12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ия Юрьевна Цыганкова909
Цыганкова Ия Юрьевна, 1982 года рождения, образование высшее, окончила физико-математический факультет Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского в 2004 году по специальности «математика и экономика»
Россия, Брянская обл., Брянск

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе

авторской программы А. И. Кравченко, Москва, « Русское слово», 2011 года.

Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015-2016 уч. год

Учебного плана МБОУ Мадеевская ООШ

Положения о рабочей программе МБОУ Мадеевская ООШ, утвержденного приказом № 63 от 08.11.2012 г.

Согласно учебному плану МБОУ Мадеевская ООШ на изучение обществознания выделено 35 часов в год, 1час в неделю.

Курс « Обществознание» разработан на основе требований к общеобразовательному минимуму знаний в рамках первого концентра обучения, утвержденного Министерством образования Российской Федерации. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.

Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции.

Обществознание призвано не только формировать активную гражданскую позицию школьника, но и в доступной форме передать ему свод фундаментальных знаний в данной области.

Функции курса обществознания заключаются в следующем :

А) обучить людей правилам пользования научными инструментами, теориями и методами,

Б) сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности,

В) воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию,

Г) подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.

Курс рассчитан на 35 часов в год.

Рабочая программа составлена с учетом :

Авторской программы А. И. Кравченко, Москва, « Русское слово», 2011 года.

Учебника для 8 класса общеобразовательных учреждений( А. И. Кравченко, Москва, « Русское слово», 2008).

Письма министерства образования и науки Российской Федерации от 7.08.2014 № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности».


Учебно – тематический план
 

Название разделов и тем

Количество часов

1.

Общество и человек

9

2.

Экономическая сфера

9

3.

Социальная сфера

9

4.

Основы бюджетной грамотности

7

5.

Итоговый урок по курсу

1

 

Содержание тем учебного курса

РАЗДЕЛ I Общество и человек.10 ч.

Тема 1 Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе.

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.

Тема 2 Взаимосвязь природы и общества.

Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

Тема 3 Типология обществ.

Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства.

Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.

Тема 4 Социальный прогресс и развитие общества.

Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в раз витии человеческого общества.

Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных ре форм. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Тема 5 Личность и социальная среда.

Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в раз витии личности.

Тема 6 Потребности человека.

Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

Тема 7 Социализация и воспитание.

Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой лично сти. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Тема 8 Социально-психологический процесс общения.

Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

Повторение. Человек в обществе и общество в человеке.

РАЗДЕЛ II Экономическая сфера. 11 ч.

Тема 9 Сущность и структура экономики.

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.

Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок — основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Тема 10 Товар и деньги.

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Тема 11 Спрос и предложение.

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.

Тема 12 Рынок, цена и конкуренция.

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

Тема 13 Предпринимательство.

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».

Тема 14 Роль государства в экономике.

Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику.

Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

Тема 15 Бюджет государства и семьи.

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

Тема 16 Труд, занятость, безработица.

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы.

Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

Повторение. Становление рыночного общества в России: общее и особенное.

РАЗДЕЛ III Социальная сфера. 13 ч.

Тема 17 Социальная структура

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.

Тема 18 Социальная стратификация

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей.

Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

Тема 19—20 Богатые и бедные.

Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни.

Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.

Тема 21 Этнос: нации и народности.

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.

Тема 22 Межнациональные отношения.

Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

Тема 23 Конфликты в обществе.

Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.

Тема 24 Семья.

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. По следствия развода, его социальная роль.

Повторение. Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства.

На основании письма министерства образования и науки Российской Федерации от 7.08.2014 № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности» и письма департамента образования и науки Брянской области от 19.09.2014 № 7137 -04-О «Об изучении основ бюджетной грамотности»

Включены следующие темы:

Карманные деньги: за и против. Бюджет моей семьи. Бюджет государства и семьи. Государственный бюджет Российской Федерации. Банковская система России. Пенсионные программы.


 

 

     

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать

социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

сущность общества как формы совместной деятельности людей;

характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.

 

Календарно – тематическое планирование

урока

Название темы

Количество часов

Дата проведения

План

Фактически

Раздел I Общество и человек

1

Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе

1

   

2

Взаимосвязь природы и общества. Входной контроль

1

   

3

Типология обществ

1

   

4

Социальный прогресс и развитие общества

1

   

5

Личность и социальная среда

1

   

6

Потребности человека

1

   

7

Социализация и воспитание

1

   

8

Социально – психологический процесс общения

1

   

9

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Общество и человек»

1

   

Раздел II Экономическая сфера

10

Сущность и структура экономики

1

   

11

Товар и деньги

1

   

12

Спрос и предложение

1

   

13

Рынок, цена и конкуренция

1

   

14

Предпринимательство

1

   

15

Роль государства в экономике

1

   

16

Бюджет государства и семьи

1

   

17

Труд, занятость, безработица

1

   

18

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Экономическая сфера»

     

Раздел III Социальная сфера

19

Социальная структура

1

   

20

Социальная стратификация

1

   

21

Богатые

1

   

22

Бедные

1

   

23

Этнос: нации и народности

1

   

24

Межнациональные отношения

1

   

25

Конфликты в обществе

1

   

26

Семья

1

   

27

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Социальная сфера»

1

   

Раздел IV Основы бюджетной грамотности

28

Карманные деньги: за и против

1

   

29

Бюджет моей семьи

1

   

30

Бюджет государства и семьи

1

   

31

Государственный бюджет Российской Федерации

1

   

32

Банковская система России

1

   

33

Пенсионные программы

1

   

34

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Основы бюджетной грамотности»

1

   

35

Итоговый урок по курсу

1

   

 

Литература

Перечень учебно – методического обеспечения

1.А. И. Кравченко. Обществознание: программа курса для 8 – 9 и 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово» 2011.

2.А. И. Кравченко. Обществознание. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово» 2011.

3.А. В. Поздеев. Универсальные поурочные разработки по обществознанию. 8 класс. М.: «ВАКО», 2010.

4.Т. Г. Сазонова. Обществознание в таблицах и схемах. Санкт – Петербург, 2013.

5.А. В. Махоткин, Н. В. Махоткина. Обществознание в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2010.

6.Обществознание в вопросах и ответах. Пособие для поступающих в ВУЗы. Брянск: Курсив, 2010

       
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.