12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Воронаев Иван Геннадьевич753
Образование: высшее профессиональное, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ), химический факультет, специальность 020101.65 Химия, квалификация – химик (специалист).
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
0

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса «Технология выполнения заданий ЕГЭ» по курсу «Химия» для 10 класса

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №225 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

по _____________

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

«Утверждено»

Руководитель ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

_________ /___________________/

Ф.И.О.

_________ /___________________/ Ф.И.О.

_________ /Федосеенко А.С./ Ф.И.О.

     

Протокол № __________

От «_____» __________ 2016 г.

От «_____» __________ 2016 г.

Приказ №_____

От «_____» __________ 2016 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

элективного курса

Технология выполнения заданий ЕГЭ по курсу «Химия»

для 10 «А» класса

на 2016-2017 учебный год

  

Рассмотрено на заседании Педагогического совета

ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района

г. Санкт-Петербурга Протокол № ____ от _________________

Санкт-Петербург, 2016


 


 

Пояснительная записка

Элективный курс «Технология выполнения заданий ЕГЭ по курсу «Химия» предназначен для учащихся 10-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), из них 2 часа – резервное время.

Основной акцент при разработке программы курса делается на решении задач и тематических заданий по блокам: «Общая химия» и «Органическая химия». Особое внимание уделяется методике решения задач части II по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ.

Цели элективного курса:

- развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения;

- развитие творческого потенциала обучающихся, способности критически мыслить;

- закрепление и систематизация знаний обучающихся по химии;

- обучение основным подходам к решению расчетных задач по химии, нестандартному решению практических задач, оформлению и требованиям, предъявляемым к ЕГЭ.

Задачи элективного курса:

- подготовить выпускников к единому государственному экзамену по химии;

- развить умения самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач, работать с заданиями различных типов;

- выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии;

- научить обучающихся приемам решения задач различных типов;

- закрепить теоретические знания обучающихся по наиболее сложным темам курса общей и органической химии;

- способствовать интеграции знаний учащихся по предметам естественно-научного цикла при решении расчетных задач по химии;

- продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы.


 

Тематическое планирование по элективному курсу

«Технология выполнения заданий ЕГЭ по курсу «Химия»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теория,

ч.

Практика,

ч.

Контрольные работы,

ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельные работы,

ч.

1.

Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Особенности самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ

1

1

0

-

-

-

2.

Теоретические основы химии.

13

5

8

-

-

-

3.

Органическая химия

18

5

13

-

-

-

 

Резервное время – 2 часа

           
 

Итого

34

11

21

-

-

-


 

Содержание элективного курса «Технология выполнения заданий ЕГЭ по курсу «Химия»

Тема 1. Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Особенности самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ (1 час).

Спецификация ЕГЭ по химии 2017 г. План экзаменационной работы ЕГЭ по химии 2017 г. (ПРИЛОЖЕНИЕ к спецификации). Кодификатор элементов содержания по химии для составления КИМов ЕГЭ 2017 г. Контрольно-измерительные материалы по химии предыдущих лет 2010-2016 г. (анализ типичных ошибок).

Характеристика содержания частей I и II ЕГЭ по химии.

Тема 2. Теоретические основы химии (13 часов).

Современные представления о строении атома. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Понятие о радиоактивности.

Ковалентная химическая связь, ее разновидности (полярная и неполярная), механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (длина и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.

Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.

Химическая термодинамика и кинетика. Классификация химических реакций. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов.

Теория электролитической диссоциации. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Реакции окислительно-восстановительные, их классификация Коррозия металлов и способы защиты от нее. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот). Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических соединений.

Решение тренировочных задач. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты: теплового эффекта реакции. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Написание уравнений окислительно-восстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса.

Тема 3. Органическая химия (18 часов).

Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомологи и гомологический ряд.

Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация и номенклатура органических соединений. Взаимное влияние атомов в молекулах.

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов. Природные источники углеводородов, их переработка. Механизмы реакций присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова, правило Зайцева А.М. Ионный и радикальный механизм реакций в органической химии.

Характерные химические свойства ароматических углеводородов: бензола и толуола. Механизмы реакций электрофильного замещения в органических реакциях.

Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества: углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.

Органические соединения, содержащие несколько функциональных групп. Особенности химических свойств.

Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Гормоны. Ферменты. Металлорганические соединения.

Решение практических задач. Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами. Генетическая связь между основными классами неорганических веществ. Качественные реакции на некоторые классы органических соединений (алкены, алканы, спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, белки). Идентификация органических соединений.

Работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ по химии.

Итоговый контроль в форме ЕГЭ.


 

Календарно-тематическое планирование

урока

Наименование разделов и тем

Дата проведения занятий

Планируемая

Фактическая

 

Тема 1. Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Особенности самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ

   

 

Структура контрольно-измерительных материалов. Типовые ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии. Особенности подготовки к экзамену.

   
 

Тема 2. Теоретические основы химии.

   

 

Формы существования химических элементов. Современные представления о строении атомов. Изотопы.

   

 

Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов.

   

 

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

   

 

Химическая связь и способы ее образования.

   

 

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.

   

 

Решение задач по теме: «Химический элемент и химическая связь».

   

 

Основы термохимии и термохимических расчетов.

   

 

Химическая кинетика и равновесие.

   

 

Решение задач по теме: «Учение о химическом процессе».

   

 

Теория электролитической диссоциации.

   

 

Решение задач по теме: «Теория электролитической диссоциации».

   

 

Окислительно-восстановительные реакции.

   

 

Решение задач по теме: «Окислительно-восстановительные реакции».

   
 

Тема 3. Органическая химия

   

 

Классификация органических соединений. Международная и тривиальная номенклатура.

   

 

Теория строения органических соединений: гомология и изомерия

   

 

Взаимное влияние атомов в молекулах.

   

 

Выполнение заданий по теме: «Взаимное влияние атомов в молекулах».

   

 

Характерные химические свойства углеводородов: алканов и циклоалканов.

   

 

Характерные химические свойства углеводородов: алкенов, алкадиенов и алкинов.

   

 

Ионный и радикальный механизм реакций в органической химии.

   

 

Решение задач по теме: «Предельные углеводороды».

   

 

Решение задач по теме: «Непредельные углеводороды».

   

 

Характерные химические свойства углеводородов: аренов.

   

 

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола.

   

 

Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров.

   

 

Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.

   

 

Основные лабораторные способы получения углеводородов и кислородосодержащих соединений.

   

 

Характерные химические свойства азотосодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Белки.

   

 

Взаимосвязь органических соединений.

   

 

Взаимосвязь органических соединений.

   

 

Пробный ЕГЭ по химии.

   

 

Резервное время

   

 

Резервное время

   


 

Требования к уровню подготовки выпускников по результатам освоения

программы элективного курса «Технология выполнения заданий ЕГЭ по курсу «Химия»

Знать/Понимать:

Важнейшие химические понятия

- выявлять характерные признаки понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

- выявлять взаимосвязи понятий, использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;

- принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;

- гомологи, изомеры;

- химические реакции в органической химии.

Основные законы и теории химии:

- применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ;

- понимать границы применимости указанных химических теорий;

- понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.

Важнейшие вещества и материалы

- классифицировать органические вещества по всем известным классификационным признакам;

- объяснять обусловленность практического применения веществ их составом, строением и свойствами;

- характеризовать практическое значение данного вещества;

- объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ.

Уметь:

Называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.

Определять/классифицировать:

- валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов;

- вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки;

- пространственное строение молекул;

- характер среды водных растворов веществ;

- окислитель и восстановитель;

- принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;

- гомологи и изомеры;

- химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам).

Характеризовать:

- s, p и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;

- общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;

- общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;

- строение и химические свойства изученных органических соединений.

Объяснять:

- зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева;

- природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной);

- зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;

- сущность изученных видов химических реакций (электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных) и составлять их уравнения;

- влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия.

Решать задачи:

- вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;

- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

- расчеты: теплового эффекта реакции;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

- нахождение молекулярной формулы вещества;

- расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;

- расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси;

- составление цепочек генетической связи химических соединений (неорганическая химия и органическая химия).

Литература

Литература для учителя

Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. – М.: Просвещение, 1992.

Забродина Р.И., Соловецкая Л.А.. Качественные задачи в органической химии. – Белгород, 1996.

Каверина А.А и др. Материалы для проведения зачета: Химия/ Федеральный

Пак М. Алгоритмы в обучении химии. – М.: Просвещение, 1993.

Протасов П.Н., Цитович И.К. Методика решения расчетных задач по химии. – М.: Просвещение, 1978.

Романовская В.К. Решение задач. – С-Петербург, 1998.

Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.

Литература для учащихся

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2500 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Экзамен, 2007.

Кузьменко Н.Е. и др. Начала химии. – М.: Экзамен, 2005.

Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов – М.: Химия, 1993.

Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 2002.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.