12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Устинова Людмила Валентиновна320
Россия, Омская обл., село Аёв
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа кружка « Занимательная математика» ориентирована на    общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности младших школьников второго и третьего   класса.  

   Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

   Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты. Во время занятий  поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий  используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания  принимают форму состязаний, соревнований между командами.  В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение.

     Программа рассчитана на 68 часов на 2 года с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут.

    Цель:  привитие интереса учащимся к математике, систематизация и углубление знаний по математике.

    Задачи: 

·                    создание условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;

·                    развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;

·                    развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;

·                    воспитание настойчивости, инициативы

 

     Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий.

     Личностные универсальные учебные действия:

§  самоопределение

§  смыслообразование

§  самооценка и личностная саморегуляция

§  нравственно-этическая ориентация.

     Регулятивные универсальные учебные действия:

-  умение принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- учитывать правило в планировании контроле способа решения;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- оценивать правильность выполнения действия.

     Познавательные универсальные учебные действия:

-  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-  осуществлять синтез как составление целого из частей;

-  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

     Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-  формулировать собственное мнение и позицию;

-  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-  строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-  задавать вопросы.

 

    Планируемые  результаты реализации программы кружка «Занимательная математика» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.

Результаты  первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Ученик научится:

       • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

       • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

       • адекватно воспринимать оценку учителя;

       • строить речевое высказывание в устной форме;

       • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

                      • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

 

Результаты второго уровня -  формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества.

 

Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

      Ученик научится:

       • включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

       • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

       • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

       • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2 КЛАСС (34 часа).

 

Разделы, темы

Количество часов

 

Из истории математики.

3

1

Старинные системы записи чисел

1

2

Из истории чисел и цифр

1

3

Как люди учились считать

1

 

Развитие познавательных способностей.

19

4

Тренировка внимания

4

5

Тренировка памяти

4

6

Поиск закономерностей

4

7

Совершенствование воображения

4

8

Развитие быстроты реакции

3

 

Олимпиадные задания по математике.

9

9

Занимательные задачи.

2

10

Логические задачи для юных математиков.

2

11

Задачи повышенной трудности.

1

12

Решение нестандартных задач.

1

13

Математические тренажёры.

1

14

Блиц - турнир по решению задач

1

15

Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки»

1

 

Очень важную науку постигаем мы без скуки.

3

16

Задачи в стихах.

1

17

Экспромт - задачки и математические головоломки.

1

18

Логические математические задачки-шутки.

1

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 3 КЛАСС (34 часа).

 

№ п/п

 

Наименование тем

Кол-во часов

Теоретических

Практических

1

Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

1

+

 

2

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.

1

+

 

3

Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.

1

+

 

4

Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.

1

+

 

5

Римские цифры. Как читать римские цифры?

1

+

 

6

Решение логических задач

1

 

+

7

Задачи с изменением вопроса.

1

 

+

8

Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи.

1

 

+

9

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

 

+

10

Умножение. Упражнения, игры, задачи.

1

 

+

11

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

1

 

+

12

Деление. Упражнения, игры, задачи.

1

 

+

13

Делится или не делится.

1

 

+

14

Как люди научились считать

1

+

 

15

Новогодние забавы.

1

 

+

16

Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

1

 

+

17

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.

1

+

 

18

Игра «Веришь или нет».

1

 

+

19

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

1

 

+

20

Интересные приемы устного счёта.

1

+

 

21

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.

1

 

+

22

Математические фокусы.

1

 

+

23

Конкурс знатоков.

1

 

+

24

Открытие нуля. Загадки-смекалки.

1

 

+

25

Задачи с многовариантными решениями.

1

 

+

26

Денежные знаки. Загадки-смекалки.

1

 

+

27

Решение задач повышенной трудности.

1

 

+

28

Игра «Цифры в буквах».

1

 

+

29

КВМ «Царица наук».

1

 

+

30

Задачи с многовариантными решениями.

1

 

+

31

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

1

 

+

32

Игра «Поле чудес».

1

 

+

33

Решение занимательных задач в стихах.

Отгадывание ребусов.

1

 

+

34

Интеллектуальный марафон.

1

 

+

 

 

 

                                            Список литературы.

 

1.      Внеурочная деятельность учащихся начальной школы Примерные программы /Авторы: Т.Н. Тишина, И.В. Карпеева, Т.В. Аристова, Е.Н. Бойко. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2010.

2.      Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор: пособие для учителя - М., Просвещение, 2010г.

3.      Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1995. – 336 с.

4.      Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

5.      Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

6.      Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989.

7.      Ресурсы Интернета.

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.