12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мухамедьянова Ю.Ю.63 Россия, Челябинская обл., Челябинск |
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-11 классов
Пояснительная записка
к рабочей программе по предмету «Информатика и ИКТ»
10 – 11 класс
Количество часов – 70
Общая характеристика предмета, курса
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е. возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задач. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это позволяет:
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы.
Цели предмета, курса
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
-
создать условия для достижения базовой информационно – коммуникационной компетентности учащегося;
способствовать формированию у учащегося общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей, отвечающих требованиям к уровню подготовки выпускников по предмету;
содействовать воспитанию правильных моделей деятельности в областях, относящихся к ИКТ и их применениям;
способствовать профессиональной ориентации учащегося.
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В рамках реализации курса «Информатика и ИКТ» у учащихся формируется система общих учебных умений, навыков и способов деятельности:
Участие в проектной деятельности, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.
Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.). Владение навыками редактирования текста.
Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Таблица сравнения часов рабочей программы с авторской программой
10 класс
№ | Тема | Количество часов по программе И.Г.Семакина | Количество часов по рабочей программе |
| Информация | 7 | 7 |
| Информационные процессы в системах | 11 | 11 |
| Информационные модели | 6 | 6 |
| Программно-технические системы реализации информационных процессов | 11 | 11 |
Всего: | 35 | 35 |
11 класс
№ | Тема | Количество часов по программе И.Г.Семакина | Количество часов по примерной программе |
1 | Технологии использования и разработки информационных систем | 24 | 24 |
2 | Технологии информационного моделирования | 8 | 8 |
3 | Основы социальной информатики | 3 | 3 |
Всего: | 35 | 35 |
В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории и выполнения работ компьютерного практикума и решение задач. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (10 – 20 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы требуют больше времени, чем один учебный час. Поэтому часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Учебно-тематический план
10 класс
№ | Тема | Количество часов | ||
Общее | Теория | Практика | ||
| Информация | 7 | 5 | 2 |
| Информационные процессы в системах | 11 | 7 | 4 |
| Информационные модели | 6 | 4 | 2 |
| Программно-технические системы реализации информационных процессов | 11 | 6 | 5 |
Итого | 35 | 22 | 13 |
11 класс
№ | Тема | Количество часов | ||
Общее | Теория | Практика | ||
| Технологии использования и разработки информационных систем | 24 | 12 | 12 |
| Технологии информационного моделирования | 8 | 4 | 4 |
| Основы социальной информатики | 3 | 2 | 1 |
Итого | 35 | 18 | 17 |
Основное содержание предмета, курса
10 класс
Информация – 7 часов
Понятие информации в науке
Представление информации, языки, кодирование
Измерение информации. Объемный подход
Измерение информации. Содержательный подход
Практическая часть:
Практическая работа №1 «Измерение информации»
Практическая работа №2 «Измерение информации»
Контрольная работа №1 по разделу «Информация»
Информационные процессы в системах – 11 часов
Что такое «система»
Информационные процессы в естественных и искусственных системах
Хранение информации
Передача информации
Обработка информации и алгоритмы
Автоматическая обработка информации
Поиск информации
Защита данных
Практическая часть:
Практическая работа №3 «Структура данных. Графы»
Практическая работа №4 «Передача информации»
Практическая работа №5 «Автоматическая обработка данных»
Практическая работа №6 «Шифрование данных»
Контрольная работа №2 по разделу «Информационные процессы в системах»
Информационные модели – 6 часов
Компьютерное информационное моделирование
Структуры данных
Пример структуры данных – модели предметной области
Алгоритм как модель деятельности
Практическая часть:
Практическая работа №7 «Структура данных. Таблицы»
Практическая работа №8 «Управление алгоритмическим исполнителем»
Контрольная работа №3 по разделу «Информационные модели»
Программно-технические системы реализации информационных процессов – 11 часов
Компьютер – универсальная техническая система работы с информацией
Программное обеспечение компьютера
Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел.
Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики, звука
Современные архитектуры вычислительных систем
Организация локальных сетей
Организация глобальных сетей
Практическая часть:
Практическая работа №9 «Настройка BIOS»
Практическая работа №10 «Выбор конфигурации ПК»
Практическая работа №11 «Представление чисел, изображения и звука»
Практическая работа №12 «»Представление текстов. Сжатие текстов»
Практическая работа №13 «Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети»
Итоговая контрольная работа
11 класс
Технологии использования и разработки информационных систем – 24 часа
Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС
Компьютерный текстовый документ как структура данных
Интернет как глобальная информационная система
World Wide Web – Всемирная паутина
Средства поиска данных в Интернете
Web-сайт - гиперструктура данных
Геоинформационные системы
База данных – основа информационной системы
Проектирование многотабличной базы данных
Создание базы данных
Запросы как приложения информационной системы
Логические условия выбора данных
Практическая часть:
Практическая работа №1 «Гипертекстовые структуры»
Практическая работа №2 «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями»
Практическая работа №3 «Интернет: работа с браузером. Просмотр веб - страниц»
Практическая работа №4 «Интернет: сохранение загруженных веб - страниц»
Практическая работа №5 «Интернет: работа с поисковыми системами»
Практическая работа №6 «Интернет: создание веб – сайта с помощью MS Word и на языке HTML»
Практическая работа №7 « Поиск информации в геоинформационных системах»
Практическая работа №8 «Знакомство с СУБД Access»
Практическая работа №9 «Создание базы данных «Приемная комиссия»
Практическая работа №10 «Реализация простых запросов с помощью конструктора»
Практическая работа № 11-12 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой. Реализация запросов. Создание отчета»
Контрольная работа №1 «Технологии использования и разработки информационных систем».
Технологии информационного моделирования – 8 часов
Моделирование зависимостей между величинами
Модели статистического прогнозирования
Моделирование корреляционных зависимостей
Модели оптимального планирования
Практическая часть:
Практическая работа №13 «Получение регрессионных моделей в MS Excel»
Практическая работа №14 «Прогнозирование в MS Excel»
Практическая работа №15 «Расчет корреляционных зависимостей в MS Excel»
Практическая работа № 16 «Решение задачи оптимального планирования в MS Excel»
Контрольная работа №2 по разделу «Технологии информационного моделирования»
Основы социальной информатики – 3 часа
Информационные ресурсы
Информационное общество
Правовое регулирование в информационной сфере
Проблема информационной безопасности
Практическая часть:
Практическая работа №17 « Реферат-презентация по теме «Информационная безопасность»
Итоговая контрольная работа
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Информатика и ИКТ»
10 класс
Количество часов-35
Дата | № урока | Темы учебных занятий | Кол-во часов | Содержание обучения. Основные понятия | Реализация практической части | Формы и виды контроля | Элементы содержания федерального компонента государственного стандарта | |
Обязательный минимум содержания основной образовательной программы | Требования к уровню подготовки учащихся | |||||||
1 полугодие – 16 часов | ||||||||
Информация - 7 часов | ||||||||
1 | Введение. Техника безопасности в кабинете информатики. Структура информатики. Понятие информации | 1 | Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике. Основные подходы к определению понятия «информация». | Беседа | Знать: технику безопасности при работе в кабинете информатики. основные подходы к определению понятия «информация», виды и свойства информации. | Уметь: соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ. | ||
2-3 | Представление информации, языки, кодирование | 2 | Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. | Опрос | Знать, что такое кодирование, двоичная форма представления информации. | Уметь кодировать и декодировать сообщение по кодовой таблице. Уметь определять числовой код символа | ||
4 | Практическая работа №1 «Измерение информации» | 1 | Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. | Практическая работа | Знать/понимать: различные подходы к определению понятия "информация" | Уметь: определять количество информации. Уметь: определять дискретные и непрерывные сигналы. | ||
5 | Измерение информации. Объемный подход | 1 | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. | Беседа, опрос | Знать/понимать: Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; Единицы измерения информации. | Уметь определять количество информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и алфавитном подходах. | ||
6 | Измерение информации. Содержательный подход. Практическая работа №2 «Измерение информации» | 1 | Алфавитный подход к определению количества информации. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. | Практическая работа | ||||
7 | Контрольная работа №1 по разделу «Информация» | 1 | Повторение раздела «Информация» | Тест | ||||
Информационные процессы в системах – 11 часов | ||||||||
8 | Что такое система | 1 | Система, системный эффект. Управление системой как информационный процесс. | Беседа | Знать: - основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема - основные свойства систем: целесообразность, целостность - что такое «системный подход» в науке и практике - чем отличаются естественные и искусственные системы - какие типы связей действуют в системах - роль информационных процессов в системах - состав и структуру систем управления | Уметь: - приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.) - анализировать состав и структуру систем - различать связи материальные и информационные. | ||
9 | Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Практическая работа №3 «Структура данных. Графы» | 1 | Классификация информационных процессов. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. | Практическая работа | ||||
10 | Хранение информации | 1 | Хранение информации; выбор способа хранения информации. | Опрос | Знать: - историю развития носителей информации - современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики - модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи - основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность - понятие «шум» и способы защиты от шума | Уметь: - сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам - рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи | ||
11 | Передача информации. Практическая работа №4 «Передача информации» | 1 | Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. | Практическая работа | ||||
12 | Обработка информации и алгоритмы | 1 | Обработка информации. Систематизация информации. | Опрос | Знать: - основные типы задач обработки информации - понятие исполнителя обработки информации - понятие алгоритма обработки информации - что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов - определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной - устройство и систему команд алгоритмической машины Поста | Уметь: - составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста | ||
13-14 | Автоматическая обработка информации. Практическая работа №5 «Автоматическая обработка данных» | 2 | Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. | Практическая работа | ||||
15 | Поиск данных | 1 | Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. | Беседа | Знать: - что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска» - что такое «структура данных»; какие бывают структуры - алгоритм последовательного поиска - алгоритм поиска половинным делением - что такое блочный поиск - как осуществляется поиск в иерархической структуре данных | Уметь: - осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях - осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера | ||
2 полугодие – 19 часов | ||||||||
16-17 | Защита информации. Практическая работа №6 «Шифрование данных» | 2 | Защита информации. Методы защиты. | Практическая работа | Знать: какая информация требует защиты виды угроз для числовой информации физические способы защиты информации программные средства защиты информации что такое криптография что такое цифровая подпись и цифровой сертификат | Уметь: - применять меры защиты личной информации на ПК - применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме) | ||
18 | Контрольная работа №2 по разделу «Информационные процессы в системах» | 1 | Повторение раздела «Информационные процессы в системах» | Тест | ||||
Информационные модели – 6 часов | ||||||||
19 | Компьютерное информационное моделирование | 1 | Информационное моделирование как метод познания. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. | Знать: - определение модели - что такое информационная модель - этапы информационного моделирования на компьютере - что такое граф, дерево, сеть - структура таблицы; основные типы табличных моделей - что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы | Уметь: - ориентироваться в граф-моделях - строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы - строить табличные модели по вербальному описанию системы | |||
20-21 | Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы. Практическая работа №7 «Структура данных. Таблицы» | 2 | Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. | Практическая работа | ||||
22 | Пример структуры данных – модели предметной области | 1 | Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. | |||||
23 | Алгоритм как модель деятельности. Практическая работа №8 «Управление алгоритмическим исполнителем» | 1 | Алгоритм как модель деятельности. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. | Практическая работа | Знать: - понятие алгоритмической модели - способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык - что такое трассировка алгоритма | Уметь: - строить алгоритмы управления учебными исполнителями - осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы | ||
24 | Контрольная работа №3 по разделу «Информационные модели» | 1 | Тест | |||||
Программно – технические системы реализации информационных процессов – 11 часов | ||||||||
25-26 | Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. Практическая работа №9 «Настройка BIOS» | 2 | Архитектуры современных компьютеров. | Практическая работа | Беседа | Знать: - архитектуру персонального компьютера - что такое контроллер внешнего устройства ПК - назначение шины - в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК - основные виды памяти ПК - что такое системная плата, порты ввода-вывода - назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др. - что такое программное обеспечение ПК - структура ПО ПК - прикладные программы и их назначение - системное ПО; функции операционной системы - что такое системы программирования | Уметь: - подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения - соединять устройства ПК - производить основные настройки БИОС - работать в среде операционной системы на пользовательском уровне | |
27-28 | Программное обеспечение. Практическая работа №10 «Выбор конфигурации ПК» | 2 | Аппаратное и программное обеспечение компьютера. | Практическая работа | Опрос | |||
29-30 | Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. Практическая работа №11 «Представление чисел, изображения и звука» | 2 | Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. | Практическая работа | Опрос | Знать: - основные принципы представления данных в памяти компьютера - представление целых чисел - диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком - принципы представления вещественных чисел - представление текста - представление изображения; цветовые модели - в чем различие растровой и векторной графики - дискретное (цифровое) представление звука | Уметь: -получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера - вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета | |
31-32 | Представление текста, графики и звука. Практическая работа №12 «Представление текстов. Сжатие текстов» | 2 | Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов. | Практическая работа | ||||
33 | Развитие архитектуры вычислительных систем | 1 | Многообразие операционных систем. | Опрос, беседа | Знать: - идею распараллеливания вычислений - что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации | . | ||
34 | Организация локальных и глобальных сетей. Практическая работа №13 «Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети» | 1 | Возможности и преимущества сетевых технологий. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Возможности сетевых технологий. Способы организации компьютерных сетей. Понятие сервера. Адресация в Интернете. IP-адресация и доменная система имен. Способы подключения к сети Интернет. Настройка модема. Протоколы обмена. Протокол передачи данных ТСР/IР. Трассировка маршрута. | Практическая работа | Знать: - назначение и топологии локальных сетей - технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции) - основные функции сетевой операционной системы - историю возникновения и развития глобальных сетей - что такое Интернет - систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен) - способы организации связи в Интернете - принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP Иметь представление о глобальных компьютерных информационных сетях. Знать способы подключения к Интернету | Уметь осуществлять подключение к Интернету; настраивать модем и почтовые программы. Уметь определять по имени домена верхнего уровня профиль организации, владельца домена. Записывать доменное имя | ||
35 | Итоговая контрольная работа | 1 | Повторение курса 10 класса | Тест | ||||
ИТОГО | 35 |
Календарно – тематическое планирование
по курсу «Информатика и ИКТ»
11 класс
Количество часов-35
Дата | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Содержание обучения. Основные понятия | Реализация практической части | Форма контроля | Элементы содержания федерального компонента государственного стандарта | |
Обязательный минимум содержания основной образовательной программы | Требования к уровню подготовки учащихся | |||||||
1 полугодие – 16 часов | ||||||||
Технологии использования и разработки информационных систем – 24 часа | ||||||||
1. | Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС | 1 | Понятие и типы информационных систем. | Беседа, опрос | Знать: - назначение информационных систем - состав информационных систем - разновидности информационных систем | |||
2. | Компьютерный текстовый документ как структура данных | 1 | Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. | Беседа | Знать: - что такое гипертекст, гиперссылка - средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки) | Уметь: - автоматически создавать оглавление документа - организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе. | ||
3. | Практическая работа №1 «Гипертекстовые структуры» | 1 | Основные приемы преобразования текстов. | Практическая работа | ||||
4. | Интернет как глобальная информационная система. | 1 | Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. | Знать: - назначение коммуникационных служб Интернета - назначение информационных служб Интернета - что такое прикладные протоколы - основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес - что такое поисковый каталог: организация, назначение - что такое поисковый указатель: организация, назначение | Уметь: - работать с электронной почтой - извлекать данные из файловых архивов - осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей. | |||
5. | Практическая работа №2 «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями» | 1 | Практическая работа | |||||
6. | Интернет как глобальная информационная система | 1 | Поисковые информационные системы. | Беседа | ||||
7. | Практическая работа №3 «Интернет: работа с браузером. Просмотр веб - страниц» | 1 | Практическая работа | |||||
8. | Интернет как глобальная информационная система | 1 | Инструментальные средства создания Web-сайтов. | |||||
9. | Практическая работа №4 «Интернет: сохранение загруженных веб - страниц» | 1 | Практическая работа | |||||
10. | World Wide Web – Всемирная паутина | 1 | Возможности и преимущества сетевых технологий. | Беседа | Знать: - какие существуют средства для создания web-страниц - в чем состоит проектирование web-сайта - что значит опубликовать web-сайт - возможности текстового процессора по созданию web-страниц | Уметь: - создать несложный web-сайт с помощью MS Word - создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень) | ||
11. | Средства поиска данных в Интернете Практическая работа №5 «Интернет: работа с поисковыми системами» | 1 | Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. | Практическая работа | ||||
12. | Web-сайт - гиперструктура данных. Практическая работа №6 «Интернет: создание веб – сайта с помощью MS Word и на языке HTML» | 1 | Гипертекст как модель организации поисковых систем. | Беседа | ||||
13. | Геоинформационные системы | 1 | Поисковые информационные системы. Глобальная сеть. Язык разметки HTML | Опрос | Знать: - что такое ГИС - области приложения ГИС - как устроена ГИС - приемы навигации в ГИС | Уметь: - осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС | ||
14. | Практическая работа №7 « Поиск информации в геоинформационных системах» | 1 | Практическая работа | |||||
15 | База данных – основа информационной системы | 1 | База данных. СУБД. Иерархические и сетевые базы данных. Генеалогическое древо. | Беседа, опрос | Знать: - что такое база данных (БД) - какие модели данных используются в БД - основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ - определение и назначение СУБД - основы организации многотабличной БД - что такое схема БД - что такое целостность данных - этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД | Уметь: - создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access) | ||
16. | Проектирование многотабличной базы данных | 1 | Объекты СУБД. Табличная база данных
| Опрос | ||||
2 полугодие – 19 часов | ||||||||
17. | Практическая работа №8 «Знакомство с СУБД Access» | 1 | Практическая работа | |||||
18. | Создание базы данных | 1 | Форма в БД. Просмотр и редактирование записей | Беседа | Знать, что такое база данных, поле, запись в базе данных, СУБД. | Уметь строить круговые и линейчатые диаграммы, а также диаграммы типа график | ||
19. | Практическая работа №9 «Создание базы данных «Приемная комиссия» | 1 | Практическая работа | Знать основные объекты СУБД: таблицы, формы, отчеты | Уметь создавать таблицы в базах данных | |||
20. | Запросы как приложения информационной системы | 1 | Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. | Беседа | Знать, каким образом просматривать и редактировать записи в БД | Уметь использовать базы данных для создания форм | ||
21. | Практическая работа №10 «Реализация простых запросов с помощью конструктора» | 1 | Практическая работа | Знать, для чего необходимы фильтры и запросы при поиске записей | Уметь использовать запросы и фильтры по поиску записи | |||
22. | Логические условия выбора данных | 1 | Сортировка. Поиск. Сортировка в табличных базах данных | Опрос | Знать о применении сортировки записей в базах данных | Уметь применять сортировку записей в БД, настройки сортировки | ||
23. | Практическая работа № 11-12 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой. Реализация запросов. Создание отчета» | 1 | Отчеты в базах данных. Печать отчетов | Практическая работа | Знать, что такое отчеты в БД. Знать виды баз данных | Уметь просматривать и печатать отчеты в БД. Уметь создавать иерархические и сетевые базы данных. | ||
24. | Контрольная работа №1 по разделу «Технологии использования и разработки информационных систем» | 1 | Повторение | Тест | ||||
Технологии информационного моделирования – 8 часов | ||||||||
25. | Моделирование зависимостей между величинами | 1 | Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. | Беседа | Знать: - понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины - что такое математическая модель - формы представления зависимостей между величинами для решения каких практических задач используется статистика; - что такое регрессионная модель - как происходит прогнозирование по регрессионной модели | Уметь: - используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов - осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели | ||
26. | Практическая работа №13 «Получение регрессионных моделей в MS Excel» | 1 | Практическая работа | |||||
27. | Модели статистического прогнозирования | 1 | Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей | |||||
28. | Практическая работа №14 «Прогнозирование в MS Excel» | 1 | Практическая работа | |||||
29. | Моделирование корреляционных зависимостей | 1 | Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
| Опрос | Знать: - что такое корреляционная зависимость - что такое коэффициент корреляции - какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа | Уметь: - вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel) | ||
30. | Практическая работа №15 «Расчет корреляционных зависимостей в MS Excel» | 1 | Практическая работа | |||||
31. | Модели оптимального планирования. Практическая работа № 16 «Решение задачи оптимального планирования в MS Excel» | 1 | Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). | Практическая работа | Знать: - что такое оптимальное планирование - что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов - что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены - в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана - какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования | Уметь: - решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel) | ||
32. | Контрольная работа №2 по разделу «Технологии информационного моделирования» | 1 | Повторение | Тест | ||||
Основы социальной информатики – 3 часа | ||||||||
33. | Информационные ресурсы. Информационное общество | 1 | Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационное общество. Этапы развития ИКТ. | Опрос, беседа | Знать параметры развитости информационного общества, основные компоненты информационной культуры, которые необходимы человеку для жизни в информационном обществе | Использовать приобретенные знания и умения для передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписки, использование информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. | ||
34. | Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности. Практическая работа №17 « Реферат-презентация по теме «Информационная безопасность» | 1 | Информационная культура человека. Защита информации. Информационная культура. Информационная безопасность. | Реферат-презентация | ||||
35 | Итоговая контрольная работа | 1 | Повторение курса 11 класса | Тест | ||||
ИТОГО: | 35 |
Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
В состав учебного и программно-методического комплекса по курсу «Информатика и ИКТ» входят:
Предмет | Класс | Кол-во часов в неделю | Программа | Учебник | Учебные пособия для учащихся | Методические пособия для учителя | Инструментарий для отслеживания результатов учащихся |
Информатика и ИКТ | 10 | 1 | Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. | Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 класса / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 8-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. . [Электронный ресурс]. | Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 класса / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 8-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. . [Электронный ресурс]. | Информатика. УМК для старшей школы: 10-11 классы (ФГОС). Базовый уровень. Методическое пособие для учителя / Авторы-составители, М.С.Цветкова, И.Ю.Хлобыстова. –Эл.изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. [Электронный ресурс]. Материалы авторской мастерской Семакин И.Г. ( | Евич Л.Н., Лисицына С.Ю. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ – 2013/Ростов – на – Дону: Легион, 2012. |
Информатика и ИКТ | 11 | 1 | Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. | Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 класса / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 8-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. . [Электронный ресурс]. | Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 класса / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 8-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. . [Электронный ресурс]. | Информатика. УМК для старшей школы: 10-11 классы (ФГОС). Базовый уровень. Методическое пособие для учителя / Авторы-составители, М.С.Цветкова, И.Ю.Хлобыстова. –Эл.изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. [Электронный ресурс]. Материалы авторской мастерской Семакин И.Г. ( | Евич Л.Н., Лисицына С.Ю. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ – 2013/Ростов – на – Дону: Легион, 2012. |
Программа ориентирована на использование следующего программного обеспечения:
Windows-98/XP;
программа Системы счисления;
Архиваторы (WinRar, WinZip);
Антивирусные программы (Антивирус Касперского 6.0);
MS Excel 2003/2007/2010;
MS Word 2003/2007/2010;
MS PowerPoint 2003/2007/2010;
Программы работы в телекоммуникационных сетях
Microsoft Internet Explorer;
Outlook Express;
Язык разметки гипертекста HTML;
СУБД Access
Моделирующие программы (Table, MosMap 2.1 Lite)
Язык программирования: Visual Basic 6.0.
При изучении курса «Информатика и ИКТ» в 10-11 классах реализуется программа И.Г.Семакина, которая адаптирована с учетом условий изучения предмета в МБОУ СОШ №121 г. Челябинска. Программа предусматривает изучение предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам изучения предмета, курса
В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:
Различные подходы к определению понятия «информация»;
Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности;
Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
Назначение и функции операционных систем;
Уметь:
Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотнести полученные результаты с реальными объектами;
Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технологических системах;
Использовать готовые информационные модели;
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе и гипертекстовые документы;
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
Автоматизации коммуникационной деятельности;
Соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;
Эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Характеристика контрольно – измерительных материалов
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы (тест).
Контрольные работы составлены на основе примерной программы и федерального компонента государственного стандарта (Приложение).
Количество контрольных работ по курсу:
10 класс
№ | Раздел программы | Контрольные работы | Вид | Форма |
| Информация | 1 | Тематический контроль | Тест |
| Информационные процессы в системах | 1 | Тематический контроль | Тест |
| Информационные модели | 1 | Тематический контроль | Тест |
| Итоговая контрольная работа | 1 | Срез | Тест |
Итого | 4 |
11 класс
№ | Раздел программы | Контрольные работы | Вид | Форма |
| Технологии использования и разработки информационных систем | 1 | Тематический контроль | Тест |
| Технологии информационного моделирования | 1 | Тематический контроль | Тест |
| Итоговая контрольная работа | 1 | Срез | Тест |
Итого | 3 |
Приложение
Интернет-ресурсы
Министерство образования и науки Российской Федерации | http://www.mon.gov.ru |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) | http://www.obrnadzor.gov.ru |
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) | |
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) | |
Федеральный центр тестирования | |
Федеральный институт педагогических измерений | |
Федеральный портал «Российское образование» | |
Российский общеобразовательный портал | |
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена | |
Естественнонаучный образовательный портал | |
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» | |
Российский портал открытого образования | |
Портал Национального фонда подготовки кадров: проект «Информатизация системы образования» | |
Газета «Информатика» |
Библиотека учебных курсов Microsoft | |
Виртуальный компьютерный музей | |
Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» | |
Образовательный портал г. Челябинска. Раздел «Методическая копилка» | |
Дидактические материалы по информатике и математике | http://comp- |
Интернет-школа «Просвещение. ru» | |
Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского | |
Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой | |
Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой | |
Преподавание, наука и жизнь: сайт Константина Полякова | |
Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников | |
Информатика и информационные технологии в образовании | |
Информатика и информационные технологии: майт лаборатории информатики МИОО | |
Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой | |
Научно-методический журнал «Информатика и образование» | |
Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям | |
Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина | |
История Интернета в России | |
ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума | |
Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова | |
Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках | |
Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550) | |
Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой | |
Московский детский клуб «Компьютер» | |
Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия+» | |
Открытые системы: издания по информационным технологиям | |
Персональный компьютер, или «Азбука PC» для начинающих | |
Преподавание информатики в школе. Dedinsky school page | |
Портал CITForum | |
Социальная информатика: факультатив для школьников-технарей | |
Самарский лицей информационных технологий | |
Теоретический минимум по информатике | |
Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера» | |
Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение | |
Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР | |
Энциклопедия персонального компьютера | http://mega.km.ru/pc/ |
Дополнительная литература
Гельман В.Я. Решение математических задач средствами EXCEL: Практикум/В.Я.Гельман.-СПб.: Питер,2003.-235 с.:ил.
Додж М. Эффективная работа с Microsoft Excel 2000: Пер. с англ./М.Додж, К.Стинсон.-СПб.: Питер, 2002,2003.-1052 с.:ил.
Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 920 с.: ил.
Петров В.Н. Информационные системы. –СПб.: Питер, 2002. -688 с.: ил.
Фридланд А.Я. Информатика: Процессы, системы, ресурсы.- М.: Бином.Лаб.знаний,2003.-232 с.
Фуфаев Э.В. Пакеты прикладных программ:Учеб. пособие для сред.проф.образования*/Э.В. Фуфаев, Л.И. Фуфаева.-М.:Академия,2004.- 352 с.:ил.
100% самоучитель Интернета и компьютера; 100% самоучитель компьютера и интернета/ред. Левин М.П.-М.:Технолоджи-3000,2003.-478 с.:ил.
Гельман В.Я. Решение математических задач средствами EXCEL: Практикум/В.Я.Гельман.-СПб.: Питер,2003.-235 с.:ил.
Гленн У.Д. Microsoft Exchange 2000 Server: Справочник администратора: Пер.с англ./У.Гленн, Б.Инглиш.-М.:Эком,2003.-715с.:ил.
Додж М. Эффективная работа с Microsoft Excel 2000: Пер. с англ./М.Додж, К.Стинсон.-СПб.: Питер, 2002,2003.-1052 с.:ил.
Задачник-практикум: В 2 ч./Под ред.И.Семакина, Е.Хеннера.М.:ЛабораторияБазов.Знаний,2006.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Практикум для 10-11 классов / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер.- 6-е издание. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.