Рабочая программа кружка «Почитай-ка» художественной направленности «Литературное творчество» (4–8 класс)

2
1
Материал опубликован 10 April 2019 в группе

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 1125»

«ШКОЛА № 1125 имени Я. Н. Федоренко»

(ГБОУ Школа № 1125)


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «ПОЧИТАЙ-КА»

художественной направленности

«Литературное творчество»


 


 

программа рассчитана на детей: 10-15 лет;

срок реализации программы: 01.09.2018 -01.06.2019;

уровень программы: ознакомительный;

составитель программы: педагог-библиотекарь Иванова О.Ю.


 

Москва, 2018г.

Пояснительная записка


 

Цель:

совершенствование и развитие навыков содержательной, правильной, выразительной, речи в устной и письменной форме. Освоение основных способов оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление); владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.


 

Задачи:

Развивающие:

- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;

- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные качества.


 

Образовательные:

- обогащать знания детей в области художественной литературы: знакомство с творчеством детских писателей;

- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

 

Воспитательные:

- воспитание трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом;

- воспитание внимания, аккуратности, целеустремлённости, творческой самореализации;

- воспитание культуры восприятия произведений художественной литературы, а так же произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.


 

Итогом занятий является организация и проведение выставок литературных и творческих работ учащихся; театрализованные представления; участие в окружных, городских и др. конкурсах и фестивалях.

Освоение норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

 Главной особенностью программы является ее направленность на развитие коммуникативных умений, абстрактного мышления, памяти, воображения, стремления к самообразованию, речевому самосовершенствованию. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развивается умение развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов, оценивать и редактировать написанное.

Работа кружка направлена на всестороннее развитие личности, творческих способностей.

Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием языковых художественных приемов. Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет открыть в школьниках способности, развить художественный вкус.

Таким образом, на занятиях данного кружка формируется готовность применять полученные знания и умения, создавать творческие работы, соблюдая разные виды языковых норм.


 

Ожидаемый результат:

- овладение навыком выразительного, последовательного, самостоятельного (или с помощью вопросов педагога-библиотекаря) пересказа содержания литературных тексов; овладение навыком продуктивного чтения;

- совершенствование навыков драматизации небольших литературных произведений;

- развитие умения рассказывать наизусть стихотворения, передавать настроение произведения интонацией;

- овладение новыми видами и техниками творчества, средствами художественной выразительности.


 

Учебно-тематический план

п/п

 

Название темы

 

Количество часов

1

Введение. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка

1

 

2

Теоретические основы инсценировки произведений

2

 

3

Интонация: общее понятие об интонации, фразовое и логическое ударение, пауза логическая и фразеологическая, темп и ритм речи, мелодика, тембр.

1

4

Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения.

1

5

Выразительное чтение стихотворения. Работа над содержанием стихотворений.

3

6

Интонационный рисунок произведений. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям

14

 

7

Чтение по ролям. Заучивание наизусть

14

8

Техника речи: дыхание, голос, дикция.

1

9

Правила литературного произношения при чтении и рассказывании

1

10

Инсценировка произведения

4

 

11

Работа над выразительностью своего языка

2

 

12

Работа над речевыми и стилистическими ошибками

2

13

Творческая мастерская сценических костюмов, декораций, книжных иллюстраций

5

14

Сочинение стихотворных произведений на разные темы. Работа над рифмой и ритмом стихотворений. Чтение наизусть стихов, участие в дискуссии. Исследовательская работа с текстом. Основы стихосложения. Умение выразительно читать лирический текст, находить в тексте стихотворения и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств.

1

15

Слушание чтения мастеров сценического искусства.

3

16

Чтение, восприятие, анализ и оценка произведения как художественное целое. Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять художественное мастерство прозаика, углубить навык анализа прозаического текста

1

17

Исследовательская работа с текстом: использование комментированного чтения, ведение аналитической беседы, пересказ фрагментов. Знание проблематики произведения, владение различными видами чтения и пересказа

2

18

Выполнение практической работы с текстом: развитие умения анализировать прозаическое произведение, высказывать свою точку зрения, давать оценку героям, их поступкам

2

19

Творческий проект по творчеству любимого писателя

2

20

Экскурсионная работа по посещению музеев, театров, библиотек

12

 

Всего

74часа

 

Содержание

1

Знакомство с детьми и планом работы кружка. Выбор актива кружка

2

Как познакомиться с книгой: чтение и некоторые его правила.

3

«Я рисую любимую книгу». Создаем макет титульного листа любимой книги.

4

Техника речи: дыхание, голос, дикция. Тренировочные задания на основе чтения отрывков произведений детской литературы.

5

Правила литературного произношения при чтении и рассказывании: орфоэпическое произношение, правильное ударение в слове, фонетическая транскрипция при подготовке к чтению и рассказыванию. Тренировочные задания на основе чтения отрывков произведений детской литературы.

6

Интонация: общее понятие об интонации, фразовое и логическое ударение, пауза логическая и фразеологическая, темп и ритм речи, мелодика, тембр. Тренировочные задания на основе чтения отрывков произведений детской литературы.

7

Мимика и жестикуляция: понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения. Обобщающие упражнения на повторение.

8

Подготовка к театрализованной экскурсии для дошкольников «Улица читающих детей». Чтение сценария. Распределение ролей.

9

Разучивание ролей. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям.

10

Работа над речевыми и стилистическими ошибками текста роли

11

Творческая мастерская сценических костюмов, декораций к театрализованной экскурсии для дошкольников «Улица читающих детей».

12

Проведение театрализованной экскурсии «Улица читающих детей».

13

Анализ проведённой программы: выразительность роли, чтения.

14

Подбор литературы для литературных игр. Анализ выбранных произведений.

15

Выбор произведений для заучивания.

16

Работа над чтением выбранных произведений: паузы и логические ударения, умение выразительно читать текст, находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств.

17

Продолжение работы над чтением выбранных произведений: формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять художественное мастерство автора.

18

Час творческого выразительного чтения

19

Конкурс чтецов стихов об осени: работа над рифмой и ритмом стихотворений. Чтение наизусть стихов, участие в дискуссии. Исследовательская работа с текстом. Основы стихосложения. Умение выразительно читать лирический текст, находить в тексте стихотворения и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств.

20

Слушание чтения мастеров сценического искусства: стихи об осени. Анализ услышанного.

21

Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний и их признаки. Отзыв и рецензия.  Критический анализ творческих работ.

22

Библиография. Аннотация. Самостоятельные отзывы с элементами рецензии. Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи.

23

Понятие и теоретические основы художественного перевода. Анализ работ известных мастеров художественного перевода. Средства передачи образности языка произведения-оригинала. Перевод небольшого прозаического произведения с чувашского языка на русский и с русского на чувашский. Перевод лирического произведения. 

24

Понятие «литературный альманах». Выбор материала и подготовка своих творческих работ к печати. Работа над художественным оформлением альманаха на компьютере.

25

Выпуск альманаха.

26

Написание сценария к театрализованной новогодней программе «Зимняя мозаика»

27

Теоретические основы инсценировки произведений. Выразительное чтение по ролям.

28

Инсценировка произведения. Работа над выразительностью своего языка

29

Творческая мастерская сценических костюмов, декораций к театрализованной новогодней программе «Зимняя мозаика».

30

Театрализованная новогодняя программа «Зимняя мозаика»

31

Анализ проведённой программы.

32

Слушание чтения стихов мастерами сценического искусства. Работа над рифмой и ритмом стихотворений. Чтение наизусть стихов, участие в дискуссии. Исследовательская работа с текстом. Основы стихосложения. Умение выразительно читать лирический текст, находить в тексте стихотворения и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств.

33

Сочинение стихотворных произведений на разные темы. Работа над рифмой и ритмом стихотворений.

34

Работа над речевыми и стилистическими ошибками. Игра «Слышать и говорить правильно».

35

«Читая на родном языке» - конкурс чтецов к Международному дню родного языка (в рамках общешкольного мероприятия).

36

Короткие рассказы и сказки Е. Пермяка. Выразительное чтение.

37

Конкурс скороговорок «Всех скороговорок не переговоришь – не перевыговоришь»

38

Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука. Ролевые игры. Театр – экспромт.

39

Посещение театра. Просмотр пьесы по произведению детского писателя согласно репертуара, выбранного театра

40

Обсуждение увиденного спектакля.

41

Упражнения на развитие артикуляции. Выразительное чтение стихов поэтов 19 века. Отбор стихов на конкурс.

42

Искусство декламации. Выразительность чтения беседа о театральном искусстве. Простейшие упражнения и игры.

43

Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении.

44

Ролевая игра «В гостях у литературного персонажа».

45

Упражнения по актёрскому мастерству. Прослушивание «Мастеров слова»

46

Беседа «Литература как искусство слова». Беседа о выдающихся мастерах художественного слова. Прослушивание записей выступлений В. Дворжецкого.

47

Виды интонаций. Игра «Перевоплощение без тайн»

48

«Ораторами не рождаются…» Обучение основам публичного выступления.

49

Мимика лица. Игра «Десять масок»

50

Действие как главное выразительное средство актерского искусства. Просмотр спектакля.

51

Теория стиха. Логическое ударение. Интонация. Работа с «голосом». Стихотворчество. Редактирование исследовательских работ.

52

Редактирование исследовательских работ. Подготовка к защите. Составление презентации.

53

Практикум «Как говорить так, чтобы слушали». Изучаем язык мимики и жестов.

54

Жанры прозы. Художественный анализ текста. Коллективная творческая работа: «Мы придумываем сказку», «Мы пишем рассказ», «Творческий эксперимент».

55

Углубление знаний об основах стихосложения. Обучение приемам стихосложения. Ролевая игра «Скажи о простом необычно». «Проба пера». Проведение конкурса стихотворцев.

56

Сочинение стихов по опорным рифмам.

57

Посещение районной библиотеки (мероприятие в рамках договора о сотрудничестве)

58

Обсуждение увиденного и услышанного. Речевые упражнения.

59

Выбор русской народной сказки для инсценировки. Распределение ролей.

60

Разучивание ролей, с учётом полученных умений и навыков.

61

Продолжение разучивания ролей, с учётом полученных умений и навыков. Обсуждение и исправление ошибок.

62

Творческая работа: подготовка декораций и костюмов к выступлению.

63

Показ выбранной русской народной сказки.

64

Обсуждение прошедшего мероприятия.

65

Игры-импровизации с использованием отрывков из произведений детских писателей.

66

Выбор и работа над литературно-музыкальной композицией, посвященной Дню Победы. Распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения. Работа над речью, мимикой и пластикой. Оформление сцены, подготовка декораций.

67

Подготовка к празднованию Дня Победы. Литературно – музыкальная композиция «Праздник со слезами на глазах».

68

Выступление с литературно – музыкальной композицией «Праздник со слезами на глазах».

69

Обсуждение выступления. Самоанализ участников.

70

Посещение районной библиотеки (мероприятие в рамках договора о сотрудничестве).

71

Обсуждение мероприятия. Литературные игры-шарады.

72

«Парад любимых книг» - игровой час

73

Оформление альбома-альманаха «Наше творчество».

74

Подведение итогов работы кружка за год

 

Методическое обеспечение

Методы обучения:

Словесные: устное изложение, беседа, объяснение, анализ произведения;

наглядные: показ иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения, наблюдения, показ по образцу;

практические: литературные, тренировочные упражнения.

Материально-техническое обеспечение: занятия проходят в помещении школьной библиотеки. Оборудование учебного помещения: столы, стулья для детей и педагога; стеллажи для хранения дидактического материала и книг; декорации; костюмы; материалы для изобразительной деятельности; видео и аудио материалы.


 

Список литературы

1.Борзова В. А, Борзов А. А.

Развитие творческих способностей у детей.- Самара., 1994.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.

3. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность.- М., 1993.

4. Львов М. Р. Школа творческого мышления.- М., 1997

5. Ляшко Т. В., Синицына Е. И. Через игру - к творчеству.- Обнинск., 1994.

6. Стрельцова Л. Е. Литература и фантазия. М.: Просвещение.-1992.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Актуальный материал для нынешнего времени. Сейчас очень мало читают

10 April 2019

Похожие публикации