12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Станиславовна2926
Учитель
Россия, Псковская обл., д.Шушково
13

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков швейного дела для 9 класса коррекционной школы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Псковской области

«Опочецкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

 

Рабочая программа

по швейному делу

для обучающихся 9 класса

 

 

учителя

Воробьевой Юлии Станиславовны

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа по профильному труду ( швейное дело) для детей, имеющих умственную отсталость.

1. Основа рабочей программы

Программа « Швейное дело» Иноземцевой Л.С. для обучающихся, имеющих умственную отсталость.

2. Нормативно-правовая база

Закон РФ «Об образовании», «Конвенция о правах ребенка», Устав образовательного учреждения.

3. Актуальность разработки курса

В процессе трудового обучения осуществляется направление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а так же недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий, которые осуществляется на базе пришкольного участка и фермы.

Уроки должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых обучающихся.

4. Причины введения учебной дисциплины

Выполнение образовательной программы, в которую включен курс по профильному труду (швейное дело).

5. Особенности программного материала.

Содержание обучения очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих обучающимся с легкой умственной отсталостью.

Обучение включает в себя упражнения и игры, направленные на коррекцию зрительно-двигательной координации, которые включены в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушений внимания предусмотрены специальные задания и личностно-ориентированный подход.

Достижения поставленных перед данным предметом единых задач (развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие пространственных ориентировок, моторики рук, развитие наглядного мышления) осуществляется в различных видах содержательной деятельности (игра, продуктивная деятельность, ручной труд и др.).

6. Роль и место дисциплины.

Преподавание ведется 6 часов в неделю, всего 210 часов в соответствии с учебным планом специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений обучающихся с умственной отсталостью.

7. Адресат.

Программа рассчитана на обучение в 9 классе обучающихся, имеющих умственную отсталость.

8. Требования к знаниям и умениям обучающихся.

Обучающиеся должны знать:

-основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;

-назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

-виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.

Обучающиеся должны уметь:

-рационально организовывать рабочее место;

- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготов­ления изделия;

- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, при­способлений, машин и оборудования;

- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инстру­ментами, машинами и оборудованием;

- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).

9. Целевая установка.

Цели обучения:

-коррекция недостатков восприятия внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления обучающихся;

-развитие недостатков речи, мелкой моторики, зрительного и слухового внимания;

-формирование основных навыков и приемов на предметно-практическом уровне;

- развитие личностных качеств обучающихся, способствующих их социальной адаптации в обществе.

10.Структура программы.

Программа включает разделы:

- волокна и ткани;

- ручные работы и машинные работы;

- бытовая швейная машина с электроприводом;

- построение чертежей одежды;

- ремонт одежды;

- обработка сборок и складок;

- обработка углов и карманов в швейных изделиях;

- раскрой и пошив фартука с нагрудником;

-трудовое законодательство; - практическое повторение.

11. Информационные ресурсы.

www.psy.1september.ru «Первое сентября», приложение «Школьный психолог»;

www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»;

www.openclass.ru – Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс»;

www.nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika - Социальная сеть работников образования, приложение «Коррекционная педагогика»

12.Формы организации учебного процесса.

Основной формой организации учебного процесса является урок. Программа предусматривает проведение обобщающих и практических уроков.

13.Итоговый контроль.

Итоговый контроль предусмотрен в виде самостоятельных работ в конце каждой четверти. Реализуется текущий (отметка) и оценочный (похвала) контроль.

14.Объем и сроки изучения.

210 часа в год, 6 часов в неделю.

Расхождения с годовым количеством часов нет.

Программа будет выполнена в полном объеме.

I четверть (54)

Вводное занятие (1ч)

Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Подготовка рабочей формы, ма­териалов и инструментов. Распределение рабочих мест.

Швейная мастерская (1ч)

Теоретические сведения. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Инструменты и приспособления для швейной мастерской. Правила безопасной работы с иглой, ножницами, клеем. Организация рабочего места.

Умение. Использование инструментов в швейной мастерской по назначению.

Волокна и ткани (4ч)

Теоретические сведения. Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Сведения о прядении и ткачестве. Полотняное переплетение. Получе­ние ткани. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани. Сведения о нитках. Хлопчатобумажное волокно.

Умение. Определять лицевую и изнаночную сторону тканей, номер ниток, виды волокон и тканей.

Практические работы. Составление коллекции тканей - гладкоокрашенных, с печатным рисунком, с блестящей и ворсовой поверхностью, с полотняным переплетением, хлопчатобумажных тканей.

Ручные работы (10ч)

Теоретические сведения. Ручные работы при пошиве изделия. Сведения о ручных стежках и строчках: прямые, косые, крестообразные, петлеобразные, петельные, отделочные ручные стежки: стежки «вперед иголку», стебельчатые, тамбурные, ручные швы: стачной, шов вподгибку с закрытым срезом. Конструкция, применение.

Умение. Выполнение ручных стежков и строчек. Практические работы. Выполнение различных видов ручных швов на образцах. Утюжка изделия.

Бытовая швейная машина с электроприводом (6ч)
Теоретические сведения. Бытовая швейная машина с электроприводом: марки, назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Механизмы регулировки швейной машины. Челночный комплект: разборка и сборка, назначение деталей. Роль электропривода в изменении скорости шитья. Разница в работе между швейной машиной с ножным приводом и швейной машиной с электроприводом.
Умение. Работа на швейной машине с электроприводом.
Упражнения. Регулировка натяжения верхней и нижней ниток, разборка и сборка челночного комплекта.
Практические работы. Подготовка машины к работе. Пуск и остановка машины. Выполнение строчек на машине с электроприводом. Регулировка скорости вращения главного вала при помощи педали.
Машинные работы (16ч)

Теоретические сведения. Стачной шов взаутюжку и вразутюжку. Соединительные швы: двойной и накладной. Краевые швы: шов вподгибку с закрытым и открытым срезом, обтачной шов. Конструкция и применение. Виды соединительных швов, ширина в готовом виде (0,7 см), конструкция, применение. Запошивочный, настрочной и расстрочной швы.

Умение. Складывание ткани, сметывание и стачивание. Вывер­тывание ткани, выметывание и выполнение второй строчки. Конт­роль размеров шва. Выполнение запошивочного шва.

Упражнение. Выполнение стачного, двойного, накладного, обтачного, шва вподгибку с закрытым и открытым срезом на образцах.

Сложение ткани с выпуском одного среза. Вкладывание одной детали в подогнутый срез второй. Сметывание детали с соблюдением установленной ширины шва. Выполнение запошивочного шва.

Практическое повторение ( 16ч) Виды работы. Выполнение заказов школы. Пошив занавесок и скатертей.

II четверть (42)

Вводное занятие (2ч)

План работы на четверть. Правила поведения учащейся в мас­терской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и ма­шинного рабочего места.

Построение чертежей одежды (6ч)
Теоретические сведения.
Снятие мерок, их названия и обозначения. Правила и последовательность измерения человеческой фигуры. Обозначение мерок. Размеры изделия.
Понятие масштаб. Масштабная линейка, применение, приемы работы.

Умение. Снятие мерок и их запись

Практические работы. Определение по меркам полуобхвата груди и бедер размеров изделий.

Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину (4 ч)

Теоретические сведения. Готовая выкройка: особенности, на­звание деталей и контурных срезов, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величи­ну, цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе. Умение. Использование миллиметровой бумаги для изготовле­ния выкройки в натуральную величину на основе уменьшенного чертежа. Использование резца и кальки для перевода выкроек в на­туральную величину из приложения к журналу мод. Подгонка вы­кройки на свой размер. Описание фасона изделия по рисунку в жур­нале мод с использованием инструкции к выкройке. Практические работы. Выбор фасона изделия с учетом его слож­ности. Анализ выкройки и чертежа.

Ремонт одежды (12ч )

Изделия. Заплата. Штопка.

Теоретические сведения. Эстетика одежды.

Умение. Штопка изделия.

Практические работы. Определение вида ремонта. Подбор ни­ток и тканей. Раскрой заплатки. Подготовка места наложения зап латы. Наметывание заплаты. Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Подготовка ткани под штопку. Выпол­нение штопки. Утюжка изделия.

Практическое повторение (16 ч)

Виды работы. Пошив по готовому крою постельного белья. Выполнение заказов базового предприятия.

Раскрой изделия с использованием готовых лекал.

Самостоятельная работа (2ч)

По выбору учителя.

III четверть (66)

Вводное занятие (2)

Задачи и план работы на четверть. Закрепление рабочих мест. Проверка оборудование в мастерской. Закрепление инструментов индивидуального пользования. Прави­ла безопасной работы.
Обработка сборок (4ч)
Изделие. Отделка изделия (сборки).
Теоретические сведения. Сборка как отделка на женском и детском легком платье, белье, рабочей одежде. Правила припуска ткани на сборку. Положение регулятора строчки на швейной машине для выполнения сборок.
Упражнения. Прокладывание на образце двух параллельных строчек на швейной машине и ручным способом (мелкими сметочными стежками).
Практические работы. Выполнение и равномерное распределение сборок. Обработка мягких складок (6ч)
Изделие. Отделка изделия (мягкие складки).
Теоретические сведения. Значение мягких складок для отделки белья, легкого платья. Правила расчета ткани, кружев или шитья на мягкие складки при раскрое. Различие в обработке мягких складок при индивидуальном и массовом изготовлении изделий.
Упражнение. Выполнение на образце мягких не заутюженных складок.
Практические работы. Разметка складок. Заметывание складок по надсечкам или копировальным стежкам.

Обработка складок в поясном женском или детском изделии (6 ч)

Изделие. Складка на платье.

Теоретические сведения. Складка: виды (односторонняя, встреч­ная, байтовая), назначение, конструкция, ширина и глубина. Расчет ширины ткани на юбку со складками. Отделка складок строчками.

Упражнение. Обработка складок на образце.

Практические работы. Разметка линий внутреннего и наруж­ного сгибов ткани. Заметывание складок. Закрепление складок строчками. Утюжка складок.

Обработка застежек в боковом шве поясного изделия.

Обработка углов и карманов в швейных изделиях(16ч)
Изделие. Накладной карман.
Теоретические сведения. Сведения о подкройных обтачках. Обработка углов подкройной обтачки. Карман, назначение, фасоны. Отделочная строчка. Детали кармана с отворотом. Размер припусков на подгиб и отворот.
Умение. Работа по лекалу.
Упражнение. Выполнение на образце накладных карманов гладкого с прямыми углами и закругленного с отворотом.
Практические работы. Раскрой деталей кармана по лекалу. Обработка верхнего среза кармана швом вподгибку с закрытым срезом. Обтачивание отворота. Прокладывание мелких прямых стежков по линии подгиба закругленного среза и стягивание проложенной нитки для образования подгиба (или заметывание шва вподгибку с открытым срезом с закладыванием складочек в местах закруглений). Нанесение линии настрачивания кармана на изделие. Наметывание и соединение кармана с основной деталью отделочной строчкой по заданному размеру. Выполнение закрепки в отделочной строчке.
Раскрой и пошив фартука с нагрудником (20ч)
Изделие. Фартук с нагрудником и бретелями, накладными карманами и сборками или мягкими складками по поясу.
Теоретические сведения. Фартук, фасоны, назначение фасонов, ткани для пошива, название деталей и контурных срезов. Одинарные и парные детали фартука. Правила экономного расходования ткани при раскрое.
Умение. Экономия ткани при раскрое изделия. Самостоятельная проверка раскладки выкройки и раскрой. Ориентировка в работе по образцу изделия. Коллективное обсуждение последовательности операций пошива на основе предметной технологической карты. Краткая запись плана работы. Уточнение плана в процессе работы. Анализ качества выполненного изделия при сравнении с образцом.
Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки в натуральную величину с учетом сборок или складок по линии пояса. Обозначение мест настрачивания карманов. Раскладка и крепление выкройки на ткани с учетом рисунка и долевой нити, припусков на швы. Настрачивание кармана. Собирание сборок или закладывание мягких складок. Обработка нижней части фартука подкройной обтачкой, верхнего среза карманов — швом вподгибку. Соединение накладным швом кармана с основной деталью изделия. Соединение обтачным швом парных деталей нагрудника с одновременным втачиванием бретелей. Соединение поясом нагрудника и нижней части фартука. Заметывание шва. Выполнение отделочной строчки на ширину лапки. Утюжка изделия.
Практическое повторение (10ч)

Виды работы. Пошив по готовому крою постельного белья. Выполнение заказов базового предприятия.

Раскрой изделия с использованием готовых лекал.

Самостоятельная работа (2ч)

По выбору учителя.

IV четверть (48ч)

Вводное занятие(1ч)

План работы на четверть. Правила по охране труда при работе с тканью.

Трудовое законодательство (9ч )

Теоретические сведения. Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности рабочих и служащих. Трудовой договор. Пере­вод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстране­ние от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи.

Практические работы. Мелкий ремонт одежды: пришивание пуговиц, штопка или наложение заплат.

Массовое производство швейных изделий (6ч)
Теоретические сведения. Пооперационное разделение труда при массовом изготовлении швейных изделий. Содержание работы на отдельных рабочих местах при операционном разделении труда. Машинные и ручные работы на швейной фабрике.
Упражнения. Ознакомление с технологией массового пошива швейных изделий с использование ПК.

Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике (4ч)

Теоретические сведения. Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение. Общее представление о работе прессов. Назначение паровоздушного мане­кена. Требования к влажно-тепловой обработке изделий. Органи­зация рабочего места при влажно-тепловой обработке изделия. Тех­ника безопасности на рабочих местах.

Упражнения. Швейная фабрика. Отделочный цех. Ознакомление с оборудованием с использование ПК.

Практическое повторение (26 ч)

Виды работы. Изготовление простыни, наволочки, пододеяльника. Выполнение за­казов базового предприятия пооперационным разделением труда.

Самостоятельная работа (2 ч).

По выбору учителя.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому планированию по швейному делу в _9_ классе.

Календарно-тематическое планирование по (предмету)___швейное дело_ в __9_ классе составлено на основании нормативных документов:

Региональный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений Псковской области;  

Календарный план-график ГБОУ «Опочецкая специальная (корекционная) школа – интернат;

Программа ___ « Швейное дело 9 класс»__________________, утверждена приказом директора № _________ от___________.

Учебники: Швейное дело: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г.; Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г.

По программе ___6_____ часов в неделю. Всего __210_ч. в год ( по четвертям: 1 чет.-54час., 2чет.-42час.. 3 чет.-66час., 4 чет.-48часов).

Для контроля и повышения уровня  обученности учащихся, в соответствии с преподаваемым предметом, предусмотрено проведение: проверочные и контрольные работы, диктанты, изложения, сочинения, тестирование и т.д.; практические работы: наблюдения, экскурсии и т.д.

  Данные заполняются в таблицу 1. Таблица1

Для контроля уровня  обученности уч-ся предусмотрено проведение

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Самостоятельная работа

-

1

1

1

Перечень методического обеспечения.

                    Учебное пособие:

 Учебники: Швейное дело: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г.;

Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г.

Основная цель обучения по швейному делу  в общеобразовательном  учебном заведении состоит в овладение обще трудовыми и специальными умениями и навыками в области изготовления швейных изделий, развитие инициативы, мобильности, социально-трудовой адаптации учащихся специальной коррекционной школы.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по швейному делу за курс __9__ класса

1. Учащиеся должны знать (заполняется за год):

-основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;

-назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

-терминологию швейных работ;

-виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.

2. Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками (заполняется за год ):

- рационально организовывать рабочее место;

- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготов­ления изделия;

- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, при­способлений, машин и оборудования;

- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инстру­ментами, машинами и оборудованием;

- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).
 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Теоретические сведения

Кол-во

ча сов

Дата

Содержание работы

Умения и навыки

Словарь, оборудова ние

1 четверть-54 часа

1

Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда. Швейная мастерская (1 ч)

Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Инструменты и приспособления для швейной мастерской. Правила безопасной работы с иглой, ножницами, клеем. Организация рабочего места.

1

1

   

Использование инструментов в швейной мастерской по назначению

Инструменты и приспособ ления для швейной мастерской.

2

Волокна и ткани (4ч)

Сведения о волокнах. Сведения о прядении, ткани и нитках.

2

 

Составление коллекции тканей гладкоокрашен -ных, с печатным рисунком, с блестящей и ворсовой поверхностью

Определять лицевую и изнаночную сторону тканей, номер ниток

Волокно

3

Полотняное переплетение.

Хлопчатобумажные ткани.

2

 

Составление коллекции тканей с полотняным переплетением и х\б.

Определять виды волокон и тканей.

Полотня- ное переплете-ние

4

Ручные работы (10ч).

Сведения о ручных стежках и строчках. Прямые и косые стежки.

2

 

Выполнение прямых и косых стежков на образцах.

Выполнение ручных стежков и строчек

Ручные швейные иглы.

5

Крестообразные, петлеобразные, петельные стежки.

2

 

Выполнение крестообразных, петлеобразных, петельных стежков на образцах.

Выполнение ручных стежков и строчек

Крестообразные, петлеобразные, петельные стежки.

6

Отделочные ручные стежки. Стежки «вперед иголку» и стебельчатый.

2

 

Выполнение стежков «вперед иголку» и стебельчатый на образцах.

Выполнение ручных стежков и строчек

Стежки «вперед иголку» и стебельча тый.

7

Тамбурный стежок.

Ручной стачной шов.

2

 

Выполнение тамбурных стежков на образцах.

Выполнение ручных стежков и строчек

Тамбурный стежок.

8

Ручной шов вподгибку с закрытым срезом.

2

 

Выполнение ручного шова вподгибку с закрытым срезом на образцах.

Выполнение ручных стежков и строчек

Ручной шов вподгибку с закрытым срезом.

9

Бытовая швейная машина с электроприводом (6ч).

Марки, назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Механизмы регулировки швейной машины.

2

 

Подготовка машины к работе. Пуск и остановка машины

Регулировка натяжения верхней и нижней ниток.

Швейная машина с электро приводом

10

Челночный комплект: разборка и сборка, назначение деталей.

2

 

Выполнение строчек на машине с электроприводом. Регулировка скорости вращения главного вала при помощи педали.

Разборка и сборка челночного комплекта.
 

Челночный комплект

11

Роль электропривода в изменении скорости шитья.

2

 

Выполнение строчек на машине с электроприводом.

Работа на швейной машине с электроприво дом.

 

12

Машинные работы (16ч)

Стачной шов взаутюжку и вразутюжку.

2

 

Выполнение стачного шва

Складывание ткани, сметывание и стачивание.

Стачной шов в заутюжку и вразутюжку.

13

Соединительные швы: двойной и накладной.

2

 

Выполнение двойного и накладного шва

Складывание ткани, сметывание и стачивание

Двойной и накладной швы.

14

Краевые швы: шов вподгибку с закрытым срезом.

2

 

Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом.

Складывание ткани, сметывание и стачивание

Краевые швы: шов вподгибку с закрытым срезом.

15

Краевые швы: шов вподгибку с открытым срезом.

2

 

Выполнение шва вподгибку с открытым срезом.

Складывание ткани, сметывание и стачивание

Краевые швы: шов вподгибку с открытым срезом.

16

Обтачной шов.

2

 

Выполнение обтачного шва

Складывание ткани, сметывание и стачивание

Обтачной шов

17

Запошивочный шов-конструкция, применение.

2

 

Выполнение шва на образце

Выполнение запошивочного шва.

Запошивочный шов

18

Настрочной шов-конструкция, применение.

2

 

Выполнение шва на образце

Выполнение настрочного шва

Настрочной шов

19

Расстрочной шов-конструкция, применение.

2

 

Выполнение шва на образце

Выполнение расстрочного шва

Расстрочной шов

20

Практическое повторение(10ч)

Повторение правил по охране труда.

2

 

Раскрой занавесок. Обработка срезов.

Выполнение сметочных работ.

Шв.машина, нитки, иглы,ножницы

21

Правила безопасной работы с иглой, ножницами.

2

 

Обработка срезов.

Выполнение машинных работ.

Шв.машина, нитки, иглы,ножницы

22

Правила безопасной работы утюгом.

2

 

Обработка срезов.

Выполнение машинных работ.

Шв.машина, нитки, иглы,ножницы

23

Виды отделочных швов.

2

 

Раскрой скатертей. Обработка срезов.

Выполнение сметочных работ.

Шв.машина, нитки, иглы,ножницы

24

Значение ВТО для изделия.

2

 

Обработка срезов.

Выполнение машинных работ.

Шв.машина, нитки, иглы,ножницы

25

 

2

 

Обработка срезов.

Выполнение машинных работ.

Шв.машина, нитки, иглы,ножницы

26

 

2

 

Обработка срезов.

Выполнение машинных работ.

Шв.машина, нитки, иглы,ножницы

27

 

2

 

Окончательная отделка изделий.

Выполнение ВТО изделия.

Утюг.

2 четверть-42 часа

1

Вводное занятие (2ч)

План работы на четверть. Правила поведения учащейся в мас­терской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и ма­шинного рабочего места.

2

   

Организация ручного и ма­шинного рабочего места.

 

2

Построение чертежей одежды (6ч)
Снятие мерок, их названия и обозначения. Правила и последовательность измерения человеческой фигуры.

2

   

Снятие мерок и их запись

 

3

Обозначение мерок. Размеры изделия.

2

 

Определение по меркам полуобхвата груди и бедер

Снятие мерок и их запись

 

4

Понятие масштаб. Масштабная линейка, применение, приемы работы.

2

 

Определение по меркам размеров изделий

Снятие мерок и их запись

Масштаб

5

Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину (4 ч)

Готовая выкройка: особенности, на­звание деталей и контурных срезов, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величи­ну, цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе.

2

 

Выбор фасона изделия с учетом его слож­ности.

Использование резца и кальки для перевода выкроек в на­туральную величину из приложения к журналу мод.

Подгонка вы­кройки на свой размер.

Журналы мод

6

Описание фасона изделия по рисунку в жур­нале мод

2

 

Анализ выкройки и чертежа.

Описание фасона изделия по рисунку в жур­нале мод с использованием инструкции к выкройке.

Журналы мод

7

Ремонт одежды (12ч )

Эстетика одежды.

2

 

Определение вида ремонта.

Штопка изделия. Накладывание заплаты.

 

8

Подбор ни­ток и тканей.

2

 

Подбор ни­ток и тканей. Раскрой заплатки

 

Ножницы, мел.

9

 

2

 

Раскрой заплатки.

 

Ножницы, мел.

10

 

2

 

Подготовка места наложения зап латы. Наметывание заплаты.

 

Ножницы, мел, нитки, игла.

11

 

2

 

Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине.

 

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла,шв.машина

12

 

2

 

Подготовка ткани под штопку. Выпол­нение штопки. Утюжка изделия.

 

Ножницы, мел, нитки, утюг.

13

Практическое повторение (16ч)

Пошив по готовому крою постельного белья.

2

 

Обработка срезов: сметывание, стачивание.

Ориентировка по операционной предметной карте.

Игла. нитки, шв.машина

14

 

2

 

Обработка срезов: сметывание, стачивание.

Ориентировка по операционной предметной карте.

Игла. нитки, шв.машина

15

 

2

 

Обработка срезов: сметывание, стачивание.

Ориентировка по операционной предметной карте.

Игла. нитки, шв.машина

16

 

2

 

Обработка срезов: сметывание, стачивание.

Ориентировка по операционной предметной карте.

Игла. нитки, шв.машина

17

 

2

 

Обработка срезов: сметывание, стачивание.

Ориентировка по операционной предметной карте.

Игла. нитки, шв.машина

18

 

2

 

Обработка срезов: сметывание, стачивание.

Ориентировка по операционной предметной карте.

Игла. нитки, шв.машина

19

 

2

 

ВТО изделий.

Выполнение ВТО изделия.

Утюг.

20

 

2

 

ВТО изделий.

Выполнение ВТО изделия.

Утюг.

21

Самостоятельная работа (2ч)

Обработка среза косой обтачкой.

2

 

Обработка среза косой обтачкой.

 

Ножницы, мел, см.лента, нитки, шв.машина

3 четверть-66 часов

1

Вводное занятие (2)

Задачи и план работы на четверть. Закрепление рабочих мест. Проверка оборудования в мастерской. Закрепление инструментов индивидуального пользования. Прави­ла безопасной работы.

2

   

Проверка оборудования в мастерской. Закрепление инструментов индивидуального пользования.

 

2

Обработка сборок (4ч)

Сборка как отделка на женском и детском легком платье, белье, рабочей одежде.

2

 

Выполнение и равномерное распределение сборок.

Выполнение и равномерное распределение сборок.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла,шв.машина

3

Правила припуска ткани на сборку.

2

 

Выполнение и равномерное распределение сборок.

Выполнение и равномерное распределение сборок.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла, шв.машина

4

Обработка мягких складок (6ч)
Значение мягких складок для отделки белья, легкого платья.

2

 

Разметка складок.

Разметка складок.

Игла, нитки, ножницы

5

Различие в обработке мягких складок

2

 

Заметывание складок по надсечкам

Заметывание складок по надсечкам

Ножницы, нитки, игла.

6

Правила расчета ткани, кружев или шитья на мягкие складки при раскрое.

2

 

Заметывание складок по надсечкам

Заметывание складок по надсечкам

Ножницы, нитки, игла.

7

Обработка складок в поясном женском или детском изделии (6 ч)

Складка: виды, назначение, конструкция, ширина и глубина.

2

 

Разметка линий внутреннего и наруж­ного сгибов ткани.

Ориентировка по операционной предметной карте.
 

Мел, см.лента, нитки, игла, линейка

8

Расчет ширины ткани на юбку со складками.

2

 

Заметывание складок,закрепление складок строчками.

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла, шв.машина

9

Отделка складок строчками.

2

 

Утюжка складок.

Ориентировка по операционной предметной карте.

Утюг

10

Обработка углов и карманов в швейных изделиях(16ч)
Сведения о подкройных обтачках.

2

 

Выполнение на образце накладных карманов

Работа по лекалу

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла, шв.машина

11

Обработка углов подкройной обтачки.

2

 

Выполнение на образце накладных карманов

Работа по лекалу

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла, шв.машина

12

Карман, назначение, фасоны.

2

 

Раскрой деталей кармана по лекалу. 

Работа по лекалу

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла, шв.машина

13

Детали кармана с отворотом.

2

 

Обработка верхнего среза кармана швом вподгибку с закрытым срезом.

Работа по лекалу

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла, шв.машина

14

Размер припусков на подгиб и отворот.

2

 

Нанесение линии настрачивания кармана на изделие.

Работа по лекалу

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла, шв.машина

15

Нанесение линии настрачивания кармана на изделие.

2

 

Наметывание и соединение кармана с основной деталью

Работа по лекалу

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла, шв.машина

16

Отделочная строчка.

2

 

Выполнение закрепки в отделочной строчке.

Работа по лекалу

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла, шв.машина

17

 

2

 

Окончательная отделка и ВТО изделия

Работа по лекалу

Утюг

18

Раскрой и пошив фартука с нагрудником (20ч)
Фартук, фасоны, назначение фасонов, ткани для пошива, название деталей и контурных срезов.

2

 

Снятие мерок. Изготовление выкройки в натуральную величину

Составление плана работы.

См.лента.

19

Одинарные и парные детали фартука.

2

 

Раскладка и крепление выкройки на ткани

Раскладка и крепление выкройки на ткани

Ножницы, мел, см.лента,

20

Правила экономного расходования ткани при раскрое.

2

 

Раскрой. Настрачивание кармана.

Экономия ткани при раскрое изделия.

Ножницы, мел, см.лента

21

 

2

 

Закладывание мягких складок.

Коллективное обсуждение последовательности операций

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла, шв.машина

22

 

2

 

Обработка нижней части фартука

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла, шв.машина

23

 

2

 

Соединение парных деталей нагрудника с втачиванием бретелей.

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла, шв.машина

24

 

2

 

Соединение поясом нагрудника и нижней части фартука.

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла, шв.машина

25

 

2

 

Заметывание шва.

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла, шв.машина

26

 

2

 

Выполнение отделочной строчки на ширину лапки.

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла, шв.машина

27

 

2

 

Утюжка изделия.
 

Ориентировка по операционной предметной карте.

Утюг

28

Практическое повторение (10ч)

Выполнение заказов базового предприятия.

2

 

Сметывание срезов изделия.

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла, шв.машина

29

 

2

 

Сметывание срезов изделия.

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла, шв.машина

30

 

2

 

Стачивание срезов изделия.

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла, шв.машина

31

 

2

 

Стачивание срезов изделия.

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла, шв.машина

32

 

2

 

Окончательная отделка, ВТО.

Ориентировка по операционной предметной карте.

Утюг

33

Самостоятельная работа (2ч)

Пошив изделия с прямоугольными срезами.

2

 

Обработка срезов

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, игла, шв.машина

4 четверть-48 часов

1

Вводное занятие(1ч)

План работы на четверть. Правила по охране труда при работе с тканью.

Трудовое законодательство (9ч )

Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности рабочих и служащих.

1

1

 

Определение вида ремонта изделия. Выбор ниток, ткани для ремонта.

Иметь представление о кодексе законов о труде.

Кодекс

2

Трудовой договор. Пере­вод на другую работу.

2

 

Пришивание пуговиц.

Ориентировка по операционной предметной карте.

 

3

Расторжение трудового договора. Отстране­ние от работы.

2

 

Изготовление заплаты, соединение её с изделием.

Ориентировка по операционной предметной карте.

 

4

Рабочее время и время отдыха. Заработная плата.

2

 

Изготовление заплаты, соединение её с изделием.

Ориентировка по операционной предметной карте.

 

5

Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи.

2

 

Окончательная отделка изделия, ВТО.

   

6

Массовое производство швейных изделий (6ч)
Пооперационное разделение труда при массовом изготовлении швейных изделий.

2

 

Ознакомление с технологией массового пошива швейных изделий с использование ПК.

Ознакомление с технологией массового пошива швейных изделий с использование ПК.

 

7

Содержание работы на отдельных рабочих местах при операционном разделении труда.

2

 

Ознакомление с технологией массового пошива швейных изделий с использование ПК.

Ознакомление с технологией массового пошива швейных изделий с использование ПК.

 

8

Машинные и ручные работы на швейной фабрике.

2

 

Ознакомление с технологией массового пошива швейных изделий с использование ПК.

Ознакомление с технологией массового пошива швейных изделий с использование ПК.

 

9

Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике (4ч)

Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение. Общее представление о работе прессов.

2

 

Ознакомление с оборудованием отделочного цеха с использованием ПК.

Ознакомление с оборудованием отделочного цеха с использованием ПК.

 

10

Назначение паровоздушного мане­кена. Требования к влажно-тепловой обработке изделий. Тех­ника безопасности на рабочих местах.

2

 

Ознакомление с оборудованием отделочного цеха с использованием ПК.

Ознакомление с оборудованием отделочного цеха с использованием ПК.

 

11

Практическое повторение (26 ч)

Выполнение за­казов базового предприятия пооперационным разделением труда.

2

 

Обработка срезов простыни

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, шв.машина

12

Повторение правил по охране труда при работе с тканью.

2

 

Обработка срезов простыни

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, шв.машина

13

ТБ при работе иглой и ножницами.

2

 

Обработка срезов простыни

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, шв.машина

14

ТБ при работе на швейной машине.

2

 

Обработка срезов простыни

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, шв.машина

15

ТБ при работе утюгом.

2

 

ВТО изделия

Знать правила выполнения ВТО.

Утюг.

16

 

2

 

Обработка срезов наволочки

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, шв.машина

17

ТБ при работе иглой и ножницами.

2

 

Обработка срезов

наволочки

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, шв.машина

18

 

2

 

Обработка срезов наволочки

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, шв.машина

19

ТБ при работе утюгом.

2

 

ВТО изделия

Знать правила выполнения ВТО.

Утюг.

20

 

2

 

Обработка срезов пододеяльника

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, шв.машина

21

Повторение правил по охране труда при работе с тканью.

2

 

Обработка срезов пододеяльника

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, шв.машина

22

 

2

 

Обработка срезов пододеяльника

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, шв.машина

23

ТБ при работе на швейной машине.

2

 

ВТО изделия

Знать правила выполнения ВТО.

Утюг.

24

Самостоятельная работа (2 ч).

Раскрой и пошив скатерти

2

 

Раскрой и пошив скатерти

Ориентировка по операционной предметной карте.

Ножницы, мел, см.лента, нитки, шв.машина

 

Формы оценивания:

Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).

Прилежание ученика во время работы.

Степень умственной отсталости.

Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.

Уровень физического развития ученика.

За теоретическую часть:

Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминалогии.

Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую работу:

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.

Контроль.

Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.