12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шаповаленко Екатерина Викторовна346 |
Рабочая программа по алгебре 7 класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новоатьяловская средняя общеобразовательная школа»
"Принята» на методическом совете протокол от «29» августа 2016 г. №1 | «Согласована» Заместитель дир.по УВР ______________ Кадырова А.И «30» августа 2016 г
| «Утверждена»: Директор школы __________Исхакова Ф.Ф. приказ от «31» августа 2016 г. № 126/1- од. |
Рабочая программа
по алгебре для 7 класса
(основное общее образование)
Составитель: учитель математики Шаповаленко Екатерина Викторовна, соответствие занимаемой должности
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 7 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по математике, Программы по алгебре Н.Г. Миндюк (М.: Просвещение, 2012) к учебнику Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова и др. (М.: Просвещение, 2013), а так же следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ).
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Положение о структуре и порядке, разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов МАОУ Новоатьяловская СОШ.
Учебный план МАОУ Новоатьяловская СОШ на 2016-2017 учебный год, утверждённый приказом №71-од от 20.05.2016 г. директора школы Исхаковой Ф. Ф
Используемый учебно-методический комплект:
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. Алгебра. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013;
- Мартышова С.И. Контрольно-измерительные материалы. Алгебра. 7 класс. М.: ВАКО, 2013;
- Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. и др. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. М.: ИЛЕКСА, 2013;
- Звавич, Л. И. Дидактические материалы по алгебре. 7 класс. М. : Просвещение, 2011.
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа (3 часа в неделю).
Цели изучения алгебры в 7 классе
продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи:
-
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.);
усвоение аппарата уравнений как основного средства математического моделирования прикладных задач;
осуществление функциональной подготовки учащихся;
4. овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности;
выявление и развитие математических способностей, интеллектуального развития ученика.
Планируемый результат:
Данной программой предусмотрено, что в процессе изучения обучающиеся овладеют системой математических знаний и умений и будут:
- иметь представление о числовых и алгебраических выражениях, о математическом языке и о математической модели, о линейном уравнении как математической модели реальных ситуаций.
- знать определение степени с натуральным показателем, свойства степеней.
- уметь выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
- знать определение одночлена, его стандартный вид.
- уметь выполнять сложение, вычитание, умножение, возведение в натуральную степень, деление одночлена на одночлен.
- знать определение многочлена, его стандартный вид.
- уметь выполнять сложение, вычитание, умножение, деление многочленов.
- знать формулы сокращенного умножения.
- уметь применять формулы сокращенного умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители, комбинировать различные приемы.
- знать основные функциональные понятия и графики функций у=kx+b, y=kx.
- уметь строить и читать графики линейной функции.
- знать определение, свойства, график функции y=x2, функциональную символику.
- уметь строить и читать функции y=x2, «кусочных» функций, решать уравнения графическим способом.
- знать основные способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: метод подстановки, метод алгебраического сложения, графический метод.
- уметь решать системы линейных уравнений с двумя переменными
- уметь применять решение систем линейных уравнений при решении текстовых задач.
Учебно-тематический план:
Тема раздела | Кол – во часов | Контрольные работы | Самостоятельные, проверочные, диктанты и тесты |
Повторение курса математики 5-6 классов | 3 | Вводная контрольная работа | |
Выражения, тождества, уравнения | 23 | Контрольная работа № 1 по теме «Выражения и их преобразования. Тождества» Контрольная работа № 2 по теме «Уравнения» | |
Функции | 11 | Контрольная работа № 3 по теме «Функции» | |
Степень с натуральным показателем | 12 | Контрольная работа № 4 по теме «Степень с натуральным показателем» | |
Многочлены | 16 | Контрольная работа № 5 по теме «Многочлены» | |
Формулы сокращенного умножения | 16 | Контрольная работа № 6 по теме «Формулы сокращенного умножения» | |
Системы линейных уравнений | 16 | Контрольная работа № 7 по теме «Системы линейных уравнений» | |
Повторение | 5 | Итоговая контрольная работа | |
И Т О Г О | 102 | Всего контрольных - 9 |
Содержание учебного предмета:
Выражения. Тождества. Уравнения. Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений.
Элементы логики, комбинаторики, статистики. Простейшие статистические характеристики: среднее арифметическое, мода, медиана, размах.
Функции. Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.
Степень с натуральным показателем. Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики.
Многочлены. Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Формулы сокращенного умножения. Формулы (а ± b)2 = а2± 2ab + b2, (а ± b)3 = а3 ± 3a2b + 3ab2 ± b3, (а ± b) (а2 + ab + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.
Системы линейных уравнений. Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и ее геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Обобщающее повторение.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения алгебры ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
формулы сокращенного умножения;
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; сокращать алгебраические дроби;
решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами, строить графики линейных функций и функции у=х2;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений и систем;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Тема раздела | Количество часов | Тема урока | Дата | Виды деятельности | Коррекция |
1 четверть | ||||||
1 | Повторение | 3 | Повторение | 2.09 | Фронтальный опрос | |
2 | Повторение | 5.09 | Математический диктант | |||
3 | Повторение | 7.09 | Самостоятельная работа | |||
4 | Выражения. Тождества. Уравнения. | 23 | Числовые выражения | 9.09 | Математический диктант | |
5 | Выражения с переменными | 12.09 | Фронтальный опрос | |||
6 | Выражения с переменными | 14.09 | Самостоятельная работа (10 мин) | |||
7 | Сравнение значений выражений | 16.09 | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||
8 | Сравнение значений выражений | 19.09 | Математический диктант | |||
9 | Вводная контрольная работа | 21.09 | Индивидуальное решение контроль заданий | |||
10 | Свойства действий над числами | 23.09 | Практическая работа | |||
11 | Свойства действий над числами | 26.09 | Самостоятельная работа (10 мин) | |||
12 | Тождества. Тождественные преобразования выражений | 28.09 | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||
13 | Тождества. Тождественные преобразования выражений | 30.09 | Индивидуальные карточки | |||
14 | Контрольная работа №1 по теме «Выражения и тождества» | 3.10 | Индивидуальное решение контрольных заданий | |||
15 | Анализ контрольной работы Уравнение и его корни | 5.10 | Фронтальная и индивидуальная работа | |||
16 | Уравнение и его корни | 7.10 | Математический диктант | |||
17 | Линейное уравнение с одной переменной | 10.10 | Фронтальный опрос | |||
18 | Линейное уравнение с одной переменной | 12.10 | Самостоятельная работа (15 мин) | |||
19 | Решение задач с помощью уравнений | 14.10 | Фронтальная и индивидуальная работа | |||
20 | Решение задач с помощью уравнений | 17.10 | Практикум, фронтальный опрос | |||
21 | Решение логических задач | 19.10 | Самостоятельная работа (10 мин) | |||
22 | Среднее арифметическое, размах и мода | 21.10 | Фронтальная и индивидуальная работа | |||
23 | Среднее арифметическое, размах и мода | 24.10 | Текущий | |||
24 | Медиана как статистическая характеристика | 26.10 | Фронтальная и индивидуальная работа | |||
25 | Медиана как статистическая характеристика | 28.10 | Индивидуальные карточки | |||
2 четверть | ||||||
26 | Контрольная работа №2 «Уравнение с одной переменной» | 7.11 | Индивидуальное решение контрольных заданий | |||
27 | Функции | 11 | Анализ контрольной работы . Что такое функция | 9.11 | Фронтальная и индивидуальная работа | |
28 | Вычисление значений функций по формуле | 11.11 | Самостоятельная работа (10 мин) | |||
29 | График функции | 14.11 | Фронтальный опрос | |||
30 | График функции | 16.11 | Индивидуальные карточки | |||
31 | Прямая пропорциональность и ее график | 18.11 | Самостоятельная работа (10 мин) Фронтальный опрос, работа с раздаточным материалом | |||
32 | Прямая пропорциональность и ее график | 21.11 | Практическая работа. | |||
33 | Прямая пропорциональность и ее график | 23.11 | Самостоятельная работа (15 мин) | |||
34 | Линейная функция и ее график | 25.11 | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||
35 | Линейная функция и ее график | 28.11 | Практическая работа. | |||
36 | Взаимное расположение графиков линейных функций | 30.11 | Самостоятельная работа (15 мин) | |||
37 | Контрольная работа №3 «Функции» | 2.12 | Индивидуальное решение контрольных заданий | |||
38 | Степень с натуральным показателем | 12 | Анализ контрольной работы. Определение степени с натуральным показателем | 5.12 | Фронтальная и индивидуальная работа, работа в группах | |
39 | Определение степени с натуральным показателем | 7.12 | Математический диктант. Индивидуальные карточки | |||
40 | Умножение и деление степеней | 9.12 | Фронтальный опрос | |||
41 | Умножение и деление степеней | 12.12 | Самостоятельная работа (10 мин) | |||
42 | Возведение в степень произведения и степени | 14.12 | Математический диктант | |||
43 | Возведение в степень произведения и степени | 16.12 | Самостоятельная работа (15 мин) | |||
44 | Одночлен и его стандартный вид | 19.12 | Фронтальный опрос | |||
45 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень | 21.12 | Фронтальная и индивидуальная работа | |||
46 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень | 23.12 | Самостоятельная работа (10 мин) | |||
47 | Функция у = х2 и ее график | 26.12 | Практическая работа. | |||
48 | Функция у = х3 и ее график | 28.12 | Индивидуальные карточки | |||
49 | Контрольная работа №4 «Степень с натуральным показателем» | 30.12 | Индивидуальное решение контрольных заданий | |||
3 четверть | ||||||
50 | Многочлены | 16 | Анализ контрольной работы. Многочлен и его стандартный вид | 16.01 | Фронтальный опрос | |
51 | Сложение и вычитание многочленов | 18.01 | Практическая работа. | |||
52 | Сложение и вычитание многочленов | 20.01 | Самостоятельная работа (15 мин) | |||
53 | Умножение одночлена на многочлен | 23.01 | Фронтальный опрос | |||
54 | Умножение одночлена на многочлен | 25.01 | Индивидуальные карточки | |||
55 | Умножение одночлена на многочлен | 27.01 | Самостоятельная работа (15 мин) | |||
56 | Вынесение общего множителя за скобки | 30.01 | Фронтальный опрос | |||
57 | Вынесение общего множителя за скобки | 1.02 | Текущий | |||
58 | Решение уравнений | 3.02 | Самостоятельная работа (15 мин) | |||
59 | Контрольная работа №5 «Сложение и вычитание многочленов». | 6.02 | Индивидуальное решение контрольных заданий | |||
60 | Анализ контрольной работы. Умножение многочлена на многочлен | 8.02 | Фронтальный опрос | |||
61 | Умножение многочлена на многочлен | 10.02 | Индивидуальные карточки | |||
62 | Умножение многочлена на многочлен | 13.02 | Самостоятельная работа (15 мин)
| |||
63 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 15.02 | Индивидуальные карточки | |||
64 | Разложение многочлена на множители способом группировки | 17.02 | Математический диктант | |||
65 | Контрольная работа №6 по теме «Произведение многочленов» | 20.02 | Индивидуальное решение контрольных заданий | |||
66 | Формулы сокращённого умножения | 16 | Анализ контрольной работы. Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 22.02 | Фронтальный опрос | |
67 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 27.02 | Текущий. | |||
68 | Возведение в куб суммы разности двух выражений | 1.03 | Самостоятельная работа (15.мин) | |||
69 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 3.03 | Индивидуальные карточки | |||
70 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 6.03 | Практическая работа. | |||
71 | Умножение разности двух выражений на их сумму | 10.03 | Математический диктант | |||
72 | Умножение разности двух выражений на их сумму | 13.03 | Индивидуальные карточки | |||
73 | Разложение разности квадратов на множители | 15.03 | Фронтальный опрос | |||
74 | Разложение разности квадратов на множители | 17.03 | Самостоятельная работа (10 мин) | |||
75 | Контрольная работа №7 «Формулы сокращенного умножения» | 20.03 | Индивидуальное решение контрольных заданий | |||
76 | Анализ контрольной работы. Преобразование целого выражения в многочлен | 22.03 | Фронтальный опрос | |||
77 | Применение различных способов для разложения на множители | 24.03 | Математический диктант | |||
4 четверть | ||||||
78 | Применение различных способов для разложения на множители | 3.04 | Фронтальный опрос | |||
79 | Применение преобразований целых выражений | 5.04 | Текущий | |||
80 | Применение преобразований целых выражений | 7.04 | Самостоятельная работа (15 мин) | |||
81 | Контрольная работа №8 по теме «Преобразование целых выражений» | 10.04 | Индивидуальное решение контрольных заданий | |||
82 | Системы линейных уравнений | 16 | Анализ контрольной работы Линейное уравнение с двумя переменными | 12.04 | Фронтальный опрос | |
83 | Линейное уравнение с двумя переменными | 14.04 | Математический диктант | |||
84 | График линейного уравнения с двумя переменными | 17.04 | Индивидуальные карточки | |||
85 | График линейного уравнения с двумя переменными | 19.04 | Практическая работа. | |||
86 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 21.04 | Фронтальный опрос | |||
87 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 24.04 | Самостоятельная работа (10 мин) | |||
88 | Способ подстановки | 26.04 | Индивидуальные карточки | |||
89 | Способ подстановки | 28.04 | Практикум; решение качественных зад | |||
90 | Способ сложения | 3.05 | Фронтальный опрос | |||
91 | Способ сложения | 5.05 | Индивидуальные карточки. | |||
92 | Способ сложения | 10.05 | Самостоятельная работа (15 мин) ) | |||
93 | Решение задач с помощью систем уравнений | 10.05 | Фронтальный опрос | |||
94 | Решение задач с помощью систем уравнений | 12.05 | Индивидуальные карточки | |||
95 | Решение задач с помощью систем уравнений | 15.05 | Самостоятельная работа (15 мин)
| |||
96 | Решение задач повышенного уровня сложности | 17.05 | Практическая работа. | |||
97 | Контрольная работа №9 по теме «Системы линейных уравнений » | 17.05 | Индивидуальное решение контрольных заданий | |||
98 | Повторение | 5 | Уравнения | 19.05 | Фронтальный опрос | |
99 | Одночлены и многочлены | 22.05 | Самостоятельная работа (15 мин) | |||
100 | Функции | 24.05 | Индивидуальные карточки | |||
101 | Итоговая контрольная работа | 26.05 | Написание контрольной работы | |||
102 | Анализ итоговой контрольной работы | 29.05 | Фронтальный опрос |
Учебно-методическое обеспечение:
1) Изучение алгебры. 7-9 классы. Пособие для учителя. Авторы: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова, И. С. Шлыкова. Москва. Просвещение, 2011 г.
2) Дидактические материалы по алгебре. 7 класс / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворов. - М.: Просвещение, 2004 г.
3). Уроки алгебры. 7 класс.В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева.Книга для учителя. Москва. Просвещение. 2007 г.
4) Индивидуальные карточки разрезные.
5) Поурочные разработки по алгебре к учебнику Ю.Н.Макарычева, Л. А.Тапилина, Т.Л. Афанасьева, Волгоград, «Учитель», 2005
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
.
Специфическое сопровождение (оборудование)
классная доска с набором магнитов для крепления таблиц;
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.;
демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел;
демонстрационные таблицы.
Информационное сопровождение:
Сайт ФИПИ;
Сайт газеты «Первое сентября»;
Сайт «uztzt».