12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вдовина Татьяна Анатольевна112

Программа «Культура народов Поволжья» рекомендована министерством образования Саратовской области для использования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений области ООО КИЦ «Саратовтелефильм» -

«Добродея» 2009год.

Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе программы «Культура народов Поволжья».ООО КИЦ- «Саратовтелефильм»- «Добродея». 2009 г. (авторы Юнг Е.Л. Сторожева Т.Ю) и учебного пособия для 5 класса «Волжские сказки, легенды, были» КИЦ- «Саратовтелефильм» - Добродея.2008 г.(Составитель

Толкачева Л.П.).


Результаты освоения программы по литературному краеведению



В результате изучения краеведения ученик научится:

*узнавать основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь;

*принимать и правильно понимать богатое многообразие культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности;

*понимать фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья;

*понимать теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений; *находить этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, праздниках, интересных обычаях.

Ученик получит возможность научиться:

-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

-определять главные эпизоды в эпическом произведении;

-выразительно читать текст-описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;

-отыскивать справки в словарях и справочной литературе, энциклопедиях;

- отбирать нужные материалы из периодических изданий, классифицировать их.



II. Содержание учебного предмета с определением основных видов учебной деятельности

5 класс

Содержание

Количество часов

Характеристика учебной деятельности

1

Введение

1

Понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии.

Выделять специфику художественной литературы и ее содержания.

Работать с учебником.

Создавать связные высказывания.

Оценивать произведения литературы

Выразительно читать, анализировать сцены и эпизоды, оценивать героев и их поступки, строить рассказ, синтезировать материал.

Анализировать сцены и эпизоды, оценивать героев и их поступки, строить рассказ.

Видеть соотношение реального и фантастического в произведениях.

Владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Уметь передать настроение лирического героя в выразительном чтении.

2

Предания волгарей

2

3

Топонимика

2

4

Моя родословная

2

Знать назначение предмета, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета.

5

Обитатели Древней Волги

2

Уметь использовать языковые средства для создания образа.
Уметь работать со справочной литературой, создавать самостоятельно тексты, работать над проектами, читать и анализировать тексты, предложенные в учебнике.

6

Сербы

2

Формулировать вопросы по тексту.

Приводить доказательства из текста, отстаивать свою точку зрения. Характеризовать героя произведения. Подбирать цитаты из текста.

Писать отзывы на произведения.

7

Татары

3

Воспринимать текст художественного произведения. Характеризовать героя произведения.

Передавать личное отношение к произведению.

Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, строить логически обоснованные рассуждения.

8

Чуваши

2

Выразительно читать произведения.

Характеризовать сюжет, проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание.

9

Мордва

2

Воспринимать текст художественного произведения.

Формулировать вопросы по тексту.

Приводить доказательства из текста, отстаивать свою точку зрения.

Охарактеризовать героя произведения.

10

Русские

3

Анализировать произведение, иллюстрировать свои мысли примерами из произведения.

Видеть основную идею рассказов.

Оценивать и давать характеристику героям произведения.

11

Немцы

2

Воспринимать текст художественного произведения. Формулировать вопросы по тексту.

Приводить доказательства из текста, отстаивать свою точку зрения.

Характеризовать героя произведения.

Подбирать цитаты из текста.

12

Казахи

3

Воспринимать текст художественного произведения.

Формулировать вопросы по тексту.

Характеризовать героя произведения.

Подбирать цитаты из текста.

13

Украинцы

4

Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, строить логически обоснованные рассуждения.

14

Калмыки

3

Анализировать произведение, иллюстрировать свои мысли примерами из произведения.

Видеть основную идею рассказов.

Оценивать и давать характеристику героям произведения.

15

Проектная деятельность

2

Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями.

Анализировать свою работу, иллюстрировать свои мысли примерами из произведений.

Оценивать и давать характеристику выступающим.


Всего

35




Календарно-тематическое планирование по литературному краеведению 5 класс

урока

Тема урока

Планируемая дата

Фактическая

дата

Применение ИКТ

Проектная деятельность

Примечание

1

Введение



Презентация


2


Предания волгарей





3


Мы родом с Волги





4


Топонимика. Что изучает топонимика?



Презентация


5

Предания о родном городе. Место моей семьи в истории родного края и на карте области





6

Моя родословная




Презентация


7

Принципы и правила составления родословной





8

Обитатели Древней Волги. Легенды, предания.





9

Обитатели Древней Волги. Легенды, предания.





10

Сербы.

Сербы на Волге.

Историческая справка. Интересные обычаи



Презентация


11

Сербские сказки.

Сюжеты и герои разных сказок





12

Татары.

Татары на Волге.

Историческая справка. Интересные обычаи



Презентация


13

Устройство дома татар. Этикет гостеприимства





14

Чуваши. Чуваши на Волге



Презентация


15

Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах





16

Мордва на Волге




Презентация


17

Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы





18

Русские на Волге.

Что значит быть русским?



Презентация


19

Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси





20

Обрядовая поэзия






21

Немцы. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома



Презентация


22

Сказания о немцах Поволжья





23

Казахи.

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах



Презентация


24

Казахи.

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах





25

Сюжет, герои. "Сказания об орлах", Легенда о Ер Кап Тагае





26

Украинцы. Откуда есть пошла украинская земля?" Обычаи и быт малороссов



Презентация


27

Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья"





28

Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья"





29

Творческая работа. Проект «Сочинение сказки»





30

Калмыки.

Обычаи. Устройство дома



Презентация


31

Легенды и предания калмыков. "Лотос"





32

Легенды и предания калмыков. "Три мудреца"





33

Легенды и предания калмыков. «Как ленивый старик работать стал"





34

«Мы разные, но мы вместе – Россия» (работа над проектом)



Проекты учащихся


35

Создание и защита итогового проекта «Мы разные, но мы вместе –Россия»



Проекты учащихся





Планирование составлено на основе _ региональной программы рекомендованной Министерством образования Саратовской области для использования в учебно - воспитательном процессе общеобразовательных учреждений области .

Учебник Л.В. Макарцева « Географическое краеведение Саратовской области»

У М К: Географический атлас: 6 класс. - М.: Дрофа, 2014. Сиротин, В. И._______


Результаты освоения программы по географическому краеведению

В результате изучения краеведения ученик научится:

Выпускник научится:

осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;

осознавать себя гражданином России;

объяснять свою связь с историей, культурой, судьбой своего народа и всей России;

искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

уважать иное мнение;

вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.


Выпускник получит возможность научиться:

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

составлять краткую характеристику родного населенного пункта;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы и представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников; понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни; ориентирования на местности и чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов.



II. Содержание учебного предмета с определением основных видов учебной деятельности

6класс

Содержание

Количество часов

Характеристика учебной деятельности

1














Введение. Что изучает географическое краеведение

1

Определять понятие «краеведение», «географические исследования».

2

Методы научного познания.


3

Организация наблюдения за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными наблюдениями в природе. Изучение природы нашего края с древнейших времен.

4

Особенности географического положения области, района

2

Уметь работать с картой Саратовской области, находить в разных источниках географическую информацию .

5

Строение земной коры. Минеральные и горные породы

2

Формирование представлений о геологии, древних эпохах. Развитие любознательность, формировать интерес к изучению природы.

6

Рельеф Саратовской области, своего района

2

Формирование понятий «рельеф », его виды в Саратовской области . уметь показывать на глобусе и картах географические объекты Саратовской области.

7

Воды суши Саратовской области

4

Формирование понятий «внутренние воды», и уметь находить на карте реки и озера области х виды. Развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета

8

Атмосфера. Климат области

5

Формировать понятие об особенностях времен года области. Уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации. . Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Составление характеристики климата своего района

9

Природные комплексы Саратовской области

5

Определять типы почв Саратовской области.

Уметь работать с почвенной картой области. Выявлять закономерность распределения животных по территории области.




10

План местности

5

Уметь описывать маршрут по плану. Уметь ориентироваться по плану и компасу. Определять условные топографические знаки.

11

Население области, своего района

3

Изучить национальный состав, плотность населения, очаги его концентрации. Этническое разнообразие. Расширить знание об обычаях, традициях народа. Дать знания о народных художественных промыслах. Половозрастной состав населения. Особенности размещения населения. крупные города. Крупные города.

12

Защита проектов

2

Уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор.

13

Резерв

1


Календарно-тематическое планирование по географическому краеведению 6 класс.



Тема уроков

Дата по плану

Дата факт.

Применение ИКТ Проектная деятельность

Примечание

1

Введение. Что изучает географическое краеведение





2


Методы научного познания. История исследования природы Саратовской области.





3

Саратовцы – исследователи континентов





4

Метод наблюдения.

Пр.р. « Организация наблюдения за высотой солнца над горизонтом»












5

Изучение природы нашего края с древнейших времен. Исследование Поволжья .





6

Саратовцы – покорители горных вершин .



презентация


7

Особенности географического положения области, района





8

Расположение области, района на материке, части света, Восточно-Европейской равнине.








9

Пр.р.«Географическое положение области, своей местности».



презентация



10

Строение земной коры. Минеральные и горные породы





11

Геологическое строение. Различия в геологическом строении правобережья и левобережья.






Презентация


12

Практическая работа. Определение горных пород по образцам





13-







14


Рельеф Саратовской области, своего района.





Формы рельефа





15

Особенности рельефа правобережья и левобережья.








16

Оценка рельефа своей местности.






17

Пр.р. «Работа с контурной картой: обозначение основных форм рельефа и полезных ископаемых.»





18

Воды суши Саратовской области









19

Внутренние воды области. Волга – главная река области.






презентация


20

Реки Волжского бассейна.






21

Реки бессточного бассейна.





презентация


22

Практическая работа. «Описание реки своей местности»





23

Пр.р. «Определение ширины и глубины малых рек»





24

Атмосфера. Климат области





25

Методы исследования. Метеорологические элементы. Местные признаки погоды.








26

Температура воздуха по сезонам. Годовой ход температуры воздуха.








27

Ветры, господствующие в области. Роза ветров.






28










Климат своего района.








29

Составление характеристики климата своего района





30

Природные комплексы Саратовской области







31

Типы почв Саратовской области.












32

План местности






33

Условные топографические знаки.








34

Население области, своего района







35



Защита проектов









Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. «Биологическое краеведение»: учебное пособие для 7 кл./Сост. В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2013 - 96 с.



Результаты освоения программы по биологическому краеведению

В результате изучения краеведения ученик научится:



Выпускник научится: понимать - сущность понятия «флора», «природное сообщество», «фитоценоз», «зооценоз»;

- значение различных экологических факторов для живых организмов;

- роль и значение растений, грибов и бактерий, животных в круговороте веществ и непрерывности жизни;

- роль растений, грибов и животных в жизни человека; - распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;

- виды опасных и ядовитых растений, грибов и животных нашей местности, правила безопасного поведения в природной среде;

- роль человека в охране органического мира, в сохранении биоразнообразия.

Выпускник получит возможность научиться:

- определять виды растений и животных с помощью школьного определителя;

-называть основные типичные виды растений, грибов, животных своей местности;

- узнавать по внешнему виду распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;

- приводить различные примеры природных сообществ и их видового состава;

- объяснять приспособление живых организмов к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на их жизнедеятельность;

- давать характеристику различным природным сообществам, взаимосвязям внутри сообщества, различным сезонным изменениям в жизни растений и животных;

- определять антропогенное влияние на природные сообщества, уровни жизненного состояния растений;

- прогнозировать изменения в развитии природных сообществ под воздействием антропогенной нагрузки;

- применять полученные знания для изучения и улучшения экологической ситуации в своем посёлке, районе.

II. Содержание учебного предмета с определением основных видов учебной деятельности

Содержание

Количество часов

Характеристика учебной деятельности

1














Введение. Методы краеведческой работы

3

Работа с картографическим материалом, видеоматериалом, фотографиями природы родного края

Экскурсия в отделы природы районного, городского, областного, школьного музея краеведения Изучение экспозиций музея, выявление взаимосвязи между физико-географическими факторами и биологическим разнообразием области. Поиск информации о родном крае в краеведческой литературе и Интернете.

Работа со школьными определителями растений и животных.


2

Характеристика природных сообществ

3

Составление схем, характеризующих структуры местных природных сообществ.

Практическая работа с атласом карт Саратовской области.

Наблюдение и выявление особенностей представителей живого мира, обитающих в разных условиях.

4

Растительный мир

8

Поиск информации об особенностях саратовской флоры в краеведческой литературе и Интернете.

Выявление особенностей представителей живого мира, обитающих в разных условиях. Изготовление гербариев растений. Работа с готовым гербарным материалом, рисунками, фотографиями.

Подготовка сообщений, презентаций по теме.

Наблюдение и выявление особенностей строения лесных растений в связи с умеренным увлажнением, размещением в пространстве. Работа с готовым гербарным материалом, рисунками, фотографиями. Выявление отличительных особенности растений-паразитов.

5

Животный мир

8

Работа с рисунками, фотографиями. Подготовка сообщений, презентаций о животном мире и отдельных интересных животных района. Работа с рисунками, фотографиями. Подготовка сообщений, презентаций.

Выявление приспособлений животных к периодическому влиянию паводков. Экскурсия «Животный мир населенных пунктов».

Наблюдение за птицами. Составление списков промысловых животных. Подготовка сообщений. Экскурсия «Животные родного края» в краеведческий музей или экскурсия «Жизнь птиц и зверей зимой».

6

Живое прошлое Саратовского края. Прошлое, настоящее, будущее

8

Работа с литературой, геохронологической таблицей, коллекциями окаменелостей в кабинете биологии. Экскурсия на обнажения с палеонтологическими остатками.

Сбор коллекции проводится в сентябре за счет резервного часа, либо изготавливаются муляжи палеонтологических объектов из пластилина, гипса. Оформление коллекции по геологическому прошлому, рисунков, подготовка сообщений, презентаций.

Эволюция жизни в связи с изменениями среды обитания. Поиск информации о состоянии растительного и животного мира в Саратовской области.

Работа с данными докладов «О состоянии и об охране окружающей среды» за разные годы Наблюдение и выявление примеров влияния человека на животный и растительный мир родного края.

7

Охрана природы

5

Составление красной книги своего района. Создание учебного продукта (проекта) на основе предъявленного учебного материала. Участие в итоговой конференции.

8

Всего

35


Календарно-тематическое планирование по биологическому краеведению 7 класс.



Тема уроков

Дата по плану

Дата факт.

Применение ИКТ Проектная деятельность

Примечание

1

Краеведение – наука о местности, в которой мы живем. Предмет биологического краеведения





2


Методы краеведческой работы





3

Методы исследования природы родного края .





4

Экскурсия .Сбор биологического материала и палеонтологического материала





5

Характеристика природных сообществ области: лесостепь, степь, полупустыня





6

Природные сообщества пойм. Сообщества водоемов



презентация


7

Экскурсия «Изучение местных экосистем: лес (лесополоса), степь (луг, поляна), водоем (река, пруд, озеро)». Фенологические наблюдения





8

Растительность Саратовской области





9

Растительные зоны на территории области. Лесостепная зона



презентация



10

Растительность степной и полупустынной зоны





11

Пойменная растительность. Водные растения



Презентация


12

Споровые растения. Грибы. Лишайники





13-









14


Полезные дикорастущие и культурные растения нашей области. Роль саратовских ученых в растениеводстве.



Растения-паразиты, сорные растения. Ядовитые растения






15

Изучение флоры города (поселка) и его окрестностей





16

Общая характеристика фауны области. Животные лесостепной зоны





17

Фауна лесов Саратовской области





18

Животный мир степей и полупустынь









19

Наземные позвоночные пойм рек. Животный мир внутренних вод



презентация


20

Животный мир населенных пунктов





21

Беспозвоночные Саратовской области





презентация


22

Промысловые и сельскохозяйственные животные Саратовской области





23

Экскурсия «Животные родного края» в краеведческий музей или экскурсия «Жизнь птиц и зверей зимой»





24

Развитие животного и растительного мира Саратовского Поволжья в геологическом прошлом





25

Развитие животного и растительного мира Саратовского Поволжья в геологическом прошлом





26

Характерные ископаемые животные области





27

Влияние человека на природные объекты





28










Влияние человека на природные объекты





29

Природоохранная деятельность в Саратовской области





30

Природоохранные территории Саратовской области







31

Природоохранные территории Саратовской области





32

Итоговая конференция «Судьба природы – наша судьба»





33

Итоговая конференция «Судьба природы – наша судьба»





34

Защита проектов.







35

Защита проектов.






Рабочая программа учебного предмета «Культура края» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Программа составлена на основе авторской программы Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.

В результате изучения краеведения :

Выпускник научится:

наличие эстетического восприятия произведений искусства;

знание культурных традиций малой родины, знаменитых земляков, достижений культуры; сформированность опыта творческой деятельности;

содержание произведений, подлежащих изучению.

Выпускник получит возможность научиться:

Работать с книгой;

Определять принадлежность художественного произведения к одному из жанров устного народного творчества;

Выражать свое отношение к прочитанному;

Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

Владеть различными видами пересказа;

Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Содержание

Количество часов

Характеристика учебной деятельности

1














Вводное занятие

1

Раскрывать значение терминов, давать определение понятиям; осуществлять словарную работу.

2

«Каменная летопись края»

5

Раскрывать значение различных архитектурных стилей, направлений. Участвовать в обсуждении вопросов: Каково стилистическое разнообразие саратовских храмов? Раскрывать значение терминов. Участвовать в обсуждении вопросов: Как сохранился русский классицизм в архитектуре.

4

Мастера живописи и скульптуры

6

Раскрывать значение термина: «символизм». Участвовать в обсуждении вопросов: Каково влияние живописи художника на становление символизма в живописи начала XX века. Дать характеристику фактам из биографии Борисова-Мусатова, рассказать о его известных работах. Сознательно организовать и регулировать свою деятельность. Ученики смогут охарактеризовать работы художника, рассказать о фактах из его биографии и о событиях, повлиявших на складывание творческого пути Петрова- Водкина.

5

«Мир музея»

5

Ученики смогут рассказать об открытии музея им. Радищева, его филиалах, а также охарактеризовать экспонаты, хранящиеся в этих музеях. Участие в обсуждении вопросов: Каковы основные этапы развития Саратовской школы и еѐ влияние на отечественную культуру. Участие в обсуждении вопросов касающихся влияния музея на художественно- эстетическое воспитание.

6

«Театральное искусство»

4

Ученики смогут рассказать об истории создания и оформления театрального движения в Саратовском крае. Называть и характеризовать театры города Саратова. Рассказывать об актерах, выступавших на сценах театров, о репертуаре театров.

7

«Музыкальное искусство»

6

Рассказать об этапах становления музыкального образования в Саратове, первых учебных музыкальных учреждениях. Выяснить в какой период времени в Саратове начинает процветать концертная деятельность. Назвать факты из биографии известных учителей. Назвать знаменитых исполнителей, охарактеризовать факты из их биографии. Выяснить какое влияние они оказали на музыкальное искусство в городе Саратове.

8

«Костюмы народов Поволжья»

8

Характеризовать национальные костюмы различных народностей. Провести сравнительный анализ различных элементов костюма, выявить сходства и различия. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Ученики смогут дать характеристику изменениям произошедшим в национальных костюмах в результате взаимовлияния; смогут высказать собственное мнение, работать в группах. Подготовить проект на определенную тему.

9

итого

35




Календарно-тематическое планирование по краеведению 8 класс.




Тема уроков

Дата по плану

Дата факт.

Применение ИКТ Проектная деятельность

Примечание

1

Вводный урок. Урок общеметодологичес кой направленности.





2


Памятники культовой архитектуры: монастыри, соборы, часовни.





3

Памятники культовой архитектуры: монастыри, соборы, часовни.





4

Памятники жилой архитектуры: городские и сельские жилые дома, особняки.





5

Памятники садово- паркового искусства- парковая декоративная скульптура, фонтаны, объекты малых архитектурных форм.





6

Архитектурно- скульптурные комплексы; архитектурные монументы- обелиски, колонны, стелы, арки; архитектурный металлический декор.



презентация


7

Борисов-Мусатов .





8

Петров-Водкин.





9

Савинов, Карев, Уткин.



презентация



10

Этапы развития саратовской школы





11

Этапы развития саратовской школы



Презентация


12

Этапы развития саратовской школы





13-




Художественный музей им. А.Н.Радищева и его филиалы





14

Художественный музей им. А.Н.Радищева и его филиалы





15

Художественный музей им. А.Н.Радищева и его филиалы





16

Музей краеведения.





17

Роль музеев в художественно- эстетическом воспитании.









18

Развитие театрального искусства в Саратовском крае.



презентация


19

Театры Саратова и области





20

Мастера саратовской сцены





презентация


21

Музыка и театр: история и современность.





22

История становления музыкального образования в Саратове.





23

Музыкальные традиции города





24

Знаменитые имена исполнителей.





25

Творчество композиторов: А.Г. Шнитке, Е.В. Гохман, Е.М. Бикташева, В.В. Ковалева.





26

Музыка в жизни современного Саратова





27










Музыка в жизни современного Саратова





28

Одежда народов Саратовского Поволжья.





29

Одежда народов Саратовского Поволжья.







30

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма.





31

Костюм как модель вселенной.





32

Костюм как модель вселенной.





33

Защита творческих проектов учащихся.







34-35

Защита творческих проектов учащихся.









Рабочая программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе авторской программы  для 9 класса общеобразовательных школ (авторы Булычев М.В. Аристархова Е.В., Самсонов С.И.) 



1.В результате изучения краеведения ученик научится:


Выпускник научится: выработка проблемного, диалектического понимания истории, усвоение ими знаний об основных этапах развития Саратовского края; его месте и роли в истории России;

умение оценивать наиболее значимые события и роль личности в истории Саратовского края;

стремление внести свой вклад в решение основных проблем развития региона.

Выпускник получит возможность научиться:

планировать (составлять план своей деятельности);

моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


Содержание

Количество часов

Характеристика учебной деятельности

1

Введение

1

«Историческое краеведение» – раздел истории.

2

Саратовский край в конце ХУ1 - начале ХУП в.

1

Причины строительства крепостей на Волге. Гипотезы о месте основания Саратова. Функции нового города-крепости

3

Саратов и Саратовский край

 в начале ХУП – первой четверти ХУШ столетия


2

Заселение Саратовского края. Этапы колонизации края, факторы, благоприятствующие его освоению. Саратов на левом и правом берегу Волги. Саратов накануне и в ходе вторжения войск Пугачёва. Причины быстрых успехов восставших. Общие черты народного движения на территории края и специфика его появления

4

Саратовский край во второй половине ХУШ столетия

4

Возрастание военно-стратегического значения Нижнего Поволжья. Рост населения Саратовского края. Социальные преобразования этого периода. Рост населения саратовского края. Образование наместничества. Торгово-транспортное и промышленное значение Саратова.

5

Саратовский край в первой половине  Х1Х в.

3

Массовое заселения края.. Отрасли сельского хозяйства. Специализация на зерновом производстве Развитие промышленности, торговли, транспорта. Становление культуры в Саратовской губернии. Развитие народного образования. Зарождение и становление театральной жизни. Духовная жизнь города. Религиозные организации Саратовской губернии: структура, деятельность.

6

Саратовский край во второй половине Х1Х столетия

2

Причины первой российской революции в России и специфика предреволюционной ситуации в Поволжье. Формы народного движения и его специфика. Влияние революционных событий на дальнейшее развитие общественно-политической ситуации в России и Саратовском крае.

7

Саратовский край в период с 1900 по 1917  г.

5

Саратовское Поволжье накануне Первой мировой войны. Изменения социально-экономического положения в годы войны. Меры правительства и местной администрации по мобилизации экономики и их итоги. Установление многовластия. Развитие революционного процесса весной–летом 1917 г.

8

Саратовское Поволжье в советскую эпоху

10

Культурная жизнь региона. Наука. Образование. Работа культурно–просветительских учреждений. Саратовская епархия в 1920-е –1930-е гг. Создание АССР немцев Поволжья. Экономическое и культурное развитие автономии в 1920-е — 1930–е гг. Ликвидация Немецкой автономии в 1941 г.

9

Постсоветский период истории Саратовского Поволжья

3

Промышленность, сельское хозяйство, транспорт в 1965–1985 гг. Культурное развитие.



Календарно-тематическое планирование по краеведению 9 класс

Тема урока

Введение

Дата по плану

Дата факт.

Применение ИКТ

Примечание

1

Основание Саратова





2

Начальные этапы заселения Саратовского края (XVI-XVII вв.)





3

Саратов и саратовский край в конце XVII – первой четверти XVIII века





4

Население и экономическое развитие саратовского края в середине и второй половине XVIII века





5

Саратовский край в годы крестьянской войны

1773-1775 годов





6

От города-крепости до губернского города



презентация


7-8

Заселение и экономическое развитие в первой половине XIX века





9

Культура саратовского края в конце XVIII – первой половине XIX века





10-11

Социально-экономическое развитие Саратовской губернии



презентация



12

Народническое движение в Саратовском крае в пореформенный период





12-13

Саратовский край в годы первой русской революции (1905-1904)



Презентация


14

Саратовский край в годы Первой мировой войны и Февральской революции





15

Культура Саратовского края второй половины XIX – начала XX века





16-17

Общественные движения в Саратовской губернии





18

Октябрьская революция в Саратовской губернии





19

Новая экономическая политика в саратовской губернии (1921-1928)





20

Культурное развитие Саратовского региона в 1920-1930-е годы









21-22

Немецкая автономия на Волге. От возникновения до ликвидации (1918-1941)



презентация


23

Экономика Саратовской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)





24

Всенародная помощь трудящихся Саратовской области фронту





презентация


25

Саратовская область в 1946-1964 годах





26-27

Саратовская область в 1965-1985 годах





28

Саратовская область в годы перестройки

(1981-1991)





29

Саратовское Поволжье на рубеже XX-XXI веков






30

Символы Саратовской области





31-32

Урок-конференция





33

Урок-экскурсия





34-35

Защита проектов












26


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.