12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Антонина Бабичева695 Россия, Москва |
Рабочая программа "БД.06 Информатика" для 1 курса специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Московский промышленно-экономический колледж
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
Учебной дисциплины БД.06 Информатика
40.02.03 Право и судебное администрирование
форма обучения очная
2023
Согласована: Цикловой методической комиссией «Информатики и информационных технологий» Протокол №___ от «___» ___________ 2023 года Председатель цикловой методической комиссии .________________/ А. Н. Бабичева / Подпись | Разработана на основе примерной программы (ФГБОУ ДПО ИРПО Министерство Просвещения РФ, 2022, авторы программы: Лавренова Е.В., к.п.н.) и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование Заместитель директора по учебной работе .______________________/ И. А. Архипцева / Подпись |
УТВЕРЖДЕНА: Директор колледжа | .________________________/ Н. Ф. Ляужева/ Подпись |
Составитель (автор): Бабичева А.Н., Кузнецова О.А., Архипцев П.А., Ларина О.Н. ФИО, преподаватель ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Рецензент: _____________________________________________________________________ ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ФГБОУ |
| стр. |
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
Структура и содержание учебной дисциплины | 9 |
Условия реализации учебной дисциплины | 18 |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Информатика»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:
Учебная дисциплина БД.06. Информатика принадлежит к обязательной части цикла общеобразовательных дисциплин основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины
Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
роль информационных процессов в современном обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом цифровые технологии, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и цифровых технологий при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования цифровых технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1,2, 4, 5, 6, 7.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 7. Ориентироваться в условиях постоянного обновления технологий в профессиональной деятельности.
Планируемые результаты освоения дисциплины:
В части трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
способность их использования в познавательной и социальной практике.
В области ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности;
понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных;
соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения;
понимание правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет;
уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий;
понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов;
понимание возможностей и ограничений технологий искусственного интеллекта в различных областях;
наличие представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах;
владеть представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе; понятиями «информация», «информационный процесс», «система», «компоненты системы» «системный эффект», «информационная система», «система управления»;
владеть методами поиска информации в сети Интернет;
уметь критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет;
характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования;
понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров;
тенденций развития компьютерных технологий;
владеть навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации;
иметь представления о компьютерных сетях и их роли в современном мире;
об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
понимать основные принципы дискретизации различных видов информации;
уметь определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации;
уметь строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных;
владеть теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления;
выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики;
определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа;
уметь читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (VBA);
анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных;
модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций);
уметь реализовать этапы решения задач на компьютере;
умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (VBA) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов:
представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10;
вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию);
сортировку элементов массива;
уметь создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов;
умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных;
наполнять разработанную базу данных;
умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений);
уметь использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования;
оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде;
уметь классифицировать основные задачи анализа данных (прогнозирование, классификация, кластеризация, анализ отклонений);
понимать последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка качества данных, выбор и/или построение модели, преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов;
иметь представления о базовых принципах организации и функционирования компьютерных сетей;
уметь определять среднюю скорость передачи данных, оценивать изменение времени передачи при изменении информационного объема данных и характеристик канала связи;
уметь строить код, обеспечивающий наименьшую возможную среднюю длину сообщения при известной частоте символов;
пояснять принципы работы простых алгоритмов сжатия данных;
уметь использовать при решении задач свойства позиционной записи чисел, алгоритмы построения записи числа в позиционной системе счисления с заданным основанием и построения числа по строке, содержащей запись этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием;
уметь выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления;
умение строить логическое выражение в дизъюнктивной и конъюнктивной нормальных формах по заданной таблице истинности;
исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные;
решать несложные логические уравнения;
уметь решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов (задачи построения оптимального пути между вершинами графа, определения количества различных путей между вершинами ориентированного ациклического графа);
уметь использовать деревья при анализе и построении кодов и для представления арифметических выражений, при решении задач поиска и сортировки;
уметь строить дерево игры по заданному алгоритму;
разрабатывать и обосновывать выигрышную стратегию игры;
понимать базовые алгоритмы обработки числовой и текстовой информации (запись чисел в позиционной системе счисления, делимость целых чисел; нахождение всех простых чисел в заданном диапазоне;
обработка многоразрядных целых чисел;
анализ символьных строк и других), алгоритмов поиска и сортировки;
умение определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов (суммирование элементов массива, сортировка массива, переборные алгоритмы, двоичный поиск) и приводить примеры нескольких алгоритмов разной сложности для решения одной задачи;
владеть универсальным языком программирования высокого уровня (VBA), представлениями о базовых типах данных и структурах данных;
умение использовать основные управляющие конструкции;
уметь осуществлять анализ предложенной программы: определять результаты работы программы при заданных исходных данных;
определять, при каких исходных данных возможно получение указанных результатов;
выявлять данные, которые могут привести к ошибке в работе программы;
формулировать предложения по улучшению программного кода;
уметь разрабатывать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы;
использовать в программах данные различных типов с учетом ограничений на диапазон их возможных значений, применять при решении задач структуры данных (списки, словари, стеки, очереди, деревья);
применять стандартные и собственные подпрограммы для обработки числовых данных и символьных строк;
использовать при разработке программ библиотеки подпрограмм;
знать функциональные возможности инструментальных средств среды разработки;
умение использовать средства отладки программ в среде программирования; умение документировать программы;
уметь создавать веб-страницы;
умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая выбор оптимального решения, подбор линии тренда, решение задач прогнозирования);
владеть основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними; использовать табличные (реляционные) базы данных и справочные системы.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студента | Количество часов |
включая: | |
обязательная аудиторная учебная нагрузка | 117 |
самостоятельная работа | 44 |
консультации | 8 |
ВСЕГО | 169 |
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 169 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
В том числе: | |
лекции | 39 |
лабораторные работы | 0 |
практические занятия | 78 |
контрольные работы | 0 |
Консультации | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося(всего) | 44 |
в том числе: | |
оформление документов | 16 |
написание докладов (рефератов) | 14 |
составление алфавитного словаря | 1 |
решение задач | 4 |
заполнение таблиц | 3 |
работа с Интернет-ресурсами | 6 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта. |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия лаборатории информатики.
№ п/п | Оборудование | Технические средства обучения | Количество рабочих мест |
1 | Рабочие места обучающихся | | |
2 | Компьютеры с установленным ПО, подключением к Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду Университета | Программноеобеспечение 1Cпредприятие 8 MicrosoftOffice 2016 Dr. Web Archicad 21 Java Microsoft Silverlight Wibukey Windjview Skype for business Adobe master collection 7-zip Consultant Plus ГарантАэро Chrome | 10 |
3 | Рабочее место преподавателя | | 1 |
4 | Проектор | | 1 |
3 | Колонки | | 1 |
7 | Учебно-наглядные пособия | | 1 |
8 | Аудиторная доска | |
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
I | Основные источники |
Информатика : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3–е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2019. – 400 с. — Текст : электронный // ЭБС Academia-library [сайт]. — URL: | |
Информатика для экономистов : учебник для среднего профессионального образования / В. П. Поляков [и др.] ; под редакцией В. П. Полякова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 524 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11165-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: | |
Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Зимин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 126 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11851-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: | |
Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Зимин. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 153 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11854-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: | |
Информатика в 2 т. Том 1 : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Трофимов ; под редакцией В. В. Трофимова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 553 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02518-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: | |
Информатика в 2 т. Том 2 : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Трофимов ; ответственный редактор В. В. Трофимов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 406 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02519-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: | |
Информатика: учеб. для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. – 6-е изд., стре. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 352 с. - Текст : электронный // ЭБС Academia-library [сайт]. — URL:https://academia-moscow.ru/catalogue/4831/452487/ | |
Информатика. Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 240 с. - Текст : электронный // ЭБС Academia-library [сайт]. — URL:https://academia-moscow.ru/catalogue/4831/477209/ | |
Информатика. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 224 с. - Текст : электронный // ЭБС Academia-library [сайт]. — URL: | |
II | Дополнительные источники |
Новожилов, О. П. Информатика в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального образования / О. П. Новожилов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 302 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06374-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: | |
Информатика : учебник / Угринович Н.Д. — Москва : КноРус, 2020. — 377 с. — ISBN 978-5-406-07314-8. — URL: https://book.ru/book/932057 | |
Информатика и информационные технологии : учебник для СПО / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. - 4-е изд., перераб. И доп. - М. : Издательство Юрайт, 2020. - 383 с. - Серия : Профессиональное образование. — ISBN 978-5-534-03051-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: | |
Информатика. Углубленный курс : учеб. пособие для СПО / О. Е. Мойзес, Е. А. Кузьменко. - М. : Издательство Юрайт, 2020. - 164 с. - (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07980-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: | |
III | Интернет-ресурсы |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР. Режим доступа: | |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Режим доступа: | |
Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика». Режим доступа: | |
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет». Режим доступа: | |
Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования». Режим доступа: | |
Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации. Режим доступа: | |
Портал Свободного программного обеспечения. Режим доступа: | |
Электронно-библиотечная система «Znanium». Режим доступа: | |
Список электронных учебников издательства «Просвещение». Режим доступа: |
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины «Информатика» раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/ профессиональная компетенция | Раздел/ Тема | Тип оценочных мероприятий |
ОК 1 | Раздел 1, Раздел 2, Раздел 3, Раздел 4 | оценка результатов устного опроса, оценка результатов выполнения практических работ; оценка результатов выполнения самостоятельной работы; оценка результатов проведенного дифференцированного зачета. |
ОК 2 | Раздел 1, Раздел 2, Раздел 3, Раздел 4 | |
ОК 4 | Раздел 1, Раздел 2, Раздел 3, Раздел 4 | |
ОК 5 | Раздел 1, Раздел 2, Раздел 3, Раздел 4 | |
ОК 6 | Раздел 1, Раздел 2, Раздел 3, Раздел 4 | |
ОК 7 | Раздел 1, Раздел 2, Раздел 3, Раздел 4 |