12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шамукаев Салай Милаевич1017 Россия, Башкирская респ., Бирск |
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Старопетрово муниципального района
Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО Руководитель РМО учителей информатики и ИКТ ______________ /Т. В. Рязанова/ Протокол №1 от 29.08.2014г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ /И.В.Плотникова/
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Старопетрово ______________ / В.В.Резнов/ Приказ №189-К_от «30» августа 2014 г. |
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса на 2014-2015 учебный год составила учитель информатики и ИКТ Плотникова Ирина Владимировна | ||
Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла МБОУ СОШ с. Старопетрово Протокол № 1 от «29» августа 2014 года Руководитель ШМО __________/Н. А. Аликова / |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089); Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказ МБОУ СОШ с. Старопетрово от 10.04.2014 г. №107-К «Об утверждении перечня учебников на 2014-2015 учебный год»; Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10; Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ с. Старопетрово; Учебный план среднего общего образования для 10-11 классов МБОУ СОШ с. Старопетрово на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом от 30.08.2014г. №185-К; Календарный учебный график МБОУ СОШ с. Старопетрово на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом от 30.08.2014г. №184-К; Положение о рабочей программе МБОУ СОШ с. Старопетрово, утвержденное приказом от 30.08.2014г. №189-К |
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания | Стандарт среднего общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М. Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/Н.Д. Угринович.- 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 |
Сведения об УМК | Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК Угринович Н.Д. для 11 класса общеобразовательных учреждений |
Цель и задачи учебного предмета | Изучение информатики и информационных технологий в средней школе направлено на достижение следующих целей: обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы); систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения; заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер; сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов. Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов. |
Общая характеристика учебного предмета | Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики. Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя. Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом. Автоматизация информационного процесса, т.е. возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией». Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи. Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств. Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета | (В том числе отражаем и этнокультурные особенности региона) Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны: с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией; с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества; с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией обучающихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим. Роль этнографии заключается в том, чтобы понять других людей и рассказать людям друг о друге. Обращение к краеведческому материалу на основе жизненного опыта предков, знакомство с природными и историческими объектами, с выдающимися личностями и их деятельностью, способствует пониманию причастности каждого к родной природе, к национальной культуре, традициям и обычаям. При этом необходимо учитывать факт многонациональности нашего государства, нашего края. В этой связи возрастает необходимость формирования этнокультурной компетентности и развития этнокультурной терпимости, признавая вклад каждого народа в развитие страны и основываясь на том, что защита достоинства и прав каждого народа является основным принципом и гарантом политической стабильности России. Учащиеся проявляют интерес к вопросам этнографии. Их интересуют сведения этнического и конфессионального состава, миграционные ситуации, культура межэтнического общения. Этот интерес можно решить с помощью организации исследовательской работы. Исследовательская работа краеведческо-этнографического направления на уроках информатики, включает в себя групповую и индивидуальную работу над совместными исследованиями, где нужно использовать информацию из разных предметных областей, например, создание реферата, презентации или сайта на темы: «История Отечества в истории моей семьи», «Топонимика родных мест», «Жилища нашего края». Выполнение творческих работ является важным средством развития творческих способностей учащихся, формирования навыков целенаправленной самостоятельной работы, расширения и углубления знаний, умения использовать их при выполнении конкретных задач. |
Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования | Рабочая программа для 10 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного (или среднего) общего образования. Представленная программа предусматривает изучение информатики и ИКТ в 10 классе общеобразовательных учреждений: 35 часов (1 час в неделю). |
Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные) | Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др. владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача; опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ); владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства. Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. |
Предпочтительные формы контроля | Формы контроля ЗУН (ов); наблюдение; беседа; фронтальный опрос; лабораторные работы; самостоятельные работы; тестовые задания; проверочные работы. |
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем | Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий. Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка. |
Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета | 11 класс Моделирование и формализация. Информационные модели (15 часов) Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем. Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Моделирование и формализация Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы. Исследование моделей Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме. Информационные основы управления Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма. Основы логики и логические основы компьютера (8 часов) Таблицы истинности. Определение истинности логического выражения. Таблица истинности логического выражения. Равносильность логических выражений. Функция импликации. Функция эквивалентности. Преобразование логического выражения. Решение логического уравнения. Логическая задача. В редакторе схем нарисовать логические и электрические схемы логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ». В компьютерном конструкторе «Начала электроники» создать модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ». В редакторе схем нарисовать логические схемы логических функций. В редакторе схем нарисовать логические схемы полусумматора и сумматора одноразрядных двоичных чисел. В редакторе схем нарисовать логическую схему триггера.
Компьютерные коммуникации. Основы сайтопостроения (35 часов) Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. Инструментальные средства создания Web-сайтов. Системы управления базами данных (7 часов) Понятие модели данных, базы данных. Понятие и назначение систем управления базами данных. Обзор реляционной модели данных. Модель «сущность связь». Понятие отношения, атрибута, ключа, связи. Классификация связей по множественности и полноте. Правила построения модели «сущность-связь» предметной области. Понятие таблицы, поля, записи. Основные этапы работы с базами данных в среде системы управления базами данных. Отображение модели «сущность-связь» на базу данных. Свойства полей, типы данных. Ввод данных в таблицы. Формы. Сортировка, поиск и фильтрация данных. Повторение (3 часа) Всего – 68 час. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности класса | Общеобразовательный | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование | В рабочей программе конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся | В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать правила техники безопасности; основное назначение электронной таблицы; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейка, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; виды ссылок (относительная, абсолютная и смешанная), основные функции, используемые при записи формул в электронных таблицах; графические возможности электронной таблицы. тип программы СУБД, база данных, информационная система; виды баз данных (иерархическая, сетевая, реляционная); элементы реляционной базы данных (запись, поле, ключ); типы и форматы полей; основные объекты базы данных (таблица, форма, запрос, отчет); понятие мультимедиа; что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; что такое информационная модель - этапы информационного моделирования на компьютере; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические) уметь соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; создавать расчетные электронные таблицы; наглядно отображать информацию в виде графиков и диаграмм; создавать и заполнять БД в среде СУБД; организовывать поиск и запрос информации в БД; создавать формы для отображения информации в удобном виде; создавать отчеты для отображения информации в удобном виде на печать; создавать проект-презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст; приводить примеры натурных и информационных моделей; ориентироваться в таблично организованной информации; использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства. ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами; создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. |
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Вид учебной деятельности | Критерии оценки |
Оценка устных ответов учащихся | Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику; правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя. допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»). имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков. Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Оценка «1» ставится в случае, если: ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. |
Оценка практических работ учащихся | Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности. Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя. Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка. Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. |
Оценка письменных работ учащихся | Отметка «5» ставится в следующих случаях: работа выполнена полностью. в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала); Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки); допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки); Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере. Отметка «1» ставится, если: работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний, умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. |
Оценка письменных тестовых работ учащихся. | Отметка «5» ставится в следующих случаях: работа выполнена на 95-100% от объема работы Отметка «4» ставится, если: работа выполнена на 75-94%, от объема работы. Отметка «3» ставится, если: работа выполнена на 51-74% от объема работы. Отметка «2» ставится, если: работа выполнена на 25-50%, от объема работы. Отметка «1» ставится, если: работа выполнена до 24%, от объема работы. |
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Элементы содержания | ||
по плану | фактичес-кая | |||||
1 | 3.09 | Инструктаж по ОТ. Моделирование как метод познания | Знать: Понятие моделирования, его назначение. назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы. Уметь: оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами | Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. | ||
2 | 4.09 | Формы представления моделей. Формализация | Знать: Понятие объекта, субъекта. Цели моделирования. Формы представления моделей. Уметь: использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования | Объект, субъект, система, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема | ||
3 | 10.09 | Статические и динамические информационные модели | ||||
4 | 11.09 | Типы информационных моделей | Знать: Виды и назначение таблиц. Способы визуализации табличных моделей. Уметь: Строить и исследовать табличные модели | Табличные информационные модели. Виды таблиц. Визуализация табличных моделей. | ||
5 | 17.09 | Типы информационных моделей | Знать: Класс объектов. Классификация объектов. Статические и динамические модели. Граф. Уметь: Строить и исследовать сетевые модели с помощью графов | Иерархические информационные модели. Сетевые модели ПР №__ «Представление информации в форме графа» | ||
6 | 18.09 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | Знать: Основные этапы построения моделей. Формализация. Уметь: Находить формальные параметры для задач из различных предметных областей | Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. ПР №__ «Формализация задач из различных предметных областей» | ||
7 | 24.09 | Моделирование в среде графического редактора | Знать: Виды компьютерного моделирования. Области применения. Уметь: Выбирать программное обеспечение для компьютерного моделирования | Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. ПР №__ «Представление зависимостей в виде формул» | ||
8 | 25.09 | Моделирование в среде графического редактора | Знать: Понятие структуры данных. Назначение и области применения структурирования данных. Уметь: наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики | Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. ПР. №__ «Представление данных в табличной форме» | ||
9 | 1.10 | Моделирование в среде графического редактора | Знать: Понятие, назначение и применение алгоритма. Уметь: Представлять последовательность заданных действий в форме блок-схемы | Алгоритм как модель деятельности ПР № __ «Представление последовательности действий в форме блок-схемы» | ||
10 | 2.10 | Моделирование в среде текстового процессора | Знать: Понятие гипертекста, его способы организации и применения. Уметь: создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы | Гипертекст как модель организации поисковых систем. ПР. №__ «Формализация текстовой информации» | ||
11 | 8.10 | Моделирование в среде текстового редактора | Знать: Области применения моделей в различных системах. Уметь: Моделировать процесс в различных системах | Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов | ||
12 | 9.10 | Моделирование в среде текстового редактора | Знать: Области применения моделей в различных системах. Уметь: Моделировать процесс в различных системах | Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов | ||
13 | 16.10 | Моделирование в электронных таблицах | Знать: Области применения моделей в различных системах. Уметь: Моделировать процесс в различных системах | Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов | ||
14 | 17.10 | Моделирование в электронных таблицах | Знать: Области применения моделей в различных системах. Уметь: Моделировать процесс в различных системах | Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов | ||
15 | 23.10 | Контрольная работа №1 «Моделирование и формализация» | ||||
16 | 24.10 | Работа над ошибками. Основы логики | Знать: Способы записи логических выражений. Уметь: Приводить примеры логических выражений | Формы мышления. Высказывания. Понятия. Умозаключение. Логические переменные. | ||
17 | 30.10 | Логические выражения и таблицы истинности. | Уметь: Строить таблицы истинности для логических выражений | Понятие таблицы истинности. Равносильные логические выражения. Решение задач КИМ ЕГЭ по теме «Таблицы истинности». | ||
18 | 6.11 | Логические функции. | Знать: Базовые операции: обозначения, конструкция в русском языке. Таблицы истинности базовых логических операций. Уметь: Записывать логические выражения с помощью логических операций | Базовые операции: дизъюнкция, конъюнкция, инверсия, импликация, эквивалентность. Решение задач КИМ ЕГЭ. | ||
19 | 7.11 | Логические законы и правила преобразования логических выражений | Знать: Логические законы. Уметь: применять логические законы. | Законы двойного отрицания, тождества, 2 де - Моргана, ассоциативности, дистрибутивности. Преобразование логических выражений. Решение задач КИМ ЕГЭ по теме «Логические законы». | ||
20 | 13.11 | Решение логических задач. | Знать: Приёмы решения логических задач. Уметь: Выбирать способ решения логической задачи | Виды задач. Методы и приёмы решения логических задач. Решение задач КИМ ЕГЭ по теме «Логические задачи». | ||
21 | 14.11 | Решение логических задач. | Знать: Приёмы решения логических задач. Уметь: Выбирать способ решения логической задачи | Виды задач. Методы и приёмы решения логических задач. Решение задач КИМ ЕГЭ по теме «Логические задачи». | ||
22 | 20.11 | Логические основы устройства компьютера | Знакомство с базовыми элементами: И, ИЛИ, НЕ. | |||
23 | 21.11 | Контрольная работа №2 «Алгебра логики» | ||||
24 | 27.11 | Работа над ошибками. Компьютерные сети | Знать: Возможности сетевых технологий Способы организации компьютерных сетей. Уметь: работать в локальной Сети компьютерного класса | Возможности и преимущества сетевых технологий. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. | ||
25 | 28.11 | Подключение к Интернету | Знать: Возможности сетевых технологий Способы организации компьютерных сетей. Уметь: подключаться к Интернету. | Возможности и преимущества сетевых технологий. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. | ||
26 | 4.12 | Работа с электронной почтой | Знать: Назначение электронной почты, телеконференции. Уметь: Настраивать почтовую программу. Работать с электронной почтой. | Информационные сервисы сети. Электронная почта | ||
27 | 5.12 | Чаты, форумы, телемосты. | Назначение Всемирной паутины. Уметь: регистрироваться в сети, работать в чатах, форумах, телемостах | Информационные сервисы сети. Интернет. | ||
28 | 11.12 | Чаты, форумы, телемосты. | Знать: Назначение Всемирной паутины Уметь: регистрироваться в сети, работать в чатах, форумах, телемостах | Информационные сервисы сети. Интернет. | ||
29 | 12.12 | Работа с телеконференциями | Знать: Назначение Всемирной паутины, телеконференция. Уметь: регистрироваться в сети, работать с телеконференциями | Информационные сервисы сети. Интернет. телеконференция | ||
30 | 18.12 | Адресация в сети Интернет | Знать: понятия протокол, хост, IP-адрес, маска сети. Уметь: восстанавливать IP-адреса, определять адрес сети по IP-адресу компьютера и по маске сети | Адресация в Интернете. IP-адресация и .доменная система имен. Протоколы обмена. Протокол передачи данных ТСР/IР. | ||
31 | 19.12 | Путешествие по всемирной паутине | Знать: Назначение поисковых информационных систем общего и специального назначения. Уметь: Описывать объекты для его последующего поиска. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. | Поисковые информационные системы общего и специального назначения. Организация поиска информации. | ||
32 | 25.12 | Работа с файловыми архивами | Назначение Всемирной паутины, файловых архивов | Интернет. Файловые архивы | ||
33 | 26.12 | Контрольная работа №3 «Компьютерные коммуникации» | ||||
34 | 15.01 | Инструктаж по ОТ. Работа над ошибками. История развития WWW | Знать: историю развития WWW | Гипертекстовой пространство | ||
35 | 16.01 | Введение в сайтопостроение | Знать: типы сайтов | Интернет и WWW. Типы сайтов. | ||
36 | 22.01 | Принципы создания Web-страниц | Знать: значение тегов, для создания Web-страниц. Уметь: создавать Web-страницы с использованием языка HTML. | Основы языка HTML. Гиперссылки в HTML. | ||
37 | 23.01 | Принципы создания Web-страниц | Знать: значение тегов, для создания Web-страниц. Уметь: создавать Web-страницы с использованием языка HTML. | Основы языка HTML. Гиперссылки в HTML. | ||
38 | 29.01 | Принципы создания Web-страниц | Знать: значение тегов, для создания Web-страниц. Уметь: создавать Web-страницы с использованием языка HTML. | Основы языка HTML. Гиперссылки в HTML. | ||
39 | 30.01 | Гиперссылки на Web-страницах | Знать: значение тегов, для создания Web-страниц. Уметь: создавать гиперссылки на Web-страницах с использованием языка HTML. | Основы языка HTML. Гиперссылки в HTML. | ||
40 | 5.02 | Гиперссылки на Web-страницах | Знать: значение тегов, для создания Web-страниц. Уметь: создавать гиперссылки на Web-страницах с использованием языка HTML. | Основы языка HTML. Гиперссылки в HTML | ||
41 | 6.02 | Гиперссылки в HTML | Знать: значение тегов, для создания Web-страниц. Уметь: создавать гиперссылки на Web-страницах с использованием языка HTML. | Основы языка HTML. Гиперссылки в HTML | ||
42 | 12.02 | Редакторы HTML | Знать: интерфейс программы Macromedia Dreaweaver. Уметь: ориентировать в интерфейсе программы Macromedia Dreaweaver | Среда Macromedia Dreaweaver. Режимы отображения Web-страниц. | ||
43 | 13.02 | Редакторы HTML | Знать: интерфейс программы Macromedia Dreaweaver. Уметь: ориентировать в интерфейсе программы Macromedia Dreaweaver | Среда Macromedia Dreaweaver. Режимы отображения Web-страниц. | ||
44 | 19.02 | Работа с текстом на Web-страницах | Знать и уметь: вводить текст в Web-страницу и уметь его редактироватью | Ввод текста в Web-страницу и его редактирование. | ||
45 | 20.02 | Работа с текстом на Web-страницах | Знать и уметь: вводить текст в Web-страницу и уметь его редактировать. | Ввод текста в Web-страницу и его редактирование. | ||
46 | 26.02 | Гиперссылки на Web-страницах | Знать и уметь: Работать с гиперссылками, размещать графические объекты, изображения гиперссылки. | Работа с гиперссылками, размещение графических объектов, изображения гиперссылки. | ||
47 | 27.02 | Гиперссылки на Web-страницах | Знать и уметь: Работать с гиперссылками, размещать графические объекты, изображения гиперссылки. | Работа с гиперссылками, размещение графических объектов, изображения гиперссылки. | ||
48 | 5.03 | Таблицы на Web-страницах | Знать и уметь: как создавать таблицы, форматировать таблицы, сортировка данные в таблице | Создание таблиц. Форматирование таблиц. Сортировка данных в таблице. | ||
49 | 6.03 | Таблицы на Web-страницах | Знать и уметь: как создавать таблицы, форматировать таблицы, сортировка данные в таблице | Создание таблиц. Форматирование таблиц. Сортировка данных в таблице. | ||
50 | 12.03 | Фреймы на Web-страницах | Знать: схемы наборов фреймов, создание фреймов, свойства фреймов и их набор. Уметь: создавать фреймы, | Схемы наборов фреймов, создание фреймов, свойства фреймов и их набор. | ||
51 | 13.03 | Фреймы на Web-страницах | Знать: схемы наборов фреймов, создание фреймов, свойства фреймов и их набор. Уметь: создавать фреймы, | Схемы наборов фреймов, создание фреймов, свойства фреймов и их набор. | ||
52 | 19.03 | Фреймы на Web-страницах | Знать: схемы наборов фреймов, создание фреймов, свойства фреймов и их набор. Уметь: создавать фреймы, | Схемы наборов фреймов, создание фреймов, свойства фреймов и их набор. | ||
53 | 20.03 | Фреймы на Web-страницах | Знать: схемы наборов фреймов, создание фреймов, свойства фреймов и их набор. Уметь: создавать фреймы, | Схемы наборов фреймов, создание фреймов, свойства фреймов и их набор. | ||
54 | 2.04 | Фреймы на Web-страницах | Знать: содержимое фреймов Уметь: создавать панель навигации | Содержимое фреймов, панель навигации. | ||
55 | 3.04 | Фреймы на Web-страницах | Знать: содержимое фреймов Уметь: создавать панель навигации | Содержимое фреймов, панель навигации. | ||
56 | 9.04 | Размещение сайта в Интернете | Знать: способы размещения Web – сайта в сети. Уметь: размещать Web – сайт в сети Интернет. | Публикация Web – сайта в сети. | ||
57 | 10.04 | Зачетная практическая работа по теме «Основы сайтопостроения» | Уметь: создавать Web -сайт | Создание собственного сайта | ||
58 | 16.04 | Контрольная работа №4 «Основы сайтопостроения» | Уметь: создавать Web -сайт | Создание собственного сайта | ||
59 | 17.04 | Общая характеристика системы управления базой данных. | Знать: Назначение систематизации и хранения. Основные типы информационных систем. Понятие БД. Уметь: Создавать структуру БД | Систематизация и хранение информации. Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). | ||
60 | 23.04 | Создание структуры базы данных и заполнение ее данными | Знать: Режимы работы. Типы данных. Уметь: Создавать таблицу. Вводить записи. Редактировать таблицу. | Создание структуры БД. Понятие и характеристики таблицы. Назначение таблицы в СУБД. | ||
61 | 24.04 | Создание структуры базы данных и заполнение ее данными | Знать: Режимы работы. Типы данных. Уметь: Создавать таблицу. Вводить записи. Редактировать таблицу. | Создание структуры БД. Понятие и характеристики таблицы. Назначение таблицы в СУБД. | ||
62 | 30.04 | Создание формы базы данных Запросы в СУБД | Знать: Режимы работы. Способы настройки формы. Виды, назначение простого запроса. Уметь: Создавать форму, запрос. Просматривать записи. Вводить, редактировать и просматривать записи в БД. | Назначение форм. Использование формы для редактирования и п Запрос. Виды, назначение. Правила записи условий.росмотра записей. | ||
63 | 7.05 | Сложные запросы. Обработка данных в БД | Знать: Виды, назначение сложного запроса. Способы поиска, сортировки и вывода записей в БД. Уметь: Создавать сложный запрос для нахождения указанных записей Уметь: Сортировать и осуществлять поиск записей по критериям | Правила записи сложных условий. Сортировка и поиск данных записей. Способы поиска и сортировки записей. Виды сортировки. | ||
64 | 8.05 | Реляционные базы данных. Связывание таблиц | Знать: Назначение, Структуру. Элементы связи. Типы связи Уметь: Настраивать связи между элементами в многотабличной , создавать многотабличную БД. | Реляционные БД. Связывание таблиц в многотабличных БД. Установление связей между таблицами в многотабличной БД. | ||
65 | 14.05 | Контрольная работа №5 «Системы управления базами данных» | ||||
66 | 15.05 | Подготовка к ЕГЭ | Уметь решать задачи ЕГЭ по информатике | |||
67 | 21.05 | Подготовка к ЕГЭ | Уметь решать задачи ЕГЭ по информатике | |||
68 | 22.05 | Подготовка к ЕГЭ | Уметь решать задачи ЕГЭ по информатике |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д. | Состав УМК «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов, автор Угринович Н. Д. учебники для основной школы: «Информатика и ИКТ-8» и «Информатика и ИКТ-9»; учебники для старшей школы на базовом уровне: «Информатика и ИКТ-10» и «Информатика и ИКТ-11»; учебники для старшей школы на профильном уровне: «Информатика и ИКТ-10» и «Информатика и ИКТ-11»; учебное пособие и диск Model-CD по элективному курсу для старшей школы «Исследование информационных моделей»; практикум «Информатика и ИКТ» (8–11 классы, Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова); методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», которое также включает 4 диска: — Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютер- ные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей; — Visual Studio-CD (выпускается по лицензии Microsoft), содержащий дистрибутивы систем объектно-ориентированного программирования языков Visual Basic. NET, Visual C# и Visual J#; — Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса; — TurboDelphi-CD (выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентированного программирования TurboDelphi. |
Учебно-практические издания | Информатика.10-11 класс. Базовый курс. Теория./Под ред. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2010 Информатика. 10-11 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям / Под ред. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2010 Информатика. Методическое пособие для учителя. / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010 Информатика. Практикум-задачник по моделированию/ под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010 Информатика. Практикум по информационным технологиям. / под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010 |
Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д | |
Цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.) | Комплект цифровых образовательных ресурсов
Учебные материалы по алгоритмизации и программированию Алгоритмы, методы, исходники: Библиотека алгоритмов: Задачи соревнований по спортивному программированию с проверяющей системой: Изучаем алгоритмизацию: Некоторые математические алгоритмы: Математика и программирование: Первые шаги: уроки программирования: Программируем на ЛОГО: Российская интернет-школа информатики и программирования: CodeNet – все для программиста: HTML-справочник: Visual Basic для детей: Разбор олимпиадных задач по информатике от Михаила Густокашина: |
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд, печатные пособия | Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ»: учебник для 11 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013, 40 шт. |
Компьютерные и ИКТ средства | 15 компьютеров учеников, компьютер учителя, акустическая система, сканер, принтер, подключение к локальной школьной сети с выходом в Интернет, ноутбук, интерактивная доска |
Список литературы
Литература, рекомендованная для учителя | Учебные материалы: Виртуальный компьютерный музей: Виртуальный компьютерный музей: Газета «Информатика» Издательский дом «Первое сентября»: Дидактические материалы по информатике и математике: Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ): Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского: Информатика в школе: И.Е. Смирновой: Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой: Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников: Информатика и информационные технологии в образовании: Информатика и ИТ: сайт лаборатории информатики МИОО: Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой: Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям: Информация для информатиков: сайт О.В. Трушина: История Интернета России: Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики: Н.С. Антонова: ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума: Клякс@net: Информатика в школе. Компьютер на уроках: Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова): Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой: Московский детский клуб «Компьютер»: Негосударственное образовательное учреждение «РОботландия+»: Открытые системы: издания по информационным технологиям: Персональный компьютер, или «Азбука РС» для начинающих: Преподавание информатики в школе: Портал CITForum: Социальная информатика: факультатив для школьников-технарей: Теоретический минимум по информатике: Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера»: Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение: Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР: Энциклопедия персонального компьютера: Онлайн учебники: язык HTML, таблицы Excel, редактор Word, макросы VBA: Справочная интерактивная система по информатике «спринт-информ»: Программный центр «Помощь образованию»: |
Литература, рекомендованная для учащихся | Олимпиады и контрольно-измерительные материалы по информатике Олимпиадная информатика: Олимпиада по кибернетике для школьников: Олимпиады по информатике: сайт Мытищинской школы программистов: Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям: Онлайн-тестирование по информационным технологиям: Тесты по информатике и информационным технологиям: Уральские олимпиады по программированию и математике: ECDL: сертификация навыков владения компьютером: |