12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шамукаев Салай Милаевич1017
Россия, Башкирская респ., Бирск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Старопетрово муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО

Руководитель РМО учителей физики

______________ /Ематина О.И. /

30 августа 2014 года

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ /Плотникова И.В./

30 августа 2014 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ с. Старопетрово ______________ /Резнов В.В./

Приказ № 189-К от 30 августа 2014 г.


 

Рабочая программа

по физике для 11 класса

на 2015-2016 учебный год

Составил учитель физики

Шамукаев Салай Милаевич

 

Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла МБОУ СОШ с. Старопетрово

Протокол № 1 от 29 августа 2014 года

Руководитель ШМО __________/Аликова Н. А. /


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089)

-Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ № 107-К от 10.04.2014 г. МБОУ СОШ с. Старопетрово о перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году; -Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10; -Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с. Старопетрово; -Учебный план среднего (полного) общего образования для 10-11 классов МБОУ СОШ с. Старопетрово на 2014-2015 учебный год. Приказ №185-К от 30.08.2014г; -Годовой учебный календарный график МБОУ СОШ С. Старопетрово на 2014-2015 учебный год. Приказ №184-К от 30.08.2014г; -Положение о разработке и утверждении рабочих программ педагогическими работниками МБОУ СОШ с. Старопетрово. Приказ №189-К от 30.08.2014г.

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

- Примерная программа среднего общего(полного) образования по физике X-XI классы - http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm

-Программы образовательных учреждений. Физика 10-11 классы. В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова. Москва. Просвещение. 2007 (Программа составлена на основе программы автора Г.Я. Мякишева Программы общеобразовательных учреждений . Физика . Астрономия 7-11 классы. Москва. Дрофа. 2002.)

Сведения об УМК

Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК Г.Я Мякишев,Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин. Физика 11 класс. Москва. Просвещение. 2013 г.

Цель и задачи учебного предмета

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и

строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания курса физики в основ­ной школе определяются спецификой физики как науки. По­нятие «ценности» включает единство объективного (сам объ­ект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ве­дущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, форми­руемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется:

в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

в осознании ценности физических методов исследования жи­вой и неживой природы;

в понимании сложности и противоречивости самого про­цесса познания как извечного стремления к Истине.

В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жиз­ни, а ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование:

уважительного отношения к созидательной, творческой дея­тельности;

понимания необходимости эффективного и безопасного ис­пользования различных технических устройств;

потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

сознательного выбора будущей профессиональной деятель­ности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют про­цесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация на­правлена на воспитание у учащихся:

правильного использования физической терминологии и символики;

потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

способности открыто выражать и аргументированно отстаи­вать свою точку зрения.

Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В 11 классе отводится 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

ФГОС основного и среднего общего образования провозглашают в качестве целевых ориентиров общего образо-

вания достижение совокупности личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

воспитание Российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, сформированность познавательных интересов на основе раз­вития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; формирование ценностного отношения к культурному наследию Республики Башкортостан.

.

положительное отношение к российской физической науке;

готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами обучения физике в средней школе являются:

использование умений различных видов познавательной деятельности (наблюдение, эксперимент, работа с книгой, решение проблем, знаково-символическое оперирование информацией и др.);

применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование, экспериментирование и др.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

владение интеллектуальными операциями — формулирование гипотез, анализ, синтез, оценка, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогии — в межпредметном и метапредметном контекстах;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации (проявление инновационной

активности);

умение определять цели, задачи деятельности, находить и выбирать средства достижения цели, реализовывать их и проводить коррекцию деятельности по реализации цели;

использование различных источников для получения физической информации;

умение выстраивать эффективную коммуникацию.

Предметными результатами обучения физике в средней школе являются умения:

давать определения изученных понятий;

объяснять основные положения изученных теорий;

описывать и интерпретировать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя естественный (родной) и символьный языки физики;

самостоятельно планировать и проводить физический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с лабораторным оборудованием;

исследовать физические объекты, явления, процессы;

самостоятельно классифицировать изученные объекты, явления и процессы, выбирая основания классификации;

обобщать знания и делать обоснованные выводы;

структурировать учебную информацию, представляя результат в различных формах (таблица, схема и др.);

критически оценивать физическую информацию, полученную из различных источников, оценивать ее досто-

верность;

объяснять принципы действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянновстречается в повседневной жизни, владеть способами обеспечения безопасности при их использовании, оказания первой помощи при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами;

самостоятельно конструировать новое для себя физическое знание, опираясь на методологию физики как исследовательской науки и используя различные информационные источники;

применять приобретенные знания и умения при изучении физики для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни;

анализировать, оценивать и прогнозировать последствия для окружающей среды бытовой и производственнойдеятельности человека, связанной с использованием техники.

Предпочтительные формы контроля

Формами контроля учащихся являются, как традиционные - самостоятельные работы, домашние работы, тестирование, контрольные работы, так и современные – творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты, а также внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих конкурсах).

Объектом итоговой оценки достижений учащихся 11 класса в овладении курса физики являются предметные результаты обучения.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий.

Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.


 

Основное содержание учебного предмета

Содержание предмета

Магнитное поле тока (10 ч)

Магнитные взаимодействия. Магнитное поле токов. Вектор магнитной индукции. Поток магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Закон Био—Савара—Лапласа. Закон Ампера. Системы единиц для магнитных взаимодействий. Применения закона Ампера. Электроизмерительные приборы. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Циклический ускоритель. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Индукционные токи в массивных проводниках. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Магнитная проницаемость — характеристика магнитных свойств веществ. Три класса магнитных веществ. Объяснение пара- и диамагнетизма. Основные свойства ферромагнетиков. О природе ферромагнетизма. Применение ферромагнетиков.

Колебания и волны (10 ч)

Классификация колебаний. Уравнение движения груза, подвешенного на пружине. Уравнение движения математического маятника. Гармонические колебания. Период и частота гармонических колебаний. Фаза колебаний. Определение амплитуды и начальной фазы из начальных условий. Скорость и ускорение при гармонических колебаниях. Превращения энергии. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Сложение гармонических колебаний. Спектр колебаний. Автоколебания. Свободные и вынужденные электрические колебания. Процессы в колебательном контуре. Формула Томсона. Переменный электрический ток. Действующие значения силы тока и напряжения. Резистор в цепи переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Закон Ома для цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Ламповый генератор. Генератор на транзисторе. Генерирование электрической энергии. Генератор переменного тока. Трансформатор. Выпрямление переменного тока. Трехфазный ток. Соединение обмоток генераторатрехфазного тока. Соединение потребителей электрической энергии. Асинхронный электродвигатель. Трехфазный трансформатор. Производство и использование электрической энергии. Передача и распределение электрической энергии. Эффективное использование электрической энергии.

Волновые явления. Поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Продольные волны. Уравнение бегущей волны. Стоячие волны как свободные колебания тел. Волны в среде. Звуковые волны. Скорость звука. Музыкальные звуки и шумы. Громкость и высота звука. Тембр. Диапазоны звуковых частот. Акустический резонанс. Излучение звука. Ультразвук и инфразвук. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Закон отражения волн. Преломление волн. Дифракция. Связь между переменным электрическим и перемен-

ным магнитным полями. Электромагнитное поле. Электромагнитная волна. Излучение электромагнитных волн. Клас-сическая теория излучения. Энергия электромагнитной волны. Свойства электромагнитных волн. Изобретение радиоА. С. Поповым. Принципы радиосвязи. Амплитудная модуляция. Детектирование колебаний. Простейший радиоприемник. Супергетеродинный приемник. Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитиесредств связи.

Оптика (13 ч)

Световые лучи. Закон прямолинейного распространения света. Фотометрия. Сила света. Освещенность. Яркость. Фотометры. Принцип Ферма и законы геометрической оптики. Отражение света. Плоское зеркало. Сферическое зеркало. По-строение изображений в сферическом зеркале. Увеличение зеркала. Преломление света. Полное отражение. Преломление света в плоскопараллельной пластинке и треугольной призме. Преломление на сферической поверхности. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Формула линзы. Построение изображений в тонкой линзе. Увеличениелинзы. Освещенность изображения, даваемого линзой. Недостатки линз. Фотоаппарат. Проекционный аппарат. Глаз.Очки. Лупа. Микроскоп. Зрительные трубы. Телескопы. Наблюдение интерференции в оптике. Длина световойволны. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Некоторые применения интерференции. Дифракция света.Теория дифракции. Дифракция Френеля на простых объектах. Дифракция Фраунгофера. Дифракционная решетка.Разрешающая способность микроскопа и телескопа. Поперечность световых волн. Поляризация света. Поперечность световых волн и электромагнитная теория света.

Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные приборы. Виды спектров. Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений.

Элементы теории относительности (3 ч)

Законы электродинамики и принцип относительности. Опыт Майкельсона. Постулаты теории относительности. Относительность одновременности. Преобразования Лоренца. Относительность расстояний. Относительность промежутков времени. Релятивистский закон сложения скоростей. Релятивистская динамика. Зависимость массы от ско-рости. Синхрофазотрон. Связь между массой и энергией.

Квантовая физика (13 ч)

Зарождение квантовой теории. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта. Давление света. Химическое действие света. Фотография. Запись и воспроизведение звука в кино. Спектральные закономерности. Строение атома. Модель Томсона. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Экспериментальное доказательство существования стационарных состояний. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Волны вероятности. Интерференция вероятностей. Многоэлектронные атомы. Квантовые источники света— лазеры. Атомное ядро и элементарные частицы. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Открытие естественной радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучение. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы. Правило смещения. Искусственное превращение атомных ядер. Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества (1 ч)

Единая физическая картина мира. Физика и научно-техническая революция.

Строение и эволюция Вселенной ( 10 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Общие характеристики планет. Планеты земной группы. Далекие планеты. Солнце и звезды. Строение и эволюция Вселенной.

Резервное время (8 ч).

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

Полугодие

Количество недель в полугодии

Количество часов в неделю

Количество часов полугодии

Количество контрольных работ

Количество

лабораторных работ

I полугодие

17

2

34

3

8

II полугодие

17

2

34

2

1

Итого в год

34

2

68

5

9

Особенности класса

Общеобразовательный .

Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование

Изменений нет.


 

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики на базовом уровне учащиеся должны знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования

транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и

телекоммуникационной связи;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения

окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

 

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы


 

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Основные направления и цели:

оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки).

Оценка метапредметных результатов

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Результат (продукт) проектной деятельности:

а) письменная работа (реферат, отчёт о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

Осуществляется в процессе устных ответов обучающихся, проведения лабораторных работ, тестирования, контрольных работ, диагностических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Оценка предметных результатов

представляет собой уровневую оценку достижения планируемых результатов по отдельным предметам;

Базовый уровень - оценка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»);

Повышенный уровень - оценка «хорошо» (отметка «4»);

• Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Уровни достижений ниже базового:

• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).


 

Проверка знаний учащихся

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочѐта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

Результаты изучения курса физики приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».

Проверка знаний учащихся

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочѐтов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочѐтов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трѐх недочѐтов; допустил 4-5 недочѐтов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочѐтов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочѐтов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочѐта, не более трѐх недочѐтов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочѐтов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочѐтов, при наличии 4 - 5 недочѐтов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочѐтов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по физике

При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:

о физических явлениях:

 признаки явления, по которым оно обнаруживается;

 условия, при которых протекает явление;

 связь данного явлении с другими;

 объяснение явления на основе научной теории;

 примеры учета и использования его на практике;


 

о физических опытах:

 цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;

о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:

 явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);

 определение понятия (величины);

 формулы, связывающие данную величину с другими;

 единицы физической величины;

 способы измерения величины;

о законах:

 формулировка и математическое выражение закона;

 опыты, подтверждающие его справедливость;

 примеры учета и применения на практике;

 условия применимости (для старших классов);


 

о физических теориях:

 опытное обоснование теории;

 основные понятия, положения, законы, принципы;

 основные следствия;

 практические применения;

 границы применимости (для старших классов);

о приборах, механизмах, машинах:

 назначение; принцип действия и схема устройства;

 применение и правила пользования прибором.

Физические измерения.

 Определение цены деления и предела измерения прибора.

 Определять абсолютную погрешность измерения прибора.

 Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.

 Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения. Определять относительную погрешность измерений.

Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.

Оценке подлежат умения:

 применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники; оцени-вать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и дру-гих организмов;

 самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете ;

 решать задачи на основе известных законов и формул;


 

 пользоваться справочными таблицами физических величин.

При оценке лабораторных работ учитываются умения:

 планировать проведение опыта;

 собирать установку по схеме;

 пользоваться измерительными приборами;

 проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;

 оценивать и вычислять погрешности измерений;

 составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.

Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.


 

Календарно-тематический план

 

№ урока

Сроки проведения

Тема урока

Кол.

часов

Наглядные пособия, технические средства, оборудование

Примечание

План

Факт

     

Электродинамика

10

   

1/1

3.09

 

Техника безопасности на уроках физики. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера.

Электроизмерительные приборы. Применение закона Ампера.

1

   

2/2

4.09

 

Лабораторная работа №1 «Измерение магнитной индукции». Правила по ТБ.

1

Набор по электричеству

 

3/3

10.09

 

Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества

1

Таблица http://class-fizika.narod.ru

 

4/4

11.09

 

Решение задач по теме «Закон Ампера» Самостоятельная работа .

1

Дид. Мат.

 

5/5

17.09

 

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца.

1

Гальванометр, катушка, магниты. Таблица, анимация

 

6/6

18.09

 

Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции». Правила по ТБ.

1

Миллиамперметр, источник, катушки, магнит, выключатель, провода, магнитная стрелка

 

7/7

24.09

 

Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции

1

Таблица, презентация

 

8/8

25.09

 

Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

1

Таблица, презентация

 

9/9

1.10

 

Административная работа (тест).

1

Контр.-измер. мат.

 

10/10

2.10

 

Решение задач по теме «Основы электродинамики»

1

Контр.-измер. мат.

 
     

Колебания и волны

10

   

11/1

8.10

 

Работа над ошибками административной работы.

Механические колебания

1

штатив, шарик на нити, груз на пружине

 

12/2

9.10

 

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур

1

Осциллограф

Таблица

 

13/3

15.10

 

Переменный электрический ток. Активное сопротивление. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка в цепи переменного тока

1

КДМ-3

Таблица

 

14/4

16.10

 

Мощность в цепи переменного тока. Резонанс.

1

http://class-fizika.narod.ru

Анимация

 

15/5

22.10

 

Семинар по теме «Производство, передача и использование электрической энергии»

1

Презентации учащихся

 

16/6

23.10

 

Самостоятельная работа по теме «Колебания»

Механические волны.

1

Таблица, презентация

 

17/7

29.10

 

Электромагнитная волна. Плотность потока электромагнитного излучения

1

Таблица , анимация ,комплект приборов и принадлежностей для демонстрации свойств Эл/м волн

 

18/8

30.10

 

Изобретение радио АС Поповым. Современные средства связи

1

http://class-fizika.narod.ru

Анимация

 

19/9

5.11

 

Обобщение и повторение по теме « Колебания и волны»

1

Дид.мат.

 

20/10

6.11

 

Контрольная работа №2 по теме

«Колебания и волны»

1

Контр.-измер. мат.

 
     

Оптика

13

   

21/1

12.11

 

Работа над ошибками контрольной работы №2.

Скорость света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение.

1

Комплект демонстрационно-экспериментальный по оптике.

 

22/2

13.11

 

Линзы. Лабораторная работа № 3. «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». Правила по ТБ.

1

Комплект демонстрационно-экспериментальный по оптике.

(геометрическая оптика)

 

23/3

19.11

 

Лабораторная работа №4. «Измерение показателя преломления стекла». Правила по ТБ.

1

Иголки, стеклянные призмы, транспортир

 

24/4

20.11

 

Дисперсия, дифракция, интерференция света

1

Комплект демонстрационно-экспериментальный по оптике (волновая оптика)

 

25/5

26.11

 

Глаз как оптическая система.

Лабораторная работа № 5.

«Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза». Правила по ТБ.

1

Таблица, набор по оптике

 

26/6

27.11

 

Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны». Правила по ТБ.

1

Дифракционная решетка, измерительная установка

 

27/7

3.12

 

Решение задач по теме «Световые волны».

1

Контр.-измер. матер.

 

28/8

4.12

 

Лабораторная работа №7.»Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света».Правила по ТБ,

1

   

29/9

10.12

 

Виды излучений. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи

1

Презентация, анимация, таблица

 

30/10

11.12

 

Виды спектров.

1

Виртуальная л/р на сайте http://www.virtulab.net

 

31/11

17.12

 

Лабораторная работа №8. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». Правила по ТБ.

1

   

32/12

18.12

 

Контрольная работа №3 по теме «Оптика»

1

Контр.-измер. мат

 

33/13

24.12

 

Работа над ошибками контрольной работы №3.

Зачет по темам изученных за первое полугодие

1

   
     

Элементы теории относительности

3

   

34/1

25.12

 

Техника безопасности на уроках физики. Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты ТО. Следствия постулатов относительности.

1

таблица

 

35/2

21.01

 

Элементы релятивистской динамики

1

Таблица

 

36/3

14.01

 

Обобщение по теме «Элементы специальной теории относительности»

1

   
     

Квантовая физика.

13

   

37/1

15.01

 

Фотоэффект. Теория фотоэффекта

1

Комплект демонстраций по квантовой физике

 

38/2

21.01

 

Фотоны. Применение фотоэффекта

1

Презентация

Таблица

 

39/3

22.01

 

Квантовые свойства света

1

Анимация

 

40/4

28.01

 

Строение атома. Квантовые постулаты Бора

1

Таблица

 

41/5

29.01

 

Лазеры.

1

презентация

 

42/6

4.02

 

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

1

Комплект демонстраций по атомной физике.

 

43/7

5.02

 

Альфа-, бета- и гамма- излучения. Радиоактивные превращения.

Лабораторная работа №9. «Изучение треков заряженных частиц». Правила по ТБ.

1

Комплект демонстраций по атомной физике.

 

44/8

11.02

 

Закон радиоактивного распада. Изотопы

1

Таблица, презентация

 

45/9

12.02

 

Состав ядра атома. Энергия связи атомных ядер

1

Презентация, анимация, таблица

 

46/10

18.02

 

Ядерные реакции. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции

1

Таблица, анимация

 

47/11

19.02

 

Семинар по теме «Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений»

1

Презентации учащихся

 

48/12

25.02

 

Элементарные частицы.

Обобщение и повторение темы

1

Таблица

 

49/13

26.02

 

Контрольная работа №4 по теме «Квантовая физика»

1

Контр.-измер. мат.

 
     

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества

1

   

50/1

3.03

 

Работа над ошибками контрольной работы №4.

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества.

 

Презентации учащихся

 
     

Строение и эволюция Вселенной.

10

   

51/1

4.03

 

Небесная сфера. Звездное небо.

1

Таблица

видеофильм http://class-fizika.narod.ru

 

52/2

10.03

 

Законы Кеплера.

1

Таблица

 

53/3

11.03

 

Строение Солнечной системы.

1

Таблица

видеофильм http://class-fizika.narod.ru

 

54/4

17.03

 

Система Земля - Луна

1

Таблица

видеофильм http://class-fizika.narod.ru

 

55/5

18.03

 

Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение

1

Таблица, видеофильм http://class-fizika.narod.ru

 

56/6

7.04

 

Физическая природа звезд

1

Таблица

видеофильм http://class-fizika.narod.ru

 

57/7

8.04

 

Наша Галактика

1

Таблица

видеофильм http://class-fizika.narod.ru

 

58/8

14.04

 

Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение.

1

Таблица

видеофильм http://class-fizika.narod.ru

 

59/9

15.04

 

Жизнь и разум во Вселенной Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной

1

Таблица

видеофильм http://class-fizika.narod.ru

 

60/10

21.04

 

Обобщение по теме: Строение и эволюция вселенной

1

видеофильм http://class-fizika.narod.ru

 
     

Повторение

8

   

61

22.04

 

Обобщение и повторение темы «Основы электродинамики»

1

Демонстрационные варианты КИМ

 

62

28.04

 

Обобщение и повторение темы «Колебания и волны»

1

 

63

29.04

 

Обобщение и повторение темы «Оптика»

1

 

64

5.05

 

Обобщение и повторение темы «Квантовая физика»

1

 

65

6.05

 

Итоговая контрольная работа

1

Контр.-измер. мат.

 

66

12.05

 

Повторение. Динамика.

1

Демонстрационные варианты КИМ

 

67

13.05

 

Повторение. Молекулярная физика.

1

 

68

19.05

 

Повторение. Основы электродинамики.

1

 


 


 


 

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.

1. Физика 11 класс. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин.Москва. Просвещение. 2009.

Справочник по физике и технике. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006.

Учебно-практические издания

1. А.П. Рымкевич. Физика. Задачник 10-11 классы.

2. Сборник задач по физике для 9-11 кл. Г.Н.Степанова.- М.: Просвещение-256с

Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д

1. Физика. Тесты.10-11 классы. Н.К. Гладышева, И.И.Нурминский, А.И. Нурминский.-2-2 изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2005.-217с.

2. Физика. Тесты, 10-11 кл. О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов.

3. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. Орлов В.А., Фадеева А.А.-М.: Интеллект-Центр , 2003 -176с.

Учебно-наглядные издания и пособия

Таблица «Физические постоянные».

Таблица «Множители и приставки».

Учебно-методические пособия

Развернутое тематическое планирование 7-11 классы Сост. Телюкова,2010

Физика 10 класс. Поурочные планы Г.В. Маркин, С.В. Бобров,2006г

Физика. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки. Л.А.Прояненкова, Н.И. Одинцова.-2-е изд-перераб и дополн.-М.: Издательство «Экзамен», 2007-350с.

Технология индивидуально-ориентированной системы обучения. Методическое пособие. Ярулов А. –Красноярск. РИО КГПУ, 2001. 124 с.

Индивидуализация процесса обучения и педагогика понимания: сборник статей.

Под ред. Т.М.Захаровой. Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования,2005-106 с.

Физика. 11 класс. Поурочные планы к учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. Волгоград. Учитель. 2008.

Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.

1.Колтун М.; Мир физики; Детская литература; 1987.

2. Я.И. Перельман. Занимательная физика. Книга 1. Москва. Наука.1976.

3. Я.И. Перельман. Занимательная физика. Книга 2. Москва. Наука.1979

Аудио- и видео приложения

1.Уроки физики КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ. Физика 11 класс.

2. «Физика, 7-11 класс ООО Физикон»

цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)

http://www.physics.ru/

http://www.fizika.ru/

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5500&tmpl=com

http://marathon.1september.ru/2008-04-03

http://www.9151394.ru/projects/arhimed/arhim1/cituo/lab_raboty_f.htm

http://somit.ru/index_demo.htm


 

 

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса


 

Библиотечный фонд, печатные пособия

Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон)

Тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова)

Компьютерные и ИКТ средства

Персональный компьютер HP ProBook4545s

Технические средства обучения

Мультимедиапроектор Epson

Демонстрационные пособия

 

Экранно-звуковые пособия

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Комплект «Минилаборатория по электродинамике».

Комплект «Минилаборатория по оптике».

Учебные игры

 

 

Список литературы

 

Литература, рекомендованная для учителя

1. А. С. Енохович. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение, 1989.

2. С. Е. Каменецкий, В. П. Орехов. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.

3. О. Ф. Кабардин и др. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7–11 классах. – М.: Просвещение, 1994.

4. . Я иду на урок физики. Книга для учителя. Ред.-сост. Н. Ю. Милюкова.М.: Издательство «Первое сентября», 2000.-272

Литература, рекомендованная для учащихся

1. Хрестоматия по физике: Учебное пособие для учащихся / Сост. А. С. Енохович и др. Под ред. Б. И. Спасского. – М.: Просвещение, 1982.

2. Г.Д.Луппов .Опорные конспекты для изучения физики.

3. Сборник заданий и тестов:10-11кл. Иродова И.А. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-160с.

Дополнительная литература

1. В.А.Ильин. Физика в формулах в 7-11кл.

2. Л.Р. Стоцкий. Физические величины и их единицы.

3. Занимательная физика Л.Я. Перельман

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.