Работаю в ГПБОУ СТИСП УПЦ "Ковернино"мастером п/о и преподавателем спецдисциплин третий год в коррекционной группе "Швея", до этого 15 лет работала в ателье п.Ковернино.
«Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства»
структурное подразделение учебно – производственный центр «Ковернино»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине « МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
По специальности 19601
Швея
Квалификация: Швея
I курс
2016
Ковернино
Рассмотрена на МК
Протокол № _______
от « ___ » _______________ 201__ г.
Председатель
______________ /_________________/
(подпись) (Ф.И.О.)
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УПР
_________________ /_______________/
(подпись)
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (НПО)
19601 «Швея»
Организация-разработчик:
ГБПОУ «Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства» структурное подразделение учебно – производственный центр «Ковернино»
Разработчик:
Королёва Елена Сергеевна, преподаватель ГБПОУ СТИСП
_________________________ ______________________
(подпись) (Ф.И.О.)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации примерной программы учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 19601 «Швея»
Примерная программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области легкой промышленности
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
- применять материалы при выполнении работ.
знать:
-общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;
- общие сведения о строении материалов;
-общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часа, в том числе:
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
Теоретические занятия
38
Практические работы
10
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Материаловедение».
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1. Введение
Аудиторные занятия:
2
Общие сведения о предмете.
Цели и задачи предмета. Классификация швейных материалов, ассортимент тканей для изготовления одежды.
2
1
1
Тема 2.
Волокнистые материалы.
Аудиторные занятия:
10
Волокнистые материалы. Текстильные волокна, их классификация.
2
1
Натуральные волокна растительного происхождения. Хлопок, его состав, строение, свойства. Лен, его состав, строение, свойства.
2
1
Натуральные волокна животного происхождения.
Шерсть, его состав, строение и свойства. Натуральный шелк, его состав строение и свойства.
2
1
Химические волокна. Промышленное производство химических волокон. Искусственные волокна, их получение, свойства.
Синтетические волокна, их получение, свойства Неорганические волокна, их получение и свойства..
2
1
Практическая работа №1-2
Распознавание различных видов волокон.
Определение свойств волокон.
2
2
Тема 3. Технология ткани.
Аудиторные занятия.
6
Прядение. Виды текстильных нитей. Классификация нитей. Основные процессы прядения.
Ткацкое производство. Процесс образования ткани на ткацком станке, дефекты ткацкого производства.
2
1
Отделка тканей. Её назначение. Технологические операции отделки, их виды, назначение. Применение красителей для отделки тканей. Виды и характеристика рисунков на тканях. Дефекты крашения
2
1
Практическая работа №3-4
Определение видов пряжи. Способы отделки тканей.
Определение дефектов пряжи ткацкого производства.
2
2
Тема 4. Строение и свойства тканей.
Аудиторные занятия.
9
Плотность ткани; определение плотности ткани; показатели плотности.
Строение ткани. Расположение нитей, основы и утка. Виды и строение нитей, основы и утка.
2
1
Классификация ткацких переплетений. Определение лицевой, изнаночной стороны ткани.
Волокнистый состав ткани. Определение волокнистого состава ткани.
2
1
Свойства тканей. Факторы, влияющие на свойства тканей. Характеристика свойства тканей. Геометрические свойства, их виды, значения, характеристика. Физические свойства, их виды, значения, характеристика. Износостойкость ткани, методы определения износостойкости.
2
1
Практическая работа № 5-6
Определение волокнистого состава ткани, виды переплетения.
Определение лицевой, изнаночной стороны; основы и утка ткани.
2
2
Контрольная работа
1
Тема5. Классификация материалов.
Аудиторные занятия.
2
1
Классификация материалов по назначению. Качество, свойства, показатели качества, стандартизация. Категории стандартов, виды стандартов. Художественно-эстетические показатели качества
2
1
Тема 6. Ассортимент тканей.
Аудиторные занятия.
4
1
Ассортимент тканей по виду сырья, Хлопчатобумажные ткани, их виды и свойства.
Льняные ткани, их виды и свойства.
Шерстяные ткани, их виды и свойства.
Шелковые ткани, их виды и свойства.
Дефекты тканей.
2
1
Практическая работа №7-8.
Определение сорта ткани по дефектам внешнего вида.
2
2
Тема 7. Кожа. Пленочные и дублированные материалы.
Аудиторные занятия.
2
1
Виды натуральной кожи, способы отделки. Дефекты, сортность. Виды искусственной кожи, её производство, свойства. Виды пленочных и дублированных материалов, свойства, применение.
2
1
Тема 8. Нетканые материалы.
Аудиторные занятия.
2
1
Общие сведения производства нетканых материалов. Ассортимент, свойства и применение нетканых материалов.
2
1
Тема 9. Материалы для соединения деталей одежды.
Аудиторные занятия.
4
1
Ассортимент швейных ниток и клеевых материалов для соединения деталей одежды. Их характеристика и применение.
2
1
Практическая работа № 9-10.
Определение ниток по волокнистому составу.
2
1
Тема 10. Утепляющие материалы.
Аудиторные занятия.
2
1
Виды натурального меха, его классификация, назначение и применение.
Способы получения искусственного меха. Их свойства, назначение и применение.
2
1
Тема11. Фурнитура.
Прокладочные и отделочные материалы.
Аудиторные занятия.
2
1
Назначение и применение фурнитуры в одежде.
Виды назначения прокладочных материалов. Их свойства.
2
1
Тема 12.Уход за изделиями.
Аудиторные занятия.
2
Способы чистки материалов и изделий. Режимы ВТО тканей. Правила хранения материалов и изделий.
2
1
Итоговый зачет
1
Всего: 48
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по предмету « Основы материаловедения»;
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплекты учебно-методической документации;
автоматизированное рабочее место преподавателя;
методические пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Савостицкий Н.А Материаловедение швейного производства: Учеб. пособие для сред. проф. образования: Учеб. пособие для нач. проф. образования/ Н.А Савостицкий, Э.К.Амирова.-3-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия»,2004.-240с.
Крючкова Г.А Технология и материаловедение швейного производства, Учеб. пособие для сред. проф. образования: Учеб. пособие для нач. проф. образования. «Академия»,2003.-257с.
Дополнительные источники:
Интернет-ресурсы:
http :// procapitalist.ru - портал для профессионалов швейной отрасли; http: //www.moda.ru/- мода; http://www.season.ru/- клуб любителей шитья; http://allvgkrojki.ru/- все выкройки; http ://odensa-sama.ru- Оденься сама: кройка и шитье для начинающих; http: //vykroyka.com/- выкройка своими руками.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирование, а также выполнение обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания).
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения.
умения:
- подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
- применять материалы при выполнении работ.
знания:
- общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;
- общие сведения о строении материалов;
-общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов.
- аудиторное практическое задание
- аудиторное практическое задание
- тестирование
- аудиторное практическое задание
- тестирование
Поурочно - тематический план по предмету
« Материаловедение ».
Профессия: Швея
Количество часов – 48; ПР- 10
№ урока
№ темы
Тема, урок
Кол-во часов
Примечание
1
Введение.
2
1-2
Общие сведения о предмете.
Цели и задачи предмета. Классификация швейных материалов, ассортимент тканей для изготовления одежды.
2
2
Волокнистые материалы.
10
3-4
Волокнистые материалы. Текстильные волокна, их классификация .
2
5-6
Натуральные волокна растительного происхождения. Хлопок, его состав, строение, свойства. Лен, его состав, строение, свойства.
2
7-8
Натуральные волокна животного происхождения.
Шерсть, его состав, строение и свойства. Натуральный шелк, его состав строение и свойства.
2
9-10
Химические волокна. Промышленное производство химических волокон. Искусственные волокна, их получение, свойства.
Синтетические волокна, их получение, свойства Неорганические волокна, их получение и свойства.
2
11-12
Практическая работа № 1-2
Распознавание различных видов волокон.
Определение свойств волокон.
2
3
Технология ткани.
6
13-14
Прядение. Виды текстильных нитей. Классификация нитей. Основные процессы прядения.
Ткацкое производство. Процесс образования ткани на ткацком станке, дефекты ткацкого производства.
2
15-16
Отделка тканей. Её назначение. Технологические операции отделки, их виды, назначение. Применение красителей для отделки тканей. Виды и характеристика рисунков на тканях. Дефекты крашения
2
17-18
Практическая работа № 3-4
Определение видов пряжи. Способы отделки тканей.
Определение дефектов пряжи ткацкого производства.
2
4
Строение и свойства тканей.
9
19-20
Плотность ткани; определение плотности ткани; показатели плотности.
Строение ткани. Расположение нитей, основы и утка. Виды и строение нитей, основы и утка.
2
21-22
Классификация ткацких переплетений. Определение лицевой, изнаночной стороны ткани.
Волокнистый состав ткани. Определение волокнистого состава ткани.
2
23-24
Практическая работа № 5-6
Определение волокнистого состава ткани, виды переплетения.
Определение лицевой, изнаночной стороны; основы и утка ткани.
2
25-26
Свойства тканей. Факторы, влияющие на свойства тканей. Характеристика свойства тканей. Геометрические свойства, их виды, значения, характеристика. Физические свойства, их виды, значения, характеристика. Износостойкость ткани, методы определения износостойкости.
2
27
Контрольная работа.
1
5
Классификация материалов
2
28-29
Контрольная работа.
Классификация материалов по назначению. Качество, свойства, показатели качества, стандартизация.
2
6
Ассортимент тканей
4
30-31
Ассортимент тканей по виду сырья, свойства тканей.
Дефекты тканей.
2
32 -33
Практическая работа №7-8.
Определение сорта ткани по дефектам внешнего вида.
2
7
Кожа. Пленочные и дублированные материалы.
2
34-35
Виды натуральной кожи, способы отделки. Дефекты, сортность. Виды искусственной кожи, её производство, свойства. Виды пленочных и дублированных материалов, свойства, применение.
2
8
Нетканые материалы.
2
36-37
Общие сведения производства нетканых материалов. Ассортимент, свойства и применение нетканых материалов.
2
9
Материалы для соединения деталей одежды.
4
38-39
Ассортимент швейных ниток и клеевых материалов для соединения деталей одежды. Их характеристика и применение.
2
40-41
Практическая работа № 9-10.
Определение ниток по волокнистому составу
2
10
Утепляющие материалы.
2
42-43
Виды натурального меха, его классификация, назначение и применение.
Способы получения искусственного меха. Их свойства, назначение и применение.
2
11
Фурнитура.
Прокладочные и отделочные материалы.
2
44-45
Назначение и применение фурнитуры в одежде.
Виды назначения прокладочных материалов. Их свойства.
2
12
Уход за изделиями.
2
46-47
Способы чистки материалов и изделий. Режимы ВТО тканей. Правила хранения материалов и изделий.
2
48
Итоговый зачет.
1
Всего: 48
Перечень практических работ по предмету
«Материаловедение »
№ темы
Наименование темы лабораторной работы
Количество часов
Примечание
1.
Практическая работа №1
Распознавание различных видов волокон.
1
2.
Практическая работа №2
Определение свойств волокон.
1
3.
Практическая работа №3
Определение видов пряжи. Способы отделки тканей.
1
4.
Практическая работа №4
Определение дефектов пряжи ткацкого производства.
1
5.
Практическая работа №5
Определение волокнистого состава ткани, виды переплетения.
1
6.
Практическая №6
Определение лицевой, изнаночной стороны; основы и утка ткани.
1
7.
Практическая работа №7-8
Определение сорта ткани по дефектам внешнего вида.