Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Математика» составлена для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения для обучающихся 3 класса базового уровня подготовки.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Актуальность обусловлена необходимостью усвоения математических знаний, а также развитием познавательных способностей, основ логического мышления. Значимость определяется формированием общеучебных навыков, ориентацией на развитие духовно-нравственного и эстетического воспитания. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.
Новизна рабочей программы заключается в реализации планируемых результатов через выполнение комплексных заданий, которые предусматривают решение жизненных компетентностных задач и выполнение проектных заданий на предметном материале.
В образовательной области учебный курс «Математика» представляет собой первый этап изучения предмета, включающий в себя также первоначальные сведения из геометрии. Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Основная цель обучения предмету «Математика» в начальной школе − развитие абстрактного, образного, логического мышления.
Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
За основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации указанного принципа есть свои особенности. Следует отметить включение элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами.
Предполагаемые результаты. Обучающийся научится:
знать/понимать:
− названия и последовательность чисел до 1000;
− названия компонентов и результатов умножения и деления;
− таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
− правила порядка выполнения действий в выражениях в 2— 3 действия (со скобками и без них).
уметь:
− читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
− выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
− выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
− выполнять проверку вычислений;
− вычислять значения числовых выражений, содержащих 2— 3 действия (со скобками и без них);
− решать задачи в 1—3 действия;
− находить периметр многоугольника и прямоугольника (квадрата).
Общая характеристика курса
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по математике и программы ощеобразовательных учреждений авторов М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России».
Изучение математики в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
− Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений
о математике.
− Овладение умениями использовать сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах.
− Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
− Воспитание убеждённости в позитивной роли математики современного общества, необходимости математического грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
− Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.
Реализация указанных целей предполагает решение следующих задач:
− Формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
− Развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
− Развитие пространственного воображения;
− Развитие математической речи;
− Формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
− Формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
− Формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
− Развитие познавательных способностей;
− Воспитание стремления к расширению математических знаний;
− Формирование критичности мышления;
− Развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Рабочая программа предполагает реализацию технологий здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, адаптивного обучения, поэтапного формирования умственных действий, коллективного взаимного обучения, проблемно-диалогического обучения, проектной деятельности, информационного обучения.
Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана. Учебный предмет «Математика» представляет собой первый этап изучения предмета, включает в себя также первоначальные сведения из геометрии. В рамках данного предмета формируется представление о том, что математические положения не только применяются на практике, но и представляют собой результат анализа и обобщения человеком практической деятельности и наблюдаемых им явлений окружающего мира, разные стороны которого изучают различные школьные дисциплины.
Описание места учебного курса в учебном плане
Учебный курс «Математика» является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Программа рассчитана на 168 часов в год (4 часа в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения математики определяются:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» является формирование следующих умений:
− Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
− В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
− Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
− Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
− Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
− Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
− Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
− Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
− Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
− Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
− Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
− Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:
− Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
− Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
− Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
− Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
− Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
− Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения являются формирование следующих умений:
− использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
− объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
−использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
− использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
− пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;
− читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;
− представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
− выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
− выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
− осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;
− читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. (9 ч.)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Решение уравнений с неизвестным
слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным
уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Раздел 2. Табличное умножение и деление. (55 ч.) Связь умножения и деления, таблицы умножения и деления с числами 2 и 3, четные и нечетные числа, зависимости между величинами: цена, количество, стоимость, порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4,5,6,7, 8,9. Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр).
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи
на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.
Раздел 3. Внетабличное умножение и деление. (30 ч.)
Умножение суммы на число. Приемы умножения. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком: приемы нахождения частного и остатка, проверка деления с остатком, решение задач на нахождение четвертого пропорционального.
Раздел 4. Числа от 1 до 1 000. Нумерация (13 ч.)
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100
раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. Единицы массы: килограмм, грамм.
Раздел 5. Числа от 1 до 1 000. Сложение и вычитание. (12 ч.)
Приемы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (900 + 20,
500 – 80, 120 ∙ 7, 300 : 6 и др.). Приемы письменных вычислений: алгоритм письменного
сложения, вычитания. Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Раздел 6. Числа от 1 до 1 000. Умножение и деление. (4 ч.)
Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения на однозначное число, прием письменного деления на однозначное число.
Раздел 7. Приемы письменных вычислений (13 ч.)
Приемы письменного умножения в пределах 1000 . Алгоритм письменного приема умножения трехзначного числа на однозначное. Приемы письменного деления в пределах 1000. Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное.
Контроль предметных результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
• Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
• Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу,
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
• Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
-контрольные работы.