12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Владимировна Кучмина9679
учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ им. Г.И.Марчука р.п.Духовницкое Саратовской области", классный руководитель.
Россия, Саратовская обл., Духовницкое

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе 5-9 классы

1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы ООО МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое», авторской программы Т.Ф.Курдюмовой («Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010).

2. Общая характеристика предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как части культуры. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литератур. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- выразительное чтение.

- различные виды пересказа.

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе литературных произведений.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105ч, в 6 классе — 105ч, в 7 классе — 70ч, в 8 классе — 70ч, в 9 классе — 105ч.

4. Результаты изучения предмета «Литература»

Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении предмета «Литература»:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы:

познавательные:

• понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора и литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

ценностно-ориентационные:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и определение собственного отношения к ней;

коммуникативные:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

эстетические:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

5. Содержание предмета «Литература»

5 класс

Происхождение и развитие литературы. Искусство как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: метафора, сравнение, эпитет, риторическое обращение, риторический вопрос и т.д. Труд писателя и труд читателя.

Мифы народов мира. Мифы разных времён и разных народов. Мифы, изученные на уроках истории. Связь мифов с ритуалами. Календарные мифы и календарные праздники. Персонажи славянской мифологии.

Устное народное творчество (фольклор). Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Национальное восприятие мира, отражённое в фольклоре.

Былины. Русский народный эпос – былины. Циклы былин. Герои и события былин. Старшие богатыри. Патриотический пафос былины. Художественные особенности. Исполнители былин.

Русские народные сказки. Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Рассказчики и слушатели сказок. Сказка «Марья-Моревна».

Сказки народов мира. Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трусость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главный достоинства героев сказок. Сказка «Тысяча и одна ночь».

Малые жанры фольклора. Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.

Русский народный театр. Народный театр в истории русской литературы. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой кукольных пьес – Петрушка. Синкретический характер представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора; насыщенность народных пьес малыми формами фольклора. Пьеса «Озорник Петрушка».

Русская литература XIXвека

Русская классическая литература 19 века. Славные имена русских писателей 19 в. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии. И.А. Крылов «Свинья под дубом», «Зеркало и обезьяна», «Осёл и мужик». А.С. Пушкин. «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы», поэма «Руслан и Людмила». М.Ю. Лермонтов. « И вижу я себя ребёнком…», «Парус», « Листок», «Из Гёте». Н.В. Гоголь. «Пропавшая грамота». Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». И.С. Тургенев. «Муму».

Поэтический образ Родины. И.С. Никитин « Русь»; М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын…» (Из поэмы «Сашка»). А.В. Кольцов «Косарь»; А.К. Толстой «Край ты мой…»; Н.А. Некрасов «Соловьи»; Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», « Летний вечер», «Есть в осени первоначальной...», «Листья». А. А. Фет. «Весенний дождь», «Учись у них - у дуба, у березы...». «Я пришел к тебе с приветом...», «Летний вечер тих и ясен...».

Героическое прошлое России. М. Ю. Лермонтов. Бородино. Л. Н. Толстой. Петя Ростов. Отрывки из романа «Война и мир» . М. А. Булгаков. Петя Ростов. Отрывок из инсценировки романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Литература XX века

Век 19 и век 20. Связь веков. И. А. Бунин.26-е мая. А. А. Ахматова. В Царском Селе. В. А. Рождественский. Памятник юноше Пушкину. К.Д. Бальмонт «Пушкин».
    Литературные сказки XX века. К. Г. Паустовский. Рождение сказки. X. К. Андерсен. Снежная королева. А. П. Платонов. Волшебное кольцо. Дж. Родари. Сказки по телефону. В. В. Набоков. Аня в Стране чудес. Дж. Р. Р. Толкин. Хоббит, или Туда и обратно.
   Проза русских писателей XX столетия. И. С. Шмелев. Как я встречался с Чеховым. За карасями. Е. И.Замятин. Огненное «А». А. И. Куприн. Мой полет.

Поэтический образ Родины. А. А. Блок. На лугу. Ворона И. А. Бунин. Сказка. К. Д. Бальмонт. Снежинка. Фейные сказки С. А. Есенин. Пороша. Черемуха. М. М. Пришвин. Времена года. Отрывки. Н. А. Заболоцкий. Оттепель. Д. Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето..». Н. М. Рубцов. В горнице.

Мир наших братьев меньших. С. А. Есенин. Песнь о собаке. В. В. Маяковский. Хорошее отношение к лошадям.
     Героическое прошлое России. А. И. Фатьянов. Соловьи. А. Т. Твардовский. Я убит подо Ржевом. А. А. Ахматова. Мужество. Р. Г. Гамзатов. Журавли.
    Современная литература. В. П. Астафьев. Васюткино озеро. Т. Янссон. Последний в мире дракон.

Путешествия и приключения

Покорение пространства и времени. Д. Дефо. Робинзон Крузо. Глава шестая. Р. Э. Распэ. Приключения барона Мюнхгаузена. М. Твен. Приключения Тома Сойера. Глава перваА. Линдгрен. Приключения Калле Блюмквиста.
    Новая жизнь знакомых героев. Н. С. Гумилев. Орел Синдбада. Б. Лесьмян. Новые приключения
Синдбада-морехода.

Итоги. Сюжеты изученных произведений. Сюжет и герой.
Чтение летом. М. И. Цветаева. Книги в красном переплете ...

 

6 класс

Введение. Герой художественного произведения.

Место подростка в жизни общества. Подросток –герой художественных произведений. «Золотое детство» и «пустыня отрочества» (Л.Толстой) в художественной литературе. Представление учеников об отрочестве.

Герои мифов, былин и сказок.

Герои мифов, былин и сказок – богатыри. На заставе богатырской». Былины об Илье Муромце.

А.Н. Островский «Снегурочка».

Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» - «весенняя сказка», по определению автора. Пролог. Идеальное царство берендеев. Юная героиня этой пьесы в стихах. Герой художественного произведения и его имя. Инсценирование отдельных явлений сказки.

ЛИТЕРАТУРА ХIХ ВЕКА

В.А. Жуковский. Поэзия.

«Лесной царь», «Вечер», «Дружба», «Загадки в стихах». Интерьер на страницах произведений о далеком прошлом. Жизнь героя и мир вещей. Игры и задания по работе со словарями. Незабываемый мир детства и отрочества в автобиографических произведениях писателей ХIX века.

С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова –внука».

Герой произведения как читатель. «Буран». Психологическая точность восприятия урагана его свидетелями и жертвами.

И.А. Крылов . Басни.

«Два мальчика». Осуждение эгоизма и отсутствие благодарности. «Вороненок», «Мальчик и змея». Мораль взаимоотношений сильного и слабого в мире людей. Суровые уроки басен И. А.Крылова и их мораль.

В.Ф. Одоевский.

Слово о писателе. «Пестрые сказки» и другие произведения писателя. «Дневник Маши». Сюжет и особенности повествования. Герой литературного произведения и описание его внешности.

А.С. Пушкин.

Слово о поэте. Послания и их роль в творчестве поэта. «К сестре». «Юдину», «К Пущину», «Товарищам». Послания Пушкина как гимн дружбе.

М.Ю.Лермонтов.

Ранняя лирика. «Утёс», «Листок». Эпиграмма как жанр. «Панорама Москвы». Чтение фрагментов с комментариями.

«Панорама Москвы» - патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта.

И.С. Тургенев «Бежин луг»

Слово о писателе. «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника.

Рассказы мальчиков у костра. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей. Мастерство портретных характеристик. Сравнительная характеристика Павлуши и Кости. Поэтический мир народных поверий в рассказах детей. Легенды, мифы, сказки, предания, поверья и былички. Их различие. Тургенев – мастер пейзажа. Картины природы и их связь с рассказами мальчиков. Речевая характеристика героев.

Н.А. Некрасов. «Школьник».

Л.Н. Толстой «Отрочество».

«Пустыня отрочества», сменяющая «золотое детство». Мысли, чувства и поступки Николеньки Иртеньева как героя трилогии. Пейзаж в повести «Отрочество». Мастерство описания.

Ф.М. Достоевский «Мальчики»

А.П. Чехов.

«Хамелеон». Герой и сюжет. «Толстый и тонкий». Рассказы о подростках.

Н.Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы».

Главы «Иванов», «Ябеда», «В Америку», «Экзамены». Анализ произведения.

МИР ПРИКЛЮЧЕНИЙ

Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна».

Автобиографическая повесть, состоящая из двух частей. Странствия Гека и Джима. Гек и Том в новой повести. Мастерство писателя. Природа на страницах повести.

Жюль Верн «Таинственный остров».

Таинственный остров « - одна из самых популярных «робинзонад». Герберт- юный герой среди взрослых товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы в романе великого фантаста . Научно- фантастический журнал.

Оскар Уайльд «Кентервильское привидение».

Рассказы и сказки О.Уайльда. «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических и суеверных мотивов в литературе. Ирония и веселая пародия на страницах рассказа. Юные герои и воинствующее Кентервильское привидение, их забавный поединок. Автор и его герой. Юмор и ирония автора.

О. Генри «Дары волхвов».

А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА.

ХХ век и культура чтения. Юным читателям ХХ1 века. Роль Художественной литературы в становлении характеров и взглядов подростка. Любимые авторы. Путь к собственному творчеству.

Михаэль Энд.

«Бесконечная книга» как символ активного чтения.

А. А.Блок.

«Ветер принес издалека…», «Полный месяц встал над лугом..»

И.А.Бунин.

«Детство», «Первый соловей». Лирический образ живой природы.

К.Д. Бальмонт

«Золотая рыбка» Близость фольклорным образам

Б.Л. Пастернак.

«Июль» Творчество читателя – исполнителя стихов и прозы. Урок- концерт.

А. Т. Аверченко.

«Смерть африканского охотника»

М. Горький.

«Детство»

А.С.Грин.

«Гнев отца»

К.Г. Паустовский.

«Повесть о жизни» (главы «Гардемарин», «Как выглядит рай»). Цикл автобиографических повестей писателя. Благородство гардемарина. «Как выглядит рай» в автобиографической повести. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.

Фазиль Искандер.

«Детство Чика». Герой и автор. Яркость изображения характера героя. Рассказ «Чик и Пушкин». Герой цикла рассказов по имени Чик.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЛИТЕРАТУРЕ

К. Симонов. «Сын артиллериста». Лирика и проза о жизни и подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны. Песни военных лет. Кубанские поэты о Великой Отечественной войне. Песни о войне композитора Г.Пономаренко.

7 класс

Роды и жанры литературы

Античная литература

Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).

Фольклор.

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Сонеты.

Литература XIX века

Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская басня XVIII в. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.

Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.

В. А. Жуковский. «Перчатка», «Светлана».

А. С. Пушкин. «Элегия», «К портрету Жуковского», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще быть может...», «Туча», «Друзьям», «19  октября» (Роняет лес багряный свой убор...»), «Моя эпитафия»). Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина.

Жанры прозы А. С. Пушкина.

«Повести Белкина» («Барышня-крестьянка» и др.). «Дубровский».

Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.

М. Ю. Лермонтов. «Смерть поэта», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Элегия», «Стансы», «Песня», «Романс», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»). «Мцыри».

Н. В. Гоголь. «Ревизор».

И. С. Тургенев. «Свидание», «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Собака», «Дурак» и др.).

Н. А. Некрасов. «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Гражданская лирика Некрасова.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Богатырь». Сатирические сказки писателя.

Н. С. Лесков. «Левша».

А. П. Чехов. «Хирургия», «Жалобная книга», «Смерть чиновника». Юмористические рассказы Чехова.

Описания на страницах художественных произведений

Портрет героя в произведениях различных жанров

Литература XX века

Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике XX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова.

Отражение духовных поисков человека XX века в лирике.

В. Я. Брюсов. «Хвала человеку», «Труд»;

И. А. Бунин. «Изгнание», «У птицы есть гнездо...»;

К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...»;

Игорь Северянин. «Не завидуй другу...»;

Р. Киплинг. «Если...» (перевод С. Маршака), «Заповедь» (перевод М. Лозинского);

А. Т. Твардовский. «Как после мартовских метелей...», «Июль — макушка лета». Лирические раздумья поэта;

Н. А. Заболоцкий. «Гроза идет»;

Б. Ш. Окуджава. «Арбатский романс»; В. С. Высоцкий. «Я не люблю...»; М. Карим. «Европа —Азия» и др.

М. Горький. «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль», «Старый Год».

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Гимн обеду».

М. А. Булгаков. «Ревизор с вышибанием» (новая постановка).

К. Г. Паустовский. «Рождение рассказа».

Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади».

А. В. Вампилов. «Несравненный Наконечников».

Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. К. Г. Паустовский. «Радость творчества».

Великая Отечественная война в художественной литературе

Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея.

А. Н. Толстой. «Русский характер».

М. А. Шолохов. «Они сражались за Родину» (фрагменты).

В. Г. Распутин. «Уроки французского».

Фантастика и ее жанры

Р. Шекли. «Запах мысли».

Детективная литература и ее жанры.Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива.

А. Конан Дойл. «Пляшущие человечки».

Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы.

8 класс

ЛИТЕРАТУРА И ВРЕМЯ

Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений.

Х.К. Андерсен «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики, как развернутая притча о характере связи времен между собой.

ИСТОРИЯ В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Жанры исторической тематики в фольклоре. Причина их сохранности в памяти народной. Теория. Исторические сюжеты в народном толковании. Историческая народная песня

Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. « Правеж» Петр Великий и Иван Грозный в песнях.

«Солдаты готовятся встретить шведского короля», «Петр Первый на корабле», «Петра Первого узнают в шведском городе». Песни о Петре Великом. Теория. Историческая народная песня. Народная драма

Русская народная драма как значительное явление национальной культуры. От обряда к пьесе. «Как француз Москву брал» - героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Патриотический пафос народной пьесы.

ИСТОРИЯ НА СТРАНИЦАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков.

Теория. Древнерусская литература и ее жанры. Летопись

«Начальная летопись», «Повесть временных лет». Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI - XVII веков. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод Теория. Летопись. Воинская повесть

Теория. Воинская повесть. Жития святых

Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. «Сказание о житии Александра Невского». Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития.

Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский».

ИСТОРИЯ НА СТРАНИЦАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XVIII ВЕКА

Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Историческая драма и исторический герой. Я. Б. Княжнин и его пьесы на сценах русского театра. Отражение и оценка событий русской истории в научном и художественном творчестве Н.М. Карамзина. Покорение Новгорода Иваном III в «Истории государства Российского». Повесть «Марфа посадница». Образы-антиподы: Иван III и Марфа Борецкая.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

Стойкость интереса читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы.

Былины и их герои в произведениях XIX века.

А. К. Толстой. «Илья Муромец», «Правда», «Курган»; С.Д. Дрожжин. «Песня Микулы Селяниновича» и др. (по выбору учителя и учеников). Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Герои и события в русской поэзии. Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей..

Теория. Былина и баллада.

Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» (перевод И.А. Бунина). Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Теория. Песнь как жанр.

Внеклассное чтение . В. Скотт «Айвенго» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Теория. Исторический роман.

И. А. Крылов. «Волк на псарне». Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях отечественной войны 1812 года.

Теория. Басня на историческую тему.

А. С. Пушкин.

«Песнь о вещем Олеге», Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение. Стихотворение «Анчар» как осмысление проблемы власти и деспотизма.

«Полтава» (фрагмент). Описание битвы и её главного героя. Образ Петра в поэме - образ вдохновителя в победе.

«Капитанская дочка». Болдинская осень 1833 года. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном произведении, художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Теория. Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд. Эпиграф.

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Лирика поэта на тему родины. Быт и нравы XVI века в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников.

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа и народно -поэтические истоки повести.

ХVI век южной Руси в повести Гоголя. Гоголь- мастер батальных сцен и героических характеров . Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи.

Внеклассное чтение . А. Дюма. «Три мушкетера» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца.

А.К. Толстой. «Василий Шибанов». Подлинные исторические лица баллады - царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.

«Князь Серебряный». Эпоха и ее воспроизведение в романе.

Теория. Заголовок романа и его особенности.

Л.Н. Толстой. «После бала». Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки.

Интерьер и пейзаж в историческом произведении, их место в воссоздании эпохи

Быт и нравы эпохи на страницах исторического повествования. Место интерьера в воссоздании быта и характеристике нравов. Сюжет и интерьер. Познавательная и художественная роль интерьера. Интерьер как одно из важных слагаемых воссоздания исторической действительности на страницах художественного произведения.

Историческое прошлое в лирике поэтов XIX века

В. А. Жуковский. «Воспоминание», «Песня»; А. С. Пушкин. «Воспоминание», «Стансы»; Д. В. Давыдов. «Бородинское поле»; И. И. Козлов. «Вечерний звон»; Ф. Н. Глинка «Москва»; А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». Теория. История в лирике.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА

Жанры произведений на темы истории, общность и различие. Причина их популярности. Судьба исторических жанров в современной русской литературе.

Былины и их герои в произведениях XX века.

И.А. Бунин. «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья»; К. Д. Бальмонт. «Живая вода»; Е. М. Винокуров. «Богатырь». Былины и их герои в произведениях XX века. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX века. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Теория. Былины в лирике XX века.

Ю.Н. Тынянов. «Восковая персона». «Подпоручик Киже». Исторические романы и повестиТынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» - осуждение нелепостей воинской службы при Павле I.

М. Алданов. «Чертов мост» (главы), «Святая Елена, маленький остров». Исторические романы и повести Марка Алданова.

Б. Л. Васильев. «Утоли моя печали...» (главы). Изображение ходынской трагедии.

Великая Отечественная война в литературе

Л. М. Леонов. «Золотая карета». Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев и их идеалы.

История на страницах поэзии XX века

В. Я. Брюсов. «Тени прошлого», «Век за веком»; 3. Н. Гиппиус. «14 декабря»; Н. С. Гумилев. «Старина», «Прапамять»; М. А. Кузмин. «Летний сад»; М. И. Цветаева. «Домик старой Москвы», «Генералам двенадцатого года»; Г. В. Иванов. «Есть в литографиях старинных мастеров...»; Д. Б. Кедрин. «Зодчие» и др. Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям.

9 класс

Введение (2ч)

Шедевры русской литературы.

Древнерусская литература (4ч)

«Задонщина» - памятник древнерусской литературы.

О древнерусской литературе.

 «Слово о полку Игореве»: Подвиг Игоря. Плач Ярославны. Народ в «Слове…». Сочинение №1  по произведению «Слово о полку Игореве».

Литература 18 века (8ч)

О русской литературе 18 века.  О русском классицизме.

М.В.Ломоносов: Прославление Родины, науки и просвещения в «Оде на день восшествия…» М.В.Ломоносова.

Г.Р.Державин, В.А.Жуковский:  Сочетание начал классицизма и новаторских черт в лирике Г.Р.Державина. Прославление героизма казаков в лирике Г.Р.Державина, В.А.Жуковского.

«Недоросль» Д.И.Фонвизин: Сатирическая направленность комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Герои и события комедии «Недоросль». Тема воспитания в комедии «Недоросль». Классицизм в драматическом произведении Д.И.Фонвизина.

Н.М.Карамзин: Художественное повествование в «Истории государства Российского Н.М.Карамзина. Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями в повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина.

Литература 19 века (50ч)

А.С.Грибоедов: Личность и судьба А.С.Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума». Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства в комедии «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги, своеобразие конфликта в комедии. Герои и их судьбы в комедии «Горе от ума». Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума». Сочинение №2 по комедии «Горе от ума».

И.С.Никитин, А.Н.Майков: Изображение донской природы в лирике А.В.Кольцова, И.С.Никитина, А.Н.Майкова.

В.А.Жуковский: Элементы романтизма в балладе В.А.Жуковского «Светлана».

А.С.Пушкин: Жизнь и судьба А.С.Пушкина. Стихотворения Пушкина разных лет. История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция. Система образов романа. Сюжет. «Онегинская» строфа. Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин». Жизнь столицы и мир деревни в романе А.С.Пушкина. Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика образов. Сочинение №3 по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Донские критики о А.С.Пушкине: В.Л.Моложавенко «Донские были». Донские критики о А.С.Пушкине: И.А.Балашова «Пушкин в Ростове- на-Дону»…

М.Ю.Лермонтов: Светлые и грустные воспоминания детства в лирике М.Ю.Лермонтова. Раздумье поэта о счастье в лирике М.Ю.Лермонтова. Социально-психологический роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин в системе образов романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Трагедия жизни Печорина и его поколения в романе «Герой нашего времени». Сочинение №4  по произведению М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Н.В.Гоголь: Очерк жизни и творчества Н.В.Гоголя. Замысел и композиция поэмы «Мертвые души». Чичиков и чиновники в поэме. Чичиков и помещики в поэме. Приемы создания образа главного героя. Образ Чичикова в поэме «Мертвые души». «Живая Русь» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Сочинение №5 по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Ф.Д.Крюков: Станичный быт в повести Ф.Д.Крюкова «Казачка». Образ главной героини в изображении Ф.Д.Крюкова.

Ф.И.Тютчев: Лирика природы Ф.И.Тютчева.

Н.А.Некрасов: Своеобразие поэзии Н.А.Некрасова.

А.В.Туроверов, А.А.Леонов:  Обращение к истории в лирике донских поэтов А.А.Леонова, А.В.Туроверова.

И.С.Тургенев: Краткая биография И.С.Тургенева. Идейный замысел повести «Первая любовь». Сюжет повести «Первая любовь» и ее герои. Нравственная проблематика повести И.С.Тургенева. Мастерство пейзажной живописи в повести И.С.Тургенева.

Г.Ф.Шолохов-Синявский: Мир детства в повести Г.Ф.Шолохова-Синявского «Казачья бурса».

Л.Н.Толстой: Творческий путь Л.Н.Толстого. Автобиографическая трилогия писателя. Судьба Николеньки в повести «Юность». «Диалектика души» героев в повести. Донские критики о Л.Н.Толстом: А.А.Айрумян «На земле войска Донского».

А.П.Чехов: Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. Композиция и общая идея цикла «Маленькие трилогии». Сюжет и герои «Человека в футляре». Художественная деталь в повести «Человек в футляре». Юмор и сатира в повести «Человек в футляре». Тестовый контроль по творчеству А.П.Чехова. Донские критики о А.П.Чехове: В.Д.Седегов «Родной край в произведениях А.П.Чехова».

Литература 20 века (35ч)

О русской литературе 20 века.

И.А.Бунин: Основные мотивы лирики И.А.Бунина. Автобиографическая повесть И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева». Главный герой повести в изображении писателя. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля.

М.Горький: Автобиографическая трилогия М.Горького. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести – Алеша Пешков и его судьба. Смысл названия повести «Мои университеты».

В.Ф.Панова: Изображение послевоенного времени в повести В.Ф.Пановой «Сережа». Герой повести и его жизнь. Психологическая эволюция души главного героя в повести В.Ф.Пановой.

А.А.Блок:  Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности в лирике А.А.Блока. Любовь к России, вера в ее будущее в стихах А.А.Блока.

А.А.Ахматова: Стихотворения о любви, о поэте и поэзии А.А.Ахматовой. Тема родной земли в лирике А.А.Ахматовой.

С.А.Есенин: Тема Родины в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа стиха Есенина.

Н.Н.Туроверов, Н.Н.Воробьев:  Донская история в лирике Н.Н.Туроверова, Н.Н.Воробьева. Восприятие, истолкование, оценка стихов поэтов казачьего зарубежья.

В.В.Маяковский: Слово о В.В.Маяковском. Лирический герой стихотворений В.В.Маяковского.

М.А.Булгаков: Краткое описание творческого пути М.А.Булгакова. Чичиков и его окружение в изображении Булгакова.

М.А.Шолохов: Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по одноименной повести М.А.Шолохова). Андрей Соколов – образ простого стойкого русского человека. Проблема разрушенных семей в годы войны в повести «Судьба человека».

А.Т.Твардовский: Военная тема в лирике А.Т.Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой, эволюция его образа. Единство лирического и эпического в поэме. Сочинение №6 «Человек на войне» (на примере произведений М.А.Шолохова, А.Т.Твардовского).

А.И.Солженицын: Смысл названия рассказа А.И.Солженицына «Как жаль».

Русская литература 60-90-х годов 20 века (15ч)

В.М.Шукшин: Образы «чудиков» в рассказах В.М.Шукшина. Конфликт героя с бездушным миром в рассказе «Ванька Тепляшин».

В.П.Астафьев: Нравственные проблемы повести «Царь-рыба» В.П.Астафьева. Смысл противоборства человека и царь-рыбы в повести.

Н.А.Суханова: Смысл названия рассказа Н.А.Сухановой «Острый серп луны».

В.Г.Распутин: Гуманистический смысл повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии». Противопоставление жизненных принципов героев повести. Тема семьи: образы Марии и Кузьмы.

А.В.Вампилов: Особенности драматической интриги в драме А.В.Вампилова «Старший сын». Сложности человеческой судьбы в изображении А.В.Вампилова.

Москва и люди Москвы в лирике Б.Ш.Окуджавы. 

Анализ стихотворений донских поэтов: В.С.Сидорова, Б.Н.Куликова

Социальные, нравственные, эстетические проблемы в лирике Е.А.Евтушенко.

Поэтическое изображение современников в лирике А.А.Вознесенского. 

6. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

     
     

1

Вводные уроки

8

 

5 класс

2

 

6 класс

2

 

7класс

1

 

8 класс

1

 

9 класс

2

     
     

2

Мифы народов мира

4

 

5 класс

4

3

Устное народное творчество

35

 

5 класс

19

 

6 класс

11

 

7 класс

3

 

8 класс

2

4

Древнерусская литература

12

 

8 класс

8

 

9 класс

4

5

Русская литература XVIII века

11

 

8 класс

3

 

9 класс

8

6

Русская литература XIX века

196

 

5 класс

35

 

6 класс

48

 

7 класс

30

 

8 класс

33

 

9 класс

50

7

Литература ХХ века

129

 

5 класс

28

 

6 класс

21

 

7 класс

27

 

8 класс

18

 

9 класс

35

8

Зарубежная литература

29

 

5 класс

9

 

6 класс

16

 

7 класс

4

9

Итоговые уроки

16

 

5 класс

5

 

6 класс

4

 

7 класс

3

 

8 класс

3

 

9 класс

1

     
     
 

Итого:

440

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений.

2. Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006

3. СD - ROM /Русская литература.

Русская литература от Нестора до Маяковского

Русская поэзия 17-20 вв.

Пушкин в зеркале двух столетий.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Презентации уроков.

Список литературы

Для обучающихся

Учебники

Литература. 5 кл. В двух частях: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2012г.

Литература. 6 кл. В двух частях: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2013г.

Литература. 7 кл. В двух частях: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2014г.

Литература. 8 кл. В двух частях: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2015г.

Литература. 9 кл. В двух частях.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2013г.

Для учителя

Обязательная

Государственный стандарт среднего (полного) образования по литературе;

Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006

Дополнительная.

1. Поурочные разработки по литературе. 5 класс, Беломестных О. Б., Корнеева М.С., Золотарева И. В., - М.: «ВАКО», 2005, 416с.

2. Литература. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Т.Ф. Курдюмовой. Авт.-сост. О.А.Финтисова.- М.: Дрофа, 2007.

3. Литература: 6 класс: Поурочные разработки к учебникам-хрестоматиям В.П. Полухиной и Т.Ф. Курдюмовой. Автор: Н.Егорова. – М.: Вако, 2005 г.

4. Н.Е.Егорова. Поурочные разработки по литературе 7 класс, -- М.: «ВАКО», 2012, 296с.

5. Т.Ф.Курдюмова. Методические рекомендации. Литература 7 класс.

6. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 8 класс.

7. Т.Ф.Курдюмова. Методические рекомендации. Литература 8 класс.

8. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 9 класс. М.: «ВАКО», 2013, 512с.

9. Т.Ф.Курдюмова. Методические рекомендации. Литература. 9 класс, М.: «Дрофа», 2004, 128с.

10. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы..Е.Л.Демиденко.- М.: «Дрофа», 2006, 288с.

Материальная база

мультимедиа проектор;

компьютер;

экран;

Интернет-ресурсы

http://matyuhin-songs.narod.ru - песни на стихи русских и зарубежных поэтов (А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бродского, С. Есенина, Н. Рубцова, Г. Лорки и др.) в исполнении Александра Матюхина

http://gold.stihophone.ru - архив образцов искусства художественного чтения. Голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского. Профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино

http://public-library.narod.ru - Публичная электронная библиотека. Произведения А.Блока, М.Булгакова, Н.В.Гоголя, А.Гриневского (Грина), И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, С.Есенина, М.Ю.Лермонтова А.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, А.А.Фета, А.П.Чехова

Стихи России - Сайт для тех, кто любит стихи от классики до современности.

http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Произведения А.С.Пушкина, К.Н.Батюшкова, А.С.Грибоедова, Е.А.Боратынского, Ф.И.Тютчева, И.А.Гончарова, Н.В.Гоголя, С.А.Есенина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, М.А.Шолохова, А.П.Чехова. Фонотека (романсы, песни)

Русская живопись - обширнейший материал о русской живописи. Информацию о русских художниках начиная с древности и до наших дней. Приведены биографии художников и их наиболее значительные работы.

Я иду на урок литературы - материалы к урокам литературы

В мире мудрых мыслей - высказывания великих людей от древности до современности.

Планируемые предметные результаты освоения предмета»Литература»

В рамках деятельностного компонента ученик получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

В результате сформированности регулятивных УУД ученик получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

В результате сформированности коммуникативных УУД ученик получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

В результате сформированности познавательных УУД ученик получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 05.08.18 в 10:28 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! И у нас Курдюмова! Но очень мало по этому комплексу материалов!
Надежда Владимировна Кучмина, 05.08.18 в 10:40 1Ответить Пожаловаться
Да, маловато, к сожалению.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.