12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Куклева Ольга Александровна88
Россия, Владимирская обл., Вязники
1

Рабочая программа по географии для 7 класса «Материки, океаны, народы и страны»

Рабочая программа по географии 7 класс

« Материки, океаны, народы и страны»

 Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе:

1.Авторской программы по географии 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2013.

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

3. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4.Инструктивно-методического письма ВИРО «О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных организациях Владимирской области в 2017–2018 учебном году».

5. Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Нововязниковская оош»

6. Учебного плана МБОУ «Нововязниковская оош» на 2017-2018 учебный год.

7. Учебник – И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2017 г

Учебный курс географии «Материки, океаны, народы и страны» – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний, что позволяет сформировать у обучающихся целостное представление о многообразии современного мира. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Основная цель курса «Материки, океаны, народы и страны» – продолжить формирование системы географических знаний и умений как компонента научной картины мира, развивать у школьников целостное пред­ставление о Земле как планете людей, а так же региональные знания о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т. е. формировать минимум базовых географических знаний, географическую картину мира. Эти знания не обходимы каждому человеку нашей эпохи. При изучении курса формируются умения и навыки использования географических знаний в практической деятельности и по все дневной жизни.

Программа учебного курса географии «Материки, океаны, народы и страны» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Содержание курса географии в 7 классе построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 5, 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли

Согласно учебному плану школы на изучение учебного курса географии «Материки, океаны, народы и страны» в 7 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета География по курсу « Материки, океаны, народы и страны» 7 класс

Введение. Источники географической информации

Анализировать учебник, повторять приёмы работы с учебной книгой. Определять структуру курса по содержанию учебника. Составлять перечень источников географической информации.

Группировать карты учебника и атласа по разным признакам (охвату территории, масштабу, содержанию). Различать географические описания и характеристики, приводить примеры.

Раздел I«Современный облик планеты Земля»

Выявлять различия между географической оболочкой и географической средой; основные закономерности (свойства) географической оболочки. Давать определения этим понятиям. Составлять характеристику природной зоны своей местности и её изменений под влиянием хозяйственной деятельности людей. Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Современный облик планеты Земля».

Раздел II «Население Земли»

Анализировать графики изменения численности населения во времени; диаграмму соотношения городского и сельского населения; распространения мировых религий.

Составлять прогноз изменения численности населения Земли.

Решать задачи на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста населения. Вычислять плотность населения. Находить информацию о населении своей местности; информацию об адаптации людей к природным особенностям климатических поясов и областей, к особенностям природных зон

Строить графики и диаграммы по собранным данным. Приводить примеры исторических и современных миграций. Объяснять причины изменений в численности населения материков и миграций населения. Определять и сравнивать различия в численности, плотности и динамике населения отдельных материков и стран мира; карте плотности населения наиболее и наименее заселённые территории суши; функции городов по разным источникам информации.

Читать карту плотности населения. Выявлять факторы, влияющие на плотность населения. Показывать на карте главные области расселения; крупнейшие страны мира, многонациональные страны; определять по карте основные виды хозяйственной деятельности людей в этих странах. Называть виды хозяйственной деятельности людей; большие города; крупные историко-культурные регионы мира, описывать их различия.

Приводить примеры хозяйственной деятельности людей в областях с большой и малой плотностью населения.

Давать определение понятия «этнос». Моделировать на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также пути расселения индоевропейских народов. Изучать по карте народов мира территории проживания народов, относящихся к одним языковым семьям.

Готовить и обсуждать презентации и сообщения

Раздел III « Главные особенности природы Земли»

Тема: Рельеф Земли.

Устанавливать связи между строением земной коры и размещением крупнейших и крупных форм рельефа; закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Определять по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Читать карту строения земной коры; космические снимки, аэрофотоснимки

Объяснять опасные природные явления, происходящие в литосфере, роль рельефа в жизни людей. Оценивать роль минеральных ресурсов в хозяйственной деятельности.

Описывать рельеф одного из материков. Сравнивать рельеф двух материков, выявлять причины сходства и различий; закономерности распространения землетрясений и вулканизма.

Сопоставлять физическую карту с картой строения земной коры в целях выявления закономерностей отражения в рельефе особенностей строения земной коры.

Приводить примеры форм рельефа своей местности и их изменений под влиянием деятельности людей. Обсуждать проблемы рационального использования полезных ископаемых. Находить информацию о памятниках литосферы.

Тема: Климаты Земли

Выявлять по картам зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей, закономерности уменьшения средних температур от экватора к полюсам; главную причину разнообразия климатов Земли и существования климатических поясов; причины выделения климатических областей в пределах климатических поясов.

Объяснять влияние на климат характера подстилающей поверхности (в том числе океанических течений) и движения воздушных масс; размещение климатических поясов согласно закону географической зональности; значение климатических ресурсов (тепла и влаги) в жизни и деятельности человека. Составлять характеристику основных типов воздушных масс. Анализировать схему общей циркуляции атмосферы.

Читать климатические карты для характеристики климата отдельных территорий и Оценивать его для жизни людей; роль климата как компонента природы и как важнейшего условия жизни людей; климатические условия какого-либо материка для жизни населения

Устанавливать причины выделения основных и переходных поясов. Составлять описание климата одного из поясов. Анализировать климатические диаграммы. Объяснять различия в климате одного из материков; изменение климата во времени

Приводить примеры адаптации людей к климату.

Тема: Вода на Земле

Оценивать роль самого большого природного комплекса в жизни Земли.

Приводить примеры проявления зональности в распределении поверхностных водных масс, температуры и солёности вод. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Объяснять механизм взаимодействия океана с атмосферой и сушей. Доказывать роль океана как мощного регулятора многих процессов, происходящих на Земле. Устанавливать по карте географическое положение крупных водных объектов суши.

Описывать по карте территории с густой речной сетью, районы распространения ледников, озёр, болот. Выявлять причины их образования. Сопоставлять тематические карты в целях выявления зависимости характера, питания и режима рек от рельефа и климата. Составлять характеристику зональных типов рек. Сравнивать внутренние воды материков. Сравнивать и оценивать обеспеченность материков внутренними водами.

Приводить примеры использования человеком вод суши и их изменения под влиянием хозяйственной деятельности. Обсуждать проблемы рационального и нерационального использования водных ресурсов. Приводить примеры неблагоприятных и опасных для человека явлений, связанных с водами суши. Называть и показывать на карте памятники природного Всемирного наследия ЮНЕСКО, относящиеся к водам суши.

Тема: Природные зоны

Давать определение понятия «природная зона».

Составлять характеристику экваториальных лесов, саванн, пустынь тропического пояса с установлением связей между компонентами зоны; краткие описания природы основных зон этих поясов по различным источникам информации. Называть нескольких представителей растительного и животного мира зоны. Выявлять по картам антропогенные изменения природных зон. Доказывать необходимость охраны природных зон. Подготавливать и обсуждать презентации об уникальных представителях растительного и животного мира зон. Устанавливать климатические различия и их причины в субтропических климатических поясах.

Показывать на карте природные зоны субтропических поясов.

Называть наиболее характерных представителей органического мира каждой зоны. Выявлять природные богатства зон и возможности их использования в хозяйственной деятельности людей. Оценивать степень изменения природы зон под влиянием человека.

Подготавливать и обсуждать презентации о какой-либо зоне субтропического пояса

Устанавливать зависимость особенностей изучаемых зон от климатических условий. Объяснять особенности географического положения отдельных зон.

Выявлять причины наличия многих природных зон в умеренном климатическом поясе. Сравнивать лесные зоны в пределах северных материков. Определять основные природные богатства каждой из зон. Оценивать степень изменения природных зон умеренного пояса в результате хозяйственной деятельности.

Приводить примеры антропогенных комплексов в пределах рассматриваемых зон.

Тема: Самые крупные природные комплексы Земли — материки и океаны.

Определять сходство и различия в географическом положении материков, в рельефе, климате и других компонентах природы. Объяснять причины установленных фактов.

Оценивать природные богатства материков. Устанавливать причины большого разнообразия расового и этнического состава населения. Определять степень изменения природы материков под влиянием человека. Объяснять более сложное развитие природы северных материков. Устанавливать сходство и различия в природе Евразии и Северной Америки. Оценивать природные богатства, а также численность, состав населения и его размещение на материках. Показывать на карте антропогенные комплексы материков.

Определять сходство и различия в географическом положении и природе северных и южных материков.

Объяснять по картам особенности географического положения океанов. Составлять описания и характеристики основных компонентов природы каждого из океанов. Устанавливать по картам основные поверхностные течения, взаимодействие океана с окружающей его сушей.

Моделировать на контурной карте транспортную, промысловую, сырьевую, рекреационную и другие функции одного из океанов. Изучать по карте географическое положение океанов. Сравнивать компоненты природы двух океанов, объяснять причины установленных фактов. Устанавливать по картам систему течений в океанах.

Оценивать роль океанов в хозяйственной деятельности людей. Подготавливать и обсуждать презентации об одном из океанов. Устанавливать степень загрязнения океанов и выявлять меры по охране их природы.

Раздел IV «Материки и страны»

Тема: Африка

Определять географическое положение материка и влияние его на природу; по карте плотности населения особенности размещения, по карте народов — этнический состав населения Африки, по статистическим показателям — соотношение городского и сельского населения.

Составлять характеристику компонентов природы; характеристику климата одной из территорий; описания и характеристики отдельных стран региона, крупных городов.

Объяснять преобладание в рельефе высоких равнин, размещение месторождений полезных ископаемых; влияние климатообразующих факторов на климат материка; зависимость рек от рельефа и климата; особенности размещения природных зон.

Оценивать природные богатства Африки. Обсуждать проблемы неумеренного использования природных богатств материка и меры по сохранению природы континента

Анализировать изменения численности населения материка во времени и факторы, влияющие на этот показатель. Различать города материка по их функции; природно-хозяйственные и историко-культурные регионы Африки. Группировать страны Африки по различным признакам. Показывать на карте и определять географическое положение региона и стран в его пределах. Выявлять общие черты природы, природных богатств, этнического и религиозного состава населения и его хозяйственной деятельности

Анализировать экологическую карту, выявлять районы с нарушенной природой. Создавать географический образ Египта. Называть памятники культурного наследия человечества. Подготавливать и обсуждать презентации о странах Северной Африки.

Изучать по карте географическое положение и состав региона. Составлять по картам и тексту учебника характеристику Нигерии и какой-либо другой страны (по выбору). Подготавливать и обсуждать презентации о странах Северной Африки. Изучать по карте географическое положение и состав региона. Объяснять особенности природы. Выявлять по картам природные богатства, этнический состав населения, памятники культурного наследия человечества. Составлять по картам и тексту учебника характеристику Нигерии и какой-либо другой страны (по выбору).

Подготавливать и обсуждать презентации о странах.

Выявлять особенности компонентов природы и природных богатств региона. Устанавливать отличия природы Восточной Африки от других регионов материка. Составлять по картам и тексту учебника характеристику страны, выявлять в ней черты, характерные для всего региона. Составлять комплексную характеристику Эфиопии.

Объяснять по картам особенности распространения на территории Африки районов стихийных бедствий. Анализировать экологическую карту материка.

Показывать на карте и определять географическое положение региона и стран в его пределах. Выявлять общие черты природы, населения и его хозяйственной деятельности в Южной Африке. Определять природные богатства стран региона и виды деятельности, связанные с их использованием. Составлять комплексную характеристику ЮАР.

Тема: Австралия и Океания

Изучать по карте географическое положение материка. Устанавливать причины выровненного рельефа, сухости климата на большей части территории, бедности поверхностными водами, особенностей размещения природных зон. Читать климатограммы. Оценивать природные богатства Австралии. Объяснять причины эндемичности органического мира. Определять по экологической карте примеры изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности людей. Сравнивать компоненты природы Австралии и Африки, делать выводы по результатам сравнения.

Составлять характеристику населения страны. Сравнивать население Австралии и Африки, объяснять результаты сравнения. Читать карту хозяйственной деятельности. Оценивать роль природных ресурсов в развитии промышленности и сельского хозяйства.

Показывать на карте города Австралии, различать их функции. Подготавливать и обсуждать презентации о заповедниках страны. Выявлять причины изменения природы материка.Описывать по карте географическое положение Океании. Группировать острова по происхождению. Объяснять связь рельефа и полезных ископаемых с происхождением островов. Устанавливать причины особенностей климата и органического мира островов.

Анализировать состав населения.

Тема: Южная Америка

Изучать по карте географическое положение материка и предполагать отражение его в природе материка. Объяснять причины контрастов в строении рельефа, преобладания влажных типов климата, своеобразия органического мира.

Сравнивать природу Южной Америки с природой Африки и Австралии.

Оценивать природные ресурсы материка. Определять по экологической карте примеры изменений природы континента. Анализировать изменения численности населения материка во времени и факторы, влияющие на этот показатель.

Давать характеристику географического положения историко-культурного региона. Выявлять общие черты материальной и духовной культуры народов Латинской Америки. Называть объекты древних индейских цивилизаций.

Сравнивать численность населения Южной Америки и Африки.

Определять по карте плотности населения особенности размещения, а по карте народов — этнический состав населения.

Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран региона (по выбору)

Устанавливать особенности населения. Читать карту хозяйственной деятельности и определять по ней размещение отраслей сельского хозяйства. Оценивать роль природных ресурсов в развитии промышленности.

Составлять географический образ Бразилии, Перу, Чили и Венесуэлы. Анализировать экологическую карту материка, устанавливать районы нарушения природы.

Называть памятники культурного наследия человечества в пределах изучаемых стран

Тема: Антарктида

Выявлять своеобразие географического положения Антарктиды и объяснять его влияние на природу. Показывать на карте научные станции.

Устанавливать причины особенностей рельефа, климата и других компонентов природы. Составлять описания климата внутренних и прибрежных районов материка. Объяснять влияние Антарктиды на природу Земли. Оценивать природные богатства материка. Объяснять важность международного статуса Антарктиды. Определять цели изучения южной полярной области Земли. Составлять проекты использования её природных богатств в будущем. Подготавливать и обсуждать презентации о современных исследованиях Антарктики.

Тема: Северная Америка

Оценивать влияние географического положения на природу материка.

Объяснять причины контрастов в строении рельефа, разнообразия климатов, в расположении природных зон.

Определять закономерности размещения на материке основных природных богатств. Обсуждать последствия хозяйственной деятельности в использовании природных богатств материка и необходимые меры по сохранению природы континента

Давать оценку географического положения США. Составлять характеристику природы и природных богатств, их использования в хозяйственной деятельности населения.

Выявлять специфику этнического состава населения. Выявлять причины особенностей материальной и духовной культуры. Устанавливать по карте размещение населения.

Показывать на карте большие города и описывать их географическое положение, планировку и внешний облик. По карте хозяйственной деятельности устанавливать размещение отраслей хозяйства по территории страны.

Тема: Евразия

Оценивать влияние географического положения на природу материка;

природные богатства континента; географическое положение каждой из стран.. Составлять характеристику компонентов природы; по картам и тексту учебника характеристику одной из стран региона (по выбору). Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран (по выбору)

Объяснять особенности каждого компонента; «каталог» народов Евразии по языковым группам.

Устанавливать особенности расового и этнического состава населения.

Анализировать карту народов Евразии, показывать на ней места проживания больших по численности и малых народов.

Называть и показывать на карте природные и историко-культурные регионы материка; памятники культурного наследия

Изучать по карте географическое положение и состав регионов, стран.

Раздел V Природа Земли и человек (3 ч)

Объяснять причины изменений характера взаимодействия человека и природы по мере развития человечества. Различать понятия «природные условия» и «природные ресурсы».

Приводить примеры неисчерпаемых, возобновимых и невозобновимых ресурсов.

Характеризовать виды ресурсов по происхождению и принадлежности к какому-либо компоненту природы. Давать определение понятия «природопользование».

Приводить примеры рационального и нерационального природопользования на материках и в странах мира.

Моделировать на карте основные виды природных богатств материков и океанов.

Учебно-тематический план

раздел

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

 

Введение. Источники географической информации.

2

1

Раздел 1.

Современный облик планеты Земля.

3

2

 
  1. Геологическая история Земли.

1

 
 

1.2. Географическая среда и человек.

2

2

Раздел 2.

Население Земли.

5

2

Раздел 3.

Главные особенности природы Земли

17

6

 

3.1. Рельеф Земли.

3

1

 

3.2. Климаты Земли.

3

1

 

3.3. Вода на Земле.

3

1

 

3.4. Природные зоны.

3

1

 

3.5. Самые крупные природные комплексы Земли – материки и океаны.

5

2

Раздел 4.

Материки и страны.

37

8

 

4.1. Африка.

7

3

 

4.2. Австралия и Океания.

3

1

 

4.3. Южная Америка.

5

1

 

4.4. Антарктида.

2

 
 

4.5. Северная Америка

4

1

 

4.6. Евразия. 16 ч.

16

2

Раздел 5.

Природа Земли и человек

4

 

Итого

68

19

Методы и формы обучения

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания. Методы обучения географии (основанные на характере познавательной деятельности обучающихся): объяснительно-иллюстративный (лекция, вводная беседа, разъяснительная беседа); репродуктивный (работа по типовому плану);

проблемное обучение (проблемные задания, создание проблемных ситуаций, решение учебных проблем); частично-поисковый и исследовательский (эвристическая беседа, творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации); игровые.

Методы обучения географии (основанные на источниках знаний):

словесные, наглядные и практические.

Специфические приёмы, применяемые лишь в экономической географии: (работа с экономическими картами, с цифровым материалом, статистическими данными).

Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности : словесные (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядные ( иллюстрационные и демонстрационные ), практические, проблемно – поисковые под руководством преподавателя и самостоятельная работа учащихся ( постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, решение учебных проблем); информационный, ИКТ, алгоритмизированное обучение (алгоритмы описания и характеристики географических объектов)

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно- познавательного процесса на любом его этапе: при изучении нового материала, повторении, закреплении, обощении и проверке знаний.

Специфические приёмы, применяемые лишь в экономической географии: (работа с экономическими картами, с цифровым материалом, статистическими данными).

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, деловые игры.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочный контроль, письменные работы.

Используются такие формы обучения , как диалог, беседа, дискуссия, диспут.

Применяются варианты индивидуального, индивидуально – группового, группового, коллективного и фронтального способа обучения.

Формы организации познавательной деятельности:

-индивидуальная;

-коллективная;

-фронтальная;

-парная;

-групповая.

Виды деятельности учащихся:

-устные сообщения;

-обсуждения;

-мини- сочинения;

-доклады;

-защита проектов;

-самостоятельная работа

-рефлексия.

Формы контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, учительский контроль, административный контроль, самостоятельная работа, географический диктант, топографический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам, работы с контурными картами.

Содержание учебного курса

«География. Материки, океаны, народы и страны »

Введение. Источники географической информации (2 часа).

Что изучают в курсе географии? Разнообразие источников географической информации. Географические карты, географические описания и характеристики.

Практическая работа №1. «Группировка карт атласа и учебника по признакам»

Раздел 1. Современный облик планеты Земля (3 часа).

Геологическая история Земли. Развитие земной коры. Понятие « географическое положение». Географическая оболочка (ГО). Понятие «географическая среда». Географическая среда и человек. Пространственная неоднородность географической оболочки и её причины. Природные комплексы. Зональные и незональные природные комплексы (ПК) суши и океана. Понятие «природная зона», «широтная зональность» и «высотная поясность».

Практическая работа №2 «Характеристика природной зоны своей местности

Практическая работа.№3 «Выявление по картам географической зональности природы на Земле»

Раздел 2. Население Земли (5часов).

Освоение Земли человеком. Территории наиболее древнего освоения человеком. Изменения численности населения во времени. Перепись населения. Причины влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Миграции. Современное размещение людей по материкам, климатическим областям, природным зонам, удалённости от океанов. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях.

Человеческие расы и этносы. Существенные признаки понятия «народ». Карта народов мира. Миграции этносов. География народов и языков. Языковые семьи. Страны мира и их население. Мировые и национальные религии, их география. Материальная и духовная культура народа. Памятники культурного наследия.

Практическая работа №4. «Определе­ние и сравне­ние различий в численно­сти, плотно­сти и динами­ке населения отдельных материков и стран мира»

Практическая работа №5 «Моделиро­вание на кон­турной карте размещения крупнейших этносов и ма­лых народов, а также путей расселения ин­доевропейских народов»

Раздел 3. Главные особенности природы Земли (17 ч).

Тема: Рельеф Земли (3 ч).

Рельеф Земли. Планетарные формы рельефа. Плиты литосферы, их движение и взаимодействие. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры. Размещение крупных форм рельефа. Основные черты рельефа материков. Основные виды минеральных ресурсов и закономерности их размещения в земной коре. Роль рельефа в жизни и хозяйственной деятельности людей. Рельефообразующая деятельность человека. Антропогенный рельеф.

Практическая работа №6 «Описание по карте рельефа материка, сравнение с другим материком, выявление причин сходства и различий»

Тема: Климаты Земли (3 ч).

Основные климатообразующие факторы: приток солнечного тепла, характер земной поверхности и движение воздушных масс. Климатические карты.

Размещение климатических поясов подчинено закону зональности. Основные и переходные климатические пояса. Климатические области. Карта климатических поясов.

Естественное изменение климата. Влияние климата на человека. Влияние хозяйственной деятельности людей на климат.

Практическая работа № 7 «Составление характеристики климата одно­го из матери­ков»

Тема: Вода на Земле (3 ч).

Вода на Земле. Роль океана в жизни Земли. Водные массы. Поверхностные течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей Типы водных объектов суши. Зависимость их распределения от климата и рельефа. Водный режим и годовой сток рек. Зональные типы рек. Озёра. Болота.

Речные цивилизации прошлого. Обеспеченность материков водными ресурсами. Загрязнение вод суши. Стихии вод суши.

Практическая работа №8. « Описание крупных объектов гидросферы по картам и оценка обеспеченности ресурсами пресной воды материков и их стран»

Тема: Природные зоны (3 ч).

Природные зоны. Географическое положение каждой из зон. Особенности природы трёх зон: климат, зональные типы почв, типичные растения и животные. Приспособление организмов к среде обитания. Возможности для развития хозяйства. Необходимость охраны природных зон. Географическое положение зон. Причины наличия в субтропических поясах нескольких природных зон. Своеобразие природы средиземноморских вечнозелёных жестколистных лесов и кустарников, переменно влажных (муссонных) лесов и субтропических полупустынь и пустынь. Соотношение тепла и влаги в пределах каждой зоны. Особенности растительности, почв и животного мира зон, приспособление живых организмов к среде обитания в каждой из изучаемых зон.

Практическая работа №9. «Характеристика одной из зон (по выбору)»

Тема: Самые крупные природные комплексы на Земле — материки и океаны (5 ч).

Самые крупные природные комплексы Земли — материки и океаны. Понятие «материк», два ряда материков. Общие черты природы южных материков. Человек на южных материках. Степень антропогенного изменения природы южных материков.

Общие черты географического положения и природы северных материков. Особенности состава населения. Антропогенные комплексы на материках.

Географическое положение и особенности природы каждого из океанов. Природные богатства океанов. Основные виды хозяйственной деятельности в океанах. Охрана океанов от загрязнения.

Практическая работа №10 «Описание географического положения каждого из южных материков. Установление черт сходства и различия»

Практическая работа №11. «Описание географического положения одного из океанов».

Раздел 4. Материки и страны (37 ч).

Тема: Африка (7 ч).

Краткая история исследования материка.

Географическое положение, общие черты рельефа, климата, внутренних вод. Проявление широтной зональности в природе материка. Богатства природными ресурсами. Антропогенные комплексы материка.

Численность населения и его естественный прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав, городское и сельское население. Страны Африки. Деление материка на природные и культурно-исторические регионы.

Историко-культурный регион «Северная Африка». Состав территории. Общие черты природы, природных богатств, населения и его хозяйственной деятельности. Особенности материальной и духовной культуры народов Северной Африки. Комплексная характеристика Египта.

Историко-культурный регион «Африка к югу от Сахары». Состав территории. Общая характеристика региона. Особенности материальной и духовной культуры. Комплексная характеристика Нигерии.

Географическое положение и состав территории. Общая характеристика природы и населения региона. Комплексная характеристика Эфиопии. Заповедники на территории региона.

Географическое положение и состав региона. Особенности природы и состава населения. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика ЮАР.

Практическая работа №12 «Составление по картам и тексту учебника характеристики Египта».

Практическая работа №13 «Составление комплексной характеристики Эфиопии».

Практическая работа №14 «Определение по картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки»

Тема: Австралия и Океания (3 ч).

Географическое положение. Краткая история открытия и исследования материка. Своеобразие природы материка, эндемичность органического мира и её причины. Природные ресурсы. Проблемы охраны природы.

Австралия — страна-материк. Коренное и пришлое население. Численность населения, размещение его на территории. Виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств. Изменения природы страны.

Географическое положение и состав региона. Типы островов по происхождению. Природные особенности. Состав населения. Основные виды хозяйственной деятельности. Страны Океании.

Практическая работа №15. «Составление характеристики природы, населения и его хозяйственной деятельности одного из регионов Австралии»

Тема: Южная Америка (5 ч).

Географическое положение материка. Краткая история открытия и исследования. Основные черты природы материка. Природные ресурсы. Степень сохранения природы.

История заселения материка. Историко-культурный регион «Латинская Америка». Численность населения и его естественный прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав. Соотношение городского и сельского населения. Крупные города. Страны. Деление материка на регионы.

Общая характеристика природы и населения региона. Географическое положение Бразилии. Разнообразие природы страны и природных ресурсов. Сложность этнического состава населения. Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Города.

Географическое положение. Особенности природы и природные богатства. Население. Основные виды хозяйственной деятельности. Сравнение Аргентины и Бразилии.

Состав региона. Своеобразие природы Анд. Географическое положение каждой из стран региона. Особенности природы и населения каждой страны. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика каждой из трёх стран.

Практическая работа №16 «Составление описания природы, населения и хозяйственной деятельности одной из стран материка».

Тема: Антарктида (1 ч).+1

Особенности географического положения континента. Краткая история открытия и исследования. Уникальность природы, природные богатства. Влияние материка на природу всей Земли. Международный статус Антарктиды.

Тема: Северная Америка (4 ч).

Географическое положение. Краткая история исследования. Основные черты компонентов природы Северной Америки. Богатства природными ресурсами. Антропогенные комплексы материка.

Особенности географического положения страны. Разнообразие и богатство природы и природных ресурсов. История заселения страны. Размещение населения. Своеобразие этнического состава населения. Развитое хозяйство США. Города.

Географическое положение региона и стран в его пределах. Историко-культурный регион «Латинская Америка». Особенности природы и населения. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика Мексики.

Практическая работа №17 «Размещение природных богатств США, Канады, Мексики. Выявление особенностей хозяйственной деятельности населения в этих странах»

Тема: Евразия (16 ч).

Географическое положение, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и природных зон Евразии. Богатства природными ресурсами. Численность и этнический состав населения. Природные и историко-культурные регионы Евразии.

Историко-культурный регион «Северная Европа». Общая характеристика региона. Комплексная характеристика стран в его пределах.

Историко-культурный регион «Западная Европа». Комплексная характеристика Великобритании и Франции. Памятники Всемирного наследия человечества.

Географическое положение каждой страны. Особенности природы и населения. Природные богатства стран. Комплексная характеристика Германии. Памятники Всемирного наследия человечества.

Историко-культурный регион «Восточная Европа». Состав региона, страны в его пределах. Комплексная характеристика Польши, Чехии, Словакии, Венгрии. Памятники Всемирного наследия человечества.

Географическое положение каждой из стран. Особенности природы и населения. Природные богатства стран региона. Основные отрасли хозяйства. Комплексная характеристика каждой из стран.

Состав региона, страны в его пределах. Комплексная характеристика Италии и Греции. Памятники Всемирного наследия человечества.

Историко-культурный мир региона. Общая характеристика природы региона. Природные богатства стран. Этнический и религиозный состав населения. Комплексная характеристика республик Закавказья и Турции.

Географическое положение. Общие черты природы и природных богатств. Этнический и религиозный состав населения.

Историко-культурный регион «Южная Азия». Особенность этнического и религиозного состава населения. Комплексная характеристика Индии.

Географическое положение историко-культурного региона и отдельных стран в его пределах. Своеобразие природы и природные контрасты. Природные богатства. Комплексная характеристика одной из стран (по выбору).

Историко-культурный регион «Восточная Азия». Географическое положение, страны региона. Своеобразие природы. Этнический и религиозный состав населения. Природные богатства. Комплексная характеристика Китая.

Историко-культурный регион «Юго-Восточная Азия». Многообразие стран. Особенности географического положения групп стран. Своеобразие природы стран. Природные богатства. Сложный этнический состав населения. Комплексная характеристика Индонезии.

Практическая работа №18. «Составление каталога народов Евразии».

Практическая работа №19 «Сравнительная характеристика стран Восточной и Западной Европы».

Раздел 5. Природа Земли и человек (3 ч).+1ч.

Этапы взаимодействия человека и природы. Виды природных ресурсов. Нарушение природного равновесия.

Понятие «природопользование». Рациональное и нерациональное природопользование. Качество окружающей среды.

Изменение задач географической науки во времени. Методы географической науки.

Перечень географических объектов (номенклатура)

Тема «Африка» Природа: Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Гви­нейский залив, полуостров Сомали, остров Мадагаскар, Ат­ласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, вулканы Килиманджаро и Камерун; реки Ни­гер, Конго, Замбези; озёра Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса.

Страны: Египет (Каир), Алжир (Алжир), Марокко (Ра­бат), Нигерия (Абуджа, Лагос), Конго (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), Танзания (Додома), Замбия (Лусака), ЮАР (Претория, Кейптаун).

Тема «Австралия и Океания» Природа: полуостров Кейп-Йорк, Большой Австралий­ский залив, острова Новая Зеландия, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Водораздельный хребет, го­ра Косцюшко, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр-Норт.

Города: Канберра, Сидней, Мельбурн. Тема «Южная Америка» Природа: Панамский перешеек, Карибское море, остров Огненная Земля, горы Анды, Аконкагуа, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Оринокская и Ла-Платская низменности, реки Парана, Ориноко, озёра Титикака, Маракайбо.

Страны: Бразилия (Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу), Аргентина (Буэнос-Айрес), Венесуэла (Каракас), Перу (Лима), Чили (Сантьяго).

Тема «Северная Америка»

Природа: полуострова Флорида, Калифорния, Аляска; заливы Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский; острова Канадского Арктического архипелага, Большие Антильские, Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские; Вели­кие и Центральные равнины, Миссисипская низменность, го­ра Мак-Кинли, вулкан Орисаба, реки Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Юкон, Рио-Гран де; озёра Великие (американские), Вин ни пег, Большое солёное.

Страны: Канада (Оттава, Монреаль, Калгари, Ванкувер), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Сиэтл), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).

Тема «Евразия»

Природа: полуострова Таймыр, Кольский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея, Балканский, Апеннинский, Пи­ренейский; моря Северное, Аравийское; заливы Финский, Ботнический, Бискайский, Персидский; проливы Карские Ворота, Бос фор, Малаккский; острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские; равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан; горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулканы Кракатау, Этна; реки Обь с Иртышом, Лена, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Эльба, Одра, Висла, Сена, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Меконг; озёра Онежское, Женевское, Иссык-Куль, Бал­хаш, Лобнор.

Страны: основные страны крупных регионов Евразии, названные в программе, их столицы и крупнейшие города.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ и ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного предмета География по курсу «Материки, океаны, народы и страны»

7 класс УМК ИЦ «Вентана-Граф» авт.учебника И.В.Душина, Т.Л.Смоктунович

урока

Даты проведения

ИЗ

Д/З

Темы уроков, практических работ

План

Факт

Введение. Источники географической информации. 2 ч.

1

01.09

 

С.5-6

Что изучает география материков и океанов. Страноведение.

2

06.09

 

§1

Источники гео­графических знаний. Методы географической науки.

П.Р. №1. «Группировка карт атласа и учебника по признакам».

Раздел 1. Современный облик планеты Земля. 3 ч.

  1. Геологическая история Земли. 1 ч.

3

08.09

 

§2

Происхожде­ние материков и впадин океа­нов

  1. Географическая среда и человек. 2 ч.

4

13.09

 

§3

Географическая среда – земное окружение человеческого общества. П.Р.№2 «Характеристика природной зоны своей местности»

5

15.09

 

§4

Разнообразие природы Зем­ли. Широтная зональность и высотная пояс­ность. П.Р.№3 «Выявление по картам географической зональности природы на Земле»

Раздел 2. Население Земли. 5 ч.

6

20.09

 

§5

Расселение людей. Численность населения Земли. П.Р. №4. «Определе­ние и сравне­ние различий в численно­сти, плотно­сти и динами­ке населения отдельных материков и стран мира»

7

22.09

 

§6

Особенности расселения людей. Сельское и городское население.

8

27.09

 

§7

Народы мира, разнообразие стран. П.Р. №5 «Моделиро­вание на кон­турной карте размещения крупнейших этносов и ма­лых народов, а также путей расселения ин­доевропейских народов»

9

29.09

 

§8

Религии мира и культурно-исторические регионы.

10

04.10

   

Итоговое по­вторение раз­дела «Населе­ние Земли».

Раздел 3. Главные особенности природы Земли 17 ч.

3.1 Рельеф Земли. 3ч.

11

06.10

 

§9

Планетарные формы рельефа

12

11.10

 

§10

Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. П.Р.№6 Описание по карте рельефа материка, сравнение с другим материком, выявление причин сходства и различий

13

13.10

 

§11

Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей

3.2. Климаты Земли. 3 ч.

14

18.10

 

§12

Климатообразующие факторы

15

20.10

 

§13

Климатические пояса. П.Р.№7 «Составление характеристики климата одно­го из матери­ков»

16

25.10

 

§14

Климат и человек

  1. Вода на Земле. 3 ч.

17

27.10

 

§15

Мировой океан - главная часть гидросферы

18

01.11

 

§16

Воды суши. Закономерно­сти их питания и режима. П.Р.№8. Описание крупных объектов гидросферы по картам и оценка обеспеченности ресурсами пресной воды материков и их стран.

19

03.11

 

§17

Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности

  1. Природные зоны. 3 ч.

20

15.11

 

§18

Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториальных и тропических поясов

21

17.11

 

§19

Природные зоны субтропических поясов.

22

22.11

 

§20

Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов. П.Р.№9 «Характеристика одной из зон (по выбору)»

  1. Самые крупные природные комплексы Земли – материки и океаны. 5 ч.

23

24.11

 

§21

Особенности природы и населения южных материков П.Р.№10 «Описание географического положения каждого из южных материков. Установление черт сходства иразличия»

24

29.11

 

§22

Особенности природы и населения северных материков

25

01.12

 

§23

Природа Тихо­го и Индийско­го океанов. Виды хозяйст­венной дея­тельности в океанах

26

06.12

 

§24

Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах П.Р.№11 «Описание географического положения одного из океанов».

27

08.12

   

Повторение и контроль знаний раздела «Глав­ные особенно­сти природы Земли»

Раздел 4. Материки и страны. 37 ч.

4.1. Африка. 7 ч.

28

13.12

 

§25

Особенности природы Африки

29

15.12

 

§26

Население и политическая карта Африки.

30

20.12

 

§27

Страны Северной Аф­рики. Египет П.Р.№12. «Составление по картам и тексту учебника характеристики Египта».

31

22.12

 

§28

Страны Западной и Центральной Африки

32

27.12

 

§29

Страны Восточной Африки. П.Р.№13. «Составление комплексной характеристики Эфиопии».

33

29.12

 

§30

Страны Южной Африки. П.Р.№14 «Определение по картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки»

34

17.01

   

Повторение и обобщение знаний по теме «Африка»

4.2. Австралия и Океания. 3 ч.

35

19.01

 

§31

Особенности природы Австралии.

36

24.01

 

§32

Австралия. П.Р.№15.«Составление характеристики природы, населения и его хозяйственной деятельности одного из регионов Австралии»

37

26.01

 

§33

Океания

4.3. Южная Америка. 5 ч.

38

31.01

 

§34

Особенности природы Южной Америки.

39

02.02

 

§35

Население и политическая карта.

40

07.02

 

§36

Страны Внеандийского Востока. Бразилия

41

09.02

 

§37

Страны Внеандийского Востока. Аргентина.

42

14.02

 

§38

Страны Андийского Запада. П.Р.№16 «Составление описания природы, населения и хозяйственной деятельности одной из стран материка».

4.4. Антарктида. 1ч +1ч

43

16.02

 

§39

Особенности природы Антарктиды.

44

21.02

   

Повторение и контроль знаний по теме «Южные материки»

4.5. Северная Америка 4 ч.

45

28.02

 

§40

Особенности природы Северной Америки

46

02.03

 

§41

Страны Северной Америки. США.

47

07.03

 

§42

Страны Северной Америки. Канада.

48

09.03

 

§43

Страны Средней Америки. П.Р.№17 «Размещение природных богатств США, Канады, Мексики. Выявление особенностей хозяйственной деятельности населения в этих странах»

4.6. Евразия. 16 ч.

49

14.03

 

§44

Основные черты природы Евразии.

50

16.03

 

§44

Население материка. П.Р.№18. «Составление каталога народов Евразии по языковым группам».

51

21.03

 

§45

Страны Северной Европы

52

23.03

 

§46

Страны Западной Европы.

53

04.04

 

§47

Страны Западной Европы.

54

06.04

 

§48

Страны Центральной и Восточной Европы.

55

11.04

 

§49

Страны Центральной и Восточной Европы. П.Р.№19 «Сравнительная характеристика стран Восточной и Западной Европы».

56

13.04

 

§50

Страны Южной Европы

57

18.04

 

§51

Страны Юго-Западной Азии

58

20.04

 

§52

Страны Юго-Западной Азии

59

25.04

 

§53

Страны Южной Азии

60

27.04

 

§54

Страны Центральной Азии

61

02.05

 

§55

Страны Восточной Азии

62

04.05

 

§56

Страны Восточной Азии

63

11.05

 

§57

Страны Юго-Восточной Азии

64

16.05

   

Контроль знаний по теме « Северные материки»

Раздел 5. Природа Земли и человек 3 ч. + 1 ч.

65

18.05

 

§58

Природа – основа жизни людей

66

23.05

 

§59

Изменения природы человеком

67

25.05

 

§60

Роль географической науки в рациональном использовании природы

68

30.05

   

Итоговое повторение и обобщение материала за курс «Материки, океаны, народы и страны»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.