Рабочая программа кружка «Почитай-ка» художественной направленности «Литературное творчество» (4–8 класс)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1125»
«ШКОЛА № 1125 имени Я. Н. Федоренко»
(ГБОУ Школа № 1125)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «ПОЧИТАЙ-КА»
художественной направленности
«Литературное творчество»
программа рассчитана на детей: 10-15 лет;
срок реализации программы: 01.09.2018 -01.06.2019;
уровень программы: ознакомительный;
составитель программы: педагог-библиотекарь Иванова О.Ю.
Москва, 2018г.
Пояснительная записка
Цель:
совершенствование и развитие навыков содержательной, правильной, выразительной, речи в устной и письменной форме. Освоение основных способов оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление); владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
Задачи:
Развивающие:
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные качества.
Образовательные:
- обогащать знания детей в области художественной литературы: знакомство с творчеством детских писателей;
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом;
- воспитание внимания, аккуратности, целеустремлённости, творческой самореализации;
- воспитание культуры восприятия произведений художественной литературы, а так же произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
Итогом занятий является организация и проведение выставок литературных и творческих работ учащихся; театрализованные представления; участие в окружных, городских и др. конкурсах и фестивалях.
Освоение норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
Главной особенностью программы является ее направленность на развитие коммуникативных умений, абстрактного мышления, памяти, воображения, стремления к самообразованию, речевому самосовершенствованию. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развивается умение развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов, оценивать и редактировать написанное.
Работа кружка направлена на всестороннее развитие личности, творческих способностей.
Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием языковых художественных приемов. Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет открыть в школьниках способности, развить художественный вкус.
Таким образом, на занятиях данного кружка формируется готовность применять полученные знания и умения, создавать творческие работы, соблюдая разные виды языковых норм.
Ожидаемый результат:
- овладение навыком выразительного, последовательного, самостоятельного (или с помощью вопросов педагога-библиотекаря) пересказа содержания литературных тексов; овладение навыком продуктивного чтения;
- совершенствование навыков драматизации небольших литературных произведений;
- развитие умения рассказывать наизусть стихотворения, передавать настроение произведения интонацией;
- овладение новыми видами и техниками творчества, средствами художественной выразительности.
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Название темы |
Количество часов |
1 |
Введение. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка |
1
|
2 |
Теоретические основы инсценировки произведений |
2
|
3 |
Интонация: общее понятие об интонации, фразовое и логическое ударение, пауза логическая и фразеологическая, темп и ритм речи, мелодика, тембр. |
1 |
4 |
Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения. |
1 |
5 |
Выразительное чтение стихотворения. Работа над содержанием стихотворений. |
3 |
6 |
Интонационный рисунок произведений. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям |
14
|
7 |
Чтение по ролям. Заучивание наизусть |
14 |
8 |
Техника речи: дыхание, голос, дикция. |
1 |
9 |
Правила литературного произношения при чтении и рассказывании |
1 |
10 |
Инсценировка произведения |
4
|
11 |
Работа над выразительностью своего языка |
2
|
12 |
Работа над речевыми и стилистическими ошибками |
2 |
13 |
Творческая мастерская сценических костюмов, декораций, книжных иллюстраций |
5 |
14 |
Сочинение стихотворных произведений на разные темы. Работа над рифмой и ритмом стихотворений. Чтение наизусть стихов, участие в дискуссии. Исследовательская работа с текстом. Основы стихосложения. Умение выразительно читать лирический текст, находить в тексте стихотворения и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств. |
1 |
15 |
Слушание чтения мастеров сценического искусства. |
3 |
16 |
Чтение, восприятие, анализ и оценка произведения как художественное целое. Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять художественное мастерство прозаика, углубить навык анализа прозаического текста |
1 |
17 |
Исследовательская работа с текстом: использование комментированного чтения, ведение аналитической беседы, пересказ фрагментов. Знание проблематики произведения, владение различными видами чтения и пересказа |
2 |
18 |
Выполнение практической работы с текстом: развитие умения анализировать прозаическое произведение, высказывать свою точку зрения, давать оценку героям, их поступкам |
2 |
19 |
Творческий проект по творчеству любимого писателя |
2 |
20 |
Экскурсионная работа по посещению музеев, театров, библиотек |
12 |
|
Всего |
74часа |
Содержание
1 |
Знакомство с детьми и планом работы кружка. Выбор актива кружка |
2 |
Как познакомиться с книгой: чтение и некоторые его правила. |
3 |
«Я рисую любимую книгу». Создаем макет титульного листа любимой книги. |
4 |
Техника речи: дыхание, голос, дикция. Тренировочные задания на основе чтения отрывков произведений детской литературы. |
5 |
Правила литературного произношения при чтении и рассказывании: орфоэпическое произношение, правильное ударение в слове, фонетическая транскрипция при подготовке к чтению и рассказыванию. Тренировочные задания на основе чтения отрывков произведений детской литературы. |
6 |
Интонация: общее понятие об интонации, фразовое и логическое ударение, пауза логическая и фразеологическая, темп и ритм речи, мелодика, тембр. Тренировочные задания на основе чтения отрывков произведений детской литературы. |
7 |
Мимика и жестикуляция: понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения. Обобщающие упражнения на повторение. |
8 |
Подготовка к театрализованной экскурсии для дошкольников «Улица читающих детей». Чтение сценария. Распределение ролей. |
9 |
Разучивание ролей. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям. |
10 |
Работа над речевыми и стилистическими ошибками текста роли |
11 |
Творческая мастерская сценических костюмов, декораций к театрализованной экскурсии для дошкольников «Улица читающих детей». |
12 |
Проведение театрализованной экскурсии «Улица читающих детей». |
13 |
Анализ проведённой программы: выразительность роли, чтения. |
14 |
Подбор литературы для литературных игр. Анализ выбранных произведений. |
15 |
Выбор произведений для заучивания. |
16 |
Работа над чтением выбранных произведений: паузы и логические ударения, умение выразительно читать текст, находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств. |
17 |
Продолжение работы над чтением выбранных произведений: формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять художественное мастерство автора. |
18 |
Час творческого выразительного чтения |
19 |
Конкурс чтецов стихов об осени: работа над рифмой и ритмом стихотворений. Чтение наизусть стихов, участие в дискуссии. Исследовательская работа с текстом. Основы стихосложения. Умение выразительно читать лирический текст, находить в тексте стихотворения и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств. |
20 |
Слушание чтения мастеров сценического искусства: стихи об осени. Анализ услышанного. |
21 |
Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний и их признаки. Отзыв и рецензия. Критический анализ творческих работ. |
22 |
Библиография. Аннотация. Самостоятельные отзывы с элементами рецензии. Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи. |
23 |
Понятие и теоретические основы художественного перевода. Анализ работ известных мастеров художественного перевода. Средства передачи образности языка произведения-оригинала. Перевод небольшого прозаического произведения с чувашского языка на русский и с русского на чувашский. Перевод лирического произведения. |
24 |
Понятие «литературный альманах». Выбор материала и подготовка своих творческих работ к печати. Работа над художественным оформлением альманаха на компьютере. |
25 |
Выпуск альманаха. |
26 |
Написание сценария к театрализованной новогодней программе «Зимняя мозаика» |
27 |
Теоретические основы инсценировки произведений. Выразительное чтение по ролям. |
28 |
Инсценировка произведения. Работа над выразительностью своего языка |
29 |
Творческая мастерская сценических костюмов, декораций к театрализованной новогодней программе «Зимняя мозаика». |
30 |
Театрализованная новогодняя программа «Зимняя мозаика» |
31 |
Анализ проведённой программы. |
32 |
Слушание чтения стихов мастерами сценического искусства. Работа над рифмой и ритмом стихотворений. Чтение наизусть стихов, участие в дискуссии. Исследовательская работа с текстом. Основы стихосложения. Умение выразительно читать лирический текст, находить в тексте стихотворения и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств. |
33 |
Сочинение стихотворных произведений на разные темы. Работа над рифмой и ритмом стихотворений. |
34 |
Работа над речевыми и стилистическими ошибками. Игра «Слышать и говорить правильно». |
35 |
«Читая на родном языке» - конкурс чтецов к Международному дню родного языка (в рамках общешкольного мероприятия). |
36 |
Короткие рассказы и сказки Е. Пермяка. Выразительное чтение. |
37 |
Конкурс скороговорок «Всех скороговорок не переговоришь – не перевыговоришь» |
38 |
Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука. Ролевые игры. Театр – экспромт. |
39 |
Посещение театра. Просмотр пьесы по произведению детского писателя согласно репертуара, выбранного театра |
40 |
Обсуждение увиденного спектакля. |
41 |
Упражнения на развитие артикуляции. Выразительное чтение стихов поэтов 19 века. Отбор стихов на конкурс. |
42 |
Искусство декламации. Выразительность чтения беседа о театральном искусстве. Простейшие упражнения и игры. |
43 |
Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении. |
44 |
Ролевая игра «В гостях у литературного персонажа». |
45 |
Упражнения по актёрскому мастерству. Прослушивание «Мастеров слова» |
46 |
Беседа «Литература как искусство слова». Беседа о выдающихся мастерах художественного слова. Прослушивание записей выступлений В. Дворжецкого. |
47 |
Виды интонаций. Игра «Перевоплощение без тайн» |
48 |
«Ораторами не рождаются…» Обучение основам публичного выступления. |
49 |
Мимика лица. Игра «Десять масок» |
50 |
Действие как главное выразительное средство актерского искусства. Просмотр спектакля. |
51 |
Теория стиха. Логическое ударение. Интонация. Работа с «голосом». Стихотворчество. Редактирование исследовательских работ. |
52 |
Редактирование исследовательских работ. Подготовка к защите. Составление презентации. |
53 |
Практикум «Как говорить так, чтобы слушали». Изучаем язык мимики и жестов. |
54 |
Жанры прозы. Художественный анализ текста. Коллективная творческая работа: «Мы придумываем сказку», «Мы пишем рассказ», «Творческий эксперимент». |
55 |
Углубление знаний об основах стихосложения. Обучение приемам стихосложения. Ролевая игра «Скажи о простом необычно». «Проба пера». Проведение конкурса стихотворцев. |
56 |
Сочинение стихов по опорным рифмам. |
57 |
Посещение районной библиотеки (мероприятие в рамках договора о сотрудничестве) |
58 |
Обсуждение увиденного и услышанного. Речевые упражнения. |
59 |
Выбор русской народной сказки для инсценировки. Распределение ролей. |
60 |
Разучивание ролей, с учётом полученных умений и навыков. |
61 |
Продолжение разучивания ролей, с учётом полученных умений и навыков. Обсуждение и исправление ошибок. |
62 |
Творческая работа: подготовка декораций и костюмов к выступлению. |
63 |
Показ выбранной русской народной сказки. |
64 |
Обсуждение прошедшего мероприятия. |
65 |
Игры-импровизации с использованием отрывков из произведений детских писателей. |
66 |
Выбор и работа над литературно-музыкальной композицией, посвященной Дню Победы. Распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения. Работа над речью, мимикой и пластикой. Оформление сцены, подготовка декораций. |
67 |
Подготовка к празднованию Дня Победы. Литературно – музыкальная композиция «Праздник со слезами на глазах». |
68 |
Выступление с литературно – музыкальной композицией «Праздник со слезами на глазах». |
69 |
Обсуждение выступления. Самоанализ участников. |
70 |
Посещение районной библиотеки (мероприятие в рамках договора о сотрудничестве). |
71 |
Обсуждение мероприятия. Литературные игры-шарады. |
72 |
«Парад любимых книг» - игровой час |
73 |
Оформление альбома-альманаха «Наше творчество». |
74 |
Подведение итогов работы кружка за год |
Методическое обеспечение
Методы обучения:
Словесные: устное изложение, беседа, объяснение, анализ произведения;
наглядные: показ иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения, наблюдения, показ по образцу;
практические: литературные, тренировочные упражнения.
Материально-техническое обеспечение: занятия проходят в помещении школьной библиотеки. Оборудование учебного помещения: столы, стулья для детей и педагога; стеллажи для хранения дидактического материала и книг; декорации; костюмы; материалы для изобразительной деятельности; видео и аудио материалы.
Список литературы
1.Борзова В. А, Борзов А. А.
Развитие творческих способностей у детей.- Самара., 1994.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.
3. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность.- М., 1993.
4. Львов М. Р. Школа творческого мышления.- М., 1997
5. Ляшко Т. В., Синицына Е. И. Через игру - к творчеству.- Обнинск., 1994.
6. Стрельцова Л. Е. Литература и фантазия. М.: Просвещение.-1992.
Desteni