12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лобанова Ольга Павловна193 Россия, Крым респ., Симферопольский район, пгт. Гвардейское |
Рабочая программа по литературному чтению
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гвардейская школа-гимназия № 2»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Острякова, 1-А, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297513
тел/факс 3(652) 32-38-59, e-mail:
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________Л.В. Демидович «___»___________2018г | «УТВЕРЖДЕНО» Директор школы-гимназии _______Е.В. Богданова Приказ № ____ от «___»________2018г |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Класс 2-Б
Срок реализации программы: 2018/2019 учебный год
Количество часов по учебному плану: 136 ч/год, 4 ч/неделю
Планирование составлено на основе:
1. Литературное чтение Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина. – М.: Просвещение, 2014 – 128 с.
2. Учебник. Литературное чтение. Для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. / [Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина др.].- М.: Просвещение, 2014. :ил.-(Школа России).
Рабочую программу составила учитель начальных классов: Лобанова О.П.
п. Гвардейское 2018г.
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Уровень обучения базовый.
Цели курса:
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи курса:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
В соответствии с учебным планом МБОУ « Гвардейская школа-гимназия № 2», на изучение учебного предмета «Литературное чтение» во втором классе отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов по: | Количество проектов по: | ||
примерной программе | рабочей программе | примерной программе | рабочей программе | ||
1 | "Самое великое чудо на свете" | 5 | 3 | 1 | 1 |
2 | "Устное народное творчество" | 15 | 15 | ||
3 | Люблю природу русскую. Осень" | 8 | 8 | ||
4 | "Русские писатели" | 14 | 14 | ||
5 | "0 братьях наших меньших" | 12 | 12 | ||
6 | "Из детских журналов" | 9 | 9 | 1 | 1 |
7 | "Люблю природу русскую. Зима" | 9 | 9 | ||
8 | "Писатели - детям" | 17 | 17 | ||
9 | "Я и мои друзья" | 10 | 10 | ||
10 | "Люблю природу русскую. Весна" | 9 | 10 | 1 | 1 |
11 | "И в шутку и всерьез" | 15 | 15 | ||
12 | "Литература зарубежных стран" | 13 | 14 | 1 | 1 |
Итого | 136 | 136 | 4 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА, КУРСА
«Самое великое чудо на свете»(3 ч.)
Произведения Р.С. Сефа
«Устное народное творчество» (15 ч.)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые и волшебные: Ю.П. Мориц"Сказка по лесу идет. ..""Петушок и бобовое зернышко", "У страха глаза велики", "Лиса и тетерев", "Лиса и журавль", "Каша из топора", "Гуси-лебеди",
«Люблю природу русскую. Осень.» (8 ч.)
Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."; К,Д. Бальмонт "Поспевает брусника"; А.Н. Плещеев "Осень наступила..."; А.А. Фет "Ласточки пропали..."; АН. Толстой "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад..."; С.А. Есенин "Закружилась листва золотая..."; В.Я. Брюсов "Сухие листья"; И.П. Токмакова "Опустел скворечник..."; В.Д. Берестов "Хитрые грибы"; М.М. Пришвин "Осеннее утро"
«Русские писатели» (14ч.)
А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..." "Вот север, тучи нагоняя", "Зима!.. Крестьянин, торжествуя...""Сказка о рыбаке и рыбке"; И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак" "Стрекоза и Муравей"; Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек".
"О братьях наших меньших" (12ч)
Б.В. Заходер "Плачет киска в коридоре...", И.М. Пивоварова "Жила-была собака...", В.Д. Берестов "Кошкин дом", М.М. Пришвин "Ребята и утята", Е.И. Чарушин "Страшный рассказ", Б.С. Житков "Храбрый утенок".
"Из детских журналов" (9ч)
Д.И. Хармс "Игра", "Вы знаете?..'; "Что это было?"; Д.И. Хармс, С.Я. Маршак "Веселые чижи"; Н.В. Гернет, Д.И. Хармс "Очень-очень вкусный пирог"; Ю.Д. Владимиров "Чудаки"; А.И. Введенский "Ученый Петя".
"Люблю природу русскую. Зима" (9 ч)
И.А. Бунин "Зимним холодом..."; К.Д Бальмонт "Светло-пушистая..."; Я.Л. Аким "Утром кот..."; ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою..."; С.А. Есенин "Поет зима - аукает...", "Береза".
"Писатели - детям" (17 ч)
Произведения о детях, о природе. К.И. Чуковский "Путаница", "Радость"; С.Я. Маршак "Кот и лодыри"; СВ. Михалков "Мой секрет", "Сила воли", "Мой щенок"; А.Л. Барто "Веревочка", "Мы не заметили жука...", "В школу", "Вовка - добрая душа"; Н.Н. Носов "Затейники", "Живая шляпа".
"Я и мои друзья" (10 ч)
В.Д. Берестов "За игрой", Э.Э. Мошковская "Я ушел в свою обиду..." В.Д. Берестов "Гляжу с высоты...", ВВ. Лунин "Я и Вовка", Н. Булгаков "Анна, не грусти!" Ю.И. Ермолаев "Два пирожных", В.А. Осеева "Хорошее".
"Люблю природу русскую. Весна" (10 ч)
Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится", "Весенние воды"; А.Н. Плещеев "Весна", "Сельская песенка"; А.А. Блок "На лугу"; С.Я. Маршак"Снег теперь уже не тот"; И.А. Бунин "Матери"; А.Н. Плещеев "В бурю"; Е.А. Благинина "Посидим в тишине"; Э.Э., Мошковская "Я маму мою обидел".
"И в шутку и всерьез" (15ч)
Б.В. Заходер 'Товарищам детям", "Что красивей всего?", "Песенки Винни Пуха"; Э.Н. Успенский "Чебурашка" "Если был бы я девчонкой..." "Над нашей квартирой", "Память"; В.Д. Берестов "Знакомый", "Путешественники", "Кисточка"; И.П. Токмакова "Плим", "В чудной стране"; Г.Б. Остер "Будем знакомы".
"Литература зарубежных стран" (14ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков ("Бульдог по кличке Дог", "Перчатки", "Храбрецы", "Сюзон и мотылек", "Знают мамы, знают дети"). Ш. Перро "Кот в сапогах", "Красная Шапочка"; Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"; Э. Хогарт "Мафии и паук".
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- с гордостью относиться к произведениям русских писателей -классиков, известных во всем мире.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность совей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «-», «?»);
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью шкал и знаковой системы («+», «-», «?»);
- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
не конфликтовать, использовать вежливые слова;
в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- понимать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода их создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты.
Предметные результаты
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучающиеся научатся:
понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;
осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
- осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Обучающиеся научатся:
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
Обучающиеся научатся:
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
- находить в произведении средства художественной выразительности;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство
этому в тексте.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРЕДМЕТУ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
№ п\п | Дата | Тема урока | Планируемые результаты. | |||
план | Факт | Предметные результаты. | Метапредметные. | Личностные результаты. | ||
Самое великое чудо на свете (3 часа) | ||||||
1 | Введение. Знакомство с учебником. О книге. | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений. Пользоваться словарем в конце учебника Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Участвовать в коллективном проекте «О чем может рассказать школьная библиотека». Находить нужную информацию в библиотеке. | Регулятивные. Сопоставление целей, заявленных на шмуцтитуле с содержанием урока в процессе его изучения; рассказ о прочитанной книге. Познавательные. Ответы на вопросы учителя и учебника. Коммуникативные. Обсуждение в паре и группе, высказывания великих людей о книге и чтении; участие в коллективном проекте «О чем может рассказать школьная библиотека». | Ориентирование в учебной книге, ее элементах. | ||
2 | Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» | |||||
3 | Книги | |||||
Устное народное творчество (15 часов) | ||||||
4 | Устное народное творчество. Песни. | Осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями; Распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма; Осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; Составление собственных высказываний на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному. | Регулятивные. Чтение в соответствии с целью чтения, оценка результатов работы одноклассников по совместно выработанным критериям. Познавательные. Понимать смысл русских народных и литературных сказок; выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; Коммуникативные. формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока; коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы; контролировать выполнение действий в соответствии с планом; составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. | Понимание нравственно- го содержания прочитанно- го, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Воспитывать стремление заботиться об окружающих, прививать интерес к чтению. | ||
5 | Русские народные песни. Колыбельные песни. | |||||
6 | Русские народные потешки и прибаутки. | |||||
7 | Считалки, небылицы. Скороговорки | |||||
8 | Загадки, пословицы, поговорки. Обобщение по теме. | |||||
9 | С К А З К И Народные сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет…» | |||||
10 | Сказка «Петушок и бобовое зернышко» | |||||
11 | Сказка «У страха глаза велики» | |||||
12 | Сказка «Лиса и тетерев» | |||||
13 | Сказка «Лиса и журавль» Составление плана | |||||
14 | Сказка «Каша из топора» | |||||
15 | Сказка «Гуси-лебеди» | |||||
16 | Сказка «Гуси-лебеди» Повторение изученных сказок | |||||
17 | Викторина по сказкам | |||||
18 | «Обожаемые сказки» | |||||
Люблю природу русскую. Осень. (8 часов) | ||||||
19 | Люблю природу русскую. Осень | Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, пользоваться в читательской практике различными приемами чтения; наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает; осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями; распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма. | Регулятивные. результаты своих действий читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); оценивать по шкале и критериям, предложенным учителем; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); Познавательные. читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы; фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре; Коммуникативные. оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты). | Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине, воспитывать бережное отношение к природе. | ||
20 | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | |||||
21 | К.Бальмонт «Поспевает брусника…», | |||||
22 | А.Плещеев «Осень наступила…» А.Фет «Ласточки пропали…» | |||||
23 | «Осенние листья» - тема для поэтов | |||||
24 | В.Берестов «Хитрые грибы» | |||||
25 | М.Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом» | |||||
26 | Стихи и рассказы об осени. | |||||
Русские писатели.(14 ч) | ||||||
27 | А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» | Понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение); Читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; Рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм; Пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя. | Регулятивные. читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем ?), связывать с целевой установкой урока; Познавательные. читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова; соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения; оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем; определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем ?), связывать с целевой установкой урока; Коммуникативные. читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач; определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем ?), связывать с целевой установкой урока. | С гордостью относиться к произведе- ниям русских писателей-классиков известных во всем мире. Прививать интерес к чтению. | ||
28 | Стихи А. Пушкина | |||||
29 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки | |||||
30 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | |||||
31 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Пересказ по плану. | |||||
32 | Обобщение по теме «Сказки А. Пушкина» | |||||
33 | И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» | |||||
34 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей» | |||||
35 | Л. Толстой «Старый дед и внучек» | |||||
36 | Басни И.А. Крылова | |||||
37 | Л. Толстой «Филипок» | |||||
38 | Л. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже» | |||||
39 | Веселые стихи | |||||
40 | Обобщение по разделу «Русские писатели». | |||||
О братьях наших меньших (12 ч) | ||||||
41 | О братьях наших меньших | Читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; Просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; Соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев. Рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм. | Регулятивные. коллективно составлять план для пересказа литературного произведения; читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); Познавательные. отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы; создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений; определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей; Коммуникативные. вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение; оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения; определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. | Умение видеть красоту природы, изображен- ную в художественном произведе- нии; осознание понятия «Родина», представле- ния о проявлении любви к Родине, понимание нравственно- го содержания прочитанно- го, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. | ||
42 | Б. Заходер «Плачет киска в коридоре...» И Пивоварова «Жила- была собака...» | |||||
43 | В. Берестов «Кошкин щенок» | |||||
44 | Домашние животные | |||||
45 | М. Пришвин «Ребята и утята» | |||||
46 | М. Пришвин «Ребята и утята» Составление плана | |||||
47 | Е. Чарушин «Страшный рассказ» | |||||
48 | Е. Чарушин «Страшный рассказ» Составление плана | |||||
49 | Б. Житков «Храбрый утенок» | |||||
50 | В. Бианки «Музыкант» | |||||
51 | В. Бианки «Сова» | |||||
52 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». | |||||
Из детских журналов (9 часов) | ||||||
53 | Из детских журналов | Задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях. | Регулятивные. выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи. читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Познавательные. проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений. Коммуникативные. принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности; пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией; проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого; формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. | Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Прививать интерес к чтению детской литературы, литературному творчеству. | ||
54 | Д. Хармс «Игра» | |||||
55 | Д. Хармс «Вы знаете?..» | |||||
56 | Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи» | |||||
57 | Д. Хармс «Что это было?» «Очень-очень вкусный пирог» | |||||
58 | Ю. Владимиров «Чудаки» | |||||
59 | А.Введенский «Ученый Петя» | |||||
60 | А.Введенский «Лошадка» | |||||
61 | Обобщение по теме. Проект «Мой любимый детский журнал» | |||||
Люблю природу русскую. Зима (9 ч) | ||||||
62 | Люблю природу русскую. Зима | Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, пользоваться в читательской практике различными приемами чтения; наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает; пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя; осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой. | Регулятивные. читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем; Познавательные. читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы; фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре; Коммуникативные. определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям; высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты). | Осознание понятия «Родина», представле- ния о проявлении любви к Родине, воспитывать бережное отношение к природе. Прививать любовь к природе и русской словесности, с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. | ||
63 | Стихи о первом снеге | |||||
64 | Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою...» | |||||
65 | С. Есенин «Поет зима — аукает...», «Береза» | |||||
66 | Сказка «Два Мороза» | |||||
67 | С. Михалков «Новогодняя быль» | |||||
68 | А. Барто «Дело было в январе...» | |||||
69 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» | |||||
70 | Игра «Поле чудес» | |||||
Писатели — детям (17 ч) | ||||||
71 | Писатели — детям | Читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; Просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; Соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков. Задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; Делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; характеристика героев произведения. | Регулятивные. читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений словами) прогнозировать содержание произведения. фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач; Познавательные. сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла; определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника; определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника . Коммуникативные. оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения; оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях. высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. | Понимание нравственного содержания прочитанного го, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. | ||
72 | К. Чуковский «Путаница» | |||||
73 | К.Чуковский «Радость» | |||||
74 | К. Чуковский «Федорино горе» | |||||
75 | К. Чуковский «Федорино горе» Пересказ по плану. | |||||
76 | С. Маршак «Кот и лодыри» | |||||
77 | С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли» | |||||
78 | С. Михалков «Мой щенок» | |||||
79 | А. Барто «Веревочка» | |||||
80 | А. Барто «Мы не заметили жука...», «В школу» | |||||
81 | А. Барто «Вовка — добрая душа» | |||||
82 | Н. Носов «Затейники» | |||||
83 | Н. Носов «Живая шляпа» | |||||
84 | Н. Носов «Живая шляпа». Театрализация. | |||||
85 | Н. Носов «На горке» | |||||
86 | Н. Носов «На горке» Викторина по произведениям Н.Носова. | |||||
87 | Обобщение по разделу «Писатели — детям». | |||||
Я и мои друзья (10 ч) | ||||||
88 | Я и мои друзья | Понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментирован- ное чтение, чтение диалога, выборочное чтение); читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков. задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении; Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности, чтение по ролям, инсценирование и т.д., выделять главную мысль. | Регулятивные. Прогнозирование содержания раздела. формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию; фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре; предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; Познавательные. создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений; соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения; определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения; Коммуникативные. высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты). | Понимание нравственно- го содержания прочитанно- го, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительных качеств личности, честность и ответственность за свои поступки, доброе отношение к людям. | ||
89 | Стихи о дружбе и обидах | |||||
90 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | |||||
91 | Ю. Ермолаев «Два пирожных» | |||||
92 | В. Осеева «Волшебное слово» | |||||
93 | В. Осеева «Волшебное слово». Продолжение работы над произведением. | |||||
94 | В. Осеева «Хорошее» | |||||
95 | В. Осеева «Почему?» | |||||
96 | В. Осеева «Почему?». Продолжение работы над произведением. | |||||
97 | Обобщение по разделу. | |||||
Люблю природу русскую. Весна (10 ч) | ||||||
98 | Люблю природу русскую. Весна | Понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение); читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков. понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями; наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает. | Регулятивные. сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения; читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой; проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач; Познавательные. пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации; понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их; проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; Коммуникативные. прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои; не конфликтовать, использовать вежливые слова; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений. | Осознание понятия «Родина», представле- ния о проявлении любви к Родине, воспитывать бережное отношение к природе. Прививать любовь к природе и русской словесности. Воспитывать добрые чувства и уважитель- ное отношение к добрым людям. | ||
99 | Стихи Ф. Тютчева о весне | |||||
100 | Стихи А. Плещеева о весне | |||||
101 | А. Блок «На лугу» | |||||
102 | С. Маршак «Снег теперь уже не тот...» | |||||
103 | И. Бунин «Матери» | |||||
104 | А. Плещеев «В бурю» | |||||
105 | Е. Благинина «Посидим в тишине» | |||||
106 | Э. Мошковская «Я маму мою обидел...» | |||||
107 | Проект. Создание газеты «9 Мая – День Победы» | |||||
И в шутку и всерьез (15 ч) | ||||||
108 | И в шутку и всерьез | понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментирован- ное чтение, чтение диалога, выборочное чтение); читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков. рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм; осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план. | Регулятивные. Прогнозировать содержания раздела. формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока; читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы; оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям; аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач; Познавательные. отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы; сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла; проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника; Коммуникативные. вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение; создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по редложенной теме; оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения; оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях. | Понимание нравственно- го содержания прочитанно- го, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Воспитывать честность. | ||
109 | Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | |||||
110 | Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха | |||||
111 | Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха. Просмотр мультфильма. | |||||
112 | Э. Успенский «Чебурашка» | |||||
113 | Э. Успенский «Чебурашка» «Если был бы я девчонкой...» | |||||
114 | Стихи Э. Успенского | |||||
115 | Стихи В. Берестова | |||||
116 | Стихи И. Токмаковой | |||||
117 | Г. Остер «Будем знакомы» | |||||
118 | Г. Остер «Будем знакомы» и другие стихотворения поэта. | |||||
119 | В.Драгунский «Тайное становится явным» | |||||
120 | В. Драгунский «Тайное становится явным». Составление плана. | |||||
121 | Проверим себя | |||||
122 | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». | |||||
Литература зарубежных стран (14 ч) | ||||||
123 | Литература зарубежных стран | Понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментирован- ное чтение, чтение диалога, выборочное чтение); читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; просматривать и выбирать книги для самостоятель- ного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; делить текст на части; озаглавливать части. | Регулятивные. читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); коллективно составлять план для пересказа литературного произведения; контролировать выполнение действий в соответствии с планом;осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи. Познавательные. отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы; проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения; определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника; понимать читаемое. Коммуникативные. Участие в коллективном обсуждении, употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию; оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения. | На основе художествен-ных произведе- ний определять основные ценности взаимоотно- шений между людьми, в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопо- мощь, взаимовыручка). | ||
124 | Американская и английская народные песенки | |||||
125 | Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети...» | |||||
126 | Ш. Перро «Кот в сапогах» | |||||
127 | Ш. Перро «Кот в сапогах». Чтение по ролям. | |||||
128 | Ш. Перро «Красная Шапочка» | |||||
129 | Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | |||||
130 | Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Театрализация. | |||||
131 | Э. Хогарт «Мафии и паук» | |||||
132 | Э. Хогарт «Мафии и паук». Характеристика героев произведения. | |||||
133 | Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» | |||||
134 | КВН «Цветик-семицветик» | |||||
135 | Повторение пройденного материала за год. | |||||
136 | Обобщающий урок. Проект «Мой любимый писатель- сказочник» |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
1."Литературное чтение" (в 2 частях) Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Москва «Просвещение» 2012
2.«Поурочные разработки по литературному чтению» авторы: С.В.Кутявина М., «Вако» 2014 г.
3."Литературное чтение" 2 класс. Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой (СБ) Москва «Просвещение» 2012
4.СП. Литературное чтение. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкого. 2 класс.