министерством образования РФ , 5-е издание - М.: «Просвещение», 2010 г. и авторской программы под редакцией Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т., Тростенцов Л.А.-М , 2012 г.
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией Ладыженской , 7-е издание, М.: Просвещение,2012год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета «Русский язык»: воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально- этических норм, принятых в обществе.
Цель данной программы обучения в области формирования знаний по русскому языку: формирование у учащихся 5 класса познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Задачи:
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности в речевом самосовершенствовании через поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора;
- овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умение формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования,
- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты,
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств,
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности с учетом индивидуальных особенностей учащихся: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
- формирование интеллектуально и духовно развитой личности, готовой к самоопределению, самообразованию, социальной адаптации, продуктивному взаимодействию с людьми.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством общения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображении, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и саморазвития личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения.
Курс русского языка в 5 классе включает следующие разделы: «Язык. Речь. Общение», «Повторение изученного в начальных классах», «Текст», «Синтаксис. Пунктуация. Культура Речи», «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи», «Лексика. Культура речи», «Морфемика. Орфография. Культура речи», «Морфология. Орфография. Культура речи», «Повторение и систематизация изученного в 5 классе».
Раздел « Язык. Речь. Общение» раскрывает роль и значение русского языка в нашей стране и за её пределами, знакомит с компонентами речевой деятельности.
Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале года и в конце выделяются специальные часы. В материал повторения включаются вопросы из области фонетики, орфоэпии, морфемики, орфографии, синтаксиса и пунктуации.
В разделе «Морфология. Орфография . Культура речи» в 6 классе изучаются следующие части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение и глагол. Наряду с изучением грамматических признаков данных частей речи рассматриваются вопросы по формированию орфографической грамотности.
Материал расположен с учётом возрастных особенностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем проводится в два этапа. Например, темы разделов «Лексика», «Словообразование» даются в 5 и 6 классах.
В программе 5 класса также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи: речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи.
Содержание предмета «Русский язык» в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в 5 классе выделяется 175 часов (5ч в неделю, 35 учебных недель).
В календарно-тематическом планировании раздел «Повторение и систематизация изученного» сокращен на 5 часов.
С учётом всех изменений количество плановых уроков уменьшено до 170 часов
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
1. Руский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./ Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т., ТростенцовЛ.А.-М.: Просвещение, 2012г.
2. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений.-М,: Просвещение, 2010.
С целью оптимизации учебной деятельности учащихся используются следующие формы организации учебного процесса: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, в группах, а также используются нетрадиционные формы работы.
Промежуточная аттестация учащихся по русскому языку проводится в форме административной контрольной работы (диктант или тестирование) согласно приказу МБОУ «Парцинская СОШ».
Текущий контроль осуществляется в форме контрольного диктанта, контрольного изложения, контрольного сочинения, тестирования. (Приложение 1)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностными результатами изучения русского языка в 5 классе являются: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения русского языка в 5 классе являются: владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.), коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения русского языка в 5 классе являются: представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества; понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности при получении образовании, а также роли русского языка в процессе самообразования; владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями; способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; адекватное восприятие на слух текстов разных сталей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации); умение сравнивать речевые высказывании с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо: умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей; владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации; способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных жизненных ситуациях общения; осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета
Язык и общение (2+ 1)
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (17 ч+3 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23 ч +7ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (12 ч + 3 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (6 ч + 2 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч + 4 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (17 ч + 4 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (29 ч + 6 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация изученного (5+ 2 ч)
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение
Основная литература
для учителя:
Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку.
Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.
Концепция модернизации Российского образования.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Методическое письмо Департамента образования Белгородской области, Белгородского института развития образования «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году».
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Русский язык.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Учебное издание. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы/ Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений,_ М.: Просвещение, 2011.
Ладыженская Т. А. , Баранов М.Т. , Тростенцова. Русский язык. Учебник для 5 класса в 2-х ч. – М., 2012.
Ладыженская Т. А. , Баранов М.Т. , Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 5 классе: Пособие для учителей и методистов.
Тростенцова Л.А., Стрекевич М.М., Ладыженская Н.В. и др. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс.
для учащихся:
Ладыженская Т. А. , Баранов М.Т. , Тростенцова. Русский язык. Учебник для 5 класса в 2-х ч. – М., 2012.
Дополнительная литература
для учителя:
Безденежных Н.В. Новые олимпиады по русскому языку/ Н.В. Безденежных.- Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Г.А.Богданова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Лингвисмтический тренажер).
Контрольно- измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ Сост. Н.В. Егорова. - М.: ВАКО, 2012.
Сергеева Е.М.. тесты по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс». – М.: Экзамен, 2011
Сычева Г.Н. Сборник диктантов для 5-9 классов. - Ростов н/Д: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2010.
Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка – М.: Вако, 2011Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 5 класса. – М.: ООО «Грамотей», 2010
Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: «Планета», 2010.
для учащихся:
Александрова З.Е Словарь синонимов русского языка, М.: Русский язык, 1989
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Г.А.Богданова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Лингвистический тренажер).
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. Санкт-Петербург «Норинт», 2000.
5. Контрольно- измерительные материалы. Русский язык: 6 класс/ Сост. Н.В. Егорова. - М.: ВАКО, 2012
6. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка,М.: Просвещение, 1987
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка; под ред. Л.и. Скворцова.- М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС21 век», 2003
8. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- М.: Цитадель-трейд, 2012
9. Тростенцова Л.А.. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс». В 2 ч./ М.: «Экзамен», 2013
10. Шанский.Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка.М.: Просвещение, 1971
11. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1994
Методические материалы в сети
1. Справочно-информационный портал «Русский язык». –Режим доступа http://www.gramota.ru
2. Издательский дом «Первое сентября».- Режим доступа http://www. rus.I september.ru/ urok
3. Информационно-коммуникативные технологии в образовании. – Режим доступа: http://www.ict.edu/ru
4. Культура письменной речи.- Режим доступа: http://www.gramma.ru
5. http://rusolimp.kopeisk.ru/
6. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
7. Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала
8. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
9. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
10. Мир слова русского http://www.rusword.org
11. Основные правила грамматики русского языка
12. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»
13. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
14. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН
15. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
16. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
17. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
17. Тесты по русскому языку
18. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
К концу 5 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
по словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи; пользоваться словообразовательными словарями
по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в б классе частей речи( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное) в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
Речь
аудирование и чтение:
-понимать информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- владеть разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владеть умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;
- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- воспринимать на слух текстов разных сталей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- сравнивать речевые высказывании с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы);
- излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
- соблюдать в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии;
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы, тема | Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия) | Ко-во ч | Дата | ||||
План | Факт | |||||||
Язык и общение | ||||||||
1 | Язык и человек | Знакомство с учебником, работа с терминами, выполнение упражнений, творческая работа с учебником | 1 | 1.9 | ||||
2 | Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке | Знакомство с материалом учебника (с. 3-8), с памятками, выполнение упражнений, словарная работа, просмотр презентации | 1 | 2.9 | ||||
3 | Р.р Стили речи | Словарная работа, поиск информации с помощью компьютера, приобретение навыка формулирования запросов и опыта использования ПК; освоение базовых понятий лингвистики: ситуация речевого общения, стили речи; развитие способности участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; работа с невербальными средствами общения (жестами, мимикой) в различных ситуациях общения | 1 | 4.9 | ||||
Повторение изученного в начальных классах | ||||||||
4 | Звуки и буквы | Работа по учебнику, знакомство с новыми терминами, транскрибирование слов, самостоятельная работа | 1 | 5.9 | ||||
5 | Орфограмма | Работа по учебнику, знакомство с новыми терминами, выполнение упражнений; освоение базовых понятий лингвистики: орфограмма, морфема. | 1 | 7.9 | ||||
6 | Правописание проверяемыхбезударных гласных в корне слова | Извлечение информации из различных источников (учебник, компакт-диски учебного назначения), работа с учебником и орфографическим словарем; словарный диктант; выделение морфем; обозначение орфограммы | 1 | 8.9 | ||||
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | Работа с учебником и орфографическим словарем; словарный диктант; графическая работа с морфемами; обозначение орфограммы | 1 | 9.9 | ||||
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | Работа по учебнику, словарный диктант, проверочная тестовая работа, выполнение упражнений из учебника, работа со словарём | 1 | 11.9 | ||||
9 | Буквы и, у, а после шипящих | Выполнение упражнений на повторение и закрепление материала, словарная работа, творческая работа | 1 | 12.9 | ||||
10 | Разделительные Ъ и Ь | Работа по учебнику, словарная работа, выполнение тренировочных упражнений, творческая работа | 1 | 14.9 | ||||
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока, составление рассказа по рисунку | 1 | 15.9 | ||||
12 | Р.р. 1 Текст. Обучающее изложение «Хитрый заяц». | Работа по учебнику, работа с текстами, написание изложения от 3-го лица по данному плану | 1 | 16.9 | ||||
13 | Анализ изложений. Части речи | Работа по материалу учебника, составление таблицы, выполнение упражнений из учебника, словарная работа | 1 | 18.9 | ||||
14 | Глагол | Работа по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений, работа по иллюстрациям, составление мини-текста в жанре сказки | 1 | 19.9 | ||||
15 | -Тся и -ться в глаголах | Работа по таблице, выполнение упражнений по теме урока, работа по тестам | 1 | 21.9 | ||||
16 | Р.р. Тема текста. | Работа по картине, словесное рисование, составление рабочего материала | 1 | 22.9 | ||||
17 | Личные окончания глаголов | Работа по таблице, выполнение упражнений по теме урока, работа по тестам | 1 | 23.9 | ||||
18 | Имя существительное | Повторение материала, изученного в начальных классах по теме «Имя существительное», выполнение упражнений на закрепление материала, | 1 | 25.9 | ||||
19 | Имя прилагательное | Повторение материала, изученного в начальных классах по теме «Имя прилагательное», выполнение упражнений на закрепление материала, | 1 | 26.9 | ||||
20 | Р.р. Комплексный анализ текста по теме: «Повторение» | Повторение материала, изученного в начальных классах по теме «Имя прилагательное», выполнение упражнений на закрепление, словарная работа | 1 | 27.9 | ||||
21 | Местоимение | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, творческая работа (упр. 112) | 1 | 29.9 | ||||
22 | Р.р Основная мысль текста «Летние радости». | Работа по материалу учебника, анализ текстов, написание сочинения-миниатюры | 1 | 30.9 | ||||
23 | Контрольный диктант №1(входящий) с грамматическим заданием по теме: «Повторение» | Написание контрольного диктанта №1 | 1 | 2.10 | ||||
24 | Работа над ошибками. Синтаксис. Пунктуация | Знакомство с новыми понятиями, выполнение упражнений, составление предложений различной конструкции, | 1 | 3.10 | ||||
25 | Словосочетание. | Работа по таблице, практическая работа, проверочная работа, выполнение тестовых заданий | 1 | 5.10 | ||||
26 | Разбор словосочетания | Определение главных слов в словосочетании, составление схем словосочетаний | 1 | 6.10 | ||||
27 | Предложение. Грамматическая основа. | Работа по таблице, по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений, тестовых заданий | 1 | 7.10 | ||||
28 | Р.р. 6 Сжатое изложение (обучающее) «Гордость - это хорошо или плохо?» | Реализация домашнего задания (краткий пересказ сказки), составление памятки для краткого изложения текста, работа над изложением | 1 | 9.10 | ||||
29 | Виды предложения по цели высказывания | Работа по таблице и материалу учебника, выполнение упражнений, составление предложений | 1 | 10.10 | ||||
30 | Восклицательные предложения. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | Работа по таблице и по материалу учебника, разбор предложений и словосочетаний, выполнение упражнений | 1 | 12.10 | ||||
31 | Сказуемое. Анализ сочинения | Работа по таблице и по материалу учебника, разбор предложений и словосочетаний, выполнение упражнений и тестов | 1 | 13.10 | ||||
32 | Работа по таблице и материалу учебника, выполнение упражнений и тестовых заданий | 1 | 14.10 | |||||
33 | Тире между подлежащим и сказуемым | Работа по материалу учебника и по таблице, составление памятки, выполнение упражнений, составление предложений по заданной схеме | 1 | 14.10 | ||||
34 | Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, составление предложений по заданным схемам, словарная работа | 1 | 16.10 | ||||
35 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | Реализация домашнего задания, работа по таблице, выполнение упражнений, разбор предложений | 1 | 17.10 | ||||
36 | Определение | Реализация домашнего задания, работа по таблице, выполнение упражнений, разбор предложений, творческая работа | 1 | 19.10 | ||||
37 | Обстоятельство. Тест по теме: «Второстепенные члены предложения». | Реализация домашнего задания, работа по таблице, выполнение упражнений, разбор предложений, конструирование предложений по заданным схемам | 1 | 21.10 | ||||
38 | Р.р. Подготовка к контрольному сочинению № 1 «Памятный день» | Работа по материалу учебника, составление памятки, творческая работа | 1 | 23.10 | ||||
39 | Р.р. Написание контрольного сочинения «Памятный день» | Написание сочинения | 1 | 24.10 | ||||
40 | Предложения с однородными членами. | Работа по таблице и по материалу учебника, выполнение упражнений, составление схем, словарная работа | 1 | 26.10 | ||||
41 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Работа по таблице, по материалу учебника, выполнение упражнений, составление предложений по заданным схемам, проверочная работа | 1 | 27.10 | ||||
42 | Предложения с обращениями | Работа по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений, конструирование предложений по данным схемам, творческая работа | 1 | 28.10 | ||||
43 | Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис. Пунктуация» | Контрольная работа | 1 | 30.10 | ||||
44 | Работа над ошибками | 1 | 31.10 | |||||
45 | Простые и сложные предложения. | Анализ предложений, работа по таблице и материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений | 1 | 10.11 | ||||
46 | Синтаксический разбор простого предложения | Составление памятки, синтаксический разбор предложения, выполнение упражнений, самостоятельная работа | 1 | 11.11 | ||||
47 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | 13.11 | |||||
48 | Прямая речь. Знакомство с косвенной речью | Работа по материалу учебника, по таблице, выполнение упражнений, конструирование предложений по схемам | 1 | 14.11 | ||||
49 | Знаки препинания при прямой речи. Диалог. | Выполнение тренировочных упражнений, работа с тестами, самостоятельная работа | 1 | 16.11 | ||||
50 | Р.Р. Обучающее сочинение по картине Решетникова «Мальчишки» | Работа с текстами, выполнение упражнений, творческая работа | 1 | 18.11 | ||||
51 | Анализ сочинения. Речь письменная и устная, диалогическая. Этикет. | Синтаксический разбор сложного предложения; анализ орфограмм и пунктограмм; работа с учебником и тестами | 1 | 20.11 | ||||
52 | Проверочная работа «Пунктуация». Фонетика. Гласные звкуи. | 1 | 21.11 | |||||
53 | Согласные звуки. | Словарная работа, работа по материалу учебника, выполнение упражнений, буквенно-звуковой анализ слов, практическая работа | 1 | 23.11 | ||||
57 | Изменение звуков в потоке речи | Знакомство с новыми понятиями, работа по материалу учебника, словарная работа, выполнение тренировочных упражнений | 1 | 24.11 | ||||
58 | Согласные твёрдые и мягкие | Словарная работа, работа по материалу учебника, выполнение упражнений, буквенно-звуковой анализ слов, практическая работа | 1 | 25.11 | ||||
Позиционные чередования гласных и согласных. | 1 | 27.11 | ||||||
59 | Р.р. Повествование (упр.283) | Работа с текстами, выполнение упражнений, творческая работа «Шкатулка». | 1 | 28.11 | ||||
61 | Графика. Алфавит | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, практическая работа со словарями | 1 | 30.11 | ||||
62 | Р.р. Описание предмета (упр.302) | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений из учебника, словарная работа, описание предмета (коллективная работа), просмотр презентации | 1 | 1.12 | ||||
63 | Р.р. Описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица» (упр.323) | Словарная, творческая, практическая работа, работа по материалу учебника, работа со словарём | 1 | 2.12 | ||||
64 | Работа над ошибками. Обозначение мягкости согласных с помощью ь | Работа по материалу учебника, словарная работа, практическая работа, словарный диктант | 1 | 4.12 | ||||
65 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. Словарный диктант | Работа по материалу учебника, составление таблицы, выполнение упражнений, самостоятельная работа по определению количества букв и звуков в словах | 1 | 5.12 | ||||
66 | Орфоэпия. Анализ словарного диктанта | Словарная работа по орфоэпии, выполнение упражнений из учебника, работа со словарями, лингвистическая игра | 1 | 7.12 | ||||
67 | Фонетический разбор слова. Повторение и систематизация изученного по разделу «Фонетика». Проверочное тестирование по теме «Фонетика» | Знакомство с порядком фонетического разбора слов, выполнение заданий, связанных с применением знаний по фонетике, проверочная работа | 1 | 8.12 | ||||
68 | Контрольный диктант с грамматическим заданием «В грозу». | Практическая работа, фонетический разбор слов, орфоэпический диктант. Выполнение тестовых заданий | 1 | 9.12 | ||||
69 | Слово и его лексическое значение | Фонетический разбор слов, выполнение заданий по лексике | 1 | 11.12 | ||||
70 | Однозначные и многозначные слова | Словарная, творческая, практическая работа, работа по материалу учебника, работа со словарём | 1 | 12.12 | ||||
71 | Прямое и переносное значение слова | Словарная, творческая, практическая работа, работа по материалу учебника, работа со словарём | 1 | 14.12 | ||||
72 | Омонимы | Словарная, творческая, практическая работа, работа по материалу учебника, работа со словарём | 1 | 15.12 | ||||
73 | Синонимы. | Словарная, творческая, практическая работа, работа по материалу учебника, работа со словарём | 1 | 16.12 | ||||
74 | Р.р. Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (упр.368) | Рассмотрение картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», работа по вопросам упр.358, словесное рисование, составление плана написания сочинения | 1 | 18.12 | ||||
75 | Анализ сочинений. Антонимы. Повторение изученного. | Выполнение упражнений на применение полученных знаний | 1 | 19.12 | ||||
76 | Р.р. Контрольное изложение № 1 «Первый снег» (упр.375) | Р.р. Контрольное изложение № 1 «Первый снег» (упр.375) | 1 | 21.12 | ||||
77 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, морфемный разбор слов, работа с тестами | 1 | 22.12 | ||||
78 | Окончание | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, морфемный разбор слов, работа с тестами | 1 | 23.12 | ||||
79 | Основа слова | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, морфемный разбор слов, работа с тестами | 1 | 25.12 | ||||
80 | Корень слова. | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, практическая работа | 1 | 26.12 | ||||
81 | Р.р. Сочинение «Один из удачно проведённых вечеров…» (упр.390) | Составление памятки написания сочинения в жанре письма, анализ текстов эпистолярного жанра, творческая работа | 1 | 28.12 | ||||
82 | Р.р Рассуждение (упр.402) «Дни недели рассказывают о себе». | Составление памятки написания сочинения-рассуждения, анализ текстов, творческая работа | 1 | |||||
83 | Анализ сочинений. Суффикс | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, морфемный разбор слов | 1 | |||||
84 | Приставка | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, морфемный разбор слов | 1 | |||||
85 | Р.р. Выборочное изложение «Последний лист орешника» (упр.420) | Составление памятки написания выборочного изложения, анализ текста, творческая работа | 1 | |||||
86 | Чередование звуков. Анализ изложения | Морфемный разбор слов, выполнение упражнений, самостоятельная работа | 1 | |||||
87 | Беглые гласные | Повторение пройденного материала, морфемный разбор слов, выполнение упражнений по теме урока, работа с тестами по теме | 1 | |||||
88 | Варианты морфем | Работа по таблице, словарная работа, практическая работа, работа по перфокартам, выполнение заданий различного содержания на применение изученного правила | 1 | |||||
89 | Морфемный разбор слова | Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, творческая работа, работа с тестами по теме | 1 | |||||
90 | Правописание гласных и согласных в приставках | Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, работа с тестами по теме | 1 | |||||
91 | Буквы з и с на конце приставок. | Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, проверочная работа, работа с тестами по теме, словарная работа | 1 | |||||
92 | Буквы з и с на конце приставок. | Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, проверочная работа, работа с тестами по теме, словарная работа | 1 | |||||
93 | Буквы о-а в корне -лаг- - -лож-. Словарный диктант | Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, проверочная работа, работа с тестами по теме | 1 | |||||
94 | Буквы о-а в корне -раст- - -рос- | Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, творческая работа с тестами по теме | 1 | |||||
95 | Буквы ё-о после шипящих в корне | Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, проверочная работа, работа с тестами по теме, словарная работа | 1 | |||||
96 | Буквы и-ы после ц. Словарный диктант Урок - игра «Морфемика» | Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений по теме урока, проверочная работа, работа с тестами по теме | 1 | |||||
97 | Контрольный диктант с грамматическим заданием «В тумане». | Работа с тестами, словарный диктант | 1 | |||||
98 | Р.р. 21 Сочинение. Описание картины Н.П.Кончаловского «Сирень» (упр.470) | Устная и письменная работа по картине | 1 | |||||
99 | Работа над ошибками. Самостоятельные и служебные части речи. | Работа по материалу учебника, составление таблицы «Самостоятельные и служебные части речи», выполнение упражнений на закрепление знаний по теме урока | 1 | |||||
100 | Имя существительное как часть речи | Определение морфологических и синтаксических признаков имени существительного. Описание картины. | 1 | |||||
101 | Р.р. Доказательства в рассуждении (упр.484) | Работа над алгоритмом доказательства: составление тезиса, аргументов, примеров, вывода. | 1 | |||||
102 | Р.Р. Контрольное сочинение №2 по теме: «Почему нужно беречь книгу» | Написание контрольного сочинения | 1 | |||||
103 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Анализ сочинения | Работа по материалу учебника, словарная работа, выполнение упражнений | 1 | |||||
104 | Имена существительные собственные и нарицательные | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, конструирование предложений, словарная работа, творческая работа, самостоятельная работа | 1 | |||||
105 | Р.р.24 Сжатое изложение «Перо и чернильница» (упр. 513) | Устная и письменная работа над изложением с изменением лица | 1 | |||||
106 | Анализ изложений. Род имён существительных | Повторение пройденного материала, выполнение упражнений, работа со словарём, проверочная работа (распределительный диктант), работа с тестами | 1 | |||||
107 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | Повторение пройденного материала, выполнение упражнений, работа со словарём, проверочная работа (распределительный диктант) | 1 | |||||
108 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, работа со словарём, конструирование предложений | 1 | |||||
109 | Три склонения имён существительных | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, работа со словарём, конструирование предложений | 1 | |||||
110 | Падеж имён существительных | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, работа со словарём, проверочная работа | 1 | |||||
111 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, проверочная работа, работа по перфокартам, самостоятельная работа, словарная работа | 1 | |||||
112 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, проверочная работа, работа по перфокартам, самостоятельная работа, словарная работа | 1 | |||||
113 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, проверочная работа, работа по перфокартам, самостоятельная работа, словарная работа | 1 | |||||
114 | Р.р. Изложение (упр.547). Контрольное изложение №2 | Работа по материалу учебника, анализ текста, написание изложения | 1 | |||||
115 | Множественное число имён существительных. Анализ изложения | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, викторина, выполнение олимпиадных заданий | 1 | |||||
116 | Множественное число имён существительных. Анализ изложения | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, викторина, выполнение олимпиадных заданий | 1 | |||||
117 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений, работа по перфокартам | 1 | |||||
118 | Морфологический разбор имени существительного. | Знакомство с порядком морфологического разбора существительных, выполнение упражнений, проверочная работа | 1 | |||||
119 | Контрольный диктант по теме: «Имя существительное» | Повторение материала по контрольным вопросам на с. 223, выполнение заданий на повторение материала различного содержания и сложности. Проверочная работа | 1 | |||||
120 | Имя прилагательное как часть речи. | Повторение теоретического материала, работа по материалу учебника, выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, творческая работа, словарный диктант | 1 | |||||
121 | Имя прилагательное как часть речи. | Повторение теоретического материала, работа по материалу учебника, выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, творческая работа, словарный диктант | 1 | |||||
122 | Правописание гласных в падежных окончания прилагательных | Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений, проверочная и самостоятельная работа, индивидуальная работа с тестами | 1 | |||||
123 | Правописание гласных в падежных окончания прилагательных | Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений, проверочная и самостоятельная работа, индивидуальная работа с тестами | 1 | |||||
124 | Прилагательные полные и краткие | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, конструирование предложений | 1 | |||||
125 | Прилагательные полные и краткие | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, конструирование предложений | 1 | |||||
126 | Морфологический разбор имени прилагательного | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, конструирование предложений, словарный диктант (правописание мягкого знака после шипящих) | 1 | |||||
127 | Обобщение изученного по теме: «Прилагательные полные и краткие» | Работа с тестами, словарный диктант, распределительный диктант | 1 | |||||
128 | Контрольный диктант с грамматическим заданиием по теме: «Прилагательное». | Диктант с грамматическим заданием | 1 | |||||
129 | Анализ диктанта. Р.р. Описание животного (упр.587) | , по вопросам упражнения 587 | 1 | |||||
130 | Р.р. Сочинение-описание животного по картине А.Н.Комарова «Заяц на дереве» (упр.598) | Работа по картине А.Н.Комарова «Заяц на дереве» (упр.598), Создание черновых заметок | 1 | |||||
131 | Р.р.29 Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений ( упр.600) | Работа над сочинением-описанием по упражнению 600 | 1 | |||||
132 | Глагол как часть речи. Анализ диктанта | Повторение теоретического материала по теме «Глагол как часть речи», выполнение упражнений | 1 | |||||
133 | Не с глаголами | Выполнение упражнений по теме урока, самостоятельная работа, словарная работа | 1 | |||||
134 | Р.р. Рассказ (упр.619) | Работа по материалу учебника, составление рассказа по сюжетным картинкам, творческая работа | 1 | |||||
135 | Неопределённая форма глагола | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, словарная работа, объяснительный диктант, творческая работа | 1 | |||||
136 | Неопределённая форма глагола | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, словарная работа, объяснительный диктант, творческая работа | 1 | |||||
137 | Правописание –тся и –ться . Словарный диктант | Работа по материалу учебника, практическая работа, объяснительный диктант, словарная работа | 1 | |||||
138 | Виды глагола | Работа по материалу для наблюдений, выполнение тренировочных упражнений, работа по развитию речи, творческая работа, проверочная работа | 1 | |||||
139 | Виды глагола | Работа по материалу для наблюдений, выполнение тренировочных упражнений, работа по развитию речи, творческая работа, проверочная работа | 1 | |||||
140 | Буквы е – и в корнях с чередованиями. Проверочная работа | Работа по таблице, выполнение упражнений, проверочная работа, самостоятельная работа, работа по перфокартам | 1 | |||||
141 | Буквы е – и в корнях с чередованиями. Проверочная работа | Работа по таблице, выполнение упражнений, проверочная работа, самостоятельная работа, работа по перфокартам | 1 | |||||
142 | Р.р.31-32 Невыдуманный рассказ (о себе) (упр.652) | Работа по материалу учебника, анализ текстов, словесное рисование | 1 | |||||
143 | Время глагола | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений на закрепление темы урока, проверочная работа | 1 | |||||
144 | Прошедшее время | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений на закрепление темы урока, словарная работа | 1 | |||||
145 | Настоящее время | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений на закрепление темы урока, словарная работа | 1 | |||||
146 | Будущее время | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений на закрепление темы урока, работа по перфокартам, компьютерное тестирование, словарная работа | 1 | |||||
147 | Спряжение глаголов. | Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений, работа с тестами | 1 | |||||
148 | Спряжение глаголов. | Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений, работа с тестами | 1 | |||||
149 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений, работа с тестами | 1 | |||||
150 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений, работа с тестами | 1 | |||||
151 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений, работа с тестами | 1 | |||||
152 | Морфологический разбор глагола | Знакомство с порядком морфологического разбора глагола, выполнение упражнений, самостоятельная работа | 1 | |||||
153 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа | Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений | 1 | |||||
154 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа | Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений | 1 | |||||
155 | Употребление времён | Составление памятки по написанию сочинения в жанре репортажа, анализ текстов, устное сочинение, работа над сочинением в жанре спортивного репортажа | 1 | |||||
156 | Повторение изученного. | Работа по контрольным вопросам на с.280, выполнение упражнений различного содержания и сложности, самостоятельная работа. Составление памятки по написанию сочинения в жанре репортажа, анализ текстов, устное сочинение, работа над сочинением | 1 | |||||
157 | Повторение изученного. | Работа по контрольным вопросам на с.280, выполнение упражнений различного содержания и сложности, самостоятельная работа. Составление памятки по написанию сочинения в жанре репортажа, анализ текстов, устное сочинение, работа над сочинением | 1 | |||||
158 | Контрольное тестирование по теме: «Глагол» | Контрольное тестирование № 1 | 1 | |||||
159 | Р.р Контрольное -сочинение-рассказ по рисунку О.В.Попович «Не взяли на рыбаку»(упр.701) | Анализ ошибок, составление устного рассказа по картине, создание черновых материалов сочинения | 1 | |||||
160 | Анализ сочинений. Р.р Комплексный нализ текста по теме «Глагол». | Редактирование черновых материалов сочинения | 1 | |||||
161 | Работа над ошибками. Обощение изученного по теме: «Глагол». | Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами | 1 | |||||
162 | Р.Р Подготовка к контрольному сжатому изложению «Пшеничный колосок»(упр.717) | Составляют рабочие материалы к сочинению-рассказу. | 1 | |||||
163 | Р.р. Контрольное сжатое изложение «Пшеничный колосок».(упр.717) | Пишут сочинение-рассказ. | 1 | |||||
164 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами | 1 | |||||
165 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами | 1 | |||||
166 | Орфограммы в окончаниях слов | Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами | 1 | |||||
167 | Административный итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. | Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами | 1 | |||||
168 | Работа над ошибками. Употребление букв ь и ъ. | Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами Л: осознание роли русского Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами | 1 | |||||
169 | Употребление букв ь и ъ. | Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами Л: осознание роли русского Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, работа с тестами | 1 | |||||
170 | Знаки препинания в простом и сложном предложении | Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности, синтаксический разбор предложений, работа с тестами | 1 |