12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вострякова Галина Сергеевна26
2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультативного курса в 8 классе « За страницами учебника биологии»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Невельская основная общеобразовательная школа




Утверждаю:

Директор МКОУ Невельская ООШ

_____________Т.Н. Баклушина

_________________________

«_____» ______________2022 г.







ПРОГРАММА


Факультативного курса в 8 классе


« За страницами учебника биологии»



Срок реализации: один год



Составитель программы:

Вострякова Г. С.

учитель биологии

I квалификационной категории

МКОУ Невельская ООШ






2022

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса «За страницами учебника биологии» составлена для обучающихся 8 класса МКОУ Невельская ООШ на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 31.12.2015 года, № 1577), основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Невельская ООШ.

Программа факультатива рассчитана на 17 часов в год, во втором полугодии.

При реализации данной программы возможно применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Цель курса: расширение и углубление знаний учащихся по биологии: животных, растений, человека.

Задачи:

-расширение теоретических знаний;

-повышение интереса к предмету;

- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

-формирование отношений, влияющих на становление нравственных качеств личности;

-развитие речи, мышления, самоорганизации, самостоятельности, развитие творческих способностей.


Планируемые результаты освоения курса должны отражать:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные результаты освоения курса должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) смысловое чтение;

Предметные результаты изучения курса должны отражать:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях.

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Учащийся научится:

-выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов

- растений, грибов и бактерий;

-аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;

-осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

-раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

-объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;

- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

- сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности;

-делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

-устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов;

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

-анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

-описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Учащийся получит возможность научиться:

-находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

-основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

-использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Содержание курса

Введение. (1ч.)

Цель и задачи курса. Профессии, связанные с биологией. Типология заданий текстов КИМ, алгоритмы их решения.

Особенности строения клеток. (1ч.)

Строение клеток разных царств живых организмов. Сходства и отличия между ними.

Особенности строения тканей. (2ч.)

Ткани растений: образовательная, ассимиляционная, запасающая, всасывающая, покровная, выделительная, механическая, проводящая (древесина, луб). Их строение, расположение, функции.

Ткани животных: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Их строение и функции.

Органы растений и животных. (3ч.)

Корень и корневые системы. Общая характеристика побега. Лист. Стебель. Цветок. Соцветия. Плоды и семена. Изучение, распознавание органов и систем органов животных (по фотографиям и рисункам): опоры и движения, нервной, пищеварительной, дыхательной, выделительной, кровеносной, половой.

Особенности строения сердца хордовых. Автоматия сердца. Строение сердца рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Сердечный цикл человека. Автоматия сердца.

Процессы жизнедеятельности живых организмов (8 ч)

Автотрофный, гетеротрофный, миксотрофный типы питания живых организмов. Фотосинтез. Хемосинтез. Пищеварение у человека. Ферменты. Связь строения органов пищеварения человека и функциями, которые они выполняют. Расщепление питательных веществ ферментами. Питательные вещества. Калорийность пищи. Особенности питания разных возрастных групп.

Практическая работа: «Составление и расчёт энергии суточного рациона питания для себя». Анаэробы и аэробы.

Дыхание растений. Особенности дыхания рыб, земноводных, птиц. Дыхание человека в разных условиях. Выделение у растений. Особенности выделения беспозвоночных и позвоночных организмов. Фильтрация. Образование и состав мочи. Виды размножения. Половое размножение растений и животных. Прорастание семян. Эмбриональное и постэмбриональное развитие животных. Железы внутренней секреции. Гормоны, их влияние на организм. Болезни эндокринной системы. Регуляция у растений

Значение центральной нервной системы. Симпатическая и парасимпатическая инервация. Рефлекторная дуга. Иммунитет. Группы крови.

Переливание крови. (1ч.)

Врождённый, приобретенный (активный, пассивный) иммунитет. Вакцины. Лечебные сыворотки. Группы крови. Переливание крови.

Итоговое занятие. (1ч.)


Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Дата проведения

планируемая

Фактическая

Введение (1ч.)

1

Введение. Профессии, связанные с биологией.

11.01.23


Особенности строения клеток (1ч.)



2

Особенности строения клеток бактерий, грибов, растений, животных

18.01.23


Особенности строения тканей (2ч.)

3

Особенности строения растительных тканей

25.01.23


4

Особенности строения животных тканей

01.02.23


Органы растений и животных (3 ч)

5

Органы растений.

08.02.23


6

Органы и системы органов животных.

15.02.23


7

Особенности строения сердца хордовых. Автоматия сердца.

22.02.23


Процессы жизнедеятельности живых организмов (8ч)

8

Типы питания живых организмов.

01.03.23


9

Пищеварение у человека. Ферменты.

09.03.23


10

Энергетика пищевых продуктов. Нормы питания.

15.03.23


11

Особенности дыхания бактерий, растений, животных.

05.04.23


12

Выделение у живых организмов.

12.04.23


13

Размножение живых организмов. Половое размножение растений и животных. Развитие живых организмов

19.04.23


14

Гуморальная регуляция.

26.04.23


15

Нервная регуляция.

10.05.23


Иммунитет (1 ч)

16

Иммунитет. Группы крови. Переливание крови.

17.05.23


17

Итоговое занятие

24.05.23



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.