12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Планируемые предметные результаты обучения


В результате изучения по курсу «Биология» в 6 классе, раздела «Растения» обучающийся научится:

выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов, бактерий;

аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов, бактерий;

раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.


Обучающийся получит возможность научиться:

находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсах, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;

основам исследовательской и проектной деятельности по изучению представителей царства растений, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать её;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

осознанно использовать знание основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


Предметными результатами освоение биологии в основной школе являются:

усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии;

приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;


Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).


Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий с учётом устойчивых познавательных интересов;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;





Общеучебные умения, навыки и способы деятельности (УУД): Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, таких как:

выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

выбор условий для проведения и наблюдения или опыта;

использование увеличительных приборов для лабораторных работ;

описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам;

поиск необходимой информации в справочных изданиях, в том числе и на электронных носителях;

работа с учебным текстом – выделение главного, составление плана, иллюстрирование текста, ассоциативное запоминание, построение элементарных логических схем;

корпоративная деятельность на уроке;

развитие естественнонаучной лексики при ведении диалога, презентации результатов исследований.





























































Содержание курса

6 класс

Раздел 2. Многообразие живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания



Тема 4. Классификация живых органимов (9 ч)

Многообразие живого мира

Разнообразие организмов. Клеточные и неклеточные формы жизни. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов)

Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.

Система и эволюция органического мира. Основные царства живой природы.

Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида.

Царство Бактерии

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе, в жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Практическая работа№ 1. «Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров»

Царство Растения

Многообразие видов растений. Общие признаки царстваРастения. Растения. Многообразие растений, принципы их классификации. Значение растений в природе и в жизни человека. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Практическая работа№ 2. «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке»

Царство Грибы

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов, их роль в природе и в жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Царство Животные

Животные. Общее знакомство с животными. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Многообразие животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Значение животных в природе и в жизни человека.

Экскурсия: Многообразие животных

Общая характеристика простейших. Одноклеточные животные под микроскопом.

Лабораторная работа 1: «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных»

Царство Вирусы

Вирусы — неклеточные формы жизни. Отличие вирусов от представителей других царств. Вирусы, поражающие бактерии, растения, животных и человека. Пути передачи вирусных инфекций. Вирус СПИДа. Профилактика заболевания гриппом. Понятие о вирусологии.


Тема 5. Взаимосвязь организмов со средой обитания (9 ч)


Среда обитания. Факторы среды обитания

Понятие о среде обитания. Факторы среды: факторы неживой природы, факторы живой природы, антропогенный фактор. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Воздействие человека на окружающую его среду. Экологические факторы. Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.


Среды жизни, освоенные обитателями нашей планеты

Наземно-воздушная среда, водная среда, почва и живой организм. Разнообразие обитателей разных сред обитания. Животный мир родного края.


Почему всем хватает места на Земле?

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к сохранению потомства. Причины гибели организмов.

Опыт в домашних условиях: «Проращивание семян»

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?

Приспособленность живых организмов к неблагоприятным условиям среды. Взаимоотношения между живыми организмами. Роль отношений «хищник — жертва» и «паразит — хозяин» в регуляции численности организмов. Роль растений в жизни животных и человека.

Кто живёт в воде? Вода — первая среда обитания живых организмов на Земле. Характерные особенности водной среды. Приспособления организмов к жизни в водной среде (планктон, активно плавающие организмы, обитатели дна)..

Обитатели наземно-воздушной среды. Важнейшие экологические факторы для наземных организмов: свет, температура, влажность. Теневыносливые и светолюбивые растения. Свет в жизни наземных животных. Морозостойкие и теплолюбивые организмы. Приспособленность организмов к получению и сохранению влаги.

Экскурсия: Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных

Практические работы № 3, 4 «Подкармливание птиц зимой», «Уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками» (эти работы могут проводиться при изучении темы «Жизнедеятельность организма» — см. планирование 5 класса)

Кто живёт в почве?

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Особенности почвы как среды обитания. Обитатели почвы — представители разных царств живой природы. Постоянные «жильцы» и «квартиранты». Взаимосвязь обитателей почвы: растений, животных, грибов, бактерий. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде.

Организм как среда обитания

Полезные для организма обитатели. Взаимоотношения «паразит — хозяин». Примеры паразитов — представителей разных царств живой природы. Особенности строения и жизнедеятельности паразитов. Роль организма-хозяина в жизни паразитических организмов. Источники возможного заражения человека. Приспособления организмов к жизни в организменной среде.

Подведём итоги. Какие среды жизни освоили обитатели нашей планеты?


Тема 6. Природное сообщество. Экосистема (5 ч)

Что такое природное сообщество?

Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Пищевые связи в экосистеме. Понятие о растительном сообществе. Взаимосвязи растений, животных, грибов и бактерий в природном сообществе, или биоценозе. Пищевые цепи — цепи передачи веществ и энергии.

Экскурсия: «Живые организмы весной»

Как живут организмы в природном сообществе?

Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Характер взаимоотношений живых организмов в природном сообществе: взаимовыгодные отношения, отношения «хозяин — паразит», «хищник — жертва», конкуренция.

Что такое экосистема?

Экосистемная организация живой природы. Значение растений в природе и в жизни человека. Круговорот веществ и превращение энергии. Система как целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Влияние факторов неживой природы на живые организмы природного сообщества. Понятие об экосистеме. Экспериментальные доказательства роли растений в экосистеме. Участие живых организмов в круговороте веществ. Единство природы.

Человек — часть живой природы

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Отличие человека от животных (речь, труд, мышление). Человек — биологическое существо. Потребность человека в воде, пище, воздухе, энергии. Зависимость состояния здоровья от качества окружающей среды. Проблема охраны окружающей среды.

Экскурсия: «Красота и гармония в природе».

Практическая работа № 5: «Наблюдение за расходом электроэнергии в школе и в семье»

Подведём итоги: Существует ли взаимосвязь живых организмов и окружающей среды?


Тема 7. Биосфера — глобальная экосистема (2 ч)


Влияние человека на биосферу. Понятие о биосфере. В.И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Влияние человека на биосферу в разные этапы развития человечества. Примеры строительного воздействия человека на биосферу. Проблема охраны окружающей среды. Охраняемые территории. Новые безотходные технологии, поиск энергии и др. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Всё ли мы узнали о жизни на Земле?

Роль биологических наук в сохранении многообразия живых организмов и условий, необходимых для жизни на Земле. Понятие о биологии как комплексной науке. Участие физиков, химиков, архитекторов и других в изучении строения и жизнедеятельности организмов.





































Учебно - тематическое планирование уроков биологии


Название темы

Количество часов

Лабораторные работы, экскурсии

Раздел 2. Многообразие живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания

33




Тема 4. Классификация живых органимов


11

Пр. р. № 1: «Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров»

Пр. р. №2: «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке»

Л. р. 1: «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных»

Тема 5. Взаимосвязь организмов со средой обитания


11

Опыт в домашних условиях: «Проращивание семян»

Экскурсия: Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных

Пр. р. № 3, 4: «Подкармливание птиц зимой», «Уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками»

Тема 6. Природное сообщество. Экосистема


8

Экскурсия: «Живые организмы весной»

Экскурсия: «Красота и гармония в природе».

Пр. р. № 5: «Наблюдение за расходом электроэнергии в школе и в семье»

Тема 7. Биосфера — глобальная экосистема

3 + 1 (итоговый)



Итого:

34

Лабораторных работ – 1

Практических работ - 5





























Данная рабочая программа составлена на основе:


Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

Примерной основной образовательной программы основного общего образования, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию; Протокол № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;

Авторской программы И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой, Л.В. Симоновой «Биология: 5 - 11 классы: программы. – М.: «Вентана – Граф», 2014 г.

Учебного плана школы.

Программа составлена на один учебный год для учащихся 6 класса, 35ч/год, 1 ч/неделю.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.