12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Соловьева Юлия Евгеньевна37
Люблю проводить уроки, узнавать новое и читать
Россия, Иркутская обл., Усть-Илимск

ПРИНЯТА

Методическим советом

МАОУ «СОШ№11»

от __________ г.

Протокол №_____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ№11

____________ Ткачева Т.И.

приказ № _____ од

от ________________г.

 

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Рабочая программа предмета (курса)

«Информатика и ИКТ»

основного общего образования

5 класс

Соловьева Юлия Евгеньевна

Усть-Илимск

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, авторской программы  Босовой Л.Л..;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений утверждении в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.20114 г. № 253»;

ООП НОО МАОУ «СОШ№11»;

Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов, реализующих федеральный государственный стандарт основного общего образования МАОУ «СОШ№11»;

Учебный план МАОУ «СОШ№11» на 2017 – 2018 учебный год.

Пропедевтический курс Л.Л.Босовой выбран потому, что позволяет сформировать у школьников представления об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества и перейти в старших классах на работу по стандартным учебникам информатики.

УМК «Информатика» для 5 классов, авторы Босова Л. Л., Босова А. Ю.

Программа курса информатики и информационных технологий для 5 классов средней общеобразовательной школы, автор Л.Л. Босова.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.

Цели и задачи курса

Изучение информатики и ИКТ в 5–7 классах направлено на достижение следующих целей:

формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
в 5 классе необходимо решить следующие
задачи:

показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ»

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5–7 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Общая трудоёмкость дисциплины: количество часов по учебному плану.

На изучение информатики и ИКТ в 5 классе отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели), из них в фазу решения учебных задач отводится 5 и 1 в фазу рефлексии 1 час на проведение 1 образовательного межпредметного модуля: «Логические задачи и анимация».

Содержание курса информатики и ИКТ

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

информация вокруг нас;

информационные технологии;

информационное моделирование;

алгоритмика

Раздел 1. Информация вокруг нас

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Раздел 2. Информационные технологии

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Анимация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет).. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Раздел 3. Информационное моделирование

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Раздел 4. Алгоритмика

Понятие исполнителя. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Использование линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями для управления объектами мультфильма при работе в среде программирования Scratch.

Основные формы и виды организации образовательного процесса:

В обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме (10-15 минут для учеников 5 класса). С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы: 1) организационный момент; 2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу); 3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией; на этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию; правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях; 4) работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки); 5) подведение итогов урока.

В 5 классе, при переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся. Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума. Чтобы выполнение заданий компьютерного практикума шло успешно, пятиклассников следует подготовить к новому для них виду деятельности, подробно объяснив, что каждое задание выполняется в заданной последовательности и в строгом соответствии с описанием, поэтому нужно очень внимательно читать каждое указание (каждый пункт), выполнять его, и только после этого переходить к следующему указанию (пункту). Нужно чтобы ученик очень четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не получается. Очень важно, чтобы учитель не подсказывал готовые решения, а, выявив истинную причину возникшего у ученика затруднения, направлял его к правильному решению. Учитель должен стремиться уйти от привычной роли «оракула» или «источника знаний» и выполнять роль координатора, управляющего учебным процессам.

Фаза запуска учебного года (сентябрь)

Фаза совместного планирования и проектирования учебного года (фаза запуска) необходима для того, чтобы у детей возникла потребность в новом знании, могли сформироваться подлинно учебные мотивы, направленные на освоение общих способов действий.

Цель учащихся: коллективное планирование по предмету – составление «Карты знаний» (карты движения в предмете), определение границы «знания-незнания» в предмете.

Цель учителя: диагностика стартовых возможностей учащихся для дальнейшего обучения.

Задачи:

Создать условия для определения детьми уровня их знаний и умений, необходимых им в данном учебном году для дальнейшего движения в учебном процессе.

Провести коррекцию знаний и умений, способов и приемов работы, необходимых для дальнейшего движения в предмете; восстановить навыки, которые могли быть утрачены во время летнего перерыва.

Смоделировать ситуации, требующие от учеников определения границы своих знаний.

Фаза решения учебных задач

Фаза решения учебных задач также строится по циклическому принципу (единицей учебного процесса становится не урок, а акт учебной деятельности):

постановка учебной задачи (цель – самостоятельный выход учащихся на новую задачу через «интеллектуальный конфликт» в коллективно-распределенной деятельности);

поиск и открытие нового способа действия (цель – сконструировать способ решения новой задачи (исходное зерно понятия), зафиксировать его в виде модельной схемы, изучить в «чистом виде» особенности этого способа действия (отношения));

решение частных задач – окончательное осмысление, уточнение (конкретизация), «наполнение» нового способа действия многообразием решаемых им задач, отработка открытого способа действия при решении конкретно-практических задач;

контроль и коррекция – формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиском путей их устранения;

развернутое оценивание – предъявление результатов освоения способа действия и его применения в разных конкретно-практических ситуациях, формирование разных способов и форм действия оценки.

Рефлексивная фаза учебного года (май)

Данная фаза учебного года является необходимой составляющей всего учебного процесса.

Цель учащихся: соотнесение результатов учебного года с задачами, которые были поставлены и зафиксированы в начале учебного года, восстановить «маршрут» движения в предмете по «Карте знаний».

Цель учителя: диагностика уровня предметных знаний (объем и качество) и развивающего эффекта обучения.

Задачи рефлексивной фазы учебного года:

Определение количественного и качественного «прироста» в знаниях и в развитии способностей учащихся по отношению к началу учебного года;

Восстановление и понимание собственного пути движения в учебном материале года (описание маршрута движения по «карте знаний», определение достижений и проблемных точек для каждого ученика класса);

Предъявление «портфеля» ученика, его личных достижений и достижений класса как общности;

Демонстрация возможностей учащихся переносить (использовать) известные им способы действий из учебных предметов в квазиреальную (модельную) ситуацию, взаимодействуя в малой группе.

Формы контроля и возможные варианты его проведения

Входной контроль осуществляется в начале учебного года. Он актуализирует изученный учащи­мися в курсе начальной школы материал, позволяет определить «слабые» и «сильные» места, и в общем их уровень под­готовки к курсу информатики за 5 класс. Также входной контроль является необходимым условием для успешного осуществления «Фазы запуска учебного года»

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации тестирования в 5 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Если ваши пятиклассники не работали с тестами в начальной школе, то до организации первого тестирования их следует более детально познакомить с тестовыми заданиями, рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения.

Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:

за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;

за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

50-70% — «3»;

71-85% — «4»;

86-100% — «5».

По усмотрению учителя (особенно при тестировании в 5 классе) эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.

Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.

Планируемый результат на конец года

Учащиеся должны:

понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

приводить примеры информационных носителей;

иметь представление о способах кодирования информации;

уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

запускать программы из меню Пуск;

уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Раздел 1. Информация вокруг нас

Выпускник научится:

понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;

приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

приводить примеры древних и современных информационных носителей;

классифицировать информацию по способам еѐ восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Выпускник получит возможность:

сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

сформировать представление о способах кодирования информации;

преобразовывать информацию по заданным правилам и путѐм рассуждений;

научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния; называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

Раздел 2. Информационные технологии

Выпускник научится:

определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

создавать и форматировать списки;

создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

создавать круговые и столбиковые диаграммы;

применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций;

осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

овладеть приѐмами квалифицированного клавиатурного письма;

научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;

 приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;__

видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Раздел 3. Информационное моделирование

Выпускник научится:

понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково- символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Раздел 4. Элементы алгоритмизации

Выпускник научится:

понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

Выпускник получит возможность:

исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

Личностные образовательные результаты

широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

8. Обеспечение УМК

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5–7 классы: методическое пособие. / – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов (на цифровом носителе). – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Информатика и ИКТ: электронное приложение. Босова Л.Л. / http://www.Lbz.ru. 2011.

Перечень средств, необходимых для реализации программы

Компьютерный класс.

Операционная система Alt Linux.

Пакет офисных приложений OpenOffice.Org.

Плакаты Босовой Л.Л. (на цифровом носителе)

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
(
http://school-collection.edu.ru/).

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

Перечень цифровых образовательных ресурсов

Техника безопасности.

Компьютер на службе у человека.

Хранение информации.

Носители информации.

Средства передачи информации.

В мире кодов.

Текст: история и современность.

Табличный способ решения логических задач.

Наглядные формы представления информации.

Задача о напитках.

Клавиатурный тренажер.

Логические игры «Морской бой», «Переливашки», «Пары».

В параллели 5-ых классов 95 учащихся обучается по ООП ООО и 6 обучается по АООП ООО ОВЗ ЗПР .

Учащиеся, осваивающие АООП ООО получает образование полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.

Для данной группы детей характерны следующие специфические образовательные потребности:

адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;

обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а так же специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;

профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;

обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

специальная психолого-коррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Для реализации особых потребностей необходимо в образовательном пространстве в рамках общеобразовательного класса создавать следующие условия:

дифференцированный и деятельностный подходы;

«пошаговое» предъявление материала,

дозированная помощь взрослого,

использование специальных методов, приѐмов и средств, способствующих как общему развитию ребѐнка;

стимулирование развития учебной мотивации, познавательной активности;

особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную);

адаптирование инструкций с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР;

увеличение времени на выполнение заданий.

Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах.

Календарно-тематическое планирование

Номер недели

Тема урока

Виды деятельности обучающихся

Планируемый результат (УУД)

Личностные

Метапредметные

Предметные

Фаза запуска: Определение задач учебного года

 

 

Информация. Компьютер. Информатика Стартовая работа

Просмотр учебного фильма. Ответы на вопросы учителя. Решение теста

формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ

Готовность применять полученные знания по ТБ в повседневной жизни

Знание ТБ, умение обосновать необходимость соблюдения ТБ.

 

 

Лист самоконтроля. Групповая работа Карта саморазвития

Анализ выполненных и невыполненных заданий. Создание карты саморазвития

самостоятельность в определении выбора шагов деятельности, направленных на саморазвитие

Планирование своей деятельность и анализ своих результатов

 

Фаза решения учебных задач

 

 

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

Слушание объяснений учителя. Изучение устройства компьютера по чертежам. Работа с интерактивной презентацией

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом

поиск и выделение необходимой информации

Умение работать с интерактивными ресурсами

 

 

Ввод информации в память компьютера.

Клавиатура.

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

Слушание объяснений учителя. Повторение устройства клавиатуры по изображению. Выполнение задания из компьютерного практикума

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом

поиск и выделение необходимой информации

Умение работать с интерактивными ресурсами

 

 

Управление компьютером.

Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

Использование своего опыта работы с компьютером для ответов на вопросы учителя. Работа с учебником. Работа в парах. Рассказ о способах управления компьютером. Выполнение задания из компьютерного практикума.

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом

поиск и выделение необходимой информации

Умение работать с файлами, папками, главным меню и т.п

 

 

Хранение информации.

Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы»

Работа с интерактивной презентацией. Подготовка небольшого сообщения. Выполнение практической работы.

понимание роли информационных процессов в современном мире

Подготовка выступления на заданную тему

Формирование понятий «носитель», «оперативная память», «долговременная память». Умение сохранять файлы

 

 

Передача информации.

Слушание объяснений учителя. Ответы на вопросы в учебнике. Самостоятельная работа с интерактивной презентацией.

понимание роли информационных процессов в современном мире

Самостоятельная работа с учебником. Поиск и выделение необходимой информации в учебнике

Умение выявлять «носитель» и «источник» информации

 

 

Электронная почта.

Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

Слушание объяснений учителя. Рассуждение о плюсах и минусах электронной почты. Выполнение работы из компьютерного практикума

понимание роли информационных процессов в современном мире

Умение анализировать полученную информацию, формулировать собственное мнение

Создание электронного ящика. Работа с электронной почтой

 

 

В мире кодов. Способы кодирования информации

Коллективный просмотр и обсуждение интерактивной презентации. Решение заданий в рабочей тетради.

понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества

Анализ просмотренного материала, умение делать выводы из полученной информации

Умение кодировать, распознавать коды, декодировать

 

 

Метод координат.

Слушание объяснений учителя. Выполнение заданий в Рабочей тетради. Работа с интерактивной презентацией

способность увязать учебное содержание с уже известной информацией

Умение применять знания из математики (другой предметной области) для решения задач по инорматике

Умение работать в координатной плоскости (находить координаты, находить точки по координатам)

 

 

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

Слушание объяснений учителя. Составление краткого конспекта урока. Работа с интерактивной презентацией

 

Умение конспектировать полученную информацию

 

 

 

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

Практическая работа №5 «Вводим текст»

Работа с учебником. Выполнение заданий в Рабочей тетради. Выполнение задания из компьютерного практикума

Планирование собственной деятельности

Умение находить информацию в учебнике

Умение вводить текст

 

 

Редактирование текста.

Практическая работа №6 «Редактируем текст»

Слушание объяснений учителя. Выполнение заданий из Рабочей тетради. Выполнение задания из компьютерного практикума.

 

Умение применять полученные знания на практике

Редактирование текста в текстовом редакторе

 

 

Текстовый фрагмент и операции с ним.

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

Рассуждение, какие операции могут быть выполнены с текстом на этом уроке. Выполнение задания из компьютерного практикума

Самомотивация к обучению

Умение формулировать понятия

Выполнение операций с фрагментами текста

 

 

Форматирование текста.

Практическая работа №8 «Форматируем текст»

Работа в группах. Составление вопросов для других групп. Рассуждение, какие операции могут быть выполнены с текстом на этом уроке. Выполнение задания из компьютерного практикума

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками

 

Выполнение операций форматирования текста

 

 

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)

Коллективная работа с интерактивной презентацией. Выполнение заданий в Рабочей тетради. Выполнение задания из компьютерного практикума .

самоконтроль

Умение работать с таблицами, выбирать удобную структуру таблицы, правильно заполнять таблицы, искать информацию в таблицах

Работа с таблицами в текстовом редакторе

 

 

Разнообразие наглядных форм представления информации

Коллективная работа с интерактивной презентацией. Работа в группах: продемонстрировать различные способы наглядного представления информации в школьных предметах или в обыденной жизни.

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками

Умение выступать, преобразовывать одну форму представления информации в другую

Умение представлять информацию разными наглядными способами (схема, список, диаграмма, пр.)

 

 

Диаграммы.

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

Слушание объяснений учителя. Выполнение заданий из Рабочей тетради. Выполнение задания из компьютерного практикума.

Самоконтроль, повышение мотивации к обучению

Применение полученных знаний на практике, представление данных в виде диаграмм в непредметной области

Умение работать с таблицами и создавать диаграмму

 

 

Компьютерная графика. Графический редактор Paint

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

Коллективная работа с интерактивной презентацией. Выполнение заданий в Рабочей тетради. Выполнение задания из компьютерного практикума .

Самоконтроль, повышение мотивации к обучению

Применение полученных знаний на практике в непредметной области

Умение ориентироваться в интерфейсе графическом редакторе

 

 

Преобразование графических изображений

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

Коллективная работа с интерактивной презентацией. Выполнение заданий в Рабочей тетради. Выполнение задания из компьютерного практикума .

Самоконтроль, повышение мотивации к обучению

Применение полученных знаний на практике в непредметной обоасти

Умение работать в графическом редакторе с отдельными фрагментами: выделение, копирование, перемещение, отражение, поворот

 

 

Создание графических изображений.

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

Коллективная работа с интерактивной презентацией. Выполнение заданий в Рабочей тетради. Выполнение задания из компьютерного практикума .

Самоконтроль, повышение мотивации к обучению

Применение полученных знаний на практике, умение составлять эффективный план действий для выполнения задания

Умение работать в графическом редакторе (правильно выполнять последовательность действий для создания целостного изображения)

 

 

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации.

Слушание объяснений учителя. Выполнение заданий из Рабочей тетради

Самоконтроль, повышение мотивации к обучению

Умение выбрать адекватный способ систематизации. Умение систематизировать по выбранному принципу

 

 

 

Списки – способ упорядочивания информации.

Практическая работа №14 «Создаём списки»

Слушание объяснений учителя. Приведение примеров списков, способов их сортировки. Выполнение задания из компьютерного практикума

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом

Умение создавать списки разного вида в непредметной обасти

Умение создавать списки, выполнять с ними действия

 

 

Поиск информации.

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

Работа с учебником. Выполнение заданий в Рабочей тетради. Выполнение задания из компьютерного практикума

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом

Умение использовать интернет-ресурсы для поиска нужной информации

Умение искать информацию разными способами: по клячевым словам, по гиперссылкам, с помощью языка запросов

 

 

Кодирование как изменение формы представления информации

Коллективная работа с интерактивной презентацией. Работа в группах: продемонстрировать различные способы кодирования информации в школьных предметах или в обыденной жизни. Работа с учебником.

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками

Умение находить нужную информацию в учебнике

Различать разные способы кодирования информации, понимать разность между содержанием и формой информации

 

 

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

Анализ правила преобразования информации. Составление блок-схем .

Выполнение задания из компьютерного практикума

Развитие аналитического мышления

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую

Умение работать с программой Калькулятор

Образовательный модуль «Логические задачи и анимация» (6 ч)

 

 

Табличное решение логических задач.

Слушание объяснений учителя. Коллективное решение задач. Самостоятельное решение задач в Рабочей тетради. Выполнение задания из компьютерного практикума

Самомотивация. Умение работать в коллективе

 

Умение решать логические задачи табличным способом

 

 

Преобразование информации путём рассуждений. Разработка плана действий. Программа «Переливашки».

Коллективное решение задачи о напитках (презентация). Составление плана решения задачи.

Самомотивация

Умение выстраивать цепочку рассуждений, делать выводы. Умение составлять план действий

Работа с интерактивным ресурсом

 

 

Знакомство со средой программирования Scratch. Скрипты и спрайты. Костюмы

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя и повторение наблюдаемых действий при работе в программной среде Scratch

Самомотивация

 

Умение ориентироваться в интерфейса программной среды Ыскфеср

 

 

Создание мультфильма по образцу

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя и повторение наблюдаемых действий при работе в программной среде Scratch

Самомотивация

Умение планировать работу

Работа со скриптами, спрайтами, костюмами

 

 

Самостоятельное создание индивидуального мультфильма

Работа в парах. Разработка идеи и плана создания своего мультфильма. Реализация плана.

Самомотивация. Готовность работать со сверстниками в команде.

Умение разрабатывать идею, планировать работу

Работа со скриптами, спрайтами, костюмами

Фаза рефлексии

 

 

Защита мультфильма

Работа в парах. Демонстрация своей анимации.

Самомотивация

Умение готовить выступление, демонстрировать свою работу на публике

Умение запускать программу, созданный файл

 

 

Итоговое тестирование

Выполнение тестовых заданий

самоконтроль

Систематизация и применение полученных знаний

 

 

 

Резерв

Обобщение и систематизация.

     
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.