12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лилия Андрияновна46
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» муниципального образования города Чебоксары –

столицы Чувашской Республики


УТВЕРЖДЕНА:

Приказом МАОУ «СОШ № 1»

г. Чебоксары

Приказ от «__» ___2021 г. № _

Директор ______ Т.Л. Николаева


СОГЛАСОВАНА:

заместитель директора

по УВР _______

«___» __________2021 г.

РАССМОТРЕНА:

на заседании ШМО ___________

Руководитель ШМО__________

Протокол от «__» ____2021 г.№__






Рабочая программа

по географии

для 5 классов

на 2021-2022 учебный год
























г. Чебоксары, 2021

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами являются:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.


Метапредметными результатами являются:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.


Предметными результатами являются:

Обучающийся научится:

1) использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2) анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

3) находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

4) определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

5) выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

6) составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

7) представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.


Обучающийся получит возможность научиться:

1) ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

2) читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

3) строить простые планы местности;

4) создавать простейшие географические карты различного содержания;

5) моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.



II. Содержание учебного предмета

(34 часа, 1 час в неделю)

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Зачем нам география и как мы будем ее изучать

Тема 1 На какой Земле мы живем (4 часа)

Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Развитие географической науки от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей – ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия: открытия Х. Колумба, Ф. Магеллана и их влияние на судьбы мира. Как были открыты и исследованы материки. Современные информационные системы.

Практическая работа № 1 (обучающая) Составление таблицы «Этапы географического познания Земли» (на протяжении изучения темы).

Тема 2. Земля как планета (4 часа)

Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещенности.

Практическая работа №2 (итоговая) Анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца».  

Тема 3. План и карта (10 часов)

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности. Глобус — объемная модель Земли. Географическая карта и ее отличие от плана. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Глобус и географическая карта — достижения человечества. Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способны создания карт. Часовые пояса.

ГИП Учимся с «Полярной звездой»1 Определяем стороны горизонта по Солнцу и звездам.

Практическая работа № 3. (итоговая). Определение различных способов ориентирования на местности.

Практическая работа № 4 (тренировочная) Решение задач с использованием различных видов масштаба. Определение расстояний между географическими объектами с помощью масштаба.

Практическая работа № 5 (обучающая). Составление описания маршрута по плану местности.

Практическая работа № 6 (итоговая) Определение географических координат по географической карте.

ГИП Учимся с «Полярной звездой» 2 Работаем с картой.

Тема 4. Человек на Земле (4 часа)

Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Сравнение стран мира по политической карте.

Практическая работа № 7 (итоговая). Обозначение на контурной карте границ крупнейших государств и их столиц на всех материках мира.

ГИП Учимся с «Полярной звездой» 3 Сравниваем страны мира.

Тема 5 Литосфера (11 часов).

Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосфера, ее соотношение с земной корой. Литосферные плиты. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр. Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Горячие источники. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Особенности их образования. Различия равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте. Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их происхождение. Овраги, сели. Барханы. Описание гор по карте. Исследование и охрана литосферы. Описание рельефа своей местности. Значение литосферы для жизни на Земле. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.

Практическая работа №. 8 (итоговая) Обозначение на контурной карте крупнейших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа.

ГИП Учимся с «Полярной звездой» 4 Выполняем проектное задание



III. Тематическое планирование

п/п

Тема урока

К-во часов

Примечание


Введение (1 ч)

1

Зачем нам география и как мы будем ее изучать

1


На какой Земле мы живем (4 ч)

2

Как люди открывали Землю

2


3

География сегодня

1


4

Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»

1


Мы во Вселенной (4ч)

5

Мы во Вселенной

1


6

Движение Земли

1


7

Солнечный свет на Земле

1


8

Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы»

1


План и карта (10ч)

9

Ориентирование на местности

1


10

Земная поверхность на плане и карте

2


11

Практическая работа №1 «Построение плана местности»

1


12

Географическая карта

1


13

Градусная сетка

1


14

Географические координаты

2


15

Практическая работа №2 «Работаем с картой»

1


16

Обобщение по теме «План и карта»

1


Человек на Земле (4ч)

17

Как люди заселяли Землю

1


18

Расы и народы

1


19

Практическая работа№3 «Сравнение стран мира по политической карте»

1


20

Обобщение по теме «Человек на Земле»

1


Литосфера- твердая оболочка Земли(11ч)

21

Земная кора- верхняя часть литосферы

1


22

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

1


23

Движения земной коры

1


24

Движения земной коры. Вулканизм

1


25

Рельеф Земли. Равнины

1


26

Рельеф Земли. Горы

1


27

Практическая работа №4 «Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте

2


28

Литосфера и человек

1


29

Обобщение по теме «Литосфера - твердая оболочка Земли»

1


30

Заключительный урок

1




Опубликовано


Комментарии (1)

Калягина Ирина Владимировна, 26.08.21 в 14:28 0Ответить Пожаловаться
Лилия Андрияновна, необходимо указывать ссылки ранее опубликованной той же работы. У Вас уже была такая публикация на другом ресурсе от 24.08.2020: https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-geografii-dlya-5-klassov-alekseev-nikolina-i-dr-4419469.html. Ничего страшного, просто необходимо отмечать, что публикация печатается не впервые.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.