12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абраменко Елена Владимировна529
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
4

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»

муниципального образования города Братска

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол № 2 Протокол № 1 Приказ

от 29.08.2016г от 31.08.2016г. от 31.08.2016г. № 183

Руководитель ШМО Председатель МС Директор МБОУ«СОШ №5»

С.И. Кибец Т.В. Толмачева Т.А.Лукина

РАБОЧАЯ (АДАПТИРОВАННАЯ) ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

для обучающихся 1 Г специального (коррекционного) класса

на 2016 – 2017 учебный год

Предметная область: «Математика»

Разработала: Е. В. Абраменко

учитель начальных классов,

первая квалификационная

категория

Братск 2016

Пояснительная записка

I Статус документа

Рабочая (адаптированная) программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для первого специального (коррекционного) класса создана на основе:

- Закона «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012г.

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ от 19.12. 2014 № 1598);

- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ№5» для обучающихся 1 – 4 классов.

- Учебного плана МБОУ «СОШ№5» на 2016-2017 учебный год.

- Календарного учебного графика МБОУ «СОШ №5» на 2016-2017 учебный год.

- Примерной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации: «Школа России». Сборник рабочих программ. 1 - 4 классы. Автор М.И.Моро. - М.: «Просвещение», 2011. - 328 с.

Цель обучения развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи обучения:

- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

- развитие краткости речи;

умелое использование символики;

- правильное применение математической терминологии;

- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

- умение делать доступные выводы и обобщения;

- обосновывать свои мысли.

Учебный план на изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» отводит 1 час в неделю. Продолжительность изучения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» – 33 недели. Количество часов учебного плана в год определяется календарным учебным графиком МБОУ «СОШ № 5», расписанием учебных занятий. В соответствии с этим продолжительность изучения предмета в 2016-2017 учебном году составляет 33 часа,

II Планируемые результаты освоения математики и

применение их на практике.

Р а з д е л I Исторические сведения о математике (4ч)

Обучающийся научится:

Решать числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Обучающийся получит возможность научиться:

Понять, что дала математика людям? Как люди учились считать. Из истории линейки. Из истории цифры семь. Открытие нуля. Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах.

Р а з д е л II     Числа. Арифметические действия (7 ч)

Обучающийся научится:

Знать названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 (интересные приемы устного счета).

Обучающийся получит возможность научиться:

Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Р а з д е л III. В мире ребусов (6 ч)

Обучающийся научится:

Понимать пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведе­ние линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фи­гуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Обучающийся получит возможность научиться:

ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;

-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

-решать числовые головоломки. Разгадывать математические ребусы. Составлять простейшие математические ребусы.

Р а з д е л IV Мир занимательных задач(8ч)

Обучающийся научится:

Решать задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Знать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Решать задачи, имеющие несколько решений. Задачи на сообразительность. Задачи – шутки. Комбинаторные задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;

- находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;

- отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или её условия и отмечать изменения в задаче при изменении её решения;

- решать задачи в 2 действия;

- проверять и исправлять неверное решение задачи.

Р а з д е л V  . Геометрическая мозаика (8 ч)

Обучающийся научится:

- измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины (сантиметр и дециметр) и соотношения между ними;

- чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;

- выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.

Обучающийся получит возможность научиться:

- соотносить и сравнивать величины (например, располагать в порядке убывания (возрастания) длины: 1 дм, 8 см, 13 см).

III. Содержание учебного предмета

1. Из истории математики 4 ч.

2.Числа от 1 до 20, 5 ч.

3. Числовые ребусы и головоломки 8 ч.

4. Решение задач. 8 ч.

5. Пространственные представления. 8 ч.

Содержание учебного предмета (поурочное планирование) представлено в приложении 1.

IV. Оценочные материалы учебных достижений обучающихся

В 1 классе в течение года осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без оценки их в баллах. Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений первоклассников предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета и не подразумевают сравнения ученика с другим учеником.

Видами контроля результатов обучения в 1-х классах являются:

текущий контроль;

тематический контроль;

итоговый контроль.

В первых классах контрольные работы не проводятся, поэтому устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний, умений и навыков:

устный опрос;

письменный опрос;

тестовые диагностические задания;

графические работы: рисунки, диаграммы, схемы и т.д.

Мониторинг учебных достижений обучающихся по математике проводится в конце года в форме контрольного тестирования (май).

V. Коррекционная работа


 

Основные направления коррекционной работы на уроках :
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5 .  Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

На уроках формировать навыки самоконтроля, приучатъ учащегося проверять правильность собственных действий, развивать быструю переключаемость внимания.

Совершенствовать: быстроту, полноту и точность восприятия; правильность формулировок, умения давать краткий ответ.

Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно - следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями. Тренировать образную память и развивать зрительную память.

Коррекция моторики: коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений.

Коррекция и развитие мыслительной деятельности (мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения; выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления, пространственное воображение, ориентировка в пространстве, времени, умение планировать свою деятельность, контролировать свою деятельность, виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).

Коррекция личностных качеств: навыков самоконтроля, преодоление неуверенности; развитие коммуникабельности; эстетического вкуса, привитие опрятности, обязательности, приучение к порядку.

Совершенствование коммуникативных умений: умение отвечать на вопрос; умение возражать, аргументировать мнение; умение вести диалог, монолог; расширение кругозора; обогащение чувственного опыта.

Коррекция самооценки: формировать навыки потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, потребность занимать достойное место среди других людей, воспитывать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образом.

Приложение 1

Календарно – тематическое планирование

1 класс

п\п

по теме

ТЕМА

Дата

1

 

Что дала математика людям? Как люди учились считать.

 

2

 

Из истории линейки. Из истории цифры семь.

 

3

 

Открытие нуля.

 

4

 

Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах.

 

5

 

Числа от 1 до 20.

 

6

 

Числа от 1 до 20.

 

7

 

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

 

8

 

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 (интересные приемы устного счета).

 

9

 

Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

 

10

 

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действий так, чтобы в ответе получилось задуманное число.

 

11

 

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

 

12

 

Числовые головоломки.

 

13

 

Числовые головоломки.

 

14

 

Заполнение судоку.

 

15

 

Разгадывание математических ребусов.

 

16

 

Разгадывание математических ребусов.

 

17

 

Составление простейших математических ребусов.

 

18

 

Задачи, допускающие несколько способов решения.

 

19

 

Задача с недостаточными, некорректными данными, избыточным составом условия.

 

20

 

Последовательность «шагов» (алгоритм решения задачи).

 

21

 

Последовательность «шагов» (алгоритм решения задачи).

 

22

 

Задачи, имеющие несколько решений.

 

23

 

Задачи на сообразительность.

 

24

 

Задачи - шутки.

 

25

 

Комбинаторные задачи.

 

26

 

Пространственные представления. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку).

 

27

 

Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах.

 

28

 

Моделирование фигур из деталей конструктора. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

 

29

 

Распознование окружности на орнаменте.

 

30

 

Составление орнамента с использованием циркуля (по образцу).

 

31

 

Составление орнамента с использованием циркуля (по собственному замыслу).

 

32

 

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольник, уголки, спички)

 

33

 

Час занимательной математики

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.