12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Копырина Жюлиана Григорьевна19

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ХАРА – АЛДАНСКАЯ СРЕДНЯЯ СОШ»

Рассмотрено на заседании

МО учителей

Протокол № ___ от __________

Руководитель МО___________

Согласовано

зам директора по УР

_______________

 

Утверждаю

директор МБОО

«Хара – Алданская СОШ»

_________ 

Приказ № ______ от ________

Рабочая программа

кружка «Первые шаги»

в 4 классе

на 2015 – 2016 учебный год

разработана на основе

Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования

Составитель: Копырина Жюлиана Григорьевна

Пояснительная записка

Актуальность

Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

В работах В.И. Андреева, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Практика про ведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей.

Цель работы: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников;

- развитие творческой исследовательской активности детей;

-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

-ознакомление с научной картиной мира;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Место учебного курса

Курс связан со многими школьными дисциплинами, включая такие предметы как «литература», «природоведение», «математика» и пр.

Практическая значимость

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

- расширяется кругозор в предметных областях;

- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

- наилучшим образом развиваются творческие способности;

- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований.

Практический выход: защита своих работ на школьной, муниципальной НПК «Первые шаги»

Программа рассчитана на обучающихся четвёртых классов, 1 час в неделю. За год – 34 часа.

У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия:

аличностные универсальные учебные действия:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

брегулятивные универсальные учебные действия:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);  учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его;  

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

впознавательные универсальные учебные действия:

извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов; перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ , выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта.

г) коммуникативные универсальные учебные действия:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;  учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Тематический план кружковых занятий

«Первые шаги»

Название темы

Теория

Практика

 

1

Вводное занятие

1

   

2

Родительское собрание

1

   

3

Постановка проблемы

1

1

 

4

Определение целей и задач иследования

1

1

 

5

Составление плана работы

1

1

 

6

Выбор методов исследования

1

1

 

7

Изучение литературы по проблеме

2

3

 

8

Проведение эксперементов

1

4

 

9

Анализ результатов Формулировка выводов

2

2

 

10

Подготовка учебных проектов

1

3

 

11

Подготовка презентации к проекту.

Защита проекта на родительском собрании

1

3

 

12

Участие на школьной, муниципальной НПК «Первые шаги»

 

2

 
 

Итого

13

21

34 часа

Календарно – тематическое планирование кружка.

Название темы

Кол

часов

Содержание занятия

По

плану

Факт

1

Вводное занятие

1

1

Рассказать детям, о том, какую работу необходимо провести, чтобы стать участником конференции «Первые шаги в науку». Как правильно выбрать тему?

8.09

 

2

Родительское собрание

1

Рассказать родителям о школьной исследовательской деятельности, о необходимости помочь ребенку, если возникнет такая необходимость. Делаем акцент, что такой вид работы не только повышает самооценку ученика, но и углубляет знания, развивает познавательный интерес. Каждый родитель получает памятку. Конечно, помогают единицы, но и это уже какой - то результат. В конце года с лучшими работами ученики могут выступить на родительском собрании и обязательно отметить родителей, которые помогают своему ребенку.

15.09

 

3-4

Постановка проблемы

2

От правильного выбора темы и корректности ее формулировки в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд.

Тема исследования младшего школьника должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей способность долго концентрировать внимание на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена. Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его решить. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка проблемы и отбор материала для ее решения. Выполняя данную работу с младшими школьниками, педагог должен осознавать, что за этими детскими исследованиями стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

Тема – отражает характерные черты проблемы.

Учитель может и должен лишь "подтолкнуть" их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

- Что мне интересно больше всего?

- Чем я хочу заниматься в первую очередь?

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

- О чём хотелось бы узнать как можно больше?

- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

экспериментальной (предполагает проведение собственных наблюдений и экспериментов) ;

- изобретательской;

- теоретической (ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках).

22.09

29.09

 

5-6

Определение целей и задач иследования

2

ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования

ЗАДАЧИ расшифровывают цель, определяют то, что требует конкретного решения. Задачи непосредственно структурируют логику исследования, обозначают этапы, пути и способы достижения цели - разрешения проблемы и раскрытия темы исследования. Цель - это конец пути. Задачи - это шаги на пути к цели.

6.10

13.10

 

7-8

Составление плана работы

2

2

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

1.Подумать самостоятельно:

-Что я об этом знаю?

-Какие мысли я могу высказать про это?

-Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

2.Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

3.Спросить у других людей. Записать интересную информацию, полученную от других людей.

6. Понаблюдать. Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделать фотографии.

20.10

27.10

 

9-10

Выбор методов исследования

2

Актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. При проведении детьми учебных исследований очень важны в образовательном плане такие методы, как наблюдение и эксперимент.

МЕТОД в науке - это способ познания, исследования в какой-либо области. Приступая к исследовательской деятельности, необходимо иметь четкие представления о методах исследования:

анализ

синтез

аналогия

измерение

наблюдение

эксперимент моделирование

классификация

В эмпирических методах познания (сбор, первичная обработка научных фактов) используются такие способы и приемы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение. В эмпирическо-теоретических методах применяются: аналогия, классификация, анализ, индукция, дедукция. Теоретические методы исследований связаны с методом восхождения от абстрактного к конкретному, моделированием, экспериментом.

10.11

17.11

 

11-13

Изучение литературы по проблеме

3

6

Поиск источников новой информации вызван потребностью проведения собственного исследования. Это дает возможность приобщить ребенка, на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей, к работе с самыми разными источниками. В настоящее время издается большое количество прекрасно иллюстрированных детских энциклопедий, справочников. Они посвящены различной тематике, имеют краткие и доступные детям информативные тексты. Но следует учитывать, что в книге мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования - добыть знания самостоятельно. Поэтому необходимо помочь начинающим исследователям провести наблюдения, организовать эксперименты, обработать информацию.

24.11

1.12

8.12

 

14-16

Проведение эксперементов

3

Подготовка материала для эксперимента, постановка эксперемента. Перед экспериментатором должна лежать инструкция, в которой зафиксирован порядок его действий в ходе исследования. Обычно в эксперименте принимает участие и ассистент. Он берет на себя вспомогательные задачи. Чаще всего именно ассистент ведет протокол, в котором фиксируютсярезультаты.. Если эксперимент проводится с использованием компьютера, то внимание ассистента и экспериментатора освобождается от ряда рутинных процедур. Эксперимент в зависимости от целей исследования может быть частично или полностью автоматизированным Протоколировать ответы испытуемых лучше сразу посредством ввода данных в электронную таблицу, которая создается в компьютере (пакет EXCEL),В любом случае рекомендуется регистрировать дополнительные результаты по ходу эксперимента.

15.12

22.12

29.12

 

17 - 18

Анализ результатов Формулировка выводов

2

Обычно методы обработки данных выбираются на стадии планирования эксперимента или же еще раньше – при выдвижении гипотезы.

Собранные сведения анализируются и обобщаются. для ребенка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной идеи, попытка дать определение некоторым основным понятиям по своей мыслительной сложности ничем не отличаются от работы настоящего ученого. Иным является лишь степень "новизны" самих фактов. Дети, благодаря объективно существующему у них уровню "наивной креативности" (Т. Рибо, Л.С. Выготский и др.), легко справляются с этими задачами. Они не отягощены "грузом определений классиков", поэтому на вопрос о том, что это, отвечают легко. Уточнить, конкретизировать определение ребенка всегда можно, а вот научить его смело высказывать свою точку зрения - очень важная задача.

12.01

19.01

 

19 - 21

Подготовка учебных проектов

3

Итогом исследовательской работы является ее защита на конференции. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. И здесь не обойтись без деликатной помощи взрослого.

Требования к работе

Титульный лист

Оглавление

- Введение

Актуальность;

Проблема;

Цель;

Задачи;

Предмет исследования;

Гипотеза;

Методы исследования;

Этапы работы над проектом

Глава 1 Теоретическая часть

Глава 2 Практическое исследование.

3.Общий вывод

4.Заключение

5.Приложение

6.Список информационных источников

26.01

2.02

9.02

 

22

Подготовка презентации к проекту.

Защита проекта на родительском собрании

1

Подготовка презентации к проекту, составление режима докладчика к слайдам.

16.02

 

23 - 27

Участие на школьной, муниципальной НПК «Первые шаги»

5

Основная цель конференции "Первые шаги в науку" - стать первым опытом представления собственной исследовательской работы, т. е. на данном этапе важна не столько интеллектуальная насыщенность представленного материала, сколько демонстрация уровня освоения методов поисково-исследовательской деятельности, что в дальнейшем поможет облегчить вхождение детей в более сложный этап исследовательской деятельности.

Структура выступления на конференции:

- обоснование выбранной темы, короткое пояснение, в чем заключается научный интерес автора;

- характеристика задач, которые должны быть решены в работе, пути их выполнения;

- краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описание процессов или

явлений, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы;

- собственные выводы по результатам исследования, сопоставление их с теоретическим материалом;

- регламент выступления до 7 минут.

Во время выступления желательно использовать презентацию. Затем ученик, выступающий с исследовательской работой, отвечает на вопросы жюри.

Весьма важный вопрос - оценка работы младших школьников, мы считаем, что поощрён должен быть каждый ребёнок, участвующий в проекте, независимо от его лидерских качеств. Ведь в разных проектах разные дети проявляются по-разному. Необходимо определять несколько номинаций для награждения детей, чтобы победителем был каждый ребенок, и интерес к творчеству у детей не иссякал.

23.04

1.03

15.03

22.03

5.04

 

28 - 34

Участие на Всероссийской заочной научной работе учащихся начальных классов

7

 

12.04

19.04

26.04

3.05

10.05

17.05

24.05

 

Информационный материал для учителя:

 

1.   Брицкая Е.О.  Метод проектов, особенности применения в начальной школе [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.:

      Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006. – 2, 34 Mб

2.   Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ.

       «Первое   сентября».-2006. - № 10. – С.2-3

 3.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/

       [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с

 4.   Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе. /А.И.Комашинский  //

       Практика административной работы в школе.-2006. - № 6. - С.65-70

       5.   Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара, издательство

       «Учебная литература», 2006. – 208 с

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Копырина Жюлиана Григорьевна, 20.12.16 в 09:32 0Ответить Пожаловаться
Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.