12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Созоненко Людмила Михайловна24 |
Рабочая программа по физической культуре, 9 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гриневская средняя общеобразовательная школа
Погарского района Брянской области
«Рассмотрено» Руководитель МО __________ __________________ (ФИО) Протокол № ______ от«____»_________201 г | «Согласовано» Зам.руководителя по УВР МБОУ Гриневская СОШ _______ ____________ (ФИО) «____»___________201 г | «Принято» Педагогическим советом МБОУ Гриневская СОШ Приказ № _____ «_____»________201 г | «Утверждаю» Директор МБОУ Гриневская СОШ ______ ______________ (ФИО) «____»__________201 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
( предмет)
9 (класс)
Составитель:
учитель физической культуры
Созоненко Людмила Михайловна
первая
с. Гринево
2018 - 2019 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Письмо Минобрнауки России от 07 июля 2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Положением о рабочей программе учителя-предметника МБОУ Гриневская СОШ;
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе авторской программы линии В.И.Ляха, А.А.Зданевича и согласно учебного плана МБОУ Гриневская СОШ на текущий учебный год (среднее общее образование).
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе авторской программы линии В.И.Ляха, А.А.Зданевича и согласно учебного плана МБОУ Гриневская СОШ на текущий учебный год (среднее общее образование)
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится: в 9 классах 105 часов в год;
В.И. Лях, А.А. Зданевич «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы»
В.И. Ковалько «Поурочные разработки по физической культуре»
В.А. Лепешкин «Методика обучения учащихся техники передвижения на лыжах 1-11 классы»
К.Р. Мамедов «Тематическое планирование по 2- и 3-часовой программам 1-11 классы»
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему
развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультуро-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение целей физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельного подхода, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентиров на физическое и духовное совершенстование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к ситсематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных национальных и местных особенностей работы школ.
Содержание тем учебного курса
Основы знаний о физической культуре. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении и движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиями движениям. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.
Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направлено воздействующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом различной направленности.
Социально-психологические основы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.
Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно-значимых свойств и качеств.
Культурно-исторические основы. Основы истории возникновения и развития физической культуры, олимпийского движения и отечественного спорта. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.
Спортивные, подвижные игры. Обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в начальной школе простейших умений обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.
Специально подобранные игровые упражнения. выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных и кондиционных способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащихся, воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.
Гимнастика с элементами акробатики. Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в 1-4 классах, расширяется и углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, акробатические упражнения, упорные прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах.
После овладения отдельными элементами гимнастических упражнений рекомендуется выполнять в связках, варьируя сочетания, последовательность и число упражнений, включенных в несложные комбинации.
Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения и порядка позволяют воспитывать такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплинированность, чувство коллективизма. В свою очередь, упражнения на снарядах содействуют воспитанию смелости, решительности, уверенности. Гимнастические упражнения создают благоприятные условия для воспитания самоконтроля и самооценки достигнутых результатов.
Легкая атлетика. Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатлетических упражнений в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения упражнений, дальность разбега в метениях и прыжках , вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т.д. для повышения прикладного значения занятий и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.
Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию.
Учитывая большую доступность и естественность легкоатлетических упражнений, особое значение следует уделять формированию умений учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий в конкретных условиях проживания.
Лыжная подготовка. В начале занятий лыжной подготовкой рекомендуется равномерное прохождение дистанции длиной 2-3 км. Затем с увеличением скорости передвижения дистанции сокращается. Повышение скорости планируется постепенно к концу занятий лыжной подготовкой, что обеспечит суммарную нагрузку и подготовит учащихся к сдаче контрольных нормативов.
На каждом занятии необходимо уделять внимание устранению ошибок в технике, возникающих при увеличении скорости передвижения на различных дистанциях.
Успешное освоение технике передвижения на лыжах во многом зависит не только от качества уроков физической культуры, но и от самостоятельных занятий учащихся и выполнения домашних заданий. Задача педагога – ознакомить учащихся с правилами самостоятельной работы для того, чтобы эти занятие не имели отрицательного эффекта.
Русская лапта. Обучать правилам, техническим и тактическим действиям игры. В «Лапту» играют на большой площадке, лужайке в летнее время, участвует в ней от 8-до 30 человек. Игру можно проводить с помощью судей и самостоятельно.
Кроссовая подготовка.
Содействовать развитию общей выносливости, учить смешанному передвижению, бегу по пересеченной местности и преодолению вертикальных и горизонтальных препятствий.
Общеразвивающие упражнения.
На местах и в движении, с предметами и без предметов, в парах, у гимнастической стенки.
Развитие двигательных способностей. В этом разделе развивать у детей выносливость (общую и специальную): (длительный бег до 2000 метров; бег с преодолением препятствий на местности; минутный бег и эстафеты; повторное пробегание отрезков (60-100 метров); кроссовый бег по пересеченной местности); скоростные способности: старты из различных исходных положений; эстафеты; бег с ускорением (20-50 м) с максимальной скорость; скоростно-силовые способности; координационные способности;
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать: - основы истории развития физической культуры в России;
- особенности развития избранного вида спорта;
- педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
- биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
- возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
- индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь: - технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуг;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Перечень учебно-методичского обеспечения
Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М.Я.Виленского, В.И.Ляха.
Физическая культура. 5-7 классы /Под редакцией М.Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В.И.Лях, А.А. Зданевич. Физическая культура. 8-9 классы/ Под общ.ред. В.И.Ляха. Учебник для общеобразовательных учреждений.
М.Я. Виленский, В.Т. Чичикин. Физическая культура. 5-7 классы. Пособие для учителя .
Распределение учебного времени на виды учебного материала
9 класс
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
1 | Базовая часть | 84 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
1.2 | Легкая атлетика | 21 |
1.3 | Спортивные игры | 18 |
1.4 | Гимнастика с элементами акробатики | 18 |
1.5 | Лыжная подготовка | 18 |
1.6 | Элементы единоборств | 9 |
2 | Вариативная часть | 18 |
2.1 | Спортивные игры | 12 |
2.2 | Лыжная подготовка | 6 |
Годовой план-график распределения учебного материала
для 9 класса
№ п/п | Вид программного материала | Кол-во часов | 1четверть | 2четверть | 3четверть | 4четверть | |||||||
1 | Основы знаний | В процессе урока | |||||||||||
2 | Легкая атлетика | 21 | 10 | 11 | |||||||||
3 | Подвижные игры с элементами спортивных игр | 30 | 16 | 1 | 13 | ||||||||
4 | Гимнастика с элементами акробатики | 18 | 18 | ||||||||||
5 | Элементы единоборств | 9 | 3 | 6 | |||||||||
6 | Лыжная подготовка | 24 | 24 | ||||||||||
Всего часов: | 102 | 26 | 22 | 30 | 24 |
Поурочное планирование учебного предмета
9 класс
№ п/п урока | Наименование разделов и тем | Дата проведения | |
I ЧЕТВЕРТЬ-26 | По плану | фактически | |
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА-10 | |||
1 | Техника безопасности на уроках лёгкой атлетики. Повторить низкий старт и стартовый разгон. Медленный бег 2мин. | ||
2 | Первая помощь при ушибах, ссадинах, вывихах. Учить эстафетному бегу с передачей палочки. Бег 3мин. | ||
3 | Совершенствовать низкий старт и стартовый разгон. Закрепить эстафетный бег. Бег 30м — учет. Бег 4мин. | ||
4 | Совершенствовать эстафетный бег. Учет -прыжок в длину с места. Медленный бег 5мин. | ||
5 | Повторить прыжок в длину с разбега. Учёт бега на 60м. Повторить передачу эстафеты. | ||
6 | Прыжок в длину с разбега. Повторить метание мяча с разбега в 4 – 5 шагов. | ||
7 | Совершенствовать технику прыжка в длину и метание мяча с разбега. Учёт техники передачи эстафеты. Медленный бег 8мин. | ||
8 | Прыжковые упражнения. Совершенствовать метание мяча на дальность. | ||
9 | Учёт освоения метания мяча на дальность. | ||
10 | Учёт прыжка в длину с разбега. Бег в медленном темпе 11 мин 2-3 ускорениями по 80 м. | ||
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ-16 | |||
11 | Техника безопасности во время занятий спортивными играми. Ведение мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника. | ||
12 | Передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении. | ||
13 | Броски одной и двумя руками с места и в движении с пассивным сопротивлением защитника. | ||
14 | Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4 на одну корзину. | ||
15 | Взаимодействие 3х игроков (тройка и малая восьмерка). | ||
16 | Штрафной бросок. Ловля, передача, броски. | ||
17 | Взаимодействие игроков в нападении и защите через «заслон». | ||
18 | Учить технике передачи мяча двумя руками сверху. Преодоление полосы препятствий. | ||
19 | Закрепить передачи мяча двумя руками сверху. | ||
20 | Учить технике приёма мяча двумя руками снизу. Преодоление полосы препятствий. | ||
21 | Закрепить приём мяча двумя руками снизу. Совершенствовать передачи мяча двумя руками сверху. | ||
22 | Учить технике нижней прямой подачи мяча. Совершенствовать технику передач мяча. | ||
23 | Закрепить технику прямой нижней подачи мяча. Совершенствовать технику приёма мяча снизу и передачи сверху. | ||
24 | Совершенствовать технику пройденных элементов волейбола. | ||
25 | Повторить элементы волейбола, игра: «Мяч в воздухе». | ||
26 | Тренировка в подтягивании. Игра волейбол. | ||
II ЧЕТВЕРТЬ | |||
ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ И ЕДИНОБОРСТВ-22 | |||
27 | Игры с элементами волейбола. Учёт по подтягиванию. | ||
28 | Техника безопасности во время занятий гимнастикой. Строевые упражнения. | ||
29 | Кувырки вперед и назад. | ||
30 | Лазанье по канату в три приема. | ||
31 | Кувырок назад в стойку ноги врозь, длинный кувырок (Ю); два кувырка вперед слитно (Д). | ||
32 | Из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор присев (Ю); из упора на н\ж опускание вперед в вис присев (Д). | ||
33 | Стойка на голове и руках (Ю); мост и поворот в упор стоя на одном колене (Д). | ||
34 | Лазанье по канату. | ||
35 | Подъем махом назад в сед ноги врозь (Ю); из виса присев на н\ж махом одной и толчком другой в вис прогнувшись с опорой о в\ж (Д). | ||
36 | Акробатические упражнения. | ||
37 | Опорный прыжок: согнув ноги (м); прыжок боком с поворотом на 90о (Д). | ||
38 | Акробатическая комбинация. | ||
39 | Опорный прыжок: согнув ноги (м); прыжок боком с поворотом на 90о (Д). | ||
40 | Закрепление изученных элементов на снарядах. Лазание по канату, упражнения в равновесии. | ||
41 | Гимнастическая полоса препятствий. Опорный прыжок. Подтягивание, поднимание туловища. | ||
42 | Лазание по канату изученным способом. Игры на внимание. | ||
43 | Учёт техники длинного кувырка вперёд, кувырка назад в полушпагат. | ||
44 | Соединение из 3-4 элементов. | ||
45 | Учёт – подтягивание, поднимание туловища. Полоса препятствий, строевые упражнения. | ||
46 | Упражнения в равновесии (д); Стойки и передвижение в стойке (м). | ||
47 | Упражнения в равновесии (д); освобождение от захватов (м). | ||
48 | Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м). | ||
III ЧЕТВЕРТЬ | |||
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА И ЭЛЕМЕНТЫ ЕДИНОБОРСТВ - 24/6 | |||
49 | Техника безопасности во время занятий лыжной подготовкой. | ||
50 | Скользящий шаг без палок и с палками. | ||
51 | Попеременный двухшажный ход. | ||
52 | Повороты переступанием в движении. | ||
53 | Подъем в гору скользящим шагом. | ||
54 | Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). | ||
55 | Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). | ||
56 | Подъем «полуелочкой». Коньковый ход. | ||
57 | Торможение и поворот упором. Дистанция 5 км. | ||
58 | Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. | ||
59 | Одновременные ходы. Попеременный двухшажный ход. | ||
60 | Спуски и повороты. Коньковый ход. | ||
61 | Прохождение дистанции до 5кмТорможение и поворот упором . | ||
62 | Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Развивать скоростную выносливость. | ||
63 | Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). | ||
64 | Коньковый ход. Эстафеты | ||
65 | Преодоление бугров и впадин при спуске с горы | ||
66 | Попеременный двухшажный ход Прохождение дистанции до 4,5км. | ||
67 | Коньковый ход. | ||
68 | Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). | ||
69 | Торможение и поворот упором. | ||
70 | Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). | ||
71 | Совершенствовать лыжные ходы на дистанции 4км. | ||
72 | Коньковый ход. Прохождение дистанции до 4,5 км | ||
73 | Элементы единоборств. | ||
74 | Стойки и передвижение в стойке. | ||
75 | Захваты рук и туловища (м), акробатические упражнения (д). | ||
76 | Игра «Выталкивание из круга». | ||
77 | Борьба за предмет(м), акробатика (д). | ||
78 | Игра «Перетягивание в парах». | ||
IV ЧЕТВЕРТЬ-24 | |||
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ-13 | |||
79 | Броски одной и двумя руками в прыжке. | ||
80 Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4 на одну корзину. | |||
81Взаимодействие трех игроков (тройка и малая восьмерка). | |||
82 | Учебная игра в баскетбол. | ||
83 | Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «заслон». | ||
84 | Верхняя и нижняя передачи .Учебная игра в баскетбол. | ||
85 | Передачи мяча во встречных колоннах. Приём мяча снизу после подачи. | ||
86 | Прямой нападающий удар при встречных передачах. | ||
87 | Нижняя прямая подача в заданную часть площадки. | ||
88 | Верхняя и нижняя передачи через сетку в парах. | ||
89 | Верхняя передача сверху на месте и с перемещением. | ||
90 | Игра в нападении в зоне 3.Игра по упрощенным правилам. | ||
91 | Учебная игра в волейбол. | ||
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА-11 | |||
92 | Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. | ||
93 | Бег 30 м, 100м.Медленный бег 6мин. | ||
94 | Разучить прыжок в длину с разбега в 15-20 шагов. Медленный бег до 7мин. | ||
95 | Закрепить прыжок в длину с разбега в 15-20 шагов. Медленный бег до 7мин. | ||
96 | Совершенствовать прыжок в длину с разбега в 15-20 шагов. | ||
97 | Упражнения в парах на сопротивление. Старты. Бег — 60м — учет. | ||
98 | Метание мяча на дальность с 4-5 шагов. Медленный бег 6мин. | ||
99 | Совершенствовать метание мяча на дальность с 4-5 шагов разбега. | ||
100 | Учёт по прыжкам в длину с разбега. Беговые и прыжковые упражнения. | ||
101 | Бег 2000 м (ю); 1500м (д). | ||
102 | Учёт по метанию мяча на дальность. Километры здоровья. Тестирование. Подведение итогов за год. |