12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Никитина Анжелика Валентиновна241 Работаю в школе 29 лет. Имею высшую категорию. Россия, Пермский край, г. Кунгур Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Рабочая программа по литературному краеведению
Программа рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов
(протокол №___ от _________
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ №1
_______________________Е.В.Тохтуева
Рабочая программа
по литературному краеведению
34 часа (1 час в неделю)
Никитина Анжелика Валентиновна
Учитель начальных классов
МОАУ СОШ №1 г. Кунгур, Пермский край
Пояснительная записка
Русская пословица гласит: «Испокон века книга растит человека». Почему же книга, как семья и Родина, наделена такой силой значимости? Способность растить человека давно связывают с книгой, т.к. подобно матери и родной земле книга хранит в себе то духовное начало, опыт мудрости, которые необходимы ребёнку, чтобы стать человеком «нормальной этничности». Книга позволяет «привязать ребёнка к древу культуры его народа, на материале искусства формирует богатое чувство красоты и чувство уважения к культуре иных народов». (Б.М. Неменский «Мудрость красоты»)
Особенности каждой территории позволяют учителю включить в образовательную программу дисциплину по культуре, географии или истории своего народа. Богатейшее наследие литературы народов Прикамья (фольклор, поэзию и прозу прошлых веков и настоящего времени для детей 8-10 лет) необходимо использовать для приоритетного направления в области образования. Данная программа связана с краеведением, географией, обществознанием, историей и литературным чтением.
Принципы построения программы
принцип жанрового разнообразия,
принцип актуализации тематики,
принципы оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из «взрослой литературы»,
принцип доступности и вариативности,
тематический принцип группировки материала,
принцип целостного восприятия художественного произведения,
монографический принцип,
принцип идейно-художественной значимости произведений.
Формы проведения занятий
По форме занятий включают проведение встреч, библиотечных уроков, литературных праздников, викторин, бесед, оформление выставок книг, рисунков, читательских дневников и отзывов, выступлений со сценками и литературными монтажами, самостоятельное знакомство с книгой, посещение экспозиций.
Цель программы
Создание условий для воспитания гармонично развитой, культурной личности средствами литературы народов Прикамья.
Задачи
обновление содержания образования;
расширение познавательных интересов учеников;
обогащение речи и языка учащихся;
формирование эстетического чувства красоты и уважения к культуре и языку иных народов, как равноправному; непохожему, но не враждебному нам, как части духовного мира любого человека;
приобщение учащихся к литературному наследию Пермского края;
введение в мир человеческих отношений разных народов Пермского края.
Предполагаемые результаты обучения
К концу обучения ученики должны знать поэтов и писателей, когда- либо живших и работающих в Прикамье и их произведения, произведения устного народного творчества русского, татарского, коми-пермятского, башкирского народов, виды доступной литературы и возможности библиотечной помощи, уметь пользоваться книгой для разнообразных целей деятельности, иметь нравственно-культурную позицию в отношениях к окружающему миру и людям.
Методический комплект:
1. Литература Прикамья: Хрестоматия для начальной школы. / Составители Н.П.Петрова, О.О. Суркова. – Пермь:
Книжный мир, 2008 г.
2. Н.К. Горбацевич, Н.В. Шатрова. Прикамье: страницы далёких и близких времён. Учебное пособие по курсу:
«Введение в историю для 4 класса. – Пермь: Книжный мир, 2008 г.
3. Н.А. Князева. Маленький пермяк. Азбука краеведа. – Пермь: Книжный мир, 2006 г.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Часы |
1. | Вводный урок. «Прощание с летом». | 1 |
2. | Экскурсия в детскую библиотеку им. Б.С. Рябинина. | |
3. | Фольклор народов Прикамья – бесценная часть литературы народов России. | 1 |
4. | Особый жанр фольклора – загадки пермских народов. | 1 |
5. | «Уральский Даль». В.Н. Серебренников. Меткое слово. | 1 |
6. | Народные посиделки «Осенины». | 1 |
7. | Литературные сказки XIX-XX вв. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». | 1 |
8. | Уральский сказочник П.П. Бажов. В гостях у «Хозяйки медной горы». | 1 |
9. | Уральские сказы П.П. Бажова. «Малахитова шкатулка». | 1 |
10. | Б.Рябинин: «Я – кунгурский огуречник». «Про дом…», «Большая вода». | 1 |
11. | Рассказы о животных Б. Рябинин. «Джери». | 1 |
12-13. | Конференция по творчеству Б.Рябинина в детской библиотеке. Презентация. | 2 |
14. | Сказки XXI в. А.Зеленин «Корюшкин. Каникулы без родителей». | 1 |
15. | А.Зеленин «Повесть про Петьку Ёжикова из 3 «б». | 1 |
16. | В.Рапп «Легенды и мифы Ледяной пещеры». | 1 |
17. | В.Рапп «Железный орёл». | 1 |
18. | А.Гребенкин «Живая азбука: Стихи для детей». Зимняя сказка: Азбука в стихах» | 1 |
19. | Знакомство с книгой В.Г. Эрисона «Встреча на природной тропинке». | 1 |
20. | Родной край В.Г. Щелоковой, С.Г. Глумова «Цветочная азбука в стихах и фото». | 1 |
21. | Лирические миниатюры о природе В.Вяткина «В кругу заветной красоты». | 1 |
22. | В.Я. Баталов «Край мой милый» («Родник», «Берёзовые люстры», «Ковёр»). | 1 |
23. | К. Мамонтов «Благодарю тебя, Отчизна». | 1 |
24. | Л. Преображенская «Сказки моего детства», «Серебряные рыбки». | 1 |
25. | Л. Преображенская. Стихи «Терем-теремок». Презентация «Алый парус». | 1 |
26. | В.Ф. Телегина «Как хорошо начинается день». | 1 |
27. | Ф. Липатов «По грибы не ходит кошка». | 1 |
28. | А.Н. Тумбасов «Что увидел художник». | 1 |
29. | В.В. Бианки «Сказки зверолова». Сказки уму – разуму учат. | 1 |
30. | Т.П. Фадеев о Великой Отечественной войне «Руки матери». | 1 |
31. | О. Селянкин «Дорога в бессмертие». Быль. | 1 |
32. | А.П. Гайдар. Рассказ «Четвёртый блиндаж». | 1 |
33. | Поэты-фронтовики К. Мамонтов и Н. Хаунен. | 1 |
34. | Урок-отчёт по детскому творчеству «Литературное кольцо Урала». | 1 |