12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Конышева Марина Викторовна37
2

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Речевичок»

Программа ДОД по развитию речи

в средней группе «Речевичок»

1. Пояснительная записка.

К четырем годам в физическом и психологическом развитии малыша происходят значимые сдвиги. Но для детей данного возраста еще свойственны неустойчивость внимания, неспособность к долговременному волевому усилию, резвое понижение работоспособности.

Возраст от 4 до 5 лет имеет особенное значение для речевого развития малыша.

Данный период является сенситивным для формирования связной речи дошкольников.

Развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом. В средней группе речь для дошкольника из средства общения превращается в объект познания и анализа, когда смысловая её сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание детей.

Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании.

Однако познавательно-речевое воспитание ребенка включает в себя также и формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и умение рассказать все это. Для речевого развития ребенка необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут творческие проявления. Художественное творчество развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, развивает артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

Игра-драматизация способствует развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности. Лингвистические игры помогают в выражении собственных мыслей словами, понятными для окружающих; способствуют формированию у ребенка множества ценных человеческих качеств, таких, как изобретательность, наблюдательность, жизнерадостность, компетентность, общительность и т. п. В процессе инсценировки произведений развиваются диалогическая и монологическая речь, обогащается словарный запас, формируются коммуникативные умения, потому что в театрализованной деятельности необходимо вербализировать свои действия и свою роль.

Долгое пребывание малыша в ДОУ делает подходящие условия для проведения периодической работы над звуковой стороной речи. Работа над произношением состоит из последующих взаимосвязанных меж собой шагов:

1) обследование речи и произношения малыша;

2) развитие правильной артикуляции;

3) закрепление правильного произношения в свободной речи;

4) развитие фонетического восприятия;

5) способности звукового анализа предложения и слова.

Для формирования многих речевых умений требуются неоднократные повторения (к примеру, при обучении точному произношению звука, использованию в речи определенной грамматической формы слова, составлению рассказа по картинке, заучиванию стихотворения). Этого тяжело достигнуть в рамках НОД по еженедельной сетке, поэтому целесообразно организовать ДОД по развитию речи. Занятия проводятся один раз в неделю во 2-ой половине дня. Все эти занятия ориентированы на формирование правильной речи малыша, что является условием успешной социализации и обучения.

2. Информационная карта программы.

Уровень: развивающий

Форма проведения занятий: подгрупповая

Интеграция образовательных областей:

1. Речевое развитие

2. Социально – коммуникативное развитие

3. Познавательное развитие

4. Художественно – эстетическое развитие

5. Физическое развитие


3. Актуальность ДОД.


Основная задача педагога в области развития речи малышей дошкольного возраста – содействовать освоению разговорной речи, овладеть родным языком. Важными источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, потому что он расширяет познания малыша об окружающей реальности, развивает умения тонко ощущать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у малышей принципиально для общего развития ребёнка, потому что ему пригодятся четкие координированные движения, чтоб рисовать, одеваться и т.д. Движения руки всегда плотно сплетены с речью и содействуют её развитию. Тренировка пальцев рук оказывает влияние на созревании речевой функции. По-другому говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Пальчиковые игры – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов веселого общения. Недаром из поколения в поколение передаются смешные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр. Исходя из этого, я выбрала направление моей ДОД: «Использование народного творчества в развитии речи малышей среднего дошкольного возраста» под названием «Речевичок».

4.Цель: сформировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.

5. Задачи ДОД:

Образовательные:

1. Обогащать, активизировать речь малышей.

2.Развивать связную речь.

3. Знакомить малышей с устным народным творчеством, русским фольклором.

4. Фор – ть умение обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.

5. Вдохновлять к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

6.Содействовать овладению выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами)

7. Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.

8. Упражнять в умении подражать движениям взрослых.

Развивающие:

1. Развивать маленькую моторику, воображение, мышление, память.

2. Развивать интерес к народному творчеству.

3. Развивать чувство ритма, образное мышление малышей.

4. Развивать внимание, зрительное восприятие.

5. Развивать согласованность движений обеих рук.

6.Развивать пластику.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.

2. Воспитывать любовь ко всему живому.


6. Методы проведения ДОД:

1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, российских народных песен, тексты пальчиковых игр);

2. Практический(показ действий, действия с руками ребёнка)

3. Творческие этюды на развитие пантомимики

Занятия в рамках ДОД проводятся по 20 минут, во 2-ой половине дня, один раз в неделю по понедельникам.

Педагогический анализ проводится 2 раза в год (в начале года — вводный, в конце года — итоговый).



















Перспективное планирование занятий ДОД по развитию речи

«Речевичок»

на 2019-2020 учебный год.

Октябрь.

1. Вводное занятие «Давайте познакомимся!» Игровые упражнения: «Выразительное движение»; игра – импровизация «Листочки в саду».

Цель: рассказать детям о том, чем они будут заниматься в этом году; познакомить детей с понятиями: «Мимика»; вызывать положительный эмоциональный отклик детей; упр – ть в умении красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения.

2. «Изменю себя друзья, догадайтесь, кто же я » (имитационные этюды)

Цель:; упр – ть в умении передавать образы при помощи мимики и жестов

3. Игра «Измени голос»

Цель: упражнять в умении менять интонации.

4. Д/игра «Скажи, какой»

Цель: обогащать словарный запас за счет слов – определений, прилагательных.

Работа с родителями:

Консультация «Роль игр – драматизаций в развитии связной речи детей»

Ноябрь.

1. Дидактическое упр. «Скажи что слышишь?»

Цель: фор – ть умение ясно произносить отдельные звукосочетания; укреплять голосовой аппарат, обогащать словарь детей.

2. Чтение потешки «Зайчишка-трусишка». И/упр. «Покажи зайчика»

Цель: познакомить с потешкой; побуждать договаривать слова; упр - ть в умении выразительно изображать образ зайчика.

Зайчишка-трусишка

Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашёл,

Сидит грызёт.

Ай, кто-то идёт!

3. Повторение потешки «Зайчишка-трусишка». Мимический этюд «Покажи эмоции»

Цель: упражнять в умении показывать различные эмоции.

4. Д/упр. «Назови, что делает зайчик»

Цель: активизировать употребление в речи глаголов(скачет, прыгает, грызет, боится, ест, дрожит и т.д.)

Работа с родителями:

Тренинг «Как разыграть с детьми творческие этюды»

Декабрь.

1. Произношение чистоговорок на звук «с», «сь»

Цель: способствовать формированию у детей четкой и правильной речи.

Са-са-са, са-са-са - у сосны стоит лиса,

Си-си-си, си-си-си - мы едем мимо на такси.

Са-са-са - по лесу идет лиса,

Со-со-со - лиса катит колесо,

Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы,

Су-су-су - видел я в лесу лису.

Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.

У Сони сани с горки едут сами.

Сеня в лесу встретил лису.

У нас газ погас.

Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

2.«Волшебный кубик»

Цель: закрепить умение называть рисунки на кубиках. Отвечать на вопросы по содержанию картины, повторяя отдельные слова и фразы.

3. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя»

Цель: создание игровой мотивации, упр – ть в умении четко проговаривать фразы, показывать героя.

4.Инсценировка потешки «Зайчишка-трусишка»

Работа с родителями:

Театр для родителей «Зайчишка-трусишка»

Январь.

1. Проговаривание чистоговорок на звук «у»

Цель: фор – ть умение четко произносить звук «у», слышать его в слогах, словах (на слух).

У-у-у-губы хоботком тяну.

У-у-у-дай трубу.

У-у-у-всех детей зову.

У-у-у-кошке бантик повяжу.

2. Дидактическое упр. «Гости»

Цель: развивать связную речь. Напомнить вежливые слова. Фор – ть у детей умение рассматривать предметы, выделять детали. Закрепить умение вежливо разговаривать друг с другом.

3. Игра «Где мы были, мы не скажем».

Цель: познакомить с понятием «Язык жестов», упр – ть в умении выразительно показывать действия.

4. Показ настольного театра «Колобок – колючий бок».

Цель: познакомить с содержанием сказки В. Бианки.

Работа с родителями:

Мастер – класс «Игры с пальчиками»

Февраль.

1. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок – колючий бок» с обсуждением характерных особенностей персонажей.

Цель: фор – ть умение отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.

2. Разучивание сказки «Колобок – колючий бок» по ролям.

Цель: фор – ть у детей умение бесконфликтно распределять роли; работать над произношением реплик, над жестами и мимикой.

3. И/упр «Скажи с разной интонацией»

Цель: упражнять в умении произносить реплики с разной интонацией.

4. Драматизация сказки В.Бианки ««Колобок – колючий бок»

Цель: развивать творческие способности; вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями.

Работа с родителями:

Помощь в подготовке костюмов, заседание родительского клуба «Родители юных артистов»

Март.

1. Проговаривание чистоговорок на звук «ж»

Цель: упр - ть в умении четко выговаривать звук «ж» в словах и фразах.

Жа-жа-жа убежали два ежа.

Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.

Жу-жу-жу - как-то еж пришел к ужу.

Жи-жи-жи - мне ужаток покажи.

Жу-жу-жу - я с ежами не дружу.

Жа-жа-жа - ёж уходит от ужа.

Жу-жу-жу - в зоопарк пришли к моржу.

Жа-жа-жа - испугались мы моржа.

Же-же-же - сидят птички на морже.

Жу-жу-жу - ближе подошли к моржу.

Жи-жи-жи - повернулись к нам моржи.

2. Дидактическая игра «Пчела»

Цель: развивать мелкую моторику рук. Закрепить произношение звука «Ж»

3. Игровое занятие, построенное на театрализованных играх «Изобрази жестом», «Глухая бабушка», «Ласка», «Вкусная конфета», «Тише».

Цель: способствовать развитию памяти, внимания, воображения.

4. Фланелеграфный театр по сказке В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?

Цель: познакомить со сказкой В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?; дать представление о жизни домашних животных.

Работа с родителями:

Папка – ширма «Роль фольклора в формировании выразительной речи»

Апрель.

1. Упражнения в интонирование диалогов. Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?»

Цель: развивать связную речь; упр – ть детей в умении взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.

2. Упр – е «Скажи «мяу» по – разному»

Цель: упр – ть в умении проговаривать звукоподражание с разной силой голоса и интонацией, раз – ть голосовой аппарат.

3. Рассматривание иллюстраций к сказке В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?

Цель: повторить последовательность, в которой щенок встречал животных, фор – ть интерес к рассматриванию иллюстраций.

4.Драматизация сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?

Цель: создать положительный эмоциональный настрой, развивать творческие способности, вос – ть смелость на выступлении.

Работа с родителями:

Практикум «Как правильно рассказать сказку ребенку?»

Май.

1.Разучивание «Колыбельной»

Баю – баю – баю,

Куколку качаю,

Куколка устала,

Целый день играла,

Положи Танюшка

Щечку на подушку,

Вытяни ты ножки,

Спи скорее, крошка.

Цель: познакомить с колыбельной песенкой, упр – ть в умении произносить фразы с разной силой голоса.

2. Дидактическая игра «Эхо»

Цель: развивать слух, внимание, речь. Побуждать повторять слова за воспитателем и сверстниками, произносить слова с разной силой голоса.

3. Обыгрывание колыбельной

Цель: формировать умение творчески обыгрывать колыбельную песенку, упр – ть в умении произносить слова ласково, напевно.

Работа с родителями:

Родительское собрание «Наши творческие успехи»

7. Ожидаемый результат:

1.Обогащение активного и пассивного словаря детей;

2.Знакомство детей с фольклором, сказками;

3.Освоение детьми невербальных средств общения;

4.Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;

5.Уверенность в себе, преодоление робости;

6.Интерес к фольклору, пальчиковым играм.

7.Формировать звуковую культуру речи.

8.Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений детей.

8.Список детей

Фамилия, имя ребенка

1.

Билалов Ибрагим

2.

Бурмак Антон

3.

Каплун Вера

4.

Леонов Егор

5.

Латышева Даша

6.

Миненок Артем

7.

Строганов Роман

8.

Зенченко Влад

9.

Петрихович София

10.

Сивенок София

11.

Темник Лиза

12.

Привалова Злата

13.

Карпишева Василиса

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Пальчиковая гимнастика», Л.П. Савина.

Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О.С. Ушаковой. –3-изд., испр. –М.: ТЦ Сфера, 2014.

Хрестоматия 4-5 лет, Н.П. Ильчук.

Хрестоматия 2-4 года, Н.П. Ильчук.

Хрестоматия до 4 лет, Н. Борисова.

Хрестоматия от 1 до 4 лет, И.М. Стремок.

«Читаем детям», З.Г. Сахипова.

Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: методическое пособие/ О. С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Жукова О.Игры со сказками.- С.-П.: Издательский дом «Нева», 2005.

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Детство-пресс, 2005.

Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2005.

Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. - М: Аквариум, 2007.

Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. – М.: Гном и Д., 2011.

Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010.

Интернет-ресурсы.
























Мониторинг

Основные параметры мониторинга речевого развития детей:

1. Умеет отвечать на вопрос полным распространённым предложением.

2. Умеет подбирать синонимы и антонимы в речевой ситуации.

3. Пересказывает основной сюжет сказки.

4. Умеет отгадывать загадки и доказывать отгадку.

5. Умеет объяснять значение слова по функциям предмета.

6. Передает диалог героев с выразительной интонацией

Критерии оценки вопросов:

Для детей 4- 5 лет:

Высокий уровень - ребёнок составляет предложение из 5 и более слов; может пересказать основной сюжет сказки, умеет отгадывать загадки, выразительно читает стихи.

Средний уровень – ребёнок составляет предложение из 3 слов; отгадывает загадку, а объяснить не может, частично пересказывает основной сюжет сказки, запоминает стихотворение, но читает невыразительно.

Низкий уровень – ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово; загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку, не может рассказать основной сюжет сказки, с трудом запоминает стихи.




Материальное оснащение ДОД

1.Ширма

2. Настольные театры «Колобок», «Маша и Медведь», «Заюшкина избушка», «Хочу бодаться», «Где обедал воробей?», «Петушок и бобовое зернышко», «Хочу бодаться»

3. Маски

4.Фланелеграфный театр «Лисичка со скалочкой», «Муха – Цокотуха», «Кто сказал: «Мяу»?»

5.Книги с потешками и песенками

6. Иллюстрации к потешкам

7. Кукольные театры «Курочка – Ряба», «Кот, Петух и Лиса», «Три поросенка», «Волк и козлята»

8. Игрушки для обыгрывания потешек (котик, кролик, ворона, зайчик, петушок, белка, лиса, курочка, гуси)

9. Дидактические пособия на развитие дыхания «Подуй на занавеску», «Огнедышащий дракон», «Бабочки»

10. Иллюстрации на лексические темы «Транспорт», «Животные», «Овощи»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД
№ 27 «ЧЕБУРАШКА»


Принято: Утверждаю:

Педагогическом советом Заведующая

муниципального бюджетного муниципального бюджетного

дошкольного образовательного дошкольного образовательного

учреждения – детский сад учреждения – детский сад №27

27 «Чебурашка №27 «Чебурашка

Протокол №1_____ _________/Г.Л. Сергеева/

от «26»_08_2019г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительной образовательной деятельности

по развитию речи «Речевичок»








Автор: Конышева М.В.

воспитатель

1 квалификационной категории

Возраст: 45 лет.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.