12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Андрей Анатольевич26344 учитель, классный руководитель Россия, Орловская обл. Материал размещён в группе «ФГОС планирование по ОБЖ» |
Рабочая программа по ОБЖ, 6 класс
Рабочая программа по ОБЖ для 6 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, на основе Рабочей программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (ФГОС) А.Т. Смирнова и Б.О.Хренникова (Москва, Просвещение, 2012 год).
Общая цель школьного курса ОБЖ — обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
• безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
• принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
• антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
• отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
• безопасное поведение учащихся в ЧС природного, техногенного и социального характера;
• понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
• принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
•антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в т.ч. нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
• отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том силе наркотиков;
• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
В структуре курса ОБЖ 6 класса отсутствуют разделы 2 и 3 «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций», «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации». Основная идея курса – безопасность во время активного отдыха, внутреннего и выездного туризма, при следовании к месту отдыха наземным, воздушным и водным транспортом, а также выживание в условиях вынужденной автономии в природе.
Целями изучения курса является формирование:
• культуры безопасности жизнедеятельности;
• убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алко-голя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
• понимания необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знаний основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного харак-тера;
• знаний и умений применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умений оказать первую помощь пострадавшим;
• умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы обучения учащихся на уроке: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная.
Методы обучения:
— Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
— Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
— Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
— Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).
Планируемые образовательные результаты.
На конец 6 класса ученик научится и получит возможность научиться:
Личностные результаты обучения:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в опасных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современ-ному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотруд-ничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания цен-ности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техно-генного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметные результаты обучения (УУД):
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённос-ти, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и фор-мулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осу-ществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террори-стической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях при-родного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятель-ность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
При изучении курса ОБЖ 6 класса используется учебник:
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2012.
По программе на изучение курса ОБЖ в 6 классе отводится 35 часов. Календарно-тематическое планирование составлено из расчета 1 час в неделю, всего 34 часа в год (34 учебные недели). Уплотнение программы произведено за счет за счет объединения близких по содержанию и несложных в усвоении учащимися уроков «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» и «Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека» в теме 7 «Здоровый образ жизни и факторы, на него влияющие».
Формы контроля
1. Тестовые задания (7- 15 мин).
2. Устный опрос (7-15 мин)
Средства контроля и оценки результатов обучения
Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Отметка «1» ставится, если:
• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу
Примерное распределение времени по разделам и темам программы ОБЖ 6 класса
№ раздела и темы | Наименование раздела и темы | Количество часов | |||
по рабочей программе А.Т.Смирнова | По календарно-тематическому планированию | ||||
Разделы и темы | Практические занятия | Разделы и темы | Практические занятия | ||
Модуль 1. | Основы безопасности личности, общества, и государства | 25 | 25 | ||
I | Основы комплексной безопасности. | 25 | 25 | ||
1 | Подготовка к активному отдыху на природе | 6 | 6 | ||
2 | Активный отдых на природе и безопасность. | 5 | 5 | ||
3 | Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности | 6 | 6 | ||
4 | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природе | 4 | 4 | ||
5 | Опасные ситуации в природных условиях | 4 | 4 | ||
Модуль 2. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 | 9 | ||
V | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. | 4 | 4 | ||
6 | Первая помощь при неотложных состояниях | 4 | 4 | ||
IV | Основы здорового образа жизни | 6 | 5 | ||
7 | Здоровый образ жизни и факторы, на него влияющие | 6 | 5 | ||
Всего часов | 35 | 0 | 34 | 0 |
Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ в 6 классе
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | ФОПД | Методы ОПД | Домашнее задание | Примечание |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (25 ч) Раздел 1. Основы комплексной безопасности (25 ч) Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч) | ||||||||
1 | Природа и человек. | Комбиниро-ванный | Изучение правил подготовки к активному отдыху на природе и правила поведения на природе. Выработка умений применять их в природе. | Фронтальная | Беседа | § 1.1 | ||
2 | Ориентирование на местности. | Комбиниро-ванный | Изучение простейших способов ориентирования на местности и правил выхода к жилью. | Фронталь-ная | Эвристичес-кая беседа | § 1.2 | ||
3 | Определение своего местонахождения и направ-ления движения на местности. | Комбиниро-ванный | Научить учащихся наиболее простым способам определения местонахождения, сторон горизонта и направления движения на местности. | Фронталь-ная | Беседа | § 1.3 | ||
4 | Подготовка к выходу на природу. | Комбиниро-ванный | Понятие о чрезвычайных ситуациях в природе. Выработка потребности предвидеть сложные жизненные ситуации и принимать меры к безопасному поведению в природных условиях | Фронталь-ная | Эвристичес-кая беседа | § 1.4 | ||
5 | Определение места для бивака и организация бивачных работ. | Урок "от-крытия но-вого знания" | Знакомство с возможными вариантами оборудования временного укрытия, способами добывания огня и разведения костра, выработка умений разводить костры на природе, обеспечивать пожарную и личную безопасность. | Фронталь-ная | Эвристичес-кая беседа | § 1.5 | ||
6 | Определение необходимого снаряжения для похода. | Урок "от-крытия но-вого знания" | Знакомство с факторами, которые необходимо учитывать при подготовке к походу. Определение переченя снаряже-ния, которое берут в поход. | Групповая | Решение ситуацион-ных задач | § 1.6 | ||
Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность (5 ч) | ||||||||
7 | Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. | Комбиниро-ванный | Изучение факторов, мешающих успешно справиться с экстремальной ситуацией на природе, выработка умений определять последовательность действий в таких ситуациях. | Фронталь-ная | Беседа | § 2.1 | ||
8 | Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. | Комбиниро-ванный | Изучение правил обеспечения безопасности в походе, выработка умений грамотно выбирать маршрут и условия похода, распределять режим и распорядок похода. | Групповая | Беседа | § 2.2 | ||
9 | Подготовка и проведение лыжных походов. | Комбиниро-ванный | Знакомство с правилами подготовки и проведения зимнего похода, подбора снаряжения, правилами обеспечения безопасности в походе, организации движения и ночлегов. | Фронталь-ная | Беседа | § 2.3 | ||
10 | Водные походы и обеспечение безопасности на воде. | Комбиниро-ванный | Знакомство с правилами подготовки и проведения похода по воде, возможными аварийными ситуациями, правилами обеспечения безопасности на воде. | Фронталь-ная, анализ ситуаций | Мультимедийный урок | § 2.4 | ||
11 | Велосипедные походы и безопасность туристов. | Комбиниро-ванный | Знакомство с правилами подготовки и проведения похода, подбора снаряжения, правилами обеспечения безопасности в походе. | Фронталь-ная | Беседа | § 2.5 | ||
Тема 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности (6 ч) | ||||||||
12 | Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. | Урок "от-крытия но-вого знания" | Определение факторов, мешающих успешно справиться с экстремальной ситуацией на природе в местах, сильно отдаленных от места проживания. | Фронталь-ная | Эвристичес-кая беседа | § 3.1 | ||
13 | Акклиматизация человека в различных климатических условиях. | Комбиниро-ванный | Подготовка к правильным и грамотным действиям в условиях акклиматизации и реакклиматизации к различным условиям | Групповая | Киноурок | § 3.2 | ||
14 | Акклиматизация человека в горной местности. | Урок "от-крытия но-вого знания" | Подготовка к правильным и грамотным действиям в условиях акклиматизации в горной местности. | Фронталь-ная | Мультимедийный урок-игра | § 3.3 | ||
15 | Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. | Урок "от-крытия но-вого знания" | Изучение особенностей передвижения наземными видами транспорта, выработка умений обеспечивать личную безопасность при передвижении наземным транспортом. | Фронталь-ная | Эвристичес-кая беседа | § 3.4 | ||
16 | Обеспечение личной безопасности на водным транспорте | Изучение особенностей передвижения водным транспортом, выработка умений обеспечивать личную безопасность при передвижении водным транспортом. | Фронталь-ная | Киноурок | § 3.5 | |||
17 | Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте | Изучение особенностей передвижения воздушным транспортом, выработка умений обеспечивать личную безопасность при передвижении воздушным транспортом. | Фронталь-ная | Киноурок | § 3.5 | |||
Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 ч) | ||||||||
18 | Автономное существование человека в природе | Урок "от-крытия но-вого знания" | Изучение неблагоприятных факторов, действующих на человека в условиях автономного пребывания в природных условиях. Определение плана действия в каждой конкретной ситуации. | Фронталь-ная | Беседа | § 4.1 | ||
19 | Добровольная автономия человека в природной среде. | Урок "от-крытия но-вого знания" | Изучение условий попадания и психологических аспектов добровольной автономии, вариантов оценки ситуации; выработка плана действия. | Групповая | Беседа | § 4.2 | ||
20 | Вынужденная автономия человека в природной среде. | Урок "от-крытия но-вого знания" | Выработка умений подавать сигналы бедствия различными способами и средствами; изучение условий попадания и психологических аспектов вынужденной автономии. | Фронталь-ная | Решение ситуацион-ных задач | § 4.3 | ||
21 | Обеспечение жизнедеятельности человека при автономном существовании. | Урок "от-крытия но-вого знания" | Изучение возможных способов и выработка умений оборудования временного укрытия, добывания огня и разведения различных типов костров, поиска и добывания воды, её очистки и обеззараживания, добывания пищи в природе. | Фронталь-ная | Киноурок | § 4.4 | ||
Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях (4 ч) | ||||||||
22 | Опасные погодные явления. | Урок "от-крытия но-вого знания" | Изучение влияния опасных природных явлений на человека и способов защиты от них. | Фронталь-ная | Мультимедийный урок-игра | § 5.1 | ||
23 | Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. | Урок "от-крытия но-вого знания" | Изучение основных правил поведения и мер безопасности при встрече с дикими животными | Индивиду-альная | Эвристичес-кая беседа | § 5.2 | ||
24 | Укусы насекомых и защита от них | Комбиниро-ванный | Изучение основных правил поведения и мер безопасности при контакте с насекомыми в природных условиях | Фронталь-ная | Мультимедийный урок-игра | § 5.3 | ||
25 | Клещевой энцефалит и его профилактика. | Комбиниро-ванный | Изучение основных правила по защите от укуса клеща; выработка умений оказывать первую помощь при укусе клеща. | Фронталь-ная | Киноурок | § 5.4 | ||
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи (4 ч) Тема 6. Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) | ||||||||
26 | Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях | Урок "открытия нового знания" | Изучение правил ухода за одеждой и обувью и правил личной гигиены и медицинской помощи и самопомощи на природе. | Фронталь-ная | Беседа | § 6.1 | ||
27 | Оказание первой помощи при травмах. | Комбиниро-ванный | Овладение умениями накладывать повязки на туловище и конечности. | Групповая | Решение ситуацион-ных задач | § 6.2 | ||
28 | Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. | Комбиниро-ванный | Овладение умениями оказывать первую медицинскую помощь при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. | Фронталь-ная | Киноурок | § 6.3 | ||
29 | Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых | Комбиниро-ванный | Овладение знаниями и умениями оказывать первую медицинскую помощь при укусах насекомых и змей. | Фронталь-ная | Решение ситуацион-ных задач | § 6.4 | ||
Раздел 5. Основы здорового образа жизни (5 ч) Тема 7. Здоровый образ жизни и факторы, на него влияющие (5 ч) | ||||||||
30 | Здоровый образ жизни и профилактика переутомления. | Комбиниро-ванный | Изучение причин утомления и переутомления в процессе жизнедеятельности, а также способов профилактики переутомления. | Работа в парах | Решение ситуацион-ных задач | § 7.1 | ||
31 | Компьютер и его влияние на человека. | Комбиниро-ванный | Выяснение опасных факторов влияния компьютера на организм человека, составление памятки для работы на компьютере. | Групповая | Эвристичес-кая беседа | § 7.2 | ||
32 | Влияние окружающей среды на здоровье человека. | Комбиниро-ванный | Объяснение особенностей влияния окружающей среды (природной и социальной) на развитие и здоровье человека. | Групповая | Эвристичес-кая беседа | § 7.3, § 7.4 | ||
33 | Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. | Комбиниро-ванный | Изучение опасности и последствий влияния на организма человека наркотиков и психоактивных веществ. | Фронталь-ная | Эвристичес-кая беседа | § 7.5 Итоговый реферат (темы в учебнике) | ||
34 | Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ. | Урок рефлексии | Знакомство со стадиями развития наркотической зависимости; изучение способов профилактики наркотической зависимости. | Групповая | Решение ситуацион-ных задач | § 7.6 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения курса ОБЖ 6 класса
№ п\п | Наименование раздела | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||||
1 | Подготовка к активному отдыху на природе | ∙ формирование культуры безопасности жизнедеятельности посредством осознания значимости безопасного поведения в бытовых условиях; ∙ формирование убеж-дения в необходимости здорового и безопасного образа жизни; ∙ понимание необходи-мости сохранения при-роды и окружающей среды для полноценной жизни человека; | • умение самостоя-тельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение самостоя-тельно определять цели своего обучения, ставить и формулиро-вать для себя новые задачи в учёбе и поз-навательной деятель-ности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы-бирать основания и, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы | • формирование умений взаимодей-ствовать с окружаю-щими, выполнять различные социаль-ные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. | • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; |
2 | Активный отдых на природе и безопасность | • формирование совре-менной культуры безо-пасности жизнедеятель-ности на основе пони-мания необходимости защиты личности, об-щества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в опасных ситуациях техногенного характера; • знание и умение при-менять правила безопас-ного поведения в природных условиях; • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для миними-зации последствий с учётом реально склады-вающейся обстановки и индивидуальных возможностей. | • умение соотносить свои действия с пла-нируемыми резуль-татами курса, осуще-ствлять контроль сво-ей деятельности в процессе достижения результата,определять способы действий в опасных и чрезвы-чайных ситуациях в рамках предложен-ных условий и требо--ваний,корректировать свои действия в соот-ветствии с изменяю-щейся ситуацией; • умение оценивать правильность вы-полнения учебной задачи в области безопасности жизне-деятельности, соб-ственные возмож-ности её решения | • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. | • формирование и развитие компетент-ности в области использования информационно-коммуникационных технологий; • формирование умений взаимодей-ствовать с окружаю-щими, выполнять различные социаль-ные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. | • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; |
3 | Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности | ∙ Знание основных опасных ситуаций в условиях акклиматизации и сбоя биологических часов, ∙ знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; ∙ формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности | • Умение самостоятель-но планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учеб-ных и познавательных задач; • умение самостоятель-но определять цели своего обучения, ста-вить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | • Освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных си-туациях природного характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. • умение создавать, применять и пре-образовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава-тельных задач | • Формирование умений взаимодей-ствовать с окружаю-щими, выполнять различные социаль-ные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. | • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни |
4 | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде | • Знание основных чрезвычайных ситуа-ций, возникающих при поездке на различных вида транспорта; • знание и умение применять правила безопасного поведе-ния в условиях ЧС; • формирование сов-ременной культуры безопасности жизне-деятельности в условиях повседневной жизни. | • Умение самостоя-тельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтерна-тивные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение самостоя-тельно определять цели своего обучения, ставить и формулиро-вать для себя новые задачи в учёбе и поз-навательной деятель-ности, развивать мо-тивы и интересы сво-ей познавательной деятельности. | • Освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. • умение создавать, применять и прео-бразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава-тельных задач. | • Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях |
5 | Опасные ситуации в природных условиях | • Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. | • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | • Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах |
6 | Первая помощь при неотложных состояниях | • Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; • умение оказать первую помощь пострадавшим; • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. | • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение самостоятель-но определять цели своего обучения, ставить и формулиро-вать для себя новые задачи в учёбе и поз-навательной деятель-ности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. | • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах |
7 | Здоровый образ жизни и факторы, на него влияющие | • Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью | • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии и делать выводы | • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; • освоение норм и правил поведения, способствующих сохранению здоровья; |