Рабочая программа по обществознанию (7 класс, УМК: Королькова Е.С.)
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: |
Обществознание 7 Королькова Е.С. 34 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию предназначена для обучения учащихся 7 класса общеобразовательных организаций. Она составлена на основе:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
Учебного плана МОУ КСОШ №1 на 2014-2015 учебный год в соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании».
Примерными программами по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 42 с. – (Стандарты второго поколения);
Программа ориентирована на УМК:
Учебник Суворовой Н.Г.,Корольковой Е.С. «Обществознание», 7 класс. М.: Академкнига/Учебник», 2012.
Королькова Е.С. Методическое пособие «Введение в обществознание» М.: «Издательский дом «Новый учебник», 2005г.
Характеристика предмета «Обществознание».
Современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определить в обществе два полюса - государственный и свой собственный, осмыслить, что только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать гражданином современной России. Представляется крайне важным для будущего развития страны преодоление правового нигилизма, общественной и политической пассивности, различных проявлений нетерпимости и насилия, экстремизма и агрессивности, расизма и шовинизма, духовной деградации личности. В первую очередь это касается подростковой среды, поколения будущих граждан России.
Курс призван ввести ученика в сложный мир общественных отношений, дать возможность поразмышлять о самом себе и своем месте в окружающем мире. Познакомить подростка с накопленным мировым и отечественным опытом в области различных общественных наук, а также помочь применить полученные на занятиях знания и умения в дискуссионной полемике, при создании школьных правил и конституций, в организации школьных советов и других молодежных объединений.
Курс вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы. Он предполагает:
1. содействие самоопределению личности, создание условий для ее реализации;
2.формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
3. воспитание гражданственности и любви к Родине;
4. создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
5. выработку основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры.
6. интеграцию личности в систему национальных и мировой культур;
7. содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
8. помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
9. ориентацию учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Заметное продвижение к достижению названных целей реализуется через усвоение учащимися обозначенных в программе курса знаний о человеке и обществе, а также посредством формирования умений, приобретаемых в ходе выполнения заданий, представленных в учебном пособии.
«Обществознание» — учебный предмет, фундаментом которого являются современные научные представления об антропосоциогенезе. Их раскрытие в школьном курсе базируется на результатах исследований, понятийном аппарате ряда общественных наук: философии, социологии, экономики, юриспруденции, политологии, психологии и культурологии. При этом основное внимание учащихся в основной школе акцентируется на современных социальных явлениях.
Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю), из которых 2 часа – резерв, используемые для обобщения и закрепления полученных знаний.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию в 7 классе.
Личностные результаты:
мотивированность и направленность учащегося на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
учащийся должен уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
учащийся должен обрести способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы содержания программы по обществознанию являются результаты в сфере:
познавательной:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностномотивационной:
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Основное содержание курса Обществознание 7 класс (34 часа)
Введение (1 час). Знакомство с курсом Обществознание 7 класс, знакомство с учебником.
Глава 1. Как права человека и гражданина связаны с государством (8 часов).
Что такое государство. Два значения понятия «государство», понятие «власть», государственная власть. Как осуществляется государственная власть: задачи государственной власти, монархия и республика как формы государственного правления, на что опирается государственная власть. Какие бывают государства: Аристотель о государстве, демократическое государство, признаки демократии. Знакомьтесь: Россия. Признаки государства; символы государства Россия; государственный язык и языки народов России. Как устроена власть в нашем государстве: понятие «справедливое государство», что такое «разделение властей», законодательная власть в РФ, исполнительная власть в РФ, судебная власть в РФ, глава государства Россия. Кто такой гражданин: что значит «быть под защитой государства», нравственное и правовое понятие «гражданин». Гражданин и гражданство: понятие «гражданство», закон РФ «О гражданстве Российской Федерации», как стать гражданином России. Граждане Российской Федерации и другие граждане: иностранцы в России, беженцы, мигранты.
Повторительно-обобщающий урок по главе 1 (1 час).
Глава 2. Что представляют сегодня права взрослых и права детей (7 часов).
Конституция Российской Федерации об основных правах человека и гражданина: права человека как высшая ценность, что общего и в чем различие между правами человека и правами гражданина, личные права, политические, социальные и культурные права. О правах детей: возраст детства; какие права есть у ребенка; кто защитит ребенка. От слов к делу или о гарантиях прав человека. Что такое гарантии, как можно защитить свои права, уполномоченный по правам человека, нравственные гарантии прав человека. Право на судебную защиту. Суд как правоохранительный орган, история суда, деятельность суда. Кто представляет и защищает права подростка: родители как законные представители ребенка; кто представляет интересы детей-сирот. О самых важных правах, с точки зрения подростков. Личные проблемы подростка, защита частной жизни, мораль и право на защите прав человека. О праве на ошибку, или о том, что можно, а чего нельзя. Сфера человеческого общения, что можно и что нельзя, проступок и преступление.
Повторительно-обобщающий урок по главе 2 (1 час).
Глава 3. Почему не бывает прав без обязанностей (7 часов).
Есть ли границы у прав: что такое границы, зачем вводятся границы прав, кто устанавливает границы прав. Что такое обязанность: что означают слова «должен» и «обязан», чего больше у человека — прав или обязанностей, права человека в истории. Защитим Отечество: за что отвечает Президент РФ, задачи Вооруженных Сил РФ, за что отвечают граждане России. Сохраним природу и окружающую среду: кто в ответе за нашу природу, не быть равнодушным, экологические законы и экологические правонарушения. Сбережем историческую память народа: семейные реликвии, российские памятники материальной культуры, зачем нужна историческая память. Почему важно платить налоги. Что такое налоги, зачем платят налоги. Ответственность за несоблюдение законов: понятие «юридическая ответственность», за что наступает уголовная ответственность?
Повторительно-обобщающий урок по главе 3 (1 час).
Глава 4. Что зависит лично от вас (4 часа)
Какой ты след в душе оставишь: круг общения человека, правила общения. Еще раз о культуре: здоровье и духовная культура, здоровый образ жизни. Как молодежь обустраивает Россию: социальные проекты, помогая окружающим — помогаешь себе. Вот и стали мы на год взрослей: правовой статус четырнадцатилетних.
Повторительно-обобщающий урок по главе 4 (1 час).
Итоговое повторение по курсу Обществознание (1час).
Резерв 2часа.
Тематический план.
№ |
Раздел, название урока в поурочном планировании |
Кол-во часов по программе |
1 |
ВВЕДЕНИЕ |
1 час |
Глава 1. Как права человека и гражданина связаны с государством |
9 часов |
|
2 |
Тема 1. Что такое государство? |
1 час |
3 |
Тема 2. Как осуществляется государственная власть |
1 час |
4 |
Тема 3. Какие бывают государства |
1 час |
5 |
Тема 4. Знакомьтесь: Россия |
1 час |
6 |
Тема 5. Как устроена власть в нашем государстве |
1 час |
7 |
Тема 6. Кто такой гражданин |
1 час |
8 |
Тема 7. Гражданин и гражданство |
1 час |
9 |
Тема 8. Граждане Российской Федерации и другие граждане |
1 час |
10 |
Заключение: Повторительно-обобщаюший урок по главе 1. |
1 час |
Глава 2. Что представляют сегодня права взрослых и права детей |
8 часов |
|
11 |
Тема 9. Конституция РФ об основных правах человека и гражданина |
1 час |
12 |
Тема 10. О правах детей |
1 час |
13 |
Тема 11. От слов – к делу, или О гарантиях прав человека |
1 час |
14 |
Тема 12. Право на судебную защиту |
1 час |
15 |
Тема 13. Кто представляет и защищает права подростков |
1 час |
16 |
Тема 14. О самых важных правах с точки зрения подростка |
1 час |
17 |
Тема 15. О праве на ошибку, или О том, что можно и чего нельзя |
1 час |
18 |
Заключение: Повторительно-обобщаюший урок по главе 2. |
1 час |
Глава 3. Почему не бывает права без обязанностей |
8 часов |
|
19 |
Тема 16. Есть ли границы у прав |
1 час |
20 |
Тема 17. Что такое обязанность |
1 час |
21 |
Тема 18. Защитим Отечество |
1 час |
22 |
Тема 19. Сохраним природу и окружающую среду |
1 час |
23 |
Тема 20. Сбережем историческую память народа |
1 час |
24 |
Тема 21. Почему важно платить налоги |
1 час |
25 |
Тема 22. Об ответственности за несоблюдение законов |
1 час |
26 |
Заключение: повторительно-обобщающий урок по главе 3. |
1 час |
Глава 4. Что зависит лично от вас |
5 часов |
|
27 |
Тема 23. Какой ты след в душе оставишь |
1 час |
28 |
Тема 24. Еще раз о культуре |
1 час |
29 |
Тема 25. Как молодежь обустраивает Россию |
1 час |
30 |
Тема 26. Вот и стали мы на год взрослей |
1 час |
31 |
Заключение: повторительно-обобщающий урок по главе 4. |
1 час |
32 |
Итоговое повторение по курсу |
1 час |
ИТОГО |
32 час |
|
резерв |
2 часа |
Календарно-тематический план по курсу «Обществознание». 7 класс
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Основное содержание |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Дата |
|
План |
Факт |
|||||
1. |
Введение в курс Обществознание |
1 |
Общество. Социальные сферы общества. Современное общество. |
Повторение пройденного материала в 6 классе. |
||
Глава 1. Как права человека и гражданина связаны с государством (9 часов) |
||||||
2. |
Что такое государство? |
1 |
Два значения понятия «государство», понятие «власть», государственная власть. |
Понимать значения слова «государство». Выделять общее между властью в семье и властью в государстве. Формулировать свое мнение по теме. |
||
3. |
Как осуществляется государственная власть |
1 |
Задачи государственной власти, монархия и республика как формы государственного правления, на что опирается государственная власть. |
Отличать современные государства по способу правления. Выделять отличия республики от монархии. Определять средства для решения задач, стоящих перед государством. |
||
4. |
Какие бывают государства |
1 |
Какие бывают государства: Аристотель о государстве, демократическое государство, признаки демократии |
Выяснять особенности демократического государства. Определять негативные черты демократии и пути их устранения. Высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий |
||
5. |
Знакомьтесь: Россия |
1 |
Знакомьтесь: Россия. Признаки государства; символы государства Россия; государственный язык и языки народов России. |
Называть признаки государства. Составлять рассказ о своей Родине по иллюстрации. Решать познавательные и проблемные задания. |
||
6. |
Как устроена власть в нашем государстве |
1 |
Как устроена власть в нашем государстве: понятие «справедливое государство», что такое «разделение властей», законодательная власть в РФ, исполнительная власть в РФ, судебная власть в РФ, глава государства Россия. |
Схематизировать устройство государства на основе текста учебника. Определять цель разделения властей. Выявлять разницу между органами исполнительной и законодательной власти. Обосновывать свою точку зрения по проблемному вопросу. |
||
7. |
Кто такой гражданин |
1 |
Кто такой гражданин: что значит «быть под защитой государства», нравственное и правовое понятие «гражданин». |
Высказывать свое мнение о правовой связи человека и гражданина, о разнице этих понятий. Понимать значение слов «человек», «индивид», «личность». Определять правовое значение слова «гражданин». Формулировать обязанности и ответственность государства перед гражданами на основе учебника. |
||
8. |
Гражданин и гражданство |
1 |
Гражданин и гражданство: понятие «гражданство», закон РФ «О гражданстве Российской Федерации», как стать гражданином России. |
Определять разницу понятий «подданный» и «гражданин». Формулировать способы получения гражданства в РФ. |
||
9. |
Граждане Российской Федерации и другие граждане |
1 |
Граждане Российской Федерации и другие граждане: иностранцы в России, беженцы, мигранты. |
Определять различия в правах граждан РФ и иностранных граждан. Рассуждать и аргументировать ответ на проблемные задания. |
||
10. |
Повторительно-обобщаюший урок по главе 1. |
1 |
Урок контроля знаний |
Систематизировать материал о правах и обязанностях гражданина и человека. Высказывать суждения о правах и обязанностях государства перед народом. Выполнять тестовые контрольные задания. |
||
Глава 2. Что представляют сегодня права взрослых и права детей (8 часов) |
||||||
11. |
Конституция РФ об основных правах человека и гражданина |
1 |
Конституция Российской Федерации. Права человека как высшая ценность, Общее и различное в правах человека и правах гражданина, личные права, политические, социальные и культурные права. |
Выделять группы основных прав и свобод человека Определять понятие правовой статус человека и гражданина. Решать проблемные и познавательные задания. |
||
12. |
О правах детей |
1 |
О правах детей: возраст детства; какие права есть у ребенка; кто защитит ребенка. |
Выявлять общее в правах и свободах взрослых и детей. Приводить примеры из личной жизни о своих правах. Решать проблемные и познавательные задания. |
||
13. |
От слов – к делу, или О гарантиях прав человека |
1 |
Гарантии, как можно защитить свои права, уполномоченный по правам человека, нравственные гарантии прав человека. |
Находить в тексте учебника проблему и объяснять способ её решения. Высказывать аргументировано мнение по проблемным вопросам. |
||
14. |
Право на судебную защиту |
1 |
Право на судебную защиту. Суд как правоохранительный орган, история суда, деятельность суда. |
Определять цель и время появления суда. Сравнивать суды прошлого и современный суд: сходства и отличия. Перечислять качества человека для работы судьей. |
||
15. |
Кто представляет и защищает права подростков |
1 |
Кто представляет и защищает права подростка: родители как законные представители ребенка; кто представляет интересы детей-сирот. |
Рассказывать собственные ситуации о представлении ваших интересов. Давать свой вариант ответа на взаимосвязь прав взрослых и детей. |
||
16. |
О самых важных правах с точки зрения подростка |
1 |
О самых важных правах, с точки зрения подростков. Личные проблемы подростка, защита частной жизни, мораль и право на защите прав человека. |
Обсуждать закон о защите частной жизни. Высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. |
||
17. |
О праве на ошибку, или О том, что можно и чего нельзя |
1 |
О праве на ошибку, или о том, что можно, а чего нельзя. Сфера человеческого общения, что можно и что нельзя, проступок и преступление. |
Объяснять понятие «толерантность». Определять ошибки, на которые люди не имеют права. Объяснять отличие проступка от преступления. |
||
18. |
Повторительно-обобщаюший урок по главе 2. |
1 |
Урок контроля знаний |
Систематизировать материал о правах человека. Высказывать суждения о проблемах по данной теме. Выполнять тестовые контрольные задания. |
||
Глава 3. Почему не бывает права без обязанностей (8 часов) |
||||||
19. |
Есть ли границы у прав |
1 |
Есть ли границы у прав: что такое границы, зачем вводятся границы прав, кто устанавливает границы прав. |
Перечислять цели, ради которых могут вводиться ограничения прав. Называть права, которые никогда не могут быть ограничены. |
||
20. |
Что такое обязанность |
1 |
Что такое обязанность: что означают слова «должен» и «обязан», чего больше у человека — прав или обязанностей, права человека в истории. |
Формулировать самостоятельно определение слова «обязанность». Называть обязанности человека и гражданина РФ. Определять обязанности, связанные правом человека на жизнь. |
||
21. |
Защитим Отечество |
1 |
Защитим Отечество: за что отвечает Президент РФ, задачи Вооруженных Сил РФ, за что отвечают граждане России. |
Определять обязанности Президента РФ по защите Отечества. Находить в тексте проблему и её решение. Высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий |
||
22. |
Сохраним природу и окружающую среду |
1 |
Сохраним природу и окружающую среду: кто в ответе за нашу природу, не быть равнодушным, экологические законы и экологические правонарушения. |
Размышлять над экологическими проблемами современности. Выявлять экологические проблемы родного края. Высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий |
||
23. |
Сбережем историческую память народа |
1 |
Сбережем историческую память народа: семейные реликвии, российские памятники материальной культуры, зачем нужна историческая память. |
Понимать значение исторической памяти народа для современного общества. Называть действия государства по сохранению памятников истории культуры. |
||
24. |
Почему важно платить налоги |
1 |
Почему важно платить налоги. Что такое налоги, зачем платят налоги. |
Выяснить, из чего складывается бюджет своей семьи и как расходуется. Определять орган власти, занимающийся сбором налогов. |
||
25. |
Об ответственности за несоблюдение законов |
1 |
Ответственность за несоблюдение законов: понятие «юридическая ответственность», за что наступает уголовная ответственность |
Обосновывать важность соблюдения законов своей страны. Формулировать понятие «юридическая ответственность» и её виды. Определять возраст наступления уголовной ответственности. |
||
26. |
Повторительно-обобщающий урок по главе 3. |
1 |
Урок контроля знаний |
Систематизировать материал о правовом статусе человека. Высказывать суждения о взаимосвязи прав и обязанностей человека. Выполнять тестовые контрольные задания. |
||
Глава 4. Что зависит лично от вас (5 часов) |
||||||
27. |
Какой ты след в душе оставишь |
1 |
Какой ты след в душе оставишь: круг общения человека, правила общения. |
Сформулировать основные правила общения. Приводить примеры, когда люди пренебрегали этими правами. Высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы. |
||
28. |
Еще раз о культуре |
1 |
Еще раз о культуре: здоровье и духовная культура, здоровый образ жизни. |
Высказывать своё мнение, работать с текстом. Формулировать понятие «здоровый образ жизни». Обосновывать значение соблюдать здоровый образ жизни. |
||
29. |
Как молодежь обустраивает Россию |
1 |
Как молодежь обустраивает Россию: социальные проекты, помогая окружающим — помогаешь себе. |
Выделять наиболее важные проблемы своей местности. Высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы. |
||
30. |
Вот и стали мы на год взрослей |
1 |
Вот и стали мы на год взрослей: правовой статус четырнадцатилетних. |
Формулировать новые права 14-летних подростков. Рассказывать примеры пользования новыми правами. |
||
31. |
Повторительно-обобщающий урок по главе 4. |
1 |
Урок контроля знаний. |
Систематизировать материал о правах и обязанностях подростка. Выполнять тестовые контрольные задания по истории Смутного времени. |
||
32. |
Итоговое повторение по курсу |
1 |
Урок повторения и обобщения. |
Систематизировать материал по курсу. Выполнять тестовые контрольные задания. |
||
33-34. |
Резерв |
Список литературы.
Учебник Суворовой Н.Г.,Корольковой Е.С. «Обществознание», 7 класс.М.: Академкнига/ Учебник», 2012.
Королькова Е.С. Методическое пособие «Введение в обществознание» М.: «Издательский дом «Новый учебник», 2011г.
Семейный кодекс РФ. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
Трудовой кодекс РФ. – М.: «Мартин», 2005.
Уголовный кодекс РФ. Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
Конституция РФ. М., 1993 г.
Дидактический материал: - тесты по темам «Социальное развитие современного общества », "Политическая жизнь современного общества ", "Духовная культура ", "Современный этап мирового развития" 2 варианта.
Интернет – ресурсы.
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.
http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.
http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.
http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.
http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.
http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.