12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хлытина Татьяна Юрьевна286
Куратор печатного сборника «Сборник методических разработок и педагогических идей»

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Информатика

9

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.

68

Пояснительная записка

Настоящая образовательная программа по информатике разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., на основе Примерной программы основного общего образования по информатике (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. Сост.М.Н.Бородин, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.) и образовательной программы Семакина И.Г., Хеннера Е.К.: Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 8 – 9 классов и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 класса.

Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе осуществляется в соответствии с Примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений РТ с этнокультурным (чувашским) компонентом, утверждённым приказом МО и Н РТ №4154/12 от 9 июля 2012, согласно которому на изучение предмета отводится следующее количество часов:

Класс

Количество часов

в неделю

в год

9

2

68

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

    освоение знаний, составляющих основу научных представлений об инфор­мации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

    овладение умениями работать с различными видами информации с помо­щью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее ре­зультаты;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спо­собностей средствами ИКТ;

    воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной инфор­мации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, даль­нейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

    систематизировать подходы к изучению предмета;

    сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

    научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

    показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

    сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы вы­ступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информацион­ная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис­пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы­вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планиро­вать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

    Передача информации в компьютерных сетях – 10 часов

Учащиеся должны

Знать:

    что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

    назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

    назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

    что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Уметь:

    осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

    осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

    осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

    работать с одной из программ-архиваторов.

    Информационное моделирование – 5 часов

Учащиеся должны

знать:

    что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

    какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

уметь:

    приводить примеры натурных и информационных моделей;

    ориентироваться в таблично организованной информации;

    описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

    Хранение и обработка информации в базах данных – 12 часов

Учащиеся должны

знать:

    что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;

    что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

    структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

    что такое логическая величина, логическое выражение;

    что такое логические операции, как они выполняются.

уметь:

    открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

    организовывать поиск информации в БД;

    редактировать содержимое полей БД;

    сортировать записи в БД по ключу;

    добавлять и удалять записи в БД;

    создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

    Табличные вычисления на компьютере – 10 часов

Учащиеся должны

знать:

    что такое электронная таблица и табличный процессор;

    основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

    какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

    основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

    графические возможности табличного процессора.

уметь:

    открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

    редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

    выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

    получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

    создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

    Управление и алгоритмы – 10 часов

Учащиеся должны

знать:

    что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

    сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

    что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

    в чем состоят основные свойства алгоритма;

    способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

    основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

    назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

уметь:

    при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

    пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

    выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

    составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

    выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

    Программное управление работой компьютера – 13 часов

Учащиеся должны

знать:

    основные виды и типы величин;

    назначение языков программирования;

    что такое трансляция;

    назначение систем программирования;

    правила оформления программы на Паскале;

    правила представления данных и операторов на Паскале;

    последовательность выполнения программы в системе программирования.

уметь:

    работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

    составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

    составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

    отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

    Информационные технологии и общество 4 часов

Учащиеся должны

знать:

    основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

    историю способов записи чисел (систем счисления);

    основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

    в чем состоит проблема информационной безопасности.

уметь:

    регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Образовательная программа ориентирована на использование пособий для учителя:

    Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса.

    Информатика и ИКТ задачник-практикум в 2 частях / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

    И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

    Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

Для ученика:

    Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса.

    Информатика и ИКТ задачник-практикум в 2 частях / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

    Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

9 класс

Тема урока

Вид занятий

Оборудо-вание

Практика

Контроль знаний

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

фактическая

Примечание

1

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.

Теория

Учебник, ЦОР

§ 1, 3 Д/з№1

05.09

2

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами

Практика

Компьютер, ЦОР

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами Выполнение итогового практического задания №1

§ 1

08.09

3

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами

Теория

Учебник, ЦОР

§ 2 Д/з №2

12.09

4

Работа с электронной почтой

Практика

Компьютер, ЦОР

Работа с электронной почтой. Выполнение итогового практического задания №2

§ 2

15.09

5

ИнтернетСлужба WorldWideWeb. Способы поиска информации в Интернете

Теория

Учебник, ЦОР

§ 4, 5 Д/з№3

19.09

6

Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.

Практика

Компьютер, ЦОР

Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Выполнение итогового практического задания №3

§ 4

22.09

7

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

Практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Выполнение итогового практического задания №4

Кроссворд по теме «Компьютерные сети»

§ 5

26.09

8

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора

Практика

Компьютер, ЦОР

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора Выполнение итогового практического задания №5

Тренировочный тест к главе 1 «Передача информации в компьютерных сетях»

§ 5

29.09

9

Итоговая практическая работа по теме «Интернет»

Теория

Учебник, ЦОР

Итоговая практическая работа по теме «Интернет» Выполнение итогового практического задания №6

§ 4, 5

03.10

10

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

Практика

Компьютер, ЦОР

Итоговый тест к главе 1 «Передача информации в компьютерных сетях»

§ 1 - 5

06.10

11

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели

Теория

Учебник, ЦОР

Интерактивный задачник , раздел «Графические модели»

§ 6, 7 Д/з№4

10.10

12

Табличные модели.

Теория

Учебник, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Табличные модели»

§ 8 Д/з№5

13.10

13

Информационное моделирование на компьютере

Теория + практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Кроссворд по теме «информационное моделирование»

§ 9 Д/з№6

17.10

14

Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью

Теория

Учебник, ЦОР

Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью Выполнение итогового практического задания №7

Тренировочный тест к главе 2 «Информационное моделирование»

§ 9

20.10

15

Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование».

Теория

Учебник, ЦОР

Итоговый тест к главе 2 «информационное моделирование»

§6 - 9

24.10

16

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных

Практика

Компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Реляционные структуры данных»

§ 10 Д/з№7

27.10

17

Назначение СУБД.

Теория

Учебник, ЦОР

Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. Выполнение итогового практического задания №8

§ 11

31.10

18

Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.

Теория

Учебник, ЦОР

§ 12 Д/з№8

03.11

19

Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере

Практика

Компьютер, ЦОР

Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере Выполнение итогового практического задания №9

§ 12

14.11

20

Условия поиска информации, простые логические выражения

Теория + практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Поиск данныч в БД»

§ 13 Д/з№9

17.11

21

Формирование простых запросов к готовой базе данных

Теория

Учебник, ЦОР

Формирование простых запросов к готовой базе данных Выполнение итогового практического задания №10

§ 13

21.11

22

Логические операции. Сложные условия поиска

Практика

Компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Логические выражения в запросах»

§ 14 Д/з№10

24.11

23

Формирование сложных запросов к готовой базе данных

Практика

Компьютер, ЦОР

Формирование сложных запросов к готовой базе данных Выполнение итогового практического задания №11

§ 14

28.11

24

Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки

Компьютер, ЦОР

Тренировочный тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных»

Кроссворд по теме : «СУБД и базы данных»

§ 15 Д/з№11

01.12

25

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение

Теория + практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение Выполнение итогового практического задания №12

§ 15

05.12

26

Итоговая работа по базам данных

Теория

Учебник, ЦОР

Итоговая работа по базам данных Выполнение итогового практического задания №13

Тренировочный тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных»

§ 10 - 15

08.12

27

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

Итоговое

Компьютер, ЦОР

Итоговый тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных»

§10 - 15

12.12

28

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера

Теория

Учебник, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Системы счисления»

§ 16 Д/з№12

15.12

29

Представление чисел в памяти компьютера

Практика

Компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Представление чисел»

Тренировочный тест «Двоичная система и представление числе в памяти компьютера»

§ 17 Д/з№13

19.12

30

Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц.

Теория

Учебник, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «электронные таблицы. Запись формул»

§ 18, 19 Д/з№14

22.12

31

Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.

Практика

Компьютер, ЦОР

Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. Выполнение итогового практического задания №14

§18, 19

26.12

32

Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы

Теория + практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Статистические функции в электронных таблицах»

§ 20 Д/з№15

29.12

33

Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц

Практика

Компьютер, ЦОР

Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц Выполнение итогового практического задания №15

Тренировочный тест «Формулы в электронной таблице»

§ 20

12.01

34

Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени.

Практика

Компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Логические формулы в электронных таблицах»

§21, 22 Д/з№16

35

Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.

Практика

Компьютер, ЦОР

Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. Выполнение итогового практического задания №16

§ 21, 22

36

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели

Теория

Учебник, ЦОР

Кроссворд по теме «Эленктронные таблицы»

Тренировочный тест к главе 4 «Табличные вычисления на компьютере»

§ 23, 24 Д/з№17

37

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».

Практика

Компьютер, ЦОР

Итоговый тест к главе 4 «Табличные вычисления на компьютере»

§ 16 - 24

38

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.

Теория

Учебник, ЦОР

§ 25, 27, 28 Д/з№19

39

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания.

Практика

Компьютер, ЦОР

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания.

Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Линейные алгоритмы»

§ 28

40

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.

Теория

Учебник, ЦОР

§ 29

41

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания.

Практика

Компьютер, ЦОР

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания.

Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Вспомогательные алгоритмы»

§ 29 Д/з№20

42

Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием

, ЦОР

§ 26, 30 Д/з№18

43

Работа с циклами.

Теория

Учебник, ЦОР

Работа с циклами. Выполнение практического задания

Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Циклические алгоритмы»

§ 30 Д/з№21

44

Ветвления. Использование двухшаговой детализации

Теория

Учебник, ЦОР

§ 31

45

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений

Практика

Компьютер, ЦОР

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений

Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Алгоритмы с ветвлениями»

Кроссворд по теме «Управление и алгоритмы»

§ 31

46

Зачётное задание по алгоритмизации.

Теория

Учебник, ЦОР

Тренировочный тест к главе 5 «Управление и алгоритмы»

§25 - 31 Д/з№22

47

Тест по теме «Управление и алгоритмы»

Практика

Компьютер, ЦОР

Итоговый тест к главе 5 «Управление и алгоритмы»

48

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных

Компьютер, ЦОР

§32, 33 Д/з№23

49

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы.

Теория

Учебник, ЦОР

Выполнение практического задания №19

§ 34, 35 Д/з№24

50

Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания .

Теория

Учебник, ЦОР

Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания . Выполнение практического задания №20

§ 35

51

Оператор ветвления

Теория + практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Выполнение практического задания №21

§36, 37 Д/з№25

52

Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.

Теория

Учебник, ЦОР

Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. Выполнение практического задания №22

§ 38 Д/з№26

53

Логические операции на Паскале

Практика

Компьютер, ЦОР

Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций Выполнение практического задания №22

§37, 38 Д/з№26

54

Циклы на языке Паскаль

Теория

Учебник, ЦОР

Выполнение практического задания №23

§39, 40

55

Практика

Компьютер, ЦОР

Разработка программ c использованием цикла с предусловием Выполнение практического задания №24, 25

§39 Д/з№27

56

Одномерные массивы в Паскале

Теория

Учебник, ЦОР

§41, 42

57

Практика

Компьютер, ЦОР

Разработка программ обработки одномерных массивов Выполнение практического задания №26, 27

§41, 42 Д/з№28

58

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве

Практика

Компьютер, ЦОР

Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве Выполнение практического задания №32

Тренировочный тест к главе 6 «Программное управление работой компьютера»

Кроссворд по теме «Программное управление работой компьютера»

§ 43

59

Робработка массивов

, ЦОР

Выполнение практического задания №30, 31

Часть 2, §6,1-6,2

60

Тест по теме «Программное управление работой компьютера».

Теория

Учебник, ЦОР

Итоговый тест к главе 6 «Программное управление работой компьютера»

§ 32 - 43

61

Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления

Теория

Учебник, ЦОР

§44, 45

62

История ЭВМ и ИКТ

Теория

Учебник, ЦОР

§ 45 - 47 Д/з№29

63

История ЭВМ и ИКТ

Практика

Компьютер, ЦОР

§ 45 - 47 Д/з№29

64

Основы социальной информатики

Теория

Учебник, ЦОР

Кроссворд по теме «Социальная информатика»

§ 48, 49

65

Тест по теме «Информационные технологии и общество»

Теория

Учебник, ЦОР

Итоговый тест к главе 7 «Информационные технологии и общество»

§ 44 - 49

66

Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 кл

Практика

Компьютер, ЦОР

Тренировочный тест по курсу 9 класса

Учебник 9 кл.

67

Итоговое тестирование по курсу 9 класса

Теория

Учебник, ЦОР

Итоговый тест по курсу 9 класса Тренировочный тест по курсу 8-9 класса

68

Повторение изученного за курс 8-9 классов

Практика

Компьютер, ЦОР

Итоговый тест по курсу 8-9 классов

Учебник 9 кл.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.