12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
tatyana-manukyan191
Россия, Хакасия респ., Саяногорск

I . Пояснительная записка

1.Основа содержания обучения предмета.

Геометрия – это обязательный предмет, включенный в перечень предметов государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные стандарты основного общего образования.

Программа по геометрии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004 г.№ 1089, Примерной программой по математике для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной МОи Н РФ, тематического планирования, предложенного Л.С. Атанасяном и с учётом учебного плана МБОУ СОШ № 5 на 2014-2015 учебный год.

2. Цели и задачи обучения геометрии в 8 классе.

Цели:

- овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- формирование культуры, играющей особую роль в общественном развитии; развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результата.

Задачи:

- вводить терминологии и отрабатывать умения их грамотного использования;

- развивать навыки изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;

- совершенствовать навыки применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;

- формировать умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;

- совершенствовать навыки решения задач на доказательство;

- расширять знания учащихся о треугольниках, четырехугольниках, окружности;

- отрабатывать навыки решения задач на построение с помощью циркуля и линейки.

3. Краткая характеристика учебного предмета.

Изучение геометрии способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний. Геометрия играет важную роль, являясь одним из важнейших компонентов математического образования и необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений. Сложные геометрические понятия вводятся когда у учащихся накоплен достаточный опыт для адекватного восприятия вводимого понятия – опыт, содействующий пониманию всех слов, содержащихся в определении (вербальный опыт). Гуманитарный потенциал школьного курса геометрии состоит в том, что владение математическим языком и математическим моделированием позволяет ученику лучше ориентироваться в природе и обществе, способствует развитию речи, не в меньшей степени, чем уроки русского языка и литературы. Геометрия позволяет сформировать у ученика представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития геометрии, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Геометрия нацелена на формирование аппарата для решения не только математических задач, но и задач смежных предметов, окружающей реальности. Язык геометрии, умение «читать» использования понятия на наглядно-интуитивном и рабочем уровнях (генетический опыт) когда у учащихся появилась потребность в формальном определении понятия.

Одной из основных задач изучения геометрии является развитие логического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, физики, овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству, пространственному мышлению. Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии решаются комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания.

В организации образовательного процесса важную роль играет решение задач. Они являются и целью, и средством обучения и математического развития учащихся. При планировании уроков учтено, что теоретический материал учащимися осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, использую дифференцированный подход к учащимся. Дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки способствует разгрузке школьников, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе. Для правильной организации учебно-воспитательного процесса выбирается наиболее рациональная система методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ-компонента. В образовательном процессе взята ориентация на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач.

4. Место предмета в учебном плане ОУ.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 8 классе отводит 68 часов из расчета 2 часа в неделю для обязательного учебного предмета «Геометрия» на базовом уровне основного общего образования в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 5 на 2014-2015 учебный год.

5. Особенности преподавания данного предмета.

Изучение геометрических фигур: треугольник, четырехугольник, окружность, измерение геометрических фигур, построение с помощью циркуля и линейки.

6. Особенности класса (Информация прилагается).

7. УМК на основе которого ведется преподавание геометрии в 8 классе.

Перечень учебников МБОУ СОШ № 5 на 2014-2015 учебный год рассмотрен на заседании экспертно – методического совета (Протокол № 6 от 08.05.2014 г.) и утверждён приказом директора по школе № 128 от 08.05.2014 г.

На основании Приказа МО и Н РФ от 31.03.2014 г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования».

1. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г. Поздняк, И.И.Юдина Геометрия, 7–9 классы, М.-

Просвещение,2013 г.

2.Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, И.И.Юдина, Ю.А.Глазков Геометрия: Рабочая тетрадь для 8 класса, М.- Просвещение, 2013 г.

II. Основное содержание программы.

(68 ч – 2 ч. в неделю)

Четырехугольники. (14 ч) Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции. Равнобедренная трапеция.

Площадь многоугольников. (14 ч) Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними; через периметр треугольника и радиус вписанной окружности; формула Герона. Площадь четырехугольника. Связь между площадями подобных фигур.

Подобные треугольники. (20 ч) Теорема Фалеса. Определение подобных треугольников, коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Средняя линия треугольника. Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 90°. Решение прямоугольных треугольников. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.

Окружность и круг. (16 ч) Центр, радиус, диаметр окружности. Центральный и вписанный углы, величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, равенство отрезков касательных, проведенных из одной точки. Метрическое соотношение в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.

Окружность, вписанная в треугольник. Окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники.

Построение с помощью линейки и циркуля. Деление отрезка на n равных частей.

Повторение. (2 ч.)

III. Диагностический инструментарий.

Тема

Вид работы

Сроки проведения

1

Четырехугольники.

Контрольная работа. Зачет

октябрь

2

Площадь многоугольника

Контрольная работа. Зачет

декабрь

3

Признаки подобия

Контрольная работа. Зачет

январь

4

Подобие треугольников

Контрольная работа. Зачет

март

5

Окружность

Контрольная работа. Зачет

май

IV. Требования к уровню подготовки учащегося.

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:

Глава V. Четырехугольники

знать определения рассматриваемых четырехугольников; формулировки и доказательства теорем, выражающих признаки и свойства этих четырехугольников; определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки;

уметь: распознавать на рисунке и по определению четырехугольники; применять признаки в решении задач; строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией

Глава VI. Площадь

знать понятие площади многоугольника, основные свойства площади, формулы площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировки теоремы Пифагора и обратной к ней теоремы;

уметь вычислять площади фигур применять изученные свойства и формулы, применять теорему Пифагора в решении задач.

Глава VII. Подобные треугольники

знать определения пропорциональных отрезков, подобных треугольников, формулировки и доказательства теорем, выражающих признаки и свойства подобных треугольников; определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника;

уметь воспроизводить доказательства признаков подобия треугольников, доказывать основное тригонометрическое тождество, применять их в решении задач.

Глава VIII. Окружность

знать случаи расположения прямой и окружности; определение, свойство и признак касательной; определения центрального, вписанного углов, теорему о вписанном угле и следствия из нее; какая окружность называется вписанной, описанной, теоремы о свойствах окружностей.

уметь доказывать и применять их в решении задач.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии; решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства); для построений геометрическими инструментами (линейка, треугольник, транспортир, циркуль); владение практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.

V. Список литературы:

1. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Поздняк, И.И.Юдина Геометрия, 7–9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2013 г.

2. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, И.И.Юдина, Ю.А.Глазков Геометрия: Рабочая тетрадь для 8 класса, М.: Просвещение, 2013 г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.