12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фоменко Ирина Васильевна57
Россия, Луганская Народная Респ., г. Ровеньки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «РОВЕНЬКОВСКИЙ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины ОДБ.02. «Литература»

специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)





















2020

Рассмотрено и согласовано цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин

Протокол № от «» 2020 г.

Разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики, специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), примерной программы по общеобразовательной учебной дисциплине «Литература» для образовательных организаций (учреждений) среднего профессионального образования Луганской Народной Республики.

Председатель цикловой комиссии

___________ / А.Ш. Белокур

Подпись Ф.И.О.

Заместитель директора по учебной работе

___________ / И. А. Дьяченко

Подпись Ф.И.О.

Составитель: Фоменко И.В, преподаватель русского языка и литературы ГОУ СПО ЛНР «Ровеньковский технико-экономический колледж»



Рабочая программа рассмотрена и согласована на 2020/ 2021 учебный год

Протокол №____ заседания ЦК от « » 2020 г.

Председатель ЦК _______________________________



Рабочая программа рассмотрена и согласована на 2020/ 2021 учебный год

Протокол №____ заседания ЦК от « » 2020 г.

Председатель ЦК _______________________________



Рабочая программа рассмотрена и согласована на 2020/ 2021 учебный год

Протокол №____ заседания ЦК от « » 2020 г.

Председатель ЦК _______________________________



Рабочая программа рассмотрена и согласована на 2020/ 2021 учебный год

Протокол №____ заседания ЦК от « » 2020 г.

Председатель ЦК _______________________________





СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ____

ЛИТЕРАТУРА 7

1.1. Область применения программы учебной дисциплины 7

Рабочая программа учебной дисциплины (далее - рабочая программа) является частью освоения программ подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям). 7

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины 7

Из зарубежной литературы. Б. Шоу. «Пигмалион». 19

Литература родного края.Алексей Васильевич Кольцов. Стихотворения «Вечер», «К реке Гайдари», «Первая любовь», «Сирота», «Земное счастье». 22

Литература XX века. 22

Раздел 4. Особенности развития литературы и других видов искусства 23

Тема 4.1. Особенности развития литературы и других видов искусствав начале XX века. 23

Раздел 5. Русская литература на рубеже веков 23

Владимир Владимирович Маяковский.Сведения из биографии. 25

Тематика самостоятельной работы:Литература родного края.Иван Приблудный(Яков Петрович Овчаренко). Сборники стихотворений «Тополь на камне», «Cдобрым утром», «У родных верб». 26

Самостоятельная работа обучающихся 26

Тематика самостоятельной работы: 26

Литература родного края. Влияние культурно-исторического облика Луганщины на деятельность Ильфа и Петрова. 26

«Приезжий Сельдяев» из книги «Дюжина ножей в спину революции». 26

Самостоятельная работа обучающихся 27

Тематика самостоятельной работы: 27

Самостоятельная работа обучающихся 27

Тематика самостоятельной работы: 27

Алексей Николаевич Толстой. Сведения из биографии.Обзор трилогии «Хождение по мукам». Непростая судьба интеллигенции в годы революции и гражданской войны. 27

Самостоятельная работа обучающихся 28

Тематика самостоятельной работы: 28

Литература родного края. Изображение А.Н. Толстым похода Первого Луганского социалистического отряда войск под руководством К.Е. Ворошилова из Луганска в Царицыно в повести «Хлеб» («Оборона Царицына»). 28

Самостоятельная работа обучающихся 29

Тематика самостоятельной работы: 29

Самостоятельная работа обучающихся 29

Тематика самостоятельной работы: 29

Самостоятельная работа обучающихся 30

Тематика самостоятельной работы: 30

Борис Леонтьевич Горбатов.Повесть «Непокорённые». Изображение борьбы советских людей с фашистскими оккупантами на Донбассе во время Великой Отечественной войны. 30

Самостоятельная работа обучающихся 30

Тематика самостоятельной работы: 30

Тема 9.2. Русская поэзия в 1950-2000-е годы. 31

Самостоятельная работа обучающихся 31

Тематика самостоятельной работы: 31

Литература родного края.Михаил Львович Матусовский.Сведения из биографии.Вечные темы в творчестве М.Л. Матусовского. Стихотворения-песни «Вернулся я на Родину», «Люблю я надёжных и верных людей...», «На безымянной высоте», «И только потому мы победили», «Это было недавно», «Что так сердце растревожило», «Старый клён», «Летите, голуби, летите», «Ну почему ко мне ты равнодушна» и др. Книга воспоминаний «Семейный альбом». Значение творчества М.Л. Матусовского. 31

Самостоятельная работа обучающихся 31

Тематика самостоятельной работы: 31

Самостоятельная работа обучающихся 32

Тематика самостоятельной работы: 32

Самостоятельная работа обучающихся 32

Тематика самостоятельной работы: 32

«Городская проза» в литературе 50-80-х годов ХХ века.«Городская проза»: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Маканин. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений. 32

Самостоятельная работа обучающихся 32

Тематика самостоятельной работы: 32

Самостоятельная работа обучающихся 33

Тематика самостоятельной работы: 33

Литература родного края. События 2014-2020 годов в произведениях писателей.Захар Прилепин (Евгений Николаевич Прилепин). (Обзор, чтение и анализ отдельных эпизодов произведения).«Письма с Донбасса» как первая хроника войны на Донбассе, «концентрированная и сухая правда о донбасской войне». 33

2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ _____

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ _____

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ _____

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ______







































1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛИТЕРАТУРА



Область применения программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины (далее - рабочая программа) является частью освоения программ подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для изучения литературы в образовательных организациях (учреждениях), реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования (далее - ППССЗ) на базе основного общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.



Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

Освоение содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» позволит обеспечить достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

эстетическое отношение к миру;

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, Интернет­ресурсов и др.);

метапредметных:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

знание содержания произведений русской, родной и зарубежной классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование мировой культуры;

сформированность умений учитывать исторический, историко­

культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

сформированность представлений о системе стилей языка

художественной литературы.

Содержание программы общеобразовательной учебной дисциплине «Литература» направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.


Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:


- всего 175 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося- 175 часов, включая:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 117 часов; самостоятельной работы – 58 часов.


























2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результат освоения рабочей программы учебной дисциплины позволит обеспечить достижение обучающимися следующих знаний и умений:


Наименование результата обучения

Знать

Уметь

содержание произведений русской, родной и зарубежной классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование мировой культуры;

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

основные факты из жизни и творчества писателей;

самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

понятие образов, тем и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях

работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

какиспользовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов и др.);

владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

о системе стилейхудожественной литературы.

сформированность умений учитывать исторический, историко­

культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;


владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;




4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие

учебного кабинета Филологических дисциплин

Подготовка внеаудиторной работы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- художественные произведения, учебники, справочники, хрестоматии, портреты писателей, иллюстрации к художественным произведениям, раздаточный материал, тестовый материал, рефераты.



4.2. Общие требования к организации образовательной деятельности



Освоение обучающимися учебной дисциплины может проходить в условиях созданной образовательной среды в образовательной организации (учреждении).

Теоретические занятия должны проводиться в учебном кабинете Филологических дисциплин согласно Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности.

Текущий и промежуточный контроль обучения складывается из следующих компонентов:

текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, выполнение практических занятий и т.д.

промежуточный контроль: дифференцированный зачет.



4.3. Кадровое обеспечение образовательной деятельности.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих реализацию ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное, высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой учебной дисциплины. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 5 лет.

4.4. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы





Основные источники:

Учебники и учебные пособия

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч.1,2,3). 11 кл./ Под ред.

Ю. И. Лысого. – М., 2003.

Лебедев Ю. В. Русская литература XIX в. (ч. 1,2). 10 кл.- М., 2015.

Маранцман В. Г. и д. Литературе. Программа (ч.1,2). 10 кл.- М., 2005. 34

Русская литература XIX в. (ч.1,2,3). 10 кл. / программа под ред.

Обернихиной Г.А. – М., 2005.

Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. И др. Литература. Практикум: учебное пособие./ под ред. Г. А. Обернихиной. – М., 2007.



Дополнительные источники



История русской литературы XIX в., 1800-1830 гг. / Под ред.

В. Н. Аношкиной и С. М. Петрова. – М., 2000.

История русской литературы XI-XIX вв. / Под ред. В. И. Коровина,

Н. И. Якушина. – М., 2001.

История русской литературы XIX в. / Под ред. В.Н. Аношкина,

Л. Д. Громова. – М., 2001.

Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002.

Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

Русская литература XIX в. (ч.1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г. Н.

- М., 2001.

Смирнова Л.Н. Русская литература конца XIX – начала XX в. – М., 2001.

Соколов А. Г. История русской литературы XIX-XX века. – М., 2000.

















5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.02.ЛИТЕРАТУРА.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем при проведении практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Основные показатели оценки результатов

Формы и методы контроля и оценки

Знать:

содержание произведений русской, родной и зарубежной классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование мировой культуры;

основные факты из жизни и творчества писателей;

понятие образов, тем и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

как использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов и др.);

о системе стилей художественной литературы.




- правильность составления хронологической таблицы;

- умение выступать с сообщениями, докладами, рефератами о важных периодах жизни и творчества, четко формулировать сою мысль при устных ответах;

-владение навыками работы с Интернет-ресурсами, правильность подбора материала, вычленение главного.



аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение.


ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций);

Уметь:

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

сформированность умений учитывать исторический, историко­ - культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.


-правильное формирование устных и письменных высказываний.


-правильная организация самостоятельной работы;



-выполнять проекты, готовить презентации.




-выполнять анализ художественного текста.

-выполнять отзыв о прочитанном произведении

аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно­исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание.

аудирование, участие в эвристической беседе; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно­исследовательская работа











Содержание общеобразовательной учебной дисциплины

«Литература»

Тематический план

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

І семестр – 17

ІІ семестр –66

Ш семестр- 16

IV семестр-18

в том числе:


лабораторные работы


практическиеи семинарские занятия

4

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

І семестр – 14

ІІ семестр - 14

Ш семестр- 15

IV семестр - 15

литература ХІХ века


Введение


Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века


Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века


Поэзия второй половины XIX века




ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА


Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века


Русская литература на рубеже веков


Особенности развития литературы 1920-х годов


Особенности развития литературы 1930 - начала 1940-х годов


Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет


Особенности развития литературы в 1950-2000-е годы


Особенности развития литературы на рубеже XX-XXIвеков. Современная литературная ситуация


Итоговая практическая работа

4

Дифференцированный зачет

2

Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов; самостоятельной работы обучающегося 58часов.







Содержание обучения по учебной дисциплине «Литература»__


Наименование разделов, тем учебной дисциплины

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Введение.

Тема. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.

Содержание учебного материала

Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Значение литературы при освоении специальностей СПО).

1


Литература XIX века.


Раздел 1 .Развитие русской литературы и культуры в Iполовине XIX века.

Содержание учебного материала


9

Тема 1.1. Историко-культурный процесс рубежа XVIII-XIXвеков.


Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки.

Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство.Теория литературы.Художественная литература как вид искусства. Периодизация русской литературы XIX-XXвеков. Романтизм, романтический герой. Реализм.

1

Тема 1.2. А.С.Пушкин. Основные темы и мотивы лирики поэта


Сведения из биографии. Петербург и вольнолюбивая лирика. Южная ссылка и романтический период творчества. Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие творчества. Становление реализма в творчестве Пушкина. Роль Пушкина в становлении русского литературного языка. Болдинская осень в творчестве Пушкина. Стихотворения: «Вольность», «Деревня», «К морю», «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Из Пиндемонти», «Брожу ли я вдоль улиц шумных.», «Если жизнь тебя обманет.», «19 октября» (1825).

2

Самостоятельная работа обучающихся

Тематика самостоятельной работы: Любовная лирика А.С. Пушкина.Душевное благородство и гармоничность в выражении любовного чувства.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Тематика самостоятельной работы: Из зарубежной литературы. Ги де Мопассан (1850-1893).Сведения из биографии.«Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни.Теория литературы. Новелла как жанр эпоса.

3

Тема 1.3.Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник».

Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина. Теория литературы: Элегия. Поэма. Трагедия. Конфликт. Проблематика.

2

Тема 1.4. Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова.

Сведения из биографии. Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов. Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова. Стихотворения: «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал.»), «Как часто пестрою толпою окружен.», «Пророк», «Валерик», «Родина», «Прощай, немытая Россия.», «Сон», «И скучно, и грустно!..», «Выхожу один я на дорогу.», «Я не унижусь пред тобой.», «Она не гордой красотой.». Теория литературы. Антитеза. Композиция.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Тематика самостоятельной работы: Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова

2

Тема 1.5. Жизнь и творчество Н.В.Гоголя.

Сведения из биографии. «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Авторская позиция. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. Теория литературы. Литературный тип. Деталь. Гипербола. Гротеск. Юмор. Сатира.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Тематика самостоятельной работы: Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

2

Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Содержание учебного материала


40

Тема 2.1. Культурно-историческое развитие России середины XIX ст.

Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. М.С. Щепкин - основоположник русского сценического реализма. Первый публичный музей национального русского искусства - Третьяковская галерея в Москве.

Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях», «новом человеке» в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». Газета «Колокол», общественно-политическая и литературная деятельность А.И. Герцена, В.Г. Белинского. Развитие реалистических традиций в прозе (И.С. Тургенев, И.А.Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков и др.).

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Тематика самостоятельной работы:Расстановка общественных сил в 1860-е годы. Н.Г.Чернышевский (обзор творчества).

2

Тема 2.2. Творчество А. Н. Островского.


Сведения из биографии. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. «Бесприданница». Драматургический конфликт в пьесе, мотив всевластия капитала, купли-продажи, тема «горячего сердца» и «тёмного царства».

2

Тема 2.3. Психология героев «Бесприданницы», основанная на власти денег.


Психология героев «Бесприданницы», основанная на власти денег. Кнуров как новый тип крупного купца-предпринимателя. Вожеватов как образец быстрого становления дельца новой формации. Паратов - «блестящий барин». Лариса Огудалова в системе образов. Теория литературы. Драма. Комедия.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Тематика самостоятельной работы

Психология героев «Бесприданницы». Жертвы современного «передела мира»: Карандышев, Робинзон и др. Нравственная проблематика пьесы. Неизбежность трагического финала. Природная гармония и система ценностей купеческого Бряхимова. Малый театр и драматургия А.Н. Островского.

3

Тема 2.4.Творчество А.И. Гончарова


Сведения из биографии. «Обломов».Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе.

2

Тема 2.5.Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова.


Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость характраОбломова.обломов как представитель своего времени и временной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова

2

Тема 2.6.Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России.


Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России.

Проблемы любви в романе.Теория литературы.Социально-психологический роман.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Тематика самостоятельной работы:

Из зарубежной литературы. Б. Шоу. «Пигмалион».

2

Тема 2.7. Творчество И.С.Тургенева

Сведения из биографии. Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И.С.Тургенева (Повести «Ася», «Первая любовь»)

2


Тема 2.8. Роман И.Тургенева «Отцы и дети»

Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов романа. Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы.

2

Тема 2.9. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей»

Базаров и Одинцова. Базаров и родители. Авторская позиция в романе.

Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д.И. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).Теория литературы.Социально-психологический роман.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Тематика самостоятельной работы:

Стихотворения в прозе. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста

2

Тема 2.10. Творчество Н.С.Лескова.


Николай Семенович Лесков. Сведения из биографии. Художественный мир писателя. Праведники Н.С. Лескова. Творчество Н.С. Лескова в 1870-е годы. Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.

2

Тема 2.11. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина.


Сведения из биографии М.Е. Салтыкова- Щедрина. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок «Медведь на воеводстве», «Коняга». Своеобразие фантастики в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок. Замысел, история создания «Истории одного города» (главы: «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников», «Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение»). Теория литературы. Развитие понятия сатиры. Понятия об условности в искусстве (гротеск, эзопов язык).

2

Тема 2.12.Творчество Ф.М.Достоевского.


Сведения из жизни писателя. «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе.

2

Тема 2.13. Социальная и нравственно­-философская проблематика романа. Смысл теорииРаскольникова .


Социальная и нравственно-­философская проблематика романа. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.

2

Тема 2.14.Страдание и очищение в романе.


Страдание и очищение в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Петербург Достоевского. Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и его главного героя. Теория литературы. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.

2

Тема 2.15. Творчество Л. Н. Толстого.


Сведения из биографии. Духовные искания писателя. «Севастопольские рассказы». Война как явление, противоречащее человеческой природе. Сила духа русского народа в представлении Толстого. Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л.Н. Толстого.

2

Тема 2.16. «Война и мир». Жанровое своеобразие романа


«Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение понятий «война» и «мир».

2

Тема 2.17. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.

Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи в романе. Правдивое изображение войны и русских солдат - художественное открытие Л.Н. Толстого.

2

Тема 2.18. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Осуждение жестокости войны в романе.

Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. Патриотизм в понимании писателя. Теория литературы. Понятие о романе-эпопее.

2


Самостоятельная работа обучающихся.

Тематика самостоятельной работы;

Бородинская битва - величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа.

2

Тема 2.19. Творчество Антона Павловича Чехова.Герои рассказов Чехова.


Сведения из биографии. Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А.П. Чехова. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова (рассказы «Дом с мезонином», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П. Чехова.

2

Тема 2.20. Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад».


Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов. Драматургия А.П. Чехова и Московский Художественный театр. Роль А.П. Чехова в мировой драматургии театра. Теория литературы. Развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие, подтекст, роль авторских ремарок, пауз и т.д.).

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Тематика самостоятельной работы: Литература родного края А.П.Чехов «Степь»

2

Раздел 3.Поэзия второй половины XIX века

Содержание учебного материала.

10

Тема 3.1.Обзор русской поэзии второй половины XIX века.


Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIXвека.

А.Н. Майков «Осень», «Пейзаж», «И город вот опять! Опять сияет бал...», «Рыбная ловля», «У Мраморного моря». Я.П. Полонский «Солнце и Месяц», «Зимний путь», «Затворница», «Колокольчик», «Узница», «Песня цыганки». А.А. Григорьев. «О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная!..», «Цыганская венгерка» («Две гитары, зазвенев.»), «Вы рождены меня терзать.», «Я ее не люблю, не люблю», «Героям нашего времени», «Прощание с Петербургом». (По выбору преподавателя и обучающихся).Теориялитературы.Фольклор, фольклорные образы и мотивы в поэзии.


2

Тема 3.2. Творчество Ф.И.Тютчева.


Сведения из биографии.Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И. Тютчева. Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева.Стихотворения: «Silentium», «Не то, что мните вы, природа.», «Умом Россию не понять.», «Эти бедные селенья.», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «К. Б.» («Я встретил Вас - и все былое.»), «Я помню время золотое».Теория литературы. Жанры лирики. Авторский афоризм.

2

Тема 3.3. Творчество А.А.Фета.


Сведения из биографии.Художественные особенности лирики А.А. Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А. Фета.Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье.», «Это утро, радость эта.», «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом.», « Еще одно забывчивое слово», «Одним толчком согнать ладью живую.», «Сияла ночь. Луной был полон сад.», «Еще майская ночь. ».

2

Тема 3.4. Творчество А.К. Толстого.


Сведения из биографии.Идейно-тематические и художественные особенности лирикиА.К. Толстого. Многожанровость наследия А.К. Толстого. Сатирическое

мастерство поэта.Стихотворения: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..», «Меня во мраке и в пыли.», «Двух станов не боец, но только гость случайный.», «Против течения», «Средь шумного бала, случайно.», «Колокольчики мои, цветики степные.», «Когда природа вся трепещет и сияет.».

2

Тема 3.5. Творчество Н.А.Некрасова


Сведения из биографии.Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник».Своеобразие тем, мотивов, образов поэзии Н.А. Некрасова 1840-1850-х и 1860-1870-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (обзор с чтением отрывков). Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирические портреты в поэме.Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Вчерашний день, часу в шестом...», «Еду ли ночью по улице темной...», «В дороге», «О Муза, я у двери гроба.»Теория литературы.Народность литературы. Стилизация.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Тематика самостоятельной работы:

Литература родного края.Алексей Васильевич Кольцов. Стихотворения «Вечер», «К реке Гайдари», «Первая любовь», «Сирота», «Земное счастье».



2


Литература XX века.


Раздел 4. Особенности развития литературы и других видов искусства

в начале XX века

Содержание учебного материала.


2

Тема 4.1. Особенности развития литературы и других видов искусствав начале XX века.


Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет. Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы.

Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, И.С. Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма.

2

Раздел 5. Русская литература на рубеже веков

Содержание учебного материала.


16

Тема5.1. И. А. Бунин.


Сведения из биографии.

Своеобразие поэтического мира И.А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И.А. Бунина. Особенности поэтики И.А. Бунина.

Проза И.А. Бунина. «Живопись словом» - характерная особенность стиля И.А. Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И.А. Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И.А. Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией.

2

Тема 5.2. Творчество А.И.Куприна.


Сведения из биографии.

Повести «Поединок», «Олеся», «Гранатовый браслет» (по выбору преподавателя). Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А.И. Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А.И. Куприна. Трагизм любви в творчестве А.И. Куприна.

Теория литературы.Повесть.

2

Тема 5.3.Творчество Максима Горького.


Сведения из биографии.

Правда жизни в рассказах Горького «Челкаш», «Коновалов», «Старуха Изергиль». Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.

Пьеса «На дне» (обзор с чтением фрагментов). Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького- драматурга. Горький и МХАТ. Горький-романист.

Теория литературы.Развитие понятия о драме.

2

Тема 5.4.Серебряный век русской поэзии

Обзор русской поэзии конца XIX-начала XX века.


Обзор русской поэзии конца XIX-начала XX века. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин и др. Общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору).Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм (общая характеристика направлений).Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева.

2

Тема 5.5. Истоки русского символизма. Творчество А.А.Блока.


Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока.Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет.».

Теория литературы. Развитие понятия о художественной образности (образ-символ).

2

Тема 5.6. Акмеизм. Истоки акмеизма. Творчество Н.С.Гумилева.


Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Николай Степанович Гумилев.Сведения из биографии.Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

2

Тема 5.7.Футуризм. Творчество В.В.Маяковского


Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин),

кубофутуристы (В.В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б.Л. Пастернак).

Владимир Владимирович Маяковский.Сведения из биографии.

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Широта жанрового диапазона творчества поэта. Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского. Жанровое своеобразие лирики Маяковского.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно...», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Сергею Есенину», «Лиличка!», «Ода революции», «Юбилейное».

Теория литературы.Традиции и новаторство в литературе. Тоническая система стихосложения.

2

Тема 5.8. Новокрестьянская поэзия. Творчество С.А.Есенина.


Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н.А. Клюева, С.А. Есенина. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.Полемикановокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно­нравственные аспекты этой полемики.Сведения из биографииС.Есенина.

Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Спит

2


ковыль. Равнина дорогая...», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом.», «Неуютная, жидкая лунность...», «Не жалею, не зову, не плачу.», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ.».

Теория литературы.Развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.


Самостоятельная работа обучающихся.

Тематика самостоятельной работы:Литература родного края.Иван Приблудный(Яков Петрович Овчаренко). Сборники стихотворений «Тополь на камне», «Cдобрым утром», «У родных верб».

2

Раздел 6. Особенности развития литературы 1920-х годов

Содержание учебного материала.


5

Тема 6.1.Особенности развития литературы 1920-х годов.

Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы.

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

2

Тема 6.2.Сочетание трагического и комического в произведениях, написанных в 20-е годы. Исаак Эммануилович Бабель.

Сочетание трагического и комического в произведениях, написанных в 20-е годы. Творчество Исаака ЭммануиловичаБабеля.Произведения из сборника «Одесские рассказы». Проблематика и особенности поэтики прозы.

2

Тема 6.3. Творчество И.Ильфа и Е.Петрова

Обзор романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Роман «Двенадцать стульев» как авантюрный роман.Теория литературы. Авантюрный роман.

1




Самостоятельная работа обучающихся

Тематика самостоятельной работы:

Литература родного края. Влияние культурно-исторического облика Луганщины на деятельность Ильфа и Петрова.

Аркадий Трофимович Аверченко. Рассказы «Юмор для дураков», «Ихневмоны»,

2

«Приезжий Сельдяев» из книги «Дюжина ножей в спину революции».


Практическое занятие. Обобщение изученного за год.

2


Раздел 7. Особенности развития литературы 1930 - начала 1940-х годов


Содержание учебного материала


10

Тема 7.1.Становление новой культуры в 1930-е годы. М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».

Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе).Михаил Афанасьевич Булгаков.Краткий обзор жизни и творчества.«Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов.Теория литературы. Разнообразие типов романа в советской литературе.


2


Самостоятельная работа обучающихся

Тематика самостоятельной работы:

Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера.

2

Тема 7.2. Творчество М. И. Цветаевой и О.Э. Мандельштама.

Сведения из биографииМ.Цветаевой. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Генералам 12 года», «Кто создан из камня, кто создан из глины.», «Имя твое - птица в руке.», «Тоска по родине! Давно.», «Стихи к Блоку» (3-4 стихотворения разной тематики).Теория литературы. Развитие понятия о средствах поэтической выразительности.Сведения из биографии О.Э. Мандельштама. Стихотворения: «Selentium», «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса.», «Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез.»), «За гремучую доблесть грядущих веков.», «Золотистого меда струя из бутылки текла». «Мы живем, под собою не чуя страны».Теория литературы.Развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

2



Самостоятельная работа обучающихся

Тематика самостоятельной работы:

Алексей Николаевич Толстой. Сведения из биографии.Обзор трилогии «Хождение по мукам». Непростая судьба интеллигенции в годы революции и гражданской войны.


3


Самостоятельная работа обучающихся

Тематика самостоятельной работы:

Литература родного края. Изображение А.Н. Толстым похода Первого Луганского социалистического отряда войск под руководством К.Е. Ворошилова из Луганска в Царицыно в повести «Хлеб» («Оборона Царицына»).



2

Тема 7.3. Творчество Бориса Леонидовича Пастернака.

Сведения из биографии.Основные мотивы лирики Б.Л. Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б.Л. Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта.Стихотворения (два-три по выбору преподавателя): «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути.», «Зимняя ночь».


2

Тема 7.4. Творчество Анны Андреевны Ахматовой.

Жизненный и творческий путь.Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу.», «Пахнут липы сладко.», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью.», «Не с теми я, кто бросил земли.», «Мне голос был», «Победителям», «Муза». Поэма «Реквием», «Мужество», «Клятва», «Поэма без героя» (3-4 стихотворения разной тематики).

Теория литературы. Проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.


2

Тема 7.5. Творчество М.А.Шолохова. Роман-эпопея «Тихий Дон».

Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова.

2








Самостоятельная работа обучающихся

Тематика самостоятельной работы:

«Донские рассказы». Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова.



3

Раздел 8.Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

Содержание учебного материала

4

Тема 8.1. Деятели литературы и искусства на защите Отечества.

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. ЖивописьДейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.).

Самостоятельная работа обучающихся

Тематика самостоятельной работы:

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.


2








2

Тема 8.2. Литература родного края.
Александр Александрович Фадеев.
Обзор романа «Молодая гвардия».

Обзор романа «Молодая гвардия». Воссоздание в произведении реальных событий 1941-1943 годов. Прототипы героев романа. Патриотизм, моральная зрелость, героизм и мужество героев-молодогвардейцев. Полемика вокруг романа.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Тематика самостоятельной работы:

Борис Леонтьевич Горбатов.Повесть «Непокорённые». Изображение борьбы советских людей с фашистскими оккупантами на Донбассе во время Великой Отечественной войны.


3

Раздел 9.Особенности развития литературы в 1950-2000 годы.

Содержание учебного материала

10

Тема 9.1. Новое осмысление военной темы в творчествеВ.Быкова

Повесть «Сотников». Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.


2


Самостоятельная работа обучающихся

Тематика самостоятельной работы:

Эммануил Генрихович Казакевич.Героико-романтическая повесть «Звезда». Реальные события, положенные в основу повести. Проблема долга и подвига на войне. Проблема самопожертвования. Проблема фронтовой дружбы. Проблема ценности человеческой жизни. Философский пафос повести, образная символика, стилевые особенности.


2

Тема 9.2. Русская поэзия в 1950-2000-е годы.


Поэтическая весна. Поэзия периода «оттепели». Стихи поэтов- фронтовиков. Поэзия шестидесятников. Сохранение классических традиций в 1970-е годы. Поэтическая философия. Авторская песня. Постмодернизм.Нравственная проблематика и художественные особенности произведений Н. Асеева, Л. Мартынова, С. Гудзенко, А. Межирова, Ю. Друниной, Е. Винокурова, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Окуджавы, Д. Самойлова, Н. Рубцова, А. Прасолова, О. Чухонцева, В. Соколова, Ю. Кузнецова, Б. Слуцкого, Б. Чичибабина, И. Бродского.


2



Самостоятельная работа обучающихся

Тематика самостоятельной работы:

Литература родного края.Михаил Львович Матусовский.Сведения из биографии.Вечные темы в творчестве М.Л. Матусовского. Стихотворения-песни «Вернулся я на Родину», «Люблю я надёжных и верных людей...», «На безымянной высоте», «И только потому мы победили», «Это было недавно», «Что так сердце растревожило», «Старый клён», «Летите, голуби, летите», «Ну почему ко мне ты равнодушна» и др. Книга воспоминаний «Семейный альбом». Значение творчества М.Л. Матусовского.


2


Самостоятельная работа обучающихся

Тематика самостоятельной работы:


Из зарубежной литературы.Эрнест Миллер Хемингуэй. Повесть-притча «Старик и море».

2

Тема 9.3. «Оттепель» - начало самовосстановления литературы.Творчество В.Т. Шаламова.


Автобиографичность «Колымских рассказов». Фиксация исключительного в состоянии исключительности.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Тематика самостоятельной работы:

Александр Исаевич Солженицын. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича». Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.


2





Самостоятельная работа обучающихся

Тематика самостоятельной работы:

«Городская проза» в литературе 50-80-х годов ХХ века.«Городская проза»: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Маканин. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.


2

Тема 9.4.Литература второй половины ХХ века. В.Г.Распутин.

«Живи и помни». Художественное изображение русского национального характера. Проблема личного выбора и ответственности.


2

Тема 9.5. Творчество В.П. Астафьева.

«Царь-рыба». Взаимоотношения человека и природы в романе.


2


Самостоятельная работа обучающихся

Тематика самостоятельной работы:

Александр Валентинович Вампилов.Пьеса-притча «Старший сын». Общечеловеческие проблемы добра, совести, справедливости, правды и лжи. Основные компоненты семейных отношений.

2










Раздел 10.Особенности развития литературы на рубеже XX-XXI веков

Содержание учебного материала


4


Тема 10.1.Литература последних десятилетий. В. Маканин.«Кавказский пленный».


Массовая и элитарная литература последних десятилетий. Новые формы, методы, проблемы, герои. Жанровые трансформации новейшей литературы. Отсутствие однонаправленных ориентиров. В. Маканин.«Кавказский пленный».


2

Тема 10.2.Творчество Л. Петрушевской, Л.Улицкой, Д. Быкова.

Л. Петрушевская. «Пуськибятые», «Новые Робинзоны».Л. Улицкая. «Казус Кукоцкого», сб. «Бедные родственники».Д. Быков.«Орфография», «Июнь», «Остромов, или Ученик чародея».


2


Самостоятельная работа обучающихся

Тематика самостоятельной работы:

Литература родного края. События 2014-2020 годов в произведениях писателей.Захар Прилепин (Евгений Николаевич Прилепин). (Обзор, чтение и анализ отдельных эпизодов произведения).«Письма с Донбасса» как первая хроника войны на Донбассе, «концентрированная и сухая правда о донбасской войне».


3


Практическое занятие:Итоговая работа по изученному материалу.

2

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет


2

Всего часов: 175













3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Тематический план учебной дисциплиныЛИТЕРАТУРА



Наименование разделов, тем

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося



Всего часов

вт.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов

вт.ч. курсовая работа (проект), часов

Всего часов

вт.ч. курсовая работа (проект), часов

1

2

3

4

5

5

7








Введение

1

-

-

-

-

-

литература ХІХ века







Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века

9

9

-

-

8

-

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

40

40

-

-

12

-

Поэзия второй половины XIX века

10

10

-

-

2


ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА







Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

2

2

-

-

-


Русская литература на рубеже веков

16

16

-

-

2

-

Особенности развития литературы 1920-х годов

5

5

2

-

2


Особенности развития литературы 1930 - начала 1940-х годов

10

10

-

-

10


Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

4

4

-

-

7


Особенности развития литературы в 1950-2000-е годы

10

10

-

-

12


Особенности развития литературы на рубеже XX-XXIвеков. Современная литературная ситуация

4

4

-

-

3


Итоговая практическая работа

4






Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет

2






Всего часов:

117

117



58













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.