12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Доронина Ольга Владимировна32 Россия, Московская обл., Люберцы |
Рабочая программа по дисциплине Аудит специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
О.В. Доронина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
по дисциплине
АУДИТ
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),
базовая подготовка
Квалификация выпускника - бухгалтер
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. и типовой программы учебной дисциплины Аудит, рекомендованной экспертной комиссией по экспертизе и оценке качества образовательных программ при научно-экспертном объединении учебных заведений, работодателей потребительской кооперации, предпринимательства и агропромышленного комплекса (протокол заседания№3 от 12 января 2012 года).
Разработчик: преподаватель О.В. Доронина
СОДЕРЖАНИЕ | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АУДИТ» | 4 |
1.1. Область применения рабочей отраслевой программы | 4 |
1.2. Место дисциплины в структуре отраслевой основной профессиональной образовательной программы | 4 |
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины | 4 |
1.4. Количество часов на освоение отраслевой программы дисциплины | 7 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АУДИТ» | 8 |
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы | 8 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Аудит» | 9 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению | 13 |
3.2. Информационное обеспечение обучения | 13 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АУДИТ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), базовой подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании: повышения квалификации руководителей среднего звена: бухгалтеров, аудиторов в области учета.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Учебная дисциплина «Аудит» является общепрофессиональной дисциплиной и принадлежит к профессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности в Российской Федерации;
- выполнять работы по проведению аудиторских проверок;
- выполнять работы по составлению аудиторских заключений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные принципы аудиторской деятельности;
- нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации;
- основные процедуры аудиторской проверки;
- порядок оценки систем внутреннего и внешнего аудита.
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
Составление и использование бухгалтерской отчетности.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 75 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 25 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Кол-во часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 75 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 50 |
в том числе: | |
практические занятия | 26 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 25 |
в том числе: подготовка доклада, сообщения, реферата оформление конспекта решение ситуационных задач изучение стандартов составление документов по заданию | |
Итоговая аттестация | экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Аудит»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1. Теоретические основы аудита | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
| Понятие, сущность и содержание аудита. Организация аудиторской службы в Российской Федерации. Необходимость, цели и задачи аудита. Виды аудита. Задачи и цели внешнего и внутреннего аудита. Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита. | |||
| Законодательная и нормативная базы аудита. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ. Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности. Стандартизация аудиторской деятельности. Виды аудиторских стандартов. | 2 | ||
| Понятие, цели и принципы аудиторской деятельности. Отличие аудита от ревизионной деятельности. Аудиторские услуги и профессиональные требования к их оказанию | 3 | ||
Практические занятия. | 2 | |||
1. | Работа с нормативными документами | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||
1. | Организация нормативного регулирования аудиторской деятельности. | |||
2. | Профессиональная этика аудитора. | |||
3. | Организация подготовки аудиторской деятельности. | |||
Тема 2. Методология аудита | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
1. | Общие понятия о формах и методах аудиторской деятельности. | |||
2. | Технологические основы аудита. Планирование аудита: подготовка общего плана и программы аудита. Контроль качества аудита. Этапы аудиторской проверки. Существенность в аудите. Аудиторский риск: понятие, компоненты, методика определения. Аудиторские доказательства: виды, условия и методы получения. Документирование аудита. | 2 | ||
3. | Аудиторское заключение. Структура и формы аудиторского заключения. Основные принципы подготовки аудиторских заключений по специальным заданиям. | 2 | ||
Практические занятия. | 4 | |||
2. | Составление договора на оказание аудиторских услуг. Разработка плана и программы аудиторской проверки | |||
3. | Составление аудиторского заключения. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||
4. | Оценка существенности и аудиторского риска | |||
5. | Подготовка аудиторского заключения | |||
6. | Аудит учетной политики организации | |||
Тема 3. Методика проведения аудита финансово-хозяйственной деятельности организации. | Содержание учебного материала | 12 | ||
1. | Пообъектный подход к проведению аудита. Циклический подход к проведению аудита. Основные положения методики аудита однородных хозяйственных операций. Аудит системных вопросов. Аудит системы управления организацией. Цель, задачи, информационное обеспечение аудита. | 2 | ||
2. | Аудиторская проверка расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Проверка правильности документального отражения операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами. Проверка правомерного использования экономическими субъектами льгот по налогам и сборам в расчетах с бюджетом и внебюджетными фондами. | 2 | ||
3. | Аудиторская проверка расчетных и кредитных операций. Аудит учета операций с денежными средствами. Аудит кассовых операций. Аудит банковских операций. Аудит расчетов с подотчетными лицами. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями. Аудит кредитов и займов. Проверка правильности документального отражения расчетных и кредитных операций. | 2 | ||
4. | Аудиторская проверка операций с основными средствами и нематериальными активами. Аудит вложений во внеоборотные активы. Аудит операций с основными средствами. Проверка операций по приобретению и движению основных средств и правильности документального отражения данных операций. Аудит операций с нематериальными активами. Проверка операций по приобретению и движению нематериальных активов. | 2 | ||
5. | Аудиторская проверка операций с производственными запасами и товарами. Цель, задачи, информационное обеспечение аудита. Аудит производственных запасов. | 2 | ||
6. | Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда. Проверка правильности начисления и уплаты налогов по расчетам с физическими лицами. | 2 | ||
7. | Аудит учета затрат, относимых на себестоимость готовой продукции и ее продажи. Аудит затрат на производство и выпуск готовой продукции. | 2 | ||
8. | Особенности аудита в непроизводственных отраслях экономики. Цель, задачи, информационной обеспечение аудита. | 2 | ||
9. | Аудит продаж и финансовых результатов. Аудит использования прибыли. Проверка правильности формирования финансовых результатов и использования прибыли. Проверка ведения синтетического и аналитического учета. | 2 | ||
10. | Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности. Критерии оценки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Проверка содержания бухгалтерской и налоговой отчетности, сроков представления. Действия аудитора при выявлении искажений в бухгалтерской отчетности. | 2 | ||
11. | Действие аудитора при выявлении искажений в бухгалтерской отчетности. | 2 | ||
Практические занятия | 20
| |||
4. | Проверка наличных денег в кассе предприятия | |||
5. | Проверка правильности начисления и уплаты налогов и сборов | |||
6. | Проверка дебиторско-кредиторской задолженности | |||
7. | Проверка правильности оценки основных средств, начисления амортизации | |||
8. | Проверка сохранности материальных ценностей | |||
9. | Проверка правильности начисления заработной платы, удержаний из заработной платы | |||
10. | Аудит учета и реализации готовой продукции | |||
11. | Проверка достоверности финансовых результатов | |||
12. | Проверка правильности формирования и использования уставного, резервного и добавочного капиталов | |||
13. | Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности организации | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 13 | |||
7. | Аудит учредительных документов, уставного капитала, расчетов с учредителями | |||
8. | Аудит учета денежных средств и финансовых вложений | |||
9. | Аудит учета расчетных операций | |||
10. | Аудит учета основных средств и нематериальных активов | |||
11. | Аудит учета материально-производственных запасов | |||
12. | Аудит соблюдения трудового законодательства и расчетов с персоналом по оплате труда | |||
13. | Аудит учета затрат на производство и выпуска готовой продукции | |||
14. | Аудит учета продаж продукции и финансовых результатов | |||
Всего | 75 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «АУДИТ»
3.1. Требования к материально -техническому обеспечению
Реализация учебной программы дисциплины предусматривает наличие учебного кабинета бухгалтерского учета, налогообложения и аудита.
Оборудование учебного кабинета:
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия по темам курса «Аудит»;
учебная мебель.
Технические средства обучения: мультимедиа проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, нормативных документов
Нормативно – правовая база:
Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ.
Налоговый кодекс РФ (часть 1 и 2).
Федеральный закон РФ от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Положение «О бухгалтерском учете и отчетности в РФ» от 29.07.1998 N 34н (ред. от 29.03.2017).
Основные источники:
Шеремет А. Д., Суйц В. П Аудит: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2017.
Подольский В.И. Савин А. А. Сотникова Л.В. Аудит: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
Савин А. А., Подольский В.И. Аудит. Учебник. - М.: Юрайт, 2015.
Дополнительные источники:
Ерофеева В. А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит: Учебник.- М.: Юрайт, 2009.
Ежемесячный научно-практический журнал «Бухгалтерский учет»
Ежемесячный журнал «Нормативные акты»
Ежемесячный научно-практический журнал «Главбух»
Интернет-ресурсы:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Освоенные умения | |
Ориентироваться в нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности в Российской Федерации | Защита практических работ, защита заданий проектного характера |
Выполнять работы по проведению аудиторских проверок | Защита практических работ, защита заданий проектного характера |
Выполнять работы по составлению аудиторских заключений | Защита практических работ, защита заданий проектного характера |
Знания: | |
Основные принципы аудиторской деятельности | Устный, письменный, тестовый опрос |
Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации | Устный, письменный, тестовый опрос |
Основные процедуры аудиторской проверки | Устный, письменный, тестовый опрос |
Порядок оценки систем внутреннего и внешнего аудита | Устный, письменный, тестовый опрос |
Итоговая аттестация | Экзамен |