12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вадим Викторович Мараховский32
0

Рабочая программа по физике. Базовый уровень. ФГОС СОО. 1 час в неделю

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), примерной основной образовательной программы среднего (полного) общего образования. Предлагаемая программа соответствует требованиям к результатам освоения общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования, фундаментальному ядру содержания общего образования.

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о научной картине мира – важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.

Освоение учебного предмета «Физика» направлено на развитие у обучающихся представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, на освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Физика» способствует формированию у обучающихся умений безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить естественно-научные исследования и эксперименты, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «Физика» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний физики в жизни основано на межпредметных связях с предметами: «Математика», «Информатика», «Химия», «Биология», «География», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Литература» и др.

Цель изучения физики

Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

· освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;


· овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

· воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

· использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Программа имеет следующую структуру:

Пояснительная записка с указанием цели и задач изучения данного предмета, специфики учебного предмета «Физика».

Общая характеристика учебного предмета «Физика».

Место предмета «Физика» в учебном плане.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения «Физики».

Содержание учебного предмета «Физика».

Тематическое планирование, содержащее основные виды деятельности.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса при изучении «Физики».

Общая характеристика учебного предмета «Физика».

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Особенностями изложения содержания курса являются:

единство и взаимосвязь всех разделов как результат последовательной детализации при изучении структуры вещества (от макро- до микромасштабов). В главе «Элементы астрофизики. Эволюция Вселенной» рассматривается обратная последовательность — от меньших масштабов к большим, что обеспечивает внутреннее единство курса;

отсутствие деления физики на классическую и современную (10 класс: специальная теория относительности рассматривается вслед за механикой Ньютона как ее обобщение на случай движения тел со скоростями, сравнимыми со скоростью света; 11 класс: квантовая теория определяет спектры излучения и поглощения высоких частот, исследует микромир);

доказательность изложения материала, базирующаяся на простых математических методах и качественных оценках (позволяющих получить, например, 10 класс: выражение для силы трения покоя и для амплитуды вынужденных колебаний маятника, оценить радиус черной дыры,

11 класс: оценить размер ядра, энергию связи электрона в атоме и нуклонов в ядре, критическую массу урана, величины зарядов кварков, число звезд в Галактике, примерный возраст Вселенной, параметры Вселенной в планковскую эпоху, критическую плотность Вселенной. относительный перевес вещества над антивеществом, массу Джинса, температур) и примерное время свечения Солнца, время возникновения реликтового излучения, плотность нейтронной звезды, число высокоразвитых цивилизаций во Вселенной);

максимальное использование корректных физических моделей и аналогий (модели: 10 класс— модели кристалла, электризации трением; 11 класс — сверхпроводимости, космологическая модель Фридмана, модель пространства, искривленного гравитацией. Аналогии: 10 класс — движения частиц в однородном гравитационном и электростатическом полях; 11 класс распространения механических и электромагнитных волн, давления идеального и фотонного газов);

обсуждение границ применимости всех изучаемых закономерностей (10 класс: законы Ньютона. Гука. Кулона, сложения скоростей. 11 класс: закон Ома. классическая теория электромагнитного излучения) и используемых моделей (материальная точка, идеальный газ и т. д.);

использование и возможная интерпретация современных научных данных: 11 класс: анизотропия реликтового излучения связывается с образованием астрономических структур (подобные исследования Джона Мазера и Джорджа Смута были удостоены Нобелевской премии по физике за 2006 год), на шести рисунках приведены в разных масштабах 3-D картинки Вселенной (полученные за последние годы с помощью космических телескопов);

рассмотрение принципа действия современных технических устройств (10 класс: светокопировальной машины, электростатического фильтра для очистки воздуха от пыли, клавиатуры компьютера, 11 класс: детектора металлических предметов, поезда на магнитной подушке, световода), прикладное использование физических явлений (10 класс: явление электризации трением в дактилоскопии. 11 класс: электрического разряда в плазменном дисплее);

общекультурный аспект физического знания, реализация идеи межпредметных связей (10 класс: симметрия в природе и живописи, упругие деформации в биологических тканях, физиологическое воздействие перегрузок на организм, существование электрического поля у рыб, 11 класс: физические принципы зрения, объяснение причин возникновения радиационных поясов Земли, выяснение вклада различных источников ионизирующего излучения в естественный радиационный фон, использование явления радиоактивною распада в изотопной хронологии, формулировка необходимых условий возникновения органической жизни на планете).

Система заданий, приведенных в учебниках, направлена на формирование готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей, умения применять знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения без-опасности жизнедеятельности.

Как в содержании учебного материала, так и в методическом аппарате учебников реализуется направленность на формирование у учащихся предметных, метапредметных и личностных результатов, универсальных учебных действий и ключевых компетенций. В учебниках приведены темы проектов, исследовательские задания, задания, направленные на формирование информационных умений учащихся, в том числе при работе с электронными ресурсами и Интернет-ресурсами.

Существенное внимание в курсе уделяется вопросам методологии физики и гносеологии (овладению универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработке теоретических моделей процессов или явлений).

Данная рабочая программа предполагает реализацию учебного материала следующих учебников и учебных пособий:

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М: Просвещение, 2020.

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 11 класс. Учебник для общеобразователь­ных организаций. М: Просвещение, 2020.

Место предмета в учебном плане


Предметные области

Учебные

предметы

Классы

Количество часов в неделю

Х

ХI


Всего

Обязательная часть

Естественно-научные предметы


Физика

1

1


2


Результаты освоения предмета

Планируемые личностные результаты освоения ООП

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Планируемые метапредметные результаты освоения программы

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты освоения программы

В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;

использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;

различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;

проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;

использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;

решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.



Содержание учебного предмета «Физика»

Физика и естественно-научный метод познания природы

Физика – фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический закон – границы применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура.

Механика

Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений.

Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона.

Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии. Работа силы.

Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов.

Механические колебания и волны. Превращения энергии при колебаниях. Энергия волны.

Молекулярная физика и термодинамика

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева–Клапейрона.

Агрегатные состояния вещества. Модель строения жидкостей.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых машин.

Электродинамика

Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор.

Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость.

Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Переменный ток. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур.

Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение.

Геометрическая оптика. Волновые свойства света.

Основы специальной теории относительности

Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.

Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра

Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.

Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер.

Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер.

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Строение Вселенной

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Классификация звезд. Звезды и источники их энергии.

Галактика. Представление о строении и эволюции Вселенной.





Тематическое планирование учебного предмета «Физика»

Наименование раздела/кол-во часов

Содержание предмета (темы уроков)

Основные виды деятельности на уроке

10 класс

Физика и естественно-научный метод познания природы (1 час)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты.

Узнают:

- Физика – фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический закон – границы применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура.

Формируют умения постановки целей деятельности, планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, развивают способности ясно и точно излагать свои мысли. Производят измерения физических величин. Высказывают гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Предлагают модели явлений. Указывают границы применимости физических законов.

Механика

(11 часов)

Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений.

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Графики прямолинейного движения. Решение задач по теме «Уравнение равномерного движения»

Скорость при неравномерном движении Прямолинейное равноускоренное движение.

Решение задач по теме «Прямолинейное движение»

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»

Первый закон Ньютона Второй и третий законы Ньютона

Силы в природе

Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

Работа силы. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии.

Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов.

Контрольная работа №2 по теме «Законы сохранения в механике»

Представляют механическое движение тела уравнениями зависимости координат и проекций скорости от времени. Представляют механическое движение тела графиками зависимости координат и проекций скорости от времени. Определяют координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. Приобретают опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей.

Применяют полученные знания к решению задач, используя межпредметные связи физики и математики

Узнают:

Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона.

Измеряют массу тела. Измеряют силы взаимодействия тел.

Вычисляют значения сил по известным значениям масс взаимодействующих тел и их ускорений. Вычисляют значения ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел.

Применяют закон сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях.

Вычисляют работу сил и изменение кинетической энергии тела. Вычисляют потенциальную энергию тел в гравитационном поле. Находят потенциальную энергию упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Применяют закон сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости.

Определяют тип движения твердого тела;

формулируют условие статического равновесия для поступательного движения

Измеряют положение центра тяжести тел;

формулируют условие статического равновесия для вращательного движения

Вычисляют координаты центра масс различных тел

Молекулярная физика и термодинамика

(9 часов)

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные доказательства.

Модель идеального газа. Давление газа. Основное уравнение МКТ

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева–Клапейрона. Газовые законы

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха

Агрегатные состояния вещества. Модель строения жидкостей.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики.

Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых машин.

Контрольная работа №3 по теме «Основы термодинамики»

Выполняют эксперименты, служащие обоснованию молекулярно-

кинетической теории. Различают основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твердых тел.

Решают задачи с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов.

Распознают тепловые явления и объясняют основные свойства или условия протекания этих явлений.

Определяют параметры вещества в газообразном состоянии на основании уравнения идеального газа.

Представляют графики изопроцессов.

Измеряют влажность воздуха.

Понимают протекание превращений агрегатных состояний. Распознают разницу между кристаллическими и аморфными телами.

Рассчитывают количество теплоты, необходимой для осуществления заданного процесса с теплопередачей.

Рассчитывают количество теплоты, необходимой для осуществления процесса превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое. Рассчитывают изменения внутренней энергии тел, работу и переданное количество теплоты на основании первого закона термодинамики.

Узнают:

Принцип действия тепловых двигателей. Роль холодильника. КПД теплового двигателя. Максимальное значение КПД тепловых двигателей.

Применяют полученные знания к решению задач

Электродинамика

(13 часов)

Что такое электродинамика. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Закон Кулона

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов.

Конденсатор. Назначение, устройство и виды конденсаторов.

Контрольная работа №4 по теме «Основы электростатики»

Постоянный электрический ток. Сила тока. Условия существования тока. Закон Ома для участка цепи.

Зависимость сопротивления от геометрических размеров проводника. Последовательное и параллельное соединение проводников.

Работа и мощность электрического тока.

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Контрольная работа №5 по теме «Законы постоянного тока»

Электрический ток в проводниках, электролитах. Сверхпроводимость.

Электрический ток в полупроводниках.

Электрический ток в газах.

Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Электрический ток в вакууме.

Вычисляют силы взаимодействия точечных электрических зарядов.

Вычисляют напряженность электрического поля точечного электрического заряда.

Вычисляют потенциал электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов.

Вычисляют энергию электрического поля заряженного конденсатора

Применяют полученные знания при решении задач

Выполняют расчеты сил токов и напряжений на участках электрических цепей.

Выполняют расчеты сопротивления проводника из данного материала.

Измеряют мощность электрического тока, производят расчеты при помощи различных формул работы и мощности. Вычисляют КПД.

Измеряют ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

Используют знания об электрическом токе в различных средах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,

для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде.



11 класс

Электродинамика

(17 часов)

Магнитное поле, его свойства.

Индукция магнитного поля.

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера

Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Сила Лоренца

Явление электромагнитной индукции.

Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции.

Направление индукционного тока. Правило Ленца

Магнитные свойства вещества.

Электромагнитное поле. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля.

Контрольная работа №1. «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».

Электромагнитные колебания.

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

Переменный электрический ток. Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.

Контрольная работа №2. «Механические и электромагнитные колебания».

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн.

Принципы радиосвязи и телевидения. Радио- и СВЧ-волны в средствах связи.

Радиотелефонная связь, радиовещание

Контрольная работа №3. «Механические и электромагнитные волны».

Скорость света. Геометрическая оптика.

Закон отражения света. Закон преломления света

Линза.

Построение изображений, даваемых линзой.

Формула тонкой линзы. Решение задач.

Волновые свойства света. Дисперсия света.

Интерференция света.

Дифракция света.

Дифракционная решетка.

Измерение длины световой волны.

Поляризация света.

Контрольная работа №4. «Оптика. Световые волны».

Наблюдать взаимодействие постоянных магнитов;

наблюдать опыты, доказывающие существование магнитного поля

вокруг проводника с током;

определять направление линий магнитной индукции, используя правило буравчика;

наблюдать и исследовать действие магнитного поля на проводник с током;

исследовать зависимость силы,

действующей на проводник, от направления тока в нем и от направления вектора магнитной индукции;

объяснять принцип действия электроизмерительного прибора и электродвигателя постоянного тока;

вычислять силу, действующую на электрический заряд, движущийся в магнитном поле;

приводить примеры использования заряженных частиц в технике;

наблюдать и анализировать взаимодействие двух параллельных токов;

вычислять магнитный поток;

вычислять индуктивность катушки, энергию магнитного поля;

анализировать особенности магнитного поля в веществе;

приводить примеры использования ферромагнетизма в технических устройствах;

наблюдать явление электромагнитной индукции;

наблюдать возникновение индукционного тока при замыкании и размыкании цепи;

приводить примеры использования электромагнитной индукции в современных технических устройствах;

применять полученные знания к решению задач

- Анализировать перераспределение энергии при колебаниях в колебательном контуре

Объяснять принцип действия генератора переменного тока;

рассказывать о назначении, устройстве и принципе действия трансформатора и его применении;

оценивать потери электроэнергии в линиях электропередачи

Применять полученные знания к решению задач

Сравнивать механические и электромагнитные волны по их характеристикам;

наблюдать явление поляризации электромагнитных волн;

вычислять длину волн

Оценивать роль России в развитии радиосвязи;

собирать детекторный радиоприемник;

осуществлять радиопередачу и радиоприем

Применять полученные знания к решению задач

Исследовать свойства изображения предмета в плоском зеркале;

наблюдать преломление и полное внутреннее отражение света;

- сравнивать явления отражения света и полного внутреннего отражения;

строить ход лучей на границе раздела сред и изображения источника;

классифицировать типы линз;

строить ход лучей в собирающей линзе;

строить изображение предмета в линзе;

строить ход лучей в рассеивающей линзе;

анализировать устройство оптической системы глаза;

оценивать расстояние наилучшего зрения;

исследовать и анализировать свое зрение

Наблюдать дисперсию света;

наблюдать разложение белого света в спектр;

Определять условия когерентности волн;

наблюдать интерференцию света

наблюдать дифракцию света;

знакомиться с дифракционной решеткой как оптическим прибором

и с ее помощью измерить длину световой волны;

доказывать поперечность световых волн;

объяснять явление поляризации света;

приводить примеры проявления в природе и практических применений в технике

Механика (3 часа)

Механические колебания. Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний.

Превращение энергии при колебаниях.

Гармонические колебания.

Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.

Механические волны. Распространение механических волн. Энергия волны

Объяснять процесс колебаний маятника;

анализировать условия возникновения свободных колебаний математического и пружинного маятников;

наблюдать и анализировать разные виды колебаний;

анализировать процесс колебания пружинного маятника с точки зрения

сохранения и превращения энергии;

сравнивать свободные и вынужденные колебания по их характеристикам;

описывать явление резонанса;

представлять графически резонансные кривые

Исследовать условия возникновения упругой волны;

наблюдать возникновение и распространение продольных волн;

сравнивать поперечные и продольные волны;

наблюдать возникновение и распространение поперечных волн, отражение волн от препятствий

Основы специальной теории относительности

(4 часа)

Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Релятивистский закон сложения скоростей.

Релятивистская динамика.

Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.

Виды излучений.

Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров.

Спектральный анализ.

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение.

Формулировать постулаты специальной теории относительности;

определять время в разных системах отсчета;

связывать между собой промежутки времени в разных ИСО;

применять релятивистский закон сложения скоростей к решению задач;

рассчитывать энергию покоя и энергию связи системы тел

Наблюдать сплошной и линейчатый спектры испускания;

наблюдать сплошной и линейчатые

спектры испускания;

называть условия образования

сплошных и линейчатых спектров испускания;

Характеризовать диапазоны длин

волн (частот) спектра электромагнитных волн;

называть основные источники

излучения соответствующих диапазонах длин волн (частот);

представлять доклады, сообщения, презентации

Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра

(7 часов)

Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.

Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Виды радиоактивных превращений атомных ядер.

Изотопы. Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер.

Ядерные силы.

Закон радиоактивного распада.

Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер.

Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии.

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Контрольная работа №5. «Световые кванты. Физика атомного ядра».

Формулировать квантовую гипотезу Планка;

наблюдать фотоэлектрический

эффект;

формулировать законы фотоэффекта;

рассчитывать максимальную кинетическую энергию электронов при фотоэффекте;

приводить доказательства наличия у света корпускулярно-волнового дуализма свойств

Обсуждать результат опыта

Резерфорда;

обсуждать физический смысл

теории Бора;

сравнивать свободные и связанные состояния электрона;

исследовать линейчатый спектр атома водорода;

рассчитывать частоту и длину

волны испускаемого света при переходе атома из одного стационарного состояния в другое

Определять зарядовое и массовое

число атомного ядра по таблице Менделеева;

вычислять энергию связи нуклонов в ядре и энергию, выделяющуюся при ядерных реакциях

выявлять причины естественной радиоактивности;

определять период полураспада радиоактивного элемента;

сравнивать активности различных веществ;

определять продукты ядерной реакции деления;

оценивать энергетический выход для реакции деления, критическую массу 235U;

описывать устройство и принцип действия АЭС;

Оценивать перспективы развития термоядерной энергетики;

описывать действие радиоактивных излучений различных типов на живой организм;

объяснять возможности использования радиоактивного излучения в научных исследованиях и на практике

Классифицировать элементарные частицы на фермионы и бозоны, частицы и античастицы;

классифицировать элементарные частицы на частицы, участвующие

в сильном взаимодействии и не участвующие в нем;

классифицировать адроны и их структуру;

характеризовать ароматы кварков;

перечислять цветовые заряды кварков;

классифицировать глюоны

Применять полученные знания к решению задач

Строение Вселенной

(3 часа)

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.

Классификация звезд. Звезды и источники их энергии.

Галактика. Представление о строении и эволюции Вселенной.

Использовать Интернет для поиска изображений астрономических структур;

классифицировать периоды эволюции Вселенной;

оценивать возраст звезд по их массе, связывать синтез тяжелых элементов в звездах с их расположением в таблице Менделеева







Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса при изучении «Физики»

Наименование

Количество


Книгопечатная продукция: основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература

Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2006.-366с.

Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А. П. - 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 192 с.

Самостоятельные и контрольные работы. Физика. Кирик, Л. А П.-М.:Илекса,2005.

Экспериментальные задания по физике. 9—11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. — М.: Вербум-М, 2001. — 208 с.

Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1979. — 287 с.

Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. - М.: Просвещение: Учеб, лит., 1996. - 368 с.

Физика. 10 класс: поурочные планы по учебнику Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, Н. Н. Сотского «Физика. 10 класс»/ авт.-сост. Г. В. Маркина, С. В. Боброва. - Волгоград: Учитель, 2008. -302 с.

Поурочное планирование по физике к Единому Государственному Экзамену/ Н.И. Одинцова, Л.А. Прояненкова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009 г.

Контрольные работы по физике 10 – 11 классы: Кн. Для учителя/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 2-е изд. М.: Просвещение.

Единый государственный экзамен: Физика: Сборник заданий / Г.Г.Никифоров, В.А.Орлов, Н.К.Ханнанов. – М.:Просвещение,Эксмо,2006. 240 с.

Готовимся к единому государственному экзамену. Физика А. Н. Москалев, Г. А. Никулова. — 3-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2007. — 224 с.





30



30



15


10



1




10





1


1



10


1



1

2

Дидактические материалы

1. Рыкмевич А.П., сборник задач по физике. Для 9-11 классов средней школы. - М.:Просвещение 1992.

2. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. Задания для итогового контроля учащихся по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях. – М.:Просвещение 1995.

3. Бурова, В. А. Дика Ю.И. Практикум по Физике в средней школе М.: Просвещения 1987.


30


10



10

3

Информационно-коммуникационные и технические средства обучения

Персональный компьютер.

Медиапроектор.

Интерактивная доска




1

1

1

4

Цифровые образовательные ресур

1. Физика 7-11 класс «Новый диск»

2. Движение и взаимодействие тел. Движение и силы.

3. Молекулярная структура материи. Внутренняя энергия.

4. Работа. Мощность. Энергия. Гравитация. Закон сохранения энергии.

5. Электрические поля. Магнитные поля.

6. Электрический ток. Получение и передача электроэнергии.

7. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 10 класс.

8. Видеозадачник по физике Кирилла и Мефодия.

9. Экспериментальные задачи лабораторного физического практикума Кирилла и Мефодия.

10. Сдаем ЕГЭ. Репетитор. Физика.


1

1

1

1


1

1

1

1


1

1


5

Учебно-практическое оборудование

1. Выпрямитель переменного тока в-24

2. Генератор звуковой частоты

3. Груз наборный на 1 кг

4. Комплект посуды и принадлежностей

5. Комплект проводов соединительных

6. Машина электрофорная

7. Насос вакуумный с тарелкой, манометром и колпаком

8. Насос воздушный ручной

9. Плитка электрическая

10. Столик подъемный

11. Трансформатор универсальный

12. Штатив универсальный

Приборы демонстрационные

Измерительные приборы и принадлежности

Амперметр с гальванометром демонстрационный

Барометр-анероид

Весы технические демонстрационные вт-2-200

Вольтметр с гальванометром демонстрационный

Гигрометр

Динамометр демонстрационный

Дозиметр

Зажимы винтовые

Зажимы пружинные

Линейка масштабная демонстрационная

Манометр жидкостный открытый демонстрационный

Манометр металлический

Мультиметр

Осциллограф электронный

Психрометр

Спиртовка / горелка

Счетчик-секундомер электронный

Термометр демонстрационный

К разделу «механика»

Ведерко Архимеда + стакан отливной

Гироскоп

Камертоны на резонирующих ящиках с молоточком

Комплект “вращение”

Комплект блоков (набор полиспастов)

Комплект легкоподвижных тележек

Машина Атвуда

Машина волновая

Маятник максвелла

Модель насоса

Модель ракеты

Набор капилляров

Набор по статике с магнитными держателями

Пистолет двусторонний баллистический

Пресс гидравлический

Прибор для демонстрации преобразования энергии в работу

Прибор для демонстрации атмосферного давления

Прибор для демонстрации видов деформации

Прибор для демонстрации видов равновесия

Прибор для демонстрации волновых явлений

Прибор для демонстрации давления в жидкости

Прибор для демонстрации закона сохранения импульса

Прибор для демонстрации невесомости

Прибор для измерения ускорения свободного падения

Призма наклоняющаяся с отвесом

Рычаг демонстрационный

Сосуды сообщающиеся

Трибометр демонстрационный

Трубка ньютона

Шар паскаля

К разделу «молекулярная физика и термодинамика»

Модель двигателя внутреннего сгорания

Набор капилляров

Огниво воздушное

Прибор для демонстрации поверхностного натяжения

Прибор для изучения газовых законов

Прибор для сравнения теплоемкости тел

Теплоприемник

Трубка для демонстрации конвекции в жидкости

Цилиндры свинцовые со стругом

Шар для взвешивания воздуха

Шар с кольцом

К разделу «электродинамика»

Генератор переменного тока

Генератор высокого напряжения

Звонок демонстрационный

Комплект для демонстрации законов геометрической оптики

Комплект для демонстрации магнитных полей

Комплект радиоприемник

Конденсатор переменной емкости

Конденсатор разборный

Машина электрическая обратимая

Маятник электростатический

Модель молекулярного строения магнита

Мотор Франклина

Набор для демонстрации электрических полей

Офр -5

Палочки из стекла и эбонита

Прибор для демонстрации вихревых токов

Прибор для демонстрации рамки в магнитном поле

Прибор для демонстрации зависимости сопротивления от температуры

Прибор для изучения магнитного поля земли

Прибор для изучения правила ленца

Прибор для передачи электрической энергии

Реостат ползунковый рпш-2

Султаны электрические

Трансформатор универсальный

Шарик проводящий в электрическом поле

Штативы изолирующие (пара)

Электромагнит разборный демонстрационный

Электрометры с принадлежностями (комплект)

К разделу «квантовая физика»

Комплект для демонстрации фотоэффекта

Набор по измерению постоянной планка

Прибор для демонстрации счетчика гейгера

Фотореле демонстрационное

Таблицы

От большого взрыва до наших дней

Физика 7 класс

Физика 8 класс

Физика 9 класс

Кинематика. Динамика

Законы сохранения в механике

Молекулярно-кинетическая теория

Термодинамика

Электростатика

Электродинамика

Электрический ток

Электрический ток в различных средах

Колебания и волны

Геометрическая оптика

Волновая оптика

Физика атомного ядра

Квантовая физика

К разделу “астрономия”

Карта звездного неба

Приборы лабораторные

Приборы для фронтальных лабораторных работ

Амперметр лабораторный “учебный” (0-2 а)

Весы учебные с гирями вуг

Вольтметр лабораторный “учебный” (0-6 в)

Динамометр учебный 4 н

Желоб лабораторный

Источник электропитания ву-4

Калориметр

Катушка-моток

Ключ замыкания тока

Компас

Комплект по оптике

Комплект проводов соединительных

Магнит дугообразный

Магнит прямой

Миллиамперметр ма-2,5 (-5 -0- 5 ма)

Модель электродвигателя

Набор грузов по механике нгм

Набор для измерения модуля упругости

Набор по механике

Набор по электричеству

Набор по электродинамике

Набор по электролизу

Набор пружин

Набор резисторов

Набор тел для калориметра

Набор тел равной массы

Пластина стеклянная (призма) с косыми гранями

Прибор для измерения длины световой волны

Прибор для изучения закона Бойля-Мариотта

Реостат ползунковый рп-6

Рычаг-линейка

Термометр лабораторный (0-100о)

Трибометр лабораторный

Цилиндр измерительный (100 мл)

Шарик диаметром 25 мм

Штатив для фронтальных работ

Электромагнит разборный с деталями

Электроосветитель с колпачком


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15



1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1



15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15



При изучении предмета «Физика» используются следующие формы контроля:

фронтальный опрос

фронтальная беседа

тестирование

самостоятельная работа

лабораторная работа

контрольная работа (в т.ч. в формате ЕГЭ)

Календарно-тематическое планирование по физике 10 класс (базовый уровень) (приложение к рабочей программе)



Наименование разделов и тем

Тема урока

Количество

часов

Основные виды деятельности обучающихся

Форма

контроля


Дата


План


Факт

Физика и естественно-научный метод познания природы

(1 час)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты.

1

Узнают:

- Физика – фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический закон – границы применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура.

Формируют умения постановки целей деятельности, планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, развивают способности ясно и точно излагать свои мысли. Производят измерения физических величин. Высказывают гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Предлагают модели явлений. Указывают границы применимости физических законов.

Фронтальная беседа



Механика

(11 часов)

Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений.

1

Представляют механическое движение тела уравнениями зависимости координат и проекций скорости от времени. Представляют механическое движение тела графиками зависимости координат и проекций скорости от времени. Определяют координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. Приобретают опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей.

Фронтальная беседа




Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Графики прямолинейного движения. Решение задач по теме «Уравнение равномерного движения»

1

Фронтальный опрос




Скорость при неравномерном движении Прямолинейное равноускоренное движение.

1

Тест




Решение задач по теме «Прямолинейное движение»

1

Применяют полученные знания к решению задач, используя межпредметные связи физики и математики

Самостоятельная работа




Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»

1

Применяют полученные знания

к решению задач

Контрольная работа




Первый закон Ньютона Второй и третий законы Ньютона

1

Узнают:

Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона.

Измеряют массу тела. Измеряют силы взаимодействия тел.

Вычисляют значения сил по известным значениям масс взаимодействующих тел и их ускорений. Вычисляют значения ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел.

Фронтальная беседа




Силы в природе

1

Самостоятельная работа




Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

1

Применяют закон сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях.

Тест




Работа силы. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии.

1

Вычисляют работу сил и изменение кинетической энергии тела. Вычисляют потенциальную энергию тел в гравитационном поле. Находят потенциальную энергию упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Применяют закон сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости.

Фронтальный опрос




Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов.

1

Определяют тип движения твердого тела;

формулируют условие статического равновесия для поступательного движения

Измеряют положение центра тяжести тел;

формулируют условие статического равновесия для вращательного движения

Вычисляют координаты центра

масс различных тел

Фронтальный опрос




Контрольная работа №2 по теме «Законы сохранения в механике»

1

Применяют полученные знания к решению задач

Контрольная работа



Молекулярная физика и термодинамика

(9 часов)

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные доказательства.

1

Выполняют

эксперименты, служащие обоснованию молекулярно-

кинетической теории. Различают основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твердых тел.

Фронтальная беседа




Модель идеального газа. Давление газа. Основное уравнение МКТ

1

Решают задачи с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов.

Фронтальный опрос




Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.

1

Распознают тепловые явления и объясняют основные свойства или условия протекания этих явлений.

Тест




Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева–Клапейрона. Газовые законы

1

Определяют параметры вещества в газообразном состоянии на основании уравнения идеального газа.

Представляют графики изопроцессов.

Самостоятельная работа




Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха

1

Измеряют влажность воздуха.

Фронтальный опрос




Агрегатные состояния вещества. Модель строения жидкостей.

1

Понимают протекание превращений агрегатных состояний. Распознают разницу между кристаллическими и аморфными телами.

Тест




Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики.

1

Рассчитывают количество теплоты, необходимой для осуществления заданного процесса с теплопередачей.

Рассчитывают количество теплоты, необходимой для осуществления процесса превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое. Рассчитывают изменения внутренней энергии тел, работу и переданное количество теплоты на основании первого закона термодинамики.

Самостоятельная работа




Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых машин.

1

Узнают:

Принцип действия тепловых двигателей. Роль холодильника. КПД теплового двигателя. Максимальное значение КПД тепловых двигателей.

Тест




Контрольная работа №3 по теме «Основы термодинамики»

1


Контрольная работа



Электродинамика

(13 часов)

Что такое электродинамика. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Закон Кулона

1

Вычисляют силы взаимодействия точечных электрических зарядов.

Фронтальная беседа




Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

1

Вычисляют напряженность электрического поля точечного электрического заряда.

Фронтальный опрос




Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов.

1

Вычисляют потенциал электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов.

Тест




Конденсатор. Назначение, устройство и виды конденсаторов.

1

Вычисляют энергию электрического поля заряженного конденсатора

Самостоятельная работа




Контрольная работа №4 по теме «Основы электростатики»

1

Применяют полученные знания при решении задач

Контрольная работа




Постоянный электрический ток. Сила тока. Условия существования тока. Закон Ома для участка цепи.

1

Выполняют расчеты сил токов и напряжений на участках электрических цепей.

Фронтальная беседа




Зависимость сопротивления от геометрических размеров проводника. Последовательное и параллельное соединение проводников.

1

Выполняют расчеты сопротивления проводника из данного материала.

Фронтальный опрос




Работа и мощность электрического тока.

1

Измеряют мощность электрического тока, производят расчеты при помощи различных формул работы и мощности. Вычисляют КПД.

Тест




Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

1

Измеряют ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

Самостоятельная работа




Контрольная работа №5 по теме «Законы постоянного тока»

1


Контрольная работа




Электрический ток в проводниках, электролитах. Сверхпроводимость.

1

Используют знания об электрическом токе в различных средах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,

для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде.

Фронтальная беседа




Электрический ток в полупроводниках.


1

Фронтальный опрос




Электрический ток в газах.

Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Электрический ток в вакууме.

1

Фронтальная беседа



























Календарно-тематическое планирование 11 класс (базовый уровень) (приложение к рабочей программе)



Наименование разделов и тем

Тема урока

Количество

часов

Основные виды деятельности обучающихся

Форма

контроля


Дата


План


Факт

Электродинамика (продолжение)

(6 часов)

Магнитное поле, его свойства.

Индукция магнитного поля.

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера

1

Наблюдать взаимодействие постоянных магнитов;

наблюдать опыты, доказывающие

существование магнитного поля

вокруг проводника с током;

определять направление линий магнитной индукции, используя правило буравчика;

наблюдать и исследовать действие магнитного поля на проводник с током;

исследовать зависимость силы,

действующей на проводник, от направления тока в нем и от направления вектора магнитной индукции;

объяснять принцип действия электроизмерительного прибора и электродвигателя постоянного тока;

вычислять силу, действующую на электрический заряд, движущийся в магнитном поле;

приводить примеры использования заряженных частиц в технике;

наблюдать и анализировать

взаимодействие двух параллельных токов;

вычислять магнитный поток;

вычислять индуктивность

катушки, энергию магнитного поля;

анализировать особенности

магнитного поля в веществе;

приводить примеры использования ферромагнетизма в технических устройствах;

наблюдать явление электромагнитной индукции;

наблюдать возникновение индукционного тока при замыкании и размыкании цепи;

приводить примеры использования электромагнитной индукции в современных технических устройствах;

применять полученные знания

к решению задач

Фронтальная беседа




Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Сила Лоренца

1

Фронтальный опрос




Явление электромагнитной индукции.

Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции.

Направление индукционного тока. Правило Ленца

1

Тест




Магнитные свойства вещества.

1

Фронтальная беседа




Электромагнитное поле. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля.

1

Фронтальный опрос




Контрольная работа №1. «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».

1

Контрольная работа



Механика (2 часа)

Механические колебания. Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний.

Превращение энергии при колебаниях.

Гармонические колебания.

1

Объяснять процесс колебаний маятника;

анализировать условия возникновения свободных колебаний математического и пружинного маятников;

наблюдать и анализировать разные виды колебаний;

анализировать процесс колебания

пружинного маятника с точки зрения

сохранения и превращения энергии;

сравнивать свободные и вынужденные колебания по их характеристикам;

описывать явление резонанса;

представлять графически резонансные кривые

Фронтальная беседа




Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.

1

Самостоятельная работа



Электродинамика (3 часа)

Электромагнитные колебания.

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

1

Анализировать перераспределение

энергии при колебаниях в колебательном контуре

Фронтальный опрос




Переменный электрический ток. Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.

1

Объяснять принцип действия генератора переменного тока;

рассказывать о назначении, устройстве и принципе действия трансформатора и его применении;

оценивать потери электроэнергиив линиях электропередачи

Самостоятельная работа




Контрольная работа №2. «Механические и электромагнитные колебания».

1

Применять полученные знания

к решению задач

Контрольная работа



Механика (1 час)

Механические волны. Распространение механических волн. Энергия волны

1

Исследовать условия возникновения упругой волны;

наблюдать возникновение и распространение продольных волн;

сравнивать поперечные и продольные волны;

наблюдать возникновение и распространение поперечных волн, отражение волн от препятствий

Фронтальная беседа



Электродинамика (8 часов)

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн.

1

Сравнивать механические и электромагнитные волны по их характеристикам;

наблюдать явление поляризации

электромагнитных волн;

вычислять длину волн

Тест




Принципы радиосвязи и телевидения. Радио- и СВЧ-волны в средствах связи.

Радиотелефонная связь, радиовещание

1

Оценивать роль России в развитии радиосвязи;

собирать детекторный радиоприемник;

осуществлять радиопередачу и радиоприем

Фронтальная беседа




Контрольная работа №3. «Механические и электромагнитные волны».

1

Применять полученные знания

к решению задач

Контрольная работа




Скорость света. Геометрическая оптика.

Закон отражения света. Закон преломления света

1

Исследовать свойства изображения предмета в плоском зеркале;

наблюдать преломление и полное

внутреннее отражение света;

- сравнивать явления отражения

света и полного внутреннего отражения;

строить ход лучей на границе раздела сред и изображения источника;

классифицировать типы линз;

строить ход лучей в собирающей линзе;

строить изображение предмета в линзе;

строить ход лучей в рассеивающей линзе;

анализировать устройство оптической системы глаза;

оценивать расстояние наилучшего

зрения;

исследовать и анализировать свое

зрение

Фронтальная беседа




Линза.

Построение изображений, даваемых линзой.

Формула тонкой линзы. Решение задач.

1

Самостоятельная работа




Волновые свойства света. Дисперсия света.

Интерференция света.

Дифракция света.

1

Наблюдать дисперсию света;

наблюдать разложение белого света в спектр;

Определять условия когерентности волн;

наблюдать интерференцию света

наблюдать дифракцию света;

знакомиться с дифракционной решеткой как оптическим прибором

и с ее помощью измерить длину световой волны;

доказывать поперечность световых волн;

объяснять явление поляризации света;

приводить примеры проявления в природе и практических применений в технике

Тест




Дифракционная решетка.

Измерение длины световой волны.

Поляризация света.

1

Фронтальный опрос




Контрольная работа №4. «Оптика. Световые волны».

1

Применять полученные знания к решению задач

Контрольная работа



Основы специальной теории относительности

(4 часа)

Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Релятивистский закон сложения скоростей.

1

Формулировать постулаты специальной теории относительности;

определять время в разных системах отсчета;

связывать между собой промежутки времени в разных ИСО;

применять релятивистский закон

сложения скоростей к решению задач;

рассчитывать энергию покоя

и энергию связи системы тел

Фронтальная беседа




Релятивистская динамика.

Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.

1

Тест




Виды излучений.

Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров.

Спектральный анализ.

1

Наблюдать сплошной и линейчатый спектры испускания;

наблюдать сплошной и линейчатые

спектры испускания;

называть условия образования

сплошных и линейчатых спектров испускания;

Фронтальная беседа




Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение.

1

Характеризовать диапазоны длин

волн (частот) спектра электромагнитных волн;

называть основные источники

излучения соответствующих диапазонах длин волн (частот);

представлять доклады, сообщения, презентации

Фронтальная беседа



Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра

(7 часов)

Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

1

Формулировать квантовую гипотезу Планка;

наблюдать фотоэлектрический

эффект;

формулировать законы фотоэффекта;

рассчитывать максимальную кинетическую энергию электронов при фотоэффекте;

приводить доказательства наличия у света корпускулярно-волнового дуализма свойств

Тест




Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.

1

Обсуждать результат опыта

Резерфорда;

обсуждать физический смысл

теории Бора;

сравнивать свободные и связанные состояния электрона;

исследовать линейчатый спектр атома водорода;

рассчитывать частоту и длину

волны испускаемого света при переходе атома из одного стационарного состояния в другое

Самостоятельная работа




Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Виды радиоактивных превращений атомных ядер.

1

Определять зарядовое и массовое

число атомного ядра по таблице Менделеева;

вычислять энергию связи нуклонов в ядре и энергию, выделяющуюся при ядерных реакциях

выявлять причины естественной радиоактивности;

определять период полураспада радиоактивного элемента;

сравнивать активности различных веществ;

определять продукты ядерной реакции деления;

оценивать энергетический выход для реакции деления, критическую массу 235U;

описывать устройство и принцип действия АЭС;

Оценивать перспективы развития термоядерной энергетики;

описывать действие радиоактивных излучений различных типов на живой организм;

объяснять возможности использования радиоактивного излучения в научных исследованиях и на практике

Фронтальная беседа




Изотопы. Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер.

Ядерные силы.

Закон радиоактивного распада.

1

Фронтальный опрос




Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер.

Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии.

1

Тест




Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

1

Классифицировать элементарные частицы на фермионы и бозоны, частицы и античастицы;

классифицировать элементарные частицы на частицы, участвующие

в сильном взаимодействии и не участвующие в нем;

классифицировать адроны и их структуру;

характеризовать ароматы кварков;

перечислять цветовые заряды кварков;

классифицировать глюоны

Фронтальная беседа




Контрольная работа №5. «Световые кванты. Физика атомного ядра».

1

Применять полученные знания к решению задач

Контрольная работа



Строение Вселенной

(3 часа)

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.

1

Использовать Интернет для поиска изображений астрономических структур;

классифицировать периоды эволюции Вселенной;

оценивать возраст звезд по их массе, связывать синтез тяжелых элементов в звездах с их расположением в таблице Менделеева

Фронтальная беседа




Классификация звезд. Звезды и источники их энергии.

1

Фронтальный опрос




Галактика. Представление о строении и эволюции Вселенной.

1

Тест







Опубликовано


Комментарии (1)

Вадим Викторович Мараховский, 07.11.21 в 12:07 1Ответить Пожаловаться
Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС СОО. Подойдет для классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.