12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Горбачева Нина Алексеевна120

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 1 имени Н.И. Борцова"

города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области









Рабочая программа

по физике

для 7-9 классов

на ____ учебный год

(базовый уровень)



Учитель: Горбачева Н.А.







Рассмотрено на заседании кафедры Утверждено приказом по МБОУ естественно-математического цикла «Гимназия №1 им. Н.И.Борцова»

от «_» _______ 20___г.,протокол № г.Лебедянь

от «_» _____20____г. _____












Содержание учебного предмета"Физика"

класс

Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира

Физика наука о природе Явления природы. Физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые, звуковые

Физические величины Измерение физических величин Физические приборы Погрешность измерений Международная система единиц

Как физика и другие естественные науки изучают природу Естественно­научный метод познания: наблюдение, постановка научного вопроса, выдвижение гипотез, эксперимент по проверке гипотез, объяснение наблюдаемого явления Описание физических явлений с помощью моделей

Демонстрации

1 Механические, тепловые, электрические, магнитные, световые явления

2 Физические приборы и процедура прямых измерений аналоговым и цифровым прибором

Лабораторные работы и опыты

1 Определение цены деления шкалы измерительного прибора

2 Измерение расстояний

3 Измерение объёма жидкости и твёрдого тела

4 Определение размеров малых тел

5 Измерение температуры при помощи жидкостного термометра и датчика температуры

6 Проведение исследования по проверке гипотезы: дальность полёта шарика, пущенного горизонтально, тем больше, чем больше высота пуска

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества

Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры Опыты, доказывающие дискретное строение вещества

Движение частиц вещества Связь скорости движения частиц с температурой Броуновское движение, диффузия Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание

Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей и твёрдых (кристаллических) тел Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомно ­молекулярным строением Особенности агрегатных состояний воды

Демонстрации

Наблюдение броуновского движения

2 Наблюдение диффузии

3 Наблюдение явлений, объясняющихся притяжением или отталкиванием частиц вещества

Лабораторные работы и опыты

1 Оценка диаметра атома методом рядов использованием фотографий)

2 Опыты по наблюдению теплового расширения газов

3 Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения

Раздел 3. Движение и взаимодействие тел

Механическое движение Равномерное и неравномерное движение Скорость Средняя скорость при неравномерном движении Расчёт пути и времени движения

Явление инерции Закон инерции Взаимодействие тел как причина изменения скорости движения тел Масса как мера инертности тела Плотность вещества Связь плотности с количеством молекул в единице объёма вещества

Сила как характеристика взаимодействия тел Сила упругости и закон Гука Измерение силы с помощью динамометра Явление тяготения и сила тяжести Сила тяжести на других планетах. Вес тела Невесомость Сложение сил, направленных по одной прямой Равнодействующая сил Сила трения Трение скольжения и трение покоя Трение в природе и технике

Демонстрации

1 Наблюдение механического движения тела

2 Измерение скорости прямолинейного движения

3 Наблюдение явления инерции

4 Наблюдение изменения скорости при взаимодействии тел

5 Сравнение масс по взаимодействию тел

6 Сложение сил, направленных по одной прямой

Лабораторные работы и опыты

1 Определение скорости равномерного движения (шарика в жидкости, модели электрического автомобиля и т. п .)

2 Определение средней скорости скольжения бруска или шарика по наклонной плоскости

3 Определение плотности твёрдого тела

4 Опыты, демонстрирующие зависимость растяжения (деформации) пружины от приложенной силы

5 Опыты, демонстрирующие зависимость силы трения скольжения от веса тела и характера соприкасающихся поверхностей

Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

Давление Способы уменьшения и увеличения давления Давление газа Зависимость давления газа от объёма, температуры Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами Закон Паскаля Пневматические машины Зависимость давления жидкости от глубины Гидростатический парадокс Сообщающиеся сосуды Гидравлические механизмы

Атмосфера Земли и атмосферное давление Причины существования воздушной оболочки Земли Опыт Торричелли Измерение атмосферного давления Зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря Приборы для измерения атмосферного давления

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело Выталкивающая (архимедова) сила Закон Архимеда Плавание тел Воздухоплавание

Демонстрации

Зависимость давления газа от температуры

2 Передача давления жидкостью и газом

3 Сообщающиеся сосуды 4 Гидравлический пресс

5 Проявление действия атмосферного давления

6 Зависимость выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и плотности жидкости

7 Равенство выталкивающей силы весу вытесненной жидкости

8 Условие плавания тел: плавание или погружение тел в зависимости от соотношения плотностей тела и жидкости

Лабораторные работы и опыты

1 Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погружённой в жидкость части тела

2 Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость

3 Проверка независимости выталкивающей силы, действую­ щей на тело в жидкости, от массы тела

4 Опыты, демонстрирующие зависимость выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от объёма погружённой в жидкость части тела и от плотности жидкости

5 Конструирование ареометра или конструирование лодки и определение её грузоподъёмности

Раздел 5. Работа и мощность. Энергия

Механическая работа Мощность

Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость Правило равновесия рычага Применение правила равновесия рычага к блоку «Золотое правило» механики КПД простых механизмов Простые механизмы в быту и технике

Механическая энергия Кинетическая и потенциальная энергия Превращение одного вида механической энергии в другой Закон сохранения энергии в механике

Демонстрации

1 Примеры простых механизмов

Лабораторные работы и опыты

1 Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности

2 Исследование условий равновесия рычага

3 Измерение КПД наклонной плоскости

4 Изучение закона сохранения механической энергии


класс

Раздел 6. Тепловые явления

Основные положения молекулярно ­кинетической теории строения вещества Масса и размеры атомов и молекул Опыты, подтверждающие основные положения молекулярно ­кинетической теории

Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества Кристаллические и аморфные тела Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений молекулярно­ кинетической теории Смачивание и капиллярные явления Тепловое расширение и сжатие

Температура Связь температуры со скоростью теплового движения частиц

Внутренняя энергия Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение работы Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение

Количество теплоты Удельная теплоёмкость вещества Теплообмен и тепловое равновесие Уравнение теплового баланса Плавление и отвердевание кристаллических веществ Удельная теплота плавления Парообразование и конденсация Испарение. Кипение Удельная теплота парообразования Зависимость температуры кипения от атмосферного давления

Влажность воздуха

Энергия топлива Удельная теплота сгорания

Принципы работы тепловых двигателей КПД теплового двигателя Тепловые двигатели и защита окружающей среды

Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах

Демонстрации

Наблюдение броуновского движения

2 Наблюдение диффузии

3 Наблюдение явлений смачивания и капиллярных явлений

4 Наблюдение теплового расширения тел

5 Изменение давления газа при изменении объёма и нагревании или охлаждении

6 Правила измерения температуры

7 Виды теплопередачи

8 Охлаждение при совершении работы

Нагревание при совершении работы внешними силами

10 Сравнение теплоёмкостей различных веществ

11 Наблюдение кипения

12 Наблюдение постоянства температуры при плавлении

13 Модели тепловых двигателей

Лабораторные работы и опыты

1 Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения

2 Опыты по выращиванию кристаллов поваренной соли или сахара

3 Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жидкостей и твёрдых тел

4 Определение давления воздуха в баллоне шприца

5 Опыты, демонстрирующие зависимость давления воздуха от его объёма и нагревания или охлаждения

6 Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика жидкости в термометрической трубке от температуры

7 Наблюдение изменения внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил

8 Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды

9 Определение количества теплоты, полученного водой при теплообмене с нагретым металлическим цилиндром

10.Определение удельной теплоёмкости вещества

11.Исследование процесса испарения

12.Определение относительной влажности воздуха

13 Определение удельной теплоты плавления льда

Раздел 7. Электрические и магнитные явления

Электризация тел Два рода электрических зарядов Взаимодействие заряженных тел Закон Кулона (зависимость силы взаимодействия заряженных тел от величины зарядов и расстояния между телами)

Электрическое поле Напряжённость электрического поля Принцип суперпозиции электрических полей (на качественном уровне)

Носители электрических зарядов Элементарный электрический заряд Строение атома Проводники и диэлектрики Закон сохранения электрического заряда

Электрический ток Условия существования электрического тока Источники постоянного тока Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное) Электрический ток в жидкостях и газах

Электрическая цепь Сила тока Электрическое напряжение Сопротивление проводника Удельное сопротивление вещества Закон Ома для участка цепи Последовательное и параллельное соединение проводников

Работа и мощность электрического тока Закон Джоуля— Ленца Электрические цепи и потребители электрической энергии в быту Короткое замыкание

Постоянные магниты Взаимодействие постоянных магнитов Магнитное поле Магнитное поле Земли и его значение для жизни на Земле Опыт Эрстеда Магнитное поле электрического тока Применение электромагнитов в технике Действие магнитного поля на проводник с током Электродвигатель постоянного тока Использование электродвигателей в технических устройствах и на транспорте

Демонстрации

1 Электризация тел

Два рода электрических зарядов и взаимодействие заряженных тел

3.Устройство и действие электроскопа

4 Электростатическая индукция

5 Закон сохранения электрических зарядов

6 Проводники и диэлектрики

7 Моделирование силовых линий электрического поля

Источники постоянного тока

9.Действия электрического тока

10 Электрический ток в жидкости

11 Газовый разряд

12 Измерение силы тока амперметром

13 Измерение электрического напряжения вольтметром

14 Реостат и магазин сопротивлений

15 Взаимодействие постоянных магнитов

16 Моделирование невозможности разделения полюсов магнита

17 Моделирование магнитных полей постоянных магнитов

18 Опыт Эрстеда

19 Магнитное поле тока Электромагнит

20 Действие магнитного поля на проводник с током

21 Электродвигатель постоянного тока

Лабораторные работы и опыты

1 Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и при соприкосновении

2 Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики

3 Сборка и проверка работы электрической цепи постоянного тока

4 Измерение и регулирование силы тока

5 Измерение и регулирование напряжения

6 Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от сопротивления резистора и напряжения на резисторе

7 Опыты, демонстрирующие зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала

8 Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов

9 Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов

10 Определение работы электрического тока, идущего через резистор

11 Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе

12 Исследование зависимости силы тока, идущего через лампочку, от напряжения на ней

13 Определение КПД нагревателя

14 Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов

15 Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении и разделении

16 Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку

17 Опыты, демонстрирующие зависимость силы взаимодействия катушки с током и магнита от силы тока и направления тока в катушке

18 Изучение действия магнитного поля на проводник с током

19 Конструирование и изучение работы электродвигателя

Измерение КПД электродвигательной установки

Раздел 8. Световые явления

Лучевая модель света Источники света Прямолинейное распространение света Затмения Солнца и Луны Отражение света Плоское зеркало Закон отражения света Полное внутреннее отражение света. Использование полного внутреннего отражения в оптических световодах.

Преломление света. Закон преломления света.

Линза. Ход лучей в линзе. Оптическая система фотоаппарата, микроскопа и телескопа . Глаз как оптическая система. Близорукость и дальнозоркость.

Демонстрации

Прямолинейное распространение света.

Отражение света.

Получение изображений в плоском, вогнутом и выпуклом зеркалах.

Преломление света.

Оптический световод

Ход лучей в собирающей линзе.

Ход лучей в рассеивающей линзе.

Получение изображений с помощью линз.

Принцип действия фотоаппарата, микроскопа и телескопа.

Модель глаза.

Лабораторные работы и опыты

Исследование зависимости угла отражения светового луча от угла падения.

Изучение характеристик изображения предмета в плоском зеркале.

Исследование зависимости угла преломления светового луча от угла падения на границе «воздух—стекло».

Получение изображений с помощью собирающей линзы.

Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы.


9 класс Раздел 9. Механические явления

Механическое движение Материальная точка Система отсчёта Относительность механического движения Равномерное прямолинейное движение Неравномерное прямолинейное движение Средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении

Ускорение Равноускоренное прямолинейное движение Свободное падение Опыты Галилея

Равномерное движение по окружности Период и частота обращения Линейная и угловая скорости Центростремительное ускорение

Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона Третий закон Ньютона Принцип суперпозиции сил

Сила упругости Закон Гука Сила трения: сила трения скольжения, сила трения покоя, другие виды трения

Сила тяжести и закон всемирного тяготения Ускорение свободного падения Движение планет вокруг Солнца. Первая космическая скорость Невесомость и перегрузки

Равновесие материальной точки Абсолютно твёрдое тело Равновесие твёрдого тела с закреплённой осью вращения Момент силы Центр тяжести

Импульс тела Изменение импульса Импульс силы Закон сохранения импульса Реактивное движение

Механическая работа и мощность Работа сил тяжести, упругости, трения Связь энергии и работы Потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли Потенциальная энергия сжатой пружины Кинетическая энергия Теорема о кинетической энергии Закон сохранения механической энергии

Демонстрации

1 Наблюдение механического движения тела относительно разных тел отсчёта

2 Сравнение путей и траекторий движения одного и того же тела относительно разных тел отсчёта

3 Измерение скорости и ускорения прямолинейного движения

4 Исследование признаков равноускоренного движения

5 Наблюдение движения тела по окружности

6 Наблюдение механических явлений, происходящих в системе отсчёта «Тележка» при её равномерном и ускоренном движении относительно кабинета физики

7 Зависимость ускорения тела от массы тела и действующей на него силы

8 Наблюдение равенства сил при взаимодействии тел

9 Изменение веса тела при ускоренном движении

Передача импульса при взаимодействии тел

11Преобразования энергии при взаимодействии тел

12 Сохранение импульса при неупругом взаимодействии

13 Сохранение импульса при абсолютно упругом взаимодействии

14 Наблюдение реактивного движения

15 Сохранение механической энергии при свободном падении

16 Сохранение механической энергии при движении тела под

действием пружины

Лабораторные работы и опыты

1 Конструирование тракта для разгона и дальнейшего равно­ мерного движения шарика или тележки

2 Определение средней скорости скольжения бруска или движения шарика по наклонной плоскости

3 Определение ускорения тела при равноускоренном движении по наклонной плоскости

4 Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости

5 Проверка гипотезы: если при равноускоренном движении без начальной скорости пути относятся как ряд нечётных чисел, то соответствующие промежутки времени одинаковы

6 Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

7 Определение коэффициента трения скольжения

8 Определение жёсткости пружины

9 Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности

10 Определение работы силы упругости при подъёме груза с использованием неподвижного и подвижного блоков

11 Изучение закона сохранения энергии

Раздел 10. Механические колебания и волны

Колебательное движение Основные характеристики колебаний: период, частота, амплитуда Математический и пружинный маятники Превращение энергии при колебательном движении

Затухающие колебания Вынужденные колебания Резонанс Механические волны Свойства механических волн Продольные и поперечные волны Длина волны и скорость её распространения. Механические волны в твёрдом теле, сейсмические волны

Звук Громкость звука и высота тона Отражение звука Инфразвук и ультразвук


Демонстрации

Наблюдение колебаний тел под действием силы тяжести и силы упругости

2.Наблюдение колебаний груза на нити и на пружине

3 Наблюдение вынужденных колебаний и резонанса

4 Распространение продольных и поперечных волн (на модели)

5 Наблюдение зависимости высоты звука от частоты

6 Акустический резонанс

Лабораторные работы и опыты

1 Определение частоты и периода колебаний математического маятника

2 Определение частоты и периода колебаний пружинного маятника

3 Исследование зависимости периода колебаний подвешенного к нити груза от длины нити

4 Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза

5 Проверка независимости периода колебаний груза, подвешенного к нити, от массы груза

6 Опыты, демонстрирующие зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины

7 Измерение ускорения свободного падения

Раздел 11. Электромагнитное поле и электромагнитные волны

Электромагнитное поле. Опыты Фарадея Явление электромагнитной индукции Правило Ленца Электрогенератор Способы получения электрической энергии Электростанции на возобновляемых источниках энергии

Электромагнитные волны Свойства электромагнитных волн Шкала электромагнитных волн Использование электромагнитных волн для сотовой связи

Электромагнитная природа света Скорость света Волновые свойства света

Демонстрации

1. Исследование явления электромагнитной индукции.

2. Опыты Фарадея

3. Зависимость направления индукционного тока от условий его возникновения

4. Электрогенератор постоянного тока

5.Свойства электромагнитных волн

6.Волновые свойства света

Лабораторные работы и опыты

1.Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование изменений значения и направления ин дукционного тока

2.Изучение свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона

Раздел 12. Световые явления

Разложение белого света в спектр. Опыты Ньютона. Сложение спектральных цветов. Дисперсия света.

Демонстрации

1.Разложение белого света в спектр.

2.Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы и опыты

1.Опыты по разложению белого света в спектр.

2.Опыты по восприятию цвета предметов при их наблюдении через цветовые фильтры


Раздел 13. Квантовые явления

Опыты Резерфорда и планетарная модель атома. Модель атома Бора. Испускание и поглощение света атомом. Кванты. Линейчатые спектры. Радиоактивность. Альфа­, бета­ и гамма­ излучения. Строение атомного ядра. Нуклонная модель атомного ядра. Изотопы.

Радиоактивные превращения. Период полураспада атомных ядер.

Ядерные реакции. Законы сохранения зарядового и массово­ го чисел. Энергия связи атомных ядер. Связь массы и энергии. Реакции синтеза и деления ядер. Источники энергии Солнца и звёзд .

Ядерная энергетика. Действия радиоактивных излучений на живые организмы .

Демонстрации

Спектры излучения и поглощения.

Спектры различных газов.

Спектр водорода.

Наблюдение треков в камере Вильсона.

Работа счётчика ионизирующих излучений.

Регистрация излучения природных минералов и продуктов.

Лабораторные работы и опыты

Наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения.

Исследование треков: измерение энергии частицы по тормозному пути (по фотографиям).

Измерение радиоактивного фона.

Повторительно - обобщающий модуль

Повторительно ­обобщающий модуль предназначен для систематизации и обобщения предметного содержания и опыта деятельности, приобретённого при изучении всего курса физики, а также для подготовки к Основному государственному экзамену по физике для обучающихся, выбравших этот учебный предмет.

При изучении данного модуля реализуются и систематизируются виды деятельности, на основе которых обеспечивается достижение предметных и метапредметных планируемых результатов обучения, формируется естественно­научная грамотность: освоение научных методов исследования явлений природы и техники, овладение умениями объяснять физические явления, применяя полученные знания, решать задачи, в том числе качественные и экспериментальные.

Принципиально деятельностный характер данного раздела реализуется за счёт того, что учащиеся выполняют задания, в которых им предлагается:

на основе полученных знаний распознавать и научно объяснять физические явления в окружающей природе и повседневной жизни;

использовать научные методы исследования физических явлений, в том числе для проверки гипотез и получения теоретических выводов;

объяснять научные основы наиболее важных достижений со­ временных технологий, например, практического использования различных источников энергии на основе закона превращения и сохранения всех известных видов энергии.

Каждая из тем данного раздела включает экспериментальное исследование обобщающего характера. Раздел завершается проведением диагностической и оценочной работы за курс ос новной школы.


Планируемые результаты освоения учебного предмета"Физика"


Предметные результаты по учебному предмету "Физика" (на базовом уровне):

1) понимание роли физики в научной картине мира, сформированность базовых представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, о роли эксперимента в физике, о системо образующей роли физики в развитии естественных наук, техники и технологий, об эволюции физических знаний и их роли в целостной естественнонаучной картине мира, о вкладе российских и зарубежных ученых -физиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, развитие техники и технологий;

2) знания о видах материи (вещество и поле), о движении как способе существования материи, об атомно-молекулярной теории строения вещества, о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых); умение различать явления (равномерное и неравномерное движение, равноускоренное прямолинейное движение, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, равновесие материальной точки и твердого тела, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, плавание тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение, тепловое движение частиц вещества, диффузия, тепловое расширение и сжатие, теплообмен и тепловое равновесие, плавление и кристаллизация, парообразование (испарение и кипение) и конденсация, электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, действия электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение, отражение и преломление света, дисперсия света, разложение светового излучения в спектр, естественная радиоактивность, радиоактивные превращения атомных ядер, возникновение линейчатого спектра излучения) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление; умение распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки;

3) владение основами понятийного аппарата и символического языка физики и использование их для решения учебных задач, умение характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя фундаментальные и эмпирические законы (закон Паскаля, закон Архимеда, правило рычага, золотое правило механики, законы изменения и сохранения механической энергии, уравнение теплового баланса, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, принцип относительности Галилея, принцип суперпозиции сил, законы Ньютона, закон всемирного тяготения, теорема о кинетической энергии, закон Гука, основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества, закон Кулона, принцип суперпозиции электрических полей, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля -Ленца, законы прямолинейного распространения, отражения и преломления света); умение описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины;

4) умение проводить прямые и косвенные измерения физических величин (расстояние, промежуток времени, масса тела, объем, сила, температура, относительная влажность воздуха, сила тока, напряжение, сопротивление) с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей физических измерений; умение находить значение измеряемой величины с помощью усреднения результатов серии измерений и учитывать погрешность измерений;

5) владение основами методов научного познания с учетом соблюдения правил безопасного труда:

наблюдение физических явлений: умение самостоятельно собирать экспериментальную установку из данного набора оборудования по инструкции, описывать ход опыта и записывать его результаты, формулировать выводы;

проведение прямых и косвенных измерений физических величин: умение планировать измерения, самостоятельно собирать экспериментальную установку по инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной погрешности результатов измерений;

проведение несложных экспериментальных исследований; самостоятельно собирать экспериментальную установку и проводить исследование по инструкции, представлять полученные зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, учитывать погрешности, делать выводы по результатам исследования;

6) понимание характерных свойств физических моделей (материальная точка, абсолютно твердое тело, модели строения газов, жидкостей и твердых тел, планетарная модель атома, нуклонная модель атомного ядра) и умение применять их для объяснения физических процессов;

7) умение объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера, в частности, выявлять причинно-следственные связи и строить объяснение с опорой на изученные свойства физических явлений, физические законы, закономерности и модели;

8) умение решать расчетные задачи (на базе 2 - 3 уравнений), используя законы и формулы, связывающие физические величины, в частности, записывать краткое условие задачи, выявлять недостающие данные, выбирать законы и формулы, необходимые для ее решения, использовать справочные данные, проводить расчеты и оценивать реалистичность полученного значения физической величины; умение определять размерность физической величины, полученной при решении задачи;

9) умение характеризовать принципы действия технических устройств, в том числе бытовых приборов, и промышленных технологических процессов по их описанию, используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;

10) умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

11) опыт поиска, преобразования и представления информации физического содержания с использованием информационно-коммуникативных технологий; в том числе умение искать информацию физического содержания в сети Интернет, самостоятельно формулируя поисковый запрос; умение оценивать достоверность полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнительных источников; умение использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владение приемами конспектирования текста, базовыми навыками преобразования информации из одной знаковой системы в другую; умение создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из нескольких источников;

12) умение проводить учебное исследование под руководством учителя, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе, следить за выполнением плана действий и корректировать его;

13) представления о сферах профессиональной деятельности, связанных с физикой и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки, позволяющие обучающимся рассматривать физико-техническую область знаний как сферу своей будущей профессиональной деятельности.


Личностные результаты по учебному предмету "Физика" (на базовом уровне):

готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

1. Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

представление о способах противодействия коррупции;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).

2. Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

3. Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

4. Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства.

5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

6. Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

7. Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

8. Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;

умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;

воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования по физике:

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, само мотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).








































Тематическое планирование с указанием количества академических часов и возможностью использования ЭЦОР

В соответствии с учебным планом на изучение учебного предмета «Физика» отведено 2 часа в неделю в 7-9 классах, всего 204 часа


класс (68 ч)

Название раздела,темы

Количество часов

Основное содержание

ЭЦОР


Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира(6ч)

1

Физика — наука о природе

2

Физика — наука о природе. Явления природы. Физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые, звуковые

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение


2

Физические величины

2

Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Погрешность измерений. Международная система единиц

3

Естественно- научный метод познания

2

Как физика и другие естественные науки изучают природу. Естественно­научный метод познания: наблюдение, постанов­ ка научного вопроса, выдвижение гипотез, эксперимент по проверке гипотез, объяснение наблюдаемого явления. Описание физических явлений с помощью моделей


Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

4

Строение вещества

1

Атомы и молекулы, их размеры. Опыты, доказывающие дискретное строение вещества

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение


5

Движение

и взаимодей- ствие частиц вещества

2

Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой.

Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание

6

Агрегатные состояния вещества

2

Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей и твёрдых (кристаллических) тел. Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомно­молекулярным строением. Особенности агрегатных состояний воды


Раздел 3. Движение и взаимодействие тел (21 ч)

7

Механическое движение

3

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость.

Средняя скорость при не­ равномерном движении. Расчёт пути и времени движения

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение


8

Инерция, масса, плотность

4

Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как причина изменения скорости движения тел. Масса как мера инертности тела. Плотность вещества. Связь плотности с количе­ ством молекул в единице объёма вещества

9

Сила. Виды сил

14

Сила как характеристика взаимодействия тел. Сила упругости и закон Гука. Измерение силы с помощью динамометра. Явление тяготения и сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. Вес тела. Невесомость. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение скольжения и трение покоя. Трение в природе и технике


Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21 ч)

10

Давление. Пе- редача давле- ния твёрдыми телами, жидкостями и газами

3

Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Зависимость давления газа от объёма и температуры. Передача давления твёрды­ ми телами, жидкостями и газами. Закон Паскаля.

Пневматические машины

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение


11

Давление жидкости

5

Зависимость давления жидкости от глубины погружения. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические механизмы

12

Атмосферное давление

6

Атмосфера Земли и атмосферное давление. Причины существования воздушной оболочки Земли. Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления.

Зависимость атмосферного давления от высоты

над уровнем моря. Приборы для измерения атмосферно­ го давления

13

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

7

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Выталкивающая (архимедова) сила. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение



Раздел 5. Работа и мощность. Энергия (12 ч)

14

Работа и мощ- ность

3

Механическая работа. Мощность

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение


15

Простые механизмы

5

Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость. Правило равновесия рычага. Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. КПД простых механизмов. Простые механизмы в быту и технике. Рычаги в теле человека

16

Механическая энергия

4

Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения и измене­ ния энергии в механике


Резервное время (3 ч)


Итого

68



класс (68 ч)

Название раздела, темы

Количество часов

Основное содержание

ЭЦОР


Раздел 6. Тепловые явления (22 ч)

1

Строение и свойства вещества


4

Основные положения молекулярно ­кинетической теории строения вещества. Масса и размеры атомов и молекул. Опыты, подтверждающие основные положения молекулярно­ кинетической теории. Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества. Кристаллические и аморфные твёрдые тела. Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений молекулярно­ кинетической теории. Смачивание и капиллярные явления.

Тепловое расширение и сжатие

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение

2

Тепловые процессы

18







Температура. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц.

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение работы. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.

Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение теплового баланса.

Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Удельная теплота плавления. Парообразование

и конденсация. Испарение. Кипение. Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры кипения от атмосферного давления. Влажность воздуха.

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя.

Тепловые двигатели и защита окружающей среды.

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение


Раздел 7. Электрические и магнитные явления (34 ч)

3

Электрические заряды. Заря- женные тела

и их взаимодей- ствие

7


























Два рода электрических зарядов.

Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона.

Электрическое поле. Принцип суперпозиции электрических полей. Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд. Строение атома. Проводники и диэлектрики. Закон сохранения электрического заряда

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение

4Постоянный электрический ток



22

Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники постоянного тока. Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное). Электрический ток в жидкостях и газах.

Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Сопротивление проводника. Удельное сопротивление вещества. Закон Ома для участка цепи. Последовательное

и параллельное соединение проводников.

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Электропроводка и потребители электри­ ческой энергии в быту.

Короткое замыкание

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение

5Магнитные явления



5

Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его значение для жизни

на Земле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока. Применение электромагнитов в технике.


Действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель постоянного тока. Использование электродвигателей в технических устройствах

и на транспорте

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение


Раздел 8. Световые явления(9ч)
6Законы распро- странения света



5

Источники света. Лучевая модель света. Прямолинейное распространение света. Затмения Солнца и Луны. Отражение света. Плоское зеркало. Закон отражения света.

Преломление света. Закон преломления света.

Полное внутреннее отражение света. Использование внутреннего отражения в оптических световодах

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение

7

Линзы и опти- ческие приборы

4

Линза, ход лучей в линзе. Оптическая система.

Оптические приборы: фотоаппарат, микроскоп

и телескоп. Глаз как оптическая система. Близорукость и дальнозоркость

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение


Резервное время (3 ч)

Итого68

класс (68 ч)

Название раздела,темы

Количество часов

Основное содержание

ЭЦОР


Раздел 9. Механические явления (26 ч)
1Механическое движение и способы его описания9Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта. Относительность механического движения. Равномерное прямолинейное движение. Неравномерное прямолинейное движение. Средняя и мгновенная скорость при неравномерном движении. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение. Опыты Галилея. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Линейная и угловая скорости. Центростремительное ускорение

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение

2

Взаимодействие

тел


11

Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил.

Сила упругости. Закон Гука. Сила трения: сила трения скольжения, сила трения покоя, другие виды трения.

Сила тяжести и закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения. Движение планет вокруг Солнца. Первая космическая скорость. Невесомость и перегрузки. Равновесие материальной точки. Абсолютно твёрдое тело. Равновесие твёрдого тела с закреплённой осью вращения. Момент силы. Центр тяжести

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение

3

Законы сохра нения

6

Импульс тела. Изменение импульса. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа и мощность. Работа сил тяжести, упругости, трения. Связь энергии и работы.

Потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли. Потенциальная энергия сжатой пружины.

Кинетическая энергия. Теорема о кинетической энергии. Закон сохранения механической энергии

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение


Раздел 10. Механические колебания и волны (14 ч)

4

Механические колебания

5

Колебательное движение. Основные характеристики колебаний: период, частота, амплитуда. Математический и пружинный маятники. Превращение энергии при колебательном движении.

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение

5

Механические волны. Звук


9

Свойства механических волн. Длина волны. Механические волны в твёрдом теле, сейсмические волны.

Звук. Громкость звука

и высота тона. Отражение звука. Инфразвук и ультра­ звук

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение


Раздел 11. Электромагнитное поле и электромагнитные волны (10 ч)
6Электромагнитное поле и электромагнит-ные волны

10

Электромагнитное поле. Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца.

Электрогенератор. Способы получения электрической энергии. Электростанции на возобновляемых источниках энергии Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн. Использование электромагнитных волн для сотовой связи.

Электромагнитная природа света. Скорость света. Волновые свойства света

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение


Раздел 12. Световые явления (5 ч)

7

Разложение белого света в спектр

5

Разложение белого света

в спектр. Опыты Ньютона. Сложение спектральных цветов. Дисперсия света

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение


Раздел 13. Квантовые явления (11 ч)

8

Испускание

и поглощение света атомом

4

Опыты Резерфорда и планетарная модель атома. Модель атома Бора. Испускание и поглощение света атомом. Кванты. Линейчатые спектры

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение

9

Строение атомного ядра

4

Радиоактивность. Альфа­, бета­ и гамма­излучения. Строение атомного ядра. Нуклонная модель атомного ядра. Изотопы. Радиоактив­ ные превращения. Период полураспада.

Действия радиоактивных излучений на живые организмы

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение

10

Ядерные реакции

3

Ядерные реакции. Законы сохранения зарядового и массового чисел. Энергия связи атомных ядер. Связь массы и энергии. Реакции синтеза и деления ядер.

Источники энергии Солнца и звёзд.

Ядерная энергетика

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение


Повторительно-обобщающий модуль (2 ч)

11

Систематизация и обобщение предметного содержания

и опыта деятельности, приобретённого при изучении всего курса физики

2

Обобщение содержания каждого из основных разделов курса физики: механические, тепловые, электромагнитные, кванто вые явления.

Научный метод познания и его реализация в физических исследованиях.

Связь физики и современных технологий в области передачи информации, энергетике, транспорте

РЭШ

Учи.ру

ЯКласс

Онлайн щкола

Фоксфорд

Интерактивная тетрадь SkySmart

Медиатека-Просвещение


Итого 68


Опубликовано


Комментарии (1)

Фролова Надежда Михайловна, 29.12.22 в 06:30 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое! Беру в копилку.У нас в школе немного другие требования! Но освободили(лично для меня) много времени.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.