12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Киселева Надежда Владимировна581
Россия, Костромская обл., п.Талица Вохомского района

 

Рабочая программа учебного предмета

 

   Информатика.

 

 Уровень образования  среднее(полное) общее образование.

Срок реализации программы:  2 года

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

 Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: 

1.  Закон РФ «Об образовании»; 

2.  Федеральная программа развития образования; 

3.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; 

4.  Проект Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям;

5.  Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и ИКТ» и информационных  технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента  государственного стандарта общего образования»

6.  Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего курса информатики; 

7.  Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и

информационным технологиям (профильный уровень);

8.  Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика.2-11 классы

 

Содержание   курса  «Информатика  и  ИКТ»  на  базовом  уровне  определено стандартом  среднего  (полного)  общего  образования  по  информатике  и  информационным  технологиям.

Планирование   курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствии с Федеральным базисным учебным планом рассчитано на 70 часов (по 1 часу в неделю в 10-11 классах). Предлагаемое в учебно-тематическом планировании распределение часов по темам соответствует примерной программе  курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.

Общая характеристика учебного предмета 

Информатика    это  наука  о  закономерностях  протекания  информационных  процессов  в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации  информационных процессов.  Она  способствует  формированию  современного  научного  мировоззрения,  развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение  базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Информатика  и информационные  технологии  – предмет, непосредственно  востребуемый  во всех  видах  профессиональной  деятельности  и  различных  траекториях  продолжения  обучения. Подготовка  по  этому  предмету  на  профильном  уровне  обеспечивает  эту  потребность,  наряду  с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении. К  результатам  обучения  по  данному  предмету  на  профильном  уровне,  относится  умение квалифицированно  и  осознано  использовать  ИКТ,  содействовать  в  их  использовании  другими; наличие  научной  основы  для  такого  использования,  формирование  моделей  информационной  деятельности и соответствующих стереотипов поведения.  Важной  особенностью  освоения  данной  образовательной  области  является  то,  что  она  не дублирует  начала  высшего  профессионального  образования.  Ее  задачи  иные:  развитие  алгоритмического  мышления  в  математическом  контексте;  воспитание  правильных  моделей деятельности в областях, относящихся к ИКТ и их применениям; профессиональная ориентация.

 Общие цели обучения для базового уровня

  • формирование фундамента информационной культуры учащегося;

  • развитие  системного  мышления,  познавательных  интересов,  интеллектуальных  и творческих способностей учащегося;

  • закрепление приобретенных на предыдущих уровнях обучения системы базовых знаний в образовательной области «Информатика»;

  • приобретение профессиональных навыков использования информационных  технологий в индивидуальной  и  коллективной  учебной,  в  том  числе  проектной,  деятельности  с  соблюдением этических и правовых норм;

  • закрепление и расширение исследовательских умений при компьютерном моделировании объектов и процессов.

Предлагаемая  программа  обучения  для  10—11-х  классов  ориентирована  на  учащихся, знакомых  с  технологическими  приемами  работы  на  компьютере  в  изучаемых  в  основной  школе программных  средах.  Необходимо  учитывать,  что  на  выходе  основной  средней  школы  уровень подготовки  учеников  по  данному  предмету  может  быть  различным.  И  причин  этому  может  быть множество. Кроме того, методической основой преподавания информатики в основной школе могут служить  учебники  и  учебные  пособия,  где  заложена  концепция  обучения,  отличная  от  данной. Однако  это  не  должно  являться  препятствием  при  выборе  в  качестве  методического  обеспечения рекомендуемых  учебников  и  учебных  пособий,  которые  обеспечивают  необходимую  поддержку учебного процесса на протяжении последних двух лет обучения в школе.

Тематическое  планирование  содержания  обучения  по  предмету  «Информатика  и  ИКТ»  в рамках базового уровня в 10-11-х классах представлено конце.

В  тематическом  плане  предусмотрены  также  часы  на  самостоятельную  работу  учащихся, которую рекомендуется контролировать.

Цели обучения в 10-м классе

  • развитие  системного мышления,  творческих способностей,  познавательного  интереса

  • учащихся на основе организации межпредметных связей;

  • развитие навыков технологии поиска информации в Интернете;

  • закрепление  и  развитие  навыков  моделирования  и  технологии  обработки  данных  в среде табличного процессора;

  • закрепление знаний по базовым понятиям информатики;

  • закрепление и развитие навыков работы с объектами текстового документа;

  • освоение информационной технологии представления информации;

  • освоение информационной технологии проектной деятельности;

  • воспитание этических и правовых отношений в информационной деятельности;

Учебный материал для базового уровня в старшей школе представлен в учебнике

«Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень» следующими разделами:

1.  Информация и информационные процессы.

2.  Информационная технология работы с объектами текстового документа.

3.  Информационно-коммуникационные технологии в компьютерной сети.

4.  Информационная технология представления информации в виде презентаций.

5.  Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel.

6.  Информационная технология разработки проекта.

Учебник может быть использован и как основа для самостоятельного изучения дисциплины

«Информатика и ИКТ».

  Цели обучения в 11-м классе

  • развитие  системного  мышления,  творческих  способностей,  познавательного  интереса учащихся;

  • развитие  исследовательских  умений  учащихся  в  процессе  моделирования  в

  • электронной таблице;

  • формирование представления об основных понятиях социальной информатики;

  • формирование  систематизированного  представления  об информационных системах  и информационных технологиях;

  • формирование  умений  работы  с  реляционной  многотабличной  базой  данных  в программной среде Access;

  • закрепление навыков работы по автоматизированной обработке текста;

  • подготовка к экзамену по информатике и ИКТ.

Учебный  материал  для  базового  уровня  в  старшей  школе  представлен  в  учебнике «Информатика и ИКТ. Учебник. 11 класс. Базовый уровень» следующими разделами:

1.  Основы социальной информатики.

2.  Информационные системы и технологии.

3.  Информационная технология автоматизированной обработки текста.

4.  Информационная технология хранения данных.

5.  Подготовка к экзаменам.

Учебник может быть использован и как основа для самостоятельного изучения дисциплины «Информатика и ИКТ».

 

Содержание обучения в 10-м классе

Часть 1. Информационная картина мира

Раздел 1. Информационные процессы, модели, объекты

Тема 1.1. Информация и данные. Свойства информации

Понятие  информации.  Понятие  данных.  Сопоставление  этих  понятий.  Мера  измерения информации. Измерение объема данных. Форма представления информации. Свойства информации: актуальность,  достоверность,  доступность,  понятность,  полнота,  репрезентативность, адекватность. Рассмотрение  перечисленных  свойств  на  примерах  из  окружающей  жизни.  Понятие  выборки данных. Рассмотрение примеров геоинформационных систем с точки зрения свойств информации.

Учащиеся должны знать:

  какой смысл вкладывается в понятие информации;

  какой смысл вкладывается в понятие данных;

  отличие информации от данных;

  каковы важные свойства информации и как они проявляются;

  понятие адекватности информации и цель использования этого свойства;

  понятие выборки данных, как и для чего она формируется.

Учащиеся должны уметь:

  приводить примеры из окружающей жизни для иллюстрирования свойств информации;

  определять объем информации в сообщении;

  на  примере  геоинформационной  системы  проиллюстрировать  основные  свойства

информации;   приводить примеры информации, представленной в разных формах.

Тема 1.2. Информационный процесс

Понятие  процесса.  Понятие  информационного  процесса.  Примеры  информационных процессов в человеческом, животном и растительном мирах. Сопоставление этих процессов с целью выявления общих и отличительных свойств.

Учащиеся должны знать:

  понятие процесса;

  понятие информационного процесса;

  как  воспринимается  и  проявляется  информационный  процесс  в  человеческом,  животном  и растительном мирах.

Учащиеся должны уметь:

  приводить примеры процессов и информационных процессов из окружающей жизни;

  проводить сравнение информационных процессов, протекающих в человеческом, животном и растительном мирах.

Тема 1.3. Информационная модель объекта

Понятие  объекта  (оригинала, прототипа) исследования.  Понятие  модели  объекта.  Роль цели при  создании  модели.  Понятие  информационной  модели  объекта.  Понятие  адекватности  информационной  модели.  Методы  оценки  адекватности  модели  оригиналу.  Рассмотрение  и  анализ адекватности, общих и отличительных свойств нескольких информационных  моделей, полученных благодаря заданию  разных  целей  исследования  одного и того  же объекта  (на  примере строящегося дома).

Учащиеся должны знать:

  понятие модели и цель ее создания;

  какую роль играет информация при создании модели;

  понятие информационной модели и цель ее создания;

  понятие адекватности информационной модели и методы ее оценки.

Учащиеся должны уметь:

  четко формулировать цель при создании модели любого типа;

  разрабатывать  информационную  модель  любого  объекта  (процесса)  и  оценивать  ее адекватность приближенным способом;

  представлять информационную модель в табличной форме.

Тема 1.4. Представление об информационном объекте

Сопоставление  реального  и  информационного  миров.  Роль  цели  при  таком  сравнении. Понятие  информационного  объекта.  Информационные  объекты  в  окружающем  реальном  мире. Информационные  объекты,  существующие  в  компьютерной  среде,  формы  их  представления  и возможные действия с ними на примерах.

Учащиеся должны знать:

  что такое информационная картина мира;

  понятие информационного объекта;

  что вкладывается в понятие «отчужденности» от объекта-оригинала;

  в чем принципиальное отличие информационной модели от информационного объекта.

Учащиеся должны уметь:

  приводить примеры информационных объектов из окружающей жизни;

  приводить примеры информационных объектов, существующих в компьютерной среде.

Тема 1.5. Представление информации в компьютере

Представление  в  компьютере  числовой  информации.  Системы  счисления:  позиционная, непозиционная.  Правила  перевода  чисел  из  одной  системы  счисления  в  другую:  из  недесятичной позиционной в  десятичную;  из десятичной  в  недесятичную позиционную. Форматы представления чисел в компьютере.

Представление  в  компьютере  нечисловой  информации:  текстовой,  графической,  звуковой, видео.  Стандарты  ASCII-код,  Unicode.  Растровое  изображение  и  особенности  форматов  его представления.  Векторное  изображение.  Методы  кодирования  звуковой  информации.  Форматы звуковых и видео файлов.

Учащиеся должны знать:

  • типы систем счисления, используемых в компьютере;

  • правила  перевода  чисел  из  десятичной  системы  счисления  в  системы  счисления,

  • используемые в компьютере, и наоборот;

  • как представляется в компьютере текстовая информация;

  • как представляется в компьютере графическая информация;

  • как представляется в компьютере звуковая и видеоинформация;

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять  перевод  десятичных  чисел  в  двоичную,  восьмеричную  и  шестнадцатеричную системы счисления;

  • выполнять перевод из любой позиционной системы в десятичную;

  • представлять числа в разных форматах, используемых в компьютере;

  • кодировать любой символ с помощью кодовой таблицы ASCII или Unicode;

  • выполнять кодирование цветной точки для 16-цветной палитры;

  • различать типы форматов, используемые для графической, звуковой и видеоинформации

Тема 1.6. Моделирование в электронных таблицах

Этапы моделирования в электронных таблицах.

Моделирование задачи расчета  геометрических параметров объекта  на примере определения необходимых размеров склеиваемой коробки. Индивидуальные задания.

Моделирование ситуаций на примере решения следующих задач: определение необходимого

количества  рулонов  обоев  для  оклейки  комнаты;  расчет  стоимости  покупки  в  компьютерном магазине;  обслуживание  клиентов  в  сберкассе; определение  времени  для  быстрейшего  заучивания

стихотворения;  расчет  кривой  падения  предмета  с  высоты;  исследование  процесса  движения объектов. Индивидуальные задания.

Обработка массивов данных на примере решения задачи исследования массива накопленных гидрометеорологической службой данных. Индивидуальные задания.

Учащиеся должны знать:

  • особенности класса задач, ориентированных на моделирование в табличном процессоре;

  • этапы построения моделей для электронной таблицы;

  • особенности формирования структуры компьютерной модели для электронной таблицы;

  • технологию моделирования в среде табличного процессора.

  • Учащиеся должны уметь:

  • составлять план поэтапного моделирования в среде табличного процессора;

  • выполнять моделирование задач из разных областей в среде табличного процессора;

  • анализировать результаты моделирования и делать выводы по окончании анализа.

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий

Раздел  2.  Информационная  технология  работы  с  объектами  текстового  документа  в среде Word

Тема 2.1. Текстовые документы и текстовые процессоры

Сферы  и  формы  использования  текстовых  документов.  Аппаратное  и  программное обеспечение  процесса  обработки  текста.  Интерфейс  среды  текстового  процессора  Word  2003  и назначение его объектов. Классификация объектов текстового документа.

Учащиеся должны знать:

  • особенности основных видов текстовых документов;

  • назначение  аппаратного  и  программного  обеспечения  процесса  подготовки  текстовых

  • документов;

  • особенности интерфейса среды текстового процессора Word 2003;

  • объекты текстового документа. Учащиеся должны уметь:

  • отличать  интерфейс  текстового  процессора  от  интерфейса  других  сред  и  представить  эту

  • информацию в виде таблицы;

  • классифицировать объекты текстового документа.

Тема 2.2. Форматирование объектов текста

Понятие форматирования объекта текстового документа.

Объект  «символ»  и  его  свойства.  Технология  вставки  символов.  Различие  в  технологии использования  дефиса  и  тире.  Технология  форматирования  символов,  установления  границ, определения вида заливки. Объект  «абзац»  и  его  свойства.  Технология  форматирования  абзацев,  установления  границ, определения вида заливки. Объект  «список»  и  его  свойства.  Технология  форматирования  маркированного, нумерованного и многоуровневого списков. Расположение текста в списке.

Учащиеся должны знать:

  • возможности программной среды по форматированию объектов текстового документа;

  • технологию  форматирования  базовых  объектов  текстового  документа:  символов,  абзацев,

  • списков;

  • какой тип списка лучше выбрать для форматирования фрагмента текстового документа.

  Учащиеся должны уметь:

  • выделять необходимый объект текстового документа;

  • форматировать объекты (символ и абзац) текстового документа;

  • применять технологию оформления текста в виде списка;

  • задавать  необходимые  параметры  для  маркированного,  нумерованного  и  многоуровневого

  • списков.

Тема 2.3. Создание и редактирование графических изображений

Виды  компьютерной  графики:  векторная  и  растровая.  Примеры  программного  обеспечения разных  видов  графики.  Сравнительная  характеристика  векторной  и  растровой  графики.  Виды расположения графического объекта в текстовом документе.

Технология вставки готовых графических объектов из файла или коллекции картинок.

Возможности программной среды Word 2007 по созданию векторного графического объекта.

Основные действия с графическим объектом в среде Word  .

Учащиеся должны знать:

  • понятие и особенности растровой графики;

  • понятие и особенности векторной графики;

  • технологию создания и редактирования векторной графики в программной среде Word;   основные действия с графическим объектом.

Учащиеся должны уметь:

  • располагать графический объект в тексте, применяя технологию обтекания;

  • вставлять в текстовый документ готовые графические объекты из разных источников;

  • создавать и редактировать графический объект в программной среде Word.

Тема 2.4. Создание и редактирование табличных объектов

Понятие объекта применительно к таблице и ее элементам. Свойства составляющих таблицу объектов. Основные инструменты технологии работы с объектами таблицы.

Учащиеся должны знать:

  • структуру таблицы и состав ее объектов;

  • свойства таблицы;

  • технологию работы с таблицами.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать и редактировать таблицу, как простой, так и сложной формы;

  • форматировать объекты таблицы.

Тема 2.5. Информационная технология работы со структурой текстового документа

Форматы  бумаги,  используемые  для  печати  текстовых  документов.  Основные  объекты текстового  документа:  страница,  разделы,  колонтитулы.  Назначение  и  изменение  параметров  этих объектов. Технология работы со страницами: установка параметров страницы, книжная и альбомная ориентация, правила перехода на новую страницу и пр. Технология работы с разделами документа.

Многоколоночный текст. Технология работы с колонтитулами.

Учащиеся должны знать:

  •   форматы бумаги, используемые для печати текстовых документов;

  • структурные объекты текстового документа в целом (страница, разделы, колонтитулы);

  • технологию работы со структурными объектами текстового документа.

Учащиеся должны уметь:

  • изменять установки параметров страницы;

  • разбивать текстовый документ на страницы;

  • разбивать текстовый документ на разделы;

  • применять технологию работы с многоколоночным текстом;

  • создавать, редактировать и форматировать колонтитулы.

Раздел 3. Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети 

Тема 3.1. Разновидности компьютерных сетей

Понятие  компьютерной  сети.  Назначение  сервера  и  рабочей  станции.  Понятие  сетевой технологии. Понятие информационно-коммуникационной технологии.

Классификация  компьютерных  сетей.  Характеристика  локальной  сети.  Характеристика корпоративной сети. Характеристика глобальной сети.

Учащиеся должны знать:

  • назначение и типовой состав компьютерной сети;

  • классификацию компьютерных сетей и характеристику каждого класса;

  • понятия сетевой и информационно-коммуникационной технологий и их различия.

Учащиеся должны уметь:    

  • рассказать о различиях между сервером и рабочей станцией;

  • дать характеристику локальной сети;

  • дать характеристику корпоративной сети;

  • дать характеристику глобальной сети.

Тема 3.2. Представление о сервисах Интернета Характеристика Всемирной паутины WWW

— глобальной сети  Интернет.  Правила  формирования адреса информационного ресурса  Интернета

(URL-адреса).

Характеристика  компонентов  глобальной  сети  Интернет:  электронной  почты,  системы передачи файлов (FTP), телеконференции, системы общения «on-line».

Информационные ресурсы Интернета: базы данных различного назначения, образовательные ресурсы (ссылки на сайты).

Учащиеся должны знать:

  • основные системы глобальной сети Интернет и их назначение;

  • правила формирования URL-адреса информационного ресурса Интернета.

Учащиеся должны уметь:

  • привести характеристику каждой системы Интернета;

  • объяснить назначение каждой составляющей адреса интернет-ресурса.

Тема 3.3. Информационная технология передачи информации через Интернет

Технология  работы  с  почтовой  службой    Работа  с  программой  удаленного  доступа mail.ru .

HiperTerminal.

Учащиеся должны уметь:

  • работать в почтовой системе открытого доступа (на примере mail.ru );

  • работать в среде программы удаленного доступа HiperTerminal.

Тема 3.4. Этика сетевого общения

Необходимость  соблюдать  нормы  поведения  пользователя  в  компьютерной  сети.  Понятие этики сетевого общения и соблюдение общепринятых правил. Правила сетевого общения: в чатах, по

электронной почте, в телеконференциях. 

Учащиеся должны знать:

  • понятие этики сетевого общения;

  • правила общения в чатах, по электронной почте, в телеконференциях.

Учащиеся должны уметь:

  • корректно общаться в Сети;

  • организовывать телеконференции и соблюдать этику общения;

  • анализировать электронные письма с точки зрения этики сетевого общения;

  • использовать сокращенные словоформы по необходимости.

Тема 3.5. Информационная технология поиска информации в Интернете

Использование браузера для поиска по URL-адресам.

Понятие  поисковой  системы.  Структура  поисковой  системы  и  назначение  основных  ее компонентов:  робота, индекса, программы  обработки запроса.  Поисковая  машина общей тематики. Поисковая машина специального назначения. Основные характеристики поисковых машин. Правила  поиска  по  рубрикатору  поисковой  машины.  Правила  поиска  по  ключевым  словам. Правила  формирования  сложных  запросов  в  поисковой  системе  «Яндекс».  Особенности профессионального поиска информационных ресурсов.

Практикум.  Технология  поиска  по  URL-адресам.  Технология  поиска  по  рубрикатору поисковой машины.  Технология поиска  по  ключевым  словам. Технология  формирования  сложных запросов в поисковой системе «Яндекс».

Учащиеся должны знать:

  • назначение поисковых систем и особенности профессионального поиска;

  • назначение  основных  компонентов  поисковой  системы:  робота,  индекса,  программы

  • обработки запроса;

  • правила поиска по рубрикатору;

  • правила поиска по ключевым словам;

  • правила формирования сложных запросов в поисковой системе «Яндекс».

Учащиеся должны уметь:

  • искать информационный ресурс по URL-адресу;

  • искать информационный ресурс по рубрикатору;

  • искать информационный ресурс по ключевым словам;

  • формировать сложный критерий поиска (расширенный поиск).

Тема 3.6. Информационная безопасность сетевой технологии работы

Понятие информационной безопасности при работе  в компьютерной сети.  Организационные меры  информационной  безопасности.  Защита  информации  с  помощью  антивирусных  программ.

Защита от нежелательной корреспонденции. Персональные сетевые фильтры. Понятие и назначение брандмауэра (файрвола). Достоверность информации интернет-ресурсов.

Учащиеся должны знать:

  • основные меры информационной безопасности при работе в компьютерной сети;

  • основные антивирусные программы и технологию работы с ними;

  • основные меры, применяемые в технологии защиты от спама;

  • назначение брандмауэра при защите информации;

  • основные правила обеспечения достоверности получаемой в результате поиска информации.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять  на  собственном  компьютере  основные  организационные  меры  информационной

  • безопасности;   производить автоматическое обновление антивирусных программ;

  • соблюдать приведенные в учебнике рекомендации по получению достоверной информации.

Раздел 4. Информационная технология представления информации в виде презентаций

в среде Power Point

Тема 4.1. Возможности программной среды подготовки презентаций Power Point 2003

Возможности  и  область  использования  приложения  Power  Point.  Типовые  объекты презентации. Группы инструментов среды Power Point.

Особенности  интерфейса  приложения  Power  Point  2003  по  сравнению  с  предыдущими версиями:  быстрая  справка;  области  задач.  Возможности  технологии  работы  с  графическими объектами.  Характеристика  режима  «Фотоальбом».  Режим  автоподбора  текста.  Предварительный просмотр. Меры безопасности работы в среде Power Point 2003.

Учащиеся должны знать:

  • назначение и функциональные возможности приложения Power Point 2007;

  • объекты и инструменты приложения Power Point 2007.

Тема  4.2.  Информационная  технология  создания  презентации  с  помощью  Мастера

автосодержания на тему «Техника безопасности в компьютерном классе» Понятие  шаблона  презентации.  Рекомендации  по  созданию  презентации  на  тему  «Техника безопасности  в  компьютерном  классе».  Выбор  шаблона  при  помощи  Мастера  автосодержания. Корректировка плана презентации в соответствии с выбранной темой.

Заполнение  презентации  информацией  по  теме:  поиск  материалов  в  Интернете;  заполнение слайдов текстом; оформление слайдов рисунками и фотографиями.

Создание  элементов  управления  презентацией:  настройка  интерактивного  оглавления  с помощью гиперссылок; обеспечение возврата к оглавлению; добавление гиперссылок на документы

Word; добавление управляющих кнопок на все слайды. 

Оформление  экспресс-теста: создание  вопросов и  ответов;  настройка реакции на выбранные

ответы  в  виде  гиперссылок;  возвращение  на  слайд  с  вопросами;  перепрограммирование

управляющей кнопки.

Добавление эффектов анимации: выбор эффектов анимации; настройка анимации.

Учащиеся должны знать:

  • основные объекты презентации;

  • назначение и виды шаблонов для презентации;

  • основные элементы управления презентацией;

  • технологию работы с каждым объектом презентации.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать и оформлять слайды;

  • изменять настройки слайда;

  • выбирать и настраивать анимацию текстового и графического объектов;

  • вставлять в презентацию звук и видеоклип;

  • создавать  управляющие  элементы  презентации:  интерактивное  оглавление,  кнопки

  • управления, гиперссылки.

Тема  4.3.  Информационная  технология  создания  презентации  по  социальной  тематике

«Компьютер и здоровье школьников»

Практикум. Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьников».

Описание  назначения  презентации  «Компьютер и  здоровье  школьников»  как  составляющей проекта. Использование ресурсов Интернета для отбора необходимой информации для презентации. Технология создания презентации. Технология создания собственного фона презентации — создание и вставка рисунка.

Учащиеся должны знать:

  • назначение  и  основное  содержание  нормативных  документов  СанПиНа  по  работе  на компьютерах;

  • технологию работы в приложении Power Point 2003.

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно  отобрать  необходимую  информацию  для  выбранной  темы  презентации,

  • воспользовавшись ресурсами Интернета;

  • самостоятельно создать презентацию на любую тему.

Раздел  5.  Информационная  технология  обработки  данных  в  среде  табличного

процессора Excel

Тема 5.1. Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм

Практикум.  Статистическое  исследование  массивов  данных  на  примере  решения  задачи обработки результатов вступительных экзаменов. Постановка и описание задачи.

Технология  обработки  статистических  данных  (массива  данных)  по  выбранной  теме:

определение  состава  абитуриентов  по  стажу  работы;  определение  среднего  балла;  определение регионального  состава  абитуриентов;  определение  состава  абитуриентов  по  виду  вступительных испытаний.

Анализ результатов статистической обработки данных: определение количества поступающих по  направлениям  обучения;  исследование  возраста  абитуриентов;  исследование  популярности различных  направлений обучения  среди юношей и девушек; формирование  списков  абитуриентов, зачисленных в вуз по выбранным направлениям обучения.

Учащиеся должны знать:

  • назначение и правила формирования логических и простейших статистических функций;

  • представление результатов статистической обработки в виде разнотипных диаграмм;

  • как  правильно  структурировать  информацию  для  статистической  обработки  данных  и  их

  • анализа.

Учащиеся должны уметь:

  • применять технологию формирования логических и простейших статистических функций;

  • использовать технологию представления информации в виде диаграмм;

  • проводить анализ полученных результатов обработки массивов данных.

Тема 5.2. Технология накопления и обработки данных

Практикум. Освоение технологии накопления данных на примере создания тестовой оболочки на  тему  «Можешь  ли  ты  стать  успешным  бизнесменом?»  Постановка  задачи  разработки информационной системы для тестового опроса. Технология  разработки тестовой  оболочки: оформление  области  теста;  оформление  области ответов; создание и настройка форм для ответов. Технология обработки результатов тестирования: обращение к тестируемому; формирование блока выводов с использованием логических формул.

Учащиеся должны знать:

  • технологию создания интерактивных оболочек;

  • правила формирования логических формул.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать тестовые оболочки;

  • использовать формы для внесения данных в таблицу;

  • работать с несколькими страницами книги;

  • разрабатывать и использовать логические формулы;

  • вводить, накапливать и обрабатывать данные.

Тема 5.3. Автоматизированная обработка данных с помощью анкет

Практикум.  Освоение  технологии  автоматизированной  обработки  анкет  на  примере проведения анкетирования  в рамках  конкурса на место  ведущего  музыкальной программы.  Постановка задачи.

Технология  разработки  пользовательского  интерфейса:  оформление  шаблона  анкеты претендента; создание форм оценок, вводимых в анкету членами жюри; настройка форм оценок. Технология  организации  накопления  и  обработки  данных:  создание  макросов;  создание управляющих кнопок; подведение итогов конкурса и построение диаграмм.

Учащиеся должны знать:

  • технологию автоматизированной обработки данных с помощью анкет;

  • понятие макроса и технологию его создания и использования.        

Учащиеся должны уметь:

  • создавать шаблоны для регистрации данных в виде анкеты;

  • настраивать формы ввода данных;

  • создавать макросы;

  • организовывать накопление данных;

  • обрабатывать накопленные данные и представлять информацию в виде диаграмм.

Раздел 6. Информационная технология разработки проекта

Тема 6.1. Представление об основных этапах разработки проекта

Понятие  проекта. Примеры  проектов.  Классификация  проектов: по сфере  использования; по продолжительности; по сложности и масштабу.

Основные  этапы  разработки  проекта:  замысел  проекта;  планирование;  контроль  и  анализ. Характеристика основных этапов.

Понятие  структуры  проекта  как  разновидности  информационной  модели.  Цель  разработки информационных  моделей.  Понятие  структурной  декомпозиции.  Итерационный  процесс  создания структуры проекта.

Учащиеся должны знать:

  • понятие проекта;

  • классификацию проектов;

  • основные этапы разработки проекта;

  • виды информационных моделей проекта;

  • понятие структурной декомпозиции проекта. Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры различных проектов и относить их к определенному классу;

  • объяснять суть основных этапов разработки проектов;

  • выделять основную цель проекта. 

Тема 6.2. Базовые информационные модели проекта

Информационная  модель  проекта  в  виде  дерева целей. Общий  вид структуры  дерева целей. Декомпозиция цели. Построение дерева целей на примере проекта ремонта школы. Информационная  модель  проекта  в  виде  структуры  продукта.  Общий  вид  структуры. Построение структуры продукта на примере проекта ремонта школы. Информационная  модель  проекта  в  виде  структуры  разбиения  работ  (СРР).  Общий  вид структуры. Построение структуры разбиения работ на примере проекта ремонта школы. Информационная модель проекта в виде матрицы ответственности. Общий вид структуры. Другие виды информационных моделей проекта.

Учащиеся должны знать:

  • виды информационных моделей проекта;

  • правила построения структуры дерева целей;

  • правила построения структуры продукции;

  • правила построения СРР;

  • правила построения матрицы ответственности.

Учащиеся должны уметь:

  • разработать дерево целей проекта;

  • разработать структуру продукции проекта;

  • разработать структуру разбиения работ проекта;

  • разработать матрицу ответственности по работам проекта.

Тема  6.3.  Разработка  информационных  моделей  социального  проекта  «Жизнь  без

сигареты»

Понятие  замысла  проекта.  Уточнение  и  детализация  замысла  социального  проекта, направленного на борьбу с курением школьников, в форме вопросов и ответов.  Анализ социальной проблемы,  связанной  с  курением  школьников.  Составление  предварительного  плана  работы  по проекту. Построение дерева целей проекта, где генеральной целью является борьба с ранним курением школьников.  Построение  структуры  информационного  продукта  данного  проекта.  Построение структуры разбиения работ проекта. Построение матрицы ответственности.

Учащиеся должны знать:

  • содержание теоретической части разработки проекта;

  • как определять замысел проекта;

  • рекомендации по проведению анализа среды, в которой будет реализовываться проект.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать среду, для которой будет разрабатываться проект;

  • разрабатывать  информационные  модели  проекта:  дерево  целей,  структуру  продукции, структуру разбиения работ, матрицу ответственности.

Тема  6.4.  Информационная  технология  создания  социального  проекта  «Жизнь  без

сигареты»

Практикум.  Подготовка  рефератов  по  теме  «О  вреде  курения»  с  позиции  основных предметных  областей:  истории,  химии,  биологии,  экономики,  литературы,  обществоведения, социологии, психологии.

Подготовка материалов о проблемах курильщиков, с которыми они обращаются к врачам. Исследование  причин  курения  с  помощью  анкеты.  Создание  анкеты  в  среде  Excel. Проведение опроса. Обработка статистических данных.

Исследование  возраста  курящих  школьников  с  помощью  анкеты.  Создание  анкеты  в  среде Excel. Проведение опроса. Обработка статистических данных.

Представление  результатов  проекта:  проведение  общешкольных  мероприятий,  молодежный форум в Интернете, проведение антиникотиновых акций.

Практическая  часть  социального  проекта  «Жизнь  без  сигареты»  выполняется  на  базе материалов, найденных в Интернете.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять расширенный поиск информационных ресурсов в Интернете;   подготовить  материал  о  вреде  курения  с  разных  точек  зрения,  используя  возможности Интернета;   разработать необходимые формы анкет для проведения опроса;   обработать статистические данные, отображенные в анкетах;   представить результаты работ по проекту в разных формах. 

Содержание обучения в 11 -м классе

Часть 1. Информационная картина мира

Раздел 1. Основы социальной информатики

Тема 1.1. От индустриального общества — к информационному

Роль  и  характеристика  информационных  революций.  Краткая  характеристика  поколений ЭВМ  и  связь  с  информационной  революцией.  Характеристика  индустриального  общества.  Характеристика информационного  общества. Понятие информатизации. Информатизация как  процесс преобразования индустриального общества в информационное.

Понятие  информационной  культуры:  информологический  и  культурологический  подходы. Проявление  информационной  культуры  человека.  Основные  факторы  развития  информационной культуры.

Учащиеся должны знать:

  • понятие информационной революции и ее влияние на развитие цивилизации;

  • краткую характеристику каждой информационной революции;

  • характерные черты индустриального общества;

  • характерные черты информационного общества;

  • суть процесса информатизации общества;

  • определение информационной культуры;

  • факторы развития информационной культуры. Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры, отражающие процесс информатизации общества;

  • сопоставлять уровни развития стран с позиции информатизации.

Тема 1.2. Информационные ресурсы

Основные виды  ресурсов.  Понятие информационного  ресурса.  Информационный  ресурс как главный стратегический ресурс страны. Как отражается правильное использование информационных ресурсов на развитии общества.

Понятия  информационного  продукта,  услуги,  информационной  услуги.  Основные  виды информационных услуг в библиотечной сфере. Роль баз данных в предоставлении информационных

услуг. Понятие информационного потенциала общества.

Учащиеся должны знать:   

  • роль и значение информационных ресурсов в развитии страны;

  • понятия информационной услуги и продукта;

  • виды информационных продуктов;

  • виды информационных услуг.

  • Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информационных ресурсов;

  • составлять классификацию информационных продуктов для разных сфер деятельности;

  • составлять классификацию информационных услуг для разных сфер деятельности.

Тема 1.3. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека Право  собственности  на  информационный  продукт:  права  распоряжения,  права  владения, права  пользования.  Роль  государства  в  правовом  регулировании.  Закон  РФ  «Об  информации, информатизации  и  защите  информации»  как  юридическая  основа  гарантий  прав  граждан  на информацию. Проблемы, стоящие перед законодательными органами в части правового обеспечения информационной деятельности человека.

Понятие  этики.  Этические  нормы  информационной  деятельности.  Формы  внедрения этических норм.

Учащиеся должны знать:

  • понятие права собственности на информационный продукт; 

  • понятие права распоряжения информационным продуктом;

  • понятие права владения информационным продуктом;

  • понятие права пользования информационным продуктом;

  • роль государства в правовом регулировании информационной деятельности;

  • этические нормы информационной деятельности. 

Тема 1.4. Информационная безопасность

Понятие  информационной  безопасности.  Понятие  информационной  среды.  Основные  цели информационной  безопасности.  Объекты,  которым  необходимо  обеспечить  информационную безопасность. Понятие  информационных  угроз.  Источники  информационных  угроз.  Основные  виды информационных угроз и их характеристики. Информационная  безопасность  различных  пользователей  компьютерных  систем.  Методы защиты  информации:  ограничение  доступа,  шифрование  информации,  контроль  доступа  к аппаратуре,  политика  безопасности,  защита  от  хищения  информации,  защита  от  компьютерных вирусов, физическая защита, защита от случайных угроз и пр.

Учащиеся должны знать:

  • основные цели и задачи информационной безопасности;

  • представление об информационных угрозах и их проявлениях;

  • источники информационных угроз;

  • методы защиты информации от информационных угроз. 

Тема 1.5. Моделирование в электронных таблицах

Этапы моделирования в электронных таблицах. Моделирование  биологических  процессов  на  примере  решения  задачи  исследования биоритмов и прогнозирования неблагоприятных дней для человека. Индивидуальные задания.

Моделирование движения тела под действием силы тяжести на примере решения следующих задач:  исследование  движения  тела,  брошенного  под  углом  к  горизонту;  исследование  движения парашютиста. Индивидуальные задания.

Моделирование  экологических  систем  на  примере  задачи  исследования  изменения

численности  биологического  вида  (популяции)  при  разных  коэффициентах  рождаемости  и смертности  с  учетом  природных  факторов  и  биологического  взаимодействия  видов.

Индивидуальные задания.

Моделирование  случайных  процессов  на  примере  решения  следующих  задач:  бросание монеты; игра в рулетку. Индивидуальные задания.

Учащиеся должны знать:

  • особенности класса задач, ориентированных на моделирование в табличном процессоре;   этапы построения моделей для электронной таблицы;   особенности формирования структуры компьютерной модели для электронной таблицы;   технологию проведения моделирования в среде табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять план проведения поэтапного моделирования в среде табличного процессора;   выполнять моделирование задач из разных областей в среде табличного процессора;   анализировать результаты моделирования и делать выводы по окончанию анализа.

Тема 1.6. Информационные модели в базах данных

Этапы создания  информационных моделей  в  базах  данных.  Стандартные и индивидуальные информационные модели. Информационная модель «Учащиеся».

Учащиеся должны знать:

  • класс задач, ориентированный на моделирование в системе управления базой данных (СУБД);

  • структуру информационной модели в базе данных;

  • технологию работы в СУБД, определяющей среду моделирования.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться стандартными информационными моделями (шаблонами);

  • производить выборку из базы данных, используя разные условия поиска (фильтр). 

Раздел 2. Информационные системы и технологии

Тема 2.1. Информационные системы

Понятие системы. Представление об информационной системе. Процессы в информационной системе.  Разомкнутая  информационная  система.  Замкнутая  информационная  система.  Понятие обратной связи. Классификация информационных систем: по характеру использования информации; по  сфере  применения.  Типовые  обеспечивающие  подсистемы:  техническая,  информационная, математическая, программная, организационная, правовая.

Учащиеся должны знать:

  • понятия системы и информационной системы;

  • отличие замкнутой информационной системы от разомкнутой;

  • классификацию информационных систем по характеру использования информации; 

  • классификацию информационных систем по сфере применения;

  • назначение типовых обеспечивающих подсистем. 

Тема 2.2. Информационные технологии

Сопоставление понятий и целей технологии материального производства и информационной технологии. Особенности компьютерной технологии. Инструментарий информационной технологии. Как  соотносятся  между  собой  информационные  технологии  и  системы.  История  развития информационной технологии.

Учащиеся должны знать:

  • отличие информационной технологии от материальной;

  • отличие информационной технологии от информационной системы;

  • историю развития информационной технологии.

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий

Раздел  3.  Информационная  технология  автоматизированной  обработки  текстовых

документов 

Тема 3.1. Автоматизация редактирования

Редактирование и форматирование документа. Проверка орфографии. Автозамена. Автотекст. Поиск и замена символов. Обработка сканированного текста.

Учащиеся должны знать:

  • понятия форматирования и редактирования;

  • инструменты автоматизированной обработки текста;

  • возможности среды Word по автоматизации операций редактирования документа.

Учащиеся должны уметь:

  • проверять правописание в документе и выполнять автоматическое исправление ошибок;

  • использовать инструменты автозамены текста и автотекста;

  • выполнять автоматизированный поиск и замену символов;

  • выполнять автоматическую коррекцию отсканированного текста.

Тема 3.2. Автоматизация форматирования 

Автоперенос. Нумерация страниц. Стилевое форматирование. Функции панели задач Стили и форматирование.  Технология  стилевого  форматирования.  Правила  применения  стилей  в  многостраничных  документах.  Применение  и  изменение  стандартных  стилей.  Создание  нового  стиля. Создание  стиля  на  основе  выделенного  фрагмента.  Определение  стилей  в  документах.  Стили заголовков с нумерацией. Создание оглавления. Автоматическая нумерация таблиц и рисунков. Перекрестные ссылки в документе,  в  колонтитулах,  на  список  литературы.  Обновление  автоматически  созданных  полей.

Сортировка.

Учащиеся должны знать:

  • возможности среды Word по автоматизации операций форматирования документа;

  • понятие стилевого оформления;

  • технологию использования стилевого оформления в документе;

  • понятие перекрестной ссылки и ее назначение;

  • технологию использования перекрестных ссылок в документе.

Учащиеся должны уметь: 

  • создавать и применять стилевое оформление многостраничного документа;

  • создавать оглавление в документе;

  • использовать перекрестные ссылки в документе;

  • автоматически нумеровать таблицы и рисунки;

  • сортировать список.

Раздел 4. Информационная технология хранения данных

Тема 4.1. Представление о базах данных

Роль  информационной  системы  в  жизни  людей.  Понятие  предметной  области.  Примеры представления  информации  в  разных  предметных  областях.  Пример  организации  алфавитного  и предметного каталогов. Понятие  структурирования  данных.  База  данных  как  основа  информационной  системы. Основные понятия базы данных — поле и запись. Понятие структуры записи.

Учащиеся должны знать:

  • понятие базы данных;

  • цель создания информационной системы и роль в ней базы данных;

  • назначение процесса структурирования данных;

  • понятия поля и записи в базе данных;

  • понятие структуры записи. Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информационных систем;

  • представлять параметры объектов конкретной предметной области в виде таблицы;

  • указывать  в  таблице  данные  о  параметрах  объектов  «поле»  и  «запись»,  а  также  структуру записи.

Тема 4.2. Виды моделей данных

Примеры  информационных  моделей  предметной  области.  Понятие  модели  данных. Иерархическая  модель  данных  и  ее  основные  свойства.  Сетевая  модель  данных  и  ее  основные свойства.

Реляционная  модель  данных  и  ее  основные  свойства.  Типы  связей  между  таблицами реляционной модели  данных:  «один  к одному»,  «один  ко  многим», «многие ко многим». Графическое обозначение реляционной модели данных.  Понятие ключа. Причина,  по которой одна таблица разделяется на две. Преобразование иерархической и сетевой моделей данных к реляционной.

Учащиеся должны знать:

  • особенности иерархической модели данных;   особенности сетевой модели данных;

  • особенности реляционной модели данных;   типы связей в реляционной модели данных;   понятие ключа и его роль в реляционной модели данных.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры моделей для разных предметных областей;   представлять иерархическую и сетевую модели данных в графической форме;   приводить примеры и объяснение разных типов связей между таблицами реляционной модели данных;   представлять реляционную модель данных в виде нескольких таблиц со связями.

Тема 4.3. Система управления базами данных Access

Понятие системы управления базой данных (СУБД). Этапы работы в СУБД. Интерфейс среды СУБД Access. Основные  группы  инструментов  СУБД:  для  создания  таблиц;  для  управления  видом представления данных; для обработки данных; для вывода данных. Технология описания структуры таблицы.  Понятие  формы  для  ввода  и  просмотра  данных.  Понятие  фильтра.  Виды  фильтров:  «по выделенному», «исключить выделенное», расширенный фильтр. Понятие запроса. Понятие отчета.

Учащиеся должны знать:

  • назначение СУБД;

  • назначение инструментов СУБД Access для создания таблиц;

  • назначение инструментов СУБД Access для управления видом представления данных;   назначение инструментов СУБД Access для обработки данных;

  • назначение инструментов СУБД Access для вывода данных;

  • понятие и назначение формы;

  • понятие и назначение фильтра;

  • понятие и назначение запроса;

  • понятие и назначение отчета.

Тема 4.4. Этапы разработки базы данных 

Этап 1 — постановка задачи. Этап 2 — проектирование базы данных. Этап 3 — создание базы данных в СУБД. Этап 4 — управление базой данных в СУБД.

Учащиеся должны знать:

  основные этапы работы в СУБД Access;

  задачи, решаемые на каждом этапе работы в СУБД Access.

Тема 4.5. Практикум. Теоретические этапы разработки базы данных

Постановка задачи — разработка базы данных «Географические объекты».  Цель — создание

базы  данных.  Проектирование  базы  данных  «Географические  объекты»:  разработка  структуры таблиц «Континенты», «Страны», «Населенные пункты»; выделение в таблицах ключей.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объекты предметной области;

  • задавать информационную модель объекта в виде структуры таблицы;

  • выделять в таблицах ключи;

  • устанавливать тип связи между таблицами.

Тема 4.6. Практикум. Создание базы данных в СУБД Access

Технология  создания  таблицы  «Континенты».  Создание  структуры  таблицы.  Изменение свойств  таблицы.  Вставка  рисунков  в  таблицу.  Редактирование  структуры  таблицы.  Технология создания таблицы «Страны». Технология создания таблицы «Населенные пункты».

Установление связей  между таблицами:  создание связей,  удаление и восстановление  связей.

Понятие целостности данных. Использование Мастера подстановок.

Ввод данных в связанные таблицы.

Учащиеся должны знать:

  • понятие целостности данных;

  • технологию создания и редактирования структуры таблицы. 

Учащиеся должны уметь:

  • создавать и редактировать структуру таблицы;

  • вводить данные в таблицы;

  • устанавливать связи между таблицами;

  • вставлять рисунки в таблицу;

  • изменять свойства таблицы.

Тема 4.7. Практикум. Управление базой данных в СУБД Access

Технология  создания  и  редактирования  форм  для  таблиц  «Континенты»,  «Страны»,

«Населенные  пункты».  Создание  и  редактирование  составной  формы.  Ввод  данных  с  помощью форм. Изменение вида подчиненной формы. Составная форма на основе трех таблиц.

Сортировка  данных  в  таблице. Разработка  фильтра «по  выделенному». Бланк расширенного фильтра и фильтрация «по маске». Технология  работы  с  запросами.  Создание  запроса  на  выборку  и  условия  отбора  в  нем. Создание запроса с параметром и условия отбора в нем. Групповые операции в запросах.

Технология создания и редактирования отчета.

Учащиеся должны знать:

  • структуру и назначение простой и составной формы;

  • правила формирования условий в запросах.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать и редактировать простую форму ввода данных;

  • создавать и редактировать составную форму ввода данных;

  • сортировать данные в таблицах;

  • создавать запросы, формируя в них различные условия отбора данных;

  • создавать и редактировать отчеты. 

Программное и методическое обеспечение базового уровня

Программное обеспечение

Программное  обеспечение  всех  тем  непрерывного  курса  информатики  для  трех  уровней обучения (начального,  базового  в основной  школе и базового в  старшей школе) является  стандартным  для  большинства  образовательных  учреждений  и  ориентировано  на  программные  продукты компании Microsoft:

  для  начального  уровня    операционная  система  Windows,  графический  редактор  Paint, среда программирования ЛогоМиры;

  для базового уровня в основной школе — операционная система Windows ХР, 7, графический редактор Paint, текстовый процессор Word, табличный процессор Excel, система управления

базой данных Access, браузер Internet Explorer, среда программирования Лого;

  для  базового  уровня  в  старшей  школе    операционная  система  Windows  XP,  текстовый

процессор  Word,  табличный  процессор  Excel,  система  управления  базой  данных  Access,

программа  презентаций  Power  Point,  браузер  Internet  Explorer,  среда  программирования

Visual Basic.

С  учетом  уровня  знаний  учащихся  и  выделенного  объема  часов  по  выбору  преподавателя изучаются  современные  программные  продукты  обработки  графических  изображений,  звука, видеофрагментов. 

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

  Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных  разделов,  так  и  всего  курса  информатики  и  информационных  технологий  в целом.

  Текущий  контроль  усвоения  материала  осуществляется  путем  устного  /  письменного опроса  /  практикума.  Периодически  знания  и  умения по пройденным  темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

  При  тестировании  все  верные  ответы  берутся  за  100%,  тогда  отметка  выставляется   : 

Процент выполнения задания    Отметка

91-100%                                          отлично

76-90%%                                            хорошо

51-75%%                                         удовлетворительно

менее 50%                                     неудовлетворительно

 

При выполнении практической работы и контрольной работы:

  Содержание  и  объем  материала,  подлежащего  проверке  в  контрольной  работе,

определяется  программой.  При  проверке  усвоения  материала  выявляется  полнота,

прочность усвоения учащимися  теории и умение  применять ее на практике в  знакомых и незнакомых ситуациях.

  Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  погрешность  отражает  неточные  формулировки,  свидетельствующие  о  нечетком

представлении рассматриваемого объекта;

  недочет    неправильное  представление  об  объекте,  не  влияющего  кардинально  на

знания определенные программой обучения; •  мелкие  погрешности    неточности  в  устной  и  письменной  речи,  не  искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.   Эталоном,  относительно  которого  оцениваются  знания  учащихся,  является  обязательный минимум  содержания  информатики  и  информационных  технологий.  Требовать  от учащихся  определения,  которые  не  входят  в  школьный  курс  информатики  – это,  значит, навлекать  на  себя  проблемы  связанные  нарушением  прав  учащегося  («Закон  об образовании»).

  Исходя  из  норм  (пятибалльной  системы),  заложенных  во  всех  предметных  областях выставляете отметка:

  «5»  ставится при  выполнении всех заданий полностью или при  наличии 1-2  мелких погрешностей;

  «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  «2»  ставится,  если  допущены  существенные  ошибки,  показавшие,  что  учащийся  не

владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного

программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В  тех  случаях,  когда  учащийся  показал  оригинальный  и  наиболее  рациональный  подход  к выполнению  работы  и  в  процессе  работы,  но  не  избежал  тех  или  иных  недостатков,  оценка  за выполнение  работы  по  усмотрению  учителя  может    быть  повышена  по  сравнению  с  указанными выше нормами.

Устный опрос Осуществляется  на  каждом  уроке  (эвристическая  беседа,  опрос).  Задачей  устного  опроса является  не  столько  оценивание  знаний  учащихся,  сколько  определение  проблемных  мест  в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;   изложил  материал  грамотным  языком  в  определенной  логической  последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;   показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;   продемонстрировал  усвоение  ранее  изученных  сопутствующих  вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;   отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ  оценивается  отметкой «4,. если ответ  удовлетворяет  в  основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

  допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  неполно  или  непоследовательно  раскрыто  содержание  материала,  но  показано  общее понимание  вопроса  и  продемонстрированы  умения,  достаточные  для  дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях: 

  не раскрыто основное содержание учебного материала;   обнаружено  незнание  или  неполное  понимание  учеником  большей  или  наиболее  важной части учебного материала;   допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в  рисунках,  схемах,  в  выкладках,  которые  не  исправлены  после  нескольких  наводящих вопросов учителя.

  ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

  не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

  отказался отвечать на вопросы учителя.

Структура учебно-методического комплекта

Методическое  обеспечение  базового  уровня  преподавания  дисциплины  «Информатика  и ИКТ» представлено учебно-методическим комплектом, состоящим из  наименований.

 

1.  Макарова  Н.В.  Программа  по  информатике  и  ИКТ  (системно-информационная

концепция). — СПб.: Питер, 2008.

2.  Информатика и ИКТ.  Учебник.  Начальный  уровень / Под ред.  проф.  Н.В.  Макаровой.   СПб.: Питер, 2014.

3.  Информатика  и  ИКТ.  Рабочая  тетрадь    1.  Начальный  уровень  /  Под  ред.  проф.  Н.В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2014

4.  Информатика  и  ИКТ.  Рабочая  тетрадь    2.  Начальный  уровень  /  Под  ред.  проф.  Н.В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2014.

5.  Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2007.

6.  Информатика и  ИКТ. Практикум.  8-9 класс.  /  Под  ред. проф. Н.В. Макаровой.  — СПб.: Питер, 2007.

7.  Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2007.

8.  Информатика  и  ИКТ.  Учебник.  10  класс.  Базовый  уровень  /  Под  ред.  проф.  Н.В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2014.

9.  Информатика  и  ИКТ.  Учебник.  11  класс.  Базовый  уровень  /  Под  ред.  проф.  Н.В. Макаровой — СПб.: Питер, 2014.

10.  Информатика и  ИКТ. Практикум по  программированию.  10-11 класс. Базовый  уровень  / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2007.

11.  Информатика  и  ИКТ.  Методическое  пособие  для  учителей.  Информационная  картина мира. / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2007.

12.  Информатика  и  ИКТ.  Методическое  пособие  для  учителей.  Основы  алгоритмизации  и программирования. / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2007.

13.  Информатика и ИКТ.  Методическое  пособие  для учителей.  Техническое и программное обеспечение  информационных  процессов.  /  Под  ред.  проф.  Н.В.  Макаровой.    СПб.: Питер, 2007.

14.  Подготовка  к  ЕГЭ  по  дисциплине  «Информатика  и  ИКТ»  /  Под  ред.  проф.  Н.В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2007.

15.  Макарова Н.В., Николайчук Г.С, Титова Ю.Ф. Компьютерное делопроизводство. — СПб.: Питер, 2007. (элективный курс)

Дополнительная литература:

16.  Информатика. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Макаровой Н.В. 1 часть. / автор-сост. М.Г.Гилярова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

17.  Информатика. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Макаровой Н.В. 2 часть. / автор-сост. М.Г.Гилярова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Опубликовано


Комментарии (1)

Шалина Наталия Александровна, 27.12.16 в 08:54 0Ответить Пожаловаться
Хороший материал спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.