Рабочая программа интеллектуального кружка «Умные ребята» (1–4 класс)

1
0
Материал опубликован 28 March 2019 в группе

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №85 имени Героя Российской Федерации Г.П. Лячина Дзержинского района Волгограда»


 

Рабочая программа

интеллектуального кружка «Умные ребята»

Для учащихся начальных классов

занимающихся в группе продленного дня


 

Автор программы:

Студентка «Волгоградского

социально-педагогического колледжа»

Бобрикова Анжелика Витальевна


 

Волгоград

2018

Пояснительная записка

Программа кружка «Умные ребята» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для   детей  в  возрасте  от  6  до  9  лет. В основу данной программы легла авторская программа   «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка» автором, которой является Ольга Владимировна Синякова.

Актуальность данной программы состоит в том, что в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.

Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.

Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются различные интеллектуальные кружки.

Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше.

Основная задача кружка является решение проблем комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного, «красивого» мышления.

Новизна данной программы в следующем:

развитие интеллекта младших школьников в условиях массовой школы, а не специализированной;

ярко выраженная предметная (литературная, математическая) направленность;

интегрированной характер, так как она ориентирована не только на расширение знаний в области языка, математики, но и на формирование и корректировку умственных способностей, психосоциальной (аффективной) сферы ребенка, творческое развитие;

Цель: развитие познавательных способностей учащихся, интеллекта,  на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

 развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

 развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

 развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

 формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

 развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

 формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

 формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Отличительные особенности кружка

Рабочая программа интеллектуального кружка «Умные ребята» разработана с учетом требований стандартам второго поколения для начальной школы (ФГОС НОО)

В процессе реализации программы возможно корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из интеллектуального развития детей

Программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся

Структуру программы представляют три блока:

блок по развитию кругозора (русский язык, математика, окружающий мир),

блок по развитию интеллектуальных способностей,

блок по развитию аффективной сферы, способствующий, развитию творческого потенциала личности ребенка.

В процессе работы по программе у учащихся формируются следующие способности и умения:

Познавательные способности:

Владение большим объёмом информации. Богатый словарный запас. Перенос усвоенного знания на новый материал. Установление причинно-следственных связей. Умение делать выводы. Использование путей поиска информации. Умение оценивать как сам процесс деятельности, так и его результат. Умение рассуждать. Построение гипотез. Критичность мышления. Высокая любознательность.

Творческие способности:

Способность рисковать. Дивергентное мышление. Гибкость мышления и действий. Способность высказывать оригинальные идеи. Богатое воображение. Развитие интуиции.

Особенности эмоциональной сферы:

Реалистическая «Я» – концепция. Уважение к другим. Толерантность. Склонность к самоанализу. Настойчивость в выполнении задания. Чуткость к анализу нравственных проблем.

Организационные условия реализации программы

Занятия кружка «Умные ребята» проводятся для учащихся начальных классов по 1 раз в неделю. Общее количество занятий – 13 занятий. Состав группы занимающихся постоянный, возраст —6,5 - 9 лет. Срок реализации февраль – апрель 2017-2018 учебного года. В группе занимается 20 человек.

Основные формы работы.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Методы и приёмы организации деятельности на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер.  Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Методы обучения:

Словесные: беседа, дискуссия, рассказ, объяснение.

Наглядные: таблица, демонстрация, рисунки, технические и интерактивные средства обучения, интернет-ресурсы.

Практические: упражнения, индивидуальная самостоятельная работа по заданиям. Исследовательский метод.

Контроль: устный индивидуальный и фронтальный , взаимоконтроль, тесты, выполнение
творческих заданий, конкурсы эрудитов, стендовые презентации творческих работ с
логическими заданиями, созданными детьми в командах.
 

Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:

Индивидуальная самостоятельная работа учащихся.

Работа в парах.

Групповые формы работы.

Дифференцированная.

Фронтальная проверка и контроль.

Самооценка выполненной работы.

Дидактическая игра.

Соревнование.

Конкурсы.



 

Учебно-тематический план работы кружка «Умные ребята» интеллектуальной направленности.

Количество часов в год 34 часа, занятия кружка проводятся 1 в неделю, длительность занятий - 1 академических час.

Дата

Название

Содержание

Количество часов

5.02

Организационное занятие

Придумывание названия, эмблемы, анонсирование тематик предстоящих занятий

1

12.02

«Угадай-ка!»

Загадки

1

19.02

«Учимся разгадывать ребусы!»

ребусы, шарады

1

26.02

«Помозгуй!»

сканворды, кроссворды

1

5.03

«Изобретаем, выдумываем, творим!»

творческие задачи (по типу ТРИЗ)

1

12.03

«Путешествие по планетам знаний» - 1

родная речь (литературное чтение)

1

19.03

«Путешествие по планетам знаний» - 2

окружающий мир

1

26.03

«Путешествие по планетам знаний» - 3

Математика

1

2.04

«Путешествие по планетам знаний» - 4

Технология

1

9.04

«Путешествие по планетам знаний» - 5

физическая культура

1

16.04

Умники и умницы

игра по правилам телевизионной программы на 1 канале

1

23.04

Брейн-ринг

игра по правилам телевизионной программы «Брейн-ринг»

1

30.04

Итоговое занятие кружка

 

1


 

 

Содержание программы

1 занятие

Тема: Организационное. Давайте познакомимся!

Задачи:

- Создать благоприятную атмосферу для работы кружка

- Разработать название, эмблему кружка

- Разработать тематику предстоящих занятий

Практика: знакомство с детьми; сознание эмблемы кружка; придумывание названия.

2 занятие

Тема: «Угадай-ка!»

Задачи:

- Уточнить представление о загадке как жанре.

- Выявить структуру загадки

- Научиться составлять загадки

Практика: познакомить детей со структурой загадок; разгадывание загадок; придумывание загадок;

3 занятие

Тема: «Учимся разгадывать ребусы!»

Задачи:

- Познакомить детей с понятием «ребус», «шарада»

- Научить разгадывать ребусы и шарады

Практика: рассмотреть разнообразие ребусов и шарад; практика в разгадывание ребусов

4 занятие

Тема: «Помозгуй!»

Задачи:

- Познакомить детей с понятиями «кроссворд», «сканворд»

- Выделить составляющие кроссворда и сканворда

- Научить разгадывать кроссворд и сканворд детей

Практика: рассмотрение различных типов кроссвордов и сканвордов; научиться разгадывать кроссворды и сканворды

5 занятие

Тема: «Изобретаем, выдумываем, творим!»

Задачи:

- Выявить что такое ТРИЗ

- Познакомить детей с теорией решения изобретательских задач

- Способствовать учению детей решать изобретательные задачи

Практика: дать детям представление о понятии ТРИЗ; рассмотреть различные изобретательные задачи; научить детей решать изобразительные задачи на примерах.

6 занятие

Тема: «Путешествие по планетам знаний»

Задачи:

- Развитие у учащихся познавательного интереса, расширение кругозора, развитие интереса к чтению, творческой активности.

- Создать условия для проявления каждым учеником своих способностей, интеллектуальных умений.

- Развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе.

Практика: познакомить детей с творчеством различных писателей; научить детей с техникой чтения различного вида произведений.

7 занятие

Тема: «Путешествие по планетам знаний»

Задачи:

- Помочь детям усвоить новое понятия «материк» и «океан»;

- Научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.

- Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Практика: разъяснить понятия «материк» и «океан»; применение новых знаний на практике

8 занятие

Тема: «Путешествие по планетам знаний»

Задачи:

- Активизация познавательной деятельности учащихся во вне урочной деятельности по математики.

- Способствовать формированию интереса к урокам математики.

- Закрепить знания математических терминов, умения выполнять вычислительные действия.

- Развивать логическое мышление, речь, память, внимание.

Практика: вспомнить математические термины; рассмотрение различных математических задач

9 занятия

Тема: «Путешествие по планетам знаний»

Задачи:

- Способствовать формированию интереса к уроку технология

- Закрепить умения работать в команде.

Практика: создание подделок своими руками

Занятие 10

Тема: «Путешествие по планетам знаний»

Задачи:

- Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр;

- Научить различать олимпийский флаг, талисман, эмблему, символ;

- Познакомить с понятием Паралимпийские игры;

- Научить выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения;

- Научить работать в паре и оценивать товарища.

Практика: ознакомиться с историей Олимпийских игр; изучить олимпийский флаг, талисман, эмблему, символ; проведение теста на тему «Олимпийские и Паралимпийские игры»

Занятие 11

Тема: «Умники и умницы»

Задачи:

- Создать условия для проявления каждым учеником своих способностей, интеллектуальных умений.

- Продолжить воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу

- Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.

- Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки.

- Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.

Практика: игра «Умницы и Умники»

Занятие 12

Тема: «Брейн-ринг»

Задачи:

- Создать условия для проявления каждым учеником своих способностей, интеллектуальных умений.

- Продолжить воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу

- Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.

- Продолжить обучение работать в команде

Практика: игра «Брейн-ринг»

Занятие 13

Задачи: Итоговое занятие кружка

Задачи:

- Проверка знаний, умений и навыков обучающихся;

- Развитие речи, навыков публичного выступления, творческих способностей;

- Воспитание взаимоуважения, умения работать в коллективе.


 

 

Прогноз результативности

- совершенствование и повышение качества знаний и умений учащихся, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

определять учебную задачу;

ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

владеть своим вниманием;

сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

использовать основные приемы мыслительной деятельности;

самостоятельно мыслить и творчески работать;

владеть нормами нравственных и межличностных отношений.


 

Методические условия реализации программы

Экранно-звуковые пособия:

-компьютер

-проектор

- принтер

- сканер


 

Список литературы:

Андросов, А. Играем в «Что? Где? Когда?» /А. Андросов, А. Клейн./ – Одесса: НВО ХПА, 1998г.

Анисимова, Н.П., Винакова, Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы./Н.П. Анисимова, Е.Д. Винакова/ М. Издательство “Первое сентября”, 2004г. 

Баландин, Б.Б. 1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных)/Б.Б. Баландин./ Москва: РИПОЛ КЛАССИК, 2001г.

Белкин, В.А. Клуб интеллектуальных игр: методика тренировок /В.А. Белкин./ Москва, 2002г.

Ворошилов, В.Я. Феномен игры /В.Я. Ворошилова./ Москва, ЭКСМО, 2002г.

Граник Г.Г. Секреты орфографии./Г.Г. Граник./ М., 1991г.

Дьячкова, Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. /Г.Т. Дьякова/ Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г. 

Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов./М.А. Калугин/ Ярославль. Академия развития: Академия, Академия Холдинг, 2000г.

Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики./Н.А. Касаткина./ Волгоград. Издательство: «Учитель», 2003г.

Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1 классе./Г.Г. Левитас./ – М. Илекса, 2002

Сухин И.Р. Занимательные материалы: Начальная школа./И.Р. Сухин./ – М.: ВАКО, 2004г. 

Труднев, В.П. Считай. Смекай отгадывай./ В.П. Труднев./ Москва Издательство: «Просвещение», 1970г.

Хайчин, Ю.Д. Главная книга умных и веселых / Ю.Д. Хайчин./ – Донецк: Сталкер, 1998г.

Хайчин, Ю.Д. Настольная книга умных и веселых /Ю.Д.Хайчин./ – Донецк: Сталкер, 1997г.

Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку./И.Д. Чаплыгина./ – М.: Владос, 2000г.
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.