12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Москвитина Марина Анатольевна211
Россия, Иркутская обл., Братск
1

Рабочая программа по биологии 6 класс

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА

РАССМОТРЕНО

Заседание ШМО учителей

Естественно-научного цикла МБОУ «СОШ № 3»

Протокол № _____

от «____» ________ 2016 г.

Руководитель ШМО

О.В. Дырив__________

СОГЛАСОВАНО

Заседание НМС

МБОУ «СОШ №3»

Протокол № __

от «___» сентября 2016 г.

Зам. директора по УВР

Г.В.Дубынина _________

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ___

от «__» сентября 2016г.

Директор

МБОУ «СОШ № 3»

____________В.Л.Безугленко

     

Рабочая программа

учебного предмета

«Биология»

(базовый уровень)

для учащихся 6 «Б», «В» класса

на 2016-2017 учебный год

Образовательная область: «Естественно-научные предметы»

Разработала:

Москвитина Марина Анатольевна

учитель биологии,

 

Братск, 2016 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для учащихся 6 классов разработана на основе программы основного общего образования по биологии 5-9 классы. Авторы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Швецов Г.Г. – Москва, «Дрофа», 2015 г., рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с ФКГОС 2004 год и основной образовательной программой МБОУ «СОШ №3».

Программа относится к образовательной области «Естествознание», обеспечивает удовлетворение потребностей обучающихся школы 2 ступени в расширении, систематизации и укреплении знаний по биологии и способствует развитию логического мышления, приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Программа выполняет три основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию, к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.

Для наиболее эффективной реализации программы необходимо:

- в предметном содержании организовать рефлексию и конкретизацию известных понятий посредством проб и испытаний; многомодельность (изображение одного и того же объекта разными средствами); освоение приемов продуктивной работы с учебником, текстами.

- в формах учебного сотрудничества создать условия для письменного обмена мнениями, как момента индивидуального поиска вопроса и ответа, проектных форм групповой работы (проектная задача).

- в системе оценивания; давать развернутые представления для детей о том, какими знаниями и умениями они должны обладать, и о критериях оценки этих знаний и умений.

Целью изучения биологии в 6 классе является осознание единства и целостности окружающего

мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки для

формирования осознанного отношения к сохранению окружающей среды и ценности здоровья

человека.

Задачами курса являются:

грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Рабочая программа полностью соответствует авторской программе В.В.Пасечник

Цель программы: осознание единства и целостности окружающего мира, продолжение знакомства о роли растений в природе и для человека.

Задачи:

развитие познавательного интереса к изучению природы,

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к животному миру,

формирование понятия о необходимости охраны животных.

Общая характеристика учебного предмета

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Данный курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе

Основными видами деятельности подростков, связанные с освоением данного курса являются:

Совместно-распределенная учебная деятельность (С-РУД)

Совместно-распределенная проектная деятельность (С-РПД)

Учебная исследовательская деятельность (УИД)

Деятельность управления системными объектами (группами людей) (ДУСО)

Творческая деятельность (техническое и другие виды творчества) (ТД)

Следует учитывать, что учащиеся 6 класса любознательны, им интересно знакомиться с новыми объектами, новыми видами работ, проводить самостоятельные исследования, поэтому учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности

Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.

Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.

Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.

Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.

Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.

Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.

Формы организации учебного процесса:

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия:

индивидуальные;

групповые;

индивидуально-групповые;

фронтальные;

практикум.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В процессе реализации программы у учащихся формируется следующая система ценностей:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность науки — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.

Ценность свободы и социальной солидарности как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный курс «Биология» относится к предметам обязательной части учебного плана образовательной области «Естествознание».

Рабочая программа «Биология» для учащихся 6 А класса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом ООП ООО МБОУ «СОШ № 3» на 2016-2017 учебный год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные универсальные учебные действия (Л)

В рамках когнитивного (знаниевого) компонента будут сформированы:

осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

постепенно выстраиваемое собственное целостное мировоззрение.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

любовь к природе, оптимизм в восприятии мира;

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия (Р)

Обучающийся научится:

целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

основам саморегуляции эмоциональных состояний;

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия (К)

Обучающийся научится:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

владеть устной и письменной речью;

строить монологическое контекстное высказывание;

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её

участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия (П)

Обучающийся научится:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

давать определение понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи;

обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Обучающийся получит возможность научиться:

ставить проблему, аргументировать её актуальность;

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

организовывать исследование с целью проверки гипотез.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Обращение с устройствами ИКТ

Обучающийся научится:

использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Обучающийся получит возможность научиться:

планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

Формирование читательской компетентности,

умений и навыков работы с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

определять главную тему, общую цель или назначение текста;

выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

формулировать тезис, выражающий общий смысл текст;

предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

находить доводы в защиту своей точки зрения; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны знать:

внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

основные процессы жизнедеятельности растений; особенности

минерального и воздушного питания растений;

виды размножения растений и их значение.

основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел,

царство;

характерные признаки однодольных и двудольных растений; признаки

основных семейств однодольных и двудольных растений;

важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их

выращивания и народнохозяйственное значение.

взаимосвязь растений с другими организмами;

растительные сообщества и их типы; закономерности развития и смены

растительных сообществ;

о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и

влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

различать и описывать органы цветковых растений;

объяснять связь особенностей строения органов растений со средой

обитания;

изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

объяснять роль различных видов размножения у растений;

определять всхожесть семян растений.

делать морфологическую характеристику растений; выявлять признаки

семейства по внешнему строению растений;

работать с определительными карточками.

устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; определять

растительные сообщества и их типы;

объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и

влияние природной среды на человека;

проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в

природных сообществах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений.

Виды корней и типы корневых систем. Зоны(участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня.

Строение почек(вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.

Строение листа. Макро и микростроение стебля.

Различные виды соцветий.

Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Корневой чехлик и корневые волоски.

Строение почек. Расположение почек на стебле.

Внутреннее строение ветки дерева.

Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).

Строение цветка. Различные виды соцветий.

Многообразие сухих и сочных плодов.

Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

Раздел 3. Классификация растений (6 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.

Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Резервное время— 2 ч.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

В процессе реализации данной программы используются такие технологии и методы обучения как:

  1. технология проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления. Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.

    исследовательский метод - поможет школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, требующей самостоятельного поиска ответа на вопросы.

    информационная технология - позволяет совершенствовать практические умения и навыки обучающихся, индивидуализировать процесс обучения, повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность;

    технология дифференцированного обучения, при которой дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.

Образовательные пространства реализации программы

Первым образовательным пространством обучения является урок.

Урок — это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. Уроки «открытия» нового знания;

2. Уроки рефлексии;

3. Уроки общеметодологической направленности;

4. Уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: предъявление контролируемого варианта; наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму; оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: написание учащимися варианта контрольной работы; сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Критерии результативности урока:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Вторым образовательным пространством, где осваивается учебное предметное содержание являются практики как совместная работа детей и учителя по накоплению опыта разнообразных практических действий. Проводятся эти практики в форме практических занятий. Практики многофункциональны. С одной стороны, их исключительная роль заключается в восполнении недостающего опыта в разных жизненных сферах (в том числе и бытовой, социальной), что представляется сегодня особенно актуальным. С другой стороны, в практиках происходит важнейшее изменение в действиях учащихся — они начинают осознаваться самим школьником.

Третье образовательное пространстводомашняя самостоятельная работа как место проб и тренировок

Четвертое образовательное пространство – консультация, которая проводится в форме индивидуальных или групповых занятий для ответов на содержательные вопросы учащихся, которые возникают у младших школьников в ходе выполнения их домашней самостоятельной работы.

С целью развития универсальных учебных действий, ключевых (читательской, информационно-коммуникативной, учебно-исследовательской и проектной) компетентностей применяются учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых действий. Они выстраиваются на предметном содержании и носят надпредметный характер.

Типология учебных ситуаций

ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;

ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД, ключевых компетентностей используются следующие типы задач:

Личностное развитие: на личностное самоопределение; смыслообразование; мотивацию; нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативная деятельность: на учёт позиции партнёра; организацию и осуществление сотрудничества; передачу информации и отображению предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков.

Познавательная деятельность: задачи и проекты сравнение, оценивание задачи и проекты на проведение теоретического исследования; задачи на смысловое чтение.

Регулятивная деятельность: на планирование; рефлексию; целеполагание; оценивание; принятие решения; самоконтроль; коррекцию.

Развитию регулятивных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.

Рефлексивная деятельность

Также одним из условий успешной и продуктивной учебной деятельности является изменение самого обучающегося, его постоянная работа над собой, которая требует постоянной рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем стал».

Рефлексия может осуществляться на любом этапе занятия.

Наиболее оптимальной является классификация, основанная на функциях рефлексии:

рефлексия настроения и эмоционального состояния;

рефлексия деятельности;

рефлексия содержания учебного материала.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися и в конце деятельности.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Виды деятельности

Формы организации деятельности

 

Познавательная деятельность

Письмо (конспектирование, реферирование, сообщение)

Чтение

Решение учебных задач

Комплексный анализ текста

Сбор и обработка информации

Редактирование текста

Образовательные экспедиции

Устный счет

 

Творческая деятельность

Формы, направленные на самореализацию, самосознание, самоуправление, самокоррекцию, самоконтроль: конструирование, моделирование, конференция, творческая мастерская, создание презентаций, видеоклипа, сценария, написание эссе, сочинения, изложения, работа с портфолио, художественное и техническое творчество,социально значимое проектирование и т.д.

 

Совместно-распределенная проектная деятельность

Формы, ориентированные на получение социально-значимого продукта: решение учебных проектных задач, учебный проект, лабораторная работа

 

Учебно-исследовательская деятельность

Формы, направленные на получение опыта экспериментирования с объектами, социального экспериментирования: учебные исследования, исторические расследования, изучение и анализ исторических документов, кинохроник, мемуаров, подбор материала, реферирование, лабораторная работа и т.д.

 

Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей)

Формы, ориентированные на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения, управления малыми группами людей: инструктаж, разновозрастное сотрудничество, консультации, взаимопроверки, дебаты, дискуссии и т.д.

 

Рефлексивная деятельность

(контрольно-оценочная деятельность)

Диктант (математический, орфографический , исторический и т.д.)

Тест

Контрольная работа

Зачет

Практическая работа

Самостоятельная работа

 

Совместно - распределенная учебная (образовательная) деятельность

Личностно-ориентированные формы (включающие возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.: работы с основным текстом учебника, учебных пособий (составление разных видов планов, таблиц, конспектирование и т.д.) беседы, работа в малых группах, мастерские, экскурсии, лекция, семинар, практикумы, лекции, семинары, тренинги, стажировки и т.д.).

 

Игровая деятельность

Игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами, ролевая игра

 

Коммуникативная деятельность

Беседа

Дискуссия

Дебаты


 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Результативность образовательного процесса по данной программе позволяет в системе отслеживать педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг включает в себя:

стартовый контроль:

- стартовая диагностическая работа;

текущий контроль:

- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;

- самостоятельные работы;

- текущее выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

- диагностическая экспресс-работа по изучаемой теме и др.;

промежуточный контроль:

- тестирование;

- выполнения творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты;

- проверочные работы;

- домашние самостоятельные работы;

итоговый контроль:

- контрольная итоговая работа;

- защита исследовательских и проектных работ;

Способами оценивания результативности обучения являются:

пятибалльная система оценки;

тестирование;

учебные проекты;

мониторинг качества знаний;

критериальное оценивание.

Используемые формы, способы и средства проверки результатов обучения учащихся по данной учебной программе:

различные виды чтения

творческие задания, их проверка: различные виды пересказов (подробный, сжатый,), ответы на вопросы (устные и письменные);

составление плана;

тестирование;

контрольные вопросы;

самостоятельные работы;

лабораторные работы;

практические работы.

Критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

 

УСТНЫЙ ОТВЕТ

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

«5»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов

91-100%

Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради.

«4»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров.

71-90%

Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради.

«3»

При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя.

50-70%

Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное.

«2»

Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал.

Менее 50%

Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное.

«1»

Отказ от ответа.

Отказ от выполнения теста.

Отказ от выполнения работы.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  • Учебно-методический комплекс:

Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс: учебник. — М.: Дрофа, 2016г.

Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.5класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, 2016г.

Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.5класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2016г.

2. Технические средства обучения:

классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

телевизор;

видеомагнитофон/видеоплеер;

аудиоцентр/магнитофон;

мультимедийный проектор;

экспозиционный экран;

персональный компьютер для учителя;

3.Экранно-звуковые пособия:

видеофильмы по тематике программы;

мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

4. Материалы и инструменты:

комплект таблиц по биологии;

иллюстративный справочный материал;

5. Помещение для занятий:

кабинет биологии;

кабинет информатики.

6. Оборудование класса:

ученические двухместные столы с комплектом стульев;

стол учительский с тумбой;

шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.


 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература, использованная при подготовке программы

Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. — С.158.

Балабанова В.В., Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни, Сост. В.В.Балабанова, Т.А. Максимцева.- Волгоград: Учитель, 2003

Глушкова Н.И..- Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника/ авт.—сост. Н.И. Глушкова.- Волгоград: Учитель, 2007

Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2005.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по биологии: метод.пособие/ Е.В. Тяглова.- М.: Глобус, 2008

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2009

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

Поливанова К А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008.

Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2007.

Интернет-ресурсы

Газета «Биология» -приложение к «1 сентября» -[электронный ресурс]

www.bio.1september.ru( дата обращения: 20.08.2016)

Бакай-виртуальная школа по биологии http://school.bakai.ru/?id=newpb041220101544- ( дата обращения: 25.08.2016)

Библиотека «Жизнь растений» - [электронный ресурс] http://plant.geoman.ru/- (дата обращения: 03.08.2016).

Энциклопедия декоративных растений [электронный ресурс] http://luzhok.ru/encyclop/-(дата обращения: 03.08.2016).

Живые существа. Энциклопедия-[электронный ресурс] http://www.livt.net/index.htm(дата обращения: 08.08.2016).

Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий -[электронный

ресурс] http://megabook.ru/rubric/ (дата обращения: 08.08.2016).

Сайт для учеников и учителей -[электронный ресурс]

http://www.modernbiology.ru(дата обращения: 08.08.2016).

Учебник по биологии -[электронный ресурс]http://www.biology.ru(дата

обращения: 08.08.2016)


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема

Количество часов

Дата

план

факт

1

Строение семян двудольных растений. Л/р № 1 «Строение семян двудольных растений».

1

1-3.09.16

 

2

Строение семян однодольных растений. Л/р № 2 «Строение семян однодольных растений».

1

5-10.09.16

 

3

Виды корней и типы корневых систем. Л/р № 3 «Стержневая и мочковатая корневые системы»

1

12-17.09.16

 

4

Строение корня.Л/р № 4 «Корневой чехлик и корневые волоски»

1

19-24.09.16

 

5

Видоизменения корней. Образовательный модуль."Для чего нам инструкции?"

1

26.09.-1.10.16

 

6

Побег и почки.Л/р № 5 «Строение почек. Расположение почек на стебле». Образовательный модуль."Для чего нам инструкции?"

1

3-8.10.16

 

7

Строение листа.Л.р. № 6. «Листья простые и сложные».Л/р № 7 «Строение кожицы листа».Л/р № 8 «Клеточное строение листа». Образовательный модуль."Для чего нам инструкции?"

1

10-15.10.16

 

8

Видоизменения листьев.

1

24-28.10.16

 

9

Строение стебля. Л/р № 9 «Внутреннее строение ветки дерева». Образовательный модуль "Удивительное рядом"

1

7-12.11.16

 

10

Видоизменённые побеги. Образовательный модуль "Удивительное рядом"

1

14-19.11.16

 

11

Строение цветка. Л/р 10 «Строение цветка». Образовательный модуль "Удивительное рядом"

1

21-26.11.16

 

12

Соцветия.Л/р. № 11 «Соцветия». Образовательный модуль "Удивительное рядом"

1

28.11.- 3.12.16

 

13

Плоды и их классификация.Л/р № 12 «Классификация плодов»

1

5-10.12.16

 

14

Обобщение и контроль знаний по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

1

12-17.12.16

 

15

Минеральное питание растений.

1

19-24.12.16

 

16

Фотосинтез

1

26-29.12.16

 

17

Дыхание растений.Образовательный модуль."Как работать вместе?"

1

9-14.01.17

 

18

Испарение воды.Образовательный модуль."Как работать вместе?"

1

16-21.01.16

 

19

Передвижение веществ по стеблю .Л/р № 13 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».Образовательный модуль."Как работать вместе?"

1

23-28.01.17

 

20

Прорастание семян.

1

30.01.- 4.02.17

 

21

Способы размножения растений. Размножение споровых растений

1

6-11.02.17

 

22

Размножение голосеменных растений

1

13-18.02.17

 

23

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

1

20-25.02.17

 

24

Половое размножение растений

1

27.02.-4.03.17

 

25

Основы классификации растений

1

6-11.03.17

 

26

Семейства Крестоцветные и Розоцветные.

1

13-15.03.17

 

27

Семейства Паслёновые, Мотыльковые и Сложноцветные.Образовательный модуль "Проектная задача".

1

27.03.-1.04.17

 

28

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки. Л/р № 14 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений». .Образовательный модуль "Проектная задача".

1

3-8.04.17

 

29

Важнейшие культурные растения. .Образовательный модуль "Проектная задача".

1

10-15.04.17

 

30

Обобщение и контроль знаний по теме «Классификация растений»

1

17-22.04.17

 

31

Растительные сообщества

1

24-28.04.17

 

32

Взаимосвязи в растительном сообществе. Развитие и смена растительных сообществ.

1

2-6.05.17

 

33

Заключительный урок по курсу «Биология. 6 класс». Летние задания

1

10-13.05.17

 

34

Резервный урок

2

15-20.05.17

 
     

22-27.05.17

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.