Уровень образования среднее(полное) общее образование.
Срок реализации программы:2 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Закон РФ «Об образовании»;
2.Федеральная программа развития образования;
3.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
4.Проект Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям;
5.Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и ИКТ» и информационныхтехнологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонентагосударственного стандарта общего образования»
6.Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего курса информатики;
7.Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и
информационным технологиям (профильный уровень);
8.Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика.2-11 классы
Планированиекурса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствии с Федеральным базисным учебным планом рассчитано на 70 часов (по 1 часу в неделю в 10-11 классах). Предлагаемое в учебно-тематическом планировании распределение часов по темам соответствует примерной программекурса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика–этонаукаозакономерностяхпротеканияинформационныхпроцессовв системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизацииинформационных процессов.Онаспособствуетформированиюсовременногонаучногомировоззрения,развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересовшкольников; освоениебазирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Информатикаи информационныетехнологии– предмет, непосредственновостребуемый во всехвидахпрофессиональнойдеятельностииразличныхтраекторияхпродолженияобучения. Подготовкапоэтомупредметунапрофильномуровнеобеспечиваетэтупотребность,нарядус фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении. Крезультатамобученияподанномупредметунапрофильномуровне,относитсяумение квалифицированноиосознаноиспользоватьИКТ,содействоватьвихиспользованиидругими; наличиенаучнойосновыдлятакогоиспользования,формированиемоделейинформационнойдеятельности и соответствующих стереотипов поведения.Важнойособенностьюосвоенияданнойобразовательнойобластиявляетсято,чтоонане дублируетначалавысшегопрофессиональногообразования.Еезадачииные:развитиеалгоритмическогомышлениявматематическомконтексте;воспитаниеправильныхмоделей деятельности в областях, относящихся к ИКТ и их применениям; профессиональная ориентация.
Общие цели обучения для базового уровня
формирование фундамента информационной культуры учащегося;
закрепление приобретенных на предыдущих уровнях обучения системы базовых знаний в образовательной области «Информатика»;
приобретение профессиональных навыков использования информационныхтехнологий в индивидуальнойиколлективнойучебной,втомчислепроектной,деятельностиссоблюдением этических и правовых норм;
закрепление и расширение исследовательских умений при компьютерном моделировании объектов и процессов.
Предлагаемаяпрограммаобучениядля10—11-хклассовориентировананаучащихся, знакомыхстехнологическимиприемамиработынакомпьютеревизучаемыхвосновнойшколе программныхсредах.Необходимоучитывать,чтонавыходеосновнойсреднейшколыуровень подготовкиучениковподанномупредметуможетбытьразличным.Ипричинэтомуможетбыть множество. Кроме того, методической основой преподавания информатики в основной школе могут служитьучебникииучебныепособия,гдезаложенаконцепцияобучения,отличнаяотданной. Однакоэтонедолжноявлятьсяпрепятствиемпривыборевкачествеметодическогообеспечения рекомендуемыхучебниковиучебныхпособий,которыеобеспечиваютнеобходимуюподдержку учебного процесса на протяжении последних двух лет обучения в школе.
Тематическоепланированиесодержанияобученияпопредмету«ИнформатикаиИКТ»в рамках базового уровня в 10-11-х классах представлено конце.
Втематическомпланепредусмотренытакжечасынасамостоятельнуюработуучащихся, которую рекомендуется контролировать.
3.Информационная технология автоматизированной обработки текста.
4.Информационная технология хранения данных.
5.Подготовка к экзаменам.
Учебник может быть использован и как основа для самостоятельного изучения дисциплины «Информатика и ИКТ».
Содержание обучения в 10-м классе
Часть 1. Информационная картина мира
Раздел 1. Информационные процессы, модели, объекты
Тема 1.1. Информация и данные. Свойства информации
Понятиеинформации.Понятиеданных.Сопоставлениеэтихпонятий.Мераизмерения информации. Измерение объема данных. Форма представления информации. Свойства информации: актуальность,достоверность,доступность,понятность, полнота,репрезентативность, адекватность. Рассмотрениеперечисленныхсвойствнапримерахизокружающейжизни.Понятиевыборки данных. Рассмотрение примеров геоинформационных систем с точки зрения свойств информации.
Учащиеся должны знать:
какой смысл вкладывается в понятие информации;
какой смысл вкладывается в понятие данных;
отличие информации от данных;
каковы важные свойства информации и как они проявляются;
понятие адекватности информации и цель использования этого свойства;
понятие выборки данных, как и для чего она формируется.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры из окружающей жизни для иллюстрирования свойств информации;
информации;приводить примеры информации, представленной в разных формах.
Тема 1.2. Информационный процесс
Понятиепроцесса.Понятиеинформационногопроцесса.Примерыинформационных процессов в человеческом, животном и растительном мирах. Сопоставление этих процессов с целью выявления общих и отличительных свойств.
приводить примеры процессов и информационных процессов из окружающей жизни;
проводить сравнение информационных процессов, протекающих в человеческом, животном и растительном мирах.
Тема 1.3. Информационная модель объекта
Понятиеобъекта(оригинала, прототипа) исследования.Понятиемоделиобъекта.Роль цели присозданиимодели.Понятиеинформационной моделиобъекта.Понятиеадекватностиинформационноймодели.Методыоценкиадекватностимоделиоригиналу.Рассмотрениеианализ адекватности, общих и отличительных свойств нескольких информационныхмоделей, полученных благодаря заданиюразныхцелейисследованияодного и тогоже объекта(напримере строящегося дома).
Учащиеся должны знать:
понятие модели и цель ее создания;
какую роль играет информация при создании модели;
понятие информационной модели и цель ее создания;
понятие адекватности информационной модели и методы ее оценки.
Учащиеся должны уметь:
четко формулировать цель при создании модели любого типа;
представлять информационную модель в табличной форме.
Тема 1.4. Представление об информационном объекте
Сопоставлениереальногоиинформационногомиров.Рольцелипритакомсравнении. Понятиеинформационногообъекта.Информационныеобъектывокружающемреальноммире. Информационныеобъекты,существующиевкомпьютернойсреде,формыихпредставленияи возможные действия с ними на примерах.
Учащиеся должны знать:
что такое информационная картина мира;
понятие информационного объекта;
что вкладывается в понятие «отчужденности» от объекта-оригинала;
в чем принципиальное отличие информационной модели от информационного объекта.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информационных объектов из окружающей жизни;
приводить примеры информационных объектов, существующих в компьютерной среде.
Тема 1.5. Представление информации в компьютере
Представлениевкомпьютеречисловойинформации.Системысчисления:позиционная, непозиционная.Правилапереводачиселизоднойсистемысчислениявдругую:изнедесятичной позиционной вдесятичную;из десятичнойвнедесятичную позиционную. Форматы представления чисел в компьютере.
Представлениевкомпьютеренечисловойинформации:текстовой,графической,звуковой, видео.СтандартыASCII-код,Unicode.Растровоеизображениеиособенностиформатовего представления.Векторноеизображение.Методыкодированиязвуковойинформации.Форматы звуковых и видео файлов.
Обработка массивов данных на примере решения задачи исследования массива накопленных гидрометеорологической службой данных. Индивидуальные задания.
Учащиеся должны знать:
особенности класса задач, ориентированных на моделирование в табличном процессоре;
этапы построения моделей для электронной таблицы;
особенности формирования структуры компьютерной модели для электронной таблицы;
технологию моделирования в среде табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
составлять план поэтапного моделирования в среде табличного процессора;
выполнять моделирование задач из разных областей в среде табличного процессора;
анализировать результаты моделирования и делать выводы по окончании анализа.
Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий
Раздел2.Информационнаятехнологияработысобъектамитекстовогодокументав среде Word
Тема 2.1. Текстовые документы и текстовые процессоры
Сферыиформыиспользованиятекстовыхдокументов.Аппаратноеипрограммное обеспечениепроцессаобработкитекста.ИнтерфейссредытекстовогопроцессораWord2003и назначение его объектов. Классификация объектов текстового документа.
Понятие форматирования объекта текстового документа.
Объект«символ»иегосвойства.Технологиявставкисимволов.Различиевтехнологии использованиядефисаитире.Технологияформатированиясимволов,установленияграниц, определения вида заливки. Объект«абзац»иегосвойства.Технологияформатированияабзацев,установленияграниц, определения вида заливки. Объект«список»иегосвойства.Технологияформатированиямаркированного, нумерованного и многоуровневого списков. Расположение текста в списке.
Учащиеся должны знать:
возможности программной среды по форматированию объектов текстового документа;
Тема 2.3. Создание и редактирование графических изображений
Видыкомпьютернойграфики:векторнаяирастровая.Примерыпрограммногообеспечения разныхвидовграфики.Сравнительнаяхарактеристикавекторнойирастровойграфики.Виды расположения графического объекта в текстовом документе.
Технология вставки готовых графических объектов из файла или коллекции картинок.
Возможности программной среды Word 2007 по созданию векторного графического объекта.
Основные действия с графическим объектом в среде Word .
Учащиеся должны знать:
понятие и особенности растровой графики;
понятие и особенности векторной графики;
технологию создания и редактирования векторной графики в программной среде Word;основные действия с графическим объектом.
Учащиеся должны уметь:
располагать графический объект в тексте, применяя технологию обтекания;
вставлять в текстовый документ готовые графические объекты из разных источников;
создавать и редактировать графический объект в программной среде Word.
Тема 2.4. Создание и редактирование табличных объектов
Понятие объекта применительно к таблице и ее элементам. Свойства составляющих таблицу объектов. Основные инструменты технологии работы с объектами таблицы.
Учащиеся должны знать:
структуру таблицы и состав ее объектов;
свойства таблицы;
технологию работы с таблицами.
Учащиеся должны уметь:
создавать и редактировать таблицу, как простой, так и сложной формы;
форматировать объекты таблицы.
Тема 2.5. Информационная технология работы со структурой текстового документа
Форматыбумаги,используемыедляпечатитекстовыхдокументов.Основныеобъекты текстовогодокумента:страница,разделы,колонтитулы.Назначениеиизменениепараметровэтих объектов. Технология работы со страницами: установка параметров страницы, книжная и альбомная ориентация, правила перехода на новую страницу и пр. Технология работы с разделами документа.
Многоколоночный текст. Технология работы с колонтитулами.
Учащиеся должны знать:
форматы бумаги, используемые для печати текстовых документов;
структурные объекты текстового документа в целом (страница, разделы, колонтитулы);
технологию работы со структурными объектами текстового документа.
Учащиеся должны уметь:
изменять установки параметров страницы;
разбивать текстовый документ на страницы;
разбивать текстовый документ на разделы;
применять технологию работы с многоколоночным текстом;
создавать, редактировать и форматировать колонтитулы.
Раздел 3. Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети
Тема 3.1. Разновидности компьютерных сетей
Понятиекомпьютернойсети.Назначениесервераирабочейстанции.Понятиесетевой технологии. Понятие информационно-коммуникационной технологии.
работать в почтовой системе открытого доступа (на примере mail.ru );
работать в среде программы удаленного доступа HiperTerminal.
Тема 3.4. Этика сетевого общения
Необходимостьсоблюдатьнормыповеденияпользователявкомпьютернойсети.Понятие этики сетевого общения и соблюдение общепринятых правил. Правила сетевого общения: в чатах, по
электронной почте, в телеконференциях.
Учащиеся должны знать:
понятие этики сетевого общения;
правила общения в чатах, по электронной почте, в телеконференциях.
Учащиеся должны уметь:
корректно общаться в Сети;
организовывать телеконференции и соблюдать этику общения;
анализировать электронные письма с точки зрения этики сетевого общения;
использовать сокращенные словоформы по необходимости.
Тема 3.5. Информационная технология поиска информации в Интернете
Использование браузера для поиска по URL-адресам.
Понятиепоисковойсистемы.Структурапоисковойсистемыиназначениеосновныхее компонентов:робота, индекса, программыобработки запроса.Поисковаямашина общей тематики. Поисковая машина специального назначения. Основные характеристики поисковых машин. Правилапоискапорубрикаторупоисковоймашины.Правилапоискапоключевымсловам. Правилаформированиясложныхзапросоввпоисковойсистеме«Яндекс».Особенности профессионального поиска информационных ресурсов.
Практикум.ТехнологияпоискапоURL-адресам.Технологияпоискапорубрикатору поисковой машины.Технология поискапоключевымсловам. Технологияформированиясложных запросов в поисковой системе «Яндекс».
Учащиеся должны знать:
назначение поисковых систем и особенности профессионального поиска;
Тема 3.6. Информационная безопасность сетевой технологии работы
Понятие информационной безопасности при работев компьютерной сети.Организационные мерыинформационнойбезопасности.Защитаинформацииспомощьюантивирусныхпрограмм.
Защита от нежелательной корреспонденции. Персональные сетевые фильтры. Понятие и назначение брандмауэра (файрвола). Достоверность информации интернет-ресурсов.
Учащиеся должны знать:
основные меры информационной безопасности при работе в компьютерной сети;
основные антивирусные программы и технологию работы с ними;
основные меры, применяемые в технологии защиты от спама;
назначение брандмауэра при защите информации;
основные правила обеспечения достоверности получаемой в результате поиска информации.
соблюдать приведенные в учебнике рекомендации по получению достоверной информации.
Раздел 4. Информационная технология представления информации в виде презентаций
в среде Power Point
Тема 4.1. Возможности программной среды подготовки презентаций Power Point 2003
ВозможностииобластьиспользованияприложенияPowerPoint.Типовыеобъекты презентации. Группы инструментов среды Power Point.
ОсобенностиинтерфейсаприложенияPowerPoint2003посравнениюспредыдущими версиями:быстраясправка;областизадач.Возможноститехнологииработысграфическими объектами.Характеристикарежима«Фотоальбом».Режимавтоподборатекста.Предварительный просмотр. Меры безопасности работы в среде Power Point 2003.
Учащиеся должны знать:
назначение и функциональные возможности приложения Power Point 2007;
объекты и инструменты приложения Power Point 2007.
автосодержания на тему «Техника безопасности в компьютерном классе» Понятиешаблонапрезентации.Рекомендациипосозданиюпрезентациинатему«Техника безопасностивкомпьютерномклассе».ВыборшаблонаприпомощиМастераавтосодержания. Корректировка плана презентации в соответствии с выбранной темой.
Заполнениепрезентацииинформациейпотеме:поискматериаловвИнтернете;заполнение слайдов текстом; оформление слайдов рисунками и фотографиями.
Созданиеэлементовуправленияпрезентацией:настройкаинтерактивногооглавленияс помощью гиперссылок; обеспечение возврата к оглавлению; добавление гиперссылок на документы
Word; добавление управляющих кнопок на все слайды.
Оформлениеэкспресс-теста: созданиевопросов иответов;настройка реакции на выбранные
Практикум. Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьников».
Описаниеназначенияпрезентации«Компьютер издоровьешкольников»каксоставляющей проекта. Использование ресурсов Интернета для отбора необходимой информации для презентации. Технология создания презентации. Технология создания собственного фона презентации — создание и вставка рисунка.
Анализ результатов статистической обработки данных: определение количества поступающих понаправлениямобучения;исследованиевозрастаабитуриентов;исследованиепопулярности различныхнаправлений обучениясреди юношей и девушек; формированиесписковабитуриентов, зачисленных в вуз по выбранным направлениям обучения.
Учащиеся должны знать:
назначение и правила формирования логических и простейших статистических функций;
представление результатов статистической обработки в виде разнотипных диаграмм;
применять технологию формирования логических и простейших статистических функций;
использовать технологию представления информации в виде диаграмм;
проводить анализ полученных результатов обработки массивов данных.
Тема 5.2. Технология накопления и обработки данных
Практикум. Освоение технологии накопления данных на примере создания тестовой оболочки натему«Можешьлитыстатьуспешнымбизнесменом?»Постановказадачиразработки информационной системы для тестового опроса. Технологияразработки тестовойоболочки: оформлениеобластитеста;оформлениеобласти ответов; создание и настройка форм для ответов. Технология обработки результатов тестирования: обращение к тестируемому; формирование блока выводов с использованием логических формул.
Учащиеся должны знать:
технологию создания интерактивных оболочек;
правила формирования логических формул.
Учащиеся должны уметь:
создавать тестовые оболочки;
использовать формы для внесения данных в таблицу;
работать с несколькими страницами книги;
разрабатывать и использовать логические формулы;
вводить, накапливать и обрабатывать данные.
Тема 5.3. Автоматизированная обработка данных с помощью анкет
Практикум.Освоениетехнологииавтоматизированнойобработкианкетнапримере проведения анкетированияв рамкахконкурса на местоведущегомузыкальной программы.Постановка задачи.
Технологияразработкипользовательскогоинтерфейса:оформлениешаблонаанкеты претендента; создание форм оценок, вводимых в анкету членами жюри; настройка форм оценок. Технологияорганизациинакопленияиобработкиданных:созданиемакросов;создание управляющих кнопок; подведение итогов конкурса и построение диаграмм.
Учащиеся должны знать:
технологию автоматизированной обработки данных с помощью анкет;
понятие макроса и технологию его создания и использования.
Учащиеся должны уметь:
создавать шаблоны для регистрации данных в виде анкеты;
настраивать формы ввода данных;
создавать макросы;
организовывать накопление данных;
обрабатывать накопленные данные и представлять информацию в виде диаграмм.
Раздел 6. Информационная технология разработки проекта
Тема 6.1. Представление об основных этапах разработки проекта
Понятиепроекта. Примерыпроектов.Классификацияпроектов: по сфереиспользования; по продолжительности; по сложности и масштабу.
Основныеэтапыразработкипроекта:замыселпроекта;планирование;контрольианализ. Характеристика основных этапов.
Понятиеструктурыпроектакакразновидностиинформационноймодели.Цельразработки информационныхмоделей.Понятиеструктурнойдекомпозиции.Итерационныйпроцесссоздания структуры проекта.
Учащиеся должны знать:
понятие проекта;
классификацию проектов;
основные этапы разработки проекта;
виды информационных моделей проекта;
понятие структурной декомпозиции проекта. Учащиеся должны уметь:
приводить примеры различных проектов и относить их к определенному классу;
объяснять суть основных этапов разработки проектов;
выделять основную цель проекта.
Тема 6.2. Базовые информационные модели проекта
Информационнаямодельпроектаввидедерева целей. Общийвид структурыдерева целей. Декомпозиция цели. Построение дерева целей на примере проекта ремонта школы. Информационнаямодельпроектаввидеструктурыпродукта.Общийвидструктуры. Построение структуры продукта на примере проекта ремонта школы. Информационнаямодельпроектаввидеструктурыразбиенияработ(СРР).Общийвид структуры. Построение структуры разбиения работ на примере проекта ремонта школы. Информационная модель проекта в виде матрицы ответственности. Общий вид структуры. Другие виды информационных моделей проекта.
Учащиеся должны знать:
виды информационных моделей проекта;
правила построения структуры дерева целей;
правила построения структуры продукции;
правила построения СРР;
правила построения матрицы ответственности.
Учащиеся должны уметь:
разработать дерево целей проекта;
разработать структуру продукции проекта;
разработать структуру разбиения работ проекта;
разработать матрицу ответственности по работам проекта.
Понятиезамыслапроекта.Уточнениеидетализациязамысласоциальногопроекта, направленного на борьбу с курением школьников, в форме вопросов и ответов.Анализ социальной проблемы,связаннойскурениемшкольников.Составлениепредварительногопланаработыпо проекту. Построение дерева целей проекта, где генеральной целью является борьба с ранним курением школьников.Построениеструктурыинформационногопродуктаданногопроекта.Построение структуры разбиения работ проекта. Построение матрицы ответственности.
Учащиеся должны знать:
содержание теоретической части разработки проекта;
как определять замысел проекта;
рекомендации по проведению анализа среды, в которой будет реализовываться проект.
Учащиеся должны уметь:
анализировать среду, для которой будет разрабатываться проект;
разрабатыватьинформационныемоделипроекта:деревоцелей,структурупродукции, структуру разбиения работ, матрицу ответственности.
Подготовка материалов о проблемах курильщиков, с которыми они обращаются к врачам. Исследованиепричинкуренияспомощьюанкеты.СозданиеанкетывсредеExcel. Проведение опроса. Обработка статистических данных.
Исследованиевозрастакурящихшкольниковспомощьюанкеты.Созданиеанкетывсреде Excel. Проведение опроса. Обработка статистических данных.
Представлениерезультатовпроекта:проведениеобщешкольныхмероприятий,молодежный форум в Интернете, проведение антиникотиновых акций.
Практическаячастьсоциальногопроекта«Жизньбезсигареты»выполняетсянабазе материалов, найденных в Интернете.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять расширенный поиск информационных ресурсов в Интернете;подготовитьматериаловредекурениясразныхточекзрения,используявозможности Интернета;разработать необходимые формы анкет для проведения опроса;обработать статистические данные, отображенные в анкетах;представить результаты работ по проекту в разных формах.
Содержание обучения в 11 -м классе
Часть 1. Информационная картина мира
Раздел 1. Основы социальной информатики
Тема 1.1. От индустриального общества — к информационному
Рольихарактеристикаинформационныхреволюций.Краткаяхарактеристикапоколений ЭВМисвязьсинформационнойреволюцией.Характеристика индустриальногообщества.Характеристика информационногообщества. Понятие информатизации. Информатизация какпроцесс преобразования индустриального общества в информационное.
Понятиеинформационнойкультуры:информологическийикультурологическийподходы. Проявлениеинформационнойкультурычеловека.Основныефакторыразвитияинформационной культуры.
Учащиеся должны знать:
понятие информационной революции и ее влияние на развитие цивилизации;
краткую характеристику каждой информационной революции;
характерные черты индустриального общества;
характерные черты информационного общества;
суть процесса информатизации общества;
определение информационной культуры;
факторы развития информационной культуры. Учащиеся должны уметь:
приводить примеры, отражающие процесс информатизации общества;
сопоставлять уровни развития стран с позиции информатизации.
Тема 1.2. Информационные ресурсы
Основные видыресурсов.Понятие информационногоресурса.Информационныйресурс как главный стратегический ресурс страны. Как отражается правильное использование информационных ресурсов на развитии общества.
Понятияинформационногопродукта,услуги,информационнойуслуги.Основныевиды информационных услуг в библиотечной сфере. Роль баз данных в предоставлении информационных
услуг. Понятие информационного потенциала общества.
Учащиеся должны знать:
роль и значение информационных ресурсов в развитии страны;
понятия информационной услуги и продукта;
виды информационных продуктов;
виды информационных услуг.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информационных ресурсов;
составлять классификацию информационных продуктов для разных сфер деятельности;
составлять классификацию информационных услуг для разных сфер деятельности.
Тема 1.3. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека Правособственностинаинформационныйпродукт:правараспоряжения,прававладения, правапользования.Рольгосударствавправовомрегулировании.ЗаконРФ«Обинформации, информатизацииизащитеинформации»какюридическаяосновагарантийправгражданна информацию. Проблемы, стоящие перед законодательными органами в части правового обеспечения информационной деятельности человека.
понятие права собственности на информационный продукт;
понятие права распоряжения информационным продуктом;
понятие права владения информационным продуктом;
понятие права пользования информационным продуктом;
роль государства в правовом регулировании информационной деятельности;
этические нормы информационной деятельности.
Тема 1.4. Информационная безопасность
Понятиеинформационнойбезопасности.Понятиеинформационнойсреды.Основныецели информационнойбезопасности.Объекты,которымнеобходимообеспечитьинформационную безопасность. Понятиеинформационныхугроз.Источникиинформационныхугроз.Основныевиды информационных угроз и их характеристики. Информационнаябезопасностьразличныхпользователейкомпьютерныхсистем.Методы защитыинформации:ограничениедоступа,шифрованиеинформации,контрольдоступак аппаратуре,политикабезопасности,защитаотхищенияинформации,защитаоткомпьютерных вирусов, физическая защита, защита от случайных угроз и пр.
Учащиеся должны знать:
основные цели и задачи информационной безопасности;
представление об информационных угрозах и их проявлениях;
источники информационных угроз;
методы защиты информации от информационных угроз.
Тема 1.5. Моделирование в электронных таблицах
Этапы моделирования в электронных таблицах. Моделированиебиологическихпроцессовнапримеререшениязадачиисследования биоритмов и прогнозирования неблагоприятных дней для человека. Индивидуальные задания.
Моделирование движения тела под действием силы тяжести на примере решения следующих задач:исследованиедвижениятела,брошенногоподугломкгоризонту;исследованиедвижения парашютиста. Индивидуальные задания.
Моделированиеслучайныхпроцессовнапримеререшенияследующихзадач:бросание монеты; игра в рулетку. Индивидуальные задания.
Учащиеся должны знать:
особенности класса задач, ориентированных на моделирование в табличном процессоре;этапы построения моделей для электронной таблицы;особенности формирования структуры компьютерной модели для электронной таблицы;технологию проведения моделирования в среде табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
составлять план проведения поэтапного моделирования в среде табличного процессора;выполнять моделирование задач из разных областей в среде табличного процессора;анализировать результаты моделирования и делать выводы по окончанию анализа.
Тема 1.6. Информационные модели в базах данных
Этапы созданияинформационных моделейвбазахданных.Стандартные и индивидуальные информационные модели. Информационная модель «Учащиеся».
Учащиеся должны знать:
класс задач, ориентированный на моделирование в системе управления базой данных (СУБД);
структуру информационной модели в базе данных;
технологию работы в СУБД, определяющей среду моделирования.
производить выборку из базы данных, используя разные условия поиска (фильтр).
Раздел 2. Информационные системы и технологии
Тема 2.1. Информационные системы
Понятие системы. Представление об информационной системе. Процессы в информационной системе.Разомкнутаяинформационнаясистема.Замкнутаяинформационнаясистема.Понятие обратной связи. Классификация информационных систем: по характеру использования информации; посфереприменения.Типовыеобеспечивающиеподсистемы:техническая,информационная, математическая, программная, организационная, правовая.
Учащиеся должны знать:
понятия системы и информационной системы;
отличие замкнутой информационной системы от разомкнутой;
классификацию информационных систем по характеру использования информации;
классификацию информационных систем по сфере применения;
назначение типовых обеспечивающих подсистем.
Тема 2.2. Информационные технологии
Сопоставление понятий и целей технологии материального производства и информационной технологии. Особенности компьютерной технологии. Инструментарий информационной технологии. Каксоотносятсямеждусобойинформационныетехнологииисистемы.Историяразвития информационной технологии.
Учащиеся должны знать:
отличие информационной технологии от материальной;
отличие информационной технологии от информационной системы;
историю развития информационной технологии.
Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий
Редактирование и форматирование документа. Проверка орфографии. Автозамена. Автотекст. Поиск и замена символов. Обработка сканированного текста.
Учащиеся должны знать:
понятия форматирования и редактирования;
инструменты автоматизированной обработки текста;
возможности среды Word по автоматизации операций редактирования документа.
Учащиеся должны уметь:
проверять правописание в документе и выполнять автоматическое исправление ошибок;
использовать инструменты автозамены текста и автотекста;
выполнять автоматизированный поиск и замену символов;
выполнять автоматическую коррекцию отсканированного текста.
Тема 3.2. Автоматизация форматирования
Автоперенос. Нумерация страниц. Стилевое форматирование. Функции панели задач Стили и форматирование.Технологиястилевогоформатирования.Правилаприменениястилейвмногостраничныхдокументах.Применениеиизменениестандартныхстилей.Созданиеновогостиля. Созданиестилянаосновевыделенногофрагмента.Определениестилейвдокументах.Стили заголовков с нумерацией. Создание оглавления. Автоматическая нумерация таблиц и рисунков. Перекрестные ссылки в документе,вколонтитулах,насписоклитературы.Обновлениеавтоматическисозданныхполей.
Сортировка.
Учащиеся должны знать:
возможности среды Word по автоматизации операций форматирования документа;
понятие стилевого оформления;
технологию использования стилевого оформления в документе;
понятие перекрестной ссылки и ее назначение;
технологию использования перекрестных ссылок в документе.
Учащиеся должны уметь:
создавать и применять стилевое оформление многостраничного документа;
создавать оглавление в документе;
использовать перекрестные ссылки в документе;
автоматически нумеровать таблицы и рисунки;
сортировать список.
Раздел 4. Информационная технология хранения данных
Тема 4.1. Представление о базах данных
Рольинформационнойсистемывжизнилюдей.Понятиепредметнойобласти.Примеры представленияинформациивразныхпредметныхобластях.Примерорганизацииалфавитногои предметного каталогов. Понятиеструктурированияданных.Базаданныхкакосноваинформационнойсистемы. Основные понятия базы данных — поле и запись. Понятие структуры записи.
Учащиеся должны знать:
понятие базы данных;
цель создания информационной системы и роль в ней базы данных;
назначение процесса структурирования данных;
понятия поля и записи в базе данных;
понятие структуры записи. Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информационных систем;
представлять параметры объектов конкретной предметной области в виде таблицы;
Реляционнаямодельданныхиееосновныесвойства.Типысвязеймеждутаблицами реляционной моделиданных:«одинк одному»,«одинкомногим», «многие ко многим». Графическое обозначение реляционной модели данных.Понятие ключа. Причина,по которой одна таблица разделяется на две. Преобразование иерархической и сетевой моделей данных к реляционной.
Учащиеся должны знать:
особенности иерархической модели данных;особенности сетевой модели данных;
особенности реляционной модели данных;типы связей в реляционной модели данных;понятие ключа и его роль в реляционной модели данных.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры моделей для разных предметных областей;представлять иерархическую и сетевую модели данных в графической форме;приводить примеры и объяснение разных типов связей между таблицами реляционной модели данных;представлять реляционную модель данных в виде нескольких таблиц со связями.
Тема 4.3. Система управления базами данных Access
Понятие системы управления базой данных (СУБД). Этапы работы в СУБД. Интерфейс среды СУБД Access. ОсновныегруппыинструментовСУБД:длясозданиятаблиц;дляуправлениявидом представления данных; для обработки данных; для вывода данных. Технология описания структуры таблицы.Понятиеформыдлявводаипросмотраданных.Понятиефильтра.Видыфильтров:«по выделенному», «исключить выделенное», расширенный фильтр. Понятие запроса. Понятие отчета.
Учащиеся должны знать:
назначение СУБД;
назначение инструментов СУБД Access для создания таблиц;
назначение инструментов СУБД Access для управления видом представления данных;назначение инструментов СУБД Access для обработки данных;
назначение инструментов СУБД Access для вывода данных;
понятие и назначение формы;
понятие и назначение фильтра;
понятие и назначение запроса;
понятие и назначение отчета.
Тема 4.4. Этапы разработки базы данных
Этап 1 — постановка задачи. Этап 2 — проектирование базы данных. Этап 3 — создание базы данных в СУБД. Этап 4 — управление базой данных в СУБД.
Учащиеся должны знать:
основные этапы работы в СУБД Access;
задачи, решаемые на каждом этапе работы в СУБД Access.
Тема 4.5. Практикум. Теоретические этапы разработки базы данных
Постановка задачи — разработка базы данных «Географические объекты».Цель — создание
базыданных.Проектированиебазыданных«Географическиеобъекты»:разработкаструктуры таблиц «Континенты», «Страны», «Населенные пункты»; выделение в таблицах ключей.
Учащиеся должны уметь:
выделять объекты предметной области;
задавать информационную модель объекта в виде структуры таблицы;
выделять в таблицах ключи;
устанавливать тип связи между таблицами.
Тема 4.6. Практикум. Создание базы данных в СУБД Access
Технологиясозданиятаблицы«Континенты».Созданиеструктурытаблицы.Изменение свойствтаблицы.Вставкарисунковвтаблицу.Редактированиеструктурытаблицы.Технология создания таблицы «Страны». Технология создания таблицы «Населенные пункты».
Установление связеймежду таблицами:создание связей,удаление и восстановлениесвязей.
Понятие целостности данных. Использование Мастера подстановок.
Ввод данных в связанные таблицы.
Учащиеся должны знать:
понятие целостности данных;
технологию создания и редактирования структуры таблицы.
Учащиеся должны уметь:
создавать и редактировать структуру таблицы;
вводить данные в таблицы;
устанавливать связи между таблицами;
вставлять рисунки в таблицу;
изменять свойства таблицы.
Тема 4.7. Практикум. Управление базой данных в СУБД Access
«Населенныепункты».Созданиеиредактированиесоставнойформы.Вводданныхспомощью форм. Изменение вида подчиненной формы. Составная форма на основе трех таблиц.
Сортировкаданныхвтаблице. Разработкафильтра «повыделенному». Бланк расширенного фильтра и фильтрация «по маске». Технологияработысзапросами.Созданиезапросанавыборкуиусловияотборавнем. Создание запроса с параметром и условия отбора в нем. Групповые операции в запросах.
Технология создания и редактирования отчета.
Учащиеся должны знать:
структуру и назначение простой и составной формы;
правила формирования условий в запросах.
Учащиеся должны уметь:
создавать и редактировать простую форму ввода данных;
создавать и редактировать составную форму ввода данных;
сортировать данные в таблицах;
создавать запросы, формируя в них различные условия отбора данных;
создавать и редактировать отчеты.
Программное и методическое обеспечение базового уровня
Программное обеспечение
Программноеобеспечениевсехтемнепрерывногокурсаинформатикидлятрехуровней обучения (начального,базовогов основнойшколе и базового встаршей школе) являетсястандартнымдлябольшинстваобразовательныхучрежденийиориентированонапрограммныепродукты компании Microsoft:
для базового уровня в основной школе — операционная система Windows ХР, 7, графический редактор Paint, текстовый процессор Word, табличный процессор Excel, система управления
базой данных Access, браузер Internet Explorer, среда программирования Лого;
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельныхразделов,такивсегокурсаинформатикииинформационныхтехнологийв целом.
Текущийконтрольусвоенияматериалаосуществляетсяпутемустного/письменного опроса/практикума.Периодическизнанияиумения по пройденнымтемам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного
программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
Втехслучаях,когдаучащийсяпоказалоригинальныйинаиболеерациональныйподходк выполнениюработыивпроцессеработы,нонеизбежалтехилииныхнедостатков,оценказа выполнениеработыпоусмотрениюучителяможетбытьповышенапосравнениюсуказанными выше нормами.
Устный опрос Осуществляетсянакаждомуроке(эвристическаябеседа,опрос).Задачейустногоопроса являетсянестолькооцениваниезнанийучащихся,сколькоопределениепроблемныхместв усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;изложилматериалграмотнымязыкомвопределеннойлогическойпоследовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;продемонстрировалусвоениеранееизученныхсопутствующихвопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответоцениваетсяотметкой «4,. если ответудовлетворяетвосновном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполноилинепоследовательнораскрытосодержаниематериала,нопоказанообщее пониманиевопросаипродемонстрированыумения,достаточныедлядальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;обнаруженонезнаниеилинеполноепониманиеученикомбольшейилинаиболееважной части учебного материала;допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, врисунках,схемах,ввыкладках,которыенеисправленыпосленесколькихнаводящих вопросов учителя.
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
отказался отвечать на вопросы учителя.
Структура учебно-методического комплекта
Методическоеобеспечениебазовогоуровняпреподаваниядисциплины«Информатикаи ИКТ» представлено учебно-методическим комплектом, состоящим из наименований.
10.Информатика иИКТ. Практикум попрограммированию.10-11 класс. Базовыйуровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2007.
11.ИнформатикаиИКТ.Методическоепособиедляучителей.Информационнаякартина мира. / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2007.
12.ИнформатикаиИКТ.Методическоепособиедляучителей.Основыалгоритмизациии программирования. / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2007.
13.Информатика и ИКТ.Методическоепособиедля учителей.Техническое и программное обеспечениеинформационныхпроцессов./Подред.проф.Н.В.Макаровой.—СПб.: Питер, 2007.