12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Устинова Людмила Валентиновна320 Россия, Омская обл., село Аёв Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2–3 классах «Занимательная математика»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка « Занимательная математика» ориентирована на общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности младших школьников второго и третьего класса.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты. Во время занятий поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания принимают форму состязаний, соревнований между командами. В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение.
Программа рассчитана на 68 часов на 2 года с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут.
Цель: привитие интереса учащимся к математике, систематизация и углубление знаний по математике.
Задачи:
· создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
· развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
· развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
· воспитание настойчивости, инициативы
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия:
§ самоопределение
§ смыслообразование
§ самооценка и личностная саморегуляция
§ нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать правило в планировании контроле способа решения;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы.
Планируемые результаты реализации программы кружка «Занимательная математика» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Ученик научится:
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• строить речевое высказывание в устной форме;
• осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества.
Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Ученик научится:
• включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2 КЛАСС (34 часа).
№ | Разделы, темы | Количество часов |
| Из истории математики. | 3 |
1 | Старинные системы записи чисел | 1 |
2 | Из истории чисел и цифр | 1 |
3 | Как люди учились считать | 1 |
| Развитие познавательных способностей. | 19 |
4 | Тренировка внимания | 4 |
5 | Тренировка памяти | 4 |
6 | Поиск закономерностей | 4 |
7 | Совершенствование воображения | 4 |
8 | Развитие быстроты реакции | 3 |
| Олимпиадные задания по математике. | 9 |
9 | Занимательные задачи. | 2 |
10 | Логические задачи для юных математиков. | 2 |
11 | Задачи повышенной трудности. | 1 |
12 | Решение нестандартных задач. | 1 |
13 | Математические тренажёры. | 1 |
14 | Блиц - турнир по решению задач | 1 |
15 | Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки» | 1 |
| Очень важную науку постигаем мы без скуки. | 3 |
16 | Задачи в стихах. | 1 |
17 | Экспромт - задачки и математические головоломки. | 1 |
18 | Логические математические задачки-шутки. | 1 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 3 КЛАСС (34 часа).
№ п/п
| Наименование тем | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
1 | Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? | 1 | + |
|
2 | Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. | 1 | + |
|
3 | Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. | 1 | + |
|
4 | Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. | 1 | + |
|
5 | Римские цифры. Как читать римские цифры? | 1 | + |
|
6 | Решение логических задач | 1 |
| + |
7 | Задачи с изменением вопроса. | 1 |
| + |
8 | Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи. | 1 |
| + |
9 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 |
| + |
10 | Умножение. Упражнения, игры, задачи. | 1 |
| + |
11 | Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. | 1 |
| + |
12 | Деление. Упражнения, игры, задачи. | 1 |
| + |
13 | Делится или не делится. | 1 |
| + |
14 | Как люди научились считать | 1 | + |
|
15 | Новогодние забавы. | 1 |
| + |
16 | Математический КВН. Решение ребусов и логических задач. | 1 |
| + |
17 | Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. | 1 | + |
|
18 | Игра «Веришь или нет». | 1 |
| + |
19 | Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. | 1 |
| + |
20 | Интересные приемы устного счёта. | 1 | + |
|
21 | Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. | 1 |
| + |
22 | Математические фокусы. | 1 |
| + |
23 | Конкурс знатоков. | 1 |
| + |
24 | Открытие нуля. Загадки-смекалки. | 1 |
| + |
25 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 |
| + |
26 | Денежные знаки. Загадки-смекалки. | 1 |
| + |
27 | Решение задач повышенной трудности. | 1 |
| + |
28 | Игра «Цифры в буквах». | 1 |
| + |
29 | КВМ «Царица наук». | 1 |
| + |
30 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 |
| + |
31 | Игра «Смекай, решай, отгадывай». | 1 |
| + |
32 | Игра «Поле чудес». | 1 |
| + |
33 | Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. | 1 |
| + |
34 | Интеллектуальный марафон. | 1 |
| + |
Список литературы.
1. Внеурочная деятельность учащихся начальной школы Примерные программы /Авторы: Т.Н. Тишина, И.В. Карпеева, Т.В. Аристова, Е.Н. Бойко. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2010.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор: пособие для учителя - М., Просвещение, 2010г.
3. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
4. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
5. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
6. Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989.
7. Ресурсы Интернета.