12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нигматзянова Р. C.3191
Учитель русского языка и литературы. Стаж: 27 лет.
Россия, Татарстан респ.
Материал размещён в группе «Урок литературы»

«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждаю»

на заседании ШМО зам. директора по УР Директор МБОУ

протокол № 1 «СОШ №6 г.Азнакаево»»

от 27. 08. 2021г. от 27.08.2021 №91 -об

_______Т.Ш.Хабибуллина _______Е.Ф. Хуснутдинова ___ ________А.Р.Шакурова









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 8 A класса

предмет, класс (уровень)


муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №6 города Азнакаево»

Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

Нигматзяновой Р.С., первой квалификационной категории

Ф.И.О. учителя, категория





Принята на заседании педагогического совета протокол от 27.08. 2021г. № 01

Разработчик: Нигматзянова Р.С.


2021-2022 учебный год

г. Азнакаево

Планируемые результаты изучения предмета в 8 классе



Названиераздела

Предметныерезультаты

Метапредметныерезультаты

Личностныерезультаты

Ученикнаучится

Ученикполучитвозможностьнаучиться


Русский фольклор (УНТ)



Древерусская литератур а



Русская литература 18века



Русская литература 19века



Русскаялитература 20века

осознанно понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;

анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и

формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами

других искусств;

создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для

сопоставительногоанализа;

вестисамостоятельную

Регулятивныеуниверсальныеучебные действия

Ученик научится:

анализировать причины проблем и неудач в выполнении деятельности и находить рациональные способы их устранения;

Ученикполучитвозможностьнаучиться:

формировать рефлексивную самооценку своих возможностей управления;

осуществлять констатирую-щий и предвосхищающий контроль по результату и способудействия. Познавательныеуниверсальныеучебные действия

Ученик научится:

анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных,несущественных;

синтезировать из частей, втомчисле самостоятельно достраивая, восполняя

Ученик научится:

понимать и воспринимать общекультурное наследие России и общемирового культурного наследия;

признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях;

уважительно относиться к родной литературе и культурам других народов. Ученик получитвозможностьнаучиться:

проявлятьустойчивыйпознавательныйинтерес;

формировать позитивную моральную самооценку и моральные чувства – чувствогордости при следовании моральным нормам,

переживание стыда при их нарушении.



ЛитературанародовРоссии

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять свое отношение к ней;

создавать собственный текст аналитического и интерпретационного характера в различных формах(изложения и сочинения, классные и домашние сочинения творческие работы, рефератына литературные и

общекультурные темы).

проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера,проект).

недостающие компоненты;

выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации

объектов, самостоятельно выбирая основания для указанных

логических операций;

осуществлять выбор наиболее эффективных способоврешения задач в зависимости от конкретных условий;

обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с наименьшим объемом к понятию с большим объемом;

Ученикполучитвозможностьнаучиться:

работать с метафорами – понимать переносной смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном

сближении слов.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

вступать в диалог,участвовать






в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими формами родного языка;

аргументировать свою точку зрения , спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов способом; Ученик получит возможность научиться:

с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательнаяинициативность);

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и

способствоватьпродуктивнойкооперации







ЛитературанародовРоссии

выразительночитатьсказки, соблюдая соответствующую

интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,

интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

аргументировано оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую

деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа

исследовательскогохарактера, реферат, проект).

Ученик научится:

осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях,

отбирать исопоставлять необходимую информацию из разных источников,

анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;

самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;

уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Ученик получит возможность научиться:

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи,

проводить аналогии между изучаемым материаломи





создавать собственный текстаналитического и

интерпретирующего характера в различныхформатах;


собственным опытом,

проводитьнаблюдение и эксперимент под

руководством учителя. Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события,поступки;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи; Ученик получит возможность научиться

выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

критично относиться к своему мнению,

договариваться с людьмииных позиций, понимать точку зрения другого;

предвидетьпоследствияколлективныхрешений.


Содержание тем учебного предмета «Литература»
8 класс, 70 ч., 2 часа в неделю


Раздел

Содержание

Кол-во часов

Введение

Художественная литература и история

1

Русский фольклор

Исторические песни XIV - XVII веков как особый эпический жанр («Иван Грозный молится о сыне», «Возвращение Филарета»). Лирическое и повествовательное начало в народной песне «Разин и девка-астраханка» (XVII.- нач.XVIII в.) и в солдатской песне «Солдаты освобождают Смоленск» (XVIII- XIX вв.)

2

Древнерусская литература

Отражение в «Житии Сергия Радонежского» представления о нравственном эталоне.

2

Русская литература

Взгляды Г. Р. Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики в стихотворении «Памятник».

4

Сентиментальный сюжет повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Авторская позиция и формы её выражения в повести. Образ природы и психологические характеристики героев.

Реальное и фантастическое в романтической балладе В.А.Жуковского «Лесной царь». Лиричность стихотворения «Невыразимое».

37

Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина («19 октября», «И. Пущину», «К***»). Замысел и история создания повести «Капитанская дочка». Исторические события и судьбы частных людей. Тема маленького человека в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

Отражение жизни и взглядов М. Ю. Лермонтова в творчестве (стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен...»). Философский смысл эпиграфа романтической поэмы «Мцыри».

Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта.

Автобиографический характер повести И. С. Тургенева «Ася».

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь»

Особенности сюжета и композиции рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Приём контраста.

Повествовательное начало в лирике Н. А. Некрасова (стихотворения «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум»).

Гуманизм театра А. Н. Островского. Фольклорные мотивы в пьесе «Снегурочка».

Радость слияния человеческой души с миром природы в лирике А. А. Фета (стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык!Хочу и не могу…», «Учись у них – у дуба, у березы…»)

Тематика стихотворений Ф.И. Тютчева «Умом Россию не понять…», «Я встретил вас – и все былое...»

Проза конца -XIX начала XX века

Нравственный максимализм и душевная чистота главных героев повести А. С. Грина «Алые паруса». Торжество мира романтической мечты.

13

Традиции сказовой манеры Лескова в рассказе «Обезьяний язык» М. М. Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру и бюрократизма в рассказе «Калоша».

Художественное новаторство поэзии В. В. Маяковского, словотворчество. Гуманистический смысл стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».

Традиции русской философской поэзии в стихотворениях Н. А. Заболоцкого «Некрасивая девочка» и «Я не ищу гармонии в природе…»

Исторические судьбы России и история создания поэмы А.Т.Твардовского «За далью- даль» (отрывок).

Проза о детях

Образ рассказчика и жизнь сибирской деревни в 30-ые годы в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Нравственная проблематика произведений писателя В. Г. Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность в рассказе «Уроки французского».

Поэзия второй половины XX века

Стихотворения Б. Ш. Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс»

2

Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике В. С. Высоцкого (стихотворения:«Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю»).

Зарубежная литература

Основной конфликт в трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».

Комедия Ж-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» Литература европейского Возрождения. М де Сервантес. Иллюзия и действительность в романе «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Современная литература: Е.Ельчин «Сталинский нос»

9

Зарубежная новеллистика

Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя в новеллах Э. А. По «Падение дома Ашеров» и П.Мериме «Маттео Фальконе».

Зарубежная романистика

Героическое в романе В.Скотта «Айвенго»

Основные теоретико-литературные понятия

Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

Устное народное творчество. Жанры фольклора (песни). Фольклор.

Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, баллада, поэма, элегия, комедия, драма, трагедия).

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.



Всего

70 часов


Календарно-тематическое планирование

УМК :Учебник «Литература.8 класс» (Авт.-сост.Г.С.Меркин).В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015


п/п

Тема

Дата проведения


План


факт

1

Введение. Художественная литература и история. Беседа по самостоятельно прочитанным произведениям

2.09


2

Русский фольклор. Исторические песни XIV - XVII веков как особый эпический жанр. «Иван Грозный молится о сыне», «Возвращение Филарета»

4.09


3

Лирическое и повествовательное начало в народной песне «Разин и девка-астраханка» (17 в.- нач. 18 в.) и в солдатской песне «Солдаты освобождают Смоленск» (18 в.- 19 в.)

9.09


4

«Сказание о Борисе и Глебе». «Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях.

11.09


5

«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке.

13.09


6

«Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы.

18.09


7

Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»

20.09


8

Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева

25.09


9

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя . Образ Лизы

27.09


10

Поэты круга Пушкина. Основные темы, мотивы лирики В.А.Жуковского.

2.10


11

Поэты круга Пушкина. Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева. Стихотворения «К временщику», «Иван Сусанин»

4.10


12

Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину»,

« 19 октября 1825 года».

9.10


13

Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика.

11.10


14

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика.

16.10


15

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева.

18.10


16

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости. Образ Пугачева.

23.10


17

Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». Образ Маши Мироновой.

25.10


18

Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Образ Пугачева. Исторические события и судьбы частных людей. Отношение автора и рассказчика к народной войне

30.10



2 четверть



19

Р.р. Сочинение-рассуждение по повести «Капитанская дочка» на тему «Проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств»

8.11


20

Анализ сочинений. Тема маленького человека в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

13.11


21

М. Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён..»

15.11


22

«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа

20.11


23

Особенности композиции и смысл финала поэмы «Мцыри»

22.11


24

Н. В. Гоголь. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии «Ревизор»

27.11


25

Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии

29.11


26

Образ города и тема чиновничества

4.12


27

Хлестаков и хлестаковщина

6.12


28

Многозначность финала пьесы "Ревизор"

11.12


29

Р.р. Урок-диспут. Мастерство речевых характеристик персонажей комедии "Ревизор"

13.12


30

Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

.12


31

Р.р. Подготовка к сочинению по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» на тему «Язык героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» как средство раскрытия характеров

.12


32

Р.р. Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» на тему «Язык героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» как средство раскрытия характеров»

.12



3 четверть

.12


33

И. С. Тургенев. Автобиографический характер повести «Ася»

.12


34

Мотив превосходства «тургеневской» девушки в силе характера и решительности

.12


35

М.Е.Салтыков–Щедрин. Приёмы сатиры в сказке «Премудрый пискарь»

.01


36

А. С. Грин. Повесть «Алые паруса». Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев. Торжество мира романтической мечты в повести А. С. Грина «Алые паруса»

.01


37

Н. А. Некрасов. Повествовательное начало в лирике Некрасова. Анализ стихотворений «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум»

.01


38

Л. Н.Толстой. Рассказ «После бала». Особенности сюжета и композиции

.01


39

Приём контраста в рассказе "После бала"

.01


40

Р.р. Подготовка к классному сочинению по произведениям Л. Н. Толстого "После бала", "Отрочество", И. С. Тургенева "Ася", А. С. Грина "Алые паруса" на одну из тем:1) «Проблема смысла жизни»; 2) «Проблема жестокости»; 3) «Идея нравственного самосовершенствования»; 4) «Решение темы любви в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» и И. С. Тургенева "Ася"

.01


41

Р.р. Классное сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала» на одну из тем: 1) «Проблема смысла жизни»; 2) «Проблема жестокости»; 3) «Идея нравственного самосовершенствования»; 4) «Решение темы любви в рассказе «После бала»

.02


42

А.Н.Островский. Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка»

.02


43

Фольклорные мотивы в пьесе "Снегурочка"

.02


44

Гуманизм театра А. Н. Островского

.02


45

А. А. Фет. Радость слияния человеческой души с миром природы в лирике

.02


46

Радость слияния человеческой души с миром природы в лирике А. А. Фета (стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык!Хочу и не могу…», «Учись у них – у дуба, у березы…»)

.02


47

Тематика стихотворений Ф.И. Тютчева «Умом Россию не понять…»,«Я встретил вас – и все былое...»

.03


48

М. М. Зощенко. Рассказ «Обезьяний язык». Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко

.03


49

М. М. Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру в рассказе «Интересная кража в кооперативе» (из «Голубой книги») и бюрократизма в рассказе "Калоша"

.03


50

В.В.Маяковский. Художественное новаторство поэзии В. В. Маяковского, словотворчество

.03


51

Гуманистический смысл стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»

.03


52

Н. А. Заболоцкий. Традиции русской философской поэзии в стихотворениях «Некрасивая девочка» и «Я не ищу гармонии в природе…»

.03



4 четверть



53

А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. Исторические судьбы России и история создания поэмы «За далью-даль» (глава «Огни Сибири»)

.04


54

В. П. Астафьев. Образ рассказчика и жизнь сибирской деревни в 30-ые годы в рассказе «Фотография, на которой меня нет»

.04


56

Непреходящая историческая память народа в рассказе В. П. Астафьева «Фотография…». Деревенская фотография-летопись народа, его настенная история

.04


57

В. Г. Распутин. Нравственная проблематика произведений писателя

.04


58

Духовная память человека как нравственная ценность в рассказе Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»

.04


59

Р.р. Уроки доброты Валентина Григорьевича Распутина. Подготовка к домашнему сочинению "Мой сверстник в произведениях В.Г. Распутина и В.П. Астафьева"

.04


60

Авторская песня как жанр и как явление культуры. Стихотворения Б. Ш. Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс»

.04


61

В. С. Высоцкий. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю»

.04



Зарубежная литература(9 ч)



62

Литература европейского Возрождения. М. С. Сервантес. Иллюзия и действительность в романе «Дон Кихот»

.05


63

Дон Кихот как вечный образ

.05


64

Уильям Шекспир. Основной конфликт в трагедии «Ромео и Джульетта»

.05


65

Р.р. Урок –диспут. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии «Ромео и Джульетта»

.05


66

Комедия Ж-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»

.05


67

Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе. Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя в новелле Э. А. По. «Падение дома Ашеров». Беседа по самостоятельно прочитанным произведениям «Моя настольная книга»

.05


68

П.Мериме. Тема народа как хранителя жизненной энергии и носителя высоких этических идеалов общества в новелле «Маттео Фальконе».

.05


69

Е.Ельчин. Один день из жизни советского школьника Саши в книге « Сталинский нос».

.05


70

Итоговый урок

.05










































4



Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.